Попал в яму на дороге, пробил колеса, могу ли подать в суд?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попал в яму на дороге, пробил колеса, могу ли подать в суд?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

производство передали новым приставам. Именно по такой цене взыскатели имеют право выкупать имущество. Эта процедура бесплатная.

Содержание:

Что делать, если попал в яму на дороге?

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый год в начале весны автовладельцы наблюдают одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество новых ям и выбоин. Процесс образования ям связан с большим количеством воды на дорогах и был рассмотрен в отдельной статье.

Сегодня же речь пойдет о том, что делать водителю, если его автомобиль попал в яму, пробил колесо или получил другие повреждения:

Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо. На втором месте — поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.

Является ли попадание в яму ДТП?

В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Пункт 1.2 ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.

Оформление документов при попадании в яму

Если автомобиль получил механические повреждения и Вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению ДТП с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят Вам рассчитывать на удачный исход дела.

В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, т.к. в происшествии участвует только 1 автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. Это можно сделать, позвонив с мобильного телефона по номеру 102.

До приезда патрульного автомобиля у Вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств:

1. Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.

2. Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:

  • Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома);
  • Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком;
  • Видимые повреждения автомобиля;
  • Яма, которая послужила причиной аварии;
  • Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.

После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.

В процессе заполнения документов следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.

Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:

5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В ГОСТ есть целая таблица, в которой указываются максимальные размеры повреждений.

Например, для отдельной выбоины, просадки или пролома максимальные размеры составляют: длина — 15 см, глубина — 5 см, площадь 0,06 м 2 .

Если автомобиль получил повреждения в яме, которая одновременно длиннее 15 см, глубже 5 см, и площадь которой больше 0,06 м 2 , то шансы выиграть в суде дело против дорожников очень хорошие.

С кем судиться, если пробил колесо на дороге?

В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание данного участка дороги. Такую информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Однако водителю важен не сам факт наложения штрафа, а реквизиты ответственной организации.

Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.

Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика.

Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное — уведомить о ее проведении.

После получения результатов экспертизы Вы можете направить организации-ответчику досудебную претензию с требованием о добровольном возмещении ущерба.

В письмо нужно вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.

На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе Вы получите отказ или не получите ничего.

При обращении в суд владелец автомобиля должен оплатить государственную пошлину:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

Данная сумма впоследствии будет взыскана с ответчика, однако при обращении в суд оплатить ее придется самостоятельно.

Для взыскания стоимости ремонта автомобиля в суд нужно подать документы о дорожно-транспортном происшествии, а также результаты независимой экспертизы.

Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. Т.е. в финансовом плане справедливость можно восстановить.

Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени, которое будет потрачено на посещение различных организаций. Поэтому если повреждения небольшие и ремонт обошелся не дорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.

Как избежать попадания в яму?

На практике у водителя есть возможность взыскать деньги за ремонт автомобиля с дорожников, однако гораздо проще соблюдать меры предосторожности, которые позволят избежать повреждения автомобиля:

  • В первую очередь будьте внимательны при управлении автомобилем весной. Именно в это время года образуется огромное количество ям.
  • Если дорога покрыта водой, снизьте скорость до минимума. Это касается в том числе и хорошо знакомых дорог. Яма успевает образоваться на дороге в течение одного дня и если попасть в нее на большой скорости, можно не только пробить покрышку, но и вообще оторвать колесо. Небольшая скорость движения позволит свести ущерб к минимуму.
  • Не пытайтесь в последний момент объехать яму. Если водитель перед попаданием в яму отвернет руль в сторону, то он «загрузит» именно то колесо, которое попадет в яму. Это значительно увеличит силу удара и скорее всего приведет к повреждению покрышки. Лучше проехать через яму напрямую, чем неправильно загрузить одно из колес.

Соблюдение этих несложных правил позволит уберечь Ваш автомобиль. Однако если неприятность все же произошла и автомобиль получил повреждения в яме, то смело вызывайте ГИБДД и обращайтесь в суд.

Источник: https://pddmaster.ru/dtp/popal-v-yamu.html

Можно ли получить с дорожников деньги за пробитое в яме колесо

Что нас ждет весной? Снова яма на яме. Мне стыдно за мой родной город Нижний Новгород — у нас нет дорог по определению, и притом неважно, центр это города или окраина, порой в центре бывает еще и хуже. Могу сказать только одно: раньше такого не было, сейчас в последние годы с приходом новой региональной власти, город попросту брошен. Вот и приходится по этим колдобинам проезжать медленно, словно «чайник». А налоги у нас одни из самых высоких в стране.

Думаю, состояние дорог по России в целом не слишком отличается от Нижнего, где-то, конечно, лучше, ну а где-то, может, и хуже, за исключением разве что только Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь не зря по статистике целых 20% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Для сравнения: ДТП по вине пьяных водителей составляет 7%. Разницу почувствовали?

Допустим, вы наехали на яму, в результате чего пострадал ваш автомобиль. Как себя вести в такой ситуации и с кого требовать компенсацию на ремонт?

Первое — сразу найдите свидетелей (двух вполне будет достаточно), перепишите их ФИО, телефон, желательно паспортные данные и, по возможности, краткие их объяснения. Если с вами в машине были пассажиры, значит, свидетели уже есть. Для тех, кто вдруг не знает: родственники тоже могут быть свидетелями.

Третье — до приезда инспекторов, выставите знак аварийной остановки и ничего не трогайте, машину с места не сдвигайте. И обязательно сфотографируйте яму, участок дороги, поврежденный автомобиль. Снимите еще и видео. Есть видеорегистратор? Хорошо, воспользуйтесь им.

По приезде сотрудников ГИБДД приобщите видеозапись к делу. Только вот фото, флэшку сразу в руки инспекторам отдавать не надо. Сделайте просто запись в протоколе о том, что вы готовы приобщить к материалам дела фото и видеозапись в отделении ГИБДД в назначенный день разбора.

Суть фото- и видеофиксации заключается в том, что после того, как ГИБДД, проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть залатать яму до судебного разбирательства, будто бы ничего и не было (это случается сплошь и рядом). Вот поэтому у вас на руках и должны быть фото- или видеодоказательства существования ямы, желательно с указанием даты и времени съемки.

При наличии КАСКО позвоните в страховую компанию и вызовите их представителя. Возможно, он поможет спланировать дальнейшие действия и понять, нужно ли бороться дальше или страховщики возместят ущерб.

Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то требуйте внесения этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Настаиваете на том, чтобы вам сразу же выдали копию протокола. Также внесите в протокол просьбу уведомить вас о том, когда и где состоится группа разбора. Это специальное мероприятие, проводимое инспектором ДПС с целью выяснения всех обстоятельств ДТП для последующего принятия решения об установлении виновности того или иного лица (разбор ДТП). На нем может присутствовать кто угодно, а участнику, тем более потерпевшему, настоятельно рекомендуется присутствовать.

Далее составьте акт видеосъемки и фотографирования. Эту бумагу в простой письменной форме составляет пострадавшая сторона, то есть вы. В акте фотографирования водитель указывает, сколько им сделано фотографий и что конкретно изображено на каждой отдельной фотографии. Также и с видео. В акте все подробно описывать не надо, все кратко, только факты на одном листе. Впишите в акт все данные свидетелей, а в конце поставьте подпись и дату. И вот только тогда вы можете спокойно уехать.

Затем контролируйте всю ситуацию, включая личное присутствие на группе разбора, куда вы уже принесете свои фото и видео. Сотрудники ГИБДД должны вас проинформировать о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась эта яма. Эта компания и предстанет перед судом в роли ответчика.

Если инспекторы не выдают виновного, обращайтесь в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд. Главное — составьте обращение грамотно и укажите о вашем требовании от прокуратуры им самим инициировать судебный процесс. Образец заявления есть ниже.

Если в прокуратуру обращаться не пришлось, и данные о будущем ответчике известны —обращайтесь в оценочную компанию для определения суммы ущерба и отправляйте виновнику письменное требование о добровольном возмещении вреда. Если через месяц ответа не получили или вам дан письменный отказ, то вам дорога только в суд.

Составляем исковое заявление, прикладываем к нему все имеющиеся материалы и подаем в районный суд по месту нахождения ответчика. Если в результате наезда на яму вашему здоровью был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

И не надо бояться потери времени и денег на оценку, судебные издержки и на юриста. Как правило, суды не отказывают автомобилистам в возмещении всех понесенных расходов. Просто не забудьте сохранить все платежные документы.

«А должны ли дорожники вообще платить за нанесенный ямами ущерб?» — спросите вы. Должны, еще как. Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги.

Ну а теперь обращаюсь я к тем ругающим нашу власть водителям, которые утверждают, что у нас никому ничего не надо, которые только на кухне кричат, что все бесполезно. А между тем каждый день сами проезжают по одной и той же яме во дворе своего дома или работы и даже не пытаются эту яму залатать. И тут хочется вспомнить Аркадия Райкина в его фильме «Мы с вами где-то встречались», где его герой на концерте изображал дворника, ворчавшего на мусор на улице, но так и не убравшего его.

Приведу я вам свой пример. Около моей прошлой работы, что в центре города у театра Драмы была ужасная дорога вся в ямах и ухабах, и так примерно метров 30. Мне это надоело, и я написал с приложением фото этих ям жалобу в прокуратуру. В течение того же месяца все ямы засыпали каким-то черным песком — я обрадовался, подумал: «Хотя бы так».

Но увы, прошел хороший ливень и через пару недель как ни в чем и не бывало те же ямы образовались снова. Я разозлился и написал снова грозную жалобу в прокуратуру с требованием не засыпать ямы непонятно чем, а заасфальтировать их. Через месяц была сделана полностью новая дорога — все 30 метров.

Обращаюсь к Вам с жалобой на бездействие Департамента по благоустройству и дорожному хозяйству г.Н.Новгорода, выразившееся в следующем:

Так, между жилыми 5-этажными домами № 9 и № 13 по улице Прыгунова (со стороны хлебного магазина, что в доме № 13) автомобильная дворовая дорога вся в ухабах и ямах. Между 1-м и 2-м подъездом 13-го дома на повороте к дому № 22 А по улице Автомеханическая также большая яма. Между домом № 13 и 9-этажным домом № 15 по той же улице Прыгунова поперек дороги по всей ее ширине вырезан асфальт.

Согласно п.3.1.2 действующего в России ГОСТ 50597-93:

Максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см.

Если дорожное покрытие не соответствует хотя бы одному из нормативов, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток в зависимости от их классификации.

В соответствии с российским законодательством полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несет Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

Ямы на указанном дорожном покрытии не соответствуют всем нормативам ГОСТа. Однако ответственным лицом не выставлены дорожные знаки, в темное время суток не устанавливается заграждение с предупредительными сигнальными огнями. И все возможные сроки по устранению ям по сегодняшний день нарушены.

Таким образом, на основании вышеизложенного, для устранения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, прошу Вас провести прокурорскую проверку, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования, а именно — вынести в адрес ответственной стороны представление об устранении нарушений в установленные Вами разумные сроки. Также прошу рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и наложить административный штраф на ответственного за данный участок дороги. Вместе с тем прошу Вас подготовить и направить в суд исковое заявление о признании бездействия виновного незаконным.

О результатах рассмотрения обращения и о конкретных принятых мерах, а также о результатах принятия этих мер и их исполнения прошу Вас в установленный законом 30-дневный срок направить мне письменный ответ по адресу…

Источник: https://www.kolesa.ru/article/mozhno-li-poluchit-s-dorozhnikov-dengi-za-probitoe-v-jame-koleso-2015-02-26

Автомобиль попал в яму или люк на дороге: как получить возмещение и с кого?

Если попали в яму на дороге

Несложный анализ статистики ГИБДД показывает, что в России каждый водитель в среднем хотя бы раз попадал в яму или выбоину на дороге – об этом говорит статистика ГИБДД. Но одними колдобинами дело не ограничивается – многие автомобилисты попадали в ситуацию, когда пробивали колесо в канализационном или ином люке. Некачественное дорожное полотно было и остается одной из самых распространенных причин ДТП. Что делать в таком случае, является ли это ДТП с вытекающими последствиями и, главное, как взыскать возмещение с виновников и можно ли это сделать вообще? Давайте выяснять!

Если попали в яму или люк – это ДТП или нет?

Определение ДТП закреплено в статье 2 ФЗ №196. Да, оно есть и в ПДД. Но федеральные законы гораздо приоритетнее постановлений Правительства РФ. Так вот, согласно норме, дорожно-транспортное происшествие не обязательно должно сопровождаться столкновением нескольких автомобилей и/или ранением людей.

Но в целом для того, чтобы данный инцидент считался ДТП, он должен включать в себя 2 критерия:

  • автомобиль участвовал в процессе дорожного движения (причём, остановка и стоянка также включена в этот процесс),
  • есть любой материальный ущерб, либо пострадавшие, либо погибшие в результате аварии.

Того же мнения, что попадание машины в глубокую яму или любой другой неподвижный объект считается ДТП, придерживается и ведомство ГИБДД на официальном сайте:

Выбоина или колдобина – это разновидность дорожной неровности, которая также может стать причиной ДТП. По отношению к любым колдобинам и выбоинам применяются правила, общие с ямами и люками.

Здесь важно отметить, что главным критерием дорожного происшествия является любое повреждение – причём, не только транспорта. Если в результате столкновения автомобиль вы не повредили, то и признаков ДТП нет. Это важно понимать, когда вы планируете просто уехать с места происшествия. И, если с ямами и колдобинами всё предельно просто, то с люком сложнее – если в результате попадания в него повреждена, к примеру, окантовка люка, то есть материальный ущерб (не важно, кому и по чьей вине). Следовательно, покидать место аварии запрещено, иначе можно лишиться прав.

Что делать в первую очередь?

Если колесо автомобиля застряло в яме или люке или машина повредилась иным образом, то водителю необходимо соблюсти обычный порядок действий при ДТП. Иными словами, речь идет про пункт 2.5 ПДД, согласно которому, нужно:

  1. немедленно остановиться, независимо от того, находится ли автомобиль в данный момент в люке или яме,
  2. вызвать сотрудников ГИБДД для фиксации ДТП,
  3. включить сигнализацию,
  4. выставить знак остановки в случае аварии,
  5. пока едут инспекторы, сфотографировать и/или снять на видео машину в яме, повреждения крупным планом, дорожную обстановку.

Если по итогам столкновения с ямой или люком ранены или погибли люди, то нужно помочь пострадавшим, освободить проезжую часть и привлечь очевидцев происшествия (п.2.6 ПДД).

Очень важно, чтобы были сняты размеры ямы, если речь идёт о ней. Требуйте этого от приехавших сотрудников. Если те отказываются, пишите ходатайство и под видеозапись вручайте инспекторам. Если этого сделать не получается, сфотографируйте самостоятельно яму с учётом следующих требований:

  • возьмите любой измерительный прибор (линейка или рулетка в идеале) и фотографируйте,
  • если мерить нечем, возьмите любой популярный предмет (упаковку от знака аварийной остановки, мобильник), который вы сможете принести в суд, и делайте фото, приложив его к яме – это нужно для того, чтобы затем можно было определить размеры ямы на фото,
  • желательно, чтобы на фото было подтверждение того, что вы снимаете именно ту яму и именно сразу после ДТП – желательно, чтобы на фоне была машина ДПС с госномерами, время на мобильнике и тому подобное.

Можно ли получить возмещение в 2020 году?

Да, разумеется. Согласно Гражданского кодекса, любой вред должен быть возмещён его причинителем. Поэтому последствия в виде ущерба для автомобиля (или того хуже – людей) можно компенсировать.

Но ключевым фактором здесь будет выступать виновность того или иного участника ДТП. Если сформулировать ответ на вопрос, можно ли взыскать выплату за яму, выбоину или люк на дороге, максимально кратко, то получится один из 2 вариантов: если яма не соответствует ГОСТу, либо люк был закрыт и выполнен в пределах норм законодательства, то водителю на практике 2020 года выпишут нарушение пункта 10.1 Правил (не выбрана скорость с учётом дорожной обстановки). Если же есть нарушение со стороны дорожников или иной организации, обслуживающей данный участок дороги, то вина ляжет чаще всего именно на них.

Примечательно, что в России уже давно действует специальный регламент, который регулирует состояние ям, колдобин и других неровностей на дороге. Согласно ГОСТ Р 50597-93, максимальные размеры дорожных углублений не должны превышать:

  • 15 см в длину,
  • 60 см в ширину,
  • 5 см в глубину.

Люк – часть инженерной сети города, за которую отвечают эксплуатирующие организации. По общему правилу люк, конечно же, должен быть закрыт. Если часть водоканала открыта, то возмещать вред должна эксплуатирующая организация. При этом, не имеет значения, полностью открыт люк или частично, либо если он оказался сломанным.

Но обратите внимание, люк может быть открытым в случае проведения ремонтных и других работ на соответствующем участке. Но даже в такой ситуации эксплуатирующая организация должна огородить рабочую территорию от проезда. Если участок был надлежащим образом огорожен, но водитель не уследил за дорогой (и снова 10.1 Правил), то возмещать вред ему никто не будет. Наоборот, это уже вы будете выплачивать за повреждённые ограждения.

На практике 2020 года этот пункт оказывается прецедентным. Это означает следующее: если водитель мог предвидеть большую яму и объехать ее без вреда для других участников дорожного движения, то он сам будет по большей части виноват в попадании в выбоину или люк на скорости.

Вменение пункта 10.1 ПДД – крайне распространенное явление, от которого можно и нужно защищаться. Ключевое значение будут иметь размеры ямы и обстоятельства дела в целом. Вам нужно будет доказать, что вы не могли предвидеть опасность столкновения с глубокой ямой, которая бы выразилась в материальном ущербе для автомобиля.

Таким образом, главная задача сразу после такого произошедшего ДТП – сделать так, чтобы не было никаких оснований выносить определение за нарушение пункта 10.1. Как это провернуть?

На самом деле, ничего сложного. Приехавшие на место аварии сотрудники ГИБДД дадут вам бумагу, на которой вы будете писать объяснение. Именно здесь, помимо прочего, необходимо указать приблизительно нижеследующее.

Двигался(ась) по указанной дороге со скоростью [значение вашей скорости должно быть не выше установленного на данном участке – и никаких +20 км/ч нештрафуемого порога] с учётом интенсивности движения, погодных и дорожных условий и особенностей моего транспортного средства, дорожное покрытие [сухое/влажное], время суток [тёмное/светлое]. Выбранная мной скорость обеспечивала возможность постоянного контроля в направлении движения опасности, которую я смог(ла) бы предвидеть.

Такие объяснения фактически означают ваше беспрекословное соблюдение указанного пункта. В такой ситуации вы фактически остаётесь невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное, и сотрудники ГИБДД вряд ли это будут делать прямо здесь и сейчас.

Если всё же в отношении вас вынесли определение (постановление за нарушение 10.1 не выносится, так как в 2020 году отсутствует наказание за его нарушение), то его обязательно нужно обжаловать. Собственно в мотивировочной части жалобы можно указать то же самое, что мы привели выше – иных доказательств нарушения 10.1 не должно быть, если, конечно, вы, действительно, соблюдали данный пункт.

Тем не менее, вероятность того, что вы сами и окажетесь виновником наезда на люк или яму, может быть высокой в следующих случаях:

  • если вы и правда превысили скорость, из-за этого угодили в яму, не заметив её вовремя (например, на данном участке ограничение 40 км/ч, а вы ехали 45),
  • если в этом время была плохая видимость дороги (дождь, снегопад, туман), но вы ехали со скоростью, близкой к ограниченной (в том же примере 38 км/ч),
  • если был гололёд и вы снова ехали почти на уровне установленного скоростного лимита.

Можно ли просто обратиться по страховке ОСАГО?

Нет. Сама суть ОСАГО заключается в том, что объект страхования здесь – ответственность причинителя вреда. Говоря проще, «автогражданка» – это когда ваша страховая выплачивает ущерб вместо вас потерпевшему, когда вы оказываетесь виновником.

И тут возможны 2 варианта развития событий:

  • если виновником в ДТП окажется обслуживающая организация (дорожная служба, исполком и так далее), то это у них должна быть страховка; ОСАГО у них быть не может, поэтому возмещать ущерб напрямую со счёта организации,
  • а вот если виновным признают вас, то тогда при наличии ущерба, например, люку его собственник может обратиться по вашей страховке за выплатой.

А вот по имущественным видам страхования объектом уже является непосредственно ваш автомобиль. Поэтому в большинстве случаев вы можете взыскать ущерб.

Почему в большинстве, а не во всех без исключения случаях? Потому что все зависит от конкретных условий договора. Бывают ситуации, когда в документе фигурирует условие о возмещении только при столкновении транспортных средств, а не при наезде на элементы дорожной инфраструктуры. Хотя, это большая редкость.

Тем не менее, программа часто включает попадание в яму как стандартный страховой случай, поэтому проблем с получением выплат быть не должно. Именно за счет более обширной регламентации частное страхование более выгодно для водителя. Однако, для взыскания выплаты, скорее всего, придётся вызвать сотрудников и оформить ДТП. Но вы можете уточнить этот вопрос по звонку в вашу страховую с вопросом о лимите выплат без справок и иных документов.

Обратите внимание, что страховщик по Каско, возместив вам вред, получает право суброгации – то есть истребования возмещённого вам ущерба с виновника ДТП.

С кого взыскивается компенсация?

Вот с этого и начинается большинство вопросов автолюбителей в таких ситуациях. Попали вы в яму, допустим, вызвали ГИБДД и оформили ДТП. Стоите с нужным набором документов. И что делать далее? На кого в суд то подавать?!

И здесь кроется большое заблуждение многих ресурсов и даже практикующих юристов относительно целевого виновника. Вам не нужно его искать самому в большинстве случаев. Достаточно указать в исковом заявлении ответчиком администрацию или Исполком города или района/населённого пункта. Чаще всего в судебной практике 2020 года волшебным образом в суде администрация «сливает» реально ответственное лицо, и уже тот становится новым ответчиком. А если и не «сдаст», то суд привлекает ещё 3-5 организаций, где устанавливается настоящий ответственный за яму или выбоину.

Более того, наиболее оптимально в целях экономии времени лучше указать в исковом заявлении соответчиками, помимо администрации самого города (если дело произошло в городе) администрацию района, а также финансовую организацию, которая исполняет денежные операции от имени или по поручению администрации. В большинстве городов такое учреждение носит название приблизительно такое: «Финансовое управление г. Такого-то» или «Департамент финансов г. Такого-то».

  • сама администрация (если реального виновника слишком большой выбоины или ямы дорожный надзор не найдёт),
  • дорожная служба, обслуживающая данный участок,
  • управляющая компания.

В случае с люками ситуация несколько отличается – ответственность будет лежать на организации, которая занимается инженерными сетями. И это будет:

  • либо местный водоканал,
  • либо снова управляющая компания.

Что делать, чтобы взыскать выплату? Инструкция

Итак, пошагово вам нужно будет выполнить следующие действия.

  1. Если вы попали в яму или открытый люк на дороге, и в отношении вас вынесено определение о нарушении пункт 10.1 ПДД, то бегом его обжаловать и отменять. Срок на это – 10 дней с даты получения на руки копии определения.
  2. Оценка стоимости восстановительного ремонта. Делается с помощью независимой экспертизы – практически можно привлечь любую организацию, которая занимается определением ущерба по возмещениям ОСАГО.
  3. Далее следует обращение в Дорнадзор. Адрес вам подскажут в ГИБДД. В дорожный надзор приходят документы о вашем ДТП, в их числе и акт о ненадлежащем состоянии дороги. Они же чаще всего и составляют протокол о нарушении в отношении обслуживающей данный участок дороги организации. Именно в этот момент вы узнаете о том, что это за организация, и тогда сможете подать в суд уже непосредственно на неё.
  4. Далее опционально желательно (но не обязательно) подать претензию в ответственную организацию, если вы узнали её по предыдущему пункту, либо в администрацию города. В претензии указать суть ДТП, приложить копии (ни в коем случае не оригиналы – они вам потребуются в суде) документов о ДТП, об оценке ущерба и все чеки о расходах по ДТП (эвакуатор, услуги независимой экспертизы, проезд в транспорте и прочее). В претензии также указать разумный срок для её удовлетворения – 10-15 дней.
    Данную претензию отправляете заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на адрес организации.
  5. Если ваше требование в предыдущем пункте не удовлетворено, то нужно готовить исковое заявление в суд. Иск подаётся по месту совершения нарушения. Если ущерб менее 50 тысяч рублей, то в мировой, если больше, то в районный. К иску уже нужно будет приложить оригиналы документов – тех же.

Таким образом, чтобы взыскать компенсацию через суд, требуется подготовить следующие документы:

  • свидетельство о праве собственности на автомобиль,
  • копию вашего паспорта,
  • исковое заявление на возмещение ущерба,
  • документы об экспертной оценке ущерба,
  • все чеки и квитанции, имеющие отношение к делу.

Центральное значение будет здесь иметь исковое заявление – от правильности изложенного в нём будет зависеть вероятность удовлетворения ваших требований. В документе должна быть отражена следующая информация:

  • сведения об ответчике, истце и суде;
  • обстоятельства дела о попадании в яму или колдобину на дороге;
  • мотивировочная часть;
  • конкретные требования;
  • список приложенных документов.

Успех в деле будет зависеть от мотивировочной части, в которой необходимо прописать доказательства причинения ущерба и вину конкретной дорожной организации. В ход, к слову, могут идти любые подтверждения, большинство из них просто обязано присутствовать вместе с иском:

  • показания свидетелей,
  • фотосъёмка с места ДТП,
  • замеры ямы,
  • экспертное заключение
  • и другие свидетельства.

Обратите внимание, что для суда ни одно доказательство не является приоритетным и безусловным. Инстанция сама решит степень вины каждой из сторон и размеры ущерба. Тем не менее, чем больше будет доказательств у вас, тем лучше пройдет разбирательство. Но готовьтесь к тому, что, возможно, будет 2-4 заседания – особенно, если в момент подачи иска ответственное лицо не установлено.

На какие компенсации можно рассчитывать?

Ещё на этапе первого заседания вам с большой долей вероятности ответчик предложит заключить мировое соглашение с добровольной выплатой денег. Но имейте в виду, что указанная сумма нередко будет занижена раза в 2-3 от оценённого размера ущерба (указанного вами в иске). Поэтому соглашаться урегулировать всё до решения суда или нет, решать вам.

Само количество и виды компенсаций будут зависеть от повреждений автомобиля и наличия вреда для людей. Если автовладелец отделался легким испугом, то взыскать моральный вред чаще всего не получится.

В первую очередь, стоит рассчитывать на возмещение реального ущерба, который был причинён имуществу водителя. Если были повреждены ходовые характеристики, то дополнительно можно требовать компенсацию утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля, которая нередко достигает 20% величины реального ущерба. Её точный размер также рассчитывается в рамках независимой экспертизы.

В практике 2020 года часто ещё бывает, что ответчик настаивает в суде на значительное уменьшение суммы взыскания за счёт учёта износа. Особенно, это касается колёс: покрышек и литых и штампованных дисков. И судьи нередко соразмерно уменьшают ваши требования.

Судебная практика – примеры

  • Достаточно знаковое дело о возмещении ущерба произошло в Брянске. Водитель наехал на яму по своей вине, поэтому суд отказался взыскивать ущерб. Но Верховный суд РФ с таким мнением не согласился, так как само ДТП произошло ночью, а аварийный участок не был должным образом огорожен. Несмотря на то, что водитель не принял всех необходимых мер для того, чтобы избежать столкновения, ему была присуждена компенсация. То есть здесь видим, что даже при вменении пункта 10.1 Правил можно рассчитывать на возмещение ущерба.
  • Определить виновника порой бывает сложно – это подметил и арбитражный апелляционный суд. В одном из дел инстанция указала, что наличие или отсутствие люка на водоканале еще не означает, что виновата будет эксплуатирующая организация (в рассмотренном деле ответственность была возложена на администрацию).

Судебная практика по пункту 10.1 ПДД сложилась крайне неоднозначно. С одной стороны, суды часто вменяют вину самим водителям, с другой – ВС РФ обращает внимание на конкретные обстоятельства происшествия.

Стоит помнить, что размер ущерба зависит от степени вины самого водителя, а у страховщиков нет права ее устанавливать. Вину устанавливают суды, причем, в процентном соотношении (к примеру, степень виновности водителя может быть оценена в 40%, 70% или все 100%).

Суды часто снижают компенсации, если по обстоятельствам дела очевидно наличие неосторожности самого автовладельца. Иными словами, если вменяется п.10.1 ПДД, то степень вины автовладельца может достигать 100%. Тем не менее, приоритетность ответственности установлена за дорожниками, которые обязаны регулярно следить за состоянием дорог.

Можно ли уехать, если я не хочу обращаться за компенсацией?

Все зависит от масштабов аварии. С одной стороны, если есть какой-либо ущерб, вы не можете уехать с места аварии. С другой, если водитель при этом является потерпевшим, попав в яму и не причинив никому ущерба (кроме себя), то он может оставить место происшествия. Данную позицию поддерживают как Верховный Суд РФ, так и Конституционный Суд РФ.

Тем не менее, мы не рекомендовали бы просто уезжать при наличии ущерба только вашему авто. Дело в том, что потерпевшим вы можете являться только при рассмотрении административного дела – а тут как карта ляжет, можете оказаться и виновником. Кроме того, не инспекторы ДПС и даже судьи будут максимально честны и вполне могут лишить прав за оставление места ДТП.

Источник: https://tonkostidtp.ru/a/avtomobil-popal-v-yamu-ili-lyuk-na-doroge-kak-poluchit-vozmeshchenie-i

Попал в яму и повредил колесо — как получить компенсацию? Инструкция ЗР

Угодил в яму — попал в ДТП?

Для начала нужно разобраться , было ли ДТП. Не быть голословным поможет п п. 1 .2. п . 1 ПДД . О том, что подпадает под ДТП, мы уже подробно писали ранее . Нас из этого определения интересует та часть, которая говорит о повреждении транспортного средства и причинении материального ущерба (а именно — пробито колесо , поврежден диск , подвеска, кузов и т.д). А раз речь идет о ДТП , то и последовательность действий должна соответствовать требованиям п . 2 .5, 2.6, 2.6.1 ПДД РФ .

Шаг № 1 . Соблюсти требования ПДД

Для начала вспомним, что от нас требуется, если есть пострадавшие:

  1. остановить автомобиль (не трогаться с места);
  2. включить аварийный сигнал;
  3. выставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов — не менее 30 метров от авто);
  4. не передвигать предметы, связанные с аварией;
  5. оценить состояние всех участников ДТП;
  6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
  7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
  8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
  9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
  10. записать фамилии и адреса свидетелей;
  11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Если пострадавших нет и повреждено только имущество, то предпринять нужно все указанные действия, кроме пунктов 5–8.

Важно: оформить ДТП по европротоколу не получится , поскольку в происшествии участвует один автомобиль . Нельзя уезжать на машине с места происшествия , потому что , уехав , доказать тот факт , что колесо было повреждено именно из-за попадания в конкретную яму, будет архисложно .

Шаг № 2 . Начать сбор информации о происшествии

Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП .

  • Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем , возможно, она даст четкое представление о характере происшествия .
  • Поговорите с очевидцами , быть может, кто-то стал свидетелем ДТП , зафиксировал произошедшее . Запишите фамилии и адреса свидетелей .
  • Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
  • Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения , полученные автомобилем .
  • Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так , чтобы расположение самой ямы , вашего автомобиля и места , где случилось происшествие , были четко видны и не было никаких сомнений в том , что ДТП случилось именно с вашей машиной , на конкретном промежутке дороги и в определенной местности .
  • Обязательно измерьте яму . Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта) , которые не помнутся , не сломаются , не поменяют форму , так , чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде .

Яму важно измерить, потому что существует ГОСТ Р 50597–93 , утвержденный еще в 1993 году. В пункте 3.1.2 в нем сказано, что «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см». Вот почему эти данные так важны.

Шаг № 3. Оформить ДТП

По приезду сотрудников Госавтоинспекции необходимо оформить ДТП и составить протокол .

Шаг № 4. Определить ответчика

Шаг № 5. Договориться о досудебном урегулировании

Когда все вводные будут конкретизированы , нужно обратиться к организации с претензией о добровольном возмещении ущерба . Но сначала важно установить размер ущерба , д ля чего потребуется проведение независимой экспертизы . Н а экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика , направив на ее адрес заказное письмо с уведомлением. Нужно письменно зафиксировать, явился ли представитель на экспертизу, согласился ли с ее результатами.

Затем заказным письмом отправляйте претензию на адрес организации . Не забудьте приложить все копии имеющихся материалов по происшествию . Если претензия останется незамеченной либо не будет удовлетворена , то следующий шаг — суд .

Шаг № 6. Обратиться в суд

Вывод

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму , постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД .

  • Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость , если заприметили знаки ремонта на дороге) . Особенно внимательно проезжайте лужи .
  • Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля , оставляя пространство для маневра . Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду .

Но если , даже предприняв все меры предосторожности , ДТП избежать не удалось , следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания .

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911000-popal-v-yamu-i-povredil-koleso/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *