Пояснения образец в налоговую о раздельном учете ндс
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснения образец в налоговую о раздельном учете ндс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1 Порядок действий при утере студенческой социальной карты 2 Способы восстановления социальной карты студента после утери 2. 2 Размагничивание социальной карты студента 3. Похожие публикации Как оформить и получить социальную карту студента онлайн госуслуги и отделения МФЦ Как оформить и получить социальную карту студента онлайн госуслуги и отделения МФЦ Как пополнить социальную карту студента онлайн, сбербанк, через интернет и наличными в кассах и терминалах города Как пополнить социальную карту студента онлайн, сбербанк, через интернет и наличными в кассах и терминалах города Как пополнить социальную карту студента на наземный транспорт адреса в Москве и онлайн способы Как пополнить социальную карту студента на наземный транспорт адреса в Москве и онлайн способы Сколько стоит проезд на метро по социальной карте студента, как пополнить, что делать если билет неисправен.
Содержание:
Пояснения в налоговую по НДС (образец заполнения и форма с 28.06.2016)
образец заполнения и форма с 28.06.2016
ФНС России обновила рекомендованные формы для дачи пояснения в налоговую по НДС. Образец заполнения и сами формы, доступные для скачивания, вы найдете ниже. Данные формы доведены письмом ФНС России от 28.06.2016 г. за № ЕД-4-15/11497@, которым внесены изменения в более раннее письмо от 16.07.2013 за N АС-4-2/12705. Текст последнего с учетом данных изменений также доступен ниже.
Формы для дачи пояснений в налоговую по НДС
Эти формы содержатся в приложении к указанному письму. Вы можете скачать их в формате doc . и xls.
Указанные формы не являются обязательными. Налогоплательщик может дать пояснения и в свободной форме. Мы приведем несколько примеров таких пояснений по часто встречающимся случаям.
Причины таких расхождений, когда покупателем НДС оплачен, а у поставщика он не был отражен, могут быть разные. Если ваши данные верны, а ошибка возникла по вине поставщика, то могут подойти такие пояснения.
Если эти пояснения готовить по рекомендованной налоговиками форме, то они будут примерно такие.
Бывают случаи, когда покупатель показывает в декларации одну сумму вычета по НДС, а у поставщика НДС отражен в другом меньшем размере.
Например, фирма «Покупатель» приобрела у компании «Поставщик» товар за 118 тысяч рублей (НДС — 18 %), отразив НДС в размере 18 000 руб. в книге покупок. После реализации товара фирмой «Покупатель» часть товара была возвращена, допустим на сумму 59 тысяч рублей. Фирма «Покупатель» отразила НДС в размере 9 000 руб. в книге продаж, а компания «Поставщик» ошибочно уменьшила НДС на эту сумму в книге продаж. Из-за чего между данными фирмы «Покупатель» и компании «Поставщик» возникли расхождения. Такие расхождения можно пояснить следующим образом.
В форме, которую рекомендуют налоговики, это может выглядеть так.
При наличии же своих ошибок можно также подготовить уточненную декларацию по НДС .
Источник: http://russia-in-law.ru/poyasneniya-v-nalogovuyu-po-nds-obrazets-zapolneniya-i-forma-s-28-06-2016/
Пояснения образец в налоговую о раздельном учете ндс
Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?
Распределение НДС при раздельном учете
Предъявляемые поставщиками товаров, работ, услуг суммы налога на добавленную стоимость необходимо либо принять к вычету (в налогооблагаемых операциях), либо включить в стоимость ТРУ для расчета налога на прибыль (в освобожденных от налога операциях). Это указано в п. 4 ст. 170 НК РФ.
При этом если компания не ведет раздельный учет по НДС, но осуществляет налогооблагаемую и освобожденную от налогообложения деятельность, то она не может ни применить право вычета по входному НДС, ни увеличить на сумму налога стоимость продукции (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). Об этом же говорится в письме Минфина от 11.11.2009 № 03-07-11/296. Также с этим соглашаются и суды, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика по отказам налогоплательщикам в исках, если они не ведут раздельный учет НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.04.2009 № Ф04-2146/2009(4710-А27-19), Ф04-2146/2009(4321-А27-19) по делу № А27-10576/2008).
Однако если товары, работы, услуги используются только в отношении налогооблагаемых операций, то даже при отсутствии раздельного учета НДС налогоплательщик вправе воспользоваться правом на вычет по ним (письмо ФНС от 02.02.2007 № ШТ-6-03/68@).
Вычет НДС
Налогоплательщик при приобретении товаров (услуг, работ), которые будут использованы исключительно в налогооблагаемой деятельности, имеет право на вычет в полном объеме в соответствии со счетом-фактурой поставщика. Это же правило касается приобретения нематериальных активов, имущественных прав и основных средств (абз. 3 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Увеличение расходов на сумму НДС
Если приобретаемые товары (работы, основные средства, услуги, нематериальные активы или имущественные права) будут задействованы только в освобожденной от налогообложения деятельности (список таких операций указан в пп. 1–3 статьи 149 НК РФ), то налогоплательщик имеет право увеличить их стоимость на сумму НДС для последующего расчета налога на прибыль. Это указано в абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ.
Это же касается и товаров, которые реализуются в месте, не признаваемом территорией Российской Федерации.
Принципы ведения раздельного учета по НДС
1. В одном виде деятельности.
При приобретении товаров и услуг, которые целиком используются в облагаемой налогом деятельности, трудностей у налогоплательщика с отображением их в налоговом учете не возникает. Так, предъявленный поставщиком к вычету НДС покупатель целиком сможет принять к вычету на основании п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.
Если же приобретаемые товары будут полностью использоваться в освобожденной от обложения налогом деятельности, то сумма НДС целиком будет отнесена к увеличению их стоимости.
2. В нескольких видах деятельности.
В тех же случаях, когда приобретаемые товары, основные средства (ОС), услуги, нематериальные активы (НМА), работы или имущественные права будут использоваться как в налогооблагаемой, так и в освобожденной от НДС деятельности, распределение НДС при раздельном учете будет особым. Тогда часть предъявленного поставщиком налога может быть использована как вычет, а другая часть — направлена на увеличение стоимости покупки.
Для того чтобы определить, какая сумма налога будет использована в качестве вычета, а какая пойдет на увеличение стоимости, необходимо высчитать пропорцию (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Налогоплательщику следует внести запись о поступившем счете-фактуре в книге покупок только в той части, которая пойдет на вычет (п. 2, подп. «у» п. 6, п. 23(2) Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Особенности расчета пропорции при раздельном учете НДС
Пропорция определяется на основании данных налогового периода, которым является квартал (письма Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121 и ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/373@). Распределять «зашедший» от поставщика НДС следует в том налоговом периоде, когда товары были приняты на учет (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159).
Исключение составляют основные средства и нематериальные активы, которые были приняты на учет в первом или втором месяце квартала. Распределять НДС в соответствии с пропорцией по этим активам налогоплательщик вправе по итогам того месяца, когда они были отображены в учете в связи с их приемкой (подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Кроме того, особые правила при расчете пропорции действуют и в отношении:
- операций с фининструментами срочных сделок (подп. 2 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
- клиринговых операций (подп. 3 п. 4.1 ст. 170 НК РФ);
- операций по предоставлению займа ценными бумагами или деньгами, операций РЕПО (подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ) или продажи ценных бумаг (подп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).
Для того чтобы разобраться, как ведется раздельный учет НДС, следует ознакомиться с такими формулами:
где ПНДС – пропорциональный НДС к вычету;
СНДС – суммарное значение выручки по товарам, отгруженным в рамках налогооблагаемых операций;
Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.
НДС – сумма НДС, направляемая на увеличение стоимости товаров;
Снеобл – стоимость товаров, отгруженных в рамках освобожденных от налогообложения операций;
Собщ – общая сумма отгруженных товаров за отчетный период.
Указанные выше формулы выведены на основании норм, содержащихся в п. 4.1 ст. 170 НК РФ. При этом в расчете пропорции не следует учитывать те поступления, которые не могут быть признаны выручкой от реализации товаров. Это:
- проценты по депозитным вкладам (письмо Минфина от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
- дивиденды по акциям (письма Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64, от 11.11.2009 № 03-07-11/295);
- дисконты по векселям (письмо Минфина России от 17.03.2010 № 03-07-11/64);
- суммы, полученные в виде штрафных санкций, связанных с изменением условий займа (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-07-08/188);
- полученное подразделением финансирование от головной компании (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 № 2037/12);
- сделки эмитентов депозитарных расписок России по размещению этих расписок, а также по связанной с расписками купле-продаже ценных бумаг (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ).
При подсчете общей суммы отгруженных товаров за отчетный период следует учитывать реализацию как на территории России, так и за ее пределами (определение ВАС РФ от 30.06.2008 № 6529/08).
Использовать другие формулы для расчета пропорций — например, исходя из площади помещений, которые используются для облагаемой и освобожденной от налога деятельности, — нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2009 № А33-7683/08-Ф02-959/09).
Для расчета пропорции необходимо брать стоимость отгруженных товаров без учета НДС (письмо Минфина от 18.08.2009 № 03-07-11/208, ФНС России от 21.03.2011 № КЕ-4-3/4414). При этом необходимо учитывать, что сложившаяся судебная практика полностью поддерживает выводы финансового ведомства и контролеров (постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008№ 7185/08).
Чиновники, Президиум ВАС РФ и нижестоящие арбитражные суды обосновывают свои решения тем, что ведение раздельного учета по НДС должно быть в сопоставимых значениях. Причем при расчете как облагаемых НДС операций, так и не облагаемых.
В то же время некоторые судьи не усматривают в ст. 170 Налогового кодекса прямого указания на то, что при расчете пропорции надлежит исключить сумму НДС, и выносят решения в пользу налогоплательщиков, которые не соглашаются с озвученной выше позицией (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2007 № Ф04-2637/2007(33744-А45-42) по делу № А45-6961/2006-46/292, ФАС Московского округа от 28.06.2007, 29.06.2007 № КА-А40/5984-07 по делу № А40-73242/06-129-462).
Методика раздельного учета НДС
В гл. 21 НК РФ не прописана методика раздельного учета НДС, поэтому налогоплательщики определяют ее самостоятельно. На практике предприятия закрепляют методические рекомендации по раздельному учету НДС в своей учетной политике (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 № А55-19268/2010 и письмо УФНС Москвы от 11.03.2010 № 16-15/25433).
Если же предприятие фактически пользуется раздельным учетом НДС, но в правилах по его ведению в учетной политике это не отражено, то имеется возможность оспорить вероятный отказ фискалов в праве на вычет в суде. В этом случае необходимо только представить доказательства того, что такое разделение при учете НДС ведется (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2011 № А53-19990/2010).
Однако существует и негативная судебная практика для налогоплательщиков, которые не смогли доказать, что раздельный учет ведется (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2011 № Ф03-2961/2011). Поэтому игнорировать отражение правил раздельного учета в учетной политике не стоит.
Как ведется раздельный учет НДС: проводки
Необходимо открыть субсчета второго порядка для учета поступающего от поставщиков НДС. Так, на субсчете 19-1 будет собираться НДС по товарам (услугам, ОС, НМА), которые используются в обоих видах деятельности. На 19-2 предлагается накапливать НДС по товарам, которые будут использованы в облагаемой налогом деятельности. На субсчете 19-3 будет учитываться НДС, который впоследствии увеличит стоимость товаров, используемых в освобожденной от налогообложения деятельности.
Пример проводок при оприходовании основного средства:
Дт 08 Кт 60 (от поставщика принято оборудование) — 60 000 руб.
Дт 01 Кт 08 (оборудование принято на учет) — 60 000 руб.
Дт 44 Кт 02 (начислена амортизация линейным способом, срок использования оборудования — 4 года) — 1 250 руб.
Дт 19-2 Кт 19-1 (НДС, который будет использован в качестве вычета) — 7 000 руб.
Дт 19-3 Кт 19-1 (сумма НДС, которая пойдет на увеличение стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 68 Кт 19-2 (НДС, принятый к вычету) — 7 000 руб.
Дт 01 Кт 19-3 (увеличение балансовой стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 44 Кт 02 (доначисление амортизации за июнь) — 62,5 руб.
Дт 44 Кт 02 (амортизация за июль) — 1 131,25 руб.
Когда можно не вести раздельный учет по НДС
Иногда могут возникать ситуации, когда налогоплательщик осуществляет налогооблагаемые и освобожденные от налогообложения операции, но обязанности по ведению раздельного учета НДС у него не возникает.
До 2018 года налогоплательщики могли не вести раздельный учет налога в тех налоговых периодах, когда общие расходы по операциям, освобожденным от НДС (не облагаемым НДС) меньше или равны 5% от суммарного значения всех расходов на производственный процесс. В эти периоды все суммы предъявляемого поставщиками НДС подлежали вычету целиком. С 2018 года ведение раздельного учета стало обязательным и в таких периодах. При этом возможность брать в них весь налог к вычету сохранилась.
Важно помнить, что при расчете показателей используются именно затраты на ведение необлагаемых операций, а не выручка от такой деятельности (письмо Минфина от 08.09.2011 № 03-07-11/241). При этом при исчислении 5% барьера учитываются расходы по всем не облагаемым НДС операциям, а не по какой-то одной (письмо ФНС от 03.08.2012 № ЕД-4-3/12919@).
Также суды признают за налогоплательщиками право не вести раздельный учет:
- если товары сразу были приобретены для целей, не облагаемых НДС, но впоследствии их назначение было изменено (определение ВАС РФ от 26.06.2008 № 8277/08);
- если предъявлены к погашению векселя третьих лиц с учетом того, что основная деятельность, облагаемая НДС, тоже ведется.
В этом случает ФАС Московского округа встал на сторону налогоплательщика, указав, что тот не должен вести раздельный учет, поскольку ни общеадминистративные, ни производственные расходы не могут быть включены в затраты по приобретению векселей. Кроме того, в п. 4 ст. 170 НК РФ не упоминается об операциях, связанных с обращением ценных бумаг — только о товарных операциях (постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/9481-09).
Итоги
Обязанность ведения раздельного учета, предъявляемого поставщиками НДС, возникает в том случае, если налогоплательщик осуществляет и облагаемую, и не облагаемую данным налогом деятельность. Условия и принципы ведения такого учета указаны в пп. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ, но его методику налогоплательщики определяют самостоятельно.
Если предприятие приобретает материалы, товары или услуги, которые впоследствии будут использоваться для обоих видов деятельности, то следует высчитать пропорцию, в соответствии с которой будет делиться входной НДС. При этом часть налога будет использована в виде вычета при учете операций, облагаемых НДС, а другая доля пойдет на увеличение стоимости активов, которые использовались в операциях, не облагаемых НДС.
Налог на добавленную стоимость: отдельные пояснения по ведению раздельного учета
Типичной ошибкой налогоплательщиков, осуществляющих одновременно операции, которые облагаются НДС, так и те, которые освобождаются от налогообложения, является принятие к вычету сумм «входного» налога в полном объеме.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ в данном случае суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС. Эти суммы принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
Таким образом, бюджетное учреждение не может принять к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 и в ст. 149 НК РФ. Указанное ограничение распространяется также и на учреждения, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Налоговое законодательство в данном случае обязывает вести раздельный учет «входного» НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам. Причем раздельный учет должен быть организован таким образом, чтобы подтвердить обоснованность применения налоговых вычетов по материальным ресурсам (работам, услугам), используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Если же раздельный учет не ведется, бюджетное учреждение не вправе принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам. Сумма налога в данной ситуации не подлежит включению и в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций. Такое правило установлено п. 4 ст. 170 НК РФ.
Учитывая, что порядок ведения раздельного учета НДС не установлен НК РФ, бюджетное учреждение определяет его самостоятельно, отразив в учетной политике.
Если учреждение заранее знает, какие из приобретенных товаров (работ, услуг) будут использоваться в облагаемых или не облагаемых налогом операциях, то сложностей с ведением раздельного учета не возникает.
Однако на практике не всегда возможно определить, какие из приобретенных товаров (работ, услуг) и в каком объеме были непосредственно использованы в облагаемых и необлагаемых НДС операциях.
Для таких расходов предусмотрен особый порядок распределения сумм «входного» НДС. При определении суммы НДС, которую можно принять к вычету, бюджетное учреждение должно рассчитать долю стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период.
По мнению Минфина России к общим расходам относятся, прежде всего, расходы, определяемые для целей налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе общехозяйственные расходы.
Порядок распределения общих расходов также должен быть отражен в учетной политике учреждения.
Раздельный учет не нужен
Если в налоговом периоде доля совокупных затрат на производство продукции, не облагаемой НДС, не больше 5% всех расходов, к вычету можно принять весь «входной» налог.
Есть еще один способ не вести раздельный учет. Как показывает практика, применять освобождение от налогообложения НДС иногда бывает невыгодно. В связи с этим бюджетное учреждение в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ может отказаться от освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного п. 3 той же статьи НК РФ.
В этом случае отсутствует необходимость вести раздельный учет «входного» налога, и учреждение вправе всю сумму налога, предъявленную поставщиками товаров (работ, услуг), основных средств имущественных прав, принять к вычету.
Для этого следует в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого учреждение намерено отказаться от освобождения или приостановить его, представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление.
При этом не допускается отказ от освобождения от налогообложения или приостановление освобождения от налогообложения на срок менее одного года. Кроме того, такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) у учреждения соответствующих товаров (работ, услуг).
Исправление ошибок
Следует помнить, что, если бюджетное учреждение примет к вычету всю сумму «входного» налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для освобожденных от НДС операций, налог подлежит восстановлению. Бюджетное учреждение при обнаружении данной ошибки обязано в соответствии со ст. 81 НК РФ внести необходимые изменения в налоговую декларацию по НДС и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором производились вычеты налога.
Напомним, что при представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, согласно п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности только в случаях:
– представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за этот период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
– представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Список использованной литературы
- Нал оговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.);
- Приказ Мин фина России от 16.12.2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (ред. от 31.12.2015 г.).
Как налоговики камералят раздел 7 декларации по НДС
В предыдущем номере мы отвечали на вопросы о том, как нужно заполнять разные графы раздела 7 декларации по НДС. А сейчас мы расскажем, когда нужно нести документы в инспекцию в рамках камеральной проверки декларации по НДС, а когда в этом нет необходимости.
Нам налоговая прислала письмо с требованием объяснить, почему доход в декларации по налогу на прибыль больше, чем стоимость реализации товаров в декларации по НДС.
А доход больше потому, что мы выдали заем и я по нему начисляю проценты, которые отражаю в декларации по прибыли в строке «Внереализационные доходы». Я что-то не пойму: я должна была в декларации по НДС как-то отражать эти проценты? Что им объяснять-то?
: Да, сумму начисленных за квартал процентов по займу вы должны были отражать в разделе 7 как операцию, не облагаемую НДС подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ .
Если вы этого не делали, то вам сейчас нужно представить в инспекцию уточненные декларации по НДС, в состав которых надо включить раздел 7 и указать в нем Письмо ФНС от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7896 :
- в графе 1 строки 010 — код операции 1010292;
- в графе 2 строки 010 — сумму процентов по займу, начисленную за истекший квартал;
- в графе 3 — стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС;
- в графе 4 — входной НДС по покупкам, не подлежащий вычету.
Как мы поняли, выдача займов — это не основной вид вашей деятельности, а лишь единичная операция. Так что наверняка у вас в квартале, за который вы начислили проценты по займу, расходы, связанные с выдачей займа, очень маленькие и составляют менее 5% от общей суммы затрат по всем операциям (как облагаемым, так и не облагаемым НДС). А в этом случае вы можете весь входной НДС принимать к вычет у п. 4 ст. 170 НК РФ . То есть указывать его в разделе 3 декларации по НДС, а в графе 4 раздела 7 декларации поставить прочер к Письмо Минфина от 02.08.2011 № 03-07-11/209 .
Таким образом, сумма НДС, которую вы приняли к вычету и ранее отразили в разделе 3 декларации по НДС, у вас не изменится. Так что после представления уточненной декларации вместе с разделом 7 вам ничего в бюджет доплачивать не придется. При этом штраф по ст. 119 НК РФ за представление декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) вам не грозит, поскольку такая ответственность в НК не установлен а Постановление ФАС УО от 14.04.2009 № Ф09-2116/09-С3 . А вот за непредставление самого раздела 7 налоговики могут оштрафовать вас на 200 руб. как за непредставление сведений, необходимых для налогового контрол я ст. 126 НК РФ .
Так как с этого года счета-фактуры по необлагаемым операциям по ст. 149 НК РФ можно не выписывать, то их не будет в книге покупок и продаж. Раньше для заполнения раздела 7 я брала данные из них.
А какие теперь документы придется нести в инспекцию для камеральной проверки раздела 7, налоговики ведь требуют их каждый квартал?
: Что касается необходимости представления в ИФНС документов для камеральной проверки раздела 7, то вопрос спорный.
Действительно, Минфин и налоговики освобождение от НДС операций по ст. 149 НК РФ расценивают как применение льгот ы Письмо Минфина от 10.10.2008 № 03-07-07/103 . Ведь по операциям, упомянутым в п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик может отказаться от освобождени я п. 5 ст. 149 НК РФ . Именно поэтому инспекторы и запрашивают документы, подтверждающие право не платить НДС с выручки в рамках камералк и п. 6 ст. 88 НК РФ . И некоторые суды считают, что налогоплательщик обязан представить документы, так как освобождение определенных операций от НДС — это льгот а Постановления ФАС ЗСО от 27.01.2014 № А27-3819/2013; ФАС УО от 08.07.2013 № Ф09-5197/12 .
В то же время многие суды делают вывод, что освобождение от уплаты НДС — это не льгота, поэтому налогоплательщик не обязан обосновывать ее применение документально. И если организация не представляет требуемые налоговиками документы, то ее нельзя привлечь к ответственности — ни оштрафовать по ст. 126 НК РФ, ни доначислить НДС и пен и Постановления ФАС СЗО от 12.03.2014 № А26-5082/2013, от 13.02.2014 № А26-4234/2013, от 16.10.2013 № А26-951/2013; ФАС МО от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409; ФАС ПО от 25.07.2013 № А55-26714/2012, от 04.04.2013 № А55-20343/2012, от 21.12.2012 № А12-19805/2011, от 12.12.2012 № А12-5212/2012 .
С представлением документов при камеральной проверке раздела 7 декларации все очень туманно. Но проверяющие, конечно, будут требовать, чтобы вы их принесли
Но если вы не намерены спорить, то документы в рамках камералки по требованию налоговиков придется представить. При этом вы несете те документы, из которых будет видна правомерность применения освобождения. Действительно, если вы не будете составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям, то налоговики теперь не смогут сверить графу 9 книги продаж «стоимость продаж, освобождаемых от налога» с графой 2 раздела 7 декларации по НДС. Но справедливости ради надо сказать, что они и раньше, помимо книг продаж, покупок и счетов-фактур, просили представить много других документов. В частности, договоры, первичку (накладные, акты выполненных работ), платежки, документы, подтверждающие ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций (например, оборотки по счетам 90, 19), расчет распределения сумм входного НДС по облагаемым и необлагаемым операциям. В общем, по сути, ничего не изменилось. В ИФНС придется нести все те же документы.
: Нет, такая обязанность Кодексом не установлена. В ст. 148 НК РФ перечислены только документы, которые подтверждают место выполнения работ (оказания услуг ) п. 4 ст. 148 НК РФ . Но в НК о представлении этих документов в ИФНС вместе с декларацией по НДС нет ни слова, в отличие, например, от экспортных поставо к п. 9 ст. 167 НК РФ .
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размер е п. 1 ст. 56 НК РФ . Причем налогоплательщик вправе отказаться от использования льгот ы п. 2 ст. 56 НК РФ .
Однако имейте в виду, что налоговики часто запрашивают эти документы в рамках камеральных проверок деклараций по НДС. Дело в том, что они хитрят и возможность не начислять НДС при оказании услуг, местом реализации которых территория РФ не является, приравнивают к применению льготы. Это сделано для того, чтобы вроде как законно потребовать от вас документы в рамках камералк и п. 6 ст. 88 НК РФ . Но если вы по требованию налоговиков не представите документы, подтверждающие правомерность неначисления НДС, то они могут по итогам камеральной проверки доначислить вам НДС и пени.
Конечно, если вы не хотите ссориться со своей ИФНС, можете представить все запрашиваемые в рамках камералки документы. Но знайте, что, если потом у вас будут аналогичные операции, налоговики опять будут требовать у вас документы в рамках камералки.
Но это неправильно, на самом деле налоговики просто подменяют выездную проверку камеральной. И если вы готовы с ними поспорить, то знайте: по мнению судов, отсутствие обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций по реализации товаров за пределами территории РФ льготой не является. Ведь такая реализация не является объектом обложения НДС. В то время как налоговые льготы применяются только в отношении объектов налогообложени я Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 № А05-17483/2009, от 01.06.2010 № А05-17481/2009 . Так что требование ИФНС о представлении документов вы можете не выполнят ь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ . Причем налоговики не имеют права:
Налог на добавленную стоимость: отдельные пояснения по ведению раздельного учета
Типичной ошибкой налогоплательщиков, осуществляющих одновременно операции, которые облагаются НДС, так и те, которые освобождаются от налогообложения, является принятие к вычету сумм «входного» налога в полном объеме.
Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ в данном случае суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС. Эти суммы принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
Таким образом, бюджетное учреждение не может принять к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 и в ст. 149 НК РФ. Указанное ограничение распространяется также и на учреждения, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Налоговое законодательство в данном случае обязывает вести раздельный учет «входного» НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам. Причем раздельный учет должен быть организован таким образом, чтобы подтвердить обоснованность применения налоговых вычетов по материальным ресурсам (работам, услугам), используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Если же раздельный учет не ведется, бюджетное учреждение не вправе принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам. Сумма налога в данной ситуации не подлежит включению и в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций. Такое правило установлено п. 4 ст. 170 НК РФ.
Учитывая, что порядок ведения раздельного учета НДС не установлен НК РФ, бюджетное учреждение определяет его самостоятельно, отразив в учетной политике.
Если учреждение заранее знает, какие из приобретенных товаров (работ, услуг) будут использоваться в облагаемых или не облагаемых налогом операциях, то сложностей с ведением раздельного учета не возникает.
Однако на практике не всегда возможно определить, какие из приобретенных товаров (работ, услуг) и в каком объеме были непосредственно использованы в облагаемых и необлагаемых НДС операциях.
Для таких расходов предусмотрен особый порядок распределения сумм «входного» НДС. При определении суммы НДС, которую можно принять к вычету, бюджетное учреждение должно рассчитать долю стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период.
По мнению Минфина России к общим расходам относятся, прежде всего, расходы, определяемые для целей налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе общехозяйственные расходы.
Порядок распределения общих расходов также должен быть отражен в учетной политике учреждения.
Раздельный учет не нужен
Если в налоговом периоде доля совокупных затрат на производство продукции, не облагаемой НДС, не больше 5% всех расходов, к вычету можно принять весь «входной» налог.
Есть еще один способ не вести раздельный учет. Как показывает практика, применять освобождение от налогообложения НДС иногда бывает невыгодно. В связи с этим бюджетное учреждение в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ может отказаться от освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного п. 3 той же статьи НК РФ.
В этом случае отсутствует необходимость вести раздельный учет «входного» налога, и учреждение вправе всю сумму налога, предъявленную поставщиками товаров (работ, услуг), основных средств имущественных прав, принять к вычету.
Для этого следует в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого учреждение намерено отказаться от освобождения или приостановить его, представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление.
При этом не допускается отказ от освобождения от налогообложения или приостановление освобождения от налогообложения на срок менее одного года. Кроме того, такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) у учреждения соответствующих товаров (работ, услуг).
Исправление ошибок
Следует помнить, что, если бюджетное учреждение примет к вычету всю сумму «входного» налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для освобожденных от НДС операций, налог подлежит восстановлению. Бюджетное учреждение при обнаружении данной ошибки обязано в соответствии со ст. 81 НК РФ внести необходимые изменения в налоговую декларацию по НДС и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором производились вычеты налога.
Напомним, что при представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, согласно п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности только в случаях:
– представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за этот период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
– представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Список использованной литературы
- Нал оговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.);
- Приказ Мин фина России от 16.12.2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (ред. от 31.12.2015 г.).
Пояснительная записка в налоговую
Пояснительная записка в налоговую
По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.
Когда налоговая запрашивает пояснения
Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:
- Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.
- Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.
- Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.
Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.
Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.
Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Как писать пояснения в налоговую
Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:
- наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
- заголовок «Пояснения»;
- обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
- непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
- если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
- подпись руководителя.
Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию. Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет. Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» — одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.
Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.
Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком
Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС
С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.
Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.
Источник: https://advokat-bondarenko.ru/obraztsy-dokumentov/poyasneniya-obrazets-v-nalogovuyu-o-razdelnom-uchete-nds.html
Пояснение по НДС в налоговую: образец
poyasnenie_po_nds_v_nalogovuyu_obrazec.jpg
Пояснения в налоговую по НДС – это разъяснения налогоплательщика в ответ на требование ИФНС, в котором сформулированы установленные проверкой расхождения. Существует две категории причин для направления подобного запроса:
- расшифровка информации по включенным в декларацию НДС льготируемым операциям;
- обнаружение в отчете неточностей и ошибок (различают 9 вариантов ошибок, каждому из которых соответствует определенный код).
Пояснять каждую из причин приходится по-разному, и при этом следует помнить, что налоговики ждут ответ только на поставленные вопросы, не требуя дополнительных сведений.
Пояснения в налоговую по нулевому НДС
Если ИФНС запрашивает информацию о льготируемых операциях, то разъяснения формируют в виде реестра документов, подтверждающих право на примененную льготу по налогу (письмо ФНС № ЕД-4-15/1281@от 26.01.2017). Форма реестра представлена в приложении № 1 к письму ФНС № ЕД-4-15/1281@.
К заполненному реестру прилагают перечень договоров, на основании которых проводились сделки по льготируемым операциям и непосредственно сами соглашения. Прилагать к реестру все документы не нужно, поскольку представление реестра освобождает плательщика от обязанности направления в ИФНС полного пакета таких бумаг. При необходимости их копии контролеры могут запросить позже. Впрочем, подать пояснения компания может и в другой форме, но реестр более предпочтителен в сравнении с другими формами пояснений.
В зависимости от присвоенного уровня налоговых рисков по сверке в системе СУР «АСК НДС-2» устанавливается конкретный список запрашиваемых документов. Порядок определения объема, подаваемых в ИФНС документов, представлен в Приложении № 2 к указанному выше письму. Правда, разъяснения по формированию реестра в письме ФНС отсутствуют, но приложение 3 к нему представляет заполненный образец. К реестру предприятие может составить письменные пояснения, но может и не составлять – по законодательству реестр является полноценным пояснением.
Пример пояснения в налоговую по реестру НДС 0% может выглядеть так:
«Пояснения к реестру проведенных хозяйственных операций,
облагаемых НДС по ставке 0%
В ответ на требование № 12345 от 20.10.2020, поступившее от ИФНС Советского района г. Челябинска, отвечаем:
К льготируемым операциям, которые наше Общество осуществляло на протяжении 3 квартала 2020 года, относится предоставление железнодорожных контейнеров и оказание услуг транспортной экспедиции при транзитных перевозках грузов иностранного происхождения по территории РФ (ст. 164 НК РФ). Услуги предоставлялись на основании контракта, заключенного с ООО «Транзит» 01.08.2020 г. № 4578/652 на общую сумму 4000000 руб.
Перечисленные услуги в полном объеме оказывались контрагенту в 3-м квартале 2020 г. согласно утвержденной спецификации.
К договору на предоставление услуг в подтверждение правомерного применения ставки НДС в размере 0% прилагаются:
- Транспортная железнодорожная накладная № 00001254/787;
- Дорожная ведомость № жд/п 879/2154;
- Корешок дорожной ведомости № жд/п 879/2154;
- Квитанции о приеме груза № 1145741-ТР-3/2».
Подписывает пояснение руководитель компании.
Предоставление пояснения в налоговую по НДС 0% может быть, как электронным, так и в форме бумажного документа.
Ответ в налоговую по НДС: пояснение по другим расхождениям
Срок для представления пояснений ограничен пятью рабочими днями и их отсчет начинается с даты получения требования от контролеров (п. 6 ст. 88 НК РФ). Получение компанией требования с указанием конкретных кодов ошибок требуют тщательного анализа: неточности могут привести к занижению суммы НДС в декларации, либо не привести к ним, и это влияет на форму представления пояснений. Пояснением может служить и уточненная декларация, и письменные разъяснения, изложенные в свободной форме.
Если, проанализировав данные декларации, компания не выявила ошибок, то в пояснениях нужно указать на их отсутствие, а также на отсутствие оснований для составления уточненной декларации. Необходимо пояснить, почему расхождения, на которые указала ИФНС, не являются ошибкой. При этом компания вправе дополнить пояснения документами, подтверждающими правдивость информации в декларации. Например, пояснение в налоговую по уменьшению НДС может быть построено таким образом:
poyasneniya_nds.jpg
Если неточности, выявленные в декларации, не привели к занижению величины НДС, то в пояснениях отражают причины возникшей ошибки и исправленные сведения. Вместо пояснений фирма вправе сдать уточненную декларацию, либо и декларацию, и пояснения – плательщик волен выбрать самостоятельно.
Обязательным является представление уточненной декларации, если обнаруженные ошибки привели к занижению суммы налога. И в этой ситуации «уточненка» может сопровождаться письмом-пояснением, а может быть представлена и без него.
Письмо-пояснение в налоговую по НДС по ошибкам и расхождениям должно подаваться в том же формате, в котором подается декларация. Если декларация по НДС подается электронно, то и пояснения представляют в том же формате по ТКС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Электронный формат утвержден приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnenie-po-nds-v-nalogovuyu-obrazec
Ответ на требование пояснений по НДС в примерах
Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.
Основы отчетности
Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.
Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:
- Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
- Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
- Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
- Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
- Есть подозрение, что налоговая база занижена.
- Отсутствуют необходимые документы.
- Доля вычетов НДС слишком высока.
Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.
Превышение допустимой доли вычетов
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2018 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.
Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.
Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.
В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.
Перенос вычета НДС на другие периоды
Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:
- вычеты с авансов;
- вычеты покупателя — налогового агента;
- вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
- командировочные вычеты.
Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.
Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.
Ответ на требование № ___________ от __________
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.
Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.
Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад
Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:
Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с полученного от покупателя аванса
ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.
Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.
В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.
Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре
ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.
Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.
Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.
Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.
Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.
Ответить можно примерно так:
Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с перечисленного поставщику аванса
ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:
- продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
- между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.
Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.
Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.
Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС
О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.
Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.
Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:
При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.
В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:
- устав;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
- приказ о назначении генерального директора;
- справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.
В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».
Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.
Ошибка в счете-фактуре
Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:
- продавца или покупателя;
- наименование товара, услуги;
- стоимость;
- ставку либо сумму НДС.
Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.
Пояснение в таком случае может выглядеть так:
Ответ на требование № ___________ от __________
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счета-фактуры
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.
Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».
Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).
Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.
На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.
Источник: https://kontursverka.ru/stati/otvet-na-trebovanie-poyasnenij-po-nds-v-primerex