Примером естественной монополии является:

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примером естественной монополии является:». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня поговорим о том, какие льготы пенсионерам в Санкт-Петербурге будут действовать в 2020 году, и какие материальные выплаты положены данной категории лиц. Но граждане обоих регионов должны быть готовы к тому, что кондукторы и контролеры в общественном транспорте могут потребовать документы, подтверждающие принадлежность проездного билета лицу, его предъявившему. У вас что, денгег не хватает на нормального диктора.

Содержание:

Естественная монополия — что это такое?

Естественная монополия является производственной отраслью, занятой компаниями, способными нормально работать только при отсутствии конкуренции. Если в этой сфере производства появится конкурент, то издержки перестанут быть минимальными, а это повлечёт уменьшение доходности, и увеличит стоимость товаров или услуг. Естественная монополия – важный аргумент в пользу национализации экономически важных для страны и общества отраслей (например, железнодорожного хозяйства).

Суть естественной монополии

Понятие «монополия» в переводе с греческого языка означает «один продаю». При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна компания, являющаяся большим капиталистическим предприятием, которое контролирует производство и сбыт продукции. Производится уникальный продукт, не имеющий аналогов, и закрыто вхождение новых компаний на рынок.

Естественной называется разновидность монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение из-за особенностей технологии производства: эксклюзивно владеет ресурсами, имеет исключительную материально-техническую базу или крайне высокую стоимость. Как правило, естественные монополии являются компаниями, управляющими трудоёмкими инфраструктурами, создать которые другие фирмы технически не в состоянии или это считается экономически неоправданным.

Естественными монополиями являются такие сферы коммунального хозяйства как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Другим ярким примером служат железные дороги РФ. Создание альтернативной системы железнодорожного сообщения в государстве невозможно, поэтому РЖД монополист в области железнодорожных перевозок. Но у пассажиров есть возможность выбора аналогов: можно выбрать не только поезд, но и самолет или автомобиль. Поэтому РЖД не монополист на рынке транспортных перевозок, но остаётся монополией в сфере железнодорожного транспорта.

Естественная монополия образуется в том случае, когда деятельность приносит доход в долгосрочной перспективе при обслуживании всего рынка. Чаще всего требуются большие затраты на начальном этапе. В этом случае предприятия объединяет единая сбытовая организация.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).

Отличия естественной монополии от искусственной

Основой свободных рыночных отношений является конкуренция, поэтому государство стоит на её защите. Однако, существуют товары или услуги, которые обладают специфическими характеристиками. Главная их черта – жизненная важность для государственной экономики. Чаще всего, то, что подобные продукты предлагает один продавец, является оправданным и рациональным.

Естественная монополия – ситуация на рынке, когда конкуренция негативно влияет на макроэкономические показатели государства, является стратегически опасной или технологически невозможной.

Естественные монополии обладают следующими признаками:

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации — РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения
Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей

Видео по теме:

Антимонопольное регулирование

Государство регулирует деятельность предприятий-монополистов, все они заносятся в реестр Государственной Антимонопольной службы. Сведения о субъектах, имеющих статус монополиста, доступны на официальном сайте ФАС. Сферы деятельности для удобства поиска делятся на пять разделов: связь, энергетический комплекс, транспорт, водоснабжение, захоронение радиоактивных отходов.

При отсутствии конкуренции в обществе происходят негативные процессы:

  1. Отсутствует стимул развития новых технологий.
  2. Дефицит товаров и услуг.
  3. Ресурсы расходуются не эффективно.
  4. Доходы распределяются не справедливо.

Поэтому правительства многих стран ограничивают создание монополий введением антимонопольных законов. Они защищают интересы потребителей и способствуют экономическому процветанию. При этом специальными государственными органами осуществляются следующие действия:

  • контролируется ценообразование;
  • предотвращается зависимость небольших компаний от гигантов;
  • отслеживается степень конкуренции на рынке.

Источник: https://vfinansah.com/other/estestvennaya-monopoliya

Что такое естественная монополия, черты рынка и особенности регулирования

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Чем отличается естественная монополия от искусственной

Конкуренция лежит в основе функционирования свободного рынка, поэтому государство ее защищает. Однако есть ряд услуг и товаров, обладающих специфическими чертами. Главная их оособенность в том, что они имеют жизненно важное значение для национальной экономики. В большинстве случаев предложение подобных продуктов одним продавцом оправдано и рационально.

Естественной монополией называется рыночная ситуация, при которой конкуренция оказывает вредное влияние на макроэкономические показатели страны, стратегически опасна или невозможна по технологическим причинам.

Признаки естественной монополии:

  • Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
  • Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
  • Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
  • Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.

Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

  • Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
  • Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
  • Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.

Роль естественных монополий в экономике России

Естественные монополии в России существуют, как и во многих других странах. В 2020 году список отраслей, отвечающих перечисленным критериям, включает ряд важнейших для экономики страны позиций.

Виды естественных монополий в РФ:

  • Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.
  • Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.
  • Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.
  • Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.
  • Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.
  • Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.
  • Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.

Правовой статус субъектов естественной монополии

К субъектам естественной монополии относятся предприятия, к которым применяются методы государственного регулирования. Все они без исключения занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы.

Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС . Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

Сферы деятельности и обязанности субъектов естественных монополий установлены Федеральным законом 147-ФЗ («О естественных монополиях») от 17 августа 1995 года в последней редакции. Этот же акт дает четкое определение участников монопольного рынка.

Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

Главная причина, по которой государство борется со всесилием монополий, состоит в опасности ценового диктата. Возможность возникновения такой ситуации учитывает госрегулирование деятельности естественных монополий. Именно при решении этой задачи возникает уже упомянутая дилемма между интересами общества и единственного предприятия, предоставляющего товар или услугу. Методы решения этой задачи делятся на две основные группы.

Методы ценового регулирования предполагают прямое установление предельной величины тарифов (если рассматривается рынок услуг) или цен (когда монопольный продукт поступает на товарный рынок). В этом случае осуществляется привязка к средним или предельным минимальным издержкам.

Средние затраты на производство продукта называют также ценой Рамсея (этот выдающийся экономист изучал вопросы ценообразования). Если товар или услугу компания-монополист отпускает по ней, то фирма будет получать прибыль, но минимальную, ограниченную разницей между средними и минимальными издержками.

При продаже продукции по цене, равной минимальным издержкам производителя, убытки практически неизбежны, а эксплуатация предприятия лишается экономического смысла. Для поддержания нужного уровня предложения государство вынуждено вводить компенсационное дотирование, иными словами, выплачивать субсидии.

Следует также учитывать, что достижение самоокупаемости монопольного производства возможно только в том случае, когда график объема реализации пересекает кривую затрат на производство товара или услуги и после этой точки равновесия. Слишком высокая цена повлечет уменьшение сбыта и как следствие – убыток. Компания изначально устанавливает объем выпуска, соответствующий определенному уровню рентабельности.

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

  1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
  2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
  3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
  4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
  5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

  1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
  2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
  3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
  4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

  • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
  • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
  • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

  • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
  • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

  • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
  • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
  • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве»). Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).

Источник: https://delen.ru/biznes-slovar/estestvennye-monopolii.html

Примеры естественной монополии и их роль в деятельности государства

Естественная монополия (далее — ЕМ) — это структура рынка, при которой удовлетворение спроса происходит эффективнее в отсутствии конкуренции по причине технологических особенностей производства. Появление конкурента влечет за собой уменьшение прибыли, из-за чего повышаются издержки, а также увеличивается стоимость товаров или услуг. Примером естественной монополии является железнодорожная отрасль в Российской Федерации.

  1. Что понимается под естественной монополией
  2. Сферы существования
  3. Признаки
  4. Условия возникновения
  5. Классификация
  6. Искусственная
  7. Государственная
  8. Естественная
  9. Частная
  10. Открытая
  11. Двусторонняя
  12. Регулирование монополий
  13. Реестр
  14. Государственные контракты
  15. Роль на рынке
  16. Примеры в РФ
  17. Государственная помощь монополистам
  18. Видео

Что понимается под естественной монополией

Федеральный закон №147 от 18.08.1995 «О естественных монополиях» регламентирует основные моменты, связанные с подобной структурой рынка.

Главная особенность сфер ЕМ — их «подвижность». По основным характеристикам монополии можно определить множество областей их деятельности, однако формально все сферы регламентированы статьей 4 Федерального закона №147.

К естественной монополии относятся отрасли:

  1. Железнодорожные перевозки. Особенности организационных структур ж/д компаний заключается в том, она полностью исключает вариант конкуренции, ведь потенциальным участникам рынка придется строить новую железнодорожную инфраструктуру с нуля.
  2. Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Ситуация полностью аналогична железнодорожным перевозкам.
  3. Общественная электросвязь и общедоступная почта.
  4. Нефтяная отрасль. Несмотря на наличие множества компаний, занимающихся добычей нефти, в большинстве регионов имеется только один нефтепровод — отсюда и вытекает монополия.
  5. Газовая отрасль.
  6. Передача электрической и тепловой энергии. Подобные услуги представляют собой систему организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих возможность передачи энергии. Такие условия сводят появление конкуренции к нулю.
  7. Предоставление услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Дополнительной сферой деятельности единственной доминирующей компанией, которая не установлена законодательством, но очевидна для каждого — использование инфраструктуры внутренних водных путей. Все дело в том, что РФ располагает самой широкой в мире внутренней водной инфраструктурой. Она является собственностью государства и содержится из средств федерального бюджета.

Фирма является монополистом в своей отрасли только при условии не менее 65 % охвата рынка.

ЕМ имеет ряд признаков, которые отличают ее от прочих структур с доминирующими компаниями. Комментарии к Федеральному закону №147 дают четкие различия между состояниями рынка.

  • ведение хозяйственной деятельности в определенных сферах, установленных законодательством;
  • удовлетворение спроса на рынке эффективнее, чем при наличии конкурентов;
  • товары или услуги, производимые организацией, не могут быть заменены аналогами;
  • спрос на рынке с подобным типом монополии является стабильным (неэластичным) даже при повышении цен.

Подобные признаки установлены законодательно, однако они могут меняться в зависимости от условий рынка.

К предпосылкам возникновения ЕМ относят рынки, где долгосрочные и предельные издержки сведены к нулю, но при условии, если в отрасли будет существовать лишь одна фирма. Главный критерий подобной сферы — масштаб должен быть близким или превосходить тот объем производства, на который предъявлен спрос по цене.

Классификация

В законодательстве существует множество типов монополий, которые объединены в три основные категории доминирующих на рынке организаций.

Три основных вида монополии:

  • естественная;
  • административная;
  • экономическая.

Искусственная монополия — условное название структуры рынка, которое обозначает объединение предприятий в группу, созданную для получения монополистических выгод.

Подобные компании намеренно меняют рынок следующим образом:

  • создают или усиливают барьеры для входа новых фирм;
  • ограничивают организациям, не вошедшим в союз, доступ к ресурсам;
  • создают высокий технологический уровень;
  • увеличивают капитал, обеспечивающий рост масштабов производства;
  • увеличивают объемы рекламы.

Помимо добровольного заключения договора об объединении, искусственная монополия может быть образована государством при помощи законодательных актов, призванных предоставить право оказания услуг или реализации производства только для одного предприятия. Например, компания «Мосгортранс» имеет исключительное право обеспечивать столицу наземным транспортом. Руководство страны не выдает разрешения другим фирмам.

Государственная монополия — устройство рынка, при котором только государство имеет право на выпуск товаров или предоставление услуг массового потребления. Подобная структура образуется посредством ввода законодательных актов, направленных на запрет ведения деятельности в определенных областях.

Государство, как правило, готово монополизировать следующее рынки:

  • рынок продукции массового потребления;
  • наркотических веществ;
  • алкоголя;
  • табака;
  • полезных ископаемых.

Вводя государственную монополию, руководство страны стремится управлять стратегически важными секторами экономики.

При ЕМ на рынке правит только одна организация по той причине, что появление конкурентов может негативно сказаться на сфере производства.

Примеры отраслей, где доминирует одна фирма по естественным причинам:

  • телефонные услуги;
  • электрообеспечение;
  • транспортировка нефтепродуктов;
  • общественная почта и электрическая связь.

В каждой развитой стране имеется законодательный акт, устанавливающий сферы деятельности ЕМ, поэтому области могут меняться, они зависят непосредственно от государства.

Частная монополия — рыночное состояние, при котором доминирующая компания руководствуется исключительно частнопредпринимательскими интересами агентов рынка. Они обладают правами собственности и механизмами их защиты, из-за чего государство не может оказывать полноценного влияния на фирму, открывая для нее безграничные возможности манипуляции рынком.

Нередко частную монополию устанавливают как полную противоположность совершенной конкуренции.

Открытая монополия — структура рынка, на котором доминирующая организация, являющаяся единственным производителем товара или услуги, не имеет юридической защиты от конкуренции. То есть в сферу может прийти любая фирма, и государство не в праве помешать ей. В таком случае может образоваться рынок монополистической конкуренции.

В большинстве случаях такой вид монополизма возникает на новых рынках, когда компания изобрела уникальную технологию или услугу. Пока другие фирмы не смогли повторить продукт, организация-новатор будет оставаться единственным его поставщиком.

Двусторонняя монополия — редкое рыночное устройство, при котором имеется лишь один продавец и один покупатель. Они осуществляют куплю-продажу производственных факторов. Обе стороны имеют рычаги давления, которые позволяют взаимно контролировать друг друга.

Главная особенность — полное отсутствие равновесия, ведь сделка произойдет только при полном соглашении обеих сторон на выставленные условия. Результат купли-продажи будет зависеть от тактики ведения переговоров, выбранной продавцом и покупателем. Обе стороны, так или иначе, стараются обмануть друг друга, стараясь максимизировать прибыль или минимизировать затраты.

Регулирование монополий

Регулирование деятельности монополий в первую очередь направлено на снижение завышенных цен или увеличения выпуска продукции, когда организация намеренно не удовлетворяет запросы потребителей.

Существует две основные меры регулирования:

  1. Законодательные — представляют собой систему правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений на рынке. В большинстве случаев законы запрещают заключение договоров о разделе рынка или слияния между доминирующими корпорациями.
  2. Экономические — набор экономических инструментов, приспособленных для ограничения монопольной власти.

В соответствии с законом №331 от 30.06.2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», государство формирует и ведет реестр естественных монополий. Основная цель списка — установка цен и тарифов на услуги доминирующих организаций и регулирование вопросов по стоимости этих услуг. Список ведется Федеральной антимонопольной службой.

Поиск по реестру осуществляется следующими способами:

  • по наименованию организации;
  • ИНН (индивидуальному номеру налогоплательщика);
  • территориальному коду;
  • типу реестра.

Во многих списка присутствуют подразделы, при помощи которых можно детализировать поиск.

Приобретение товаров или услуг государством и ЕМ является частным случаем сотрудничества с единственным продавцом. Подобные действия регулируются статьей 93 Федерального закона №44.

Заключение договора имеет ряд особенностей:

  • нет необходимости в составлении отчета с описанием причины выбора конкретной организации;
  • не обязательно предусматривать оплату обеспечения исполнения соглашения;
  • не требуется привлекать сторонних экспертов для оценки доминирующей компании;
  • контракт может не включать пункты с обоснованием выбранной для закупки цены;
  • отсутствует необходимость в том, чтобы оповещать уполномоченные органы в совершении покупки.

Заключенные государственные контракты должны быть размещены в Единой информационной системе государственных закупок. Исключением могут стать случаи, попадающие под пункт 4, 5, 23 и 42 статьи 93 Федерального закона №44.

Роль на рынке

ЕМ — это, прежде всего, крупный бизнес, который предоставляет огромное количество рабочих мест, а также платит существенные налоги. Государство заинтересовано в эффективности деятельности фирм, поэтому законы, регулирующие деятельность подобных компаний, направлены на сохранение ее рыночной позиции.

Регионы, в которых ЕМ ведет свою деятельность, в экономическом и социальном плане развиваются быстрее, чем остальные области. Фактически подобная компания служит катализатором развития местности.

Примеры в РФ

ЕМ в современной России во многом определяют конкурентоспособность государства на международном рынке и обеспечивают работу инфраструктуры по всей стране.

Список наиболее крупных ЕМ в РФ:

  • ПАО «Газпром»;
  • ОАО «Российские железные дороги»;
  • ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».

Эти три монополии являются наиболее крупными компаниями, которые формируют 13,5 % от ВВП (внутреннего валового продукта) и 18,6 % налоговых доходов.

Государственная помощь монополистам

Государство заинтересовано если не в формировании, то хотя бы в рентабельной работе любой ЕМ, ведь они приносят большую прибыль в бюджет.

Для этого используются следующие механизмы:

  • инвестиции в доминирующую организацию;
  • снижение налогов или вовсе временное освобождение от них;
  • предоставления кредитов по заниженной ставке.

Отношения между организацией и доминирующей компанией могут строиться как на федеральном, так и на местном уровне.

Видео

На видео показана естественная и чистая монополия с примерами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

Источник: https://potrebiteli.guru/zakon-i-pravo/primery-estestvennoy-monopolii.html

Естественная монополия 2020

Что такое «естественная монополия»

Естественная монополия — это тип монополии, который существует в результате высоких постоянных затрат или затрат на запуск бизнеса в конкретной отрасли. Кроме того, естественные монополии могут возникать в отраслях, для которых требуется уникальное сырье, технология или другие подобные факторы. Поскольку экономически разумно иметь некоторые монополии, подобные этим, правительства позволяют им существовать, но обеспечивают регулирование, обеспечивая потребителям справедливую сделку.

РАЗГРУЗКА «Естественная монополия»

Индустрия коммунальных услуг — хороший пример естественной монополии. Затраты на создание средств для производства электроэнергии и поставки ее в каждое домохозяйство могут быть очень большими. Эта капитальная стоимость является сильным сдерживающим фактором для возможных конкурентов. Кроме того, общество может извлечь выгоду из такой естественной монополии, поскольку многие коммунальные компании, работающие в одной отрасли, перераспределяют имеющиеся ресурсы.

Положительные и отрицательные стороны естественных монополий

Естественные монополии происходят из-за высокой экономической структуры отрасли; в большинстве случаев одна фирма может поставлять продукт или услугу по более низкой цене, чем любой потенциальный конкурент, и в объеме, который может обслуживать весь рынок. Это делает естественные естественные монополии очень редкими, но они существуют и чаще всего как один игрок в отрасли. Но только потому, что компания работает как естественная монополия, прямо не означает, что она единственная компания в отрасли.

Поскольку естественные монополии эффективно используют ограниченные ресурсы отрасли, чтобы предлагать потребителям самую низкую цену за единицу, на практике во многих ситуациях выгодно иметь естественную монополию. Фактически, успешная естественная монополия, такая как железнодорожная компания, становится настолько эффективной, что на самом деле в интересах правительства, чтобы помочь ей процветать. Кроме того, зачастую отрасль не может поддерживать двух или более крупных игроков, а высококонкурентный рынок с уникальными ресурсами и высокой структурой затрат неустойчив.

Компании, которые реализуют естественную монополию, иногда используют преимущества. Например, монополии могут ограничить поставку товара или услуги, тем самым повышая цены. Железнодорожная компания может увеличить цены на фрахт или увеличить цены на пассажирские билеты, поскольку это единственная компания, предлагающая этот вид транспорта.Если компания использует естественную монополию, правительство может вмешаться, применяя положения об институтах государственной собственности.

Источник: https://ru.toptipfinance.com/natural-monopoly


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *