Что Значит На Места В Пределах Целевой Квоты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что Значит На Места В Пределах Целевой Квоты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

От 35 лет до 37 лет включительно. инвалидам III группы 50 пенсии по возрасту. Органы МСЭК обязаны уведомлять территориальные органы Пенсионного фонда о результатах повторного осмотра лиц, которым назначена пенсия по инвалидности, и о неявке данных лиц на указанный осмотр.

Содержание:

Как поступить в вуз по целевой квоте

  • Что такое целевое обучение
  • Как создают целевые места в вузах
  • Куда обратиться, если хочешь учиться на целевом месте
  • Где нуждаются в специалистах, обучающихся по целевым направлениям
  • Какие требования предъявляют к студентам-целевикам
  • Какие документы нужны целевикам. Как заключить договор
  • Штрафные санкции для обучающегося и предприятия

В скором будущем тысячи выпускников окажутся один на один с вопросом: «Куда пойти учиться?», а тысячи их родителей будут озабочены вопросом: «Где взять деньги на оплату обучения?». А учиться нынче недешево.

Один из способов получить высшее образование — целевое обучение, об особенностях которого мы расскажем в этой статье.

Светлана Сергеевна Малина, заместитель начальника управления — начальник отдела высшей школы управления молодежной политики и высшей школы Министерства образования Новосибирской области.

Сергей Вячеславович Щелоков, ответственный секретарь приемной комиссии Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС).

Константин Васильевич Хальзов, министр здравоохранения Новосибирской области.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение – это особая программа поступления в высшие учебные заведения, в рамках которой обучение оплачивается из федерального, регионального, местного бюджета или предприятием — потенциальным работодателем.

” Особенность целевого набора в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства.

Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить (или выделить средства из бюджета) на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие!) В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на предприятие, которое за него поручилось.

Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляют в виде трёхстороннего договора.

Такой подход позволяет ликвидировать дефицит высококвалифицированных работников в конкретной отрасли или в рамках региона: получив диплом, выпускник обязан отработать установленный договором период времени в организации, направившей его на обучение.

Соответственно, целевой прием в вузы подразделяют на два вида: набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). В первом случае места для обучения отводят из квоты Министерства образования и науки – это и есть официальный целевой набор. Если абитуриента на учебу отправляет, к примеру, частное предприятие, то оно оплачивает образование студента на коммерческой основе. В этом случае речь идет о контрактной целевой подготовке.

Если не вдаваться в юридические тонкости, то для абитуриента между этими двумя понятиями нет особой разницы, так как в любом случае после выпуска он обязан отработать минимум три года на предприятии, направившем его в вуз, а при поступлении претендент на статус студента участвует в отдельном для «целевиков» конкурсе.

С 1 января 2019 года Министерство науки и образования изменило требования к целевому обучению, так как Правительство РФ посчитало, по словам Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, что государство «должно быть уверено, что выпускник пойдёт работать туда, где он реально нужен, а каждый бюджетный рубль будет потрачен с максимальной отдачей». В результате этих изменений договор о целевом обучении теперь можно заключить не только с органами государственной власти и государственными предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями. Кроме этого, предусмотрены штрафные санкции в отношении и обучаемого, и работодателя в случае, если они не выполнят своих обязательств.

Как создают целевые места в вузах

На этот вопрос нам ответила Светлана Малина:

— 3 августа 2018 года подписан Федеральный закон №337-ФЗ, направленный на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям (направлениям подготовки) высшего образования, указав перечень субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. В законе установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (либо уже обучающийся), вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты осуществляют по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема.

Отбор студентов (абитуриентов) на целевое обучение осуществляет сам заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание абитуриента/студента работать в течение трех лет.

Инициатором целевого обучения может выступить любая организация, готовая выполнить все условия договора, включая меры поддержки студента и предоставление места работы выпускнику.

Это относится ко всем высшим учебным заведениям РФ, а как обстоят дела в конкретном вузе, объяснил нам на примере СГУПСа Сергей Щелоков.

— Количество целевых мест с 2019 года ежегодно будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, — пояснил он. Целевые места выделяют только на те специальности, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации и имеют бюджетное финансирование (то есть, бюджетные места). Информация, где и сколько выделено целевых мест, публикуется на сайте университета и стенде приемной комиссии не позднее 1 июня.

В Минздраве НСО, в свою очередь, подтвердили:

— Целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в соответствии с квотами целевого приема, установленными приказом Министерства здравоохранения РФ, которые распределяют с учетом потребности в специалистах для устранения кадрового дефицита в медицинских организациях Новосибирской области.

Квота целевого приема для каждой специальности изменяют ежегодно.

Куда обратиться, если хочешь поступить по целевому направлению

Как найти организацию, которая направит на целевое обучение

Светлана Малина пояснила, что вузы могут сами информировать абитуриентов о количестве целевых мест на определенное направление (информацию необходимо уточнять в приемных комиссиях вузов). Однако тем, кто мечтает о самых востребованных государством профессиях – врача и учителя – можно сразу обращаться в областные министерства.

— По направлению «образование» информацию можно получить в Министерстве образования (контактное лицо – Раиса Викторовна Попова, тел. 238-74-20), либо в управлениях районов области. По направлению «здравоохранение» — в Министерстве здравоохранения (контактное лицо – Денис Николаевич Шипунов, тел. 238-63-18).

Сергей Щелоков так описывает порядок действий потенциального «целевика»:

— Будущий абитуриент заблаговременно знакомится с перечнем специальностей вуза, на которые образовательная организация может получить целевую квоту в рамках бюджетных мест. Определяет со специальность на основании своих предпочтений, желании работать на тех или иных должностях. После абитуриент и его родители проходят собеседование с руководителем (помощником руководителя) отдела кадров того предприятия, где работают специалисты выбранного направления. Для уточнения перечня таких предприятий предварительно можно встретиться с деканом факультета, где обучают выбранной специальности. Такая встреча поможет расширить представления о будущей профессии, утвердиться в правильности выбора, узнать об особенностях обучения.

Константин Хальзов рассказал об особенностях целевого обучения в своем ведомстве:

— На территории Новосибирской области целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образование за счет ассигнований федерального бюджета проводится в ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (то есть в новосибирском медуниверситете – прим. ред.)

Для поступления в вуз на целевую форму обучения абитуриенту необходимо обратиться в отдел кадров медицинской организации, которая находится в подчинении Минздрава НСО. Руководители этих организаций до 10 июня текущего года предоставляют списки желающих и необходимые документы в Минздрав НСО. Квоту целевого приема устанавливают ежегодно приказом Министерства здравоохранения РФ.

Информацию о вакантных должностях в государственных медицинских учреждениях размещают на официальных сайтах учреждений. Кроме того, на территории РФ создана Единая база вакансий в сфере здравоохранения в рамках общественной базы вакансий, доступ к которой осуществляется через портал «Работа в России» (trudvsem.ru)

Какие предприятия более всего нуждаются в специалистах, обучающихся по целевым направлениям

В статье 71.1, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» определяют особенности приема на целевое обучение в вузы:

Право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с:

Прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты проводят по конкурсу, проводимому в соответствии с порядком приема, предусмотренным частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяет Правительство Российской Федерации.

Говоря простыми словами, традиционно нужны специальности оборонно-промышленного комплекса, то есть инженеры различных направлений, а также медицинские работники, педагоги, юристы.

С 1 января 2019 года правительство будет рассчитывать количество целевых мест отдельно для каждой специальности исходя из потребностей экономики и только после этого выделять специальные квоты, о которых говорилось выше.

Константин Хальзов поясняет:

— Традиционно дефицитные специальности среди врачей Новосибирской области: участковый врач (терапевт и педиатр)- это выпускники специалитета по программам «лечебное дело» и «педиатрия». Также востребованы выпускники ординатуры по программам «акушерство и гинекология», «анестезиология-реаниматология», «кардиология», «кеврология», «онкология», «отоларингология», «педиатрия», «терапия», «хирургия».

Сергей Щелоков рассказал о доступных специальностях в своем вузе:

— Целевым образом университет готовит инженеров на факультетах «Управление процессами перевозок», «Строительство железных дорого», «Мосты и тоннели», «Управление транспортно-технологическими комплексами». Пока непонятно будут ли после принятия нового закона такие места на факультете «Промышленное и гражданское строительство».

Какие требования предъявляют к студентам-целевикам

Светлана Малина объяснила, что отбор абитуриентов производит заказчик, с которым потом будет подписан договор. Как правило, заказчик смотрит на балл ЕГЭ, портфолио, желание претендента отработать обучение в течение трех лет.

В статье 70 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе прием на целевое обучение, устанавливается образовательной организацией высшего образования, если минимальное количество баллов единого государственного экзамена не установлено учредителем такой образовательной организации».

Сергей Щелоков напоминает, что рекомендация заказчика (и его готовность оплатить обучение абитуриента) – еще не гарантия приема в вуз:

— Как показывает практика, количество направленных предприятиями абитуриентов на целевые места превышает количество этих мест, то есть возникает конкурс. Он может составлять от 1,1 до 1,5 человека на место. Абитуриенты, поступающие на целевые места, обязаны соблюдать порядок и следовать всем правилам, отраженным в Порядке приема граждан на программы высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

Константин Хальзов отметил, что хотя конкурс у «целевиков» отдельный, невежды заказчикам не нужны:

— Учитывая высокую заинтересованность Минздрава НСО в обучении способных и подготовленных абитуриентов, в список включают только граждан, имеющих по общеобразовательным предметам (русский язык, биология и химия) сумму баллов не менее 220, при этом минимальный балл по каждому предмету должен быть не ниже 50.

Какие документы нужны, чтобы поступить на целевое обучение

Список документов для поступающего в рамках целевой квоты принципиально не отличается от перечня для всех остальных абитуриентов. Это:

  • документ об образовании (для выпускника школы — аттестат);
  • документ, подтверждающий личность и гражданство (для граждан РФ — паспорт);
  • ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на данную специальность (они должны быть не ниже минимального балла, установленного вузом).

Однако, в отличие от остальных абитуриентов, поступающий на целевое обучение должен предоставить еще и заключение медицинской комиссии, в соответствии с направлением, полученным от предприятия.

— Абитуриент, не прошедший медицинскую комиссию, не сможет заключить с предприятием договор о целевом обучении, — пояснил нам Сергей Щелоков.

А вот информация от Константина Хальзова будет полезна будущим врачам:

— Приказом Минздрава НСО от 31.05.2017 № 1260 «Об организации целевого обучения граждан» утверждён перечень документов, который должен предоставить руководитель медицинской организации в Минздрав НСО, для того, чтобы предоставить абитуриенту целевое место. Это заявка на подготовку медицинских кадров с высшим образованием на основе целевого обучения; анкету гражданина (по установленной форме); заверенная выписка из табеля успеваемости за последние три полугодия в общеобразовательной организации –для тех, кто завершает обучение в этом году, либо копия аттестата (диплома) о среднем общем (полном) образовании — для тех, кто имеет среднее общее образование.

Как заключить договор. Какие штрафные санкции установлены в случае его нарушения (для обучающегося и для предприятия)

Когда предприятие (заказчик), абитуриент и вуз пришли к взаимному соглашению, они заключают договор о целевом обучении.

С 1 января 2019 года заказчик может указать в договоре свои собственные требования к результатам обучения (например, указать, что диплом должен быть без троек). Порядок заключения договоров о целевом обучении можно узнать в отделах кадров предприятий и в приемных комиссиях вузов.

Сергей Щелоков напомнил, что договор составляют не только для того, чтобы обозначить право абитуриента поступать в рамках целевой квоты. Этот документ определяет взаимоотношения и взаимную ответственность предприятия и будущего студента-целевика, а впоследствии и сотрудника предприятия. В частности, может содержать особенности получения образования в вузе (например, получение рабочих профессий, дополнительных компетенций), уровень социальной поддержки на период обучения, наименование предприятия и должность, на которую примут молодого специалиста после окончания обучения, минимальную продолжительность трудовой деятельности после окончания вуза, уровень социальной поддержки молодого специалиста и так далее.

Константин Хальзов подчеркнул, что в соответствии с условиями договора о целевом обучении предприятие-заказчик обязано обеспечить будущему специалисту место работы и меры социальной поддержки на период обучения. В свою очередь выпускник обязан отработать в государственном бюджетном учреждении (речь идет о медиках, обучающихся по направлению профильного министерства) не менее трех лет.

— Не выполнивший свои обязательства студент обязан возместить заказчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

В свою очередь предприятие-заказчик тоже подвергают штрафным санкциям, если не предоставляет выпускнику рабочее место. В этом случае молодой специалист получает выплату в размере трех месячных зарплат по своему региону.

Итак, целевое обучение — это шанс получить высшее образование бесплатно. Но нужно учитывать то, что отработать своё обучение придется в любом случае (раньше существовали лазейки, которые теперь устранены). Если вы готовы к такому положению вещей, то этот шанс нужно использовать.

Выбрать организацию, где будущий выпускник вуза планирует работать

Выяснить, какие вузы готовят специалистов для этой организации, и выбрать учебное заведение. Информацию о вузах-партнерах можно найти на сайте или узнать в отделе кадров предприятия.

Подать документы (полный перечень документов подскажут в отделе кадров) в организацию и пройти конкурсный отбор — тестирование или собеседование.

После прохождения отбора подписать договор о целевом обучении с организацией-работодателем. Организация, в свою очередь, отправляет запрос о выделении целевых мест в вуз и заключает с ним договор.

Сдать в указанный срок документы в приемную комиссию вуза. Абитуриенты поступают на целевое обучение по отдельному конкурсу.

Танечка123
На Биологи только три года учатся по одной программе, а затем идет распределение по кафедрам:

Код:
https://fen.nsu.ru/fen.phtml?topic=bio

1. Кафедра цитологии и генетики (базовый институт — ИЦиГ СО РАН) осуществляет подготовку специалистов в области генетики, цитологии, клеточной биологии, цитогенетики, онкогенетики.
2. Кафедра физиологии (базовый институт ИЦиГ СО РАН и институты СО РАМН) выпускает специалистов в области физиологии и морфологии человека и животных.
3. Кафедра молекулярной биологии (базовый институт — НИБХ СО РАН и ГНЦ ВБ «Вектор») готовит специалистов в области молекулярной биологии, генной инженерии, вирусологии, микробиологии, биохимии, биотехнологии. На кафедре специализируются студенты как биологического, так и химического отделений ФЕН.
4. Кафедра общей биологии и экологии (базовые институты СО РАН — Систематики и экологии животных; Почвоведения и агрохимии, Центральный сибирский ботанический сад) готовит специалистов в области биоразнообразия, биоэкологии, экологии почв и ландшафтной экологии.
5. Кафедра информационной биологии готовит специалистов для работы научно-исследовательских организациях, занимающихся решением фундаментальных биологических проблем, экологии, медицины на стыках биологии и таких наук как математика, информатика, физика, химия.

Если уже сейчас понятно чем Вашей дочери будет интереснее заниматься, каким направлением, то в скобках указаны потенциальные работодатели — институты.

Натавна
Колледж мне так и не ответил, а насчет ВУЗов нашла в Консультанте:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020 )
Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

Источник: https://sibmama.ru/celevoe-postuplenie.htm

Поступление по квоте

В этой статье мы поговорим о непосредственном назначении использования квоты. По сути ее функция заключается в предоставлении возможности бесплатного поступления в вуз, преодолев более низкий проходной порог вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ).

В рамках бюджетных мест выделяются:

— особая квота приема на обучение

* инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях,

* детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

* ветеранов боевых действий;

— квота целевого приема на обучение.

Особая квота устанавливается приемной комиссией в размере не менее чем 10 % от объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждой образовательной программе. Абитуриенты, обладающие особым правом, должны предоставить подтверждающие документы. Опять же возможность поступления гарантирована тем, кто имеет более высокие баллы. Ограничения по минимальным баллам, установленные для поступающих, распространяются и на категории лиц, перечисленных выше.

Поступление по целевому направлению:

Подробнее остановимся на условиях поступления по целевому направлению.

Первым шагом является поиск компании, которая готова финансировать ваше обучение для удовлетворения нужд в квалифицированных кадрах. Основные варианты:

* на сайте вуза размещены списки организаций, заявки от которых принимает данное образовательное учреждение;

* попросите членов семьи, работающих на крупных предприятиях, узнать в отделе кадров о возможности получения квоты на обучение;

* обратитесь непосредственно в компанию, где вы хотели бы работать .

Договориться о получении целевого направления необходимо как можно раньше, лучше всего в сентябре-октяюре, поскольку количество мест, предоставляемых фирмой ограничено, а также некоторые вузы принимают заявления от работодателей лишь до 1 апреля. Фирма предоставляет целевое направление только для одного, выбранного вами вуза, при подаче документов в другие учебные заведения ваша льгота недействительна.

Следующий этап сопровождает множество бюрократических проволочек. Вы должны предоставить требуемые компанией документы такие, как:

* медицинские справки и прочее.

Также нужно пройти собеседование, психологические и интеллектуальные тесты, сдать физические нормативы. Это уже зависит от политики организации, с которой вы намерены сотрудничать, некоторые не предъявляют подобных требований.

Конкурс на места в пределах целевой квоты проводится отдельно от основного набора бюджетников, но требования для поступающих одинаковы. Подобно остальным абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ и внутренний экзамен (если вуз проводит ДВИ). При недостатке баллов в некоторых случаях квота может сгореть. В среднем баллы для категорий лиц, имеющих квоту, ниже основного набора на 20-30. То есть если вуз определяет допустимым для поступления на бюджет 371 бал, для квотников пределом будет отметка в 340. В большинстве случаев, если вы получили баллы достаточные для получения бюджетного места, можно отказаться от квоты, убрав с себя обязательства по отработке в будущем.

Целевики наравне с другими студентами, обучающимися за счёт бюджетных средств, могут получать государственную академическую стипендию. Однако случаи бывают разные, поэтому нужно внимательно ознакомиться с условиями договора.

Преимущества целевого приема

* Гарантированное трудоустройство выпускников университета

* Возможность совмещения обучения в университете и работы по специальности

* Дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе

* Прохождение практик, стажировок, дипломного проектирования на будущем месте работы

* Отработка в течение трёх лет(однако ее может и не быть, либо ваши обязательства могут варьироваться в зависимости от компании). Условия работы после окончания вуза должны быть прописаны в договоре, который вы заключаете, будучи абитуриентом

* Не получится бросить учебу, так как одним из возможных последствий является выплата компенсации денежных средств, потраченных на ваше обучение, в троекратном размере. Вряд ли вам захочется расстаться с такой большой суммой.

* Также хочу обратить ваше внимание, что результаты ЕГЭ часто непредсказуемы. Многолетний труд может пойти насмарку из-за пары нерешенных заданий. Подобный исход будет огромным ударом, и поступление в желаемый вуз так и останется мечтой.

Если вы рады получить гарантированное трудоустройство и профессиональный опыт, то целевое направление — отличная возможность не упустить свой шанс. Но безусловно внимательно читайте договор, чтобы по прошествии четырёх лет условия вашей работы не стали для вас неожиданностью.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/postuplenie-po-kvote

Целевой набор в вузы в 2020 году

Высокие баллы ЕГЭ или победа во Всероссийской олимпиаде школьников — это не единственный способ учиться бесплатно и в хорошем вузе. Рассказываем о таком варианте поступления, как целевой набор. Какие особенности целевого обучения есть на данный момент и на что рассчитывать абитуриентам в 2020 году?

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (устар.), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет работодателя, который заинтересован в специалисте этого профиля.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место.

5 вещей, которые важно знать о целевом наборе

1. На целевой набор действует квота, которая «устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей» (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественно-научные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, «Противодействие техническим разведкам».
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Оплатить обучение студента могут разные работодатели: от федеральных государственных органов и корпораций до акционерного общества или индивидуального предпринимателя.
4. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-«целевика». В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента. А тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
5. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.

Плюсы и минусы целевого обучения

В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.

Минусы:
Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения
Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы)
Если заказчик не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :))

Из отзывов студентов:
«Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете».

Плюсы:
+ Отдельный конкурс для «целевиков» (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ)
+ Зачисление до «первой волны» (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже
+ Бесплатное обучение
+ Прохождение практики на «своем» предприятии
+ 100-процентное трудоустройство после обучения
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы

Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент.

Из отзывов родителей:
«Сын учится в академии госслужбы. Поступал по направлению, ЕГЭ — в сумме 251 балл по трем дисциплинам. Направление получил сам, я ни к кому не обращалась. В старших классах входил в состав «молодежной палаты» местного законодательного собрания и даже получал губернаторскую стипендию как молодой общественный деятель. На 15 мест целевого приема по его специальности было 13 человек, то есть, конкурса не было. А на общих основаниях — конкурс 14 человек на место. Проходной балл на общих основаниях был 255, поэтому на общих основаниях не прошел бы на бюджет, а по направлению — без проблем. Учится легко и почти отлично».

Специальности целевого набора в 2020 году

Больше всего «целевиков» в 2019 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2020 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
Прикладная математика
Информатика и вычислительная техника
Программная инженерия
Радиотехника
Информационная безопасность
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Приборостроение
Авиастроение
Машиностроение
Лазерная техника и лазерные технологии
Ракетные комплексы и космонавтика
Материаловедение и технологии материалов
Баллистика и гидроаэродинамика
Стандартизация и метрология
Нанотехнологии и микросистемная техника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Металлургия
Химическая технология
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Системный анализ и управление

Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в «родной» агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься «сверхсекретными» IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-«целевиков», — это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.

Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности «Лингвистика», «Экономика» или «Гостиничное дело», то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, вот здесь вы найдете информацию, сколько «целевиков» взяли в РАНХиГС в 2019 году по программам бакалавриата и магистратуры. А на сайте МГЛУ (лингвистический университет) вы найдете количество целевых мест на 2020 год, смотрите столбец «Квота».

Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Как попасть на целевое обучение — 5 шагов

С 2019 года искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение — это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все «компании мечты» в той сфере, которая вам понравилась.

3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, вот здесь вы найдете перечень аэропортов и авиакомпаний, которые сотрудничали с МГТУ ГА (Университет гражданской авиации). Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.

4. Напишите работодателю. В письме объясните, почему вы хотите у них работать в будущем и какая у вас успеваемость в школе. Не забудьте упомянуть о других ваших достижениях: олимпиады, ГТО, волонтерство и т.д.

5. Заключите договор с работодателем. Вам понадобится паспорт, дипломы об участии в различных конкурсах и олимпиадах, справка из школы об успеваемости. Итоги ЕГЭ можно принести позднее. Иногда ведомства просят еще характеристику из школы, а если будущая работа предполагает экстремальные условия (Газпром, Роснефть, Роскосмос, Уралкалий и т.д.), то абитуриента могут отправить на медкомиссию.

6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с работодателем.

Удачи в поступлении в 2020-м году!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/tselevoy-nabor-v-vuzy.html

Целевое обучение в 2021 году: все дело в квоте

Редкий выпускник института или университета откажется от работы в престижной компании с высокой заработной платой и перспективой карьерного роста. Но вот как такую работу найти, как попасть в число счастливчиков, начавших свой трудовой путь в топовых организациях практически со студенческой скамьи?

Оказывается, создать себе рабочее место можно практически одновременно с поступлением в институт и даже немного раньше. Речь идет о целевом обучении. Об особенностях приема в высшее учебное заведение по целевому направлению ФАН попросил рассказать эксперта — кандидата юридических наук, доцента Юридического института РУТ Марианну Филиппову. Сразу стоит сказать, что речь пойдет именно о целевом обучении в том виде, в котором его определяет законодательство: когда в общем числе бюджетных мест определенная их доля выделяется так называемым «целевикам».

Что такое целевое обучение и целевой прием в высшее учебное заведение?

Что же делать вчерашнему школьнику, у которого есть мечта стать настоящим профессионалом в какой-то области, но нет денег, чтобы оплачивать обучение? Марианна Филиппова уверена, что будущий студент может начать с поисков организации, которая будет готова в течение всех четырех или пяти лет оплачивать учебу, а взамен выпускник будет обязан отработать у такого плательщика не менее трех лет после окончания вуза.

«Получается, что организация — в законе она называется заказчиком — поручает институту воспитать для себя кадры, обучив студента той специальности, которая будет сохранять свою актуальность и через несколько лет, — рассказывает Марианна Филиппова. — Это может быть профессия, потребность в которой компания-заказчик сейчас только прогнозирует, а может быть должность, которая востребована уже сейчас и будет востребована и в будущем».

В любом случае для абитуриента это хорошая возможность и поучиться за счет средств заказчика, и место работы себе обеспечить.

Какие организации выдают направления на целевое обучение?

«Необходимо заметить, что не каждая организация имеет право на целевую подготовку своих будущих кадров, — продолжает Марианна Филиппова. — Так, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» строго устанавливает перечень таких потенциальных заказчиков. В их числе находятся органы федеральной и местной власти, государственные учреждения, госкорпорации, компании с государственным участием».

С чего же начать построение собственного пути целевого обучения? Как правило, у университетов и институтов есть организации-партнеры, традиционно предоставляющие целевые места. С перечнем таких организаций можно ознакомиться на сайтах вузов, они же в большинстве случаев являются местами практики для студентов и трудоустройства для выпускников.

Другой вариант — самостоятельный поиск организации-заказчика. Это могут быть любые государственные компании. Главное, чтобы они были заинтересованы в финансировании подготовки студента по выбранной специальности или направлению подготовки и его приеме на работу после получения диплома.

Какие основные пункты содержит договор на целевое обучение?

Целевое обучение всегда оформляется договором. Стоит сказать, что, в соответствии с законом, обязательства организации-заказчика не ограничиваются только оплатой стоимости образовательных услуг. Договор может предусматривать условия, которые обязывают будущего работодателя также нести расходы по изучению студентом дополнительных предметов и курсов в вузе, где он обучается; по оплате студенту съемного жилья; предоставлению иных мер социальной поддержки — например, стимулирующей стипендии.

Также в договоре обязательно прописывают гарантированное трудоустройство студента в компанию в соответствии с квалификацией, указанной в дипломе, и в срок, установленный данным договором. В свою очередь выпускник обязуется отработать у заказчика не менее трех лет с момента поступления к нему на работу.

Конечно же, в договоре указывают уровень получаемого образования (среднее профессиональное или высшее), специальность или направление подготовки, которые будет осваивать студент, форму обучения (очная, очно-заочная или заочная).

За время обучения в жизни студента могут возникнуть разные обстоятельства, появление которых нельзя было предугадать в момент заключения договора о целевом обучении. Некоторые из них закон признает настолько значимыми, что они освобождают выпускника от обязанности отработать положенные три года у организации-заказчика. Например, появились медицинские противопоказания для выполнения соответствующей работы, или необходимо отправиться вместе с супругом-военным к месту службы в другой регион, или бабушка выпускника нуждается в постоянной помощи и уходе, и внук (или внучка) — единственный, кто может взять на себя такую заботу.

Любой договор предполагает не только права и обязанности, но и ответственность. В данном случае она выражается в необходимости как студента, так и организации возместить понесенные расходы — реальные или предполагаемые. В случае со студентом такая необходимость появляется, если он был отчислен из института за неуспеваемость и тем самым не выполнил перед заказчиком обязательство по добросовестному обучению либо не приступил к работе в сроки, установленные договором.

Ответственность предполагает возврат организации всех сумм, потраченных будущим работодателем на нерадивого обучающегося, а также уплату штрафа в размере расходов федерального бюджета.

Основанием ответственности организации перед выпускником является нарушение обязательства о его трудоустройстве. Невозможность предоставить работу студенту-«целевику» обойдется несостоявшемуся работодателю в сумму трехмесячной средней заработной платы, исчисленной в регионе, где должно было состояться трудоустройство, — именно такую компенсацию он обязан выплатить обучающемуся. Компенсация рассчитывается на дату завершения обучения.

Какие специальности востребованы в программе целевого обучения?

Стоит напомнить, что количество мест целевого приема, так же как и бюджетных мест, не безгранично. Квота приема на целевое обучение устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 декабря года, предшествующего году приемной кампании. Этому предшествует большая аналитическая работа, в процессе которой определяются потребности отечественной экономики в специалистах по тем или иным специальностям и направлениям подготовки, особенности трудовой деятельности в различных отраслях, динамика поступления на образовательные программы и другие обстоятельства. Например, в Российском университете транспорта основной целевой прием ведется по инженерным специальностям, причем география расположения организаций-заказчиков охватывает не только Москву и Московскую область, но и отдаленные уголки России. Стоит сказать, что специфика отрасли определяет и направленность деятельности заказчиков — в основном это транспортные компании. Но бывают и исключения — например, заказчиками подготовки специалистов в области IT-технологий выступают медицинские и иные организации.

Вот только небольшой перечень вузов Москвы, которые готовы обучать будущих специалистов на бюджетных местах за счет финансирования потенциального работодателя:

— МИРЭА — Российский технологический университет;

— Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;

— Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина;

— Российский государственный социальный университет;

— ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»;

— Московский педагогический государственный университет;

— Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

— Национальный исследовательский московский государственный строительный университет;

— Российская академия музыки имени Гнесиных.

Какие специальности наиболее востребованы для целевого направления? По итогам прошлого года лидируют медицинские специальности, и тенденция эта с большой вероятностью сохранится в ближайшее время. Очень востребованы также специалисты из следующих областей: «прикладная математика», «информатика и вычислительная техника», «авиастроение», «приборостроение», «металлургия», «химические технологии».

Среди целевых направлений есть такие, которые не пользуются большой популярностью у самих абитуриентов. Именно эти пробелы и закрываются благодаря финансированию обучения со стороны организации. В этом списке находятся геологи, работающие в условиях Крайнего Севера, агрономы, зоотехники.

Что делать будущему студенту, чтобы попасть на целевое обучение?

Для начала, конечно, необходимо четко понимать, что выбор профессии — это та область, которой вы посвятите очень много времени в ближайшие несколько лет. Хорошо, если вы изучили все нюансы будущей профессии и смогли пройти стажировку в выбранном направлении.

Изучите сайты потенциальных организаций, с которыми возможен договор на целевое обучение. Свяжитесь с представителями этих организаций для получения более подробной информации. Составьте список учебных заведений, которые готовят специалистов данного профиля.

Некоторые вузы потребуют от вас дополнительно пройти медицинскую комиссию, поскольку работа предстоит в экстремальных условиях. Затем нужно заключить договор и предоставить документы в приемную комиссию вуза.

Что касается проходных баллов на целевое обучение, то у «целевиков» существует отдельный конкурс, однако это не является гарантией вашего зачисления. Позже в случае, если вы не попали в целевую программу, можно пробовать поступить в вуз на общих основаниях.

Источник: https://riafan.ru/1333929-celevoe-obuchenie-vse-delo-v-kvote


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *