Сколько особенностей имеет процедура приватизации муниципального имущества
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько особенностей имеет процедура приватизации муниципального имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Совокупные расходы компаний группы Ростелеком на персонал, согласно отчетности по МСФО за 9 месяцев этого года, составили 68,6 млрд рублей, что на 2,8 больше показателя аналогичного периода 2913 года. Проблемы в российской экономике наблюдаются в течение нескольких лет и 2020 год не является исключением. Общие положения 1.
Содержание:
42. Особенности приватизации муниципальной собственности
42. Особенности приватизации муниципальной собственности
Приватизация – отчуждение (переход) имущества, в основном недвижимого, из муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
В настоящее время предусматривается использование следующих способов приватизации: 1) безвозмездная передача акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, работникам указанных предприятий и приравненным к ним лицам в соответствии с установленными льготами; 2) продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации (работникам предприятий и приравненным к ним лицам по закрытой подписке в соответствии с установленными льготами, по инвестиционному конкурсу, коммерческому конкурсу, на аукционе, на специализированном аукционе по продаже акций); 3) продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами (на аукционах, по коммерческому и инвестиционному конкурсам); 4) выкуп арендованного имущества, продажа предприятий товариществам в соответствии с установленными льготами.
ГК РФ устанавливает порядок выкупа земельных участков для муниципальных нужд, если таковых для развития поселений оказывается недостаточно. Земельные участки могут быть изъяты у собственников по решению федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ. Решение об изъятии подлежит государственной регистрации. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени МО осуществляют органы МСУ, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами МО, – население непосредственно.
Органы МСУ в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы МСУ в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать также условия использования земель, находящихся в границах МО.
Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами МСУ самостоятельно в соответствии с положениями устава.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Органы МСУ также вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, исходя из нужд населения.
41. Основной субъект права муниципальной собственности, особенности ее реализации Основным субъектом права муниципальной собственности Конституция РФ определила население МО, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Это
§ 5 Особенности приватизации бывших общежитий На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или
Статья 30. 1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ)1. Земельные участки для жилищного строительства из земель,
Статья 30. 2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ)1. Земельные участки для их
Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
Статья 38. 2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (введена Федеральным
Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной
Статья 30.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного
Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
Статья 38.2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства 1. Аукцион по продаже
90. Понятие муниципальной собственности В соответствии со ст. 215 ГКРФ муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В настоящее время не существует единого
Статья 30.1 Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. В связи с введением в действие нового ГрК РФ Кодекс дополнен новыми статьями (ст.30.1, 30.2, 38.1, 38.2)[160], призванными
Статья 30.2 Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1-7. В п.1 комментируемой статьи определен перечень мероприятий, выполняемых в
Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или
Статья 38.2 Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства Комментируемая статья
Источник: https://law.wikireading.ru/11253
Особенности приватизации муниципальной собственности
Приватизация муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы.
Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности.
В соответствии с Федеральным законом о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько этапов:
- 1) подача заявки на приватизацию;
- 2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;
- 3) составление и утверждение плана приватизации;
- 4) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяются:
- 1) компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества;
- 2) порядок планирования приватизации муниципального имущества;
- 3) порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
Приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
2) продажа муниципального имущества на аукционе;
На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Аукцион является открытым по составу участников.
Передача муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию.
Специализированный аукцион является открытым по составу участников.
4) продажа муниципального имущества на конкурсе;
На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Право приобретения муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
Конкурс является открытым по составу участников.
Договор купли-продажи муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса.
Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств.
Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается в муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
5) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
Продажа муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже муниципального имущества является публичной офертой.
При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.
Право приобретения муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
6) продажа муниципального имущества без объявления цены;
Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
7) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
Внесение муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено если открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав).
Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:
— находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
— занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.
Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
— объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
- — объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
- — детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
- — жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
- — объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения./51/
Изменение назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Полученные в результате приватизации государственного имущества денежные средства распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые установлены соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, подлежат перечислению в местные бюджеты и являются обязательными платежами и распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
Можно заключить, что возможности для создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.
Между тем при всей однотипности с приватизацией государственной собственности приватизация муниципальной собственности имеет свои особенности, предопределяемые не только масштабами, но и своеобразием субъекта права собственности — муниципального образования, особенностями организации местного самоуправления, которые должны учитываться и законодателем, и правоприменителем.
Нормативное установление компонентов обязанности и принуждения за административные правонарушения является необходимым условием действенной реализации механизма административно-правового регулирования приватизационных правоотношений. Даже простым своим наличием в административно-правовой норме меры административного принуждения уже способствуют организации должного поведения субъекта. При этом если обязанное лицо не следует установленным правилам поведения, действует в разрез с нормативным предписанием, нарушает их, то оно в обязательном порядке должно быть подвергнуто мерам административного принуждения посредством реализации соответствующей санкции, в частности административной ответственности.
В практике борьба с правонарушениями в сфере приватизации встречается немало сложностей, связанных с квалификацией ряда административных правонарушений в их соотношениями с преступлениями.
Процесс приватизации в настоящее время отчасти перешел на качественно новый уровень — перераспределение прав собственности посредством действия рынка ценных бумаг. В сфере приватизации муниципального имущества как в специфической сфере, сочетающей в себе гражданско-правовые и административно-правовые средства регулирования, целесообразно вести речь о правонарушении не только в криминологическом его понимании, но и в более широком, включающем в себя в том числе административные и гражданско-правовые методы воздействия.
При этом важно определиться, насколько широки рамки тех действий (бездействий) в сфере приватизации, которые могут быть отнесены к противоправным и к которым соответственно должны быть применены те или иные меры юридической ответственности. Здесь необходимо исходить из того, что всякое противоправное деяние можно считать противоречащим или нарушающим правила поведения, установленные нормой права вообще, если оно нарушает обязанности, возложенные на соответствующего субъекта. В противном случае противоправным можно назвать и те действия и бездействия, которые сформулированы нормой в качестве прав участников общественных отношений. Таким образом, основным признаком противоправности деяния в большей степени необходимо считать факт невыполнения юридической обязанности в широком ее понимании, хотя при этом и возникают некоторые сложности и условности отграничения права от обязанности.
Ответственность как мера государственного принуждения призвана предопределять прежде всего правомерное поведение хозяйствующих субъектов в сфере приватизации, следование соответствующим нормативным установлениям в строгом соответствии с требованием закона.
Основы приватизации муниципального имущества должна устанавливать Государственная программа приватизации государственного имущества в Российской Федерации, которая должна быть принята вскоре. Поэтому при проведении приватизации объекта муниципальной собственности, органы местного самоуправления руководствуются Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, после 1 июля 1994 года утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 (в редакции от 25.01.99).
На уровне местного самоуправления местные программы приватизации муниципального имущества принимаются ежегодно.
Источник: https://studwood.ru/1205514/pravo/osobennosti_privatizatsii_munitsipalnoy_sobstvennosti
Приватизация муниципального имущества
Приватизация государственного и муниципального имущества считается законной процедурой отчуждения. Когда производится приватизация муниципального имущества, отдаётся предпочтение обычным людям, преимущественно гражданам.
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Каково понятие и правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества? Понятие приватизация государственного имущества присутствует в праве РФ с 90-х годов прошлого века, когда СССР не стало.
Был введён механизм, понятие и условия приватизации государственного и муниципального имущества.
Выделено в обособленный регламент правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества:
- производство обычными людьми процедуры с жильём, включительно с наделами;
- правила производства процедуры по нежилым помещениям, землям юр. лицами.
Так что при приватизации недвижимости необходимо определиться:
- со статусом инициатора процедуры приватизации;
- со статусом объектов приватизации государственного и муниципального имущества.
В определённых случаях государство закрепляет правомочие лиц осуществить приватизацию безвозмездно. Регламент выделяет основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества
Итак, кто имеет право на приватизацию жилья в собственность? Претендовать на это вправе лишь обычные граждане и негосударственные организации.
К подобным субъектам законом отнесены:
- Физические лица. Это любые граждане России. Законодательство предусматривает право каждого гражданина раз в жизни получать от государства землю безвозмездно.
- Юридические лица, зарегистрированные и учреждённые на территории РФ.
В исключительных случаях государство предоставляет землю либо помещение вместе с землёй под ним представительствам иностранных государств. Так что объекты приватизации имущества непосредственно определяют, кто может их приватизировать.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
- Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
- Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.
Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.
Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:
- обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
- установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
- подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
- получение одобрения соответствующего органа;
- сбор документации для участия в процедуре;
- участие в процедуре;
- получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
- регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.
Каждое из вышеуказанных действий включает в себя проведение целого комплекса мероприятий, которые занимают определённое время. Не стоит надеяться на быстрое решение проблемы. Как правило, когда происходит приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда, то уходит полгода времени, а иногда ещё больше. Особенности приватизации заключаются в отчуждении объектов во владение обычных граждан.
Особенности приватизации таковы, что для начала необходимо определиться с объектом, что необходимо будет отчуждать от государства.
Основание устанавливается лишь в тех случаях, когда объект недвижимости находится во владении соответствующих лиц. В таком случае основание владения также является необходимым обстоятельством для осуществления процедуры.
После выдачи предварительного одобрения инициаторы процедуры приступают к оформлению документации, требуемой для приватизации.
Перечень необходимой документации
Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.
Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:
- документы, удостоверяющие статус лица;
- справочная документация;
- правоустанавливающая документация.
В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:
- паспорта;
- удостоверения личности;
- свидетельства о рождении и так далее.
Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.
Примерами такой документации могут служить:
- выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
- справки из жилищной организации;
- справки из хозяйственных объединений и так далее.
Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.
Чертами таких документов могут обладать:
- решения местной администрации сельского поселения;
- решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
- соглашения и договоры с уполномоченными органами;
- постановление;
- сертификаты и так далее.
В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.
Приватизация государственных предприятий
Как правило, гос. предприятия по заявлениям обычных граждан не приватизируются. Частные лица могут лишь инициировать данный процесс, подав соответствующее обращение в гос. орган, в чьём распоряжении находиться предприятие. Однако дата такого обращения никакого процессуального влияния оказать на процесс имущественных перемен не может. Специфика такова, что процесс регулирует не только федеральное законодательство, но и муниципальное.
Последовательность действий можно прописать лишь после того, как по процедуре для организации или физ. лица по передаче госсобственности будет вынесено одобрение. Такие гос. органы сами выносят решение о том, что предприятие целиком или частично необходимо передать частным лицам. МУП (муниципальное унитарное предприятие) является собственностью местных властей и отчуждать его по федеральным законам можно не всегда.
Осуществляется это следующими способами:
- инвестирование;
- покупка акций;
- торги и аукцион.
Можно ли приватизировать часть имущества предприятия и можно ли продать его без приватизации? В подобном вопросе необходимо исходить из хозяйственно-правовой формы предприятия.
Так, когда осуществляется приватизация государственных и муниципальных предприятий:
- в ООО необходимо купить имущество;
- в АО выкупаются ценные бумаги;
- организации унитарного характера либо продаются целиком, либо переводятся в иную хозяйственно-правовую форму.
Посредством инвестирования можно принять участие в процессе в отношении любого гос. предприятия. Однако в основном инвестирование позволяет стать лишь частичным владельцем объекта, а не единоличным.
Приватизация доли в предприятиях осуществляется путём такой же купли-продажи. Кроме того, региональные власти могут устанавливать случаи передачи объектов в ведение частных лиц с правом отчуждения. Однако в таком случае необходимо уточнить, через какое время можно приватизировать соответствующий объект.
Но как продать предприятие, если оно ещё не отчуждено? Прежде, как продать, необходимо получить разрешение соответствующего гос. органа.
Правила приватизации муниципальной квартиры
Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.
Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?
Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:
- лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
- с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
- впоследствии лица подают заявление;
- после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.
Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.
Изменение долей не допускается. Однако некоторые члены семьи, что участвовали и которые уже достигли совершеннолетия, могут по своему усмотрению вовсе отказаться от участия в процедуре и, соответственно, от доли в квартире. Несовершеннолетние отказываться от приватизации не могут. Такое допускается лишь в исключительных случаях с дозволения органа по опеке муниципального района, где находится приватизируемое жилище.
Но можно ли приватизировать долю в муниципальной квартире? Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определяют, что отчуждению подлежит имущество как целиком, так и в части, к примеру, приватизация комнаты муниципального района. Касательно регионов, необходимо изучить соответствующее положение о комиссии по приватизации муниципального имущества муниципального района.
Не стоит задумываться, нужно ли приватизировать квартиру. Ведь в дальнейшем её можно продать точно так же, как и купленную.
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности
Редко приватизированную недвижимость используют с целью получения дохода. В большинстве случаев она имеет социальную ориентированность, что лучше, чем простая коммерция. В коммерческих целях приватизацию, как правило, осуществляют лишь юридические лица.
Физические же лица в качестве дохода от приватизации могут получить:
- бесплатное жильё муниципального района;
- бесплатный земельный участок сельского поселения.
Однако безвозмездность лишь относительна. Все расходы по сбору и подготовке документов, а также иные траты осуществляют сами физ. лица. Средства не всегда малые. Так что нельзя утверждать, что им жильё или надел достанется бесплатно. Однако после, как продать жилище или землю, доходы физ. лиц будут достаточно большими, если только не осуществлялась частичная приватизация.
Что касается юридических лиц, то специфика такова: коммерческие организации вкладывают собственные немалые средства, которые они планируют обменять на прибыль в будущем. Некоммерческие организации получают госимущество лишь в соответствии с целями своего учреждения. К примеру, религиозные организации могут получить земельные наделы для строительства церквей, мечетей и так далее.
Однако для коммерческих целей приватизация в крайне редких случаях осуществляется бесплатно. Этот приватизированный объект можно продавать. Средства, полученные от продажи муниципального имущества, направляются на нужды соответствующего административного округа.
Источник: https://zhiloepravo.com/oformlenie/privatizatsiya/gosudarstvennogo-munitsipalnogo.html
Особенности приватизации государственного и муниципального имущества
Последние изменения: Январь 2020
На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.
Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)
Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам
В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:
-
жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней; земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое; предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Для чего нужна приватизация имущества
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:
-
повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.
Как приватизируется государственная или муниципальная собственность
Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:
- С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
- Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
- Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
- При конкурсной реализации акций таких предприятий.
- Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
- Через торги на бирже.
- При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
- Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.
Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.
Порядок действий
В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.
Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:
- Этап планирования будущих мероприятий.
- Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
- Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
- Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.
Особенности передачи муниципальной собственности
Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:
- Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
- При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
- Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте : как оформить земельный па в собственность.
В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
Источник: https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/