Земли лпх земельный кодекс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли лпх земельный кодекс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бесплатное внесение изменений в уже подготовленный комплект документов в других пакетах 3000 p. Отметим, что в такой ситуации доля ранее единственного учредителя фирмы должна быть перераспределена так, чтобы номинальная стоимость доли этого совладельца осталась неизменной, а вот процент долевого участия уменьшился. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 78 ЗК РФ

1. В комментируемой статье перечислены основные субъекты, использующие земли сельскохозяйственного назначения, однако круг таких субъектов ограниченным не является. Если внимательно изучить список, приводимый в статье, то можно увидеть, что в нем речь идет обо всех коммерческих и некоммерческих организациях, а также гражданах. То есть приобрести земельный участок для использования в сельскохозяйственных целях из земель сельскохозяйственного назначения могут не только организации, являющиеся аграрными по основному профилю деятельности. Например, так называемые подсобные сельские производства имеют промышленные предприятия, лечебные и курортные организации и т.д.

В статье 78 ЗК РФ не упомянуты иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Но это не означает, что указанные лица не могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Хотя они (а также юридические лица, в уставном или складочном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%) не имеют права получить земельные участки из таких земель в собственность, пожизненное наследуемое владение или безвозмездное пользование, они могут пользоваться ими на праве аренды (ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Граждане на землях сельскохозяйственного назначения в основном выращивают продукцию для собственного потребления: в личных подсобных хозяйствах, садоводческих и огороднических объединениях.

Личное подсобное хозяйство, как его определяет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство (далее — ЛПХ) ведется гражданином (одним или совместно с членами его семьи) в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения ЛПХ. Регистрации ЛПХ по Закону не требуется, и этим оно отличается от фермерского хозяйства.

Упомянутый Федеральный закон исходит при определении понятия ЛПХ из цели предоставления земельного участка. То есть предполагается, что при предоставлении земельного участка под ЛПХ такая цель предоставления участка должна быть непосредственно указана в решении органа государственной власти (органа местного самоуправления). Однако под ЛПХ может использоваться и земельный участок, приобретенный у гражданина, юридического лица или полученный в счет земельной доли (в таких случаях предназначение земельного участка нигде не будет зафиксировано). Другое дело, что с точки зрения земельных отношений признание или непризнание хозяйства личным подсобным не имеет никаких правовых последствий.

Следует также отметить, что для ведения ЛПХ используются земельные участки как из земель сельскохозяйственного назначения, так и из земель поселений. Для ведения ЛПХ могут использоваться: земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). При этом приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений).

Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно (на любом праве — в собственности, пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается законом субъекта РФ. Это сделано с целью отграничить ЛПХ от крестьянских (фермерских) хозяйств. Если у гражданина возникло право на участки, общий размер которых превышает максимально установленный, он обязан либо в течение года произвести отчуждение части этих участков, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (или зарегистрировать фермерское хозяйство) со всеми вытекающими последствиями — в частности, уплатой соответствующих налогов.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств действует ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, не более чем из трех семей; кроме того, это могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства (их количество не может превышать пяти человек). Но фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором фиксируются все важнейшие вопросы деятельности хозяйства, в том числе о признании одного из членов хозяйства главой фермерского хозяйства и о его полномочиях, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства и порядке владения, пользования и распоряжения им.

Согласно ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земельный участок может входить в состав имущества фермерского хозяйства (перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, устанавливается членами хозяйства по взаимному согласию). Как правило, имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. То есть члены крестьянского хозяйства могут договориться и о том, что земельный участок находится в общей долевой собственности. В этом случае доли членов фермерского хозяйства устанавливаются также соглашением между ними.

В интересах фермерского хозяйства распоряжение его имуществом осуществляется главой фермерского хозяйства. Так, если члены хозяйства решат продать часть своего земельного участка, сделку совершает без доверенности глава хозяйства. Сделка считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. Однако в соглашении может быть зафиксировано, что глава фермерского хозяйства не имеет права совершать сделки с земельным участком без согласия всех членов фермерского хозяйства.

Раздел земельного участка крестьянского хозяйства производится только в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства — например, в связи с выходом из него всех его членов. В этом случае, если участок находился в общей долевой собственности, раздел производится в соответствии с долями участников по соглашению между ними; при общей совместной собственности на земельный участок необходимо для его раздела также определить долю каждого из участников. В последнем случае, если соглашением членов крестьянского хозяйства не установлено иное, доли всех членов признаются равными. Если между участниками долевой собственности не будет достигнуто соглашение о способе и условиях раздела земельного участка — например, о том, кому конкретно какой будет выделен участок в счет его доли, — спор рассматривается в суде.

При выходе одного из членов крестьянского хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности. В этом случае доли членов крестьянского хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства также признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или, в случае если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать одного года с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Каждый член крестьянского хозяйства может завещать причитающуюся ему долю земельного участка любому лицу. Однако в соответствии со ст. 1179 ГК РФ, если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные: некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Отличаются и обязательственные отношения членов указанных некоммерческих объединений по отношению к объединению. Члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ и некоммерческих партнерств не отвечают по их обязательствам, товарищества и партнерства не отвечают по обязательствам своих членов. Члены садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении любого типа имеются земли, составляющие имущество общего пользования, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлены особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, которая может проводиться как самим объединением по решению общего собрания его членов, так и членами объединения в индивидуальном порядке.

Аграрные коммерческие организации занимают основную часть сельскохозяйственных земель. В подавляющем большинстве они представляют собой бывшие колхозы и совхозы, реорганизованные в ходе аграрной реформы в новые организационно-правовые формы: это открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Все названные формирования, в том числе сельскохозяйственные, действуют на основании ГК, ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Специальный закон действует только в отношении сельскохозяйственных кооперативов — ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; последние изменения, внесенные в него Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, вступят в силу с 1 января 2008 г.

В сельскохозяйственных кооперативах учет паевых взносов ведется в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов производится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание членов кооператива может утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и поручить правлению кооператива на основе этой методики организовать работу по денежной оценке указанного имущества. Результаты данной оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива. В этом случае на общее собрание членов кооператива выносятся только спорные вопросы по оценке имущества. По решению общего собрания членов кооператива денежная оценка паевых взносов может быть проведена независимым оценщиком.

Статья 18 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» устанавливает, что в соответствии с уставом кооператива может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива. Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива, исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. При этом размер выдаваемого земельного участка не должен превышать размер земельной доли или земельного участка, переданных кооперативу членом кооператива при вступлении. В случае если выходящий член кооператива желает получить в счет пая земельный участок, размер которого больше, чем указанный выше размер земельного участка, возможность выделения такого земельного участка и условия, на которых он будет передаваться, определяются по соглашению выходящего члена кооператива и кооператива в соответствии с его уставом.

Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему члену кооператива в счет его паевого взноса в соответствии с уставом кооператива или в соответствии с решением общего собрания членов кооператива, устанавливается решением правления кооператива.

Решение вопроса об отчуждении и приобретении земли отнесено ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к исключительной компетенции общего собрания кооператива, причем для принятия такого решения необходимо набрать не менее чем две трети голосов от числа членов кооператива; уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено и заключение других сделок с землей.

В аграрных формированиях иного типа — акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, полных и коммандитных товариществах — порядок внесения земельных участков и земельных долей в уставный капитал, решение вопроса о возможности получения их обратно при выходе из данного общества или товарищества должны быть зафиксированы в уставе данного общества или товарищества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» (в ред. от 21 марта 2005 г.) граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Казачьи общества являются юридическими лицами.
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1429; СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851; 2005. N 13. Ст. 1135.

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» зафиксировал право лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами в порядке установления федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом к коренным малочисленным народам согласно этому Закону относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общинами. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 (в ред. от 28 марта 2001 г.) . Порядок образования этими народами общин установлен Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 2 февраля 2006 г.) .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; N 41. Ст. 4081.

СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 6. Ст. 636.

Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регулируется ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Границы земель традиционного природопользования малочисленных народов и порядок предоставления указанным народам для этих целей земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливают органы государственной власти РФ. Органы государственной власти субъектов РФ определяют порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов РФ земель традиционного природопользования малочисленных народов.

Следует отметить, что участниками отношений по поводу участков земель сельскохозяйственного назначения являются кроме граждан и юридических лиц также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Но они, даже являясь собственниками таких земельных участков, сами их, конечно же, не используют, а предоставляют на том или ином праве (владение, пользование, аренда) гражданам и юридическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях и потому в комментируемой статье 78 Земельного кодекса РФ не упоминаются.

Необходимо также обратить внимание на следующий вопрос. В ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» отсутствует упоминание о том, что земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование. Статья 10 этого Закона, регулирующая порядок предоставления участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, называется «Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности». На основании этого часто делается вывод, что участки из земель сельскохозяйственного назначения на ином праве, кроме аренды и собственности, не могут быть предоставлены. Такой вывод прослеживается и в целом ряде судебных решений.

Так, в решении одного из окружных федеральных арбитражных судов утверждалось, что предоставление земель сельскохозяйственного назначения общеобразовательным школам на праве постоянного (бессрочного) пользования не соответствует п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым определены субъекты предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель в аренду без права выкупа. По мнению суда, этим субъектам, в том числе общеобразовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются только в аренду, а не на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Однако, по нашему мнению, в данном пункте указанной статьи идет речь только о том, что если указанным лицам земельные участки из государственных и муниципальных земель предоставляются в аренду, то они предоставляются без права выкупа в дальнейшем этих участков в собственность.

То, что в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не упоминается порядок предоставления земель в постоянное или временное пользование, не означает, что использование сельскохозяйственных земель на данных титулах невозможно. Названный Федеральный закон устанавливает лишь особенности применения отдельных норм ЗК по отношению к участкам из земель сельскохозяйственного назначения — там, где эти особенности действительно существуют. В остальных случаях напрямую действуют нормы ЗК.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Для сельскохозяйственных нужд земельные участки могут использовать федеральные казенные предприятия аграрного профиля (или имеющие подсобные сельские хозяйства) и научные, учебные организации, являющиеся учреждениями, в том числе школы. Поскольку нет прямого указания в законе на то, что на них ст. 20 ЗК не распространяется, и поскольку никаких особенностей применения норм этой статьи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливает, она применяется по отношению к ним в общем порядке.

2. Введение п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ внесло ясность в часто возникавший на практике вопрос о том, требуется ли оформление перевода земельного участка в другую категорию при передаче его во временное пользование или аренду в целях, не связанных с изначальным целевым назначением участка.

До последнего времени даже судебными инстанциями по-разному решался вопрос о том, может ли быть предоставлен в аренду для несельскохозяйственных нужд земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без перевода его в иную категорию.

Например, между крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) Ч. и ОАО «Ю» в 2003 г. был заключен на срок 11 месяцев договор аренды земельного участка, принадлежащего арендодателю на праве собственности, для размещения пропарочных узлов нефтепровода, ЛЭП, проведения работ по бурению, обустройству, добыче и транспортировке углеводородного сырья. Договором предусмотрено внесение арендной платы ежемесячно равными долями. Арендатор задолжал по данному договору 40000 рублей, в связи с чем арендодатель (глава КФХ Ч.) обратился в арбитражный суд.

В обоснование своих возражений по данному иску ответчик (ОАО «Ю») сослался на невозможность использования сданного в аренду земельного участка по назначению, определенному условиями договора аренды земельного участка. В качестве доказательства им было представлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на скважину, основанием для которого послужило нарушение целевого назначения использования земельного участка и непредставление документов, подтверждающих его перевод в категорию земель промышленности и иного специального назначения; при этом учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указало на несоблюдение п. 1 ст. 263, п. 2 ст. 260 ГК, ст. ст. 7, 78, 79 ЗК при заключении договора аренды земельного участка.

Суд первой инстанции удовлетворил иск фермера исходя из того, что материалами дела подтверждается сумма задолженности арендатора по уплате арендных платежей; неисполнение обязанности по своевременному внесению арендной платы за пользование земельным участком является нарушением ст. 309 ГК РФ; а договором аренды не предусмотрена обязанность крестьянского (фермерского) хозяйства по переводу переданного в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в связи с чем оснований для удержания заявителем арендных платежей не имеется.

Однако суд счел данные выводы недостаточно обоснованными. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Распоряжением областной администрации и свидетельством о государственной регистрации права собственности установлено целевое назначение спорного земельного участка — земли сельскохозяйственного назначения. Однако судом первой инстанции не был исследован вопрос о действительности договора аренды исходя из целевого назначения земельного участка, и потому его решение кассационной инстанцией отменено.

В соответствии же с законодательством, действующим в настоящий момент, предоставление в аренду земельного участка для строительства нефтепровода не требует перевода этого участка в иную категорию земель. Однако обязательным условием использования такого участка является наличие утвержденного проекта рекультивации земель; непосредственно же рекультивация осуществляется по окончании использования участка в целях, названных в п. 2 комментируемой статьи 78 ЗК России.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств этих юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Для их утверждения необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы.

На основе утвержденных проектов рекультивации органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, определяются условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда .
———————————
Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // БНА. 1996. N 4.

Источник: http://stzkrf.ru/78

ЛПХ на землях населенных пунктов

Собираясь приобретать земельный участок, необходимо точно представлять, для чего он будет необходим и для каких целей будет предназначен: постройка жилого дома, ведение хозяйства. Наиболее распространенным видом использования земельных участков является ЛПХ.

Что представляет собой участок ЛПХ?

В ст. 7 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что все земли нашей страны разделены на 7 категорий:

  • земли лесных фондов;
  • запасные;
  • сельскохозяйственные земли;
  • промышленные или специальные;
  • земли водного фонда;
  • охраняемые зоны.

К землям населенных пунктов относятся участки, используемые для застройки, а так же для развития населенного пункта. От земель остальных категорий они отделяются границами самих населенных пунктов. Земли ЛПХ относятся к категории земель сельхозназначения.

Особенность земель под ЛПХ в том, что они могут относиться как к категории земель сельскохозяйственного назначения, так и к землям населенных пунктов.

Под видом разрешенного использования подразумевается варианты использования владельцем своего земельного участка, например, для жилого строительства, подсобного или фермерского хозяйства, для дачного хозяйства.

ЛПХ – личное подсобное хозяйство, это земли, отведенные под производство сельскохозяйственных продуктов. В документах на землю обязательно должно быть прописано, что земля используется только для подсобного хозяйства.

Если участок находится в черте поселения, то на нем разрешено возведение жилых построек. Для возведения каких-либо строений на землях вне границ поселения требуется наличие разрешения. Для этого необходимо обратиться в местный муниципалитет, заполнить заявление и приложить к нему документы:

  • право на землю;
  • план участка;
  • предполагаемая схема строительства.

Участки под ЛПХ могут находиться как в черте города, так и в границах сельского пункта и предоставляются гражданам для ведения четко указанного вида деятельности, все результаты которой являются собственностью владельца или арендатора.

Чтобы соответствовать категории ЛПХ, такая деятельность должна соответствовать некоторым правилам:

  • собственник не получает прибыли (то есть не ведет бухгалтерский учет и не платит налоги);
  • все полевые работы проводятся только владельцами, без применения наемного труда;
  • получаемая продукция используется только для удовлетворения потребностей владельца, однако он может продать излишки;
  • участок приобретен исключительно для ведения подсобного хозяйства и имеет подтверждающие документы.

Например, в ст. 39, п.1 определяется правовая база получения прав на землю под ЛПХ:

  • решение местной власти;
  • покупка участка;
  • при выдаче участка в бессрочное пользование.

В ст.3 указывается, у кого есть право пользоваться землей под ЛПХ (только совершеннолетние) и кому эти земли могут быть предоставлены (только жители этого населенного пункта). В ст.4 подробно указывается предназначение участка.

Государство не имеет права вмешиваться в деятельность, которая ведется в подсобном хозяйстве, а так же оно всячески старается оказывать поддержку.

В ст.6 упоминается о том, что владелец может использовать любые инструменты, которые необходимы для выращивания продукции, сюда входит установка теплицы или насоса для орошения.

Какие земли используются под ЛПХ?

Участок под ЛПХ можно купить, получить в дар или в процессе обмена, унаследовать или же получить в административном порядке путем подачи заявления в органы местной власти:

  • можно подать заявку на участие в аукционе, который обычно проводится муниципалитетами;
  • бесплатно участок имеют право получить льготники;
  • отыскав свободный участок, можно подать заявление на имя главы администрации и, если других претендентов не обнаружится, в течение месяца сотрудники должны вынести решение о предоставлении или отказе и выдать постановление.

Получать участок могут все совершеннолетние дееспособные граждане. Для того, чтобы вести свое ЛПХ, необходимо:

  • оформить документы, удостоверяющие право на собственность;
  • иметь постоянную регистрацию в населенном пункте, которому принадлежат земли.
  • В том случае, если человек не проживает постоянно на территории села, то землю он может получить только в том случае, если в земельном фонде имеются свободные участки.

Какие документы следует подготовить для получения кадастрового паспорта на земельный участок? Весь список есть здесь.

Уплатить налог на землю можно не только в уполномоченном органе, но и онлайн. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Назначение зависит от того, где находится участок:

  • если он размещен в границах поселения, то на нем можно возвести любые постройки, вплоть до жилого дома, при соблюдении определенных правил, обязательных для всех граждан;
  • если он расположен за пределами, то на нем возможно только производство сельскохозяйственной продукции, возводить здания, имеющие фундамент, строго запрещено. В случае нарушения этих правил, строение будет подвергнуто обязательному сносу;
  • возможно разведение скота и домашней птицы и создание небольшого фермерского хозяйства.
  • В том случае, если участок предоставлен муниципалитетом, его размеры будут ограничены в соответствии с местными нормами (в каждом регионе свой показатель).
  • Количество предоставляемых участков может быть разным, важно не нарушать только одно условие – общая площадь всех владений не должна превышать половины гектара, в соответствии со ст. 4, п. 5 ФЗ РФ №112.
  • Возвести жилой дом на участке можно только в том случае, если участок размещен в пределах населенного пункта.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/lpx.html

ЛПХ что это в Земельном кодексе РФ? Законные основания

ЛПХ что это? Именно таким вопросом задаются люди, желающие приобрести участок земли под строительство дома или для ведения хозяйства (имеется в виду животноводство и растениеводство).

Хозяйствовать гражданам можно только на землях населенных пунктов или сельхозназначения. При этом на законодательном уровне определены важные вопросы: как можно использовать земельные участки, в каких случаях можно строить на них дома, сараи или фермы, а когда строительство исключено.

ЛПХ что это с точки зрения закона

Основной законный акт, в котором упоминается о подсобных хозяйствах – Земельный кодекс. Именно в нем сказано, что земли ЛПХ могут располагаться в границах земельных категорий:

  • сельхозназначения (1-я часть 78-й статьи ЗК);
  • населенных пунктов (11-я часть 85-й статьи ЗК).

Подзаконным актом к земельному кодексу можно считать 112-й закон об ЛПХ, который начал действовать в июле 2003 года. По правилам указанного ФЗ личное подсобное хозяйство – это вид сельскохозяйственной деятельности, не имеющей ничего общего с предпринимательством. То есть, один человек или семья для удовлетворения собственных нужд имеет право вести хозяйство:

  • разводить птиц, пчел, скотину;
  • выращивать овощи, фрукты и ягоды;
  • разводить сады.

При этом законом разрешено продавать излишки продукции и это не будет считаться коммерцией!

Регистрация ЛПХ

В 3-й статье 112-го закона установлено, что хозяйствовать можно лишь на участке, предоставленном в аренду или пользование, или купленном. При этом должно быть соблюдено правило: основным или дополнительным разрешенным видом использования участка должно быть именно ведение ЛПХ. А право владения участком должно быть зарегистрировано в Росреестре (договор аренды, найма, предоставления в пользование, собственность).

Вторая часть указанной статьи содержит важную норму: ЛПХ не регистрируется! То есть никаких бумаг оформлять не нужно. По общим правилам регистрируются только коммерческие организации – фермеры, крестьянские хозяйства, имеющие одну цель: извлечение прибыли.

Строительство на ЛПХ

Не на всех участках, где разрешено вести подсобное хозяйство, можно строить дома или подсобные сооружения. Чтобы разобраться, где можно строиться, а где нельзя, обратимся к 4-й статье 112-го ФЗ, в которой описываются участки. Итак, ЛПХ можно вести:

  • на приусадебных участках (в границах поселения);
  • на полевых землях (за границами поселений).

В поле (на сельхозземлях) можно заниматься только сельхозпроизводством, строительство на таком участке запрещено, как временное, так и капитальное. На приусадебном же участке кроме сельхозпроизводства можно построить:

  • жилой дом;
  • производственные сооружения (цеха переработки, загоны для скота, фермы, птичники, склады и т.п.);
  • бытовые постройки (баня, гараж, навесы, сараи и т.п.).

Разрешение на строительство ЛПХ

Само по себе разрешение на строительство – это лишь документальное подтверждение того, что строение будет соответствовать всем СНиПам и нормам. А анализ на соответствие проводится на основании проектных документов – такое правило содержится в 51-й статье Градостроительного кодекса.

Вместе с тем по норме 48-й статьи этого кодекса (3-я часть) проект не нужен при строительстве индивидуального жилого дома, если он предназначен для проживания одной семьи и его этажность меньше трех.

На участке ЛПХ нельзя строить многоквартирные дома, только индивидуальные. Поэтому и разрешение на строительство не оформляется. На сегодня постройки в ИЖС и ЛПХ оформляются на основании деклараций, которые составляются самими владельцами по правилам закона о дачной амнистии.
В принципе у ЛПХ и ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) много общего, хотя это не одно и то же.

ЛПХ и ИЖС в чем разница

И тот, и другой вид использования земли подразумевает только некоммерческую деятельность. То есть, нельзя строить на участках магазины, аптеки, производственные цеха. Однако возможно строительство жилых домов и бытовых сооружений, которые будут использоваться владельцами. Следует отметить, что если хозяйство расположено на поле (вне поселений), то строительство там категорически запрещено. Это одно из главных отличий ЛПХ от ИЖС.

При этом допустимо, что земельный участок может быть использован и под жилищное строительство, и под личное хозяйство. Но опять же, если участок находится в границах города, села или деревни.

На участке ИЖС возможно заниматься сельхозпроизводством, но при этом нужно построить дом. В ЛПХ же наоборот: на первом месте сельхозпроизводство, на втором уже строения. И в том, и в другом случае жилые дома можно регистрировать в Росреестре, можно прописываться в них и жить постоянно или временно.

Еще одно отличие в этих понятиях кроется в ставке налога: сельхозпроизводители получают послабления от властей, поэтому ставка налога на землю и недвижимость в составе ЛПХ всегда ниже. А вычеты при покупке участков и под ИЖС, и для ЛПХ, в том числе и с постройками, предоставляются на общих основаниях в одинаковом размере.

Как избежать ответственности? Очень просто! На земле ИЖС нужно построить дом или дачу, пригодную для жилья. А на участке под ЛПХ можно посадить ягодные кусты или плодовые деревья.

Оформление

Участки под ЛПХ можно получить в аренду, в пользование или купить у государства или у собственника. При этом законодатели установили размеры участков:

  • если участок государственный, муниципалитеты локальными законами самостоятельно определяют максимальную и минимальную площадь;
  • частный участок не может быть больше, чем полгектара (муниципалитеты могут местными законами увеличивать максимальные площади до пятикратного размера).

Вот что сказано в законе об ЛПХ как оформить это самое хозяйство: нужно лишь зарегистрировать право собственности или договор аренды (или пользования) в Росреестре. По «дачной амнистии» оформление происходит в упрощенном порядке:

  • готовится кадастровый паспорт;
  • оформляется договор купли-продажи (аренды или пользования);
  • оплачивается госпошлина 350 рублей;
  • документы сдаются в Росреестр или МФЦ.

Если возникла необходимость строительства дома на земле сельхозназначения под ЛПХ, сначала оформляется перевод земли в категорию населенных пунктов. Без перевода все постройки будут считаться незаконными и вполне вероятно, что их заставят снести.

Субсидии ЛПХ

На сегодня государство посильно поддерживает отечественных производителей, для чего разрабатывается множество программ поддержки ЛПХ. В 7-й статье 112-го закона даже установлена обязанность местных властей поддерживать россиян, ведущих подсобные хозяйства.
Поддержка выражается в следующих действиях муниципалитетов:

  • формирование инфраструктуры (строительство дорог, линий связи, энергоснабжения, рынков, точек переработки);
  • предоставление ЛПХ финансовых или материальных субсидий (на возвратной основе или безвозмездно);
  • помощь племзаводчикам (в искусственном осеменении скота, в повышении его продуктивного качества);
  • ежегодное ветеринарное обслуживание (осмотры, прививки и т.п.).

Размеры помощи и порядок ее предоставления регламентируется местными законами.
Одним из факторов, определяющих размер поддержки, является состав хозяйства. Для этого в администрациях населенных пунктов ведутся реестры ЛПХ (похозяйственные книги). В книги вносятся данные:

  • ФИО владельца участка и его адрес;
  • площадь участка (в том числе площадь, занятая посевами, насаждениями);
  • количество голов скота, птиц, пчел;
  • список используемой техники и оборудования.

Источник: https://xranitelochaga.ru/objekty/lpx-v-zemelnom-kodekse.html

Личное подсобное хозяйство

Мало кто приобретает землю с целью ведения подсобного хозяйства. Многие просто хотят купить дачу или загородный коттедж, чтобы проводить там выходные и возделывать грядки в своё удовольствие.

Сделки с приобретением участков требуют знания некоторых деталей. Чтобы не потратить деньги впустую и не нарушить законодательство, необходимо знать определённые детали.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – это форма деятельности по производству и реализации продукции сельского хозяйства. Она не относится к предпринимательству и не требует регистрации в качестве ИП. Вести его может любой гражданин, совместно проживающие с ним члены семьи и другие граждане.

В частной собственности хозяина могут находится:

  • Хозяйственные постройки
  • Скот
  • Птица
  • Многолетние насаждения
  • Транспортные средства
  • Иное имущество (которое не нарушает законодательство)

Продукция, произведённая при ведении ЛПХ, является собственностью хозяев. Они могут распоряжаться ей по своему усмотрению: использовать для личного потребления или на продажу. При реализации сельскохозяйственной продукции хозяину ЛПХ не нужно официально регистрировать свою деятельность и отчитываться перед государством.

Так как хозяйство ведётся с целью личного потребления, а не получения прибыли, хозяин ЛПХ не должен уплачивать налог на реализацию продукции. Подоходный налог также не высчитывается. Чтобы освободиться от налогообложения, необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган. Он выдаст справку о том, что продукция была произведена физическим лицом с целью потребления, а не ведения бизнеса.

Законодательство допускает несколько вариантов реализации продукции ЛПХ:

  • Продажа на торговых местах и рынках
  • Продажа заготовительным и иным организациям
  • Продажа индивидуальным предпринимателям

Главное условие – постоянное наличие справки от исполкома на то, что продукты были произведены физическим лицом.

Правовые отношения и нормы ведения ЛПХ регулируются Гражданским кодексом РБ, Кодексом РБ о земле, а также Законом Республики Беларусь «О ведении личных подсобных хозяйств».

Согласно законодательству Беларуси, ведение ЛПХ может осуществляться на земельных участках, которые были приобретены или предоставлены гражданам для этой цели. В случае, если участок используется не по целевому назначению или не используется в течение 2 лет, государство может принудительно изъять его из личного владения гражданина.

Что же можно делать при ведении личного подсобного хозяйства?

  1. Граждане имеют право вести ЛПХ по своему усмотрению и под личную ответственность.
  2. Государство не может вмешиваться в их сельскохозяйственную деятельность.
  3. При нарушении прав хозяев подсобных хозяйств, они в праве требовать компенсации и возмещения убытков, а также морального ущерба.
  4. Граждане могут возводить постройки хозяйственного назначения на земельных участках, которые приобретены с целью ведения ЛПХ, при этом возведение жилых домов запрещено.
  5. Привлекать дополнительную рабочую силу запрещено.
  6. Разрешено использовать имущество и денежные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на добровольных началах или при заключении договоров.
  7. Наряду с сельскохозяйственной деятельностью, граждане в праве заниматься ремесленничеством и оказанием услуг в сфере экологического туризма.
  8. Хозяева ЛПХ могут осуществлять посевы и посадки сельскохозяйственных культур и садовых насаждений (за исключением декоративных растений, цветов и их семян).
  9. Граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством.
  10. Вся произведённая продукция может быть использована по личному усмотрению граждан.

При этом, граждане, занимающиеся разведением сельского хозяйства, обязаны соблюдать ряд обязательств:

Граждане Беларуси, которые желают заниматься хозяйственно-трудовой деятельность, могут получить земельный участок в пользование. Для этого необходимо обратиться в сельский исполнительный комитет по месту регистрации и предоставить заявление. Также требуется указать следующую информацию:

  • Персональные данные
  • Цель использования земельного участка
  • Вид владения земельным участком (аренда, собственность, пожизненное наследуемое владение)
  • Желаемая площадь участка
  • Месторасположение участка
  • Сведения об участках, которые уже находятся во владении (при наличии)
  • Способ возмещения убытков предыдущему владельцу участка (указывается в случае, если земля была изъята у другого гражданина)

В течение 5 дней государственный орган рассматривает прошение и выносит решение. Если ответ положительный, гражданин получает соответствующее уведомление. Решение об отказе должно быть оформлено в срок не более 10 дней с даты подачи ходатайства. В нём обязательно указываются причины для отказа. В течение 3 дней гражданину высылается копия решения или выписка из него.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при прошении:

  1. В пользование предоставляются только те земельные участки, которые расположены в границах сельсоветов (деревни, агрогородки, посёлки).
  2. Земельные участки в городах не предоставляются.
  3. Получить земельный участок могут граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые зарегистрированы в населённом пункте, где хотят получить участок, или на территории сельсовета.
  4. Земля передаётся во владение без участия в аукционе.
  5. Земельные участки предоставляются на одном из типов вещного права (собственность, аренда, пожизненное пользование).
  6. Получить земельный участок может только один член семьи (если за одним из членов семьи уже закреплён один участок под цели ведения ЛПХ, второй участок не предоставляется).

Строительство на земельном участке под ведение ЛПХ

В 2020 году по закону «о личном подсобном хозяйстве», строить на земле, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, можно только хозяйственные сооружения. К ним относятся сараи, загоны для скота и птиц, сооружения для хранения кормов, инвентаря и т.п.

Возведение жилого дома на земельном участке автоматически изменяет его целевое назначение. Если гражданин всё же займётся постройкой дома, то официально зарегистрировать его не получится. Объект будет признан самовольным строительством. Кроме того, здание могут снести, а земельный участок изъять из-за использования не по назначению.

Строительство дома разрешено только на участках, предусмотренных для соответствующих целей. Чтобы обзавестись жильём недалеко от личного подсобного хозяйства, можно купить участок с целевым назначением под строительство по соседству и размещать капитальное строение уже там.

Также при подаче заявления о получении участка под ЛПХ разрешается запросить у исполкома дополнительный участок площадью до 3 гектаров.

При покупке земли следует быть предельно внимательными. Если вы приобретаете участок с целью обзавестись загородным домом, то помните, что на земле под ведение личного подсобного хозяйства строить жилой дом запрещено. Изменить назначение земли тоже не получится. В 2009 году Президент издал соответствующий Указ. Поэтому не поленитесь проверить документацию и уточнить целевое назначение участка.

Источник: https://www.hata.by/articles/lichnoe_podsobnoe_hozyajstvo-9138/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *