Односторонний отказ от исполнения муниципального контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Односторонний отказ от исполнения муниципального контракта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

у жениха и невесты нет официально зарегистрированных отношений с другими лицами. Дополнительно пара может заказать другие услуги ЗАГСа фото- и видеосъемку, шампанское, закуски. кто-либо из супругов вынужден отправиться в продолжительную командировку;.

Содержание:

Как не попасть в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

В соответствии с ч.2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в дальнейшем – Закон №44-ФЗ) заказчик обязан подать сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта.

На основе обобщения арбитражной практики и собственного опыта автор раскрывает признаки правомерности/незаконности действий заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта на выполнение работ/оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. В ряде случаев знание этих признаков позволит подрядчику/исполнителю избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого ему следует доказать неправомерность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как указано в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если односторонний отказ от исполнения обязательства совершен тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон, или не соблюдены требования к его совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ не влечет юридических последствий, на которые он был направлен.

1.Отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.

Согласно ч.9 ст. 95 Закона №44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (в дальнейшем – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Таким образом, для признания правомерным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ/оказание услуг им должны быть соблюдены несколько условий.

1.1. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть прямо предусмотрена в контракте. В противном случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным. Однако это не лишает заказчика права на обращение с иском в арбитражный суд о расторжении контракта на основании ст.450 ГК РФ.

1.2. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на выполнение работ только в случаях, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, и при существенном нарушении исполнителем условий контракта.

Как следует из ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702-729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета возмездного оказания услуг.

Отсюда заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг в следующих случаях:

— при нарушении конечного срока выполнения работы/оказания услуги, а также иных установленных договором сроков (начальный и промежуточные сроки), если вследствие допущенной подрядчиком/исполнителем просрочки результат работы/услуги (исполнение) утратил интерес для заказчика (п.3 ст.708 ГК РФ);

— если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу/оказывает услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);

— если во время выполнения работы/оказания услуги станет очевидным, что она не будет выполнена/оказана надлежащим образом и при этом подрядчик/исполнитель не выполнил требование заказчика об устранении недостатков в разумный срок (п.3 ст.715 ГК РФ);

— если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы/услуги не были устранены подрядчиком/исполнителем в установленный заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ).

Таким образом, вышеперечисленные нормы допускают односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг толькопри нарушении подрядчиком/исполнителем следующих существенных условий договора – сроков выполнения работы/оказания услугии ее качества. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.

1.3. Согласно ч.12 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получения заказчиком подтверждения о ее вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Как следует из ч.13 ст.95 Закона №44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Невыполнение требований, предусмотренных ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ является основанием для признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным, поскольку в силу допущенных нарушений подрядчик/исполнитель был лишен возможности устранить выявленные нарушения в соответствии с ч.14 данной статьи.

2. Отказ заказчика от исполнения контракта является незаконным.

2.1. Далеко не каждое нарушение подрядчиком/исполнителем существенных условий контракта влечет его включение в реестр недобросовестных поставщиков. Если будет доказано, что он не смог исполнить свое обязательство вследствие просрочки кредитора (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ), то должник не признается просрочившим, а его вина в нарушении обязательства отсутствует. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.

2.2. Но даже если подрядчик/исполнитель допустил существенное нарушение контракта, у него остается шанс избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого он обязан в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ устранить нарушение контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления подрядчика/исполнителя о принятом решении и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.

2.3. Особняком стоит предоставленное заказчику ст.717 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения договора подряда в любое время до сдачи ему результата работы с оплатой подрядчику части установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Данное право заказчик может реализовать в любой момент до принятия им результата выполненной работы. Это право носит безусловный характер, поскольку для его реализации заказчику не требуется установление вины подрядчика в нарушении договора. Мотив и основания принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора подряда не имеют никакого юридического значения.

Аналогичное безусловное право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг предоставлено заказчику п.1 ст.782 ГК РФ при условии оплаты им исполнителю фактически понесенных расходов.

Полагаю, данным правом заказчик, как и в ст.717 ГК РФ, может воспользоваться в любой момент до принятия им результата оказанной услуги.

Зададимся следующим вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ?

В пользу правомерности его постановки свидетельствует ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ: заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.

При этом отмечу, что Закон №44-ФЗ не упоминает о возможности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии вины поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушении контракта. Из этого следует вывод о невозможности отказа заказчика от исполнения контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ.

Однако судебная практика по данному вопросу весьма противоречива. В одних случаях арбитражные суды признают законным односторонний отказ от исполнения контракта на основании ст.717 ГК РФ. Правда следует отметить, что они также ссылаются и на другие нормы (например, на ст.723 ГК РФ), указывая на неправомерное поведение подрядчика (определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 №310-ЭС18-12892 по делу №А84-3846/2016).

В других случаях арбитражные суды признают безоговорочное право государственного (муниципального) заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в любое время до сдачи ему результата работы в отсутствие нарушений со стороны подрядчика (ответ на вопрос №2 утвержденного Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 29.01.2016 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Но есть и прямо противоположный правовой подход. Так в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 №09АП-60421/2018 по делу №А40-98497/2018 указано следующее: «Отказываясь от исполнения государственного контракта, ответчик реализовал свое право на расторжение в соответствии со ст.782 ГК РФ. В то же время, являясь государственным заказчиком, ответчик должен был соблюдать положения Федерального закона №44-ФЗ. Поскольку в силу ч.1 ст.2 Федерального закона №44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Федерального закона №44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ. В связи с изложенным положения ст.782 ГК РФ должны применяться к спорным правоотношениям в той части, которая не противоречит специальным нормам закона». На этом основании суд апелляционной инстанции признал незаконным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта сразу после его заключения, когда стороны даже не приступили к его выполнению.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 по делу №А13-8444/2015: «Из системного толкования положений статьи 95 Закона №44-ФЗ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения заказчиком (опечатка – исполнителем) его условий… Признание за заказчиками права на немотивированный отказ от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам проведения открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, поскольку такие действия фактически дезавуируют положения Закона №44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются государственные контракты».

По мнению автора, последняя точка зрения является более обоснованной. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при отсутствии вины подрядчика/исполнителя создает обширное поле для злоупотреблений заказчиком своими правами. Например, он может использовать предоставленное ему ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения контракта по до тех пор, пока контракт не будет заключен с нужным заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Очевидно, что подобные действия вступают в явное противоречие с целями принятия Закона №44-ФЗ – повышения эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере (ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ).

Думается, конечную точку в этом вопросе должен поставить Верховный Суд РФ, а пока все риски правовой неопределенности ложатся на обе стороны контракта и, в большей степени, на менее защищенную сторону – подрядчика/исполнителя.

2.4. Зададимся еще одним немаловажным вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта по основаниям, не предусмотренным ГК РФ, но предусмотренными условиями контракта?

Считаю, ответ на данный вопрос должен быть отрицательным по следующим основаниям.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст.310 ГК РФ).

Право на односторонний отказ от обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (абз.1 п.2 ст.310 ГК РФ).

В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне (абз.2 п.2 ст.310 ГК РФ).

Как указано в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», в обязательстве из публичного договора, заключенного лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 310, статья 426 ГК РФ).

То есть заключение государственного (муниципального) контракта для поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от заказчика не является обязательным. С другой стороны, мы видим, что право одностороннего отказа от исполнения договора может быть предоставлено только более слабой стороне. Полагаю, в государственном (муниципальном) контракте таковой стороной является поставщик (подрядчик, исполнитель) – его возможность повлиять на условия контракта намного меньше возможностей заказчика.

Кроме того, как следует из пункта утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017)15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательства (выделение – автора).

Таким образом, стороны лишь вправе конкретизировать признаки, нарушение которых признается существенным (по мнению автора, только в отношении сроков и качества выполнения работы/оказания услуги). Однако это вовсе не означает, что в результате подобной конкретизации у заказчика должны возникнуть новые основания, не предусмотренные ГК РФ, наделяющие его правом одностороннего отказа от исполнения контракта.

Так, в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 №09АП-6721/2017 по делу №А40-162641/16 указано следующее: «… суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ МЧС России от исполнения Контракта произведен по основанию, не предусмотренному законодательством Российской Федерации, то есть в нарушение требований закона».

Подрядчик/исполнитель может избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:

1) Если возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не предусмотрена условиями контракта.

2) Если допущенные подрядчиком/исполнителем нарушения контракта не являются существенными – не связаны с нарушением срока выполнения работы/оказания услуги или ее качеством.

3) Если нарушение существенных условий контракта произошло не по вине подрядчика/исполнителя, а вследствие просрочки заказчика (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ).

4) Если заказчиком не была соблюдена процедура отказа от исполнения контракта, предусмотренная ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ.

5) Если в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ подрядчик/исполнитель устранил допущенное им нарушение существенного условия контракта в десятидневный срок с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также компенсировал последнему затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.

Источник: https://www.advokat-demyanchuk.ru/kak-ne-popast-v-rnp-pri-odnostoronnem-otkaze-zakazchika-ot-ispolneniya-kontrakta.html

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Заказчик и подрядчик по 44-ФЗ имеют право принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе, а также Гражданским кодексом.

Какими правовыми нормами регулируется

Право на односторонний отказ заказчика от исполнения договора предусмотрено в ст. 95 44-ФЗ, где регламентирован порядок расторжения госконтракта. Согласно указанной правовой норме, выделяют три способа расторжения контракта при недобросовестных действиях как со стороны заказчика, так и поставщика:

  1. По судебному решению.
  2. По соглашению сторон.
  3. В одностороннем порядке.

Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта должно опираться на нормы гражданско-правового законодательства. В ч. 12-22 ст. 95 ФЗ-44 указано на обязательные этапы расторжения: это уведомление второй стороны и 10-дневный период для устранения недостатков.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Основания для расторжения

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке зависят от вида контракта. Так, в отношении договора подряда могут применяться положения ч. 3 ст. 708 Гражданского кодекса. Основанием для отказа в данном случае может стать просрочка при выполнении работ или иных установленных законом сроков. В ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса сказано, что если просрочка должника привела к утрате интереса кредитора в исполнении контракта, то он может отказаться от госконтракта и потребовать возмещения убытков.

Для договоров, которые предусматривают поставку товара, по ст. 523 Гражданского кодекса право на полный или частичный односторонний отказ от исполнения договора допускается, если речь идет о существенном нарушении договора. В ч. 2 указанной статьи сказано, что под существенными нарушениями понимаются:

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Указанные нарушения позволяют отказаться от исполнения контракта заказчику. Что касается поставщика, то для него такими основаниями могут стать неоднократные нарушения сроков оплаты заказчиком, если заказчик не закупает товары, работы и услуги в объемах по договору.

В случае если у заказчика были основания для отказа от договора, но он не реализовал данную возможность, ему грозит административная ответственность.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения контракта по инициативе заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик проводит экспертизу поставленного товара или оказанной услуги на предмет нарушений.
  2. Принимается решение об одностороннем отказе. Решение обязательно фиксируется в письменной форме и содержит указание на то, кто его принимал и на каких основаниях.
  3. Принятое решение подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. О принятом решении информируют подрядчика в течение 3 рабочих дней после его принятия. В качестве даты уведомления поставщика будет выступать день вручения ему уведомления (получения подтверждения его вручения), получения информации об отсутствии поставщика по указанному адресу после того, как прошли 30 дней после размещения данных в ЕИС. Уведомление об отказе от госконтракта передается по адресу, который указан в тексте договора, одним из следующих способов: телеграммой; факсом; электронной почтой; с помощью иного средства доставки, которое позволяет получить письменное свидетельство вручения документа.
  5. У заказчика есть альтернатива: расторгнуть госконтракт или отменить решение. Это допускается сделать как минимум через 10 дней после получения уведомления поставщиком. Указанные сроки даются поставщику на то, чтобы реабилитироваться: исправить недостатки по контракту и компенсировать затраты заказчику.
  6. Заказчику нужно опубликовать сведения о расторжении в ЕИС в течение рабочего дня по п. 26 ст. 95 44-ФЗ. Это правило не распространяется на контракты, которые содержат гостайну.
  7. Далее необходимо направить сведения в ФАС для включения сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Сделать это необходимо в течение 3 дней после вступления решения в силу. Передача сведений в реестр является не правом, а прямой обязанностью заказчика. В случае если не передаст эту информацию, или она окажется недостоверной, на заказчика будет наложен штраф в размере 20 тыс. р.

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении госконтракта не влияет на его права и обязанности по уже подписанным контрактам и не может служить основанием для отказа заказчиков от сотрудничества с ним. Избежать попадания в РНП поставщик может только при добросовестном исполнении своих обязанностей либо если ему удастся оспорить принятое заказчиком решение в судебном порядке. Таким образом он сможет восстановить свою деловую репутацию и продолжить участие в закупках, которые реализуются по 44-ФЗ.

После того как контракт был расторгнут, заказчик может провести закупку вновь. Заключать контракт с поставщиком, который оказался на втором месте по результатам торгов, заказчик не может.

Привлечение заказчика к ответственности допускается на основании проведенной проверки сотрудниками ФАС. Она может быть инициирована после поступившей жалобы на действия заказчика от поставщика.

Порядок оформления решения

Решение о расторжении контракта не имеет унифицированной формы и разрабатывается заказчиком по своему усмотрению.

В текст такого решения следует включить:

  1. Наименование, реквизиты и контактные данные поставщика.
  2. Место заключения документа.
  3. Дата его подготовки.
  4. Какие нарушения были допущены поставщиком, которые стали основаниями для принятого решения.
  5. Принятое заказчиком решение о расторжении с указанием реквизита госконтракта.
  6. Ответственное лицо.
  7. Дата подготовки документа.

К решению прилагается экспертное заключение, которое подтверждает факт существенных недостатков в товаре (если это применимо).

Решение обычно готовится ответственным специалистом закупочной комиссии или контрактным управляющим.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий. При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий. Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/odnostoronnij-otkaz-2.html

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта

Одностороннее расторжение заказчиком контракта по 44 ФЗ — это способ прекратить выполнение обязательств по договору. Это право есть как у заказчика, так и у поставщика.

Пошаговая инструкция по одностороннему расторжению госконтракта

Вот как происходит расторжение в одностороннем порядке по 44 ФЗ по шагам после всех изменений 2020 года:

  1. Выявляем основания для расторжения.
  2. Решаем расторгнуть.
  3. Уведомляем нарушителя.
  4. Проверяем, что он надлежащим образом уведомлен.
  5. Отменяем решение, если исправил недостатки.
  6. Расторгаем госконтракт.
  7. Заключаем новую сделку со вторым участником.

Шаг № 1. Выявляем основания

Такая процедура как односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (44-ФЗ) проводится, если есть основания, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ:

  • участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или о компании. Расторгайте соглашение, если во время исполнения выяснилось, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ);
  • поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке. Расторгайте госконтракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в спецификации. Такая замена согласуется с организатором закупки.

Заказчик вправе провести отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке (44 ФЗ), если есть такие основания, закрепленные в Гражданском кодексе и госконтракте. Это указано в ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. Существует мнение, что в госконтракте указывается конкретный перечень оснований. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016. В этом документе указывают на целесообразность, а не на обязательность таких мер.

Собрали основания для одностороннего расторжения по Гражданскому кодексу в таблицу.

Основание для расторжения Норма ГК
Поставщик не передает товар П. 1 ст. 463
Товар поставлен без документов, например без технического паспорта, и поставщик в установленный заказчиком срок не исправил этот недостаток Ст. 464
Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки П. 2 ст. 523
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и заказчик потерял интерес к выполнению обязательств по договору П. 3 ст. 708
Подрядчик не начал работы вовремя или проводил их настолько медленно, что не закончил их своевременно П. 2 ст. 715
Подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки работ или эти недостатки существенны и неустранимы П. 3 ст. 723

В гражданском законодательстве есть норма, которая разрешает отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет. Это закреплено в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Рекомендуем не пользоваться этими нормами без существенного нарушения условия выполнения обязательств со стороны исполнителя.

Если проводили экспертизу и привлекали сторонних экспертов или экспертные организации, то расторгайте госконтракт при условии, что экспертиза подтвердила существенный характер нарушений. Это указано в ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 2. Решаем расторгнуть

Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

  • информацию о соглашении (реквизиты, стороны, предмет);
  • дату, когда решили расторгнуть;
  • поводы не исполнять;
  • срок, когда решение вступает в силу.

Шаг № 3. Уведомляем поставщика о решении

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что надлежащим уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ считается, если сделали 3 действия:

  1. Опубликовали электронную версию решения в ЕИС. Для этого есть специальный реестр дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
  2. Отправили решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в госконтракте.
  3. Отправили решение любым из способов: телеграммой, по факсу, на электронный адрес, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

Шаг № 4. Проверяем надлежащее уведомление

Датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ считают день, когда:

  • получили подтверждение того, что исполнителю вручили уведомление;
  • получили информацию, что его нет по адресу, который прописан в реквизитах;
  • прошло 30 дней с даты размещения решения в ЕИС, если раньше не получили подтверждение или информацию об уведомлении.

В п. 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017 Верховный Суд сделал выводы, что для расторжения достаточно доказать, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление надлежащее, а госконтракт расторгнут, даже если не действовали в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. К примеру, не выложили решение в ЕИС.

Шаг № 5. Отменяем решение

Отмените решение о расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ, если за 10 дней с даты надлежащего уведомления исполнитель устранил нарушение и возместил расходы на экспертизу (если она проводилась). Не отменяйте решение, если расторжение госконтракта связано с повторным нарушением. Это указано в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 6. Расторгаем

Если решение не отменили, то оно вступает в силу после 10 дней после даты надлежащего уведомления, и контракт расторгается. Это зафиксировано в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ. Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта по 44 ФЗ:

  1. Выложите информацию о расторжении в реестр госконтрактов за пять рабочих дней с даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.
  2. Отправьте информацию об исполнителе в ФАС, чтобы внести его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) за три рабочих дней после даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 6 ст. 104 44-ФЗ.

Шаг № 7. Заключаем новый контракт со вторым участником

После расторжения заключайте новую сделку без проведения тендера. Эта сделка совершается с участником, которому присвоен второй номер. Главное, чтобы контрагента внесли в РНП. При заключении нового соглашения соблюдайте требования ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Участник, с которым заключается новый контракт, соглашается его исполнить и обеспечивает его.

Когда поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке

По 44-ФЗ процедура одностороннего отказа от исполнения контракта возможна для заказчика и поставщика. Если в контракте есть условие о праве заказчика отказаться от исполнения в одностороннем порядке, это автоматически разрешает расторгнуть контракт контрагенту. Это указано в ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Порядок расторжения контракта поставщиком аналогичен порядку, который установлен законом о контрактной системе для заказчика.

Ближайшие изменения

ФАС планирует разрешить подрядчику обжаловать расторжение контракта по инициативе заказчика (44 ФЗ) в ФАС в течение 5 рабочих дней после того, как он решил это сделать.

Источник: https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-odnostoronnemu-otkazu-ot-ispolneniya-goskontrakta/

Когда допускается односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ? Порядок расторжения контракта заказчиком и исполнителем

Решение об одностороннем отказе от расторжения контракта по 44-ФЗ допускается со стороны заказчика и поставщика. При этом сторонам следует придерживаться установленного законом порядка действий.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование и особенности процедуры

Процесс проведения закупки для государственных и муниципальных нужд состоит из нескольких этапов: начиная с проведения тендера и определения победителя, заканчивая исполнением сторонами своих обязательств. Но сам факт подписания государственного контракта еще не означает его добросовестного исполнения поставщиком или заказчиком.

Односторонний отказ от расторжения договора опирается на положения 44-ФЗ о контрактной системе и на нормы Гражданского кодекса, в частности, на ст. 523 ГК. Процедура отказа заказчика от исполнения контракта по 44-ФЗ проводится при наличии оснований, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

На основании положений ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено по судебному решению, по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Получение судебного решения для расторжения договора – процедура длительная и дорогостоящая, достигнуть соглашения по отказу от договора на практике бывает очень непросто, поэтому односторонний отказ в некоторых случаях станет оптимальным решением. При этом законодательство ограничивает право сторон на односторонний отказ от договора: для этого необходимы веские основания.

Процедура расторжения государственного контракта никак не будет отличаться в зависимости от способа выбора поставщика, на основании которого он был подписан. Это утверждение применимо ко всем конкурентным процедурам: конкурсу, аукциону, запросу предложений и котировок.

Что касается возможности или невозможности расторжения контракта с единственным поставщиком (который заключен по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то по этому вопросу у контролирующих инстанций не сложилось единой позиции. В письме Казначейства от 2015 года №05-07-05/11 специалисты пришли к выводу, что такой контракт может быть расторгнут на основаниях, которые перечислены в Гражданском кодексе. В Минэкономразвития по рассматриваемому вопросу позиция иная. Здесь считают, что контракт на сумму до 300 тыс. р. (на момент формирования письма действовал лимит в 100 тыс. р. для закупок у единственного поставщика) не допускается расторгнуть в одностороннем порядке, так как данные о таких контрактах не попадают в реестр. Такая позиция содержится в письме от 2016 года №Д28и-886.

Причины для одностороннего отказа

Односторонний отказ от контракта по 44-ФЗ по нормам ст. 95 допускается при соблюдении следующих условий:

  1. Нарушение условий договора второй стороной является существенным.
  2. Основание для расторжения договора прописано в Гражданском кодексе.
  3. Государственный контракт предусматривает возможность одностороннего расторжения.
  4. Ущерб от договора превысит выгоду от реализации.

На основании Гражданского кодекса основаниями для одностороннего отказа от подписания договора могут стать:

  1. Поставка товара ненадлежащего качества, оказание услуги или выполнение работы, не отвечающие оговоренным в государственном контракте характеристикам (такое основание расторжения государственного контракта есть и в ст. 95 44-ФЗ).
  2. Поставщик не передал товар заказчику (п. 1 ст. 463 ГК).
  3. Неустранение поставщиком допущенных недостатков в положенные сроки (п. 3 ст. 723 ГК). Например, поставщиком был поставлен товар без должного документального сопровождения (без техпаспорта или сертификата), в установленный срок этот недостаток не был исправлен (по ст. 464 ГК).
  4. Неоднократное нарушение сроков поставки, выполнения работ и оказания услуг (п. 2 ст. 523 ГК).
  5. Срыв сроков для оплаты услуг или существенный срыв сроков поставки товара, при этом результатом срыва сроков может стать то, что заказчик потеряет интерес к получению предмета договора и выполнению обязательств по договору.
  6. Отказ заказчика от приобретения товаров, работ и услуг в объемах, который был заранее оговорен в договоре.

Основаниями для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика также могут стать:

  1. Необоснованный отказ заказчика от приемки товаров, работ и услуг, которые полностью соответствуют условиям контракта (по п. 3 ст. 484 ГК РФ). Частный случай такого основания: неявка заказчика в обозначенные сроки для приемки работ по контракту (на основании абз. 2 ст. 496 ГК).
  2. Нарушение установленных сроков авансирования по государственному контракту (п. 2 ст. 487 ГК РФ).
  3. Создание условий, в которых невозможно выполнить условия контракта (например, отказ от передачи проектной документации, непредоставление доступа в помещение для выполнения работ). Указанный факт должен найти подтверждение в заключении независимых экспертов.
  4. Заказчик не оплатил товар, который был предоставлен контрагентом в рассрочку (по п. 2 ст. 489 ГК).
  5. Отказ пересмотреть цену контракта, если по независящим причинам произошло существенное удорожание товаров и материалов, которые применяются для выполнения работ. Отказ в одностороннем порядке по этому основанию может вызвать судебное разбирательство и допускается только в отношении долгосрочных контрактов на крупные суммы.

Отдельная группа оснований для отказа от контракта подрядчиком предусмотрена для строительных контрактов:

  1. Заказчик предоставил некачественные отделочные материалы и вовремя их не заменил (по п. 3 ст. 716 ГК РФ).
  2. Заказчик после уведомления поставщика не изменил способ работ, который повлек неблагоприятные последствия (на основании п.3 ст. 716 ГК РФ).
  3. Заказчик не выполняет свои обязательства: не предоставляет необходимые материалы и оборудование, техническую документацию либо препятствует исполнению контракта (ст. 719 ГК РФ).
  4. Заказчик предоставил стройматериалы, которые нельзя использовать для работы и отказывается их заменить (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Заказчик также может расторгнуть государственный и муниципальный контракт в одностороннем порядке, если поставщик не приступает к выполнению работ и поставке товара или выполняет работы настолько медленно, что становится очевидно, что они не будут исполнены в положенные сроки (п. 2 ст. 715 ГК).

Для доказательства факта некачественно выполненной работы заказчик может сослаться на экспертное заключение. При этом экспертиза должна быть проведена с учетом требований законодательства. Эксперты обязаны уведомить поставщика о выполнении таких работ, иначе контролирующие инстанции не примут экспертный договор в качестве доказательства позиции заказчика.

При соблюдении норм закона контракт допускается расторгнуть и на основании результатов внешней экспертизы. Если экспертиза подтвердит существенный характер нарушений, то контракт расторгается на основании ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Пример такого основания расторжения контракта: участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или компании. Также если контракт был заключен в рамках национального режима, и в закупке применялись такие ограничения, то поставщику строго запрещено поставлять товар другого производителя (например, на основании Постановлений Правительства №102, 968, 1289 и других, регулирующих применение национального режима), иначе это станет основанием для расторжения контракта.

При несоответствии поставщика требованиям контракта или требованиям национального режима заказчик не вправе, а обязан расторгнуть контракт. В 44-ФЗ предусмотрены и другие причины, когда расторжение контракта – прямая обязанность заказчика. В их числе:

  1. Заказчик закупал товар, который был произведен в рамках специального инвестиционного контракта, и данный контракт был расторгнут на основании п. 47 ч. 1 ст. 93 и ст. 111.3 44-ФЗ.
  2. Заказчиком был подписан контракт по п. 48 ч. 1 ст. 93, но контракт по инвестиционным обязательствам был расторгнут по ст. 111.4 44-ФЗ.

Если товар не соответствует требованиям извещения о тендере и закупочной документации, то заказчик обязан его расторгнуть по требованиям контрактной системы, даже если он походит заказчику.

Исключением выступает поставка товара с характеристиками, которые превосходят указанные в техническом задании. Замена товара в этом случае должна быть согласована с организатором закупки и одобрена им.

Заказчик может отказаться от исполнения контракта, если основания для этого перечислены в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. Но существует позиция, согласно которой, в контракте необходимо перечислить полный перечень оснований для расторжения контракта и строго его придерживаться. Такие мнения подкрепляются ссылкой на письма МЭР №324-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/9777/16 от 2016 года. Но в них лишь приводятся целесообразность указания таких оснований, а не обязательность этого.

В гражданском праве есть статьи, которые разрешают заказчику отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг даже при отсутствии нарушений со стороны исполнителя или подрядчика. Это указано в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Этими нормами без существенного нарушения условий исполнения обязательств пользоваться не рекомендовано, так как подрядчик может легко обжаловать такой отказ заказчика от договора.

Если указанные основания для расторжения контракта у сторон отсутствуют, значит, им необходимо прибегнуть к расторжению контракта по решению суда. Расторгать государственный контракт без указания оснований принятого решения строго запрещено.

Расторгнуть государственный контракт по тому основанию, что в него нужно внести поправки, а 44-ФЗ это запрещает, не допускается. Для этого можно прибегнуть к расторжению контракту по соглашению сторон.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения договора со стороны заказчика предполагает прохождение следующих действий:

  1. Принятие решения о расторжении контракта. При этом заказчику необходимо оформить официальный документ, где будет указано: кем принято данное решение, на каких основаниях (какие договорные или законодательные условия были нарушены поставщиком), информация о заказчике и закупочной комиссии, на каком основании допускается остановить процедуру расторжения, в какой срок решение вступает в силу и пр. Законодательством не утверждена форма решения об одностороннем отказе, поэтому оно готовится в произвольном формате. Образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ можно посмотреть здесь.
  2. Сведения о принятом решении заказчик в обязательном порядке размещает в ЕИС в течение 3 рабочих дней на основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Информирование исполнителя. Отправить поставщику уведомление нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения заказчиком. Заказчик должен использовать для уведомления способы, которые бы позволили ему зафиксировать факт получения уведомления. На практике заказчики используют одновременно два способа уведомления: направляют в адрес поставщика заказное письмо и обеспечивают отправку по электронной почте. Дата уведомления исполнителя будет совпадать с датой получения документа о принятом заказчиком решении о расторжении контракта в одностороннем порядке. Если уведомление поставщику вручить не удалось, например, он отсутствует по указанному адресу, то поставщик считается должным образом уведомленным по истечении 30 дней с даты размещения сведений в ЕИС.
  4. Исполнителю отводится 10 дней на устранение недостатков, на которые указал заказчик в своем письме. Сроки начинают отсчитываться со следующего дня за датой вручения уведомления (по нормам ГК). Если последний день срока попал на выходной, то он переносится на первый рабочий день исходя из положений ст. 191, 193 Гражданского кодекса.
  5. Расторжение государственного контракта или отмена решения. В первом случае сведения размещают в ЕИС в течение трех дней по п. 12 ст. 95 44-ФЗ. Никакие дополнительные документы для установления даты расторжения контракта готовить не нужно (например, акт о признании государственного контракта расторгнутым). Заказчику достаточно расторгнуть контракт с учетом всех установленных требований. Этот вывод можно сделать из положений ч. 13 ст. 95 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-540. Окончательное решение о расторжении контракта допускается размещать только после истечения десятидневных сроков с даты уведомления поставщика. Если в указанные сроки исполнитель исправит нарушения и компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан свернуть процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке. В этом случае контракт продолжит реализоваться на оговоренных условиях.
  6. Информация о расторжении передается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней после вступления решения в силу по ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.
  7. Заказчик передает сведения о допущенных поставщиком нарушениях в антимонопольную службу (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ). На это заказчику отводится не более 3 дней с момента расторжения контракта. На основании данной информации ФАС принимает решение о включении информации о поставщике в РНП. Передача сведений в ФАС является обязанностью заказчика, и в случае ее невыполнения ему грозит ответственность по КоАП.

После расторжения контракта заказчик может подписать контракт с участником, который стал вторым. Новая сделка может быть подписана без проведения повторных торгов и подписывается со вторым участником, если тот согласен исполнить условия контракта и предоставить обеспечение. В данном случае на второго участника не возлагается обязанность подписать контракт, он может сделать это по своему усмотрению.

Если, по мнению поставщика, его права были нарушены (например, заказчик инициировал расторжение контракта без веских оснований, им был нарушен порядок расторжения, не обеспечено уведомление и пр.), то он может пожаловаться на незаконные действия заказчика в ФАС в течение 5 дней после принятия решения о расторжении. Если антимонопольная служба обнаружит факты допущенных нарушений заказчиком, то она аннулирует решение поставщика.

Порядок расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке при расторжении инвестиционного контракта следующий:

  1. Представитель государственной власти уведомляет заказчика о расторжении инвестиционного контракта с поставщиком. Уведомление поступает по почте заказным письмом с извещением о вручении.
  2. Заказчик расторгает контракт в течение 3 дней после получения уведомления по общим правилам.

Если антимонопольная служба посчитает, что действия поставщика при исполнении контракта сопровождались с существенными нарушениями, то информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков. Сведения о компании будут находиться в реестре в течение 2 лет. В этот период нарушитель не сможет принимать участие в закупках, так как подавляющее большинство заказчиков ограничивают компании из реестра в участии в торгах.

Если обеспечение исполнения контракта при одностороннем расторжении было внесено в виде денежных средств, то при неисполнении условий контракта поставщику грозит ответственность в виде удержания суммы обеспечения заказчиком. Условия такого удержания оговариваются в государственном контракте.

Если обеспечение имело форму банковской гарантии, то заказчик обращается в банк для получения выплаты по гарантийному случаю. В дальнейшем поставщик должен выплатить банку сумму компенсации.

В случае если контракт предусматривал авансирование, то необходимость возврата аванса зависит от того, отработал ли сумму аванса поставщик или нет.

Заказчик вправе взыскать с поставщика неустойку и пени независимо от того, закончились ли сроки действия контракта или нет. Окончание таких сроков не снимает с поставщика ответственности за нарушения на основании п. 4 ст. 425 ГК.

Заказчику необходимо четко придерживаться процедуры расторжения контракта.

На основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ можно сделать вывод, что заказчик считается исполнившим свою обязанность о расторжении контракта, если он одновременно исполнил три действия: опубликовал уведомление в ЕИС, отправил заказное письмо поставщику и использовал еще один способ отправки решения по своему усмотрению. Арбитражная практика указывает, что уведомление участника только посредством заказного письма является нарушением, например, по Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2017 года №Ф01-814/17 по делу А29-396/2016.

Но Верховный суд указал, что контракт можно расторгнуть на законных основаниях и без публикации решения в ЕИС. В Обзоре судебной практики от 2017 года (п. 16) ВС сделал выводы, что для расторжения контракта достаточно доказать факт вручения заказного письма поставщику, в частности, предоставив уведомление о вручении письма. Для этого необязательно действовать в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.

Также поставщик может добиться отмены решения о расторжении договора в ФАС при нарушении заказчиком установленного порядка.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Поставщик наделяется правом на одностороннее расторжение контракта, если такая возможность закреплена в контракте за заказчиком (такое право предоставляется ему автоматически с учетом ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Если же упоминания о возможности одностороннего расторжения нет, то контракт расторгается только через суд.

Поставщик должен пройти схожие с заказчиком этапы для расторжения договора:

  1. Принять решение о расторжении, оформить его в письменной форме и уведомить об этом факте заказчика.
  2. Отправить уведомление заказчику в течение 3 дней после принятия решения. Уведомление можно передать лично или направить по почте с уведомлением о вручении. Главное, чтобы у поставщика остались на руках подтверждающие документы о том, что заказчик получил уведомление. Дополнительно уведомление направляется посредством факса, электронной почты или иными способами, позволяющими удостоверится в получении решения поставщика заказчиком.
  3. Заказчику отводится 10 дней на устранение нарушений. Например, он должен в эти сроки перечислить аванс, заменить некачественные материалы или передать нужную поставщику документацию. В случае если заказчик исправит недочеты, то поставщик аннулирует свое решение о расторжении и продолжит реализацию контракта: он обязан это сделать исходя из ч. 22 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Поставщик отказывается от исполнения контракта через 10 дней после надлежащего уведомления второй стороны (не раньше). По истечении десятидневного срока госконтракт считается расторгнутым, и все обязательства по нему поставщика аннулируются.

Заказчик вправе обжаловать незаконные действия подрядчика по отказу в реализации контракта в судебной инстанции.

При нарушении контрагентом порядка расторжения контракта в одностороннем порядке ответственный сотрудник перечислит штраф в размере 50 тыс. р., а организация – 200 тыс. р. (на основании ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Возможна ли отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

При устранении поставщиком допущенных нарушений, которые стали основанием для расторжения договора, заказчик должен отменить вынесенное им решение. Для отмены решения о расторжении договора должно одновременно соблюдаться два условия: поставщик устранил недостатки и компенсировал заказчику расходы на проведение экспертизы. Несоблюдение одного из этих условий позволяет заказчику отказаться от отмены решения.

Решение об отмене одностороннего отказа заказчику следует отменить в ЕИС уже на следующий день после устранения поставщиком всех допущенных нарушений. Для этого в ЕИС закупке присваивается статус «недействительная» через личный кабинет заказчика. Для отмены решения нужно выбрать опцию «Дополнительная информация о закупке, контракте», перейти во вкладку «Документы» и нажать на гиперссылку «Отметить дополнительную информацию, как недействительную».

Отмена решения об одностороннем отказе составляется в письменной форме и должна содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты контракта, который предполагалось расторгнуть: его номер и дата подписания.
  2. Вид процедуры закупки, по результатам которой был подписан контракт, дата и номер протокола.
  3. Указание на устранение существенных нарушений: перечисляются ранее неисполненные или исполненные не надлежащим образом обстоятельства, которые на данный момент были выполнены.
  4. Указание на компенсацию затрат в пользу заказчика на проведения экспертизы.
  5. Подпись ответственного лица заказчика.

Поставщик также вправе отказаться от расторжения, если заказчик исполнил свои обязательства. Для этого ему необходимо составить официальное письмо об отказе.

Таким образом, одностороннее расторжение государственного и муниципального контракта по нормам 44-ФЗ выступает одним из способов для прекращения выполнения обязательств по договору. Право на расторжение принадлежит как заказчику, так и поставщику. Но стороны не должны злоупотреблять своим правом на односторонний отказ, так как расторжение договора без веских оснований будет считаться нарушением и грозит заказчику и поставщику привлечением к административной ответственности в виде штрафа.

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/odnostoronniy-otkaz.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *