Налог На Земли Сельхозназначения В 2020 Году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог На Земли Сельхозназначения В 2020 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Это законодательно установленные расходы на банкротство физического лица, поговорим об иных расходах для оформления процедуры банкротства. Снятие обременения с недвижимости. Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.
Содержание:
Налог на землю
Налог на землю 2020
Статья 265 Налогового кодекса Украины содержит перечень налогов на имущество, который состоит из налога на недвижимое имущество (отличное от земельного участка), транспортного налога и платы за землю.
Так, плательщики земельного налога – это собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи (ст.269 НК Украины).
Земельный налог начисляется на:
- земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;
- земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
Налог начисляется, исходя из следующего:
- нормативно-денежной оценки земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом;
- площади земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.
Отмечаем, что решения по нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
Ставки налога на землю
Пунктом 274.1. ст.274 и п.277.1 ст.277 НК Украины предусмотрены ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, и которых не проведена.
Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки:
- для земель общего пользования – не более 1 процента от их нормативной денежной оценки;
- для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки;
- для лесных земель – не более 0,1 процента от их нормативной денежной оценки.
Ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена:
- на земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
- для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
- для лесных земель – не более 0,1 процента от нормативной денежной оценки площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.
Период и основания для начислений
Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год, начинающийся 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).
Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.
Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию, необходимую для начисления и оплаты за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Юридические лица-плательщики налога за землю самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам.
Предоставление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика налога на землю вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Отмечаем, что собственники земли и землепользователи платят налог на землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
* В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком налог на землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году.
Особенности уплаты арендной платы за землю
Нормами налогового законодательства предусмотрена такая плата в качестве арендной платы за землю, которая также относят к одному из отдельных видов налога на землю, а именно п.п.14.1.136 п.14.1 ст.14 НК Украины указано, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка и объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду.
Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля подавать контролирующему органу по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий контролирующий орган о заключении новых, внесении изменений в существующих договоров аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.
// Договор аренды земель государственной и коммунальной собственности заключается по типовой форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины.
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:
1. не может быть меньше размера земельного налога
(для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, в размере не более 3-х процентов их нормативной денежной оценки для земель общего пользования – не более 1 процента их нормативной денежной оценки, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 1 процента их нормативной денежной оценки;
для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, в размере не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области);
2. не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки
(Для пастбищ в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, не может превышать размера земельного налога;
для баз олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, не может превышать 0,1 процента нормативной денежной оценки).
// Порядок зачисления арендной платы в бюджеты применяется в соответствии с требованиями установленных для земельного налога.
Согласно п. 289.1 ст. 289 НКУ, для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков.
Согласно «Порядка нормативной денежной оценки земель населенных пунктов», утвержденного Приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 489 от 25.11.2016 года (в редакции 2017):
«1. Для земельных участков, информация о которых не внесена в сведения Государственного земельного кадастра, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), применяется со значением 2,0.
2. В случае если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), применяется со значением 2,0».
«Порядком нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины« Об утверждении Порядка нормативной денежной оценки земель населенных пунктов »от 25.11.2016 №489, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19.12.2016 за №1647/29777, не предусмотрено формирование выписок из технической документации о нормативной денежной оценке за прошлые годы, поэтому формирование запрашиваемого извлечения противоречит нормам действующего законодательства».
Процедура проведения нормативной денежной оценки земель населенных пунктов с 01.01.2017 г. Определяется Порядком нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 489 от 25.11.2016 года, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 19.12.2016 года по №1647 / 29777. Согласно п.3 раздела II Порядка №489 нормативная денежная оценка всех категорий земель и земельных участков населенных пунктов (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков водного фонда, используемых для рыборазведения) определяется по формуле 1. Индексация нормативной денежной оценки земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 289 Налогового кодекса Украины. Согласно п.5 раздела II Порядка №489 коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф), устанавливается на основании Классификации видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23 июля 2010 года № 548, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 1 ноября 2010 по № 1011/18306 (приложение 1).
Итак, коэффициент функционального использования земельного участка, который влияет на определение нормативной денежной оценки земельного участка, которая является базой налогообложения платы за землю, устанавливается в зависимости от кода вида целевого назначения земель.
При этом в примечаниях Приложения к Порядку №489 определено, что в случае если в сведениях Государственного земельного кадастра отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель для земельного участка, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) применяется со значением 2,0.
То есть, единственным условием при котором, начиная с 01.01.2017 г. должен применяться иной Кф (не со значением 2,0), является наличие в сведениях Государственного земельного кадастра кода Классификации видов целевого назначения земель.
Согласно Приложению №9 к Порядку №489, которым утверждена форма выписки из технической документации о нормативной денежной оценке, предусмотрено указание в выписке из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка только даты формирования выписки. Указания в выписке других дат, в том числе, об определении нормативной денежной оценки по состоянию на любую другую дату, Приложением 9 к Порядку №489 не предусмотрено.
Отдельно обращаем Ваше внимание на то, что согласно п.289.3 ст.289 Налогового кодекса Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации не позднее 15 января текущего года обеспечивают информирование центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, и собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной оценки земель.
Итак, вышеприведенные правовые нормы в контексте спорных правоотношений свидетельствуют, что размер арендной платы за землю может исчисляться налогоплательщиком на основании условий договора аренды с соблюдением требований Налогового кодекса Украины, который предусматривает определение арендной платы исходя из нормативной денежной оценки земельных участков с учетом коэффициента индексации, и величину этого коэффициента ежегодно рассчитывает центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений по определенной формуле.
Нормативная денежная оценка
В то время, как базой налогообложения земельным налогом является нормативно-денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным настоящим разделом, а в случае отсутствия проведения нормативной денежной оценки – площадь таких земельных участков.
С моментом вступления в силу решения совета об утверждении нормативной денежной оценки связывается возможность применения самой нормативной денежной оценки.
Согласно ч. 3 ст.201 Земельного кодекса Украины, нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Подпунктом 14.1.125 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что нормативно-денежная оценка земельных участков для целей раздела ХИИИ Налогового кодекса – капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Согласно ч.5 ст.5 Закона Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 года № 1378-IV, нормативная денежная оценка земельных участков используется, в частности, для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Согласно ст.18 Закона № 1378-IV, нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности.
Нормативная денежная оценка земельных участков проводится юридическими лицами, являющимися разработчиками документации по землеустройству в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве».
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 20, ст. 23 Закона Украины «Об оценке земель» от 19.06.2003 года №962-IV, по результатам нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель. Выдержка из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
Порядок определения коэффициентов, характеризующих функциональное использование земельного участка урегулирован Порядком нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства аграрной политики Украины, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Украинской академии аграрных наук от 27 января 2006 года № 18/15/21/11 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 апреля 2006 ро в за №388 / 12262 (далее – Порядок № 18/15/21/11) (утратил силу на основании приказа Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Национальной академии аграрных наук Украины от 30.12.2016 года № 592/341/428 с 17.02.2017 года).
Согласно п. 1.3 Порядка № 18/15/21/11, нормативная денежная оценка земель используется для определения размера земельного налога, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
При расчете нормативной денежной оценки земель населенных пунктов учитывается коэффициент функционального использования земель.
Согласно п. 3.5 Порядка № 18/15/21/11, коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) (приложение 1, табл. 1.1), учитывает относительную прибыльность видов экономической деятельности. В частности, при оценке одного квадратного метра земельного участка населенных пунктов учитывается коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка.
Таким образом, для правильного определения размера арендной платы, налогоплательщику необходимо получить нормативную денежную оценку, которая выдается только органами Госгеокадастра в соответствующем регионе по вопросам получения выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков, находящихся у него в пользовании, с целью соблюдения достоверности в расчетах по начислению платы за земельные участки при составлении налоговых деклараций по плате за землю.
Ответственность за правильность определения показателей (в том числе и коэффициента функционального использования – Кф) при формировании Выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка и исчислении нормативной денежной оценки земельного участка на основании этих показателей, возлагается на орган, который формирует (в разрезе спорных отношений – Госгеокадастра).
При таких обстоятельствах, пользователь земельного участка только использует сведения о нормативной денежной оценке земельного участка, определенные в Выдержки на момент составления налоговой отчетности и не может нести ответственность за правильность ее исчисления.
Плата за землю: перерасчет
Начиная с 2019 года, плательщикам налога на землю начали массово поступать запросы от налогового органа о правильности расчета арендной платы за землю, ввиду появления другой информации о размере нормативно денежной оценки того или иного земельного участка.
По этому поводу отмечаем, что, во-первых, во время отработки данного вопроса необходимо видеть какая именно информация у налогового органа и, во-вторых, обращать внимание на показатели коэффициента функционального использования – Кф при формировании той или иной Выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка и проверять за какой период была взята та или иная денежная оценка.
В настоящее время имеется информация, что по заявлению городских советов (на примере Днепровской городского совета) вносят изменения в Государственный земельный кадастр относительно кода Классификации видов целевого назначения земель.
Это приводит к увеличению Кф от 2,0 до 2,5 и после чего формируются выписки технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка по состоянию на 2018, 2019, 2020 годы с указанием даты нормативной денежной оценки земельного участка (01.01.2017 г.). При этом, денежная оценка на указанную дату определена с использованием Кф 2,5 или применением совокупного коэффициента индексации за прошлые годы.
По этому поводу имеется судебная практика, согласно которой оспаривают действия Главного управления Госгеокадастра в Днепропетровской области по внесению в выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка неверной информации (http://reyestr.court.gov.ua/Review/85492154 , http://reyestr.court.gov.ua/Review/86988878, http://reyestr.court.gov.ua/Review/88380188, http://reyestr.court.gov.ua/Review/87200927 )
Кроме того, сообщаем, что за период с 1 марта по 30 апреля 2020 не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за землю государственной и коммунальной собственности) за земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, в т. ч. на условиях аренды, физических или юридических лиц, и используются ими в хоздеятельности.
// Соответствующее послабление предусматривает Закон Украины от 17.03.2020 г.. № 533-IX, который действует с 18.03.2020 г.
Однако сложилось так, что налоговые декларации по плате за землю 2020 года уже представлены налогоплательщиками.
Однако изменениями, которые вносит Закон № 533, предусмотрено, что для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с 1 марта по 30 апреля 2020 плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате налога за землю за соответствующие месяцы. Таким образом, уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март-апрель 2020 для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.
Источник: https://absolute.com.ua/uslugi/nalog_na_zemlju
Налог На Земли Сельхозназначения В 2020 Году
Начиная рассмотрение вопроса, сразу оговорим, что речь пойдет о плате за землю. Так называется обязательный платеж с владельцев и пользователей земельных участков в соответствии Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ). Аналогичный платеж устанавливал закон Украины «О плате за землю». Но на сегодняшний день о нем говорить не приходится, поскольку закон утратил силу со дня вступления в силу НКУ. В разговорной речи термины «налог на землю» и «земельный налог» зачастую используют как синонимы платы за землю, хотя де-юре они имею более узкое значение.
Итак, плата за землю является частью местного (ранее был общегосударственным) налога на имущество и взимается в двух формах:
- земельный налог — налог, который взимается с владельцев земельных участков и земельных долей (паев) и постоянных землепользователей
- арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в коммунальной или государственной собственности. Арендная плата за земельные участки коммунальной и государственной собственности – это обязательный налог на землю, который осуществляют арендаторы за пользование земельным участком.
С 2015 года налоговое законодательство в сфере уплаты экологического налога и земельного налога претерпело ряд новшеств, и хотя собственникам земли не так повезло как плательщикам сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства, который упразднили, но все же следует выделить такие изменения:
— ликвидация значительного количества льгот для юрлиц
— увеличение ставки налога для земель вне территорий населенных пунктов
— уменьшение порога роста потребительских цен при которой происходит индексация сумм налога на прибыль
— реструктуризация налоговых ставок. Отныне Налогвый кодекс не устанавливает размеров налога в денежном эквиваленте. Ставки устанавливаются исключительно местными советами.
В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:
1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).
2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.
3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.
4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:
- для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
- для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;
Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.
Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.
глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук
При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:
- собственники земельных долей (паев);
- собственники земельных участков;
- арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).
От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.
Освобождаются от налога на землю:
- сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
- химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
- сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
- земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
- земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
- земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
- земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
- земли, на которых расположены дипломатические представительства.
- земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий
- находящиеся в собственности или пользовании земельные участки;
- находящиеся в собственности земельные доли (паи).
Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:
- нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации. При этом коффициент ежегодно расчитывается Госкомземом по формуле Кi = І:100, где І — это индекс потребительских цен за прошлый год.
- площадь земельных участков (при отсутствии нормативной денежной оценке).
Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:
- за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 20 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 600 грн. (20 000 / 100% х 3%).
- за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
- за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
- за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.
Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.
Как было ранее до 2015 года
Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.
Как налог на землю расчитывается в 2020 году
Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.
Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.
Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:
- нормативную денежную оценку земель
- коэффициент индексации
Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:
1. менее размера замельного налога в размере:
- для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
- для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.
2. не должен превышать 12% от нормативной денежной оценки
Однако превышение размера арендной платы в любом случае допускается, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка и арендатор определяется на конкурсной основе. Если договор аренды не запрещает передачу земли в субаренду, то вне зависимости от наличия прямого указания в договоре плата за субаренду не может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон не позволяет получать доход от передачи в субаренду государственного или коммунального имущества (земли).
Из рассмотренного следует, что при определении размера земельного налога и арендной платы в качестве налоговой базы во многих случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (ст. 289 НКУ). Она не остается неизменной из года в год, а корректируется в соответствии с коэффициентом индексации, полученным на основе индекса потребительских цен за прошлый год по состоянию на 1 января текущего года. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов).
НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).
От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:
- инвалиды І и ІІ групп;
- лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
- пенсионеры по возрасту;
- ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
- лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
- лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы
Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:
- 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
- 0,01 га – для строительства личного гаража;
- 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.
Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.
Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.
НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:
- санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
- организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
- базы олимпийской и паралимпийской подготовки
Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.
Отчетным периодом платы за землю является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря одного и того же года. Основанием для начисления земельного налога является информация государственного земельного кадастра, а для арендной платы – договор аренды.
Плательщики (кроме физических лиц) ежегодно самостоятельно либо с помощью профессиональных бухгалтерских услуг рассчитывают размер платы за землю по состоянию на 1 января нового года (п. 286.2 НКУ) для подачи отчетности.
Для физических лиц начисление сумм налога проводят органы ГНС, которые в срок до 1 июля текущего года выдают плательщику налога уведомление-решение об оплате налога (п. 286.5 НКУ). Если в течение календарного года право собственности на земельный участок перешло от одного собственника к другому, то оба лица уплачивают налог:
- бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
- новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.
Возможны случаи, когда сумму налога за один налоговый период уплачивают несколько лиц в соответствующих частях. Если на земельном участке расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, то начисление производится каждому из владельцев. Порядок определения размера части суммы к оплате (пропорционально либо в равных частях) определяет пункт 286.6 НКУ, в зависимости от того, находится объект недвижимости в общей совместной или долевой собственности, разделены ли его части в натуре.
Если физические и юридические лица являются не совладельцами, а пользователями одного здания, то начисление налога за земельный участок, на котором расположено здание, проводится каждому из них пропорционально площади здания, находящейся в их пользовании (с учетом придомовой территории).
Налогоплательщик-юрлицо вправе выбрать способ подачи налоговой декларации.
Вариант первый . Налогоплательщик в срок до 20 февраля текущего года предоставляет в орган ГНС налоговую декларацию на текущий год. В ней показывается разбивка годовой суммы равными частями по месяцам. Если декларация подается впервые, к ней прилагают справку (выписку) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем этот документ подается только в случае утверждения новой нормативной денежной оценки. Представляя годовую декларацию, тем самым плательщик освобождает себя от обязанности представления ежемесячных деклараций.
Вариант второй . Налогоплательщик представляет ежемесячно налоговую декларацию за прошедший месяц в течение 20 календарных дней месяца, который следует за отчетным. В этом случае подавать декларацию до 20 февраля текущего года не нужно.
На сегодняшний день установлен единый срок подачи и годовой отчетности, и отчетности за первый месяц года. Думается, что второй вариант отчетности подойдет только для субъектов, которые предполагает неоднократные прибытие и убытие из собственности (пользования) ряда земельных участков. Ежемесячный отчет для них будет более уместным, чем постоянное корректирование поданной отчетности.
Следует обратить внимание на то, что отчетность предоставляется по месту нахождения объекта. Следовательно, при нахождении земельных участков в разных населенных пунктах нужно подавать декларации в разные ГНИ.
Форма налоговой декларации по плате за землю утверждена приказом ГНА № 1015 от 24 декабря 2010 г. Скачать образец.
Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).
Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.
Источник: https://www.juridicheskij-supermarket.ua/page_nalog-na-zemlyu.html
Как платить налог на землю в Украине
Кратко по теме налога на землю в Украине
В Украине земля облагается налогом на имущество. Для недвижимого имущества, такого как квартиры, дома и другие жилые и нежилые объекты налог рассчитывается по отдельным правилам. О налоге на недвижимость с физических лиц (кому, сколько и как платить) подробно рассказано в статье «Кто платит налог на недвижимость в Украине, сколько и как».
В этой статье мы постарались ответить на самые актуальные вопросы, касающиеся земельного налога на 2020 год в Украине: какой сейчас налог на землю, как узнать, сколько платить налог на землю, по каким ставкам и в какие сроки, должны ли пенсионеры платить земельный налог, платят ли многодетные налог на землю.
Кому нужно платить налог на землю
Платить налог на землю в Украине должны как владельцы земельных участков и паев, так и пользователи, за исключением тех, кто освобожден от уплаты налога.
Кто платит налог на землю при аренде
При аренде земельного участка арендатор платит владельцу арендную плату, а уже владелец уплачивает земельный налог (если речь идёт о земельных участках в частной собственности).
При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подаёт отчетность такую же, как и при уплате налога.
Размер арендной платы является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако Налоговый кодекс содержит оговорку о том, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории.
Более подробно узнать о порядке заключения и условиях договора аренды, который заключается между физическими лицами, читайте в статье «Как заключить договор аренды земли и получать арендную плату за землю».
Как определяется ставка налога на землю для физических лиц
Ставка налога на землю в 2020 году зависит от того, проведена ли нормативная денежная оценка земельного участка. Нормативная денежная оценка земель, которые находятся в пределах населенных пунктов, проводится на основании решения органов местной власти и должна быть опубликована до 15 июля года, который предшествует отчетному году. В противном случае она в текущем году не применяется.
В любом случае ставка налога, которая устанавливается местными коммунальными органами, не может превышать 3% от нормативной денежной оценки, а для земельных участков, которые пребывают в постоянном пользовании — не больше 12%.
Какой налог на землю сельхозназначения
Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не меньше 0,3% и не больше 1% от нормативной денежной оценки.
Если нормативная денежная оценка не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идёт об участках, размещенных вне населенных пунктов.
Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может превышать 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, а для земельных участков сельскохозяйственного назначения — не меньше 0,3% и не больше 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни соответствующей области.
Какой налог на землю для пенсионеров
Налоговый кодекс Украины предусматривает освобождение от уплаты земельного налога для пенсионеров.
Есть ли льготы многодетным на налог на землю
Помимо пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и больше несовершеннолетних детей, которые не достигли 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.
К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:
- инвалиды первой и второй группы;
- ветераны войны;
- чернобыльцы (без указания категории).
От уплаты налога также освобождаются владельцы и пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).
Обращаем Ваше внимание, что льготы в виде освобождения от уплаты налога, в том числе для пенсионеров, распространяются на один земельный участок одного целевого назначения и в пределах определенных норм. Всего в Украине существует 5 категорий земель разного целевого назначения. Ниже приведены площади для каждой категории, которые не будут облагаться налогом, если вы принадлежите к льготникам:
- для ведения личного сельского хозяйства — до 2 га;
- для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебного участка) (предельная площадь зависит от места нахождения): в сёлах – до 0,25 га, в посёлках – до 0,15 га, в городах – до 0,10 га;
- для индивидуального дачного строительства – до 0,10 га;
- для строительства индивидуального гаража – до 0,01 га;
- для садоводства – до 0,12 га.
Если же у вас несколько земельных участков одного целевого назначения, тогда до 1 мая нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление о том, к какому именно участку вы просите применить льготу (то есть за какой участок вы не будет платить налог). При этом пока вы не подадите заявление, льгота не будет применяться ни к одному из участков.
В какие сроки подавать декларацию по земле
Предприятия и предприниматели – владельцы и пользователи земли должны были подать декларацию по налогу на землю за текущий год до 20 февраля. Второй вариант предусматривает ежемесячную подачу налоговой декларации в течение 20 дней месяца, следующего за отчетным месяцем.
Что касается простых граждан (не предпринимателей), то на них такая обязанность по подаче налоговой отчетности не возлагается.
Как узнать размер налога на землю физическому лицу
Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то в отношении физических лиц расчет налога на землю проводят налоговые органы. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны прислать плательщику налога на землю налоговое уведомление-решение до 1 июля. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.
Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика вне зависимости от того, живёт он по адресу или нет. Если вы не получите уведомление-решение в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это вас не освободит.
Узнать размер налога на землю можно также путем обращения в налоговую службу с письменным заявлением для проведения сверки данных, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.
Если между вашими данными и данными налоговой будут расхождения, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.
Налог на землю: сроки уплаты в 2020 году
Заплатить налог нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения.
Если же решение вами не получено по причине того, что налоговая его не выслала на ваш адрес (а не по причине окончания срока хранения или вашего отказа в его получения), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются.
Источник: https://ursambo.com/nalogi/kak-platit-nalog-na-zemlyu-v-ukraine.html
Нардепы могут ввести новый налог для мелких фермеров — СМИ
Рада может ввести новый налог для фермеров (Фото: Pexels / Pixabay)
В июне комитетет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту принять за основу законопроект, который вводит новый налог для владельцев паев.
Основным нововведением зарегистрированного в феврале законопроекта № 3131 является введение минимального налога за один гектар земли сельхозназначения. Проект закона включен в повестку дня парламента. Докладчиком определен народный депутат от Слуги народа Марьян Заблоцкий, которого обвиняют в связях с владельцами агрохолдинга Кернел.
Законопроект зарегистрировали более 30 нардепов фракции правящей партии Слуга народа и несколько парламентариев из группы Довира.
По данным Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра, около 7 млн украинцев имеют земельные паи. Средний размер — 4 га. 4,7 миллиона владельцев паев являются единоличниками ( обрабатывают свои паи самостоятельно). Остальные паи сдаются в аренду крупным агрофирмам или холдингам.
В случае принятия проекта № 3131 в Украине фермеров заставят с каждого гектара ежегодно платить в местные бюджеты около 1,5 тыс. грн (5% от нормативной оценки земли, по рассчетам авторов законопроекта) независимо от дохода. Единоличникам с паем площадью 4 га придется платить около 6 тыс. грн.
Председатель Комитета предпринимателей агропромышленного комплекса при Торгово-промышленной палате (ТПП) Украины Олег Юхновский считает, что законопроект может остановить возрождение микрофермерства. По словам Юхновского, новый налог ляжет прежде всего на плечи единоличников.
Они платят только земельный налог, который, по подсчетам опрошенных DW экспертов, составляет в среднем 140 гривен на гектар. Доходы от продажи сельскохозяйственной продукции декларируют те единоличники, кто выращивает ее на собственных земельных участках площадью более 2 гектаров. Только тогда возникает необходимость оплатить 18% налога с этого дохода.
Алекс Лисситса, исполнительный директор ИМК — одного из крупнейших агрохолдингов Украины, и президент Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), поддерживает законопроект.
«Все должны платить налоги. А у нас 30% земли обрабатывается „по-черному“, неофициально… Одна из основных форм наполнения бюджета ОТГ — земля сельскохозяйственного назначения. Поэтому нужно вводить специальный налог на землю для того, чтобы этот налог оставался в сельской местности и опять же работал на местную общину», — сказал он.
Экономист Киевской школы экономики Олег Нивьевский считает законопроект № 3131 опасным.
«Это просто land grab, как по-английски называется феномен силового вытеснения мелких фермеров с их земли крупными агрокомпаниями. Таким образом будут просто „отжимать“ землю у единоличников», — сказал аналитик.
Он прогнозирует, что людей заставят избавляться от земли, содержать которую многим станет невыгодно.
Нивьевский не согласен с обвинениями в адрес единоличников в нечестной конкуренции. Эксперт отметил, что крупные предприятия тоже платят минимум налогов благодаря упрощенной четвертой группе налогообложения.
Согласно закону, с 1 июля 2021 года право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью до 100 гектаров смогут приобретать исключительно граждане Украины. С 1 января 2024 года такую возможность получат также юридические лица, владельцами которых являются украинцы. Они смогут покупать до 10 тыс. гектаров земли. Продажа государственных и коммунальных земель запрещена. Вопрос о том, предоставлять ли иностранцам право покупать землю, будет решаться на референдуме.
Источник: https://nv.ua/biz/economics/novyy-nalog-dlya-melkih-fermerov-komu-i-skolko-pridetsya-platit-novosti-ukrainy-50098372.html