Покупка подержанного автомобиля юрлицом у физлица в 2018

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Покупка подержанного автомобиля юрлицом у физлица в 2018». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При повторном нарушении участковый обязан выписать штраф за нарушение тишины в многоквартирном доме. В каждом регионе России действует свой график, когда можно и нельзя шуметь. В квартиру приедет комиссия со специальным прибором шумомером.

Содержание:

Покупка авто юридическим лицом у физического: пошаговая инструкция + ответы по налогам и рентабельности сделки

На вторичном рынке колесного транспорта нередко фигурирую такие сделки, как покупка авто у физического лица юридическим. По разным причинам предприятиям, фирмам и организациям, порой выгодней приобрести подержанную машину, чем новую.

Но такая купля-продажа имеет важные нюансы, связанные с принятием транспортного средства (ТС) на баланс юрлица. Если не знать этих особенностей, то можно потерять всю выгоду от сделки и даже понести незапланированные убытки, которые могут оказаться критичными, особенно когда предприятие небольшое и молодое.

Хотите избежать подобного риска? Тогда прочитайте эту статью.

Пошаговая схема покупки автомобиля юридическим лицом у обычного автомобилиста

Нижеследующий материал я, как обычно, буду стараться излагать доходчиво. Но тема статьи такова, что обязана содержать, бухгалтерские и производственно-хозяйственные выкладки, которые сложны для восприятия неподготовленным человеком.

В начале я приведу общую схему приобретения юридическим лицом (ЮЛ) ТС у физлица (ФЗ). А после остановлюсь на требующих внимания моментах, т. к. не все они входят в алгоритм покупки, но разъяснить их нужно обязательно (например, об НДФЛ и НДС).

Прежде чем мы приступим скажу, что покупка машины ЮЛ у ФЛ, на ключевых этапах сделки, практически не отличается от таковой между двумя частниками. А важные особенности касаются мероприятий, которые юрлицо должно осуществить после процедуры купли-продажи.

Поэтому на уже не раз описанных в моих статьях шагах я буду останавливаться лишь вкратце.

Обычно руководство предприятия, после принятия решения о приобретении транспорта, назначает подходящее ответственное лицо (или группу лиц – например, менеджер по закупкам и завгар), которое занимается поисками оптимального варианта.

Действенные советы на этот счет я дал в статье о секретах правильной покупки авто – прочитайте эту публикацию перед началом выбора места и способа поиска.

Также вам пригодятся мои рекомендации по наиболее популярным в России онлайн площадкам для купли-продажи легкового и грузового транспорта.

При отборе сразу отсеивайте сомнительные варианты, которые непригодны для покупки юридическим лицом:

  • Оформление ТС по генеральной доверенности;
  • Оформление через перекупщиков;
  • Сомнительные случаи с ПТС (дубликат + отсутствие копии оригинала);
  • Подозрительные варианты.

Почему нужна такая строгость? Потому, что за подобную покупку несет ответственность доверенное лицо (обычно штатный работник предприятия) не только в дисциплинарном, но и финансовом плане.

То есть для нужна машина без всяческих юридических проблем, т. к. предприятию решать их впоследствии труднее, чем обычному частнику.

Обязательно прочитайте о том, как в дистанционном режиме проверить отобранные авто на юридическую чистоту. Также пригодятся мои статьи по определению комплектации через VIN-код и об оптимальном времени приобретения транспорта. Не лишне будет ознакомиться со статьей про мошенничество при покупке ТС.

Когда искомый вариант найден и его выбор одобрило руководство, то с этого момента предприятие определяет конкретное, уполномоченное доверенностью, лицо для проведения сделки купли-продажи.

В помощь этому поверенному можно назначить других людей, не связанных материальной ответственностью по доверенности. Обычно подобная группа состоит из:

  1. Работника финансового отдела в качестве поверенного – например, бухгалтера и т. п.;
  2. Технического консультанта – например, инженера, завгара и т. п.;
  3. Водителя – отогнать купленную машину может и техконсультант, но третий человек в подобных сделках не помешает в качестве свидетеля.

Оптимальным вариантом будет обследование ТС на базе предприятия, если на это согласен продавец.

При встрече проверьте личные документы хозяина, ПТС и СТС. Обязательно сверьте полученные дистанционно маркировочные данные (№ кузова или VIN-код, № агрегата) с реальными и указанными в документах. Особое внимание уделите состоянию маркировок – оно не должно вызывать подозрение.

Затем приступайте к обследованию технического состояния автомобиля. На эту тему я написал ряд статей, после знакомства с которыми, у вас отпадет большинство вопросов.

Если юридически автомобиль в полном порядке, а по технической части и стоимости сделки стороны пришли к соглашению, можно совершать куплю-продажу.

Тут вы должны знать, что юридическое лицо может заключать договор тремя вариантами:

  1. По классическому ДКП (договор купли-продажи);
  2. По закупочному акту;
  3. По закупочному акту + ДКП.

Причем основным тут является не ДКП, а закупочный акт (базовая форма ОП-5), т. к. простой ДКП мало что значит для документооборота предприятия. Ниже я остановлюсь на этом подробнее.

Подпись во всех документах от имени предприятия ставит доверенное лицо. Продавец имеет право потребовать копию доверенности (она должна быть обязательно нотариальной), поэтому озаботьтесь этим заранее. Также представитель должен иметь гражданский паспорт, а в случае безналичной формы расчета, учетную карточку предприятия, копия которой передается продавцу.

Если от имени ЮЛ выступает его генеральный руководитель, то для него доверенность не требуется – он является уполномоченным лицом по своей должности.

Если ранее, при проверке документов, выяснилось, что продавец состоит в законном браке, то от него нужно письменное согласие супруга(и) на сделку.

Внимание! Юридическое лицо обязано скреплять подпись своего представителя фирменной печатью. Не забывайте это делать, особенно в ПТС. Причем требуется именно подпись + печать, а не что-либо одно, как часто бывает на практике.

Этот раздел будет полезен не только ЮЛ, но и физлицу – продавцу ТС, т. к. поможет понять почему в такой сделке на первом месте стоит закупочный акт (ЗКА), а не ДКП.

Сперва нужно уяснить вот что:

  • Купля-продажа между ЮЛ и ФЛ обязана быть оформлена в письменной форме («устный ДКП» запрещен), согласно ст. 161 (п. 1.1) ГК РФ;
  • Но тот же закон не обязывает сдельщиков отображать куплю-продажу исключительно в форме ДКП. То есть в качестве договора может быть применен любой документ, содержащий установленные законом сведения и составленный в произвольной форме.

С другой, юрлицу в любом случае необходим документ, являющийся основанием для последующего взятия приобретенного ТС на баланс, для бухгалтерских операций и т. д. А стандартный ДКП на это не рассчитан по своей структуре.

Оптимальное для ЮЛ решение – заключение сделки по закупочному акту, т. к. в его форме отражено все, что требуется в ст. 9 (п. 2) ФЗ № 402 (Закон «О бухучете»).

По сути, основное предназначение ЗКА – фиксация факта передачи ТС от ФЗ к ЮЛ. Но для подобных сделок юрлица расширяют форму акта, вписывая все условия купли-продажи и реквизиты участников. В этом случае закупочный акт становится универсальным договорным документом, пригодным к использованию в бухгалтерии предприятия.

Внимание! Если физлицо будет настаивать на стандартном ДКП, то это не критично – просто в дополнение к нему нужно составить ЗКА по классической форме. В некоторых случаях его может заменить и простой акт приема-передачи ТС.

После заключения договора продавцу передается оговоренная в нем сумма. В данном случае написание финансовой расписки не требуется – если используется закупочный акт.

Деньги от ЮЛ хозяин машины может получить тремя способами:

  1. Через подотчетное лицо. Оно назначается согласно производственному приказу с договором о материальной ответственности и может совпадать с ответственным лицом по сделке. Деньги выдаются по расходному кассовому ордеру (РКО) под роспись продавца.
  2. Через кассу предприятия. Деньги также выдаются на основе РКО унифицированной формы (КО-2) под роспись продавца.
  3. Через безналичный расчет. Для этого у продавца должны иметься реквизиты вкладного или текущего банковского р/с. Перевод денег сопровождает банковская выписка по р/с и платежное поручение.

По проведенной оплате и всем возможным остаткам отчитываются ответственные за операцию лица. После денежного расчета сделка считается завершенной, и все дальнейшие шаги совершает покупатель.

Внимание! Согласно Указанию Центробанка РФ № 3073-У (п. 5) для наличного расчета ЮЛ с ФЛ лимиты не установлены (для индивидуальных предпринимателей лимит 100 тыс., к примеру) и продавцам может выдаваться на руки любая сумма.

Автомобильный транспорт причисляется к основным средствам (ОС) производства, т. к. их срок использования всегда превышает 12 мес. и стоимость не бывает ниже 40 тыс. руб.

Основные средства, согласно Постановлению Госкомстата РФ (№ 7), принимаются на баланс ЮЛ по акту приема-передачи ОС, формы ОС-1. В случае оприходования автомобиля к акту прилагается ПТС. Данный акт составляется комиссией, созданной приказом генерального директора.

На основе сведений из акта и ПТС ответственное должностное лицо составляет инвентаризационную карту по форме ОС-6. Эта инвентарная карта и сам акт могут разрабатываться предприятиями самостоятельно на основе указанных маркировок унифицированных форм документации (ОС-1 и ОС-6).

В некоторых случаях, если приемочная комиссия не может быть создана (например, штат ИТР ЮЛ менее 3-х сотрудников), акт приема-передачи ОС не требуется – в место него ставится штамп на правоустанавливающем документе – закупочном акте (заменяющем ДКП в качестве договора).

Внимание! Акт приема-передачи основных средств и Закупочный акт являются разными документами – не путайте их.

После принятия купленного автомобиля на баланс предприятия, его нужно за ним зарегистрировать. Для этого у машины должна иметься диагностическая карта (ДК). Если срок ее действия к моменту покупки или регистрации ТС истек, то требуется пройти техосмотр.

Если ДК в порядке, то сперва нужно оформить на машину полис ОСАГО желаемого варианта: классический или открытый. После этого доверенное лицо предприятия проводит перерегистрацию ТС в ГИБДД на юрлицо-собственника.

В МРЭО следует предоставить автомобиль на осмотр, написать заявление и дождаться отметки в нем с результатом проверки.

Какие документы могут потребоваться ЮЛ для регистрации транспорта? Ниже я привел перечень требуемого, разбитый по группам.

Документация доверенного лица предприятия:

  • Заявление на регистрацию ТС;
  • Гражданский паспорт;
  • Нотариально заверенная доверенность;
  • Платежное поручение по уплате госпошлины от ЮЛ.
  • Документ собственника ТС (закупочный акт, ДКП или оба);
  • Паспорт транспортного средства;
  • Полис ОСАГО;
  • Приказ о принятии автомобиля на баланс предприятия (заверенная копия);
  • Приказ предприятия о закреплении за автомобилем ответственного лица (заверенная копия).

Документы организации-собственника ТС:

  • Свидетельство о госрегистрации предприятия – нотариальная копия;
  • Выписка их Госреестра (ЕГРЛЮЛ) – оригинал или нотариальная копия;
  • Выписка из Госкомстата (присвоенные ЮЛ коды) – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Карта учета ЮЛ – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Свидетельство ЮЛ-налогоплательщика – копия, заверенная предприятием или нотариально;
  • Устав предприятия – заверенная предприятием копия;
  • Список лиц, занимающих руководящие должности ЮЛ – заверенная предприятием копия.
  • Страховой полис (если он классический) должен быть оформлен на имя ответственного лица;
  • Выписка из ЕГРЛЮЛ подается от одного юридического адреса только один раз, и она не должна быть старше 6-и мес.;
  • Оплата пошлины производится только по безналичному расчету с р/с ЮЛ-собственника ТС.

Кстати: до 15.10.2013 г. к перечисленной документации добавлялась справка о постановке ТС на учет в военкомат, но сейчас это требование отменили, хотя при желании любое ЮЛ может отметить свои автомобили в военкомате на добровольной основе.

Заявление на регистрацию ТС для ЮЛ отличается от аналогичного для ФЛ. Советую его заполнение поручить специалистам ГИБДД в окошках платных услуг.

Вот бланки этого заявления.

Пройдя осмотр ТС, правильно заполнив заявление и сдав указанные документы, доверенному лицу, вам не составит труда быстро перерегистрировать авто на ЮЛ. Обратите внимание на то, что в разных ГИБДД требования по составу документов и заверительному статусу их копий могут различаться.

Перед тем, как применить к приобретенному ТС бухгалтерские проводки, нужно определить соответствующий данному ОС срок полезного использования (СПИ).

СПИ – это временные рамки (в месяцах) в которых эксплуатация автомобиля (как основного средства) дает доходность. СПИ требуется для проводок бухучета по покупке ТС и расчета его амортизации (окупаемости, грубо говоря).

При покупке нового автомобиля СПИ определяется по специальной Классификации ОС, согласно ст. 258 НК РФ (п.1). Если приобретается Б/У авто у ЮЛ, то СПИ определяется по представленной продавцом документации, с правом уменьшения этого показателя на столько, сколько ТС эксплуатировалось у продавца, согласно ст. 258 (п. 7) НК.

Однако в случае приобретения машины у физлица ситуация иная – подтверждающая период эксплуатации документация отсутствует. А, согласно гл. 25 НК, без подтверждения СПИ не может быть рассчитано и применено в бухгалтерии.

Некоторые ЮЛ в качестве документального подтверждения срока использования берут ПТС с датами продаж. Но согласно пояснительным письмам Минфина (№ 03-03-06/1/10056 и 03-03-06/1/658), по ПТС нельзя определить СПИ, т. к. проставленные там даты не имеют отношения к началу производственной амортизации ТС.

Таким образом, на сегодня для подержанных машин, проданных физлицами, СПИ большинством ЮЛ не устанавливается (они проходят по документам как новые), хотя полного запрета на это действие нет.

Как принять в расходах по бухгалтерии купленный и зарегистрированный на ЮЛ автомобиль, причисляемый к основным средствам производства?

В данном случае ТС принимается к бухучету в качестве ОС предприятия на основании составленного ранее акта приема-передачи (по форме ОС-1). Данный акт должен быть утвержден генеральным руководством.

Здесь бухгалтерия должна руководствоваться правилами согласно следующим Приказам Минфина РФ:

  • Приказ № 26-Н (п. 5) от 2001 г. – «Положения бухучета ОС» (ПБУ 6/01);
  • Приказ №91-Н (п. 38) от 2003 г. – «Методические указания по бухучету ОС»;

Согласно указанным нормативам (п. 7 Приказа № 26-Н), базовая стоимость поступившего на баланс ТС состоит из общей суммы понесенных предприятием затрат.

Что сюда может включаться? Практически все, имеющее фактическую стоимость и связанное с данным авто.

Кроме прочего это может быть:

  • Проценты по кредиту, связанные с данным авто;
  • Расходы на поиск нужного варианта;
  • Накладные расходы, связанные с проведением сделки купли-продажи;
  • Оплата за ТС продавцу по договору;
  • Накладные расходы, связанные с регистрацией ТС в ГИБДД.

Сюда же относятся и технические затраты:

  • Обеспечение ТС необходимой комплектацией (запаска, дорожный инструмент и т. п.);
  • Монтаж оборудования и систем (навигация, сигнализация и т. п.);
  • Приведение ТС в технический порядок (исправление поломок, дефектов, антикоррозийные покрытия корпуса, химчистка салона и т. д.).

Вкратце остановлюсь на необходимых бухгалтерских проводках по Дебиту (Д) и Кредиту (К) для приобретенного у физлица ТС.

Проводки будут следующими:

  1. Затраты на покупку ТС – Д-08.4 – К-60;
  2. ТС принято на баланс ЮЛ – Д-01 – К-08.

То есть затраты на приобретение ТС отражаются в дебетовом счете 08 («Вложения средств во внеоборотные активы»):

  • Первой проводкой указывается долг перед продавцом автомобиля, что уточняется дебетным субсчетом 4 («Приобретение ОС»);
  • Второй проводкой указывается что ТС принято на баланс и введено в эксплуатацию – затраты переводятся на дебетовый счет 01 («Основное средство»).

Кстати: расходы на ОСАГО засчитываются как относящиеся к длящимся периодам, и они подлежат не единовременному, а распределенному (на 12 месяцев) списанию по счету 97 («Расходы по будущим периодам») – проводка Д-10 – К-97.

Вообще бухгалтерский учет ТС купленного у физлица мало отличается от учета для купли-продажи между ЮЛ. Единственное отличие – в проводках не учитываются налоги.

Отдельно нужно отметить случаи покупок ЮЛ у ФЛ автотранспорта для его последующей перепродажи. Характерным примером тут могут быть различные организации (и даже перекупы, имеющие статус ООО), занимающиеся выкупом ТС у населения.

Когда ЮЛ покупает ТС с целью его дальнейшей реализации и получения дохода, статус автомобиля изменяется с ОС на товар.

  • Д-41 – К-71 – оприходован товар, купленный подотчетным лицом;
  • Общий счет-кредит для таких операций – 90 (Продажи и перепродажи).

Ну а если ЮЛ не имеет профиля, связанного с торговлей автотранспортом, но машину пришлось продать по каким-либо причинам?

Тогда эта операция отразится как разовая продажа по дебет-счету 91 («Прочие доходы»).

  • Д-91 – К-41 – инвентарный излишек, непредвиденные обстоятельства и т. п. счета и субсчета.

Кстати: как правило, перепродаваемые «по белому» машины не регистрируются в ГИБДД, что допускается для ЮЛ и ИП (индивидуальных предпринимателей), профильно занимающихся подобным бизнесом. Основание – Приказ № 1001, пункт 3.

Уплачиваются ли налоги юридическим лицом при покупке ТС у ФЛ?

Процедуру покупки и оприходования ТС юрлицом мы разобрали. Теперь нужно коснуться налогообложения для данного случая.

Вопросы обычно возникают по трем пунктам:

  1. НДФЛ – налог на доходы для физлиц;
  2. Налог на имущество – региональный налог для юрлиц;
  3. НДС – налог на добавленную стоимость для юрлиц.

Нет, НДФЛ в случае приобретения ЮЛ ТС у физлица предприятием не начисляется – в данном случае оно не является налоговым агентом.

НДФЛ, в случае если сделка признается налогооблагаемой, уплачивается непосредственно физическим лицом, получившим доход за проданное авто, согласно ст. 228 (п. 1.2, п. 2-3 НК РФ).

Нет, не начисляются, т. к. в данном случае ФЛ не связано с ЮЛ трудовым договором и страховые взносы во внебюджетные фонды (Фонд соцстрахования в том числе) ЮЛ не обязано перечислять.

Ведь согласно части 1 и 3 (ст. 7) ФЗ № 212 доход от сделок по смене права собственности (на такое имущество, как ТС в том числе) не вносится в страховую базу для начисления взносов.

Нет, не должно. Юридическое лицо не имеет отношения к исполнению обязанностей налогового агента за постороннее физическое лицо, с которым заключается свободная сделка.

Передавать информацию в налоговую инспекцию о сумме сделки для ЮЛ не требуется в силу ст. 226, (п. 2) и ст. 230 (п. 2) НК РФ, а также позиции Минфина по этому вопросу (пояснительные письма № 03-04-06-01/55, 03-04-05-01/89, 03-04-06-01/365, 03-04-06-01/149).

Пока что нет. Такой ответ вызван неоднозначностью настоящего положения в законодательстве по данному вопросу.

  • В ст. 374 (п. 4.8) НК РФ ранее было закреплено положение о том, что автотранспорт приобретенный ЮЛ после 1 января 2013 г. и принятый на баланс как ОС, налогом не облагается.
  • Однако в 2016 г. эту статью, а вернее судьбоносный подпункт 8, еще раз подправили, оставив стопроцентный иммунитет от имущественного налога только для первой и второй амортизационной группы.

А то, что от налога освобождается транспорт, срок полезного использования (целевой эксплуатации) которого составляет до 3-х лет. Ну этого мало даже для большинства легковых ТС, не говоря о грузовых.

  • Согласно амортизационной Классификации, 99% легкового автотранспорта относится к третьей группе (срок амортизации от 3-х до 5-и лет, код 310.29.10.2). Грузовики, автобусы и проч. присутствуют в 3-й и выше группах.
  • Под налоговый иммунитет большинство транспорта не подпадает в принципе.

Однако есть еще одно положение НК РФ – ст. 381, где пункт 25 (абз. 1) устанавливает 100% налоговой льготы для всех ТС, использующихся в качестве основных средств предприятия.

Вот такое сейчас положение с имущественным налогом для авто – с одной стороны он должен платится, но с другой на это пока что действует мораторий в виде льготы по ОС.

В нашем случае, касательно НДС, нужно уяснить два важных момента, которые могут существенно повлиять на привлекательность покупки ТС у физлица.

  1. Физлицо не платит НДС. Если физическое лицо не имеет регистрации в качестве ООО или ИП, то, согласно ст. 143 (п. 1) НК РФ, оно не обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).
  2. Юрлицо не получит вхождение по НДС от ФЛ. Если юридическое лицо является агентом ОСНО (Общей системы налогообложения), то при покупке машины у физлица ЮЛ не имеет возможности получить от него счет-фактуру, т. к. от ФЛ нет входящего НДС.

В результате подобной «ущербности» сделки впоследствии может возникать финансовый негатив – при продаже ТС предприятие не будет иметь возможности для зачета НДС и его возмещения, как это бывает при сделках между ЮЛ или ИП.

В результате юрлицо потеряет 18% от стоимости сделки, т. к. предприятию полагается начислять НДС на сумму продажи, согласно ст. 146 (п. 1.1) НК РФ.

Поэтому, при покупке машины у простого частника, обязательно учитывайте данный нюанс – исключая случаи, когда ТС точно не планируется продавать впоследствии.

Ну и само собой разумеется, что предприятиям, работающим по упрощенному налогообложению (УСН), беспокоиться не о чем – они вообще не платят НДС (и даже прямой налог на прибыль).

Кстати: для предприятий, профильно занимающихся перепродажей ТС, по НДС также есть поблажки, – согласно ст. 154 (п. 5.1) и ст. 164 НК РФ, применяется уравновешивающая потери расчетная НДС-ставка 18/118.

Конечно, потеря целых 18% от стоимости авто при его возможной продаже для многих ЮЛ существенно уменьшает привлекательность сделок купли-продажи с физическими лицами.

Но есть способ обойти такое препятствие – это заключение сделки через ЮЛ-посредника. Схема выглядит следующим образом:

  1. Предприятия заранее ищет компанию-посредника с приемлемыми комиссионными;
  2. При контактах с продавцом ему доступным языком обрисовывается ситуация с НДС, как аргумент для использования посредника;
  3. Если продавец согласен на подобную схему, то посредник выкупает у физлица автомобиль за оговоренную по предыдущим контактам сумму.
  4. Затем посредник продает авто представителю предприятия, прибавив свои комиссионные, но уже как ЮЛ – со счет-фактурой и входящим НДС, которое предприятие (конечный владелец) сможет принять к зачету для компенсации позже.

Преимуществом подобной схемы является:

  • Высокий профессиональный уровень проведения и оформления сделки;
  • Ощутимо меньшая потеря по комиссионным (обычно это 3-7%) в сравнении с 18% НДС.

А как посредник решает свою проблему с зачетом НДС? Ему ведь тоже не светит счет-фактура от частника.

Такие компании обычно профильно занимаются перепродажей автомобилей, имея описанные выше льготы по НДС. А посредничество в купле-продаже предлагается как дополнительная услуга. Вот и весь секрет.

Важно! При поиске посредника обращайте внимание на его репутацию и дату регистрации – известны случаи мошенничества при подобных сделках с компаниями-однодневками. Авторитетные заведения не требуют перечисления всей суммы от клиента (только небольшой страховочный задаток) и выкупают авто у частника преимущественно за собственные средства.

Полезные советы

  • Структура документации первичного учета, согласно ст. 9, ФЗ № 402, к которым относится закупочный акт и другие формы, необходимые в купле-продаже ТС, могут быть разработаны на месте непосредственно юридическим лицом (отделом бухгалтерии и т. п.).
  • Использование унифицированных форм документации из специальных альбомов Госкомстата РФ не является обязанностью предприятия, но собственная документация должна разрабатываться на их основе, чтобы избежать разительного отличия документов, что усложнит их оборот между юридическими субъектами.
  • Для доверенности представителя ЮЛ рекомендуется использовать фирменный бланк предприятия, а не стандартный нотариальный.
  • Если ФЛ не передало ЮЛ требуемую документацию на автомобиль (а также указанную в договоре комплектацию) в установленные сроки, то предприятие имеет право дать сделке обратный ход, согласно ст. 456 (п. 2) и 464 ГК РФ.

Посмотрите видео-бонус: самые жестокие случаи нарушения правил в спорте

Заключение

Итак, вы теперь знаете, что купля-продажа ТС от ФЛ к ЮЛ отличается только формой договорного документа и последующим оформлением. Надеюсь, что я изложил сложный материал производственно-финансового характера в доступном для понимания формате.

Были ли у вас сделки по покупке авто в качестве юрлица у физлица? Сталкивались ли вы с трудностями по оплате, оформлению ТС, принятию его на баланс и бухгалтерскими проводками? Поделитесь вашим опытом в комментариях со мной и остальными читателями.

На этом статья завершена, и вы можете поделиться ею с друзьями в соцсетях. Не забывайте про возможность подписки – это удобно и сэкономит вам время. Удачи на дорогах и до следующих встреч!

Автор, ты сам когда нибудь оформлял автомобиль на юридическое лицо? Все намного проще, чем описано, и пакет документов значительно меньше.

Как почитал эту статью, аж поплохело сколько всяких копий надо, в т.ч. нотариальных, а на деле даже оригиналы этих документов не понадобились. Хорошо начитавшись не побежал к нотариусу ))

Случай у вас вполне рядовой – вы допускаете классическую ошибку, обобщая целое по одному частному случаю. Из-за подобных ошибок одних другие автомобилисты кусают локти. К примеру, многие радовались, что проходили перерегистрацию машины без сверки маркировки агрегата много позже 2013 г. (в этом году, в частности) и советовали людям не обращать внимание на эти «мелочи», т. к. у них лично «проехало».

Вы должны понять, что в РФ регламент оказания регистрационных услуг не имеет 100% жесткости – он лабилен не только от региона к региону, но и от города к городу, и даже в пределах одного населенного пункта в разных подразделениях можно столкнуться с разными требованиями.

Исходя из этого в статье даны рекомендации по максимуму. А если бы все было по минимуму, то такой как вы читатель тоже обижался бы из-за того, что его завернули на основании недостатка или несоответствия документов.

Касательно вашей фразы «Хорошо начитавшись не побежал к нотариусу…», то подобное поведение само собой разумеется – вы и не должны в точности налагать предоставленную общую информацию на реальность одного отдельно взятого места и времени, ведь они могут не совпасть. Это касается вообще всего, а не только автомобильной сферы.

Минимум что вы должны сделать после прочтения материалов в сети – это дистанционно узнать подробности в вашем подразделении ГИБДД. И то – не факт, что вам там выдадут предельно точную инфу. Бывало и так, что в ГИБДД, даже по личному запросу, выдавали заверенный печатью и подписью начальника документ, прямо противоречащий ведомственным нормативам – то есть ГИБДД физически расписывалось в собственной некомпетентности.

То, что у вас приняли одно и не потребовали другого – это не показатель. Я знаю случаи, когда, к примеру, в одном подразделении Свидетельство о госрегистрации предприятия (один из главных документов) вообще не смотрели, а в других не принимали заверенную предприятием копию, требуя нотариальной.

И даже в одном подразделении к разным юрлицам могут относиться по-разному. Для ООО, фактически являющимся ИП, могут сделать послабления, а для полноценной компании (т. к. там часто проводят схемы по уклонению от транспортного налога на крупные суммы) наоборот.

А каким способом можно уйти от транспортного налога в ООО?

К сожалению, для ООО на сегодня все существующие способы законной «оптимизации» транспортного налога в лучшем случае сопряжены с огромной головной болью, в худшем – с риском оказаться на скамье подсудимых. В основном ранее автовладельцы пытались уходить от ТН занижая мощность агрегата, указанную в ПТС. При этом более действенной была как раз «черная» (за взятку), а не «белая» схема. Сейчас же у тех, кто обращается в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) за проведением экспертизы мощности двигателя вряд ли есть шансы чего-то добиться. Экспертизу НАМИ проведет и даже выдаст соответствующую справку, но для налоговых органов она сейчас не является аргументом для снижения ТН. Например, многие современные автомобили оснащены оборудованием, повышающим мощность двигателя, а снять и поставить его на место дело получаса. Вникать же во все тонкости в НС теперь не желают. Еще советуют просто не платить налог и тогда, мол, его спишут. Действительно для физлиц и ИП списали подобную задолженность за периоды до 01.01. 2015 г. (для этого потребовался специальный ФЗ № 436 – от 28.12.17), но ООО это не касается и можно попасть на серьезные накопительные штрафы. Как действенный метод для фирм, у которых на балансе много однотипных ТС, можно использовать клон-регистрацию. Например, вы приобрели 15 такси, отличающихся лишь маркировкой. Из них вы зарегистрировали 10, а остальные у вас стоят «на подхвате». Если зарегистрированное авто станет на ремонт, то его госзнаки перевешиваются на запасной клон и работа продолжается. При этом на незарегистрированные авто налог не уплачивается, естественно. Подобные схемы уменьшения совокупной суммы налогов большие предприятия используют часто. Но это все равно незаконно и чревато последствиями при вскрытии обмана.

Доброго времени суток! В статье дважды допущена ошибка! Деньги выдаются не по ПКО, а РКО. Форма КО-2, о которой Вы здесь упоминаете —

это Расходный кассовый ордер! Как деньги могут выдаваться по приходному?? Если по ПКО деньги принимаются в кассу. Цитата из Вашей статьи: «Деньги от ЮЛ хозяин машины может получить тремя способами: 1.

Через подотчетное лицо. Оно назначается согласно производственному приказу с договором о материальной ответственности и может совпадать с ответственным лицом по сделке. Деньги выдаются по приходному кассовому ордеру (ПКО) под роспись продавца.

2. Через кассу предприятия. Деньги также выдаются на основе ПКО унифицированной формы (КО-2) под роспись продавца.»

Спасибо вам, Оксана, за обнаружение неточностей. Коррекция внесена.

А Если ООО на упрощенной системе налогооблажения?

Принятый 28 декабря 2017 г. и опубликованный 31 декабря 2017 г. федеральный закон № 436 «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» распространяет «налоговую амнистию» на простых физлиц, а также физлиц со статусом действенных или бывших индивидуальных предпринимателей. Организации с ограниченной ответственностью априори являются юрлицами и налоговые списания на них не распространяются, вне зависимости от формы налогообложения. Но даже физлицам простили не все долги до 2015 г. – например, задолженность по штрафам ГИБДД осталась в силе.

Добрый день , подскажите пожалуйста можем ли мы покупая машину у физ/лица на юр лицо , прописать в ДКП и ЗА , что деньги со счета компании будут переведены в течении 2 х месяцев на счет физ лица ? На сколько это будет корректно. Спасибо!

Стороны сделки имеют право указывать в договоре обоюдно одобренные условия, в том числе и по отсрочке или рассрочке основного платежа покупателя продавцу. Это соответствуют правилам обоюдных переговоров (ст. 434.1 — 443 ГК РФ).

Если автомобиль у ФЛ приобретается другом городе, области. То где проходить регистрацию. В ГИБДД в городе где зарегистрирован авто на ФЛ или снимается с регистрации и ставица в городе по месту регистрации ЮЛ? Если можно поподробней.

Поставить авто на регистрационный учет в ГИБДД (услуга перерегистрации) уполномоченный представитель юрлица может в любом городе (регионе), но взятие приобретенного ТС на баланс должно быть или по месту регистрации организации, или по месту регистрации филиала/подразделения ЮЛ. Для перерегистрации ТС по месту покупки, уполномоченный на приобретение ТС представитель юрлица должен иметь доверенность на предоставление прав собственника-покупателя. Кроме этого нужны и другие документы (свидетельство о государственной регистрации компании и др., которые перечислены в статье).

Здравствуйте,а если машина приобретена ООО за стоимость 5000,00 рублей, как ее ароматизировать и принимать на ОС?

Если предполагается использование автомобиля на протяжении длительного времени (12 месяцев и более), – то ТС принимается к учету в качестве объекта ОС. Стоимость ТС не имеет значения (юрлицо вправе платить любую цену, не нарушая закон). Касательно амортизации, то при применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления, годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Добрый день. Спасибо большое за статью. Очень полезная.

Хотелось бы дополнения по дальнейшим условиям эксплуатации и обслуживания авто взятого на баланс ЮЛ. т.е. например: я учредитель и ГД в ООО на основной системе налогообложения. Купил авто без довереных лиц оформил на себя. Нужно ли проходить ежедневный утренний медосмотр как водителю предприятия? Нужно ли самому себе довереность на право вождения оформлять? Или путевые листы на каждый день? Нужно ли обязательно проводить оплату регламентного ТО через счет компании? И можно ли пользоваться корпоративной платежной картой привязанной к р/с компании на АЗС при заправках?

Если авто помещено на баланс ООО за личные средства учредителя, то это уже имущество предприятия и, соответственно просто учредитель теряет права на это имущество. Если же авто приобретено по соответствующему приказу от гендиректора в собственность ООО, тогда другое дело. Если вы и учредитель и гендиректор, то имеете право пользоваться автомобилем, находящимся на балансе предприятия (соответствующий приказ обязателен).

По части процедуры использования, то тут многое зависит от профиля предприятия и/или профиля использования ТС. Например, если ваше предприятие какая-либо автокурьерская служба, а вы по совместительству с должностью гендиректора работаете на должности водителя, то соответствия нормам, которые указаны в статье 20 196-ФЗ (в т. ч. про предрейсовый и послерейсовый медосмотр) нужно выполнять. Также нужны ежедневные путевые листы и др.

Если же балансовое авто просто находится в служебном пользовании должностного лица (например, гендиректора), то все проще:

— Путевой лист нужен (хотя бы один на год) т. к. при юридическом неиспользовании ТС для деятельности предприятия налоговая может снять авто с затрат в связи с их необоснованностью. Но каждый день его оформлять нет надобности – обычно в подобных случаях оформляют раз в месяц (командировка и т. п.).

— Требования по медицине можно игнорировать.

— Подпись механика в путевом листе можно ставить самостоятельно.

— По покупке ГСП, если с АЗС заключен договор, то заправляются можно по топливным картам. При этом списание ГСМ проводить тоже нужно.

— Уплачивается транспортный налог, налог на имущество, дается отчет за негативное воздействие на окружающую среду (в экологию платежи платятся по количеству израсходованных тонн топлива на основе путевых листов).

— Амортизация, страхование, ГСМ по нормам, ремонт, запчасти, мойка и т. п. – в расходы.

Но нужно учитывать нюансы: есть продвинутые работники ДПС, которые знают, что месячные путевые листы далеко не во всех случаях действенны (для строительных организаций и для строительного же транспорта, для сельхозтехники и т. п.).

Поэтому гендиректору ООО можно просто ездить, согласно своему статусу: гендиректор имеет право распоряжения имуществом предприятия без специальных подтверждающих документов. Но при этом в машине должен быть гражданский паспорт и документ о том, что водитель является руководителем ЮЛ (обычно это протокол ОСУ о назначении на должность). Иногда возят учредительные документы, но для ДПС это белый шум. Еще можно приказ возить о закреплении авто за гендиректором (подпись самого директора).

Касательно доверенности, то есть общие правила – согласно ГК РФ, а именно ст. 185:

«1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами»

В нашем случае доверенность от лица ООО, выданная его генеральным представителем на свое же имя выглядит юридически криво. Однако, к примеру, договор от имени участника ООО с директором ООО (когда одно лицо учредитель и оно же директор) смотрится не менее криво, но такой договор юридически корректен.

В ООО, где есть водитель, авто можно закрепить за ним и выдать ему доверенность от имени ООО с правом передоверия физлицам-сотрудникам. Затем от имени водителя пишется доверенность на гендиректора – такая доверенность проходит не только проверку ДПС, но и пограничный контроль и ДПС зарубежных стран.

Добрый день, есть ли пример организаций которые занимаются переводом автомобилей с физ. лиц на юр. лица с компенсацией НДС в полном объеме?

Это посредники со статусом юрлица ООО – обычно бывшие перекупы в статусе физлиц-ИП. Но подобные услуги могут предлагать и некоторые автосалоны, а также компании-скупщики ТС.

Всего вам доброго, Александр.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста: ООО покупает бу авто у физ.лица. машина 2006г, объем двигателя 4л. За какой самый короткий срок авто самартизируется? Я так понимаю по классификации авто попадает в 5группу.(от 7 до 10лет), тогда СПИ организация может взять 7лет? Т.к нет и не будет подтверждающих документов о предыдущей эксплуатации авто. Правильно?

Организация не обязана строго придерживаться классификаторов в данном вопросе. Если организация применяет линейный метод начисления амортизации, то, приобретя подержанное основное средство, она может установить срок его полезного использования, как СПИ по классификатору, уменьшенный на количество лет/месяцев эксплуатации данного ОС экс-собственником. Можно взять СПИ, установленный предыдущим собственником, и уменьшить на количество лет/месяцев эксплуатации ОС этим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

Но если полученный таким образом СПИ будет иметь нулевое или отрицательное значение, то организация вправе сама установить срок полезного использования ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.

При этом срок полезного использования основного средства для налоговых целей может не совпадать со СПИ, определенным для бухгалтерского учета. В бухучете СПИ устанавливается исходя из ожидаемых сроков использования и износа (п. 20 ПБУ 6/01). Т. е. при установлении срока полезного использования ОС ориентироваться на классификатор организация не обязана.

Касательно расчета амортизации ТС, то это можно сделать при помощи соответствующих онлайн-сервисов (типа car-keeping и др.): там используются необходимые параметры: естественный износ (экологическая агрессивность + среднегодовой пробег); моральный износ; амортизация на 1 км пробега (пробег, страховка, техобслуживание, дорожный налог) и др.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, если ООО покупает у физ.лица машину за условные 5.000 и в тот же день сдает ее в утиль — стоит ли ее ставить на баланс как ОС?

Если организация купит машину, ее в любом случае придется ставить на балансовый или забалансовый учет, если только вы не оформите ее как подарок работнику. Обычно, чтобы избежать балансового учета, предприятия используют разные схемы аренды ТС у физлиц. Вот некоторые, например:

— Если авто купит директор фирмы как физлицо, а потом по договору аренды передаст его предприятию.

— Или предприятие дает заем физлицу на покупку авто, а потом заемщик сдает это ТС в аренду предприятию.

— Можно как бы принять на работу человека с машиной, но оформить его кем угодно, только не водителем и договор аренды не составлять, а сумму аренды машины включить в его зарплату.

Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Там еще есть условия для одновременного их соблюдения:

«4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.»

Ваш вариант покупки и утилизации авто явно к ОС (Внеоборотные активы — Счет 01 «Основные средства») не относится. Вероятно, вы хотите купить ТС как донора каких-то запчастей. Тут по варианту балансового счета точнее вам подскажет ваш бухгалтер (мы все же не бухгалтеры, а автоэксперты), но вот некоторые счета, на которые можно пристроить ТС на короткое время:

— Производственные запасы – Счет 10 «Материалы»

— Затраты на производство — Счет 26 «Общехозяйственные расходы»; Счет 23 «Вспомогательные производства»

— Забалансовые счета – Счет 003 «Материалы, принятые в переработку»

Можно и на ОС зачислить, а потом списать как реализованный металлолом и деньги от реализации зачислить обратно на счет. Только это уже будет считаться доходом от коммерческой деятельности, поскольку фирма реализует собственное, принадлежащее ей имущество. И согласно п.1 ст. 249 НК РФ, такое имущество должно облагаться налогом на добавочную стоимость.

В организации предоставляется служебный легковой автомобиль сотрудникам, которые выезжают на эл-монтажные работы. В большинстве случаев, в нем едут 2-3 человека (включая водителя) и перевозятся материалы для монтажа (кабели, приборы, прочие расходники) и инструменты (перфораторы, шуруповерты, лестницы, и т.д.). Также авто используется для осуществления доставки грузов (от поставщиков на наш склад, и для доставки товаров Заказчикам) — это делает любой свободный сотрудник. Должности водителя в организации нет.

1. Такой вариант использования считается перевозкой пассажиров и грузов?

2. Надо ли вносить какой-то пункт в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников?

3. Насколько я понимаю, в нашем случае путевой лист оформлять обязательно. Подскажите его максимальный срок? 1 месяц?

4. нужно ли обязательно проходить ежедневные медосмотры?

1. В первом случае груз в виде инструментов бригады – это багаж. Во втором случае, это собственно груз, необходимый для нужд компании, в связи с чем лицензия на перевозку груза нем нужна.

2. Да, если работнику вменяется в обязанность возможность управления ТС, то нужно. Можно не вносить, но тогда работник может отказаться от вождения ТС.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов, должны оформлять путевые листы на каждое ТС, занятое в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Правило распространяется и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд.

С 2019 г. действуют новые правила составления путевых листов. Если раньше этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то теперь это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2019 г. Поэтому месячные и т. п. путевые листы сейчас не годятся. По новым правилам путевой лист должен оформляться (п. 10 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152):

— Перед каждым рейсом, если рейс длиннее рабочей смены или рабочего дня.

— Перед началом первого рейса, если рейс короче смены или рабочего дня, и в течение дня у водителя один или несколько рейсов.

Т. е. срок действия путевого листа легкового автомобиля не может быть больше продолжительности рейса или рабочего дня водителя. То же самое правило действует и для грузовиков.

4. Строго однозначного ответа тут нет. Условно считается, что при использовании ТС работником, не числящимся водителем, без наличия пассажиров, медосмотр перед выездом проходить не нужно. Но есть судебная практика, которая утверждает, что медосмотр должны проходить все водители. Если же работник числится водителем, то, согласно 196-ФЗ, водители любых ТС (в т.ч. грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет.

Всего вам доброго, Станислав.

Здравствуйте! ООО покупает ТС с целью ремонта и последующей продажи. Из статьи я понимаю, что если ООО имеет соответствующий профиль, то на учет ТС ставить не нужно и на баланс ТС ставится как товар. Вопросы: 1. Каким образом определяется базовая стоимость товара в бух.учете, если в него ООО будет вкладываться с целью удорожания товара и его продажи? 2. Платит ли ООО налог на имущество с такого вида товара? 3. Если ООО не имеет профиля по перепродаже ТС, обязано ли оно ставить ТС на регистрационный учет в ГАИ?

Два первых вопроса у вас специфические и с ними вам нужно обращаться к вашему бухгалтеру (или бухгалтеру-фрилансеру онлайн); также в сети есть масса бухгалтерских ресурсов, где можно задавать такие вопросы по бухгалтерии и налогообложению в т. ч. платные с ответами от профессионалов налоговой и бухгалтерской сферы. Для ООО это не составит каких-то значимых затрат, но если юрлицо экономит на подобных мелочах, то это предприятие с сомнительной жизнеспособностью. Там не менее мы вам отвечаем вкратце:

1. Есть разные варианты, например, два таких:

– Отразить в затратах на продажу.

– Включить в первоначальную стоимость товаров (в виде предпродажной подготовки).

2. Если ваша компания на общей системе налогообложения, то она уплачивает НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Компания экономит на НДС, если заключает сделки с партнерами на общей системе налогообложения: в этом случае она может принять к вычету НДС из счетов поставщиков.

3. Если ТС поступает на баланс предприятия, то на РУ в ГИБДД авто ставится обязательно в случае его использования по прямому назначению. Если нет (на запчасти, к примеру, то нет).

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, со стороны продавца. Стоит ли подписывать документы и передавать ключи до зачисления средств на счёт? Если да, то какие документы должны быть предоставлены продавцу. Как обезопасить себя в этой ситуации?

Сделку купли-продажи можно оформить со множеством вариаций. В т. ч. и с отсроченным платежом. Просто в ДКП прописывается соответствующий раздел с условиями отсроченного платежа. Но при этом акт приема-передачи оформляйте отдельным документом и с подробным описанием состояния ТС на момент сделки (на основе заключения осмотра на СТО). Это на тот случай, если ТС придется забирать назад из-за неуплаты. После зачисления средств сделка считается завершенной. Расписку писать ЮЛ не требуется т. к. зачисление пройдет через банк.

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/pokupka-avto-u-fizicheskogo-lica-yuridicheskim-licom.html

Покупка авто организацией у физического лица

На вторичном рынке автомобилей нередко встречаются сделки, когда у физического лица машину покупает организация. По разным причинам предприятиям иногда выгоднее приобрести подержанный транспорт, чем новый. Покупка автомобиля юридическим лицом у физического имеет ряд нюансов, и один из самых важных – постановка ТС на баланс компании. Если не знать такие моменты, можно потерять выгоду от сделки или понести убытки.

Алгоритм приобретения авто юрлицом

Приобретение машины – комплексный процесс. Условно его делят на несколько этапов:

  1. Осмотр автомобиля покупателем. Этим занимается представитель юридического лица. Обычно на этой стадии требуется провести техосмотр транспорта.
  2. Установление цены.
  3. Составление договора купли-продажи (ДКП).
  4. Передача денег.
  5. Получение покупателем машины и документов.

Юридическое лицо вправе требовать составления дополнительных документов.

Стандартный пакет бумаг, которым сопровождается приобретение организацией автомобиля, включает:

  • ПТС.
  • Соглашение купли-продажи (ДКП).

На документах ставит подпись ответственное лицо компании. В соглашение вносится необходимая информация о продавце:

  • Ф.И.О.,
  • дата рождения,
  • паспортные данные.

При этом, если у владельца машины есть жена, он должен предъявить её письменное согласие на заключение сделки, заверенное у нотариуса. Для приобретения ТС необходимы подпись представителя юридического лица и печать организации.

Постановка на баланс осуществляется на основании закупочного акта. Это в дальнейшем позволяет совершать необходимые бухгалтерские операции.

Возможность сделки между юридическим и физическим лицом

Транспортные средства (б/у и новые) – распространенный предмет договора купли-продажи. Чаще покупка машин осуществляется физическим лицом у юридического или между гражданами. Однако не запрещается законом заключение сделки в обратном порядке. Таким образом, ответ на вопрос, может ли ООО купить автомобиль у физлица, положительный.

Действовать нужно по той же процедуре, от имени организации при этом выступает уполномоченное лицо. Составляется договор купли-продажи, на основании которого право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи движимого имущества, если другое не предусмотрено соглашением (ст. 454 ГК РФ).

Иногда подержанные авто, которыми владеют физические лица, в довольно хорошем состоянии, но цена их значительно ниже новых. Такие машины всегда нужны организациям. В данном случае б/у транспорт привлекает:

  • приемлемой стоимостью по сравнению с такими же авто, предлагаемыми в салонах;
  • возможностью договориться с продавцом по поводу цены.

Это основные причины, по которым юридические лица ищут подержанные авто.

Нюансы заключения сделки

Главная особенность приобретения ТС юридическим лицом у физического – составление закупочного акта, также издается приказ на покупку автомобиля для организации. На основании этого документа авто ставят на баланс предприятия. Машины являются основными средствами, так как используются больше года, а их стоимость, как правило, не менее 40 тысяч рублей.

В Постановлении Госкомстата №7 указано, что требуется принимать основные средства на баланс фирмы по акту приема-передачи. К акту прилагается ПТС. Составлением акта занимается комиссия, которая назначается приказом руководителя организации. Далее:

  1. На основании информации в ПТС и акте формируется инвентаризационная карта.
  2. Если по разным причинам не создается комиссия, акт приема не нужен, проставляется только штамп на закупочном акте.

Главное понимать: если автомобиль покупает организация, акт приема и закупочный акт – основные документы сделки.

При покупке автомобиля юрлицом у физического лица расчет может осуществляться разными способами:

  1. Привлечение подотчетного лица. Для этого руководитель фирмы издает приказ, которым назначает работника предприятия представителем компании. Этот человек будет выполнять расчеты по сделке, ставить подписи.
  2. Использование кассы организации. Выдаются средства из бюджета юридического лица. Происходит это на основании ордера, составленного по унифицированной форме КО-2. Документ обязательно подписывает продавец.
  3. С помощью безналичного перевода. Для этого у продавца должны быть реквизиты расчетного счета в банке. Перевод предусматривает формирование банковской выписки по счету. Компания также получает платежное поручение.

Продажа авто физическим лицом юридическому требует составления расчетов. По всем требуется оформить отчет. Занимается этим ответственное лицо, которое назначает руководитель. Оплата за авто осуществляется фирмой до передачи ключей.

Регистрация авто в ГИБДД

Приобретенный транспорт нужно поставить на учет в ГИБДД. Для этого понадобится полис ОСАГО. Для его оформления следует получить или использовать уже имеющуюся диагностическую карту, которая выдается после техосмотра. В документе указывается, что машина пригодна для эксплуатации.

Итак, представитель компании должен выполнить следующий порядок действий:

  1. При отсутствии диагностической карты обеспечить техосмотр ТС.
  2. Оформить полис ОСАГО.
  3. Перерегистрировать машину в ГИБДД на юрлицо.
  4. После осмотра авто в отделении автоинспекции получить необходимые документы.

Только при выполнении вышеуказанных действий можно утверждать, что организация купила ТС законно.

Заключение

Каждая компания вправе купить авто у физического лица. В определенных ситуациях такая сделка имеет немало преимуществ для обеих сторон. Однако важно все сделать правильно: оформить необходимые документы и поставить машину на баланс предприятия. Если фирма работает по общему режиму налогообложения, целесообразно воспользоваться услугами посредников, чтобы сберечь средства при уплате НДС во время реализации купленного ТС.

Специалист в кредитовании физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса. Опыт работы в банковской сфере — более 15 лет.

Источник: https://1avtoyurist.ru/kuplya-prodazha/kuplia/pokupka-avto-yuridicheskim-licom-u-fizicheskogo.html

Как продать автомобиль юридическому лицу

На рынке автотранспорта представлено огромное количество машин, которые люди хотят продать. При этом зачастую они отказываются от продажи автомобиля, потому что покупателем выступает юридическое лицо. Ведь не совсем понятно, как должна происходить процедура купли продажи, какие документы нужны и какие последствия за такой сделкой могут последовать. Разберемся в этих вопросах в данной статье.

Процедура продажи транспорта юридическому лицу

Такая процедура купли-продажи имеет свои особенности, в первую очередь связанные с необходимостью принятия транспортного средства на баланс юридического лица. Если не знать тонкостей данной операции, то можно не только потерять денежную выгоду от сделки, но и понести незапланированные убытки. В остальном же процедура продажи автомобиля организации не сильно отличается от аналогичной процедуры между двумя частными лицами. Итак, основные моменты сделки:

  1. Осмотр автомобиля покупателем. Зачастую представитель юридического лица (покупатель) может выставить требование о прохождении технического осмотра транспортного средства на любой станции технического обслуживания. Продавец может отказаться, но тогда сделки, скорее всего, не будет. Оплачивается такая процедура по договоренности, но обычно это берет на себя покупатель.
  2. Установление цены. При этом стоит помнить, что если автомобиль стоит дороже 125 000 рублей и в собственности он находится менее трех лет, то придется оплачивать налог на прибыль. В случае сделки с юридическим лицом не удастся «вписать» в договор заниженную сумму.
  3. Составление договора купли-продажи. Скорее всего эту обязанность возьмет на себя покупатель. Для продавца это намного удобнее, так как не придется самому искать бланк договора и тратить время на его заполнение.
  4. Передача денег. Это может происходить, как безналичным, так и наличным способом.
  5. Получение покупателем автомашины и документов.

Статья 161 ГК РФ обязывает стороны такой сделки оформить все в письменном виде. При этом не обязательно использовать стандартный договор купли-продажи, а для юридического лица и вовсе этот документ не является оптимальным, поскольку по своей структуре не рассчитан на проведения различных операций (в том числе бухгалтерских) внутри организации. Выгодной альтернативой будет заключение сделки по закупочному акту, и даже если физическое лицо будет настаивать на оформлении ДКП, закупочный акт можно составить как дополнительный подтверждающий сделку документ.

Особенности договора купли-продажи

Юридическое лицо может заключить сделку тремя способами: по ДКП, по закупочному акту (типовая форма — ОП-5) или сразу по двум этим правоустанавливающим документам. Если сделку оформляет представитель юридического лица, то он должен иметь при себе нотариально заверенную доверенность, поскольку продавец вправе ее потребовать. В иных случаях доверенность не нужна (например, если сделку заключает генеральный директор). При продаже автомобиля юридическому лицу необходимо убедиться, что договор купли-продажи составлен правильно. В нем в порядке очередности должно быть указано:

  1. Наименование договора, дата и место составления.
  2. Стороны договора. Продавец указывает свои данные, а в графе «покупатель» должно значится наименование юридического лица, ФИО его представителя и реквизиты документа, на основании которого он участвует в сделке (устав организации, доверенность и т.п.).
  3. Предмет договора. Описываются характеристики автомобиля, VIN-номер, год выпуска и т.д.
  4. Обязанности и права сторон.
  5. Порядок расчета (наличный, безналичный расчет).
  6. Ответственность сторон, которую они могут понести при нарушении условий сделки.
  7. Способы разрешения споров.
  8. Дополнительные пункты по согласованию сторон.
  9. Реквизиты сторон. В отличие от договора купли-продажи между физическими лицами здесь должны быть указаны все реквизиты юридического лица (покупателя), в том числе ОГРН, ИНН, расчетные и корреспондентские счета. Продавец указывает только паспортные данные.
  10. Продавец ставит свою подпись, а со стороны продавца ставит подпись представитель и бухгалтер, также обязателен оттиск печати организации.

То есть отличие от аналогичного договора, заключенного между физическими лицами, заключается только в указании реквизитов организации и данных ее представителя. Если в дополнение к договору составляется закупочный акт, то в нем нужно указать те же сведения, что и в ДКП. При приеме автомобиля на баланс организации именно на таком акте необходимо будет поставить штамп юридического лица (но только в случае, если не составляется акт приема-передачи формы ОС-1).

Схема для компенсации НДС

После того, как сделка по купле-продаже автомобиля от физического лица юридическому завершена, вся ответственность, в том числе и обязанность уплачивать налог, ложится на покупателя. Вообще, покупка автотранспортного средства у физического лица не самое выгодное вложение денежных средств. Ведь частное лицо не ведет финансовый учет и бухгалтерию, соответственно и автомобиль будет продан без учета налога на добавочную стоимость, то есть потери компании составят 18% от стоимости покупки. Как же поступить в этой ситуации и минимизировать затраты организации? Для этого необходимо обратится к третьим лицам — комиссионным магазинам или агентствам. Участие посредника выгодна и продавцу — можно быть уверенным в «чистоте» сделки и своевременной оплате. Организация, являющаяся приобретателем получает автомобиль, экономит значительную сумму, так как размер оплаты услуг комиссионного магазина значительно ниже НДС. Такая процедура происходит следующим образом:

  • Продавец заключает договор с комиссионным магазином;
  • Покупатель переводит деньги на счет посредника;
  • Посредником оформляются платежные документы для юридического лица, в том числе вводится НДС, передаются покупателю;
  • Посредником выдаются деньги продавцу (наличными или переводятся на банковский счет).

Комиссионные при этом составляют от 3 до 7% за посреднические услуги, что ощутимо меньше 18% по НДС. Далее юридическому лицу остается лишь в 10-дневный срок поставить автомобиль на учет в госавтоинспекции. И поскольку ранее собственником автотранспортного средства было физическое лицо, это не повлияет на процедуру постановки приобретенного автомобиля на учет в ГИБДД. Обратиться можно в любое из подразделений, независимо от расположения компании и предоставить следующие документы:

  • Заявление, которое можно скачать в интернете или взять в отделении ГИБДД;
  • Доверенность, уполномоченного лица на совершение регистрационных действий;
  • Документ, удостоверяющий личность представителя;
  • Паспорт транспортного средства;
  • Свидетельство о регистрации ТС предыдущего владельца;
  • Правоустанавливающие документ на автомобиль (договор купли-продажи);
  • Полис ОСАГО;
  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • Копии платежек об уплате госпошлины;
  • Выписка из приказа, которым регистрируемый автомобиль был поставлен на баланс организации.

Перед постановкой на учет юридическое лицо обязано уплатить государственную пошлину за свидетельство о регистрации транспортного средства — 850 рублей. Если автомобиль был куплен вместе с номерами, то больше никаких затрат не нужно, если же транспортное средство было продано без номерных знаков, то за их выдачу придется заплатить еще 2000 рублей. Оплату юридическое лицо проводит по безналичному расчету.

Заключение

Не стоит бояться заключать договор купли-продажи автомобиля с юридическим лицом. Как видно из этой статьи, для физических лиц, в принципе, есть только одно неудобство — необходимость указывать в договоре реальную сумму автомобиля. Для юридического лица это менее выгодно, однако, и эти сложности легко разрешить, если прибегнуть к помощи посредников.

Источник: https://insur-portal.ru/kuplya-prodazha/prodazha-avto-yuridicheskomu-licu

НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица

Нужно ли удерживать НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица? Компания (юридическое лицо) планирует приобрести машину на вторичном рынке. Причем продавцом выступает не автосалон, а непосредственный владелец. В связи с этим перед бухгалтером встал вопрос о налогообложении данной сделки. Стоит ли выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ при покупке автомобиля у физического лица юридическим лицом, расскажем в статье.

Проблемы не нужны

Почему у бухгалтеров возникают подобные вопросы? Все очевидно. Организации и индивидуальные предприниматели по умолчанию являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Что это означает на практике?

С доходов, которые компания или ИП выплачивает «физикам» нужно рассчитать, удержать и перечислить в государственный бюджет НДФЛ. Покупка авто у физического лица является основанием для подобных действий? Давайте разбираться.

За неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ предусмотрена ответственность. Так, за неуплату налога инспекция может взыскать с агента штраф в размере 20% от суммы налога, при условии что (п. 1 ст. 123 НК РФ):

  • налоговый агент не произвел своевременного удержания налога из денежных средств, выплаченных физлицу;
  • налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в установленный срок удержанную у «физика» сумму налога.

Уплата штрафа не освободит компанию от необходимости перечислить в бюджет удержанную сумму налога. Также налоговая инспекция сможет взыскать налог в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. ст. 47, п. 5 ст. 108 НК РФ).

Оснований нет

Если речь идет о покупке машины у физического лица, НДФЛ удерживать не нужно. Объясняется это следующим. В соответствии с нормами Налогового кодекса организация (юрлицо) или индивидуальный предприниматель, которые купили имущество, в том числе, автотранспортное средство, у физического лица, налоговыми агентами по НДФЛ не признаются. Значит, удерживать и перечислять в бюджет налог не нужно (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Физлица, реализующие имущество должны сами рассчитать сумму налога к уплате в бюджет, задекларировать ее и уплатить в установленный действующим законодательством срок (ст. 228 НК РФ, письмо Минфина от 28.03.2008 № 03-04-05-01/89).

Однако не всякая продажа автомобиля образует для ее бывшего собственника доход, облагаемый НДФЛ. Так, если гражданин продал машину, которой владел больше 3 лет, то стоимость ее продажи не облагается НДФЛ (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). А если облагаемого дохода у физического лица нет, то и подавать декларацию 3-НДФЛ не нужно (Письмо Минфина от 30.05.2018 N 03-04-05/36698).

Отметим, что при продаже транспортных средств, которым более 3 лет, дохода не возникает у граждан, которые (п. 17.1 ст. 217 НК РФ):

  • являются налоговыми резидентами РФ, т. е. фактически находились в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ);
  • не использовали проданное авто в предпринимательской деятельности.

Если же будет продана машина, которой гражданин владел менее 3 лет, то доход у физлица возникнет. А значит, по нему нужно будет отчитаться в ИФНС.

НДФЛ с продажи автомобиля менее 3 лет

Чтобы не платить НДФЛ со всей продажной цены авто, продавец может воспользоваться вычетом:

  • или в сумме расходов, потраченных на приобретение данного транспортного средства, при наличии документов, подтверждающих эти расходы;
  • или в сумме 250 тыс. руб. (пп. 1,2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

К примеру физическое лицо продало автомобиль за 750 тыс. руб. Но у него есть документы, подтверждающие, что эту самую машину вы купили 2 года назад за 1,2 млн. руб. Тогда база по НДФЛ у вас получится отрицательной (750 тыс. руб. – 1,2 млн. руб.), и платить НДФЛ вам не придется. А вот если документы, подтверждающие ваши расходы 2-хлетней давности, не сохранились, то вы сможете воспользоваться вычетом только в размере 250 тыс. руб. Соответственно, база по НДФЛ составит 500 тыс. руб. (750 тыс. руб. – 250 тыс. руб.), а сумма налога – 65 тыс. руб. (500 тыс. руб. х 13%). Поскольку доходы налоговых резидентов РФ облагаются по ставке 13%. Уплатить налог нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом продажи авто (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Источники выплаты в 3-НДФЛ: раскрываем карты

Утверждена форма заявления о подтверждении права на имущественный вычет

Неуплата НДФЛ в 2020 году: штраф для налоговых агентов

Источник: https://buhguru.com/ndfl/ndfl-pri-pokupke-avtomobilya-u-fizicheskogo-litsa.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *