Программа Земский Учитель Постановление Правительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа Земский Учитель Постановление Правительства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Код инспекции и ОКТМО. Квитанцию на оплату госпошлины или штрафа за утерянный паспорт сейчас вы можете получить только непосредственно в полицейском участке или паспортном столе. Если гражданин испортил паспорт в силу небрежного, халатного отношения, а также в случае преднамеренной порчи или уничтожения, а также если просто потерял паспорт, нужно платить штраф, который часто называют госпошлиной за утрату паспорта РФ, путая 2 понятия.

Программа Земский Учитель Постановление Правительства

Постановление от 9 ноября 2019 года №1430. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий субъектам Федерации на осуществление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн рублей учителям, переехавшим на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек.

Документ

Президент России поручил обеспечить установление правовых оснований для утверждения и реализации начиная с 2020 года программы «Земский учитель», которой предусматривается единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн рублей учителям, прибывшим или переехавшим на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки, посёлки городского типа, города с населением до 50 тысяч человек (далее – единовременная выплата).

Подписанным постановлением государственная программа «Развитие образования» дополнена Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации в целях софинансирования расходных обязательств регионов по осуществлению единовременных выплат (далее – субсидии). Правилами установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий, определены критерии отбора субъектов Федерации для предоставления субсидии.

Субсидии будут предоставляться на основании соглашения между Минпросвещения России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

В проекте федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на реализацию программы «Земский учитель» предусмотрены средства в объёме 1471,8 млн рублей в 2020 году, 1083 млн рублей в 2021 году, 1043 млн рублей в 2022 году. Планируется, что участие в программе «Земский учитель» примут 4,4 тысячи учителей, в 2020 году единовременные выплаты получат 1,8 тысячи учителей, в 2021 году – 1,3 тысячи, в 2022 году – 1,3 тысячи.

Принятое решение направлено на обеспечение педагогическими кадрами общеобразовательных организаций, находящихся в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, посёлках городского типа, городах с населением до 50 тысяч человек.

Источник: http://government.ru/docs/38349/

Программа Земский учитель в 2021 году

Программа «Земский учитель», стартовавшая в 2020 году по инициативе президента будет продолжена и в 2021 году. Предлагаем более подробно узнать, как можно участвовать в проекте, какие существуют условия для педагогов, желающих получить работу в регионах (возраст, стаж, образование), а также какие дополнительные бонусы предлагает государство учителям, готовым работать в сельских школах.

Цель программы

Анализ результатов ГИА в разных регионах России показывает существенную разницу между уровнем образования выпускников учебных заведений, расположенных в мегаполисах и небольших селах и поселках. Программа «Земский учитель», реализуемая в 2020, 2021 и 2022 годах, направлена с одной стороны на решение кадровой проблемы, с которой сталкиваются руководители большинства сельских школ, а с другой стороны – на предоставление молодым специалистам возможности получить желаемую работу.

Важно! Программа предусматривает подбор педагогических работников для школ населенных пунктов, в которых проживает до 50 000 жителей.

Согласно статистике из 42 000 школ, работающих на территории РФ, более 26 000 расположены именно в таких небольших населенных пунктах (селах, ПГТ, рабочих поселках). При этом выпускники педагогических ВУЗов стремятся найти места в учебных заведениях больших городов или предпочитают работу не по профилю перспективе отправиться в «глубинку». Причин этому много:

  • более привлекательный для молодых людей ритм жизни города;
  • страх перед переездом и необходимостью искать жилье;
  • невысокий доход педагогов, не позволяющий арендовать жилплощадь.

В результате имеем картину, когда в городе педагогу найти место в школе достаточно проблематично, а в селах преподают в основном учителя пенсионного возраста, которым зачастую сложно переформатировать образовательный процесс с учетом новых требований.

Сегодня сельские школы находятся в центре внимания, а значит участники проекта «Земский учитель» в 2021 году смогут рассчитывать на такие бонусы, как:

  • оборудованные современной техникой кабинеты;
  • классы с небольшим количеством учеников;
  • заинтересованность администрации в создании комфортных условий для нового педагога.

Компенсационная выплата

Важно! Участники проекта «Земский учитель» в 2021 году получат разовую компенсационную выплату.

Выплата начисляется в год трудоустройства до 1 декабря при условии заключения трехстороннего контракта со школой на 5-летний термин с нагрузкой 18 часов в неделю или более.

Куда именно педагог может потратить полученные от государства «подъемные», закон не регламентирует. Это может быть:

  • приобретение либо аренда жилья;
  • ипотека (жилье можно купить в любом регионе и любом населенном пункте);
  • погашение кредита;
  • покупка транспортного средства;
  • оплата обучения детей или родственников;
  • любые другие направления по желанию владельца средств.

Важно! Если, заключив договор в 2021 году, педагог нарушит условия, которые предусматривает программа «Земский учитель» в следующие 5 лет, компенсационную выплату необходимо будет вернуть в полном объеме.

Если средства к моменту расторжения договора уже будут потрачены, взыскание будет осуществляться через суд в установленном законом РФ порядке.

Причинами для досрочного расторжения договора могут быть:

  • заявление на увольнение «по собственному желанию»;
  • увольнение педагога «по статье» (за разные нарушения);
  • если учитель не прошел аттестацию «за несоответствие занимаемой должности».

Условия участия

Согласно Постановлению Правительства №1430с (от 09.11.19) и изменений, внесенных 22.01.20, в 2021 году действуют такие условия участия в программе «Земский учитель».

  1. получить работу в «глубинке» может любой педагог до 55 лет (с опытом и без);
  2. образование – высшее либо среднее профессиональное педагогическое (стаж не регламентируется);
  3. минимальная недельная нагрузка – 18 часов;
  4. срок действия договора – 5 лет;
  5. предоставление жилья работодателем не является обязательным условием (индивидуально по каждой вакансии).

Ознакомиться с основными положениями программы «Земский учитель» и вакансиями, которые открыты на 2021 год можно на официальном сайте проекта zemteacher.edu.ru.

Важно! Подавать документы можно только на 1 вакансию.

Желающим принять участие в конкурсе на вакантные должности, представленные на страницах сайта, необходимо подать региональному оператору заверенные официально копии таких документов:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • аттестационные документы (для учителей со стажем);
  • трудовая книжка (для учителей со стажем);
  • согласие на обработку личных данных;
  • согласие на переезд.

Важно! Если по состоянию на 15 июня соискатель не подает согласие на переезд, считается, что он добровольно отказался от участия в конкурсе.

Важные даты

Если условия программы «Земский учитель» вас заинтересовали и в списке есть интересующие вакансии, обратите внимание на такие важные даты для соискателей 2021 года:

Мероприятие Даты
Подача заявок с 10 января по 15 апреля
Отбор соискателей субъектами РФ 16-30 апреля
Отбор победителей для компенсационных выплат 1-15 мая
Заключение трудового договора со школой до 1 сентября
Оформление компенсационной выплаты и начисление средств с 1 сентября до 1 декабря

Важно! Если соискатель победил в конкурсе, но не заключил договор со школой до 1 сентября, он исключается из списка кандидатов и его место может занять следующий по списку претендент.

Возможные проблемы программы

Ожидается, что уже с 2021 года программа «Земский учитель» сможет решить проблему недостатка квалифицированных кадров в сельских школах. В отличие от проекта прошлых лет, привлекающего в «глубинку» исключительно молодых специалистов, новая программа позволит прилечь в регионы и педагогов со стажем, желающих убежать от шума мегаполисов и работать с более спокойной обстановке сельской школы.

Тем не менее, эксперты прогнозируют и ряд проблем, которые стали очевидны после анализа работы программы «Земский доктор»:

  • В большинстве случаев участники подобных программ не планируют задерживаться в «глубинке», отрабатывая минимально положенный термин.
  • По сути, все льготы учителя, приехавшие в село, получат только в первые годы работы, что не способствует закреплению на новом месте.
  • Не всегда руководство школы и ученики довольны работой приехавших к ним сотрудников.

Также предлагаем посмотреть видео новость о программе «Земский учитель» (информация будет актуальна и для тех, кто планирует подавать заявки 10 января с 2021 года):

Источник: https://2021god.com/programma-zemskij-uchitel-v-2021-godu/

«Земский Учитель» официальный сайт Минпросвещения РФ — программа: условия, вакансии, регионы участники, педагоги — основные сведения

10 января 2020 года Минпросвещения России запустило Всероссийский информационный портал «Земский учитель» — Zemteacher.edu.ru, который позволит педагогам найти вакансии в сельских населённых пунктах, посёлках или городах с населением до 50 тысяч человек. Официальный сайт функционирует по принципу одного окна, обеспечивая оптимальное взаимодействие участников и организаторов программы «Земский учитель» через единую точку доступа. О текущих нюансах и сроках реализации программы читайте ниже.

Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах. Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

В 2020 году данная программа распространится на все регионы России. Как сообщила Министр просвещения О.Ю.Васильева на Всероссийском съезде учителей сельских школ, проходившем в Белгородской области 5-8 ноября 2019 года, в Налоговый кодекс внесены изменения, которые освобождают от налогообложения компенсационные выплаты. По её словам, главная цель программы в том, что сельские дети получат равный доступ к качественному образованию.

Минпросвещения России письмом от 27 сентября 2019 г. №135-13/08 направило в регионы Методические рекомендации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее — Рекомендации). В Рекомендациях представлены Проекты порядка предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, Положения о конкурсном отборе претендентов на право получения выплаты и Положения о конкурсной комиссии субъекта РФ по отбору претендентов.

Кто может стать участником программы?

Согласно Рекомендациям, участниками программы могут стать учителя, имеющие среднее профобразование или высшее образование и отвечающие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартах, в возрасте до 55 лет при условии трудоустройства в образовательную организацию на вакантную должность учителя с объемом нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку, принятия обязательства отработать не менее 5 лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором. По решению органа власти субъекта РФ отпуск по уходу за ребёнком в период пятилетнего срока отработки включается в период работы.

К участию в отборе не допускаются претенденты, проживающие или работающие в муниципальном образовании или в городском округе, куда планируется переезд, или место планируемого переезда претендента находится на расстоянии менее 200 км от места его настоящего проживания и (или) работы.

Как стать участником программы?

Согласно Рекомендациям, чтобы стать участником программы претендент предоставляет региональному оператору заявление на участие с приложением копии следующих документов:

документа, удостоверяющих личность со страницей регистрации;

документа, удостоверяющих уровень квалификации;

свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе или уведомления о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ;

страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Копии должны быть заверены в установленном законодательством РФ порядке и засвидетельствованы подписью руководителя и печатью.

Кроме того предоставляются :

согласие на обработку персональных данных;

дополнительно: копии: свидетельства о браке — оригинал или нотариально заверенная, свидетельств о рождении детей — оригинал или нотариально заверенные; иные документы по усмотрению претендента.

При подаче документов указывается планируемое направление расходования компенсационной выплаты учителю.

Заявки на участие могут быть поданы в электронном виде на сайт уполномоченного органа или регионального оператора, на бумажном носителе уполномоченному органу или региональному оператору в 2020, 2021, 2022 г.г. – с 10 января по 15 апреля включительно. Документы можно подать только на 1 вакансию.

Перечень вакансий формируется с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего проведению мероприятия, на основе данных федеральной статистики и утверждается в срок до 10 января ежегодно в период реализации мероприятия.

Перечень вакантных должностей формируется на основании информации, предоставляемой органами местного самоуправления. В него включаются только те вакансии, по которым количество часов учебной нагрузки составляет не менее 18-ти часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором (в рамках обеспечения социальной гарантии начисления педагогического стажа).

Перечень вакансий и информация об общеобразовательных организациях будет размещена на специальном портале Минпросвещения, который заработает с января 2020 года.

Как определяются победители?

Победители программы «Земский учитель» определяются Конкурсной комиссией путем конкурсного отбора на основании представленных документов. При этом также учитываются такие критерии: наличие квалификационной категории, ученой степени в области предмета, педагогики, психологии, иных заслуг в области педагогической деятельности, педсстаж свыше 10 лет, непрерывность работы в одной организации, претендент является выпускником этой школы.

Кроме того, комиссия учитывает остроту кадровой проблемы по каждому претенденту, начисляя баллы в следующих случаях: вакансия более 3 лет — 5 баллов, от 2 до 3 лет – 3 балла, от 1 до 2 лет – 1 балл. За переезд в муниципальное образование, удаленное от регионального центра на расстояние более 200 км добавляется 10 баллов. Могут вводиться и дополнительные критерии. По желанию претендент может выехать в выбранную школу.

Шансы, если не стал победителем отбора

Согласие на переезд должно быть подано в срок до 15 июня включительно. В противном случае победитель рейтингового отбора считается отказавшимся от участия.

Победители конкурсного отбора, не заключившие трудового договора со школой по состоянию на 1 сентября, исключаются из списка.

В случае, если победителями отбора замещены не все вакансии, то они предлагаются претендентам, набравшим наибольшее количество баллов, по принципу убывания.

Получение компенсационной выплаты

Единовременная компенсационная выплата учителю в 1 либо 2 млн рублей предоставляется в срок до 1 декабря текущего года на основании трудового договора, заключенного со школой на срок не менее 5 лет с объемом учебной нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку и трехстороннего договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

На что можно потратить миллион?

Учителя самостоятельно определяют направления компенсационной выплаты. По словам Министра просвещения деньги они смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды.

А если будет нарушен договор?

В случае прекращения трудового договора до стечения его срока действия учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ в 30-дневный срок. В случае невозврата уполномоченный орган обеспечивает взыскание выплаты в судебном порядке.

Порядок проведения мероприятия

Мероприятие проводится в следующей последовательности:

10 января — 15 апреля — прием заявок от претендентов на вакантную должность «учитель» в образовательную организацию из перечня вакантных должностей;

16-30 апреля — отбор претендентов на уровне субъекта РФ;

1-15 мая — утверждение списка победителей конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты.

Резервный этап проводится при непредставлении претендентом письменного согласия на дальнейшее участие в мероприятии и переезд в сельские населенные пункты. Участие в резервном этапе предлагается следующему по рейтингу претендента, и, при его согласии, он включается в список победителей конкурсного отбора.

16 мая — 15 июня — знакомство с местом работы (выезд на место);

5 июня — 20 июля — заключение трудового договора;

1 сентября — 1 декабря — оформление и получение компенсационной выплаты, инфомирует портал minobr.permkrai.ru

ИТОГО, в 2020 году указанные изменения коснутся учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Источник: http://www.kremlinrus.ru/article/181/100341/

Миллион за переезд в село. Все, что уже известно о программе «Земский учитель»

В 2019 году учителей обрадовали тем, что за трудоустройство в сельской местности будут давать по миллиону рублей. Программу запустили, но она оказалась не такой уж привлекательной. Оказалось, что за деньги придется побороться, и никаких гарантий трудоустройства нет. Мы попытались разобраться в условиях программы и рассказать о ней своим читателям.

Сколько учителей не хватает в России?

В России трудятся более миллиона учителей, а всего в школах насчитывается полтора миллиона педагогических работников. Это одна из самых массовых профессий в России, но и здесь существует проблема недостатка кадров.

Но исторически сложилось так, что профессия педагога всегда оставалась низкооплачиваемой. В XXI веке она стала еще и не очень престижной. Не помогли решить материальные проблемы учителей и пресловутые «Майские указы», по которым учитель не может получать меньше средней зарплаты по региону – эти указы попросту не выполняются.

По словам предыдущего министра просвещения Ольги Васильевой, в российских школах не хватает около 10% педагогов. Так, наибольший дефицит учителей фиксируется по таким направлениям:

  • иностранные языки;
  • математика;
  • информатика;
  • физика;
  • учителя начальных классов.

Другими словами, если общий дефицит учителей составляет 10%, а по каким-то предметам школы укомплектованы почти полностью, то по самым «редким» предметам на каждого учителя может приходиться на 20-30% больше нагрузки.

В России существует обширная система подготовки педагогических кадров, и она получает значительное количество бюджетных мест. В 2020/2021 учебном году число бюджетных мест вырастет еще сильнее – это будет 88 тысяч (и это более 17% от общего числа).

Тем не менее, проблема остается. Ее масштабы озвучиваются разные – кто-то говорит о нехватке 12 тысяч учителей, а кто-то – о 180 тысячах. С другой стороны, объявленная программа «Земский учитель» пока имеет явно небольшие масштабы – через нее планируется закрыть чуть более 3,5 тысяч вакантных мест.

Что касается сельских школ, то отчетливого дефицита педагогических кадров там тоже пока не видно: в 26 тысячах таких школ работают 420 тысяч педагогов, и они обучают 3789 тысяч учеников. На каждого учителя – 9 учащихся, что по меркам городских школ очень немного.

Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов» (будто они выполнялись до этого).

Поэтому ситуация с целесообразностью новой программы не такая очевидная, как кажется на первый взгляд: если исходить из цифр, сельские школы не испытывают острого дефицита в специалистах.

Но есть и другая сторона: из тех, кто там уже работает, многим осталось совсем немного до пенсии, и прием новых молодых учителей не только закроет потребность в педагогических кадрах в будущем, но и даст ученикам новый импульс к развитию.

Что это за программа, ее история

Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.

Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.

В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.

О проблеме говорят уже давно, еще с 2012 года ее пытались решить за счет «Майских указов», но, как известно, средняя зарплата учителя (а это, к слову, более 41 тысячи рублей) все еще не достигла средней зарплаты по всей стране.

И в 2019 году президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию анонсирует запуск программы «Земский учитель». Название и суть программы в целом повторяют уже давно работающие программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», по которым при переезде на работу в сельскую местность медики получают, соответственно, по 1 миллиону или по 500 тысяч рублей.

Программа «Земский учитель» стала частью государственной программы «Развитие образования». Ее оформили несколькими документами:

  • письмо Министерства просвещения от 27 сентября 2019 года №135-13/08 , которое дает рекомендации регионам о том, как правильно проводить конкурсы среди претендентов и выплачивать нанятым учителям единоразовые выплаты;
  • Постановление правительства РФ от 9 ноября 2019 года N 1430 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» – определяет условия программы и порядок перечисления регионам субсидий на выплаты учителям;
  • поправки к Налоговому кодексу, которые освободили компенсационные выплаты учителям от обложения НДФЛ.

Фактически вышло так, что каждый регион самостоятельно устанавливает правила участия в программе, но эти правила в целом одинаковы.

Итак, условия программы «Земский учитель» таковы:

  • единоразовая выплата составляет 1 миллион рублей, если учитель переезжает в один из регионов Дальневосточного федерального округа, сумма удваивается (2 миллиона рублей);
  • деньги можно потратить на любые цели;
  • право на выплату получает учитель, который трудоустроится в школе, которая находится в сельской местности, ПГТ или городе с населением до 50 тысяч человек;
  • возрастные ограничения – не более 55 лет на момент участия в программе;
  • на новом месте работы нужно отработать минимум 5 лет с полной нагрузкой;
  • переехать нужно минимум за 200 километров от прежнего места жительства.

Последний пункт стал самым неприятным для тех, кто недавно устроился на работу в сельской школе – они уже не получат миллион рублей.

Программа оказалась не очень масштабной – в ней заявлено чуть более 3500 вакансий. И это не единственная ее проблема.

Как принять участие, и кто может это сделать

Основные условия программы понятны: учитель в возрасте до 55 лет трудоустраивается в школу, которая участвует в программе, получает миллион (или два) рублей, отрабатывает 5 лет и уже ничего не должен государству.

Если трудовой договор будет расторгнут по инициативе учителя, ему придется вернуть миллион в течение 30 дней, иначе – суд и принудительное взыскание.

С начала 2020 года программа запущена, уже утвержден график программы, и он такой:

  • с 10 января по 15 апреля – прием заявок (то есть, в этом году времени еще много);
  • с 16 по 30 апреля регион составляет список претендентов по каждой вакансии;
  • с 1 по 15 мая проводится конкурс (если претендентов больше, чем вакансий) и определяются его победители;
  • с 16 мая по 15 июня учитель должен ознакомиться с местом будущей работы;
  • с 15 июня по 20 июля – если рабочее место понравится, можно заключить трудовой договор;
  • с 1 октября по 1 декабря должна будет прийти выплата.

Соответственно, сейчас идет только первый этап – ознакомление с вакансиями и подача заявок. Для этого открыли специальный сайт – zemteacher.edu.ru .

Сайт достаточно простой – там есть функционал личного кабинета и перечень из 3589 вакансий. Для регистрации личного кабинета нужно заполнить основные поля регистрационной формы. Это не очень сложно:

Авторизовавшись на сайте, можно искать вакансии (хотя информация о них доступна и без регистрации). Есть удобная форма для фильтра вакансий: там можно выбрать конкретный регион и населенный пункт, указать расстояние от своего города (напомним, оно не может быть меньше 200 километров), предмет и учебную нагрузку:

По одному и тому же предмету можно найти вакансии в разных городах и с разной учебной нагрузкой:

Главная проблема перечня вакансий – там не указывается сумма зарплаты. Возможно, дело в том, что раскрывать уровень дохода учителей в конкретных школах не разрешает законодательство о персональных данных.

Следующая проблема – описания вакансий. В некоторых школах они заполнены максимально подробно, например, как здесь:

А другие школы ограничиваются только поверхностным описанием вакансии:

Кроме описания вакансий, иногда дается краткая информация о том, что ждет учителя на новом месте – фотографии школ, описание населенного пункта, и даже предлагаемые меры социальной поддержки.

Например, эта школа помогает учителям с оплатой жилья за счет муниципального образования:

Что касается собственно вакансий, есть разные требования к учителям. Вообще изначально предполагалось, что особых требований к опыту работы педагогов не будет, однако по факту некоторые школы прямо требуют, чтобы у соискателя был опыт в 2 или в 5 лет.

Однако в реальности даже этот опыт не гарантирует трудоустройства – из-за большого количества соискателей при наличии двоих или более кандидатов, среди них будет проводиться конкурсный отбор. И там, вероятно, победит специалист с бОльшим опытом работы, квалификационными категориями, наградами и другими преимуществами.

Следующая особенность – разные условия участия для разных регионов. Они могут отличаться, например, по части приоритетности при конкурсном отборе. Например, в Краснодарском крае отдадут приоритет уроженцу населенного пункта, где находится школа, и тем, кто в этой школе учился. А для Новгородской области и некоторых других регионов никакие дополнительные критерии не прописываются.

Сама процедура подачи заявки реализована на сайте. Пока неизвестно, будут ли какие-то проблемы, и можно ли подавать несколько заявок (в разделе с вопросами и ответами пишут, что можно – но при этом просят учитывать условия программы, где об этом ничего не сказано).

После подачи заявки через сайт нужно связаться с региональным оператором программы. Кстати, подать заявку можно не только электронным способом, это можно сделать и на бумажном носителе, региональный оператор и уполномоченный орган указан для каждого региона на сайте программы.

Дальше нужно собрать документы. Так, например, в Краснодарском крае просят предоставить такие документы, как:

  • заявление;
  • копия паспорта;
  • копия документа об образовании;
  • копия документа о квалификации;
  • копия трудовой книжки;
  • копия свидетельства или уведомления по ИНН;
  • копия СНИЛС;
  • копия свидетельств о браке и рождении детей (если есть);
  • согласие на обработку персональных данных;
  • иные документы по усмотрению соискателя.

Соответственно, все это предстоит собрать, отсканировать и отправить региональному оператору программы. На сайте говорится, что все это можно сделать в электронном виде – но, как всегда, есть риск, что придется делать заверенные нотариально копии и отправлять их по обычной почте.

Что касается способов отправки документов – об этом расскажут только в региональном операторе (обычно это региональные институты развития образования). В стране 85 регионов и, в теории, у каждого оператора могут быть свои условия и особенности.

Денежная сторона вопроса – миллион плюс зарплата

Главное, для чего задумывалась эта программа – стимулировать учителей переезжать на работу в сельскую местность, и главным стимулом, конечно же, является единоразовая выплата в миллион рублей (а в регионах ДФО – все 2 миллиона).

Эти суммы начнут приходить трудоустроившимся учителям после 1 октября, но уже известно, что их решено освободить от налогообложения (то есть, учитель получит на руки именно 1 000 000 рублей, а не 870 000 рублей).

С этим все достаточно понятно – процедура была многократно повторена с выплатами по аналогичным программам для врачей и фельдшеров.

Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.

Конечно, хочется переехать на работу в какой-нибудь интересный регион. Например, в Краснодарский край, Ростовскую область, в Крым или Подмосковье. Вакансии по программе есть и там, но в данном случае нужно смотреть и на зарплаты.

Недавно Росстат опубликовал результаты исследования социальной сферы. Кроме прочего, в него вошла информация о средних зарплатах в российских школах по разным регионам. Средняя зарплата учителя в стране, как оказалось, составила 41 116,2 рублей, но по регионам суммы очень разные:

То есть, на 3 вакансии в Чукотском АО (2 в Анадыре и 1 в селе Нунлигран) будут претендовать достаточно много учителей, тогда как 16 вакансий в Северной Осетии, вероятно, окажутся не столь популярными.

Но ориентироваться лишь на зарплаты тоже не стоит – в разных регионах разный уровень цен, и в этой связи 100 тысяч рублей зарплаты в Чукотском АО фактически будут соответствовать тем же 40 тысячам в другом регионе.

Тем не менее, вакансии в регионах от Чукотки до Мурманской области (за минусом, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга, где живет явно больше 50 тысяч человек) будут весьма востребованными. Востребованными окажутся и вакансии в привлекательных для жизни регионах вроде Крыма, Севастополя или Краснодарского края.

Кстати, Краснодарский край в последние годы переживает демографический и миграционный бум – и там более 100 вакансий учителей. В новых районах городов открываются новые школы и в них пока еще некому работать.

С точки зрения денег есть еще один важный критерий для выбора – наличие других социальных программ для учителей и других бюджетников. В некоторых населенных пунктах и регионах можно получить «подъемные» (независимо от миллиона), помощь в оплате аренды жилья, где-то предоставляют само жилье.

В таком случае учитель сможет даже не тратить миллион на жилье – если оно будет предоставлено за счет бюджета. И этот вариант окажется выгоднее даже с более низкой зарплатой, чем вакансия в другом городе, но без компенсации жилья.

Первые результаты и первые проблемы

И уже сейчас заявки подали 7200 претендентов на миллион. Другими словами, средний конкурс составит более 4 человек на место, а учитывая оставшееся до середины апреля время, он будет еще и больше (не говоря уже о том, что такое количество никак не закроет потребность в 12 тысячах учителей).

В реальности картина чуть иная: есть более популярные вакансии, есть менее популярные. К тому же учителей по одним предметам требуется больше, чем по другим – и это тоже ужесточает конкурс по отдельным вакансиям.

Так, предложения о работе есть, например, в поселке Пирогово, который относится к городскому округу Мытищи в Московской области. Очевидно, что с учетом более высокой зарплаты и близости к столице на должность в этой школе может претендовать лишь самый опытный и квалифицированный педагог.

По сути, для большинства учителей участие в конкурсе окажется лотереей – и, если заявку подаст кто-то с более серьезным опытом работы и квалификационной категорией, победить будет сложно.

Однако проблемы есть и в других аспектах:

  • миллиона рублей достаточно на покупку жилья в небольшом селе, но если это город на 40 тысяч человек, там за эти деньги что-то купить будет проблематично;
  • деньги придут только после октября, а учителю нужно будет куда-то приехать и где-то жить несколько месяцев;
  • все транспортные расходы (а для отдаленных сел они будут высокими) никто не компенсирует;
  • приезд нового учителя, который к тому же получит за это крупную выплату, может вызвать недовольство у коллег – а с ними предстоит работать еще как минимум 5 лет;
  • на кадровую проблему это не повлияет никак – чтобы устроиться на работу в школу, учителю придется уволиться из прежней школы, и общее число педагогов не изменится.

Так что в нынешнем виде программа «Земский учитель» оставляет больше вопросов, чем дает ответов: она вряд ли серьезно повлияет на кадровую проблему в сфере образования, а конкурс обещает быть таким серьезным, что программа воспринимается скорее, как лотерея.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/million-za-pereezd-v-selo-vse-chto-uzhe-izvestno-o-programme-zemskij-uchitel


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *