Постановление об уплате налогов на имущество нежилые помещения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление об уплате налогов на имущество нежилые помещения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. Оформление земли в собственность. Обращение в Росреестр.
Содержание:
Налог на недвижимость — 2020: отчитываемся по новой форме!
Децюра Сергей, налоговый эксперт.
В начале каждого года субъекты хозяйствования не только отчитываются по результатам работы в прошлом году, но и подают годовые декларации по разным видам имущественного налога на текущий год. Одним из таких видов имущественных налогов является налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (далее — налог на недвижимость). Поэтому сегодня предлагаем вам вспомнить правила взимания этого налога на 2020 год.
Плательщики налога
Плательщиками налога на недвижимость, как и в прошлых годах, являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые владеют объектами жилой и/или нежилой недвижимости ( п.п. 266.1.1 НКУ).
Главным фактором, который будет определять, является ли лицо плательщиком налога на недвижимость, является факт владения объектом недвижимости, а именно зданиями (см. письмо ГФСУ от 08.02.2019 г. № 467/6/99-99-12-02-03-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 18, с. 5). Причем право собственности должно быть надлежащим образом зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
за переданную в аренду, лизинг или ссуду недвижимость налог уплачивает ее собственник
То же касается и объектов недвижимости, которые находятся у предприятий на правах хозяйственного ведения или оперативного управления на основании ст. 136 и 137 ХКУ (см. письма ГФСУ от 11.04.2019 г. № 1563/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 07.06.2018 г. № 2507/5/99-99-12-02-03-16/ІПК). Причем фискалы не возражают против этого даже в случае, если лицо, которое ведает или управляет объектом, передаст его в аренду (см. письмо ГУ ГФС в Кировоградской обл. от 21.06.2018 г. № 2764/ІПК/11-28-12-02-18).
Также не нужно уплачивать налог и за объекты незавершенного строительства (106.02 БЗ).
Обратим внимание на правила определения плательщика налога относительно объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности нескольких лиц. Определять «крайнего» в этой ситуации следует по такому принципу ( п.п. 265.1.2 НКУ):
1) если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей частичной собственности нескольких лиц, плательщиком налога является каждый собственник за полагающуюся ему часть;
2) если объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей совместной собственностинескольких лиц, то когда он:
— не разделен в натуре — плательщиком является один из собственников такой недвижимости, определенный при согласии всех собственников, если иное не установлено судом;
— разделен между собственниками в натуре — плательщиком является каждый из собственников такой недвижимости за полагающуюся ему часть.
Объект налогообложения
Объектами обложения налогом на недвижимость являются объекты, которые отнесены к жилой ( п.п. 14.1.129 НКУ ) и нежилой недвижимости ( п.п. 14.1.129 1 НКУ).
В то же время в п.п. 266.2.2 НКУ приведен перечень объектов недвижимости, которые не считаются объектом налогообложения. Вот некоторые позиции из этого перечня.
1. МАФы. Если точнее, то речь идет об объектах нежилой недвижимости, используемых субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют свою деятельность в малых архитектурных формах (МАФ) и на рынках ( п.п. «е» п.п. 266.2.2 НКУ).
Обращаем внимание! Законодатели собираются расширить круг «необъектной» недвижимости, которую используют субъекты хозяйствования малого и среднего бизнеса. Так, субъекты малого и среднего бизнеса не будут считать объектами налогообложения временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности. Но это произойдет только тогда, когда законопроект № 1210 станет законом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 8, с. 2).
2. Здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий ( п.п. «є» п.п. 266.2.2 НКУ).
При этом такое освобождение, по мнению фискалов, можно получить только при условии выполнения нескольких требований (см. письма ГНСУ от 07.12.2017 г. № 2867/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 29.03.2018 г. № 1298/6/99-99-12-02-03-15/ІПК):
— освобожденные объекты недвижимости должны быть отнесены в подраздел «Здания нежилые» группа 125 «Здания промышленные и склады» класс 1251 «Здания промышленности» (подклассы 1251.1 — 1251.9) согласно ДК 018-2000;
— право не включать в объект налогообложения промздания имеют только промышленные предприятия, т. е. предприятия, которые в соответствии с ДК 009:2010 относятся к секциям B, C, D, E и F согласно ДК 009:2010(см. БЗ 106.02);
— освобожденные от налога промздания должны использоваться промышленными предприятиями в их производстве. Если же такие здания временно не эксплуатируются, например находятся на реконструкции или переданы в аренду (лизинг, ссуду) (см. письма ГФСУ от 23.08.2018 г. № 3701/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и ГУ ГФС в Харьковской обл. от 20.06.2018 г. № 2744/ІПК/20-40-12-03-21), то за них налог уплачивают на общих основаниях.
Обращаем внимание! После того как законопроект № 1210 станет законом, все изменится. Практически все эти требования (кроме потери необъектного статуса промзданием, которое находится на реконструкции) будут содержаться прямо в п.п. «є» п.п. 266.2.2 НКУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 8, с. 2).
Кроме того, перечень промышленных необъектных зданий вырастет. К таким объектам будут отнесены все промздания из группы 125 «Здания промышленные и склады», а не только здания из класса 1251 «Здания промышленности» группы 125. К тому же это освобождение будет распространяться и на ФЛП, которые занимаются промдеятельностью.
3. Здания и сооружения аграриев ( п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ). Чтобы не платить налог за эти здания, следует придерживаться одновременно трех требований:
— быть сельхозтоваропроизводителем. Кто относится к таким лицам, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 50, с. 5;
— владеть зданиями и сооружениями, предназначенными для сельхоздеятельности, т. е. относиться лишь к классу 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» в соответствии с ДК 018-2000;
— не сдавать сельхозздания и сооружения в аренду, лизинг, ссуду.
4. АТО/ООС-освобождение. Также не являются объектом налогообложения объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии столкновения, которые находятся в собственности физических или юридических лиц в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение АТО и/или операции ООС ( п.п. 38.6 подразд. 10 разд. XX НКУ). Следовательно, и в 2020 году тем, у кого есть недвижимость на такой территории, уплачивать налог на недвижимость за эти объекты не нужно.
Алгоритм расчета
Юрлица рассчитывают налог на недвижимость самостоятельно по состоянию на 1 января каждого года. Расчет производится на год вперед, т. е. начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря этого же года ( п.п. 266.6.1 НКУ ).
Чтобы рассчитать налог, следует знать три ключевых показателя.
1. Базу налогообложения, т. е. общую площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его частей, которая находится в собственности физических и юридических лиц ( п.п. 266.3.1 НКУ ). Юрлица базу налогообложения исчисляют самостоятельно исходя из общей площади каждого отдельного объекта налогообложения на основании документов, которые подтверждают право собственности на такой объект ( п.п. 266.3.3 НКУ).
Обратите внимание! Прописанное в п.п. 266.4.1 НКУ уменьшение базы налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости на определенное количество квадратных метров не распространяется на юрлиц.
Такая льгота предоставляется лишь физлицам. О льготах для юридических лиц см. ниже.
2. Ставку налога. Размер ставки налога устанавливается по решению местного совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости ( п.п. 266.5.1 НКУ).
Максимальный размер ставки налога на недвижимость составляет 1,5 % размера минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м 2 базы налогообложения. С начала этого года размер минзарплаты составляет 4723 грн., а значит,
максимальный размер ставки налога в 2020 году не может превышать 70,85 грн.
Ставку налога для вашего конкретного объекта недвижимости ищите в решениях ваших органов местного самоуправления или на веб-сайте ГНСУ*.
* См. по ссылке: tax.gov.ua/podatki-ta-zbori/stavki-mistsevih-podatkiv-ta-zboriv/.
Важно! По мнению фискалов (106.07 БЗ), юрлица, которые владеют крупногабаритной жилой недвижимостью, а именно роскошными квартирами (свыше 300 кв. м) и жилыми домами (свыше 500 кв. м), должны применять дополнительную повышенную ставку в размере 25000 грн., которая установлена п.п. «ґ» п.п. 266.7.1 НКУ.
По нашему твердому убеждению, эта норма юрлиц не касается. Дело в том, что она приведена в пункте, который регулирует начисление налога именно физлицам ( п.п. 266.7.1 НКУ).
В то же время, чтобы убедить в этом фискалов, наверняка придется идти в суд. А после того как законопроект № 1210 станет законом, даже суд не поможет. Дело в том, что после этого порядок применения суперставки в размер 25000 грн. будет вынесен в отдельный пункт и тогда будет точно ясно, что эту ставку будут применять и юрлица.
3. Размер льготы. Местные советы имеют право предоставлять льготы по налогу на недвижимость на соответствующей территории. Такие льготы могут предоставляться всем юрлицам, общественным объединениям, благотворительным и религиозным организациям ( п.п. 266.4.2 НКУ). Чтобы узнать, есть ли для вас «местная» льгота, следует заглянуть в действующее решение органа местного самоуправления.
Внимание! Если вам предоставлена «местная» льгота на 2020 год, то о ее получении вам следует только указать в самой декларации в соответствующих графах. Заполнить эти графы вам поможет Справочник льгот № 95/1 от 28.12.2019 г.
Подавать Отчет о льготах за налог, рассчитанный на 2020 год, уже не нужно. Необходимость предоставления этого Отчета отменена с 01.01.2020 г. в соответствии с постановлением КМУ от 31.10.2018 г. № 891.
Предоставление отчетности
Отчетность по налогу на недвижимость на 2020 год юрлица подают до 20 февраля отчетного года в орган ГНСУ по местонахождению объекта/объектов налогообложения ( п.п. 266.7.5 НКУ). То есть
в 2020 году эту отчетность следует подать не позднее 19 февраля
Внимание! Законопроект № 1210 хочет отодвинуть срок предоставления этой отчетности на 20 февраля. Но это пока что только инициатива. Поэтому в 2020 году подаем отчетность в привычные сроки.
В декларации юрлицо рассчитывает налог путем умножения базы налогообложения (т. е. общей площади каждого объекта недвижимости в кв. м) на соответствующую ставку в грн./кв. м. При необходимости размер налога по определенным объектам увеличивают на суперставку (25000 грн.). Сумму начисленного налога юрлицо должно разбить равными долями поквартально.
Для отчетности на 2020 год следует использовать обновленную форму декларации, которая утверждена приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408 (в редакции приказа Минфина от 15.11.2018 г. № 897).
Именно эта форма отчетности соответствует нормам действующего на сегодня законодательства. В частности, в ней предусмотрена графа для начисления налога для крупногабаритных жилых зданий (см. выше).
Отчетность по налогу на недвижимость состоит из самой декларации и двух приложений к ней. В приложении 1 начисляется налог для объектов налогообложения жилой недвижимости, а в приложении 2 — для объектов налогообложения нежилой недвижимости.
Отчетность подается по местонахождению объекта/объектов недвижимости. При этом в одну налоговую подается одна декларация относительно всех объектов, которые находятся на территории разных органов местного самоуправления (разные коды по КОАТУУ), подконтрольных этой налоговой (106.07 БЗ).
А вот в одном приложении, которое подается вместе с декларацией, нужно начислить налог только относительно объектов недвижимости, которые находятся на территории одного органа местного самоуправления (один код по КОАТУУ), подконтрольного налоговой, в которую подается одна декларация. Следовательно, с одной декларацией можно подать несколько приложений 1 и/или 2 и их количество будет зависеть от количества органов местного самоуправления, на территории которых у юрлица находятся объекты недвижимости.
Заполнение отчетности
Декларация. Собственно декларация состоит из двух частей: шапки и табличной части. В шапке декларации указываете, кроме всем известной информации о себе (своего названия, вида деятельности, адреса и налоговой, в которую подается декларация), также, что эта декларация является отчетной (ставите отметку «Х» в графе «звітна») и год, на который она подается (в графе 1.1 ставите «2020» ).
Что касается табличной части, то в нее переносят информацию о рассчитанном налоге отдельно из приложений 1 (стр. 5.1) и отдельно из приложений 2 (стр. 6.1), поданных к этой декларации. При этом
в табличной части декларации отражается только годовая сумма налога, поквартальная разбивка — только в приложениях
Обращаем внимание! То или иное приложение подается только в том случае, когда у юрлица есть определенный вид объектов недвижимости, относительно которых следует начислить налог (они не исключены из объекта налогообложения в соответствии с п.п. 266.2.2 НКУ). При отсутствии у плательщика соответствующего вида объекта налогообложения (например, жилых объектов недвижимости), тип приложения, в котором исчисляется налоговое обязательство для такого вида объекта налогообложения (приложение 1), к декларации не прилагается (106.07 БЗ)
Приложения. Они являются основной частью декларации по налогу на недвижимость. В них проводится начисление налога для отдельных видов объектов недвижимости как за год, так и в разрезе кварталов.
Раздел І предусмотрен для начисления налога, раздел ІІ — для уточнения данных в ранее поданных приложениях. Мы говорим сегодня о начислении налога, поэтому дальше будем рассматривать только порядок заполнения раздела І.
В разд. І приложений 1 и 2 налог начисляется отдельно по каждому объекту недвижимости. Порядок заполнения отдельной строки разд. І приложения 1 и приложения 2 покажем в таблице.
Порядок заполнения раздела І приложений 1 и 2
Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1048254.html
В Украине с 1 января введен налог на нежилую недвижимость
Соответствующий закон также предусматривает льготы по оплате налога на недвижимость для физических лиц
Налогообложение нежилой недвижимости введено в Украине с 1 января 2015 года, местным органам власти делегированы полномочия по установлению ставки налога.
Это закреплено законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», текст которого обнародован на сайте газеты «Голос Украины».
Так, ставка налога за 1 кв. м общей площади объектов жилой и нежилой недвижимости для физических и юридических лиц устанавливается в размере, не превышающем 2% минимальной заработной платы в год, или примерно 24,36 грн (минимальный размер оплаты труда по состоянию на 1 января 2015 года — 1,218 тыс. грн в месяц — ред.)
Закон предусматривает льготы по оплате налога на недвижимость для физических лиц. В частности, база налогообложения квартиры уменьшается на 60 кв. м, дома — на 120 кв. м. В случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика различных типов объектов жилой недвижимости база налогообложения уменьшается на 180 кв. м.
При наличии в собственности налогоплательщика более одного объекта жилой недвижимости одного типа налог начисляется исходя из суммарной общей площади объектов, уменьшенной на 60 кв. м для квартир и на 120 кв. м для домов.
При наличии в собственности объектов жилой недвижимости разных видов налог начисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной на 180 кв. м.
Местные советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения, а также определять льготы по налогу с жилой недвижимости для физических лиц в зависимости от уровня доходов и имущественного положения.
Льготы по налогу для физических лиц не предоставляются на объект налогообложения, если его площадь превышает пятикратный размер необлагаемой площади, утвержденной решением органов местного самоуправления, а также на объекты налогообложения, используемые с целью получения доходов.
Не подлежат налогообложению здания детских домов семейного типа, общежития, жилая недвижимость непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, а также жилье, принадлежащее детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не более одного такого объекта на ребенка.
Не является объектом налогообложения нежилая недвижимость, используемая субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими вою деятельность в малых архитектурных формах (МАФ) и на рынках; здания промышленности, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности, а также объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.
Начисление суммы налога с объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту регистрации владельца недвижимости.
Налоговые уведомления-решения об уплате суммы налога и платежные реквизиты, в частности органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются физическому лицу — налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля года, следующего за отчетным годом.
Налогоплательщики — юридические лица самостоятельно начисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту нахождения объекта налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.
Налоговое обязательство за отчетный год по налогу уплачивается физическими лицами в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения, юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Налог уплачивается по месту расположения объекта налогообложения и зачисляется в соответствующий бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса Украины. Физические лица могут уплачивать налог в сельской и поселковой местности через кассы сельских советов по квитанции о принятии налогов.
Источник: https://minfin.com.ua/2015/01/05/5710945/
Постановление об уплате налогов на имущество нежилые помещения
Ставки налога для объектов жилой и нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, устанавливаются решениями сельских, поселковых, городских советов в зависимости от расположения и типа объекта недвижимости и не должны превышать 1,5% минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года за один квадратный метр базы налогообложения (минимальная зарплата в Украине на 01.01.2019 г. — 4173 грн.).
Ставки налога в Харькове в зависимости от типа объекта в 2020 году (% от минимальной заработной платы)
- квартиры и жилые дома – 1%;
- хозяйственные (приусадебные) здания — 0%;
- офисные, торговые, гостиничные здания – 1%;
- производственные и складские здания — 0,25%;
- гаражи – 0,1%.
Льготы по уплате налога для объектов жилой недвижимости
От уплаты налога освобождаются собственники квартир до 60 кв.м, домов – до 120 кв.м, либо домов и квартир общей площадью до 180 кв.м при условии, что жилые объекты не используются в целях получения доходов (не сдаются в аренду или не используются для ведения предпринимательской деятельности).
Для жилых объектов налог уплачивается за «лишние» квадратные метры (за вычетом льготных норм).
Льгота не предоставляется, если общая площадь жилья превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади:
- для квартир – 300 кв.м;
- для жилых домов — 600 кв.м;
- для разных типов объектов независимо от их количества — 900 кв.м.
При наличии в собственности объекта жилой недвижимости, общая площадь которого превышает 300 кв.м для квартиры и 500 кв.м для дома, размер налога увеличивается на 25 тысяч гривен в год за каждый объект.
Граждане могут обратиться в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных относительно объектов жилой или нежилой недвижимости, размера общей площади объектов, права на пользование льготой по уплате налога, размера ставки налога, начисленного размера налога.
Источник: https://proconsul.com.ua/konsultacii/vopros-otvet/operacii/kakov_razmer_stavok_naloga_na_nedvizhimost_v_Kharkove_v_2020_godu.html
Налог на недвижимое имущество
01.01.2015 г. вступил в силу Закон № 71, которым внесены изменения в Налоговый кодекс, вследствие чего налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (далее — налог на недвижимое имущество), трансформировался в налог на имущество, который будет состоять из налога на недвижимое имущество, транспортного налога и платы за землю.
Вышеуказанным Законом расширена база обложения налогом на недвижимое имущество путем налогообложения как жилой, так и нежилой недвижимости.
Объектами жилой недвижимости в соответствии с пп. 14.1.129 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса считаются здания, отнесенные согласно законодательству к жилищному фонду, дачные и садовые дома.
Здания, отнесенные к жилищному фонду, делятся на следующие типы:
- жилой дом — здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного проживания. Жилые дома делятся на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности. Жилой дом усадебного типа — жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, который состоит из жилых и вспомогательных (нежилых) помещений;
- пристройка к жилому дому — часть дома, расположенная вне контура его капитальных внешних стен и имеющая с основной частью дома одну (или больше) общую капитальную стену;
- квартира — изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного проживания;
- коттедж — одно-, полутораэтажный дом небольшой жилой площади для постоянного или временного проживания с при-усадебным участком;
- комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах — изолированные помещения в квартире, в которой живут два или больше квартиросъемщика;
- садовый дом — дом для летнего (сезонного) использования, который в вопросах нормирования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не соответствует нормативам, установленным для жилых домов;
- дачный дом — жилой дом для использования в течение года с целью загородного отдыха.
Объекты нежилой недвижимости — это здания, помещения, не отнесенные в соответствии с законодательством к жилищному фонду (пп. 14.1.129 1 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
К нежилой недвижимости, в частности, относятся:
- здания гостиничные — гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря и дома отдыха;
- здания офисные — здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания, здания для конторских и административных целей;
- здания торговые — торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания;
- гаражи — гаражи (наземные и подземные) и крытые автомобильные стоянки;
- здания промышленные и склады;
- здания для публичных выступлений (казино, игорные дома);
- хозяйственные (приусадебные) здания — вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летные кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т. п.;
- другие здания.
С целью формирования реестра плательщиков налога на недвижимое имущество собственники объектов жилой и/или нежилой недвижимости (физические лица) на основании оригиналов документов о праве собственности на объекты недвижимости могут осуществлять сверку сведений относительно объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в их собственности, до 31 декабря 2015 г. (включительно).
Рассмотрим подробнее изменения, касающиеся, в частности, плательщиков налога, объекта налогообложения, объектов, не облагаемых налогом, порядка исчисления сумм налога, ставок налога, льгот, а также особенности начисления налога на недвижимое имущество в 2015 г.
Плательщики налога
Плательщиками налога на недвижимое имущество являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, являющиеся собственниками объектов жилой и/или нежилой недвижимости.
Объекты, не облагаемые налогом
Законом № 71 дополнен перечень объектов жилой и нежилой недвижимости, которые не являются объектом налогообложения. В частности, к таким объектам относятся:
- жилая недвижимость, непригодная для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием, признанная таковой согласно решению сельского, поселкового, городского совета;
- объекты нежилой недвижимости, используемые субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, которые осуществляют деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;
- здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
- здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
- объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.
База налогообложения
Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей.
База налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физических лиц, исчисляется контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые бесплатно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в частности документов на право собственности.
База налогообложения вышеуказанных объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности юридических лиц, исчисляется такими лицами самостоятельно исходя из общей площади каждого отдельного объекта налогообложения на основании документов, которые подтверждают право собственности на такой объект.
Льготы по уплате налога
Пересмотрены размеры жилой недвижимости, к которой будут применяться льготы. Так, база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности физического лица — плательщика налога, уменьшается:
- для квартиры/квартир независимо от их количества — на 60 м 2 ;
- для жилого дома/домов независимо от их количества — на 120 м 2 ;
- для разных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности плательщика налога квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их долей) — на 180 м 2 .
Вместе с тем действующие нормы дополнены новой нормой, согласно которой сельские, поселковые, городские советы могут увеличивать предельную границу жилой недвижимости, на которую уменьшается база налогообложения.
Кроме того, внесенными изменениями предусмотрено, что сельские, поселковые, городские советы устанавливают льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических или юридических лиц, религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями). Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории, с объектов жилой недвижимости для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов.
Вместе с тем согласно пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.
Также следует обратить внимание на то, что льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, для физических лиц не предоставляются на:
- объект/объекты налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер не облагаемой налогом площади, утвержденной решением органов местного самоуправления;
- объекты налогообложения, которые используются их собственниками с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используются в предпринимательской деятельности).
Льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения.
Ставки налога
Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м 2 базы налогообложения (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 Налогового кодекса).
Согласно п. 33 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса на 2015 г. ставки налога для объектов нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, определенные этим подпунктом, не могут превышать 1% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м 2 для объектов нежилой недвижимости.
Порядок исчисления сумм налога
Исчисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, которые находятся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости с учетом следующих особенностей:
- при наличии в собственности плательщика налога одного объекта жилой недвижимости, в том числе его доли, налог исчисляется исходя из базы налогообложения, уменьшенной согласно пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (в случае ее установления) и соответствующей ставки налога;
- при наличии в собственности плательщика налога больше одного объекта жилой недвижимости одного типа, в том числе их долей, налог исчисляется исходя из суммарной общей площади таких объектов, уменьшенной согласно пп. 266.4.1 п. 266.4 ст. 266 Налогового кодекса, и льготы органов местного самоуправления по не облагаемой налогом площади таких объектов (в случае ее установления) и соответствующей ставки налога.
Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости исходя из общей площади каждого из объектов нежилой недвижимости и соответствующей ставки налога.
Налоговое/налоговые уведомления-решения об уплате суммы/сумм налога и соответствующие платежные реквизиты, в частности, органов местного самоуправления по местонахождению каждого из объектов жилой и/или нежилой недвижимости, направляются (вручаются) плательщику налога контролирующим органом по месту его налогового адреса (месту регистрации) до 1 июля года, следующего за базовым налоговым (отчетным) периодом (годом).
Особенности исчисления в 2015 году
Учитывая изменения, внесенные Законом № 1166 в Налоговый кодекс и вступившие в силу 01.04.2014 г., согласно которым базой налогообложения вместо жилой площади определена общая, в 2015 г. физическим лицам налог будет начисляться контролирующими органами по месту их налогового адреса (месту регистрации) за 2014 г. в следующем порядке:
- в период с 1 января по 31 марта 2014 г. — с жилой площади;
- с 1 апреля по 31 декабря 2014 г. — с общей площади объектов жилой недвижимости.
Пример алгоритма расчета налога на недвижимое имущество
У физического лица в собственности находится квартира, жилая площадь которой 123 м 2 , а общая — 220 м 2 . Льгота по уплате налога составляет 120 м 2 . Ставка налога установлена в размере 1% минимальной заработной платы по состоянию на 01.01.2014 г. (12,18 грн.). За 2014 г. сумма налога рассчитывается:
I квартал — (123 м 2 — 120 м 2 ) × 12,18 грн./12 мес. × 3 мес. = 9,14 грн.;
ІІ — ІV кварталы — (220 м 2 — 120 м 2 ) × 12,18 грн./12 мес. × 9 мес. = 913,5 грн.
За 2014 г. сумма налога составляет 922,64 грн. (9,14 грн. + 913,5 грн.).
То есть до 1 июля 2015 г. физическому лицу будет направлено налоговое уведомление-решение об уплате налога в сумме 922,64 грн., которую необходимо уплатить в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.
Юридические лица — плательщики налога на недвижимое имущество в 2015 г. будут исчислять сумму налога за текущий год по ставкам, установленным решением сельского, поселкового или городского совета, в зависимости от места расположения (зональности) и типов объектов:
- для объектов жилой недвижимости — в размере, не превышающем 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 01.01.2015 г., за 1 м 2 базы налогообложения;
- для объектов нежилой недвижимости — в размере, не превышающем 1% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 01.01.2015 г., за 1 м 2 базы налогообложения (п. 33 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).
Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/7965