Усыновление иностранными гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление иностранными гражданами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тогда представители ТСН обращаются в судебные инстанции по месту жительства должника. 65 ЖК, где определяются права и обязанности наймодателя по договору социального найма ;. Постепенное накопление средств для проведения капремонта требуется для того, чтобы в нужный момент провести комплексные ремонтно-строительные работы.

Усыновление детей иностранными гражданами

Особенности усыновления детей иностранными гражданами

Существует ряд причин, по которым российские супружеские пары отказываются от усыновления/удочерения детей – сирот, это и заболевания, и необходимость проведения редких операций с последующим курсом длительной реабилитации, и невозможность материальной помощи ребенку. Иностранных граждан такие проблемы не пугают, поскольку усыновление малышей за рубежом связано с огромными трудностями, тогда как в России, эта процедура проще.

Начать процесс усыновления граждане зарубежных стран могут тогда, когда полностью отсутствует возможность найти родителей такому малышу в России. Отсутствие шанса усыновления ребенка российской семьей, должно быть запротоколировано на совете судебной коллегии отделами попечительства.

Усыновление малышей из РФ происходит по законам той страны, подданным которой, при подаче заявления, приходится иностранный гражданин, но с учетом выдержки всех правил и норм, предусмотренных пунктом 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ и статьи 21 Конвенции о правах ребенка. На начальном этапе процедуры усыновления необходимо учесть все права и интересы усыновляемого малыша, такого рода как: национальность, особенности культуры, вероисповедания и родного диалекта. Суду необходимо предъявить свидетельства возможности предоставления усыновляемому ребенку полнейшего физиологического, психологического, религиозного и морального воспитания.

Согласно законам РФ, физическое здоровье усыновляемого ребенка, не несет ограничений для усыновления.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, могут быть усыновлены в одну семью, исключением служат обстоятельства, учитывающие интересы малышей.

Для граждан других стран, которые состоят в официальном союзе с российскими гражданами и желают усыновить ребенка из РФ, процесс усыновления осуществляется по законодательству России.

По закону РФ, на основании постановления премьер – министра России, действует запрет на усыновление малышей гражданами Америки («Закон Димы Яковлева» от 28 декабря 2012 года), и ограничение усыновления российских детей подданными тех стран, в которых узаконены союзы между людьми подобного пола.

Текст данного постановления говорит о том, что усыновление возможно при достижении совершеннолетия, особами женского и мужского пола, но не связанными брачными узами с лицом такого же пола. Закон №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован 3 июля 2013 года.

Усыновить малыша может супружеская пара. Допускается усыновление одним человеком, независимо от его семейного положения. Иностранные граждане, не смогут усыновить/удочерить одного и того же малыша, если их брак не зарегистрирован.

По законодательству РФ, иностранные граждане не смогут стать усыновителями, если они:

  • не могут совершать действия, носящие юридический характер, и не отвечают за свои поступки;
  • состоят в законном браке с недееспособным лицом, либо способности этого лица носят ограниченный характер;
  • судом лишены родительских прав либо эти права ограничены;
  • освобождены от попечения, как не исполняющие законные обязанности;
  • являлись уже усыновителем, но усыновление отменено по решению суда;
  • болеют тяжелыми заболеваниями;
  • не имеют средств, для обеспечения ребенка;
  • не имеют собственного жилья;
  • находятся под следствием либо ранее были осуждены;
  • имеют судимость, которая не снята;
  • не прошли специального обучения.

Усыновление детей иностранными гражданами происходит в определенном порядке.

  1. Желающие усыновить малыша иностранцы, должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Усыновитель осуществляет выбор малыша из реестра базы данных и ему дают позволение на посещение ребенка. При визитах к ребенку, желательно найти к нему подход и, приняв намерение об усыновлении, оповестить об этом попечительский совет.
  3. Вердикт об усыновлении оглашает Верховный республиканский либо областной суд, дело об усыновлении может быть рассмотрено судом автономного округа либо городским судом.

Усыновление российского ребенка иностранными гражданами возможно при наличии следующего пакета бумаг. В региональное управление отдела социальной защиты усыновитель предъявляет:

  • паспорт иностранного подданного, признаваемый на территории РФ;
  • прошение об усыновлении и ознакомлении со сведениями о детях, находящимися в реестре базы данных;
  • анкета, определенного образца;
  • подписку о регистрации усыновленного малыша в консульском отделе РФ;
  • подписка о возможности обследовать условия быта усыновленного ребенка органами контроля;
  • документ, удостоверяющий, что законодательство страны, подданным которой является усыновитель, запрещает браки между людьми одного пола;
  • письменное заверение полномочной организации страны проживания иностранного гражданина о проверке условий жизни, в которых находится малыш, и передаче отчетов;
  • письменное заверение полномочной организации страны о постановке на учет в консульский отдел РФ усыновленного малыша;
  • дубликат свидетельства, гарантирующего компетенцию этой организации;
  • дубликат свидетельства о прохождении подготовки претендента на усыновление, составленный согласно правилам законодательства иностранного государства к документам такого типа;
  • дубликат программы прохождения подготовки;
  • свидетельство на право иностранного учреждения проводить подготовку претендентов на усыновление и выдавать документ о её прохождении.

Лица, постоянно живущие за рубежом, дополнительно предъявляют:

  • дубликат брачного удостоверения претендента на усыновление;
  • дубликат удостоверения о рождении, если гражданин не связан брачными узами;
  • письменное соглашение на усыновление иностранного малыша одного из супругов.

Кроме вышеуказанных бумаг, иностранный подданный, желающий усыновить русского малыша, состоящего с ним в близком родстве, должен предоставить подтверждение этого родства.

Пакет бумаг должен быть законным, переведен на русский язык, правильность перевода подтверждена консульским отделом Российской Федерации в стране проживания иностранца либо нотариально завизирована в России.

После выбора малыша, дело об усыновлении передается в судебный орган. Зарубежный подданный либо его представитель указывают в заявлении:

  • сведения о себе, страну и пункт проживания;
  • полные данные об усыновляемом малыше и пункте его регистрации, информацию о существовании родных братьев или сестер, сведения об отце и матери малыша;
  • причину усыновления и свидетельства, подтверждающие эту причину;
  • ходатайство о смене основных данных малыша (фамилии, имени, отчества), сообщение о населенном пункте, где родился малыш, даты рождения (детям, до исполнения одного года), записи усыновителей, в качестве родителей малыша, в документ о его рождении.

Вместе с заявлением в суд передаются такие бумаги:

  • для лиц, не связанных брачными узами – дубликат документа о рождении;
  • для граждан, состоящих в брачном союзе – дубликат документа о браке;
  • соглашение мужа или жены, если малыш усыновляется одним из супругов либо свидетельство о прекращении совместного проживания, в течение более одного года;
  • заключение медицинских специалистов об отсутствии тяжелых заболеваний и общем состоянии здоровья иностранных усыновителей;
  • информация со службы о профессии и размере доходов;
  • справка о праве собственности на жилье;
  • справка о взятии в реестр претендента на усыновление;
  • документ о курсе специальной подготовки для принятия малыша в семью;
  • справка полномочного представительства зарубежной страны, подданными которой являются усыновители, о состоянии быта и возможности стать усыновителями;
  • санкция полномочной конторы зарубежной страны на приезд усыновленного малыша и его нахождения, на постоянной основе, на территории данной страны.

Бумаги, передаваемые в судебную инстанцию, переводятся на русский язык, заверяются нотариусом и оформляются в двух экземплярах.

Иностранцы, ставшие родителями усыновленного малыша, приехав в страну проживания, не позднее 3 месяцев с момента прибытия производят регистрацию его в консульском представительстве РФ.

Полномочное представительство зарубежной страны, выступившее гарантом проведения контроля, должно зафиксировать взятие малыша на учет. Не позднее 1 месяца, после регистрации, в правительственное учреждение РФ по попечительству и социальной защите, передается свидетельство о взятии ребенка на консульский учет.

Рапорты о состоянии быта, воспитанности, микроклимате в семье, учёбе, здоровье, внешнем виде, с приложением фотоснимков, и заполненные по определенному образцу, составляются полномочным органом иностранного государства и передаются в исполком РФ. Обследования, отраженные в отчетах, совершают по принципиальной схеме, до исполнения ребенку 18 лет.

Подводя итоги по порядку и особенностям усыновления малышей из РФ иностранцами, можно отметить:

  1. Желая усыновить малыша, иностранцы должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Выбрать малыша из реестра базы данных, получить разрешение на его посещение, подружиться с ним и принять решение об усыновлении.
  3. Собрать пакет, требующихся документов, сделать их перевод на русский язык и нотариально подтвердить.
  4. Передать прошение об усыновлении в суд.
  5. Получить, как показывает судебная практика по усыновлению детей иностранными гражданами, чаще положительный, чем отрицательный, вердикт суда.
  6. Опираясь на решение судебных инстанций, забрать ребенка из детского приюта.
  7. По приезду в страну проживания, поставить малыша на консульский учет.

Говоря терминами статистики, можно отметить уменьшение числа детей, усыновленных иностранцами, начиная с 2012 года. Современная Россия повысила требования к правилам усыновления, введя ограничения для стран, где разрешены официально браки между людьми одного пола. Чаще всего российские дети усыновляются итальянцами, испанцами, французами, немцами. Ранее, до принятия «Закона Димы Яковлева», российские дети усыновлялись гражданами Америки. Парламентариями РФ было внесено на рассмотрение предложение в закон об усыновлении, о смягчении некоторых его пунктов, но поддержки это предложение не получило.


Вопрос: Хотим с женой усыновить ребёнка из Ближнего Зарубежья. Что необходимо сделать, чтобы он смог переехать с нами в Россию? Михаил.

Ответ: Михаил, усыновление иностранного ребенка гражданином РФ подразделяется на два этапа. Конвенция о правах детей допускает такой вид усыновления только в тех случаях, когда дома у ребёнка не осталось возможности найти опекуна, братьев и сестёр.

Во-первых, Вам необходимо пройти процедуру, установленную законами родины ребёнка. Поскольку эти обстоятельства происходят в Ближнем Зарубежье, законодательство, вероятно, не сильно отличается от российского и Вам необходимо обращаться сначала в органы опеки (комиссии по делам детей), а затем в суд. Процедура с усыновлением беженцев происходит по межгосударственным актам РФ, что в данной ситуации не актуально.

После того, как одобрение родной страны получено, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление в органах опеки. С момента получения ребёнок может въехать в Россию вместе с Вами. Дальнейшее рассмотрение дела в России будет проходить, согласно статье 165 СК РФ (пункт 4).

Дело рассматривают суды общей юрисдикции в особом порядке с привлечением Прокуратуры и компетентных органов, защищающих права детей.

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Источник: http://family-advisor.ru/deti-i-roditeli/usynovlenie-detej-inostrannymi-grazhdanami/

Международное усыновление

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданамили лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, поистечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

  • гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;
  • лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления обусыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовноеи нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключение мслучаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка,установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок можетбыть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того жеребенка.

Не могут быть усыновителями:

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка.
  • Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:
    1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.
    2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связисо стойкой ремиссией.
    3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
    4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.
    5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
    6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.
  • лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лица, не имеющие постоянного места жительства
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование вотношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы иоскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особотяжкие преступления;
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;
  • лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенныхна них обязанностей).

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, в праве пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

  • отчимы (мачехи) ребенка;
  • близкие родственники ребенка;
  • лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
  • лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которыене были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить отуказанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее –государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях ворганизации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

  1. лично к региональному оператору;
  2. через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

  1. заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
  2. заполненный раздел 1 анкеты гражданина;
  3. обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;
  4. обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни ивоспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
  5. копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
  6. заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства — государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
  7. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя).
  8. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;
  9. документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется вслучае обращения лица, не состоящего в браке);
  10. копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» — «и» настоящего пункта;
  11. копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;
  12. копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);
  13. документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Иностранный гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах «а» — «д», «и» и «л» — «н»,представляет следующие документы:

  • заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;
  • заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органомэтого государства;
  • копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке указанных документов.

Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории государства, гражданином которого он не является, помимо документов, указанных в подпунктах «а» -«д», «и», представляет документы, указанные в подпунктах «е» — «з» и «к» — «н», выданные компетентным органом государства, в котором он имеет постоянное место жительства.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме необходимых документов представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверенв консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Документы, указанные в подпунктах «а» — «г», принимаются к рассмотрению втечение года с даты их составления, а указанные в подпунктах «е» — «к» — в течение года со дня их выдачи.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» — «н», то они могут рассматриваться втечение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Представление интересов усыновителей – иностранных граждан на территории Российской Федерации другими лицами или организациями

На территории Российской Федерации не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей (далее – организации по усыновлению детей), которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Организации по усыновлению не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права иобязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации могут организации по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Представительства организаций по усыновлению детей вправе:

  1. представлять документы кандидатов в усыновители региональному оператору государственного банка данных о детях для подбора ребенка на усыновление, атакже в суд для усыновления;
  2. получать на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке. Передача третьим лицам производной информации оребенке, полученной с целью предоставления конкретному иностранному гражданину, а также использование ее каким-либо иным способом не допускается;
  3. оформлять приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;
  4. организовывать прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывать им необходимую помощь в оформлении усыновления;
  5. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получать решения суда об усыновлении, а также оказывать содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;
  6. осуществлять на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители и усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Конфиденциальная информация о ребенке, а также направление на посещение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется оператором государственного банка данных о детях только лично кандидатам в усыновители.

Кандидаты в усыновители также обязаны лично:

  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключениемо состоянии здоровья ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами

Принятие решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами производится соответственно верховным судом республики, краевым судом, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судомавтономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка позаявлению кандидата в усыновители.

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка,наличии у него братьев и сестер;
  • обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;
  • просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта орождении.

К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:

  1. копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом,не состоящим в браке;
  2. копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
  3. при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
  4. медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
  5. справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
  6. документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или правособственности на жилое помещение;
  7. документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
  8. документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося безпопечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
  9. заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (государства, в котором они имеют постоянное место жительства), обусловиях их жизни и о возможности быть усыновителями;
  10. разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Если состоящие в браке кандидаты в усыновители являются гражданами государства, в котором разрешены однополые браки, или постоянно проживают в таком государстве, суд выясняет, допускает ли законодательство этого государства возможность переустройства усыновленного ребенка в его интересах в другую семью, и имеется ли вступивший в силу международный договор о сотрудничестве в области усыновлениядетей между Российской Федерацией и этим государством, предусматривающий, что решение о переустройстве ребенка в другую семью, в том числе об усыновлении его другими лицами, не может быть принято без согласия компетентного органа Российской Федерации.

Если законодательство иностранного государства допускает переустройство усыновленного ребенка, а вышеуказанный международный договор отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявления об усыновлении ребенка.

Все документы представляются в суд в двух экземплярах. Документы должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

Решение суда об усыновлении вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Указанный срок составляет 10 дней.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по местуего жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Расходы, связанные с усыновлением детей – граждан Российской Федерации

Процедура усыновления детей на территории Российской Федерации независимо от гражданства усыновителей является бесплатной.

Получение государственными и муниципальными служащими вознаграждения всвязи с исполнением ими служебных обязанностей (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) запрещено. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки, равно как и дача взятки, влекут за собой уголовную ответственность.

Размер стоимости услуг иностранных организаций по усыновлению детей регулируется законодательством соответствующего иностранного государства. Деятельность указанных организаций и предоставляемые ими услуги не должны способствовать получению неоправданной коммерческой выгоды.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ

Постановка усыновленных детей на консульский учет

Усыновители обязаны в трехмесячный срок со дня въезда усыновленного ребенка вгосударство их места проживания поставить ребенка на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации, находящемся в пределах консульского округа на территории этого государства, либо, при отсутствии такого учреждения, в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Для постановки ребенка на консульский учет усыновители представляют в консульское учреждение Российской Федерации следующие документы:

  1. заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка;
  2. свидетельство об усыновлении (удочерении);
  3. документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

По желанию усыновителей постановку на консульский учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из России через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Контроль за постановкой ребенка на консульский учет осуществляет организация по усыновлению детей, представлявшая интересы кандидатов в усыновители на территории России, либо компетентный орган иностранного государства, давший обязательство осуществлять указанный контроль.

Указанные организация или орган не позднее чем через 1 месяц с даты постановки ребенка на консульский учет представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации справку о постановке на консульский учет или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на консульский учет.

При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Представление отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Компетентный орган или организация иностранного государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, давшие соответствующее обязательство, осуществляют подготовку отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей и представляют указанные отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отчетах должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, его обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье (форма отчета прилагается). К отчетам прилагаются фотографии семьи и ребенка на момент составления отчетов.

Первое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится поистечении 2 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 4-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Пятое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

По истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты составления предыдущего отчета. Отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты составления предыдущего отчета.

Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.

Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Дополнительную информацию и разъяснения по вопросам усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами можно получить в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора государственного банка данных одетях, оставшихся без попечения родителей.

Источник: https://xn--b1agisfqlc7e.xn--p1ai/international-adoption

Правила и порядок международного усыновления российских детей-сирот иностранными семьями

Международное усыновление в России регламентируется специальным законодательством и имеет ряд ограничений. Его суть сводится к устройству российских детей, оставшихся без родителей, в семьи иностранцев. В основе действующего законодательства, определяющего порядок усыновления, лежит соответствующая Европейская Конвенция 1967 года и другие международные регламенты и договоры.

Международное усыновление

Основные принципы усыновления в РФ регламентируются Семейным Кодексом. Этому вопросу посвящена его статья 165.

Согласно ей, процедура усыновления российских детей иностранцами должна проходить в рамках международного законодательства и нормативов тех стран, гражданами которых являются усыновители.

Нельзя усыновлять детей раньше 1 года с момента занесения сведений о них в федеральную базу. При принятии решения о передаче ребёнка в иностранную семью учитываются:

  • этническое происхождение;
  • вероисповедание;
  • языковые особенности.

Важную роль играет ментальная близость, психическое и физическое здоровье детей и усыновителей. Среди основных международных нормативных актов, регламентирующих правила и порядок усыновления, следующие Конвенции:

  • ООН о правах ребенка. Определяет статус ребёнка при усыновлении, устанавливает критерии оценки поданных для проведения процедуры документов и возможности передачи детей в другую страну;
  • Гаагская о защите детей. Определяет перечень общих требований к проведению процедуры;
  • Европейская об усыновлении детей. Устанавливает стандарты процедуры.

В числе российских регламентов, регулирующих вопросы международного усыновления:

  • ГК РФ;
  • ФЗ № 124 от 1998 года;
  • ФЗ № 120 от 1999 года;
  • ФЗ № 159 от 2008 года;
  • ФЗ № 44 от 2001 года;
  • ФЗ № 48 от 2008 года.

Действующее законодательство устанавливает не только правила международного усыновления, но и ограничения по нему.

Процедура усыновления иностранцами российских детей-сирот проходит по установленному законом порядку.

Для установления личностных контактов между иностранной семьёй и ребёнком служба опеки дает разрешение на их встречи. После того как иностранцы утвердятся в своём выборе, они обращаются в региональный верховный суд с заявлением об усыновлении российских детей-сирот.

Содержащиеся в действующем законодательстве ограничения по международному усыновлению касаются определённых категорий граждан.

Согласно статьям 127 и 165, усыновителями не могут стать люди, не имеющие источники постоянного дохода и жилья. Не смогут усыновить ребёнка люди:

  • признанные недееспособными;
  • имеющие определённые ограничения по состоянию здоровья;
  • ограниченные в правах на опекунство, удочерение или усыновление;
  • лишённые ранее родительских прав и имеющие непогашенную судимость.

Особый порядок усыновления для граждан США

Особый порядок ограничений для международного усыновления установлен в РФ для граждан США. Он определён в ФЗ №272, принятом в 2012 году. Этот закон известен в народе, как Закон Димы Яковлева. У многих людей после принятия этого закона сложилось мнение, что он полностью запрещает американцам усыновлять российских детей.

В 2017 году ЕСПЧ принял решение о признании ФЗ №272 незаконным вследствие ущемления прав американцев на усыновление. Решение этого суда не признано российской властью и в настоящее время обжалуется.

Судебная практика международного усыновления

Решение о международном усыновлении принимается региональным Верховным судом РФ, который находится в месте проживания усыновляемых детей. Судебная практика по международному усыновлению очень обширна. Она включает в себя не только вопросы, связанные непосредственно с усыновлением, но и отказные дела.

Основная причина отказа — нарушение установленных действующим законодательством требований к оформлению документов. Важной причиной отказа является нарушение условий передачи детей в семьи иностранцев. Очень тонким моментом судебной практики является передача братьев и сестер на воспитание в разные семьи и рассмотрение дел об отказе от усыновления. Среди главных причин отказа от детей — состояние их здоровья.

Проблемы международного усыновления российских детей

Иностранные семьи, усыновившие российского ребёнка, должны составлять отчёты о его жизни и здоровье. Это доставляет усыновителям ряд неудобств. Вторая проблема международного усыновления — длительная и сложная процедура подготовки иностранцев к принятию российского ребёнка в их семью. Порядок прохождения этой процедуры описан в статье 127 СК. Вопрос о сложности прохождения процедуры усыновления постоянно ставится перед законодателями, но пока не решён.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/usynovlenije/mezhdunarodnoe.html

Пять мифов об иностранном усыновлении

Миф первый: сирот заказали по интернету

Для начала скажем: рядовой человек у нас вообще плохо представляет себе процедуру американского усыновления, которая существовала до введения запрета. Например, из того, что в ней участвовали агентства, сплошь и рядом делается вывод о том, что сами американцы в Россию за детьми не ездили, а заказывали сирот чуть не по Интернету.

На самом деле было всё, конечно, не так. В 90-е и ранние 2000-е американцы и другие иностранцы нередко обращались в российскую опеку как частные лица. Проблем у них при этом особых не возникало, разве что было непонятно, как и где получать те или иные требуемые российскими конторами документы.

То есть, предоставить сведения о жилье где-нибудь в Техасе, конечно, можно. Но попробуйте-ка приложить к ним справку из американской санэпидемстанции. Но как-то выкручивались.

Для российской же стороны такие «частные усыновления» составляли проблему в том смысле, что судьбу детей потом было достаточно проблемно отследить. Ведь права у усыновленного и своерожденного ребёнка по логике закона одинаковые, поэтому просто так в семью с проверкой не нагрянешь. А уж если недобросовестные усыновители решили сменить место жительства, попробуй их в той Америке найди. Америка большая.

Потому придумали систему, при которой гарантом ситуации выступало юрлицо – агентство по усыновлению. Именно оно готовило родителей, которые обязаны были прослушать курсы, в чём-то напоминающие нынешние российские школы приёмных родителей. Агентства же заключали договор с усыновителями о том, что в дальнейшем в Россию будут отсылаться отчёты о детях.

В общем, в Россию американцы ездили — и на свидание с ребёнком, и потом на суд – поскольку вопросы усыновления решаются у нас в судебном порядке. Но только после того, как агентство готовило им документы и получало в российской опеке направление на ребёнка. За подготовку пакета документов и последующую проверку отчётов на соответствие всем юридическим тонкостям, естественно, брались деньги. Так же, как их берёт за свою работу любой нотариус.

Можно ли было сделать по-другому – например, так, чтобы судьбой детей занимались наши консульства? Наверное, можно.

Кроме того, ещё в 2000 году Россия подписала, но так и не ратифицировала «Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления». Вместо неё российская сторона предпочла заключать двусторонние договоры с отдельными странами. Но сделали, как сделали.

Кстати, окончательно отладили новый порядок только к ноябрю 2012 года, и, пока определяли новые требования к соискателям и документам, оформление многих сирот фактически стояло. Только процесс сдвинулся с места – в конце декабря его прихлопнули законом.

Миф второй: иностранцы выбирали красивых и здоровых

В соответствии с пунктом 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновление детей в России иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ.

Кроме того, чтобы ребёнок был открыт к иностранному усыновлению, по закону, должно было пройти не менее полугода с момента помещения сведений о нём в федеральную базу данных. (Сейчас на сайте «Усыновите.Ру» срок назван ещё больший – двенадцать месяцев).

Однако если вы откроете саму БД (она легко доступна), то поймёте, что ни даты помещения сведений о ребёнке, ни сведений о состоянии его здоровья в открытом доступе нет.

То есть, в отличие от российских усыновителей, просто так выбрать ребёнка из базы и не напороться потом на законодательные ограничения иностранцы не могли. В большинстве случаев, они вообще детей не выбирали – за них это делала российская опека.

В рамках закона можно было сформулировать общие пожелания – пол, возраст, регион, набор диагнозов, наличие братьев или сестёр (по закону, родные братья-сёстры устраиваются в одну семью) и отправить всё это в агентство, которое начинало переговоры с российской стороной.

Можно было получить разрешение нашей опеки и посетить нескольких детей, а потом выбрать уже строго из них. (Так делают и российские усыновители).

Хотя все, с кем я общалась за этот год, утверждают, что остановились на первом же просмотренном ребёнке. Впрочем, легко допущу, что это просто особенные люди. Даже два года спустя они продолжают интересоваться судьбой «своих» детей. Хотя не положено.

Что касается здоровых и красивых, то, бывали случаи, когда за границу ехали дети больные, часто – тяжёлые инвалиды – даунята, опорники, дети-«бабочки».

Зачем они все иностранцам? Ну, в Америке, например, вопрос о социализации инвалидов поставлен давно. Германия очень сильно сдвинулась в этой области после Второй мировой, так что пандусы, подъёмники в автобусах, коляски удобные, а не «как обычно», там никого не удивляют. Система инклюзивного обучения — разная в разных странах, — налажена.

Короче, ребёнок-инвалид там – это не приговор. Обычный ребёнок, но «с особыми нуждами», и, воспитывая его, родители ещё успевают участвовать в жизни.

Кстати, ещё про диагнозы. Думаю, российские усыновители меня поддержат, если я скажу, что детдомовский диагноз – в известной степени, лотерея. Осматривают детей из детдомов планово, нечасто. Это вам не мама, способная из-за свечения в глазике или прыща на попе назавтра поднять на уши детскую поликлинику. Поэтому в поле зрения врачей «системные» детки, как правило, попадают уже в запущенном виде.

Бывает и наоборот – когда за симптомы тяжёлых органических поражений принимают особенности поведения, в той или иной степени, свойственные детям «из системы».

В общем, случаи, когда после очередного планового по возрасту осмотра у ребёнка в карте появляются основания для инвалидности, которые потом снимаются по ходу жизни в семье, случаются сплошь и рядом. А иногда, наоборот, по мере взросления «вылезают» всякие болезни, проявление которых в детстве очень сложно разглядеть.

Хотя, кто из обычных людей от этого застрахован? Как шутят врачи, «здоровых людей нет – есть недообследованные».

Миф третий: иностранцы вывозят детей на органы

Миф абсолютно необоснованный, но, наверное, от этого очень живучий.

Для начала давайте поймем, что больной ребёнок – донор так себе. Кроме того, операции по пересадке должно предшествовать глубокое медицинское обследование, в том числе, исследование на совместимость. Провести его незаметно невозможно — на территории России у усыновителей на ребёнка ещё очень мало прав. Проводить на месте – вроде как «зачем тащили».

С собственными медицинскими картами у сирот, как мы выяснили, – сплошное «минное поле». Так что, не сходится.

Кроме того, простите мой журналистский цинизм, на свете полным-полно точек, в которых человеческие запчасти достать гораздо менее проблемно, чем путём легального перевоза иностранного сироты через границу. Там самолёты пропадают, не то, что люди.

В конце концов, вы милицейские сводки по пропавшим без вести давно видели? А они есть, и есть постоянно.

Миф четвёртый: американцы – ангелы с крыльями

Нет, конечно, американцы – не ангелы. И зачастую, усыновляя наших сирот, они решали свои проблемы; это нормально. Просто нужно иметь в виду, что к некоторым вопросам в наших странах всё-таки подходят по-разному.

В России до сих пор сильна тенденция к патриархальному устройству, когда чуть не главным событием в жизни женщины считается замужество. Отсюда – сравнительно большое число ранних браков, нередко, что называется, «по залёту». И, что бы мы ни говорили, во многих, особенно депрессивных, регионах такая ситуация социально поощряема.

То есть, работы нет, количественное соотношение между мужчинами и женщинами не слишком благоприятное, а значит, матримониальная стратегия похожа на бег вперегонки: кто раньше начал, тот быстрее добежал. Ну, а после «как честный человек он обязан жениться», возникает ситуация «вот пусть муж и кормит».

Только количество ни работы, ни зарплаты такие женские хитрости не увеличивают. Как итог – попытки «устроиться» повторяются вновь и вновь – первый ребёнок, второй. А в регионах, где деньги есть, появились, как говорят, многодетные матери-одиночки, которые не регистрируют брак, даже если семья фактически есть, – так пособия больше.

Усыновители же, что наши, что иностранные – это, как правило, люди не слишком молодые и уверенно стоящие на ногах. Иначе они просто по требованиям опеки не пройдут. Так вот, в случае с американцами, которые зачастую в брак вступают позже, усыновлённый ребёнок – это выигрыш нескольких лет по сравнению с вторым-третьим своерожденным, который мог бы быть слишком поздним.

Бывали и случаи, когда, прикинув собственную не слишком благоприятную наследственность, семьи предпочитали возиться с диагнозами даже нездорового сироты. У него, по крайней мере, все проблемы уже случились – не так страшно. Да и расходы на некоторые хирургические операции в Америке (кстати, в отличие от Европы) готовы покрыть страховые компании.

И, наконец, не поверите, по моим впечатлениям, в Америке весьма сильны христианские тенденции, причём в каком-то таком практическом приложении. То и дело в переписках мелькают фразы вроде «наша церковь нас поддержала». А уж об именах, даваемых американцами своим и российским детям, будь я лингвистом, вообще написала бы научную работу.

Представляете себе мальчика по имени Антон Иезекииль? А вот именно так его теперь зовут.

Участники митинга против запрета на усыновление. Фото: «Интерфакс»

Миф пятый: работники российских детских домов и опек – фурии и гарпии

И, наконец, несколько слов о тех, кто, строго говоря, к проблеме иностранного усыновления отношение имеет косвенное, но «под прицел» попадает чаще всего – работниках российской «системы».

Я, пожалуй, не буду говорить общих вещей, а просто опишу несколько разговоров, которые случились у меня некоторое время назад. Понятно, без имён и фамилий.

Для справки, разрешение на интервью с директором детдома у нас надо запрашивать в региональном Минздраве. А на интервью с инспектором опеки – в Минобре. Письменно, с фамилией конкретного человека, на бланке с печатью, за месяц.

– Здравствуйте, я такая-то. Я не хочу никого кошмарить, мне бы разобраться. Можно я на вас запрос напишу?

– Ой, знаете, на меня не надо. У меня детдом маленький. Нас сейчас всех преобразуют в консультативные центры, для этого нужны дополнительные площади, а у меня нет. А если после разговора ко мне придёт проверка, и нас с кем-нибудь сольют, детям будет хуже. Дети у меня сложные.

(В это время в стране как раз началась кампании по укрупнению. По принципу: «В России детских домов мало: не сто домов по десять детей, а всего лишь десять по сто»).

Звоню директору другого детдома, у которой, по словам коллеги, «всё хорошо» – и со статусом, и с площадями.

– Нет, пожалуйста, никаких интервью, у меня только что были проблемы с волонтёрами. То есть, было так: у детдома нет лицензии на медицинские услуги, поэтому, когда кто-то болеет, по правилам, я его должна класть в больницу.

Поймите, я – человек с высшим медицинским образованием, простую «Полидексу» для ребёнка купить не могу – нет в бюджете статьи на лекарства. И должна класть его в больницу. В нашу областную инфекционку, понимаете?

Попросили денег на лекарства у волонтёров, а они начали их в Интернете собирать. Да ещё написали, на что конкретно собирают.

Не надо со мной интервью, у меня только что проверка была.

– Здравствуйте, я – журналист. Мне нужна такая страшная и ужасная тётка поговорить.

– Здравствуйте, это я – страшная и ужасная тётка. У меня вот только что была мамочка, написала очередное заявление на то, чтобы сын ещё полгода пробыл в Доме ребёнка. «По семейным обстоятельствам».

Одета вроде прилично. Заявление пишет уже второе, то есть ребёнок – год живёт в учреждении. К ребёнку она не ходит, я её тоже вижу второй раз за год. А мальчик совсем маленький, то есть, на выходе возможно что-нибудь вроде задержки развития.

Приезжайте, пожалуйста, поговорим.

– А вот я посылала заявку на разговор с инспектором, можно узнать, как рассмотрели?

– А вы – журналист? А по какому поводу вам понадобилась конкретно МарьВанна? (И ты уже начинаешь думать, что там у МарьВанны со статистикой и текущей отчётностью. И вообще мысленно зарекаешься впредь писать о чём-нибудь, кроме бабочек и Андрея Рублёва. Потому что он всё равно давно умер).

– Ну, по правилам мы вашу заявку можем рассматривать месяц. Вот через месяц и звоните.

Через месяц на одном мероприятии мне повезло встретиться с бывшим директором детдома, интервью с которой согласовывать в инстанциях было не нужно.

В прошлом году «Правмир» писал о нескольких детях, которых в своё время не успели оформить американцы. Все они до сих пор находятся в детских учреждениях и в семьи не устроены.

Не уехали в семью Петерсонов Арина с синдромом Дауна (судя по возрасту, девочку не переводили из Дома ребёнка в специнтернат только потому, что шла процедура усыновления) и Дима.

Данные о Диме есть также в системе Видеопаспорт.

Источник: https://www.pravmir.ru/pyat-mifov-ob-inostrannom-usyinovlenii/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *