Банкротство сельскохозяйственных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство сельскохозяйственных организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Видео может быть очень хорошим доказательством того, что человек дал ложную информацию, преследуя при этом свои корыстные цели. Прежде чем рассматривать наказание за клевету, необходимо в первую очередь разобраться, что именно она собой представляет. Как подать заявление в суд и какой должен быть порядок его подачи.

Содержание:

Как и по каким основаниям происходит процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий?

Под сельскохозяйственной компанией признается юридическое лицо, основной деятельностью которого является производство, переработка и продажа сельхозпродукции при условии, что выручка от этих занятий составляет не менее, чем половина всей выручки. Если компания занимается рыболовством, то доход от продажи водных ресурсов должен составлять не менее 70% всего дохода.

Правовое регулирование

Правовое регулирование банкротства сельскохозяйственных фирм осуществляется:

Основания для банкротства

Закон 260-ФЗ определяет правила поддержки и страхования сельхозпроизводителей от банкротства или разорения по иным причинам, а ст. 177 закона 127-ФЗ устанавливает основания, по которым можно возбудить дело о несостоятельности в сфере сельхозбизнеса:

  • наличие просроченных денежных обязательств на общую сумму не менее 500000 рублей;
  • наличие просрочек по данным обязательствам в течение 3 месяцев.

Особенности банкротства сельхозпроизводителей разных категорий определяют отраслевые нормативные акты и законы, в частности, закон 166-ФЗ регулирует порядок защиты водных ресурсов при смене эксплуатирующего предприятия по причине банкротства.

Порядок процедуры

Банкротство сельхозпредприятия происходит в следующие этапы:

  1. Заинтересованные лица подают в арбитражный суд заявление о банкротстве.
  2. Суд рассматривает заявление и выносит определение об открытии дела и введении наблюдения.
  3. Назначается временный управляющий, который анализирует финансовое состояние сельхозпредприятия.
  4. Проводится первое собрание кредиторов сельхозпредприятия и принимается решение о введении оздоровления или внешнего управления.
  5. В зависимости от результатов принятых мер дело о банкротстве закрывается, или должник объявляется банкротом, после чего сельхозпредприятие продается на торгах.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление вводится судом на срок до конца сезона сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для переработки и продажи произведенной сельхозпродукции. Такое время определяется судом индивидуально в пользу банкротящейся сельхозфирмы.

Финансовое оздоровление и внешнее управление могут продлеваться на год, если сельхозпредприятие потерпело в текущем сезоне убытки по причине:

  • стихийного бедствия;
  • эпизоотии;
  • чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;
  • губительного для посевов распространения вредителей;
  • аварий на важных коммуникациях.

Авария на теплотрассе, ЛЭП или водопроводе может являться причиной для продления соответствующей процедуры банкротства, если производимая сельхозпродукция является критически зависимой от электро- или водоснабжения (например, тепличное хозяйство).

Дело о банкротстве сельхозпредприятия может также завершиться мировым соглашением с кредиторами, по которому они списывают все долги предприятия в обмен на предоставление части продукции в натуральном виде или на иных взаимовыгодных условиях.

Особенности банкротства сельхозпредприятия

При банкротстве и последующей ликвидации сельскохозяйственных фирм занимаемые ими земельные участки переходят к иным юрлицам или государству при условии:

  • соблюдения правил разрешенного землепользования;
  • соблюдения преимущественного права приобретения участка.

Земельные участки обанкротившегося сельхозпроизводителя нельзя использовать не по назначению, а также передавать непрофильным организациям – например, местным девелоперам без проведения общественных слушаний и наличия соответствующего решения градостроительного комитета.

Кто и как может купить предприятие целиком и его имущество

Если дело о банкротстве дошло до конкурсного производства, то преимущественное право на покупку имущества банкрота имеют сельскохозяйственные производители, расположенные на смежных участках с банкротом, а при их отсутствии выкупить предприятие банкрота могут любые сельхозпроизводители (включая крестьянские хозяйства), находящиеся в том же населенном пункте или регионе.

Важно учесть, что при отсутствии сельхозфирм, расположенных на смежных с банкротящейся фирмой участках, преимущественное право ранжируется в зависимости от удаленности компаний от банкрота следующим образом:

  • находящиеся в том же сельском или городском населенном пункте;
  • находящиеся в том же административном районе региона;
  • находящиеся в том же регионе.

В первую очередь фирма банкрота продается предпринимателям из перечисленных групп в порядке возрастания, а среди участников одной группы – первому подавшему заявку.

Лицензии на осуществление определенных сельскохозяйственных работ или вылов рыбы перепродаются новым владельцам имущества должника, но могут также быть переданы любым другим лицам, занимающимся сельским хозяйством в регионе.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/selhoz-organizatsiy.html

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Сельское хозяйство и связанная с ним перерабатывающая промышленность, составляют фундаментальные основы экономики большинства стран мира. В России традиционно сельскохозяйственная отрасль обладала приоритетом и даже в советскую эпоху всеобщей индустриализации именно те, кто трудился на земле, пользовались существенной государственной поддержкой.

С переходом российской экономики на принципы работы свободного рынка сельскохозяйственная отрасль столкнулась кроме традиционных для нее рисков земледелия, еще и с конкуренцией со стороны импортных сельхозпродуктов. Это в немалой степени обусловило то, что не всякое сельхозпредприятие было готово к такому режиму работы и многим пришлось уйти с рынка, либо через процедуру ликвидации сельхозпредприятия, либо через процесс банкротства.

В этой статье будет рассказано о том, что служит основными причинами банкротства сельхозпредприятий в России, для чего проводится банкротство сельхозкомпаний, как выглядит этот процесс и какие существуют особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.

Причины банкротства сельскохозяйственных организаций в России

В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.

Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).

Также к основным причинам, по которым происходит банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.

Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.
Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей

Для того чтобы полностью понимать суть процесса банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.

Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ими могут быть как юридические, так и физические лица, вовлечённые в процесс производства сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой составляет более 50 % общего объема производимой продукции.

Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  1. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  2. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Основные особенности процесса банкротства сельскохозяйственных организаций

В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.

Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  1. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.

В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  1. Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  1. Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
  2. Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.

В качестве итога

Следует отметить, что при осуществлении процедуры банкротства компаний и физических лиц, которые могут быть отнесены к категории сельхозпроизводителей, имеет льготный режим. Однако такие льготы при банкротстве, пока что мало решают основную задачу тех, кто пришел работать на поля и на фермы — как обеспечить рентабельность сельскохозяйственного бизнеса в столь непростых условиях, особенно если отсутствует ощутимая поддержка со стороны государства.

Источник: http://tv-bis.ru/bankrotstvo/788-bankrotstvo-selskohozyaystvennyih-organizatsiy.html

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Целесообразность применения специальных процедур несостоятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Специфические черты и особые правила процедуры банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, условия его финансового оздоровления.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственной организации

Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Институт несостоятельности (банкротства) регламентирует отношения, связанные с правовым положением неплатежеспособного должника. В российском дореволюционном праве применительно к данному институту использовался термин «конкурсное право», что нашло отражение в работах Г.ФШершеневича, К.И.Малышева, Е.А.Нефедьева, А.Х. Гольмстена.

В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности проблема прекращений предприятий, кооперативов и колхозов ввиду их несостоятельности не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования , периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных перераспределительных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных или муниципальных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

В настоящее время сельское хозяйство России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства. Значимость сельского хозяйства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость государства, обуславливает необходимость проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов.

Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов. Представляется особенно важным, чтобы банкротство сельскохозяйственных организаций способствовало тому, что прекращение у сельскохозяйственного производителя финансовых проблем со сменой собственника или руководителя предприятия происходило при сохранении неизменной сельскохозяйственной направленности использования земли, а объем производимой продукции не только не уменьшался, а систематически возрастал.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Целесообразность применения специальных процедур несостоятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей объясняется сложностью сельскохозяйственного производства, зависимостью его от природных факторов, а также особой значимостью сельского хозяйства для государства как стратегического ресурса, способного обеспечить продовольственную и экономическую независимость страны. В связи с этим в работе рассмотрена специфика функционирования сельскохозяйственного товаропроизводителя, его статус вне процедур несостоятельности, его экономическое положение, поскольку все это создает предпосылки применения положения о несостоятельности (банкротстве) к сельскохозяйственному товаропроизводителю. Такой подход позволяет более глубоко понять необходимость и пути восстановления платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе в рамках процедуры несостоятельности.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, продиктованные особым характером их деятельности, который, как правило, связан с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения); с сезонным характером их работы; с использованием специфического имущества, в т.ч. объектов недвижимости (строений, сооружений).

Указанные особенности выражаются в особых правилах процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций:

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Аналогичные особенности имеет процедура банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства. несостоятельность банкротство фермерский кризис

Отметим отдельные специфические черты банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства:

Заявление индивидуального предпринимателя — главы хозяйства о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

В случае вынесения арбитражным судом решения о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства и открытии конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России на сегодняшний день такова, что деятельность хозяйствующих субъектов происходит в условиях глубокого кризиса, сопровождающегося неустойчивостью производственных связей, ростом инфляции, невозможностью получения кредитов, недостаточностью государственной поддержки и ростом взаимных неплатежей.

Реформирование агропромышленного комплекса (АПК), осуществляемое в стране в течение последних лет, поставило большинство сельскохозяйственных предприятий на грань банкротства. Преобразования свелись в основном к передаче земли и имущества в собственность трудовых коллективов и к изменению статуса сельскохозяйственных предприятий, но не затронули сути внутрихозяйственных отношений, не сопровождались появлением новых движущих сил экономического развития села. Таким образом, в настоящее время подлежит банкротству преобладающая часть сельскохозяйственных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Найти формальные основания для инициации процедуры банкротства сегодня не составляет труда: достаточно, чтобы предприятие имело задолженность в объеме 100 000 рублей и более и не погашало ее более трех месяцев.

Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.

Предпосылки для банкротства предприятия складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.

Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести банкротство должников, политическую нестабильность общества, усиление международной конкуренции, демографические факторы, культурный уклад, политические риски и прочие.

Механизм банкротства применительно к сельскому хозяйству должен учитывать следующие специфические особенности:

1. В настоящее время в России актуальной является проблема обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому одним из условий реализации механизма банкротства должно быть сохранение, а в перспективе и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

2. Сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленности, связано с использованием естественных биологических процессов. Отсюда организованное оформление передачи собственности, и в первую очередь земли, основных и оборотных средств должно осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного цикла сезонных работ.

3. В ходе анализа финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

4. Введение механизма банкротства требует подготовки специалистов по антикризисному управлению, которые в одном лице должны быть профессионально грамотными технологами сельскохозяйственного производства, экономистами, финансистами и юристами.

5. Механизм банкротства, ипотечная ответственность при выдаче кредитов и другие факторы предполагают оценку стоимости имущества сельскохозяйственных предприятий, основные средства которых зачастую продаются по ценам в 5-6 раз ниже их реальной стоимости. Поэтому необходимо в конкретные сроки создать институт профессиональных риэлторов-аграрников.

6. Банкротство производителей связано с воздействием факторов внешних и внутренних. К первым относят факторы, воздействие которых производители не в состоянии изменить, например политику государства, конъюнктуру рынка и др.; ко вторым — факторы, которые связаны с непосредственной деятельностью самих товаропроизводителей — организация производства, маркетинг и так далее. В мировой практике считается нормальным, когда 8-10% банкротств в сельском хозяйстве связано с воздействием внешних факторов, а 90% и более — внутренних. В России тенденция противоположная. Здесь преобладает негативное воздействие внешних факторов: диспаритет цен, сложность с финансированием и кредитованием производственных процессов и так далее. Следует также учесть, что, как показывает мировой опыт, предельно допустимый уровень банкротств, даже в период кризиса с характерным массовым разорением сельскохозяйственных производителей, не должен превышать 10-12%. Иначе происходит снижение объемов производства, на восстановление которых у общества просто не хватает сил и средств.

Внутренние причины банкротств сельскохозяйственных предприятий условно можно выделить в следующие группы:

-отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации произведенной продукции к требованиям конъюнктуры рынка. До 90% руководителей хозяйств чисто психологически вопросы технологии производства ставят выше организационно-экономических. В условиях рынка это недопустимо, так как важно не только произвести продукцию, но и продать ее с выгодой для себя. Отсюда возникает необходимость создания маркетинговых служб в хозяйствах и маркетинговых центров на районных и областных уровнях управления;

-износ материально-технических ресурсов и невыполнение технологических операций. Учитывая сложное финансовое положение большинства хозяйств, для предотвращения их потенциального банкротства санационные мероприятия правительства должны включать развитие лизинга и материально-техническое обеспечение фьючерсных контрактов правительства под государственные закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

-слабая организация производства, падение технологической дисциплины характерны для 75% хозяйств-банкротов. Выход здесь один — менять собственников с возможной продажей ресурсов более крупным и рентабельным предприятиям, способным наиболее эффективно их использовать;

-невозможность диверсификации производства. Опыт наиболее рентабельных хозяйств показывает, что, как правило, это крупные высокотоварные предприятия с замкнутым технологическим циклом. Кроме производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, у них налажено производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.

Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и интересом публичным.

Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на базе которого функционировало предприятие.

Таким образом банкротство достаточно острая, но и одновременно интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень интересным правовым регулированием.

Конституция Российской Федерации. 1993.

Федеральный закон РФ от 02.11.2002 г. О несостоятельности (банкротстве)

Баренбойм Л. Правовые основы банкротства. М. 1994.

Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2008.

Трудовой кодекс Российской Федерации: с последними изм. и доп. по состоянию на 10.11.2009. — М.: , ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

Аграрное право ,под. ред. С.А.Боголюбова -М.: НОРМА,2002.

дипломная работа [199,8 K], добавлен 27.02.2009

Кризис организации: его виды, фазы и последствия. Стадии банкротства предприятия и способы его финансового оздоровления. Арбитражные процедуры, связанные с несостоятельностью организации. Правовое регулирование порядка проведения процедур банкротства.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 16.11.2015

Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства). Процедура наблюдения, осуществляемая в целях обеспечения сохранности имущества должника. Цели финансового оздоровления. Разработка плана внешнего управления. Внесудебное мировое соглашение.

реферат [33,0 K], добавлен 26.12.2014

дипломная работа [600,4 K], добавлен 22.08.2011

Особенности финансового анализа в различных процедурах банкротства. Экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Оценка текущего финансового состояния организации, мероприятия для ее финансового оздоровления.

курсовая работа [129,1 K], добавлен 07.11.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00419496_0.html

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.01.2020 2020-01-05

Статья просмотрена: 450 раз

Евсикова, О. О. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций / О. О. Евсикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65990/ (дата обращения: 28.11.2020).

В статье раскрыто понятие несостоятельности (банкротства), а также рассмотрены особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий.

Ключевые слова: банкротство; несостоятельность; сельское хозяйство; сезонность.

Несостоятельность (банкротство) представляет собой ситуацию, когда субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность, не может справиться со своими долговыми обязательствами, а также не имеет возможности осуществлять финансирования своей основной текущей деятельности в связи с отсутствием основных средств [1, с.28].

Для каждой отдельной экономической отрасли характерная своя специфика, именно поэтому она нуждается в применении определенных правил регулирования. Такие правила касаются не только открытия предприятия и его функционирования, но и прекращения деятельности. Сельское хозяйство является одной из таких отраслей.

На сегодняшний день уровень поддержки подобных предприятий с государственной стороны не высок. Обусловлен этот факт тем, что инициирование процедур банкротства исходит в первую очередь от государства.

Несостоятельность организаций сельского хозяйства связывают с рядом причин, к которым относятся:

  1. Погодно-климатические условия (засуха, дожди и прочие причины), которые способны привести к всходу незначительной доли урожая. Данный фактор может привести предприятие к немалым затратам, которые будут в будущем не оправданы.
  2. Применение морально устаревших технических средств, которые не могут справляться с крупным объемом работы, например, техника, которая не способна переработать сельскохозяйственную продукцию с целью сохранения надлежащего качества.
  3. Недостаточно квалифицированный персонал. Ошибки руководства предприятия способны привести деятельность к несостоятельности.

В ситуации, когда организации сельского хозяйства признаются несостоятельными, важно учесть некоторые нюансы, сопровождающие этапы процедур [2, с. 65].

Также следует заметить, что реализуются только три стадии банкротства:

В основе особенности несостоятельности сельскохозяйственных предприятий в первую очередь лежит сезонный фактор.

Предприятия не в силах круглый год производить сбор и продажу урожая в равном количестве.

Точки максимума производства и реализации у них попадают на конкретный период — он будет зависеть от вида продукции.

Помимо этого, в процессе определения прибыли сельскохозяйственного предприятия, необходимо также учитывать и прочие особенности. Особенно важно принимать во внимание климатические условия осуществления хозяйственной деятельности.

Именно эти условия и учитываются при осуществлении первой стадии банкротства — наблюдения, в момент, когда возникает необходимость определить возможность погашения задолженности перед кредиторами [3, с. 112].

В том случае, если судебная инстанция примет на рассмотрение заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом, то вводится первый этап — наблюдение.

− сезонность производства, зависимость от таких факторов, как погода и климат;

− возможность выполнения обязательств перед кредиторами с использованием прибыли за рабочий период.

После наблюдения вводятся другие стадии процедуры банкротства — оздоровление и внешнее управление.

Если во время материального оздоровления финансовое состояние организации сократилось из-за стихийных происшествий или прочих обстоятельств, чрезвычайного характера, то время проведения такого этапа может быть увеличено на один календарный год.

В момент проведения внешнего управления руководство предприятия освобождается от своих должностных полномочий, по причине того, что обязанности по управлению переходят на внешнего управляющего, который выбирается и назначается арбитражным судом.

В том случае, если все вышеперечисленные этапы процедуры признания несостоятельности (банкротства) не принесли должного результата, то арбитражным судом назначается арбитражный управляющий [4, с. 201]. Целью которого, является отчуждение имущества должника для получения денежных средств.

В последующем они будут использоваться для следующих целей:

− покрытия судебных издержек;

− формирования и заработной платы управляющего;

− расчета с кредиторами в порядке очереди.

Основной особенностью продажи имущества в 2018–2019 году является выставление на торги целого сельскохозяйственного предприятия.

Оно выставляется единым лотом, которое способно самостоятельно производить или перерабатывать продукцию.

В лот включаются средства, используемые для хранения, сбора и последующей продажи выращенного урожая.

Как показывает судебная практика, несостоятельность сельскохозяйственных предприятий заканчивается покупкой этого предприятия близлежащим фермерским хозяйством.

Большая часть дел инициируется непосредственно руководителем организаций, не способным справиться с нагрузкой и рассчитаться с задолженностями, возникшими перед кредиторами [5, с.67].

  1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие — Мн.: Новое знание, 2017.
  2. Короткова Э. М. Антикризисное управление — М.: Инфра, 2017.
  3. Соколова О. В. Финансы, деньги, кредит — М.: Юристъ, 2017.
  4. Баринов В. А. Антикризисное управление — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018.
  5. Неволина Е. В. Об оценке прогнозирования банкротства — М.: Кнорус, 2016.

Источник: https://moluch.ru/archive/291/65990/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *