Чили государственное устройство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чили государственное устройство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

свидетельство о рождении малышей;. С 2020 года размер субсидии увеличен до 616 617 руб. Средства призваны улучшить благосостояние семьи.

Чили: история, население, государственное устройство и политическая система

Общие сведения о Чили

Официальное название — Республика Чили (Republica de Chile).

В состав Чили входят: ряд прибрежных островов и архипелагов (наиболее крупные из них — Чилое, Ганновер, Санта Инес), западная часть острова Огненная Земля, остров Сала-и-Гомес, а также остров Пасхи в Тихом океане.

Член ООН (c 1949) и её специализированных организаций, непостоянный член Совета Безопасности ООН (в 1996—97 и с 2003), член ОАГ, ЛАИ (с 1981), ЛАЭС (с 1975), ассоциированный член МЕРКОСУР (с 1996), АТЭС (с 1994) и др., подписано соглашение о сотрудничестве с ЕС (1996).

Достопримечательности Чили

География Чили

Территория Чили занимает узкую полоску земли шириной от 15 до 355 км, вытянутую практически вдоль 72° западной долготы по берегу Тихого океана от 17°10′ южной широты до 56°30′ южной широты.
Омывается водами Тихого океана, многочисленных проливов, включая Магелланов, отделяющий остров Огненная Земля от материка. От Антарктиды Чили отделена проливом Дрейка. От юга до северной границы Чили вдоль её берега проходит течение Гумбольдта (Перуанское течение). Протяжённость границ 6171 км. Граничит на севере с Перу, на востоке — с Боливией и Аргентиной.

Для Чили характерны продольные элементы рельефа: Главная Кордильера Анд на востоке, Береговая Кордильера на западе и зажатая между ними плодородная Центральная (Продольная) долина. Высочайшая вершина — Охос дель Саладо (6880 м).

Чили занимает 1-е место среди промышленно развитых и развивающихся стран по запасам меди (св. 97 млн т) и селитры, 2-е (после США) по запасам молибдена и 3-е (после Ирака и США) по запасам серы. Запасы молибдена составляют 2500 тыс. т. Имеются запасы золота, серебра, редкоземельных элементов, лития, железа, угля, натурального газа. Месторождения нефти и газа расположены на Огненной Земле (нефть — 51 млн т, газ — 70 млрд м3). Нефтяные запасы, однако, не полностью удовлетворяют нужды самой страны. Угольные месторождения (Лота, Коронель и др.) расположены вблизи города Консепсьон (общие запасы 3,9 млрд т). Уголь преимущественно бурый, невысокого качества.

Почти все реки Чили относятся к бассейну Тихого океана, в основном питаются снегами Анд и играют важную роль в орошении и как источники гидроэнергии. Наиболее крупная река средней части Чили — Био-Био. Наиболее крупные озёра — Льянкиуэ и Ранко. Патагонские озёра расположены в восточных предгорьях Анд и пересекаются государственной границей с Аргентиной. Поэтому большинство озёр здесь имеют как чилийские, так и аргентинские названия, например, О’Хиггинс (аргентинское Сан Мартин), Хенераль Каррера (аргентинское Буэнос-Айрес) и т.д.

В Чили выделяются три области: северная (17°—28° южной широты) располагается в тропическом поясе, имеет пустынный климат и растительность; центральная (до 42° южной широты) — в субтропическом поясе со средиземноморским типом климата и растительности вплоть до 38° южной широты и далее влажно-субтропическим; южная — от 42° южной широты, характеризуется умеренным климатом.

Растительный мир Чили весьма разнообразен: полупустынные зоны с преобладанием кактусовых и злаково-акациевых, в Андах — высокогорные степи. Южнее на Береговой Кордильере — парковые леса из южного бука, а выше — горные луга. К югу от 36° южной широты преобладают вечнозелёные и смешанные леса из южных буков и хвойных (араукарий, алерсе и т.д.). Для центральной и южной зон характерны насаждения эвкалиптов и сосен.

Животный мир Чили так же разнообразен, как климатические зоны.

Для высокогорных районов характерны ламы, шиншиллы, пумы, из птиц — кондор, чёрная куропатка. В полупустынях — грызуны (куроро, туко-туко), сумчатые (чилийский опоссум). В лесах патагонских Анд — олени, скунсы, выдры, нутрии, пумы. Встречаются попугаи и колибри. В степях Патагонии — ламы гуанако, страусы нанду, на водоёмах фламинго, лебеди. На побережье Тихого океана — тюлени, морские леопарды, пингвины.

Население Чили

Прирост населения в 1995—2000 составил 1,2%, а к 2002 снизился до 1,09%. Численность населения Чили в 2003 составила 15,8 млн чел. Рождаемость 16,46%, средняя продолжительность жизни: мужчин 72 года, женщин — 78 лет (2002).
Половозрастная структура населения: 0—14 лет — 28,5% (мужчин 51%, женщин 49%), 15—34 года — 32,2% (мужчин 49,8%, женщин 50,2%), 35—49 лет — 20,5%, 50—64 года — 11,6%, 65 лет и старше — 7,2% (мужчин 41%, женщин 59). Средняя плотность населения— 19 чел. на 1 км2. Городское население 84,7%, сельское 15,3%.

По уровню образования Чили занимает одно из первых мест в Латинской Америке. Грамотно 93% населения.

Население в основном сложилось в результате смешения местных индейцев с иммигрантами из Европы. Индейское население насчитывает 666, 3 тыс. чел. (2000). В его составе аймара, атакаменьо, кечуа, колья (север Чили), мапуче (арауканы) — центр и юг, кавашкар и яамана (юг), рапануи на острове Пасхи. Мапуче составляют 85,6% общего числа индейского населения. Небольшими группами представлены кечуа и аймара (вместе 8,2 тыс. чел.).

Индейское население в стране за последние годы значительно сократилось: так, в 1970 его доля в общем числе жителей Чили составляла 8%, в нач. 21 в.— 4,4%.

Большинство населения Чили (89%) принадлежит к Римско-католической церкви. Влиятельную группу составляют протестанты (ок. 11%).

История Чили

В 1535 на территорию Чили вторглись испанские завоеватели под предводительством Диего де Альмагро. Из-за ожесточённого сопротивления индейцев испанцы не продвинулись дальше реки Мауле. В дальнейшем Педро де Вальдивия предпринял более успешную экспедицию, и 12 февраля 1541 заложил первый на нынешней территории Чили город — Сантьяго. 14 июля 1810 началась война за независимость Чили от испанской короны. 18 сентября 1810 была создана Национальная правительственная хунта. Чилийцы, вставшие под знамёна Бернардо О’Хиггинса, разгромили испанскую армию в битве при Чакабуко (1817). Независимость Чили была провозглашена 12 февраля 1818. Первая Конституция Чили была принята в 1833 при участии лидера умеренного крыла консерваторов Диего Порталеса. Благоприятные условия для дальнейшего развития страны создала победа Чили в Тихоокеанской войне 1879—83 с Перу и Боливией. Под контроль Чили перешли богатые залежами селитры северные районы.

Попытки глубоких реформ предпринимал ставший главой государства в 1886 Х.М. Бальмаседа. Его попытка национализировать находившуюся в руках британских компаний селитряную промышленность вызвали резкий отпор консервативной оппозиции. В январе 1891 мятежники из селитряных северных провинций вошли в столицу. Бальмаседа застрелился. В период правления Артуро Алессандри (1920— 25) наблюдалось восстановление сильной президентской власти. Принятая в 1925 новая Конституция наделяла президента почти неограниченными полномочиями. Однако реальная власть в стране сосредоточивалась в руках военного министра К. Ибаньеса, в 1927 установившего личную диктатуру (1927—31). В стране были запрещены демократические организации, селитряная промышленность отдана под контроль США.

В 1932 в результате государственного переворота группа офицеров провозгласила Чили социалистической республикой. Была создана Временная хунта, образованы советы рабочих депутатов, национализирован центральный банк, ликвидированы привилегии американцев в селитряной промышленности. Однако социалистическая республика просуществовала всего 12 дней. В стране установилась диктатура полковника К. Давила. Но уже в сентябре 1932 в результате нового военного переворота диктатура, просуществовавшая 100 дней, была свергнута. Победу на выборах одержал Артуро Алессандри. Обстановка в стране стабилизировалась.

В период второго правления А. Алессандри (1932—38) пристрастия правительства проявлялись в развитии связей с Германией. В противовес в Чили в 1936 был создан Народный фронт, в который вошли радикальная, социалистическая, коммунистическая партии. Профсоюзные организации страны объединились в Конфедерацию трудящихся Чили, примкнувшую к Народному фронту. Кандидат Народного фронта Педро Агирре Серда победил на президентских выборах 1938. Его правительство (1938—41) расширило демократические свободы, приняло меры против профашистских группировок. Особое значение имело создание в 1939 Корпорации развития производства (КОРФО), которая привела к формированию государственного сектора экономики. После смерти Агирре Серды в 1941 президентский пост завоевал кандидат от широкой коалиции Демократический альянс Х. Риос (1942—46), программа которого во многом продолжила курс Народного фронта.

Правительство Риоса медлило с присоединением к антифашистской коалиции, стремясь использовать выгоды нейтралитета (Чили объявила войну державам «оси» только в феврале 1945). На президентских выборах 1946 победил кандидат от Демократического альянса радикал Р. Гонсалес Видела. Его правление (1946—52) характеризовалось включением в правительство представителей левых партий. Появление трёх министров от компартии вызвало беспокойство центристов и правых. В результате Видела устранил коммунистов из правительства и 21 октября 1947 объявил о разрыве дипломатических отношений с СССР (которые были установлены в начале его правления).

В 1952—58 президентский пост вновь занял К. Ибаньес, чьё правление носило национал-реформистские черты. В 1953 на съезде чилийских профсоюзов был создан Единый центр трудящихся (КУТ), объединивший подавляющее число рабочих и служащих.

С 1958 президентом Чили стал Хорхе Алессандри, представитель промышленно-финансовых кругов. На смену ему в 1964 пришёл христианский демократ Эдуардо Фрей Монтальва, противопоставивший ли­нии левых революционеров-радикалов лозунг «Революция в условиях свободы». В 1964 были восстановлены дипломатические отношения с СССР.

Надежды значительной части граждан страны на быстрое решение кардинальных проблем способствовали победе на выборах 4 сентября 1970 кандидата от блока коммунистов, социалистов и других левых сил Народное единство Сальвадора Альенде. Его правительство (1970—73) провозгласило своей целью создание предпосылок для построения социалистического общества. Были национализированы основные природные ресурсы, большинство банков, ключевые отрасли промышленности. Однако обострившиеся внутренние проблемы, раскручивающаяся спираль гиперинфляции, дефицит товаров первой необходимости, противодействие крупных собственников привели к острейшему противостоянию общественных сил.

В этих условиях 11 сентября 1973 армейская верхушка под руководством генерала А. Пиночета осуществила государственный переворот, в ходе которого погиб президент С. Альенде. Военно-диктаторский режим (1973—90) отменил действовавшее законодательство, запретил деятельность политических партий. В 1980 в Чили была принята новая Конституция, значительно укрепившая полномочия исполнительной власти. На референдуме 5 октября 1988 большинство чилийцев высказались за восстановление демократии. 14 декабря 1989 состоялись первые после большого перерыва выборы президента. Победу одержал кандидат от Объединения партий за демократию христианский демократ Патрисио Эйлвин (1989—93). Его сменили кандидаты от того же блока сначала христианский демократ Эдуардо Фрей Руис-Тагле (1993—99), а затем социалист Рикардо Лагос (с 2000). Эти три правительства последовательно осуществляют процесс демократизации Чили.

Государственное устройство и политическая система Чили

Чили — унитарная президентская демократическая республика. Конституция, принятая в 1980, реформирована в 1989, важные частичные изменения вносились также в 1991, 1994, 1996. Процесс приведения Конституции в соответствие с потребностями современного общества продолжается.
С 1974 в Чили введено административное деление, согласно которому страна разделена на 40 провинций, которые входят в 13 областей: Тарапака, Антофагаста, Атакама, Кокимбо, Вальпараисо, Либертадор хенераль Бернардо О’Хиггинс, Мауле, Био-Био, Арауканиа, Лос Лагос, Айсен дель хенераль Карлос Ибаньес дель Кампо, Магальянес и Чилийская Антарктика, Столичный округ (Сантьяго).

Крупнейшие города Чили (1998, тыс. чел.): Сантьяго, Консепсьон (368,4), Винья дель мар (334,8), Вальпараисо (284,1), Темуко (260,1), Антофагаста (246,0).

Государственная власть в Чили разделена на три независимые ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Глава государства — президент, он же является главой исполнительной власти.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, который формируется президентом страны и занимает по отношению к президенту зависимое положение. В состав кабинета входит 21 министр.

Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из Сената (46 сенаторов) и палаты депутатов (120 депутатов).

Президент избирается прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 6 лет и не может баллотироваться 2 раза подряд. Депутаты Конгресса избираются на 4 года, сенаторы — на 8 лет. В Сенате также существует институт назначаемых и пожизненных сенаторов.

Главами провинций являются интенданты (губернаторы). Они назначаются президентом страны сроком на 6 лет и могут быть смещены главой государства.

Муниципальные власти избираются прямым голосованием сроком на 4 года. Мэры назначаются муниципальными властями. Реформы последних лет, направленные на децентрализацию власти, привели к передаче многих функций муниципальным правительствам.

Старейшая политическая партия Чили. — Радикальная партия, созданная в 1863.

В нач. 1988 оппозиционные военному правительству партии и движения широкого идеологического спектра вошли в коалицию Объединение партий за демократию (ОПД). Победа, одержанная этим объединением на всенародном плебисците 5 марта 1988, открыла дорогу в стране демократическим переменам. В ОПД входят: Христианско-демократическая партия (ХДП), Социалистическая партия Чили (СПЧ), Партия за демократию (ПД), Социал-демократическая радикальная партия (СДРП).

Христианско-демократическая партия основана в 1957. Организатор и идеолог партии Э. Фрей Монтальва. Лидеры ХДП избирались президентами в 1964 (Э. Фрей), в 1989 (П. Эйлвин), в 1993 (Э. Фрей Руис-Тагле).

Предтечей Социалистической партии Чили. стали организации, созданные социалистами-утопистами Ф. Бильбао и С. Аркосом в 1850. В 1912 в г. Икике была организационно оформлена Социалистическая рабочая партия Чили под руководством Л.Э. Рекабаррена. В 1922 партия была преобразована в Коммунистическую. Не вошедшие в компартию организации объединились, создав в 1933 Социалистическую партию Чили. СПЧ неоднократно была представлена в правительстве страны, в конгрессе. В 1970 лидер партии С. Альенде стал президентом страны. В 1988 СПЧ вошла в состав ОПД. На выборах 1999—2000 лидер социалистов Р. Лагос в качестве представителя ОПД стал победителем и занял президентский пост.

Партия за демократию организована в 1987 и является своего рода конгломератом партий и движений. В создании партии принимали участие лидеры социалистов, в т.ч. Р. Лагос. В партии допускается двойное членство. Члены партии занимают видные посты в конгрессе и правительстве.

Правые партии Чили входят в Союз ради Чили. Коалиция основана в 1993. В объединение входят Партия национального обновления и Независимый демократический союз.

Партия национального обновления — партия правой оппозиции демократическим силам. Создана в 1988. Представители Партии национального обновления входят в Сенат и палату депутатов.

Независимый демократический союз основан в 1989. Более радикально-правая партия, нежели ее союзница по коалиции. Союз организационно оформился уже в 1983, в то время как иные партии не имели права на легальную деятельность. Это было связано со значительным вкладом со стороны членов организации в реализацию политики хунты.

Наиболее представительным объединением деловых кругов страны является Ассоциация предпринимателей в промышленности (SOFOFA), св. 2500 членов.

Во внешней политике Чили придерживается принципов открытого демократизма, Чили выступает за нераспространение ядерного оружия, на региональном уровне способствует интеграции и сохранению мира, наращиванию диалога и укреплению солидарности в регионе. Чили поддерживает создание АЛКА. На мировой арене Чили видит свои приоритеты в контактах с ЕС и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вооружённые силы Чили ведут свою историю от войск, созданных в этом регионе в 1603 по распоряжению испанской короны. Эти первые военные объединения в Южной Америке стали основой чилийской национальной армии, сформированной 2 декабря 1810 по распоряжению Бернардо О’Хиггинса. По его же распоряжению в 1817 было открыто первое военное училище, а также создана морская эскадра Чили, призванная обеспечить гегемонию Чили в Тихом океане.

Современная структура армии Чили: Сухопутные войска, авиация, флот, танковые части, спецподразделения горных войск, войска гражданской обороны, корпус карабинеров, а также Антарктическая военная база.

Численность Вооружённых сил в кон. 20 в. составила ок. 91 тыс. чел., в т.ч. в Сухопутных войсках — 51 тыс. (и 50 тыс. резервистов), в ВМФ — ок. 25 тыс., в ВВС — 13,4 тыс. Корпус военизированных полицейских формирований на 1996 насчитывал 31,2 тыс. чел. Затраты на Вооружённые силы в 1999 составили 3,1% ВВП.

Экономика Чили

Чили — одна из наиболее стабильных и динамично развивающихся стран Латинской Америки. Основой успехов Чили в экономической сфере является оптимальное сочетание либерализации и открытости экономики, с одной стороны, и эффективного государственного регулирования, с другой. Структурные преобразования, осуществлённые в годы правления военного режима и продолженные демократическими правительствами в 1990-е гг., наряду со взвешенной макроэкономической политикой обеспечивают относительную устойчивость и эффективность чилийской экономики. В 1990—2001 ежегодные темпы экономического прироста составляли 6,3%, что позволило удвоить размер ВВП до 66,5 млрд долл. США (на душу населения — 4333 долл. США). После незначительного экономического спада 1999 (-1,0%), вызванного последствиями азиатского кризиса 1998, наблюдается увеличение ВВП по сравнению с предшествующим годом: 4,4% в 2000, 2,8% в 2001, 2,1% в 2002. Инфляция за 1990—2002 сократилась с 27,3 до 2,8%. Численность занятых в хозяйстве в 2002 составила 5,5 млн чел., безработица в 1990—2002 не превышала 10% экономически активного населения (наиболее низкий показатель в 1997 — 6,1%).

В 2001 на сельское хозяйство и рыболовство пришлось 5,6% ВВП, на горнорудную промышленность — 8,4%, на обрабатывающую — 15,7%, на строительство — 8,1%, на энергетику и водоснабжение — 10,8%, на транспорт и связь — 3,3%, на прочие виды услуг — 45,1%. В сельском хозяйстве занято 13,0% экономически активного населения, в промышленности и энергетике — 14,0%, в строительстве — 8,0%, в сфере услуг — 65,0%. Занятость в неформальном секторе оценивается в 23%.

Основа горнорудной промышленности Чили — добыча и переработка меди, по масштабам которых страна занимает 1-е место в мире — 32% мирового производства. В 2001 объём производства меди составил 4,7 млн т (1,6 млн т, 1990). Государственная компания «Коделко» даёт более 30% добываемой в стране меди, остальная часть приходится на 20 ведущих зарубежных компаний, осуществляющих разработку новых месторождений. Крупнейшее из них — Эскондида — принадлежит международному консорциуму, в который входят компании Австралии, Великобритании и Японии. Доходы от экспорта меди превышают 10% ВВП. Ведётся добыча железной руды (8,8 млн т, 2001), золота, серебра, неметаллических руд (лития, молибдена и др.). В 1990-е гг. до 1/3 поступивших в страну прямых иностранных капиталовложений (ок. 12 млрд долл. США) было направлено на реализацию инвестиционных проектов горнорудной промышленности.

Высокими темпами в 1990-е гг. развивалась обрабатывающая промышленность, и прежде всего отрасли, ориентированные на экспорт. В 1990—2001 возросла доля продуктов питания, напитков и табака — с 25 до 32%, а также химических товаров (удобрений, лакокрасочных изделий, пластмасс) — с 10 до 14%. На текстильную и швейную в 2001 приходилось 4% стоимости обрабатывающей промышленности, на машиностроение — 5%, на прочие отрасли — 45%. В 1990— 2001 объём производства увеличился почти в 2 раза — до 10,7 млрд долл. США. Число занятых составило 780 тыс. чел. (2002). До 50% производимой продукции экспортируется. Основную часть экспортных поступлений даёт агробизнес (производство вина, напитков, сушёных, замороженных и консервированных фруктов и овощей) — более 20%, химическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Благодаря использованию новейших технологий и притоку иностранного предпринимательского капитала менее чем за 10 лет Чили удалось войти в пятёрку крупнейших мировых экспортёров вина. Размер прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность на кон. 2000 составил 5,7 млрд долл. США. Существенную роль в развитии экспортных производств сыграла политика государства по стимулированию внутренних частных капиталовложений (включая предоставление налоговых и иных льгот), реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса, производящего товары нетрадиционного экспорта, оказание содействия в продвижении чилийских товаров на внешние рынки.

Производство электроэнергии составляет 42,3 млрд кВт-ч (2002). 46% электроэнергии вырабатывается на ГЭС, 27% — на ТЭС, работающих на угле, ок. 22% приходится на турбиногазовые и ок. 3% на дизельные электростанции. По объёму потребляемой энергии на душу населения Чили лидирует среди латиноамериканских стран — 2406 кВт-ч (2000). До сер. 1990-х гг. производство и распределение электроэнергии было сосредоточено в руках частного национального капитала. Благодаря ранней приватизации (2-я пол. 1980-х гг.) и накопленному управленческому опыту чилийские предприниматели стали активными участниками программ разгосударствления электроэнергетики в других странах региона. Ускорившийся во 2-й пол. 1990-х годов процесс транснационализации сферы базовых услуг в латиноамериканских странах привёл не только к вытеснению Чили с региональных рынков, но и к переходу крупнейших энергетических компаний страны под контроль иностранного капитала (главным образом испанского). Суммарный объём зарубежных инвестиций в отрасль в 1995—2000 превысил 8 млрд долл. США.

Сельское хозяйство играет относительно меньшую роль в экономике Чили по сравнению с соседними латиноамериканскими странами. Основной объём поступлений от сельского хозяйства (ок. 60%) приходится на фрукты и продукцию животноводства. Наиболее высокими темпами в 1990-е гг. росло производство винограда, овощей и цветов. Благодаря модернизации и повышению технической оснащённости число занятых в сельском хозяйстве и рыболовстве сокращается (5,5 млн чел. в 2002). Сельскохозяйственные угодья занимают 3,8 млн га (в т. ч. 1,9 млн га обрабатывается), естественные пастбища — 20,6 млн га, леса — 15,6 млн га. В 2002 было выращено (млн т): пшеницы 1,8, картофеля 1,3, томатов 1,2, винограда 1,7, яблок 1,1. Чили — крупнейший производитель и экспортёр фруктов в Южном полушарии (винограда, киви и яблок). На свежие фрукты приходится 8% общей стоимости экспорта страны и св. 77% сельскохозяйственного (2002).

В 2002 насчитывалось 4 млн голов крупного рогатого скота, 2,7 млн свиней, ок. 5 млн овец. Производ­ство продукции животноводства составило: мясо птицы — 402 тыс. т, говядина — 214 тыс. т, свинина — 312 тыс. т, молоко коровье — 2,2 млн т. Чили является нетто-экспортёром мяса птицы и свинины, импортирует говядину и сухое молоко.

Рыболовство — одна из наиболее динамичных отраслей хозяйства Чили. Годовой улов рыбы и морепродуктов в 1996—2001 составлял 3,8—4,0 млн т (3-е место в мире после Китая и Перу). Помимо традиционной морской рыбной ловли, дающей 60% объёма производства и 40% экспорта рыбной продукции (главным образом рыбной муки, замороженной и охлаждённой рыбы), в 1990-е гг. в Чили было освоено искусственное разведение лосося. По производству и экспорту данной продукции страна занимает 2-е место в мире, уступая лишь Норвегии. За 11 лет производственные мощности в этой отрасли возросли в 8 раз, экспорт увеличился со 122 млн долл. США в 1990 до 969 млн долл. США в 2001.

Автомобильный транспорт обеспечивает основной объём перевозок внутри страны. Протяжённость шоссейных дорог 80 тыс. км, из которых 19,4% с асфальтовым покрытием. Автопарк насчитывает 130 тыс. грузовых и более 1,9 млн легковых автомобилей. Длина железных дорог 4,8 тыс. км. Треть из них используется для транспортировки грузов, главным образом меди (из мест добычи до портов). Дальнейшее развитие автомобильного и железнодорожного транспорта связано с передачей дорог под реконструкцию частным компаниям на условиях концессии. Большое значение имеет морской транспорт, обеспечивающий 95% всего внешнеторгового оборота. Ок. 80% объёма разгрузочно-погрузочных операций (23 млн т в 2000) приходится на четыре основные порта — Антофагаста, Вальпараисо, Сан-Антонио и Сан-Висент (всего 47 портов). Собственный торговый флот насчитывает 85 судов, способных перевозить более 2,7 млн т грузов. Десять крупнейших портов подлежат приватизации до 2005 (на условиях концессии). Действуют 3 международных и 32 национальных аэропорта. Перевозка пассажиров за 1990—2000 увеличилась в 3 раза — до 5,3 млн чел. Объём грузоперевозок в 2000 составил 1,3 млн ткм (в 5 раз больше, чем в 1990).

Чили обладает одной из наиболее развитых систем телефонной связи в Латинской Америке. В 1990—2000 число стационарных телефонных линий на 100 жителей увеличилось с 5,3 до 21,1. В 2001 в стране насчитывалось 3,3 млн линий стационарной телефонной связи и 3,2 млн абонентов мобильной связи. На каждую 1000 жителей приходится 342 аппарата мобильной связи, 106,5 персональных компьютера, 288 телевизоров и 759 радиоприёмников. В Чили 625 тыс. пользователей Интернета (2000), это самая высокая цифра в Латинской Америке. С сер. 1980-х гг. системы телекоммуникаций страны находятся в руках частного капитала. Основной оператор телефонной связи — компания «Телефоника СТС Чили», контролируемая испанским капиталом.

Современная экономическая и социальная политика правительства Чили направлена на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование внутренних частных сбережений и инвестиций, достижение устойчивого экономического роста при усилении социальной составляющей реформ. Во многом благодаря профессионализму руководства страны, высокой управляемости экономики и надёжности кредитно-финансовой системы Чили удалось «скомпенсировать» негативное воздействие азиатского кризиса, мировых и региональных финансовых потрясений кон. 1990-х гг. Несмотря на резкое ухудшение условий внешней торговли и сокращение притока иностранного капитала, чилийская экономика сумела в достаточно короткие сроки выйти из состояния спада. Потенциал экономического роста Чили непосредственно зависит от динамики экспорта и от способности страны конкурировать на мировых рынках. Главная задача — переход к новому этапу диверсификации производства на основе внедрения новейших технологий, расширение экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью, развитие новых секторов экономики с использованием управленческого опыта, накопленного в производстве лососины и вина. Это предполагает активную помощь государства частному сектору в проведении исследовательских работ, налаживании рыночных связей и в создании начального капитала. Обязательным условием для выхода Чили на новый уровень экономического развития является улучшение качества образования и профессиональной подготовки, повышение жизненного уровня населения, искоренение бедности и нищеты. В государственном секторе производится ок. 9% ВВП (меднорудная, нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленности, металлургия и банковская сфера). К 2005 планируется завершить продажу частным компаниям на условиях концессии объектов инфраструктуры (водоснабжение, строительство и эксплуатация дорог и др.).

Согласно закону от 1989, Центральный банк Чили обладает автономией и независимостью от исполнительной власти. В 1990-е гг. в условиях избыточного предложения внешних ресурсов ЦБ применял систему регулирования притока иностранного капитала (механизм обязательного депонирования в ЦБ 30% поступающих средств). В 1998—2001 с учётом изменившейся ситуации на мировых финансовых рынках было снято большинство ограничений на движение капитала; корректировке подверглась политика по регулированию валютного курса. В 1999 ЦБ отказался от системы валютного коридора, перейдя к плавающему курсу национальной валюты. В 2000—02 принимались меры по стимулированию инвестиционной активности в стране, включая снижение ставки рефинансирования и реструктуризацию задолженности малых и средних предприятий.

По уровню развития и надёжности кредитно-финансовой системы Чили лидирует среди стран Латинской Америки. За 1990—2002 капитал коммерческих банков вырос в 1,7 раза (до 5 млрд долл. США), активы почти удвоились и составили 63 млрд долл. США(96% ВВП). В результате слияний и поглощений число кредитных институтов в 1990—2002 сократилось с 40 до 26. Действуют 8 национальных коммерческих банков, 1 государственный банк, 16 иностранных банков и 1 кредитное общество. В 1995—2002 доля иностранных банков в кредитном портфеле банковской системы Чили увеличилась с 14 до 45%. Первую позицию занимает испанский банк «Сантандер-Чили». В рейтинге Moody’s, определяющем уровень устойчивости банковских систем 75 государств, Чили в 1999 находилась на 15-м месте, опережая три страны «большой семёрки». В 1990-е гг. суммарные активы небанковских финансовых институтов увеличились в 5,7 раза (54 млрд долл., или более 80% ВВП в 2001). Основными институциональными инвесторами на чилийском рынке капитала выступают компании по управлению пенсионными фондами (АФП) и страховые компании. Чили является пионером в создании частной пенсионной системы (1980), позволяющей накапливаемые на индивидуальных счетах средства выгодно размещать на внутреннем и внешнем финансовом рынке. На кон. 2001 объём средств, аккумулированных фондами, составил 36 млрд долл. США, что сопоставимо с размером депозитов в банковской системе. Главными финансовыми инструментами, которыми оперируют АФП, являются обязательства ЦБ Чили и ипотечные облигации. АФП принимали активное участие в процессе приватизации, вложив в акции ведущих энергетических и телефонных компаний более 4,6 млрд долл. США. Годовой оборот акций на фондовой бирже Сантьяго де Чили в 2002 составил 8,4% ВВП. Листинг прошли 254 компании и банка, по сравнению с 1990 объём рыночной капитализации увеличился в 3,5 раза — до 47,6 млрд долл. США (85,4% ВВП в 2002). Доля облигаций в совокупном биржевом обороте превышает 95%.

Политика Чили в сфере государственных финансов направлена на обеспечение бюджетного равновесия при росте расходов на социальные нужды и государственные инвестиции. В 1987—98 бюджет сводился с положительным сальдо. Сокращение поступлений от экспорта меди и необходимость принятия мер по стимулированию деловой активности и решению социальных проблем отразились на состоянии государственных финансов. Дефицит бюджета центрального правительства в процентах от ВВП составил: 1,4% в 1999, 0,3% в 2001, 0,8% в 2002. В 2000—02 налоговые поступления обеспечивали св. 75% доходов бюджета, а их соотношение с ВВП превышало 17%. Правительственный внутренний долг (без обязательств казначейства перед ЦБ) сократился с 22 до 9,6% ВВП в 1990—2001. Государственный и гарантированный государством внешний долг на кон. 2001 составил 5,5 млрд долл. США (8,4% ВВП), расходы по его обслуживанию — 8% от текущих бюджетных поступлений.

Объём внешней торговли товарами и услугами в 2001 превысил 68% ВВП. Экспорт товаров составил 17,4 млрд долл. США, импорт — 17,2 млрд долл. США. Св. 47% экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности, 39% — на медь, ок. 9% — на продукцию сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Наиболее высокими темпами в 1990-е гг. рос экспорт готовых промышленных изделий (в 3 раза в 1990—2001). В импорте преобладают сырьё и полуфабрикаты — 61% (в т.ч. топливо и нефтепродукты — 15%), машины и оборудование (21%). Важнейшие партнёры (2002, %): по экспорту — США (20,7), Япония (11,0), Китай (7,2), Мексика (5,2), Италия (4,9); по импорту — Аргентина (18,1), США (15,2), Бразилия (9,6), Китай (6,9), Германия (4,4). Действует унифицированная таможенная пошлина на все виды ввозимых товаров, размер которой снизился с 11% в 1991—98 до 6% в 2003 .

В 1999—2002 Чили продолжала лидировать среди латиноамериканских стран по показателю надёжности деловых операций, учитывающему степень риска капиталовложений в стране, и обладала одним из самых лучших среди развивающихся стран кредитных рейтингов «А-». Суммарный объём прямых иностранных инвестиций в 1990—2001 составил ок. 46 млрд долл. США (нетто-приток в 1999 — 9,2 млрд долл.). Значительная часть средств, поступивших в страну в 1996—2001, пошла на приобретение контрольных пакетов акций чилийских компаний, действующих в области энергоснабжения, телекоммуникаций и санитарии, а также кредитно-финансовых институтов. Доля прямых иностранных капиталовложений в общем объёме инвестиций в основной капитал Чили составила 32,6% (2001).

Реализация программ в области жилищного строительства, образования и здравоохранения, высокие темпы экономического роста позволили повысить жизненный уровень населения: доля лиц, живущих за чертой бедности, сократилась с 40% на нач. 1990-х гг. до 17% в 1998. Минимальная заработная плата — 1781 долл. в год (1999). На 20% самых бедных чилийцев приходится 3,2% совокупного дохода, на 20% наиболее обеспеченных — 45,4%. Разрыв в уровнях доходов между ними — 15,2 раза. С 2003 в стране реализуется программа, направленная на поддержку наиболее бедной части населения, которая финансируется за счёт бюджетных средств.

Наука и культура Чили

Современная система образования Чили строится в соответствии с Единым конституционным законом об образовании (1990). Обязательным является 9-летнее обучение (для детей 6—14 лет). Среднее образование имеет продолжительность 4 года и делится на гуманитарное и техническое. Высшее профессиональное образование дают университеты, институты и центры технической подготовки (последние дают высшую профессиональную квалификацию за 4—5 семестров). В 2000 общие расходы на образование равнялись 3,8% ВВП. Грамотность среди населения старше 15 лет составляла 95,4%, начальным обучением охвачено 2,5 млн учащихся, средним образованием — ок. 1 млн чел. Охват молодёжи высшим образованием находился на уровне 42%. В вузах Чили обучается ок. 0,5 млн студентов. Среди государственных университетов ведущее место занимают Чилийский университет (основан в 1738 как Королевский университет Сан-Фелипе, реорганизован в 1843, 20 тыс. студентов) и Университет Сантьяго де Чили (основан в 1947 как Государственный технический университет, реорганизован в 1981, 20 тыс. студентов). Среди частных вузов крупнейшим является Папский католический университет Чили (основан в 1888, 17 тыс. студентов).

Университеты являются основной базой развития науки и технологий в Чили: в 2001 из 7,2 тыс. чел., занятых в этой сфере, 70,3% работали в университетских исследовательских центрах и лабораториях. Св. 1,5 тыс. чилийских инженеров и специалистов ведут исследования в области технологий. В 2001 расходы на развитие национальной науки составили 0,57% ВВП, из которых 64% финансировалось за счёт бюджетных средств, 23% приходилось на долю предприятий и корпораций, остальные 13% поступили из других национальных и зарубежных источников. В поддержке исследовательской деятельности университетов роль государства ещё выше — 94,2% общей суммы расходов в 2001. Разработкой и реализацией государственной политики в данной сфере занимается Национальная комиссия по исследованиям в области науки и технологий (создана в 1967). В рамках комиссии действуют специальные фонды и программы, в задачу которых входит обеспечение эффективного распределения финансовых ресурсов, развитие инфраструктуры и оптимизация использования научных кадров. Важная роль отводится модернизации и укреплению национальной системы науки и технологий, стимулированию государственных и частных инвестиций, в т.ч. путём заключения соответствующих соглашений с министерствами, предприятиями, Вооружёнными силами и другими институтами. Чилийская академия наук (создана в 1964) и ещё 5 академий — медицины, искусства и социальных наук, политики и морали, а также лингвистики и истории — объединены в рамках Института Чили. В 1968 учреждена национальная премия за выдающиеся заслуги в области науки. В 2001 в стране имелось 18 независимых академических центров, св. 40 научных отраслевых центров, 6 исследовательских групп и 24 института (на базе 26 университетов), 16 государственных исследовательских институтов (при министерствах горной промышленности, экономики и др.).

Историю чилийской литературы ведут от эпической поэмы Алонсо де Эрсильи-и-Суньиги «Араукана» (1569—89).

В 20 в. популярность приобретают такие признанные авторы, как Хосе Мануэль Вергара, Бальтасар Кастро, Володя Тейтельбойм, Хосе Доносо, Исабель Альенде и др. Поэты Пабло Неруда (в 1945) и Габриэла Мистраль (в 1971) стали лауреатами Нобелевской премии в области литературы. Символами всей испаноязычной поэзии 20 в. стали также Висенте Уидобро и Никанор Парра.

В 1857 в Сантьяго был открыт Муниципальный театр оперы и балета. В 1917—18 в этом театре выступала труппа Анны Павловой. Муниципальный балет Чили и Национальный балет пользуются заслуженной славой на мировой арене. Мировую славу завоевали современные чилийские композиторы Серхио Ортега, Энрике Соро и Хуан Оррего.

Большой популярностью в мире пользуется фольклорная музыка Чили, особенно течение Новой песни, созданное в 60—70-е гг. на базе национальных традиций молодыми музыкантами (Виктор Хара, Исабель и Анхель Парра, Роберто Ривера и др.). Одним из основателей этого движения считают Виолету Парра, называемую Великой фольклористкой Чили.

Источник: https://materiki.ru/chili-istoriya-naselenie-gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema/

Государственное устройство. Чили — унитарное государство

Чили — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 12 регионов, включая столичный окру г.

Действующая Конституция принята в 1980 г. в условиях военной диктатуры и действует с рядом поправок, устранивших наиболее авторитарные, антидемократические положения.

По форме правления Чили — президентская республика. Политический режим — демократия.

Высший законодательный орган — Национальный конгресс, состоящий из Сената (46 сенаторов; 9 — назначены, остальные — избраны) и Палаты депутатов (120 человек). Состав Сената каждые 4 года обновляется наполовину, Палата депутатов избирается всеобщим голосованием на 4 года по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

Главная функция Конгресса состоит в принятии законов. Законы инициируются в Палате депутатов или в Сенате Президентом Республики или любым членом палаты. Налоговые и бюджетные законопроекты могут инициироваться только в Палате депутатов, а законы об амнистии и общем помиловании — только в Сенате. По отдельным вопросам (в основном административным и финансовым) законодательную инициативу осуществляет только Президент Республики. Последний может, в одной или во всех стадиях рассмотрения законопроекта, указывать на безотлагательность его для принятия, и в таком случае соответствующая палата должна провести голосование в срок не более 30 дней.

Обычные законы должны быть одобрены простым большинством присутствующих на заседании. Законы, требующие квалифицированного большинства (органические законы), должны быть одобрены абсолютным большинством всех законодателей. Органические конституционные законы, разработанные в дополнение к Конституции по ключевым вопросам, требуют одобрения 4/7 всех членов Конгресса. Наконец, законы, интерпретирующие Конституцию, требуют одобрения 3/5 всех законодателей.

Конгресс имеет исключительное право одобрять или отклонять международные соглашения, представленные ему Президентом перед ратификацией.

Законы последовательно принимаются каждой из двух палат. Если одна из них отклонит принятый другой палатой закон и согласительная комиссия не сможет урегулировать противоречия, первая палата вправе настоять на принятии закона 2/3 голосов своих членов. В свою очередь, вторая палата может настоять на отклонении также 2/3 голосов.

Принятые законы направляются Президенту, который в течение 30 дней должен одобрить их или вернуть со своими замечаниями. Если обе палаты одобрят эти замечания, законопроект приобретает силу закона и возвращается Президенту для обнародования. Палаты могут также отклонить все или часть замечаний большинством в 2/3 голосов всех членов каждой. В этом случае Президент также обязан обнародовать принятый закон.

Конгрессу принадлежат отдельные полномочия по контролю за исполнительной властью. В частности, Конгресс в пределах 10 дней может одобрить или отклонить осадное положение. Конституция предусматривает возможность отстранения высших должностных лиц государства Конгрессом в порядке импичмента.

Глава государства и правительства (исполнительной власти) Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 6-летний срок без права переизбрания. Согласно Конституции его власть распространяется на все, что касается сохранения общественного порядка внутри страны и внешней безопасности Республики.

Президент вправе созывать Конгресс на чрезвычайную сессию, предлагать проекты законов и поправок к Конституции, санкционировать и промульгировать законы, издавать декреты с силой закона в порядке делегированного законодательства. Президент также может издавать регламенты, декреты или инструкции, которые сочтет необходимыми для осуществления закона. Эти подзаконные акты должны быть подписаны (контрасигнованы) соответствующим министром.

Президент осуществляет политические сношения с иностранными государствами, ведет переговоры, подписывает международные договоры, представляет их при необходимости Конгрессу на ратификацию, назначает и смещает дипломатических представителей.

Президент самостоятельно назначает и смещает министров, заместителей министров, губернаторов, командующих родов войск и корпуса карабинеров и некоторых других должностных лиц государства. С согласия Сената он назначает генерального контролера, а по предложению Верховного суда и апелляционных судов — судей и прокуроров. Наконец, Президент назначает 1 члена Конституционного трибунала и 2 сенаторов.

Весьма значительные полномочия принадлежат главе государства в сфере обеспечения безопасности страны. В случае внутреннего волнения Президент Республики может, с согласия Конгресса, объявлять всю или часть национальной территории на осадном положении. В случае внешней войны Президент, с согласия Совета национальной безопасности, может объявлять всю или часть национальной территории в состоянии сбора (estado de asamblea). В других случаях угрозы безопасности страны Президент с согласия Совета национальной безопасности объявляет чрезвычайное положение, а в случае публичного бедствия — состояние катастрофы. Совет национальной безопасности включает Президента Республики как председательствующего, председателей Сената и Верховного суда, главнокомандующего вооруженными силами, генерального директора карабинеров как членов с решающим голосом. В случае войны Президент сам принимает высшее командование вооруженными силами.

Президент также осуществляет помилование, имеет право назначать плебисциты.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Чили входит в латиноамериканскую группу романо-германской правовой семьи. Подобно другим странам региона, правовая культура Чили сложилась из нескольких элементов. Ее исторической основой выступило испанское право (см. подробнее разделы «Аргентина», «Испания»), конституционное устройство во многом воспроизводит модель США, при кодификации гражданского законодательства в качестве одного из образцов использован Французский гражданский кодекс и т.д.

Поскольку Чили всегда относились к числу наиболее развитых стран Латинской Америки, формирование ее правовой системы происходило, как правило, не путем простой рецепции «классических» образцов буржуазного законодательства, а было достаточно самостоятельным и оригинальным. Более того, чилийское право само рассматривалось в качестве готового образца для других стран региона. В частности, ГК Чили 1855 г. практически в неизмененном виде был принят в Эквадоре и Колумбии, с небольшими изменениями — в Сальвадоре, Панаме и Никарагуа.

Развитие чилийского государства и права в XX в. во многом отражает общие для Латинской Америки закономерности и противоречия. В 1924 г. в Чили был принят закон о социальном обеспечении, в 1931 г.один из первых в Латинской Америке трудовых кодексов, в 1943 г. — закон о минимальной заработной плате. В 1967 г. издано законодательство об аграрной реформе.

В период военной диктатуры (1973-1989 гг.) правовая система Чили подверглась серьезной деформации, прежде всего в сфере конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, трудового права. Принятую в 1980 г. Конституцию отличал откровенно авторитарный характер, в уголовном праве появились репрессивные нормы, в трудовом — резко ограничены права и гарантии для трудящихся.

После восстановления демократии в 1990 г. гражданское правительство предприняло значительные усилия по демократизации правовой системы. Еще в 1989 г. из Конституции 1980 г. удалены наиболее антидемократические положения, восстановлены выборность местного самоуправления, права общественных объединений, профсоюзов, наемных работников, практически ликвидирована система репрессивной юстиции.

Основным источником права в Чили является законодательство. Во главе иерархии нормативно-правовых актов стоит Конституция, далее следуют органические законы, обыкновенные законы, декреты Президента и министров (именуются «высшими декретами»). Конституция Чили (ст.60) по образцу французского Основного закона ограничивает законодательную компетенцию парламента прямым перечислением вопросов, по которым могут приниматься законы. Все, что выходит за рамки этого перечня, подпадает под регламентарные полномочия исполнительной власти.

Чилийское право хорошо кодифицировано. Помимо ГК 1855 г. действуют УК 1874 г., ГПК, УПК, Торговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс военной юстиции, Органический судебный кодекс, Водный, Воздушный, Горный кодексы, Кодекс международного частного права, Налоговый и Санитарный кодексы.

В Чили, как и других странах региона, существует институт делегированного законодательства. Согласно ст.61 Конституции Президент Республики может запрашивать разрешение у Национального конгресса, чтобы издавать акты с силой закона на срок, не превышающий один год, по вопросам законодательного регулирования. Ряд вопросов не могут быть объектом делегирования (гражданство, выборы, плебисцит, права личности и т.д.).

Президент также вправе издавать регламенты, декреты или инструкции, которые он считает необходимыми для осуществления закона. Эти подзаконные акты должны быть подписаны (контрасигнованы) соответствующим министром. Декреты и инструкции могут быть изданы с единственной подписью соответствующего министра по поручению Президента в соответствии с порядком, установленным законом.

Конституция прямо не устанавливает соотношение ратифицированных международных договоров и внутреннего законодательства. В чилийской правовой доктрине такие договоры признаются равными по юридической силе законам или даже имеющими приоритет (последняя точка зрения господствует с 1989 г.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/13783.html

Государственное устройство и политическая система Чили

Чили — унитарная президентская демократическая республика. Конституция, принятая в 1980, реформирована в 1989, важные частичные изменения вносились также в 1991, 1994, 1996. Процесс приведения Конституции в соответствие с потребностями современного общества продолжается.

С 1974 в Чили введено административное деление, согласно которому страна разделена на 40 провинций, которые входят в 13 областей: Тарапака, Антофагаста, Атакама, Кокимбо, Вальпараисо, Либертадор хенераль Бернардо О’Хиггинс, Мауле, БиоБио, Арауканиа, Лос Лагос, Айсен дель хенераль Карлос Ибаньес дель Кампо, Магальянес и Чилийская Антарктика, Столичный округ (Сантьяго).

Крупнейшие города Чили (1998, тыс. чел.): Сантьяго, Консепсьон (368,4), Винья дель мар (334,8), Вальпараисо (284,1), Темуко (260,1), Антофагаста (246,0).

Государственная власть в Чили разделена на три независимые ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Глава государства — президент, он же является главой исполнительной власти.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, который формируется президентом страны и занимает по отношению к президенту зависимое положение. В состав кабинета входит 21 министр.

Высший орган законодательной власти — Национальный конгресс, состоящий из Сената (46 сенаторов) и палаты депутатов (120 депутатов).

Президент избирается прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 6 лет и не может баллотироваться 2 раза подряд. Депутаты Конгресса избираются на 4 года, сенаторы — на 8 лет. В Сенате также существует институт назначаемых и пожизненных сенаторов.

Главами провинций являются интенданты (губернаторы). Они назначаются президентом страны сроком на 6 лет и могут быть смещены главой государства.

Муниципальные власти избираются прямым голосованием сроком на 4 года. Мэры назначаются муниципальными властями. Реформы последних лет, направленные на децентрализацию власти, привели к передаче многих функций муниципальным правительствам.

Старейшая политическая партия Чили — Радикальная партия, созданная в 1863.

В нач. 1988 оппозиционные военному правительству партии и движения широкого идеологического спектра вошли в коалицию Объединение партий за демократию (ОПД). Победа, одержанная этим объединением на всенародном плебисците 5 марта 1988, открыла дорогу в стране демократическим переменам. В ОПД входят: Христианскодемократическая партия (ХДП), Социалистическая партия Чили (СПЧ), Партия за демократию (ПД), Социалдемократическая радикальная партия (СДРП).

Христианскодемократическая партия основана в 1957. Организатор и идеолог партии Э. Фрей Монтальва. Лидеры ХДП избирались президентами в 1964 (Э. Фрей), в 1989 (П. Эйлвин), в 1993 (Э. Фрей РуисТагле).

Предтечей Социалистической партии Чили стали организации, созданные социалистамиутопистами Ф. Бильбао и С. Аркосом в 1850. В 1912 в г. Икике была организационно оформлена Социалистическая рабочая партия Чили под руководством Л.Э. Рекабаррена. В 1922 партия была преобразована в Коммунистическую. Не вошедшие в компартию организации объединились, создав в 1933 Социалистическую партию Чили СПЧ неоднократно была представлена в правительстве страны, в конгрессе. В 1970 лидер партии С. Альенде стал президентом страны. В 1988 СПЧ вошла в состав ОПД. На выборах 1999—2000 лидер социалистов Р. Лагос в качестве представителя ОПД стал победителем и занял президентский пост.

Партия за демократию организована в 1987 и является своего рода конгломератом партий и движений. В создании партии принимали участие лидеры социалистов, в т.ч. Р. Лагос. В партии допускается двойное членство. Члены партии занимают видные посты в конгрессе и правительстве.

Правые партии Чили входят в Союз ради Чили. Коалиция основана в 1993. В объединение входят Партия национального обновления и Независимый демократический союз.

Партия национального обновления — партия правой оппозиции демократическим силам. Создана в 1988. Представители Партии национального обновления входят в Сенат и палату депутатов.

Независимый демократический союз основан в 1989. Более радикальноправая партия, нежели ее союзница по коалиции. Союз организационно оформился уже в 1983, в то время как иные партии не имели права на легальную деятельность. Это было связано со значительным вкладом со стороны членов организации в реализацию политики хунты.

Наиболее представительным объединением деловых кругов страны является Ассоциация предпринимателей в промышленности (SOFOFA), св. 2500 членов.

Во внешней политике Чили придерживается принципов открытого демократизма, Чили выступает за нераспространение ядерного оружия, на региональном уровне способствует интеграции и сохранению мира, наращиванию диалога и укреплению солидарности в регионе. Чили поддерживает создание АЛКА. На мировой арене Чили видит свои приоритеты в контактах с ЕС и со странами АзиатскоТихоокеанского региона.

Вооружённые силы Чили ведут свою историю от войск, созданных в этом регионе в 1603 по распоряжению испанской короны. Эти первые военные объединения в Южной Америке стали основой чилийской национальной армии, сформированной 2 декабря 1810 по распоряжению Бернардо О’Хиггинса. По его же распоряжению в 1817 было открыто первое военное училище, а также создана морская эскадра Чили, призванная обеспечить гегемонию Чили в Тихом океане.

Современная структура армии Чили: Сухопутные войска, авиация, флот, танковые части, спецподразделения горных войск, войска гражданской обороны, корпус карабинеров, а также Антарктическая военная база.

Численность Вооружённых сил в кон. 20 в. составила около 91 тыс. чел., в т.ч. в Сухопутных войсках — 51 тыс. (и 50 тыс. резервистов), в ВМФ — около 25 тыс., в ВВС — 13,4 тыс. Корпус военизированных полицейских формирований на 1996 насчитывал 31,2 тыс. чел. Затраты на Вооружённые силы в 1999 составили 3,1% ВВП.

Информационный портал страны мира – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране Чили предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад «Государственное устройство и политическая система Чили» вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.

Источник: https://ru-world.net/chili-gosudarstvennoe-ustrojstvo-i-politicheskaya-sistema/

Государственное управление в Чили

Общая характеристика государственного управления в Чили

Чили является унитарной президентской демократической республикой. В настоящее время в стране действует Конституция, которая была принята в 1980 году, далее подверглась реформированию в 1989 году, а также частично менялась в 1991, 1994 и 1996 годах. Основная особенность чилийской Конституции заключается в том, что ее принятие пришлось на период диктатуры, а последующее реформирование и изменения были направлены на устранение наиболее авторитарных и антидемократических положений.

Административное устройство Чили с 1974 года состоит в разделении страны на 40 провинций, входящих в состав 13 областей.

При организации государственной власти в Чили применяется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Главой чилийского государства является Президент, возглавляющий исполнительную власть.

Организация законодательной власти в Чили

Высшим законодательным органом в Чили является Национальный конгресс, включающий в свой состав 2 палаты:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Верхняя палата Национального конгресса именуется Сенатом и включает свой состав 46 сенаторов, 9 из которых являются назначенными, оставшиеся – избираются.
  • Нижняя палата Национального конгресса именуется Палатой депутатов, численность которых достигает 120 человек.

Порядок избрания членов палат Парламента различается: так, Сенат подлежит обновлению наполовину каждые четыре года, при этом в Палату депутатов члены избираются каждые четыре года посредством всеобщего голосования в рамках двухмандатных избирательных округов.

Для получения обоих мандатов от округа партия, участвующая в голосовании, должна собрать в этом округе 2/3 общей численности действительных голосов. При отсутствии ярко выраженного большинства мандаты распределяются между двумя партиями, которые набрали наибольшее число голосов.

Национальный конгресс ориентирован на выполнение главной функции – формирование законодательства страны.

Законодательная инициатива находится в руках депутатов нижней или верхней палат Парламента, Президента республики Чили. При этом существуют ограничения на выдвижение законодательной инициативы по ряду направлений. Так, например, законодательная инициатива в сфере налогообложения и бюджетного права может быть инициализирована только Палатой депутатов; законодательство, касающееся амнистии и общего помилования, только верхней палатой Парламента. В исключительном ведении Президента республики Чили находится законодательная инициатива по таким вопросам как административные и финансовые.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Кроме того, Президент Чилийской республики имеет право на любой стадии рассмотрения законопроекта обратить внимание на безотлагательность его принятия, в результате чего рассматривающая этот законопроект палата Парламента обязана проголосовать по нему в течение 30 дней.

Для одобрения обычных закона достаточно простого большинства членов палат, присутствующих на заседании. Органические законы требуют квалифицированного большинства, то есть должны получить одобрение от абсолютного большинства всех законодателей. Органические законы, имеющие конституционный статус, призванные дополнять Конституцию по наиболее значимым вопросам, должны быть одобрены 4/7 всех членов Национального конгресса Чили. Те законы, которые интерпретирует Конституцию Чили, должны быть одобрены 3/5 всех членов Конгресса.

Национальный конгресс Чили наделен исключительным правом одобрения или отклонения международных соглашений, представленных ему Президентом перед процессом ректификации.

Принятые конгрессом законы должны быть одобрены Президентом в течение 30 дней или возвращены им с указанием замечаний. После одобрения замечаний Президента обеими палатами Конгресса законопроект считается принятым и вновь направляется Президенту с целью его обнародования. Палаты Конгресса наделены правом отклонения всех или части замечаний Президента при наличии большинства голосов в размере 2/3 от общей их численности. При наличии такого решения Президент обязан обнародовать закон.

Также одной из функций Конгресса является осуществление контрольных полномочий в отношении исполнительной власти.

Конституцией Чили предусмотрена возможность выражения импичмента в отношении высших должностных лиц государства.

Особенности организации исполнительной власти в Чили

Исполнительная власть осуществляется главой государства и правительством. Избрание Президента республики Чили осуществляется населением. Срок полномочия президента составляет 6 лет. Для лица, замещающего пост Президента, не предусмотрена возможность переизбрания. Основной задачей Президента является сохранение общественного порядка на территории страны и обеспечение внешней безопасности государства.

Президент республики Чили наделен правом созыва чрезвычайных сессии Конгресса, предложения проектов законов и поправок Конституции, пролонгации законов, издания декрета и так далее.

Президент обладает правом законодательной инициативы, назначает дипломатов, определяет составы Высшего и Апелляционного судов, назначает командующих войсками и начальника полиции.

Высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров, формирование которого осуществляется Президентом республики Чили. Кабинет министров зависит от Президента республики. В состав Кабинета министров включается 21 министр.

Основной функцией Кабинета министров Чили является проведение в жизнь политики развития государства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mezhdunarodnoe_gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_v_chili/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *