ФЗ 138 о предоставлении земельных участков многодетным семьям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 138 о предоставлении земельных участков многодетным семьям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пенсионеры Ростовской области, которые не имеют какого-либо отдельного статуса, имеют право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте. Статус ветерана боевых действий предусмотрен Законом РФ 5 12. безвозмездное протезирование;.

Содержание:

ФЗ 138 о предоставлении земельных участков многодетным семьям

Вступает в силу: 17 июня 2011 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ г. Москва О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 3 июня 2011 года

Одобрен Советом Федерации 8 июня 2011 года

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 52, ст. 6419) изложить в следующей редакции:

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 30, ст. 3597) следующие изменения:

«5. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.»;

«Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.»;

«2 1 . Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.»;

б) в пункте 3 слова «в пункте 1» заменить словами «в пунктах 1 и 2 1 «.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Положения ФЗ 138 о предоставлении земельных участков многодетным семьям

Многодетная семья является уязвимой категорией населения. Чтобы улучшить качество жизни людей, имеющих троих и более несовершеннолетних детей, был принят федеральный закон № 138 «О государственной поддержке многодетных семей».

При этом не имеет значения, приемные дети или родные. В любом случае многодетным семьям полагаются различные виды льгот и пособий, кроме того, они имеют право на получение земельных участков от государства. Последние выдаются безвозмездно, их размер, местонахождение и условия передачи регламентируются региональным законодательством РФ.

Законное право многодетных семей на землю

Федеральный закон на право получения земельного участка многодетной семьей был подписан в 2011 году. Надел дается безвозмездно и может использоваться в различных целях: строительства дома, организации фермерского хозяйства, продажи. В ФЗ о выделении участков многодетным семьям обозначено, что возможность получить землю имеют не только полные, но и неполные семьи, воспитывающие более троих детей.

Выдача участка происходит в соответствии с правилами регионов. Региональные власти определяют местонахождение участков для многодетных семей, их площадь и условия передачи гражданам. Средний размер земли по всей стране составляет 8 соток, а максимальный – 15 соток. Наиболее часто участки расположены за городом, получить надел в черте города удается крайне редко.

В каких случаях многодетная семья может рассчитывать на получение земли?

Выдача земельных участков многодетным семьям происходит медленнее, чем планировалось — в регионах не хватает участков для распределения.

Рассмотрим условия и некоторые особенности получения земельного участка:

  1. Присуждение статуса многодетной семьи. Если последний еще не присвоен, требуется обратиться в отдел социальной защиты населения.
  2. Сбор документов — при этом семья оплачивает государственную регистрацию и пошлину. Вносить плату за получение справок и услуг не нужно.
  3. Земельный надел выдается бесплатно только один раз. Заявитель получает свидетельство о выдаче земли, и она переходит в его частное владение. После этого распоряжаться наделом семья может по своему усмотрению — начать строительство, посадить огород, обзавестись хозяйством либо вовсе продать. Если участок семейству не понравился, от него можно письменно отказаться. Однако, пожелав получить другой надел, семье придется пройти все этапы оформления с самого начала.

Необходимые документы и процесс оформления

Чтобы муниципальный орган предоставил многодетному семейству землю, гражданам нужно подготовить пакет бумаг. Необходимые документы представлены в таблице.

Название документа Уточнения
1 Заявление о постановке на льготную очередь Оригинал
2 Свидетельство о статусе многодетной семьи Оригинал и копия
3 Паспорта заявителей Копии
4 Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей Копии
5 Свидетельство о браке Копия, если брак зарегистрирован
6 Выписка из домовой книги либо справка о регистрации и проживании членов семьи Оригинал
7 Справка о составе семьи Оригинал
8 Справка из попечительского органа Оригинал (если дети, усыновленные либо приемные) — важно, чтобы орган опеки предоставил информацию, что усыновление не было отменено

После подачи заявления с сопутствующими документами на предоставление земельного участка нужно в течение месяца ожидать решения. Не исключено и быстрое вынесение вердикта – в течение недели и ранее.

Условия предоставления земельного участка

Как говорилось выше, условия предоставления наделов семьям, имеющим много детей, зависят от региона, где они проживают. Каждая область выдвигает свои требования к семьям, желающим получить землю. Чаще всего это:

  • гражданство России;
  • количество несовершеннолетних детей должно быть не менее трех человек;
  • при определении количества детей учитываются и совершеннолетние (до 23 лет) студенты, не имеющие дохода;
  • период проживания на территории области должен составлять не менее 5 лет;
  • брак родителей должен быть официально зарегистрирован, исключением являются одинокие отцы и матери;
  • отсутствие земельного надела.

Почему отказывают в выдаче земли и что делать в этом случае?

Реализация закона о предоставлении земли категории многодетных семей в каждом регионе имеет свои особенности. Так, в одной области гражданам могут выдать участок меньшего размера, чем в другой, в некоторых регионах в дополнение к земле предоставляется денежная сумма для строительства дома. Поэтому, прежде чем отправиться писать заявление, рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями, которые обозначил местный орган власти. В противном случае многодетный родитель или семья рискует получить неудовлетворительное решение комиссии.

Наиболее частой причиной отказа в предоставлении земельного надела является неправдивая информация. Поводом для предоставления ложных сведений может быть отсутствие российского гражданства у одного из членов семьи или срок проживания в регионе менее 5 лет.

Кроме того, причинами отрицательного ответа бывают:

В законодательстве значится, что условием предоставления земельного участка должен быть возраст детей — максимум 18 лет. Однако в определенных ситуациях допустимо превышение возраста одним или двумя детьми. На положительный результат могут рассчитывать родители, у которых ребенок учится в высшем учебном заведении и не работает, при этом он не должен быть старше 23 лет. Если же 20-летняя дочь или сын не учится и даже имеет свою семью, его не станут учитывать, как члена многодетного семейства.

В случае отказа, который родители не считают оправданным, они вправе обратится с исковым заявлением в судебный орган. Если иск дополнить весомыми доказательствами, суд обяжет муниципалитет предоставить семье земельный надел или примет иное решение, которое удовлетворит истца и ответчика.

О предоставлении земельных участков многодетным семьям

Госпрограмма предоставления земельных участков многодетным семьям в 2020 году

По Федеральному закону, действующему в рамках госпрограммы, создан проект «О содействии развитию жилищного строительства».

Благодаря закону семьи, имеющие больше 3-х несовершеннолетних детей (родных или приемных), могут бесплатно получить земельный участок в личное пользование, с дальнейшим переходом его в собственность.

Порядок распределения земли и величина площади определяются местным органом власти. Распределение зависит от специфики данного региона и его требований.

На разрешение по выделению участка влияет количество детей в данной семье и дата их рождения. Обычно размер выделяемой земли, на который могут рассчитывать, находится в пределах от 6 до 15 соток.

Это опять зависит от региона проживания.

Некоторые города, например Санкт-Петербург, могут выдавать денежные компенсации вместо бесплатных земель. Решение имеет право принять губернатор города на основании заявления комиссии по социальной политике. Это может быть связано с отсутствием в городском земельном фонде свободных участков.

Предполагалось, что в 2020 году программа по обеспечению многодетных семей землей во многих регионах прекратит действовать. Это связано с отсутствием земли для бесплатного распределения.

Точную информацию по конкретным регионам следует уточнять на сайтах региональных отделений Министерства Имущества и Земельных отношений. Что касается федеральных настроений, возможно, в будущем власти примут меры, чтобы улучшить ситуацию густонаселенных районов России.

Пока еще можно успеть «заскочить в последний поезд», ориентируясь на региональные новости, потому что никаких изменений в Федеральном законодательстве (см. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» от 14.06.2011 №138-ФЗ) на этот счет не произошло.

Следует учитывать также то, что с 1 марта 2015 года вступили в действие поправки к основному закону, регулирующему выдачу бесплатных земель многодетным семьям.

С этого момента местные власти могут регулировать круг желающих.

По сути, претендовать на бесплатный участок сможет не каждая семья, а только те, кто относится к категории нуждающихся.

Помимо этого в законе весьма неоднозначно было прописано, что местные власти могут оказывать иную помощь многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отсюда многие средства массовой информации начали активно обсуждать вопрос, могут ли многодетным семьям вместо земли выдавать квартиры. Ничего кроме скептицизма такая возможность не вызывает.

Дело в том, что даже земельные участки смогли получить всего 40% от подавших заявки. Такой низкий процент связан с низким качеством предлагаемой земли (в отдаленных от инфраструктуры местах, например).

В связи с этим крайне сомнительно, чтобы региональные бюджеты смогли потянуть такую нагрузку, как раздача квартир всем многодетным семьям. Вполне вероятно, что «иная помощь» — это льготные проценты по ипотечным кредитам, и это максимум, на что можно рассчитывать.

Общие действующие безотносительно региона условия, при которых предоставляются льготные земли многодетным семьям, в 2020 году не изменились. Необходимо:

  • наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • если есть дети до 23 лет, не приносящие доход, но учащиеся ВУЗов;
  • семья обязана быть прописана в данном регионе не меньше 5 лет;
  • между отцом и матерью брак должен быть законно оформлен;
  • все члены семьи обязаны быть гражданами России;
  • получить участок можно при условии отсутствия на территории России другой земли.

Ответ на вопрос «можно ли получить землю от государства за третьего ребенка» однозначен — можно. Только следует учитывать, что статус «многодетной» семья получает, только если все три ребенка в семье — несовершеннолетние. Если ребенок перерос этот предел и не является студентом ВУЗа, то в число детей для определения статуса семьи он не входит.

По закону на участок могут претендовать отец и мать, в одиночку воспитывающие детей. Все члены семьи получают право на равную долю владения землей. Участок можно использовать для любых целей: построить жилой дом, летнюю дачу, заниматься фермерством.

Отказ для предоставления земельного надела может быть вынесен, если:

  • у родителей есть постановление о лишении родительских прав;
  • если хотя бы один член семьи полностью материально содержится государством;
  • предоставлена ложная информация;
  • при смене гражданства кого-то из родных.

Чтобы подробно узнать все требования на получение участка земли, лучше заранее ознакомиться с местными законодательными актами своего региона, требования везде очень разные.

Перед тем как собирать документы для выделения участка, надо подтвердить соответствие всем условиям многодетной семьи. Что для этого необходимо сделать:

  1. Направиться в отдел соцзащиты населения с заявлением о причислении семьи к многодетным. После этого идет сбор документов. Рассмотрение заявления и сбор справок — процедура бесплатная.
  2. После того как заявление рассмотрено, сотрудник соцзащиты сообщает о своем решении по делу. Если оно положительное, родителям выдается свидетельство, подтверждающее семью как многодетную. С ним можно направиться в местную администрацию.

Для получения законного участка необходимо сначала встать на очередь. Для этого существует муниципалитет по месту прописки, куда подается заявление определенной формы и пакет всех собранных документов.

В заявлении необходимо написать просьбу на выделение положенного участка и указать, для каких нужд он необходим. Сдаются документы, которые подтверждают право на получение земли.

После окончания проверки предоставленных документов, сотрудник администрации при положительном решении, сообщает семье номер дела и ставит на учет. По истечении месяца специальная комиссия должна решить, какой из участков земельного фонда можно выделить. Распределение проходит строго согласно очереди.

В течение года земля юридически переходит в полное распоряжение многодетной семьи.

Важно! Если семья отказалась от выделенной земли, а затем вновь решила получить ее, процедуру оформления необходимо пройти заново, начиная с подачи заявления и заканчивая согласованием.

При обращении в районную администрацию семья предоставляет документы:

  • заявление о постановке на льготную очередь;
  • на каждого из детей — ксерокопию свидетельства его рождения;
  • копии паспорта родителей или одного, если семья не полная;
  • свидетельство о заключении брака родителей;
  • в паспортном столе нужно взять справку о том, что все без исключения прописаны по одному адресу;
  • необходима справка, что не было вынесено постановление о лишении родительских прав;
  • свидетельство о многодетности семьи.

Если в семье находятся усыновленные дети, приложить документ об их усыновлении (удочерении). Взять в органах опеки подтверждение, что на усыновление ребенка не было отмены прав.

Здесь описана процедура в общем виде, учитывайте, что нюансы зависят от региона.

После того как заявление написано и пакет документов собран, органы местного управления выносят решение – имеют ли они право поставить данную семью на очередь.

Срок для принятия решения везде разный и зависит от места проживания. Некоторые довольно быстро выносят свое решение и сообщают уже через три дня. По закону максимальный срок составляет не более 30 дней. Все документы обязательно проходят юридическую экспертизу.

При положительном ответе приходит официальное извещение, где говорится, что управлением вынесено решение о выделении участка для семьи. Значит, начался процесс выделения земли из общественного фонда многодетных семей.

Причину отказа постановки на очередь должны обязательно объяснить. Это возможно при отсутствии регистрации официального брака между родителями, несвоевременная замена паспорта по возрасту, при переезде в другой регион.

При постановке на учет присваивается порядковый номер, по закону в течение года семьи должны получить выделенный участок. К сожалению не все регионы располагают свободной государственной землей. Таким образом, выдача земель приостанавливается на неопределенный срок.

Есть еще нюанс в этом деле. Перед тем как получить участок, семье приходится оплачивать топографическую съемку местности для получения схемы их земли. Затем все утверждает управление архитектуры. Длится эта процедура до двух месяцев. После утверждения проводится работа по межеванию земли.

По закону все расходы делаются за счет многодетной семьи. С готовыми результатами можно направляться в Кадастровую палату и ставить на учет участок земли. Выдается кадастровый паспорт и регистрируется в Росреестре.

Закон предусматривает несколько вариантов безвозмездного получения надела в собственность.

Единого порядка на территории России не существует.

Для получения информации следует проконсультироваться у специалиста по земельному праву. Оформление участка в собственность зависит от условий договора, по которому он был получен. Необходимо обратиться за разъяснением к Росреестру, куда пишется заявление, прикладываются копии всех документов.

Не стоит забывать, что в договоре при получении земли есть обязательное условие — построение дома. Если это не сделать, в противном случае, участок смогут отобрать по суду. Если недвижимость построена, можно получать на нее свидетельство собственности. Как только будут оформлены документы на дом, на этом основании передается в собственность и сама земля.

Важно! В Москве и Санкт-Петербурге не разрешается оформлять землю в собственность.

При выделении участков многодетным семьям государство не имеет право продавать их за деньги. Семьи, получившие участок, могут продать землю. Есть несколько видов условий, по которым предоставляется земля:

Источник: https://tvoirazvod.ru/imushhestvo/fz-138-o-predostavlenii-zemelnyh-uchastkov-mnogodetnym-semjam.html

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям за третьего ребенка (ФЗ 138): сколько дают, порядок получения, субсидии или квартира вместо земли

Внесение изменений в федеральное законодательство регулирующее оказание содействия многодетным семьям было вызвано необходимостью более обширной поддержкой материнства и детства в стране. Например, за третьего ребенка дают землю, которую можно получить при соблюдении ряда условий.
Перечень документов и то, что необходимо указать в заявлении рассмотрим ниже.

Что говорит 138 Федеральный закон о предоставлении земли многодетным

Закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» регламентирует данный вопрос.

Он состоит из трех статей, каждая из которых поделена на пункты. Этот нормативный правовой акт включает в себя положения о выделении и предоставлении земельных участков многодетным и развитие российского жилищного права в части бесплатного обеспечения жильем.

Какая семья считается многодетной и какие требования предъявляются к таким ячейкам общества

Согласно нормам, закрепленным российским правом, многодетными считаются такие граждане, у которых имеется три и более ребенка. Эти дети могут быть как рожденные самостоятельно, так и усыновленные.

Для получения бесплатной земли или квартиры такие граждане должны ко всему прочему обладать и признаком малообеспеченности и не иметь в собственности жилых помещений, пригодных для проживания. Депутаты могут принимать и местные документы, в которых закреплены иные критерии.

Сколько земли положено

Законодательством установлены определенные ограничения относительно размера предоставляемой земли.

В зависимости от количества детей, а также иных важнейших факторов, гражданам может быть выделено от шести до пятнадцати соток.

Особенностью является то, что такая земля должна быть предоставлена либо в черте города, где ранее семья проживала, либо за пределами города, но не выходя за рамки региона проживания.

Разумеется, что количество выделенной земли можно оспорить. Однако, из за огромных очередей на получение земельных участков, данный процесс может быть растянут на долгие годы и в конце могут полностью отказать в предоставлении из за отсутствия необходимого количества земельных наделов.

Условия предоставления

Получить землю можно только при условии, если все предоставленные документы являются подлинными, ранее земля в рамках данной программы не предоставлялась, если в собственности нет никакого другого недвижимого имущества.

Еще одной особенностью является то, что предоставить социальную землю могут только регионы, например, Москва, СПБ и др. Поэтому в качестве еще одного условия является непосредственное проживание на территории субъекта в течение определенного периода (как правило, три года). Семье могут отказать в предоставлении земли, если один из ее членов живет на другой территории РФ.

Данная программа реализуется не во всех субъектах РФ. Так, например, в 2017 году ее участниками стали Краснодар, Татарстан и др.

После того, как в семье появился третий ребенок, родители имеют право обратиться за положенным им земельным участком. Выделить и выдавать землю имеют право местные органы государственной власти (для начала обратитесь в МФЦ или городскую/областную администрацию).

Все члены семьи должны быть гражданами РФ, не должны быть лишены родительских прав и не иметь ни земли под ИЖС в собственности, ни любого другого жилого помещения.

Документы для получения земли бесплатно

В данной ситуации гражданам необходимо собрать и предоставить следующий перечень документальных актов:

  1. Свои паспорта и свидетельства о рождении детей.
  2. Данные об отсутствии зарегистрированного права собственности.
  3. Документ о малообеспеченности.
  4. Акт о признании семьи не обычной, а многодетной.

Так же администрации в некоторых случаях просят предоставить свидетельства о заключении или расторжении брачных правоотношений. Именно на основании этих документов и принимается решение о том, выдавать ли многодетным землю или нет.

Отрицательное решение в любое время можно оспорить как в вышестоящей инстанции, так и в судебном порядке.

Могут ли отказать в выдаче земли, возможные причины

Разумеется, что не во всех случаях многодетным по их письменному заявлению предоставляется земля. Существуют и ситуации, когда в такой субсидии может быть отказано на вполне законных основаниях.

Отказать в предоставлении земельного участка могут в следующих случаях:

  1. Кто-либо из семьи не является гражданином Российской Федерации.
  2. Лица имеют на праве собственности недвижимость или участки под ИЖС.
  3. Граждане не прожили необходимого срока на территории субъекта.
  4. Они не являются малообепеченными.
  5. Предоставленные документы являются подложными и др.

По любому из вышеуказанных оснований отказ оформляется в письменном виде. Он направляется гражданину не позднее общих сроков, отведенных на рассмотрение поданного заявления.

Многодетным семьям вместо земли могут ли выдавать квартиры

Ранее такое положение не существовало. Нововведения и изменения появились лишь в 2015 году (с 1-го Марта). Они были вызваны тем, что зачастую земельных участков не хватало и граждане были вынуждены выдавать землю в мало пригодных для проживания условиях. Там отсутствовала инфраструктура, не было дорог, магазинов, больниц, детских садов и школ.

Именно поэтому новеллой законодательства стало то, что граждане имеют право получить вместо земли квартиру. Ее метраж устанавливается в зависимости от количества детей и норм жилой площади, установленной жилищным законодательством РФ.

Могут ли предоставить субсидии вместо земельных участков многодетным семьям

Четкого законодательного регулирования по вопросу, когда вместо земли может быть предоставлена субсидия, нет. Такого рода решение принимается исключительно местными властями.

Связно это с тем, что в некоторых случаях управленцы не могут предоставить семье надлежащий земельный участок в виду его отсутствия.

Именно тогда и принимается решение о выплате компенсации. Стоит отметить, что согласие на это должна выразить и сама семья.

Изменения и поправки в 138 ФЗ

Основные изменения коснулись порядка формирования земельного фонда.

Теперь, в случае нехватки или отсутствия у муниципальных властей необходимого количества земли для последующего предоставления многодетным, такая земля может быть предоставлена муниципалитету от региональных администраций или же из государственного фонда. Муниципалитеты также имеют право передавать друг другу земли для тех же целей.

Скачать ФЗ 138 «О государственной поддержке многодетных семей»

Скачать федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», затрагивающий и вопрос бзвозмездного предоставления земли, можно кликнув тут. ⇐

Таким образом, государство всячески нацелено на поддержку материнства и детства в РФ. Это выражается и в издании подобного рода нормативных правовых актов, дающих право на получение тех или иных благ многодетным.

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-predostavlenii-zemelnyh-uchastkov-mnogodetnym-semyam-za-tretego-rebenka

ФЗ 138 о предоставлении земельных участков многодетным семьям

от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ

О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(с изменениями на 24 июля 2020 года)

Принят
Законодательным Собранием
Краснодарского края
17 декабря 2014 года

Гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее — заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предоставляются заявителям органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим управление и распоряжение данными земельными участками (далее — уполномоченный орган) в соответствии с федеральным законодательством.

3. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).

1. Для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее — учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее — Перечень).

Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).

Заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором содержатся сведения о заявителе, в том числе о постановке его на учет в другом муниципальном образовании Краснодарского края в соответствии с настоящим Законом (при наличии таких сведений), описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления.

При этом постановка на учет гражданина не по месту жительства возможна в органе местного самоуправления любого муниципального образования Краснодарского края, за исключением городских округов и городских поселений в составе муниципальных районов.

При выезде заявителя на постоянное место жительства за пределы городского поселения в сельское поселение в составе того же муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок, заявитель также указывает информацию о предыдущем месте жительства.

Форма заявления о постановке на учет определена в приложении 1 к настоящему Закону.

2. Заявление о постановке на учет подается в случае соблюдения следующих условий:

1) ни одному из указанных родителей на территории Краснодарского края ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ);

2) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»);

3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать:

б) 19 лет — для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;

в) 23 лет — для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

4) заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» или судебным решением) на территории Краснодарского края.

3. Для постановки на учет к письменному заявлению должны быть приложены копии:

2) документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя (родителей) или отсутствие у детей одного из родителей;

3) судебного решения о месте жительства в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории Краснодарского края, или в случае наличия спора о месте регистрации;

4) документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления;

5) документов, подтверждающих смену фамилии родителей, детей при любых обстоятельствах;

6) справки с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);

7) справки с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).

4. Органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают сведения из Единого государственного реестра недвижимости, из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов об имеющихся и имевшихся у заявителя, другого (других) родителя правах на земельные участки, предоставленные в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, предназначенные для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

При выезде заявителя на постоянное место жительства за пределы городского поселения в сельское поселение в составе того же муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок, и постановке его в течение 30 календарных дней с момента выезда на учет в качестве заявителя, проживающего в сельском поселении, органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия запрашивают сведения о дате и времени постановки заявителя на учет на территории городского поселения.

5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее — органы местного самоуправления) сверяют представленные заявителем для постановки на учет копии документов с их оригиналами.

6. Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации указанного в части 1 настоящей статьи заявления о постановке на учет с приложением документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет по основаниям, определенным в статье 4 настоящего Закона.

7. Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет с приложением документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

В случае выезда заявителя на постоянное место жительства за пределы городского поселения в сельское поселение в составе одного муниципального района и подачи им заявления в орган местного самоуправления о постановке его на учет датой и временем постановки такого заявителя на учет будут являться дата и время его постановки на учет в городском поселении.

8. Порядок приема и регистрации заявлений определяются соответствующими органами местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона.

9. Заявитель вправе состоять на учете только в одном органе местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющем ведение учета.

В случае, если заявитель ранее состоял на учете в соответствии с настоящим Законом в другом муниципальном образовании Краснодарского края, орган местного самоуправления муниципального образования, в котором заявитель намеревается приобрести земельный участок, принимает решение о постановке такого заявителя на учет в соответствии с настоящей статьей и уведомляет об этом орган местного самоуправления муниципального образования, в котором указанный заявитель ранее был поставлен на учет. Форма уведомления определена в приложении 4 к настоящему Закону.

Основаниями для отказа заявителю в постановке на учет являются:

1) представление неполного пакета документов;

2) несоответствие данных в копиях документов обязательным условиям для предоставления земельных участков, установленным статьей 3 настоящего Закона;

3) уже принятое решение о предоставлении заявителю (другому родителю) в собственность бесплатно земельного участка как гражданину, имеющему трех и более детей;

4) постановка на учет ранее другого родителя как гражданина, имеющего трех и более детей.

1. Заявитель, состоящий на учете, снимается с учета решением органа местного самоуправления (ранее принявшего решение о постановке заявителя на учет) на основании:

1) подачи заявителем заявления о снятии с учета в следующих случаях:

а) выезд его на постоянное место жительства за пределы соответствующего городского поселения, городского округа, за пределы сельского поселения, за исключением выезда заявителя из одного сельского поселения в другое сельское поселение в составе одного муниципального района (в отношении заявителей, состоящих на учете по месту жительства); при этом у такого заявителя сохраняется право постановки на учет в другом муниципальном образовании Краснодарского края, за исключением муниципальных образований, предусмотренных абзацем четвертым части 1 статьи 3 настоящего Закона.

б) уменьшение состава семьи заявителя, в результате которого количество детей стало менее трех;

в) после постановки на учет заявителя:

дети заявителя переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»);

заявитель лишен родительских прав либо ограничен в родительских правах;

заявителю (другому родителю) предоставлен в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства;

2) решения о предоставлении в собственность бесплатно заявителю, состоящему на учете, земельного участка в случае, установленном статьей 3 настоящего Закона;

3) учетных данных, когда возраст младшего из детей не соответствует пункту 3 части 2 статьи 3 настоящего Закона;

4) выявления фактов, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, установленных в результате взаимодействия между органом местного самоуправления и соответствующими федеральными и краевыми структурами.

5) поступления уведомления о принятии решения о постановке заявителя на учет органом местного самоуправления другого муниципального образования Краснодарского края в соответствии с абзацем вторым части 9 статьи 3 настоящего Закона.

2. В случаях смерти, лишения родительских прав (ограничения в родительских правах) заявителя, состоящего на учете, его очередность сохраняется за проживающим на территории этого же муниципального образования другим родителем (усыновителем) всех детей, указанных в заявлении заявителя, состоявшего ранее на учете, после письменного уведомления другим родителем (усыновителем) органа местного самоуправления о наступлении таких обстоятельств и подачи заявления о постановке на учет в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, с приложением соответствующих документов в течение 90 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня регистрации указанного уведомления проверяет достоверность сведений, изложенных в уведомлении, и принимает решение о внесении соответствующих изменений в решение о постановке на учет заявителя из-за наступления обстоятельств, предусмотренных абзацем первым настоящей части.

3. Решение органа местного самоуправления о снятии с учета выдается заявителю, состоявшему на учете, или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

4. Порядок приема и регистрации заявлений определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона.

1. В целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.

В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

2. Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям (далее — Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.

В течение трех рабочих дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки.

Представительным органом муниципального образования земельные участки, содержащиеся в Перечне федеральных земельных участков, включаются в Перечень.

Статья 7. Предоставление заявителям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края

1. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предоставляются заявителям с особенностями, установленными настоящей статьей.

2. В течение 10 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня орган местного самоуправления обеспечивает информирование состоящих на учете заявителей (в количестве, соответствующем числу земельных участков, включенных в Перечень) в порядке очередности постановки на учет о дате, месте, времени проведения распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Распределение земельных участков осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня.

Информирование заявителей осуществляется органом местного самоуправления письменным уведомлением.

Заявитель считается надлежащим образом уведомленным при направлении ему письма с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем в заявлении о постановке на учет, или вручении письменного уведомления лично.

3. Распределение земельных участков осуществляется между состоящими на учете заявителями (в количестве, соответствующем числу земельных участков, указанных в Перечне) в порядке очередности в присутствии комиссии по распределению земельных участков (далее — Комиссия). Состав Комиссии утверждается органом местного самоуправления. В состав Комиссии должен входить председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии в количестве не менее пяти человек, являющихся работниками органов местного самоуправления.

В случае распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, в состав Комиссии дополнительно включаются работники органов государственной власти.

Все действия Комиссии фиксируются в протоколе Комиссии, составленном в день проведения процедуры распределения земельных участков.

4. Комиссия по числу земельных участков, указанных в Перечне, заранее запечатывает конверты, каждый из которых содержит информацию об адресе и кадастровом номере одного земельного участка.

Заявители участвуют в распределении земельных участков, указанных в Перечне, в порядке очередности постановки на учет.

Распределение земельных участков осуществляется путем выбора заявителем запечатанного конверта из числа заранее подготовленных Комиссией. В случае, если уведомленный надлежащим образом заявитель не явился для участия в процедуре распределения земельных участков, Комиссия осуществляет свою работу с очередным заявителем.

В протоколе Комиссии отмечается земельный участок, информация о котором содержится в выбранном соответствующим заявителем конверте, с одновременным проставлением удостоверяющей подписи, а также фамилии, имени и отчества заявителя в протоколе о согласии на предоставление данного земельного участка. В случае отказа от удостоверяющей подписи в протоколе Комиссии либо неявки заявителя для участия в процедуре распределения земельных участков заявитель продолжает состоять на учете.

5. Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней с даты утверждения протокола Комиссии проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в его предоставлении с обоснованием отказа.

6. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, орган местного самоуправления муниципального образования на основании протокола Комиссии формирует реестр граждан, желающих приобрести земельные участки в собственность бесплатно (далее — Реестр).

Реестр должен содержать информацию о гражданине (фамилия, имя, отчество, адрес проживания, подтвержденный регистрацией или судебным решением о месте жительства), а также кадастровый номер земельного участка, подлежащего предоставлению данному гражданину.

7. В течение не более 30 календарных дней со дня проведения процедуры распределения земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, орган местного самоуправления устанавливает соответствие гражданина, изъявившего желание получить земельный участок, условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение о включении заявителя в Реестр или об отказе во включении в Реестр с указанием обоснования отказа.

8. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, Реестр в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, который в течение 30 календарных дней со дня его получения принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а представительный орган местного самоуправления принимает решение об исключении из Перечня земельных участков, указанных в Реестре.

9. Государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные заявителям в собственность бесплатно в соответствии с настоящей статьей, обеспечивается в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

10. Представительный орган муниципального образования утверждает новый Перечень, содержащий земельные участки, в отношении которых не были приняты решения о предоставлении в собственность бесплатно, а также в отношении которых заявители отказались от удостоверяющей подписи в протоколах соответствующей Комиссии либо не явились для участия в процедуре распределения земельных участков.

В этом случае такие земельные участки предоставляются в порядке, предусмотренном пунктами 2 — 8 настоящей статьи, заявителям, состоящим на учете, в порядке очередности, начиная с заявителя, следующего за последним по очереди заявителем, допущенным к процедуре распределения земельных участков, указанных в Перечне, до утверждения представительным органом муниципального образования нового Перечня.

1. Заявитель, состоящий на учете, имеет право получить земельный участок в предельных (минимальных и максимальных) размерах, установленных частью 2 настоящей статьи.

2. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка, включенного в Перечень, составляют от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Размер земельного участка устанавливается представительным органом местного самоуправления при утверждении Перечня с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной и градостроительной документации.

1. Органы местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района:

1) 1 декабря 2016 года прекращают прием документов от заявителей:

б) для предоставления земельных участков;

2) до 31 декабря 2016 года завершают работу:

а) по предоставлению земельных участков в аренду по принятым до 1 декабря 2016 года заявлениям от заявителей;

б) по передаче органу местного самоуправления муниципального района имеющихся у них решений о постановке заявителей на учет с приложением документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона, а также утвержденного Перечня, включающего только земельные участки, в отношении которых по состоянию на 31 декабря 2016 года не принято решение о предоставлении их в аренду заявителям, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего сельского поселения.

2. Представительный орган муниципального района до 1 февраля 2017 года утверждает единый Перечень по сельским поселениям, входящим в состав одного муниципального района.

3. Орган местного самоуправления муниципального района:

1) с 1 декабря 2016 года организует прием документов от заявителей для постановки их на учет;

2) до 16 января 2017 года обобщает списки граждан, в отношении которых органами местного самоуправления сельских поселений приняты решения о постановке их на учет, с указанием времени и даты постановки на учет и принимает решение о постановке таких граждан на учет в муниципальном районе;

3) с 1 февраля 2017 года организует прием заявлений для предоставления земельных участков после опубликования утвержденного Перечня.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

3) пункт 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 декабря 2011 года N 2417-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также о признании утратившими силу некоторых законов Краснодарского края и отдельных положений законодательных актов Краснодарского края»;

5) Закон Краснодарского края от 4 февраля 2014 года N 2896-КЗ «О внесении изменений в статьи 14.1 и 14.2 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»;

Настоящий Закон вступает в силу с 1 марта 2015 года.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ

г. Краснодар
26 декабря 2014 года
N 3085-КЗ

Приложение 1. Заявление

Приложение 1
к Закону
Краснодарского края
«О предоставлении гражданам,
имеющим трех и более детей,
в собственность бесплатно
земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности»

(в ред. Закона Краснодарского края
от 24.07.2020 N 4338-КЗ)

Источник: http://docs.cntd.ru/document/423975884

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям № 138-ФЗ

Закон, согласно которому многодетным семьм будут бесплатно выделяться земельные участки для ведения подсобного хозяйства или строительства жилья, Дмитрий Медведев подписал в июне 2011 года.

Название закона, которые устанавливает правила предоставления земельных участков многодетным семьям — Федеральный Закон от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации.

Поправки, внесенные в упомянутые законы означают, что семья с тремя и более несовершеннолетними детьми может на безвозмездной основе получить участок земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Размеры земельных участков, их местонахождение и условия получения регламентируются региональным законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 14.06.2011 N 138-ФЗ
(ред. от 23.06.2014)
«О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 52, ст. 6419) изложить в следующей редакции:

«4. Государственный кадастровый учет в связи с образованием земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда, прекращением их существования либо изменением уникальных характеристик земельных участков Фонда, иных объектов недвижимого имущества Фонда или любых указанных в пунктах 7, 10 — 21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведений о земельных участках Фонда, об иных объектах недвижимого имущества Фонда осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или подведомственным этому федеральному органу исполнительной власти государственным бюджетным учреждением соответствующего заявления Фонда о государственном кадастровом учете.».

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 30, ст. 3597) следующие изменения:

«5. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.»;

2) — 3) утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: https://subsidii.net/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/item/177-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BC.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *