Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Список необходимых документов для получения такого статуса можно уточнить в соцзащите по месту жительства. Пособие для семей с детьми от трёх до 16 лет единовременная социальная выплата по федеральной программе 10 000 рублей на каждого ребёнка. Действующие ставки 4,7 6,5.

Содержание:

В тюрьму за китайский ширпотреб и игрушки: что не так с регулированием оборота спецсредств в России

В российском законодательстве есть уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. После случая с курганским фермером, который купил gps-трекер для телёнка и чуть не попал под суд, регулированием оборота спецсредств занялась ФСБ. На днях Верховный суд предложил разграничить понятия спецсредств, чтобы не пострадали невиновные граждане. Напоминаем, с чего началась эта история и объясняем, что происходит с оборотом спецсредств в России.

И с чего всё началось?

С дела курганского фермера Евгения Васильева, который собирался купить gps-трекер, чтобы следить за телёнком. По его словам, дешёвое китайское устройство для слежения за 390 рублей он заказал в январе, но только в сентябре ему позвонили с почты, чтобы он забрал посылку. На выходе из отделения его встретили сотрудники ФСБ с понятыми: в прибор был встроен микрофон, предназначенный для передачи информации, а свободная продажа таких устройств в России запрещена. Васильев неожиданно для самого себя оказался фигурантом уголовного дела по статье 138.1 — за незаконный оборот спецсредств.

После того, как на пресс-конференции журналисты спросили Владимира Путина об этом случае, он пообещал разобраться с практикой применения статьи 138.1. В июле 2018 года ФСБ разработала проект федерального закона, в котором предложила определять «специальные технические средства» как устройства, которым «намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)». Планируемый срок вступления законопроекта в силу — декабрь 2019 года.

Параллельно разрабатывался проект закона, который должен был помешать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям непреднамеренно участвовать в незаконном обороте таких спецсредств.

Если новые нормы примут, они начнут действовать с декабря 2019 года.

Но сейчас за это уже наказывают?

Да, статья 138.1 предполагает штрафы или лишение свободы до 4 лет за незаконный оборот спецсредств. Проблема в том, что из неё невозможно понять, что имеется в виду под «специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации» — для этого нужно обращаться к другим нормативным актам. Из них следует, что свободный оборот спецсредств запрещён, если только у вас нет лицензии или вы не ведёте оперативно-розыскную деятельность.

Порядок лицензирования спецсредств утверждён правительством. Мы запрашивали список организаций, у которых есть такие лицензии, но ФСБ предложила нам обратиться с вопросами по конкретным организациям, хотя орган должен размещать информацию из реестра с названиями организаций, их данными и реквизитами выданной лицензии. Пока, однако, в этой сфере всё не так прозрачно: спецслужбы не рассказывают, кто разрабатывает спецсредства, а мы не можем узнать, чью продукцию точно не стоит покупать и не продаёт ли её кто-то незаконно.

На сайте «Госуслуг» тоже можно заказать выписку из реестра.

В другом постановлении правительства есть перечень спецсредств для негласного получения информации при оперативно-розыскной деятельности. Он включает спецсредства:

  • для получения и регистрации акустической информации;
  • для визуального наблюдения и документирования;
  • для прослушивания телефонных переговоров;
  • для перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
  • для контроля почтовых сообщений и отправлений;
  • для исследования предметов и документов;
  • для проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
  • для контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
  • для получения, изменения и уничтожения информации с технических средств её хранения, обработки и передачи;
  • для идентификации личности.

Почему спецсредства вообще запрещают ?

Конституционный суд указывал, что уголовный запрет по статье 138.1 нужен для защиты прав личности. Те же самые права защищают и другие статьи:

— статья 137 — неприкосновенность частной жизни

— статья 138 — тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

— статья 272 — неправомерный доступ к компьютерной информации

Суд отмечал, что регулирование оборота спецсредств призвано обеспечить адекватную защиту прав — в том числе, превентивную, потому что одного последующего контроля недостаточно. Например, если кто-то снимет вас с помощью шпионской ручкой и выложит эту съёмку в соцсети, вряд ли вас утешит то, что потом его накажут. Киберсталкинг (преследование в виртуальном пространстве, которое возможно без непосредственного контакта с жертвой) тоже в определённой степени связан с проблемой распространённости спецсредств.

Уголовные дела по этой статье уже были?

Да, и их немало. К ответственности привлекали за использование разных гаджетов:

— радиомикрофоны, вмонтированные в футляры от губной помады;

— видеокамеры, закамуфлированные под авторучки и пульт управления автомобильной сигнализацией;

— собачий ошейник с подслушивающими устройствами;

Это сотни дел — на сайте, посвящённом этой проблеме, есть их перечень. По данным статистики Судебного департамента, только в 2017 году по статье 138.1 УК РФ осудили 254 человека.

Среди них можно найти дела со счастливым исходом: например, жителю Майкопа удалось дважды оправдаться по статье 138.1. Его хотели осудить за продажу диктофона, хотя устройство имеет сертификат и продаётся свободно.

Дело курганского фермера в итоге тоже закончилось благополучно — умысел на негласное получение информации не был доказан и уголовное преследование в отношении него прекратили.

А что говорит Верховный суд?

27 ноября пленум Верховного суда предложил проект постановления, в котором пояснил, что следует считать спецсредствами и рекомендовал учитывать цели человека, который их приобретает. Суд замечает, что «действия лица, которое приобрело устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало использовать его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан», не могут быть квалифицированы по статье уголовного кодекса.

На практике постановления ВС не обязательны к исполнению нижестоящими судами, но в таком случае их решения с большой долей вероятности могут быть отменены.

Что делать, чтобы не посадили?

Защититься наверняка вы сможете, только если совсем не будете покупать и продавать гаджеты. Точного определения спецсредств всё ещё нет, а постановление ВС не утверждено, но если оно будет принято в нынешнем виде, то есть шанс, что количество уголовных дел по статье 138.1 может сократиться.

На данный момент в России действует полный запрет на приобретение и использование спецсредств. При этом за спецсредство можно выдать что угодно, включая сотовый телефон и наручные часы.

Порядок ввоза и вывоза спецсредств предусматривает их лицензирование и таможенный контроль, но после того, как товары успешно проходят границу, к уголовной ответственности привлекают людей, которые их приобретают.

В этом и другом постановлениях есть описания и категории спецсредств. Прежде чем покупать странные игрушки, ознакомьтесь с ними. Они понятны настолько, насколько может быть понятен юридический документ, но более доступной и наглядной официальной информации пока нет.

Если вы хотите заснять берущего взятку чиновника, используя камеру, замаскированную под шариковую ручку, лучше этого не делать: к ответственности скорее привлекут вас, а не чиновника, так как доказательства, полученные с нарушением закона, юридически ничтожны.

Во многих странах сами спецсредства разрешены. Запрещено только их незаконное использование. Например, жителя Флориды Кристофера Чейни признали виновным в незаконном прослушивании телефонных разговоров и взломе персональных компьютеров более 50 голливудских знаменитостей. Из-за него в интернет попали интимные фотографии Скарлетт Йоханссон и Кристины Агилеры. В России же когда Life News выложили в сеть телефонные переговоры Бориса Немцова, никого за это не наказали.

Текст: Ольга Дмитриевская, Артём Кутловский

Источник: https://team29.org/knowhow/otherslife/

Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники

Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники

Под производством специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, понимается их промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др. Сбыт предусматривает передачу предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п. В качестве приобретения может рассматриваться любая форма завладения ими.

За 12 месяцев 2015 года судами области по ст. 138.1 УК РФ рассмотрено 5 уголовных дел в отношении 5 лиц. По результатам рассмотрения один осужден к лишению свободы условно, четверо — к наказанию в виде штрафа от 20000 до 50000 рублей, из них двое освобождены от наказания по амнистии.

Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст

В связи с этим фактом возникает вопрос об обоснованности и целесообразности размещения данного состава в гл. 19 УК РФ. В частности, В.А. Новиков указывает на необходимость переноса нормы об ответственности за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в гл. 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» [8]. Данная позиция вызывает определённые сомнения в связи с тем, что, по аналогии с привязкой к объекту конституционных прав и свобод человека и гражданина, само по себе совершение действий, указанных в диспозиции ст. 138 1 УК РФ, не наносит вреда видовому объекту уголовно-правовой охраны по гл. 29 УК РФ, и имеет к нему отношение только при наличии умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями данной главы об охране определенных сведений (ст. 275, 276 УК РФ). Однако в таком случае данные действия уже сами по себе будут подлежать квалификации как приготовление к деяниям, предусмотренным вышеуказанными статьями, и необходимости в наличии дополнительного состава нет.

Таким образом, под незаконными действиями, указанными в диспозиции нормы, содержащейся в ст. 138 1 УК РФ, следует понимать действия, связанные с производством, приобретением или сбытом специальных технических средств, совершаемые в нарушение установленного порядка лицензирования данной деятельности.

Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации Петроченков, Сергей Дмитриевич

Как уже отмечалось ранее, 31 марта 2011 года Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части третьей статьи 138 УК Российской Федерации, предусматривающее уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность за незаконный оборот и сбыт специальных технических средств для негласного получения информации

  • штраф суммой до 200 000 рублей или в размере заработной платы за 1,5 года;
  • ограничение передвижений на 4 года;
  • принудительные работы на тот же период с наложением запрета на занятие некоторых должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок 3 года;
  • заключение в тюрьму на 4 года с применением указанной санкции по усмотрению судьи.

На смягчение приговора влияет наличие определенных законодательством РФ обстоятельств. К примеру, беременность гражданки или то, что у лица есть малолетние дети, может заставить суд определить относительно «легкое» наказание. Этому может способствовать и то, что лицо имеет постоянное место работы и положительные характеристики от своего начальства.

Уголовная ответственность, установленная за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (в отечественном и зарубежном законодательстве) Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Также отметим, что ни в одном из рассмотренных зарубежных кодексов действия, составляющие оборот средств, предназначенных для негласного получения информации, не выделены в отдельный состав и содержатся внутри статьи, содержащей санкции, налагаемые как за незаконный оборот, так и за незаконное использование.

Вместе с тем закрепление в каждом из указанных разделов УК РФ ответственности за применение средств, предназначенных для негласного получения информации, в качестве квалифицирующего признака соответствующей статьи является нецелесообразным, так как для признания преступления оконченным не нужно знать, применялись ли при его совершении какие-либо технические средства или нет. Например, при нарушении коммерческой тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений технические средства могут вообще не использоваться, при этом совершение данного преступного деяния будет считаться оконченным.

Неудачные подарки, за которые грозит уголовная ответственность

Также в ходе проверочной закупки сотрудник правоохранительного органа приобрел у гражданина Н. автомобильное зарядное устройство со встроенным в корпус диктофоном, которое являлось замаскированным аудиорегистратором с возможностью скрытого прослушивания (постановление Московского городского суда от 4 апреля 2019 г. по делу № 4у-1705/2019). Осужденный посчитал действия должностных лиц провокацией. Однако, как указал Мосгорсуд, умысел на незаконный оборот специального технического средства у него сформировался независимо от деятельности сотрудников правоохранительного органа, поскольку такая инициатива изначально исходила от самого Н., который приобрел устройство по собственной воле, а затем разместил объявление о его продаже в Интернете.

Однако суд апелляционной инстанции не принял эти доводы к сведению и указал, что умысел К. на незаконное получение часов установлен в ходе судебного разбирательства и подтвержден показаниями свидетелей, а также характером его действий, связанных с использованием технического средства.

Правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (Лаврентьев А

1) к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами;

— Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132);

Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники

Представляется, что в действующем УК РФ недостаточно учтена общественная опасность незаконного обращения со СТС НИИ. Видится, что кроме ст. 138.1 УК РФ они могут быть обозначены и в других нормах. Так, с помощью СТС НИИ могут быть получены сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), сведения о частной жизни человека (ст. 137 УК РФ), нарушена тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), нарушена тайна голосования (ст. 141 УК РФ).

— поскольку в УК РФ недостаточно учтена общественная опасность неправомерного обращения со СТС, используемыми для негласного получения информации, предложено установить в качестве квалифицирующего признака ответственность за применение таких средств в ч. 2 ст. 137 УК РФ, ч. 2 ст. 138 УК РФ, ч. 2 ст. 141 УК РФ и ч. 3 ст. 183 УК РФ;

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст

Согласно ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, действия, перечисленные в ч. 3 ст. 138 УК РФ, будут незаконными в случае отсутствия лицензии на соответствующие виды деятельности.

заводского производства, так и самодельные, применяемые с целью конфиденциального снятия и расшифровки информации. В рамках уголовного дела решение вопроса об отнесении предмета к приборам, предназначенным для негласного получения информации, необходимо проведение экспертизы.

Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Данная норма уголовного закона направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических средств, которые вправе изготавливать и использовать только уполномоченные на то предприятия и организации, а также устанавливает наказания для тех, кто незаконно приобретает или сбывает подобные предметы.

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются аппаратура, техническое оборудование и (или) инструменты, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения и регистрации акустической информации; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

Уголовная Ответственность За Незаконный Оборот Специальных Техсредств: Изъяны Законодательной Техники

Думаю, что первоначально не стоит признавать вину по предложению правоохранительных органов, если вы считаете себя невиновным. Признавая совершение преступления, вы отказываетесь от защиты и полностью отдаете себя в руки сотрудников правоохранительных органов.

19 декабря Басманный суд в Москве вынесет приговор по делу Алексея Соколова — 38-летнего отца троих детей, который на свою беду купил китайский брелок с видеорегистратором, а потом попытался его продать. И за это уже полгода сидит в тюрьме. О том, как появилось это абсурдное дело, — рассказывает Мария Эйсмонт.

Статья 138

См.: Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 15.07.2002) // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3382; 2002. N 29. Ст. 2965.

Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензированию подлежат разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В развитие положений данного Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 526 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (в ред. от 24.09.2010) . Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (в ред. от 08.12.2010) .

Источник: https://firstjurist.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-spetsialnyh-tehsredstv-izyany-zakonodatelnoj-tehniki

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138.1 УК РФ)

Непосредственный объект — установленный законом порядок производства и оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Общие правила производства и оборота таких средств установлены Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Так, согласно ст. 6 и 7 указанного Закона специальные технические средства — это любые технические средства и приспособления, с помощью которых добывается информация, например видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка и др. Предмет — специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.

Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: 1) производством специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; 2) их сбытом;

Производство означает изготовление названных средств любым способом (промышленное или кустарное изготовление). Сбыт — это реализация специальных технических средств любым способом, например обмен, продажа, дарение. Под приобретением понимается их покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.н.

Состав формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из действий, указанных в законе.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом, а применительно к производству и приобретению указанных средств — также целью их сбыта.

Субъект общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Источник: https://studme.org/149904/pravo/nezakonnyy_oborot_spetsialnyh_tehnicheskih_sredstv_prednaznachennyh_neglasnogo_polucheniya_informatsii_

Уголовная ответственность за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 1381 УК РФ)

Стырин П.С.
Российский государственный университет правосудия
студент 4 курса

В ч. 1 ст. 14 УК РФ даётся понятие преступления, в которой оно раскрывается как виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания. Из этого следует, что прежде всего необходимо понять, какое именно деяние запрещено ст. 138 1 УК РФ. Для выполнения данной цели следует обратить внимание на объективную сторону преступления, которая заключается в незаконных производстве, приобретении и (или) сбыте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Ограничение свободного оборота специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, установлено Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» [2], а закрепление государственного регулирования в виде лицензирования такой деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрено в п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3].

Данный закон никаким образом не раскрывает понятие специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, и не содержит перечня средств, которые необходимо к ним относить, однако такой перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»[4]. Данный перечень содержит десять специализаций устройств самой различной направленности, объединяющим критерием которых является негласность их использования.

Таким образом, под незаконными действиями, указанными в диспозиции нормы, содержащейся в ст. 138 1 УК РФ, следует понимать действия, связанные с производством, приобретением или сбытом специальных технических средств, совершаемые в нарушение установленного порядка лицензирования данной деятельности.

Теперь, когда установлено, в чём же именно состоит запрещённое деяние, следует обратить внимание на объект рассматриваемого преступления. Исходя из названия главы, в которой находится ст. 138 1 УК РФ, видовым объектом данного преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, связанные с установленным порядком осуществления указанных в диспозиции нормы действий. Такой позиции придерживается и А.В. Бриллиантов, указывающий, что для данной статьи непосредственным объектом преступления является установленный законом, иными нормативными актами порядок производства, приобретения, сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации[5]. Данные общественные отношения, очевидно, не входят в круг конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В описательно-мотивировочной части решений суд, как правило, ссылается на ст. 23 и 24 Конституции РФ[6] , как на те, в которых закреплены нарушаемые преступлением, предусмотренным ст. 138 1 УК РФ, права гражданина [7]. Данные нормы регламентируют права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также закрепляют положения о недопущении сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. В то же время, действия, составляющие объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 138 1 УК РФ, непосредственно не посягают на данные права, так как не препятствуют их осуществлению. Само по себе производство, приобретение или сбыт технических средств, предназначенных для негласного получения информации, означают не получение информации, а лишь возможность для её получения. В случае, если данные действия совершаются с умыслом на получение данной информации, то их следует квалифицировать как приготовление к соответствующим преступлениям, в которых объектом являются общественные отношения, связанные с охраной определенных сведений или защитой определенной тайны (ст. 137, 138 УК РФ), а если данные действия совершаются без умысла на использование технических средств в целях получения информации, право на тайну которой закреплено в Конституции РФ, то в таком случае конституционные права и свободы человека гражданина никаким образом задеты быть не могут.

В связи с этим фактом возникает вопрос об обоснованности и целесообразности размещения данного состава в гл. 19 УК РФ. В частности, В.А. Новиков указывает на необходимость переноса нормы об ответственности за незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в гл. 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» [8]. Данная позиция вызывает определённые сомнения в связи с тем, что, по аналогии с привязкой к объекту конституционных прав и свобод человека и гражданина, само по себе совершение действий, указанных в диспозиции ст. 138 1 УК РФ, не наносит вреда видовому объекту уголовно-правовой охраны по гл. 29 УК РФ, и имеет к нему отношение только при наличии умысла на совершение преступлений, предусмотренных статьями данной главы об охране определенных сведений (ст. 275, 276 УК РФ). Однако в таком случае данные действия уже сами по себе будут подлежать квалификации как приготовление к деяниям, предусмотренным вышеуказанными статьями, и необходимости в наличии дополнительного состава нет.

Как указано в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», целью лицензирования является предотвращение ущерба различным объектам, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Таким образом, лицензирование является способом государственного регулирования предпринимательской деятельности. Позиция о такой роли лицензирования является достаточно распространённой, в частности, её занимает М.В. Суслова [9]. Таким образом, установление ограничений на производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, является методом регулирования предпринимательской деятельности, а регулирование, в свою очередь, является одним из методов управления. Следовательно, наиболее целесообразным представляется поместить рассматриваемый состав в гл. 32 УК РФ «Преступления против порядка управления».

В то же время в этой связи возникает вопрос о том, обосновано ли усмотрение в деянии, предусмотренном ст. 138 1 УК РФ, общественной опасности, достаточной для установления уголовной ответственности за его совершение. По своей природе, как отмечает С.А. Бочкарев, общественная опасность деяния является оценкой того, как определенные действия с высокой степенью вероятности причиняют ущерб интересам общества [10]. Для абсолютного большинства деяний, связанных с осуществлением лицензируемой деятельности без лицензии, установлена административная ответственность (ст. 7.3, 13.3, 14.1.2 и др. КоАП РФ[11]). Отделённый от конституционных прав и свобод человека и гражданина как объекта уголовно-правовой охраны, состав преступления, предусмотренного ст. 138 1 УК РФ, оказывается в одном ряду с другими немногими посягательствами, в которых деяние заключается в совершении действий без лицензии (к примеру, ст. 222, 228, 235 УК РФ). Но для этого нет достаточных оснований, поскольку подобные деяния создают прямую угрозу жизни и здоровью людей, а применительно к рассматриваемому преступлению о подобном говорить не приходится.

В связи с изложенным представляется необходимым декриминализовать деяние, предусмотренное ст. 138 1 УК РФ, установив за его совершение административную ответственность.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[2] Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Российская газета. 1992. 16 марта.

[3] Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

[4] Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 16. Ст. 1885.

[6] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[8] См.: Новиков В.А. Дискуссионные аспекты определения границ видового объекта преступлений, предусмотренных главой 19 УК РФ // Журнал российского права. 2016. № 4. С. 101-108.

[9] Суслова М.В. Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. № 3. С. 112-113.

[10] Бочкарев С.А. О природе общественной опасности преступления // Бизнес в законе. 2009. № 5. С. 155-159.

[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Источник: https://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-8/item/255-ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-spetsialnykh-tekhnicheskikh-sredstv-prednaznachennykh-dlya-neglasnogo-polucheniya-informatsii-st-1381-uk-rf


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *