Понятие Способов Защиты Прав В Литературе Трактуется По-Разному Так, М Н Малеина И Т Ю Барышникова Считают,

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие Способов Защиты Прав В Литературе Трактуется По-Разному Так, М Н Малеина И Т Ю Барышникова Считают,». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что можно выяснить по телефону. Телефон горячей линии ФМС. Горячая линия для Москвы и Санкт-Петербурга.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Общие вопросы

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях но социальному обеспечению.

В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т.д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.

При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с ее размером или сроком назначения.

Споры возникают и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и т.д. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и др.

Споры при назначении гражданам пособий могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями. Так, при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями по поводу установления факта временной нетрудоспособности, а также со страхователями (работодателями) по поводу назначения и выплаты пособий. Эти споры могут возникнуть в связи с отказом в выдаче листка нетрудоспособности, срока, на который он выдается, отказа в назначении пособия, несогласия гражданина с размером пособия и сроками его выплаты, задержкой выплаты пособия со стороны страхователя (работодателя). Споры подобного рода между страхователем и застрахованными лицами возникают также при исчислении страхового стажа, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка могут возникать между гражданами и органами социальной защиты населения субъектов РФ но вопросам отказа в назначении пособия, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера пособия, задержки в его выплате.

Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов РФ и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.

Между гражданами и органами, учреждениями и организациями имеет место целая группа споров по вопросам социальной поддержки. Речь идет о ежемесячной денежной выплате, а также наборе социальных услуг, в том числе дополнительной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении, проезде на транспорте.

Споры возникают и по другим вопросам социального обеспечения: социальному обслуживанию, медицинской помощи, дополнительному социальному обеспечению и др.

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что реализация прав граждан тесно связана с их защитой. При этом под защитой прав понимается деятельность по устранению препятствий на пути реализации субъективных нрав. В этой деятельности участвуют граждане, государственные и муниципальные органы, должностные лица, другие субъекты.

При более широком подходе выделяется правовой механизм защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов. Он включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав.

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы зашиты прав граждан.

Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).

При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. В сфере социального обеспечения таким органом является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (в настоящее время — Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге, Экономическим судом СНГ и др.).

Возможна и более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. При такой классификации к юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.

Что касается неюрисдикционной формы, то она в системе социального обеспечения не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия таких субъектов правоотношений, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедура медиации)» с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ст. 1). Как видно из вышеизложенного, споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.

Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова считают, что способы (меры) защиты — это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, чьи это действия: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и др.).

При исследовании понятия способов защиты прав надо исходить из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных .законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.

Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организация могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, приостановлении выплаты и т.д.

Средства защиты состоят как в действиях граждан, так и в действиях соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и имеют внешнее оформление. Так, суды выносят решения, постановления и определения. Граждане подают обращения, иски. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица реагируют па обращения граждан путем оформления протоколов, издания постановлений, предписаний, предостережений, представлений, протестов и т.д.

В охранительных правоотношениях в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

Граждане обладают правомочиями требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать от виновных в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

Обязанности органов, организаций и учреждений заключаются в выполнении решений, вынесенных юрисдикционными органами.

Большое значение имеет вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других — обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.

Источник: https://studme.org/1502111912845/pravo/zaschita_prav_grazhdan_sfere_sotsialnogo_obespecheniya

Социальная реабилитация 3 страница

Непосредственная форма защиты характеризуется решением спорных вопросов только заинтересованными субъектами (гражданином и работодателем, гражданином и органом или учреждением, куда он обратился за установлением юридического факта, представлением обеспечения).

При общественной форме защиты прав защита осуществляется специально созданным правозащитным органом. В сфере социального обеспечения таким органом является комиссия (уполномоченный) по социальному страхо-
ванию.

Управленческая форма защиты прав включает деятельность органов публичной власти (государственных органов, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международная защита прав граждан осуществляется специально созданными международными компетентными органами (Комиссией ООН по правам человека (в настоящее время — Совет по правам человека), МОТ, Европейским судом по правам человека в Страсбурге, Экономическим судом СНГ и др.).

Возможна и более укрупненная классификация форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная[150]. При такой классификации к юрисдикционным формам следует отнести общественную, управленческую, судебную и международную.

Что касается неюрисдикционной формы, то она в системе социального обеспечения не применяется, так как реализация прав граждан в данной сфере невозможна без участия таких субъектов правоотношений, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации[151].

К неюрисдикционной форме относится процедура медиации. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедура медиации)» с применением процедуры медиации могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых правоотношений и семейных правоотношений (ст. 1). Как видно из вышеизложенного, споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, с помощью процедуры медиации не могут быть урегулированы.

Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова считают, что способы (меры) защиты — это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав[152]. При таком понимании, во-первых, отождествляются способы и меры защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направле-
ны» не является квалифицирующим. В-третьих, непонятно, чьи это действия: только граждан, граждан и органов, учреждений и организаций, нарушивших права граждан, или третьих лиц (вышестоящих органов, органов прокуратуры и др.).

При исследовании понятия способов защиты прав надо исходить из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Отсюда видно, что способ защиты избирается гражданами, чьи права нарушены, и заключается в их действиях, не запрещенных законом. Эти действия могут выражаться в направлении жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также в средства массовой информации, в устных обращениях.

Способы защиты прав могут исходить и от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, предоставляющих обеспечение. Так, в случае нарушения гражданами своих обязанностей в правоотношениях по социальному обеспечению государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, организация могут принять решение о прекращении выплаты пенсии, пособия, об удержаниях из пенсий, пособий, при-
остановлении выплаты и т.д.

Средства защиты состоят как в действиях граждан, так и в действиях соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и имеют внешнее оформление. Так, суды выносят решения, постановления и определения. Граждане подают обращения, иски. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица реагируют на обращения граждан путем оформления протоколов, издания постановлений, предписаний, предостережений, представлений, протестов и т.д.

В охранительных правоотношениях в качестве субъектов выступают: граждане; органы, организации и учреждения, предоставляющие обеспечение; юрисдикционные органы.

Граждане обладают правомочиями требовать восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, юрисдикционные органы обязаны удовлетворить законные требования граждан и потребовать от виновных в нарушениях прав граждан органов, организаций и учреждений восстановить эти права, возместить причиненный ущерб.

Обязанности органов, организаций и учреждений заключаются в выполнении решений, вынесенных юрисдикционными органами.

Большое значение имеет вопрос о моменте возникновения охранительных правоотношений. Момент возникновения охранительных правоотношений зависит от того, когда произошло нарушение прав граждан и когда имело место обращение гражданина за защитой его прав. В одних случаях это происходит на стадии подготовки к обращению за обеспечением, в других — обращения за обеспечением, т.е. в процедурных правоотношениях. В третьих случаях обращение граждан за защитой своих прав происходит в материальных правоотношениях. Тогда и возникает охранительное правоотношение. При этом оно может существовать как наряду с процедурными и материальными правоотношениями, так и без них.

22.2. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров

Как указано в предыдущем параграфе, внесудебная защита прав граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Нормативным правовым актом общего назначения является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Большое значение имеет вопрос о сфере применения данного Закона. Взгляды ученых по этому вопросу неоднозначны. Так, по мнению некоторых ученых, из смысла ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 указанного Закона явствует, что его положения не распространяются на порядок рассмотрения обращений в коммерческих организациях, негосударственных образовательных учреждениях и общественных объединениях, унитарных предприятиях, и что порядок рассмотрения обращений граждан в них регламентируется внутренними локальными нормативными актами либо законодательством РФ[153]. В Комментарии к Конституции РФ[154]указывается, что положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ распространяются на обращения граждан в соответствии с Законом РФ от 27 ап-
реля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Со вто-
рым мнением можно согласиться, так как в соответствии
с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. С одной стороны, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 относится к числу иных федеральных законов о порядке рассмотрения обращений граждан, с другой же стороны — в нем не в полном объеме регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалоб.

К числу специальных нормативных правовых актов относятся акты по отдельным видам социального обеспечения. Это Закон о трудовых пенсиях (ст. 18), Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (ст. 65), Закон о социальной помощи (ст. 9). В то же время ряд нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения либо включают отсылочные нормы, либо предусматривают лишь судебную защиту прав граждан, что противоречит Конституции РФ. К числу первых можно отнести Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (п. 86), а к числу вторых — Закон о ветеранах (ст. 27), Закон о социальной защите инвалидов (ст. 32)
и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 32).

Основной задачей органов, создаваемых для первичного разрешения спорных вопросов социального обеспечения, является защита прав граждан в рамках тех органов, учреждений и организаций, куда они обратились за предоставлением обеспечения. Как правило, речь идет о случаях, когда гражданин обращается за обеспечением к руководителю органа или организации, где он осуществляет трудовую деятельность или проходит военную или правоохранительную службу (непосредственная форма защиты).

Наиболее распространенным органом общественной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, имеющим оформленный правовой статус, является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию. Согласно Типовому положению об этой комиссии (уполномоченном) она образуется в организациях независимо от форм собственности, зарегистрированных в качестве страхователей в территориальных органах ФСС РФ, с числом работников более 100 человек. В организациях с числом работников более 1000 человек комиссии могут создаваться в структурных подразделениях. Если же число работников в организации менее 100 человек, функции комиссии может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.

Члены комиссии избираются из числа представителей администрации страхователя (работники службы управления персоналом, финансово-экономической, юридической и бухгалтерской служб и др.), а также профсоюзной организации или трудового коллектива на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В таком же порядке избирается уполномоченный по социальному страхованию.

Положение о комиссии или уполномоченном разрабаты-
вается в каждой организации-страхователе на основании Типового положения и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. В положении определяется число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий комиссии, порядок принятия ею решений и т.д.

Комиссия рассматривает спорные вопросы обеспечения пособиями по социальному страхованию, возникшие между работниками и администрацией организации. Комиссия обязана в 10-дневный срок рассматривать заявления (жало-
бы) работников организации по вопросам социального страхования. Решения комиссии оформляются протоколом.

При возникновении спора между комиссией и администрацией организации-страхователя, а также в случаях неисполнения администрацией решений комиссии комиссия вправе обращаться в территориальный орган ФСС РФ. В свою очередь администрация страхователя или застрахованное лицо могут обжаловать решения комиссии в территориальный орган ФСС РФ.

Контроль над работой комиссии осуществляет территориальный орган ФСС РФ.

В отдельных государственных органах по их собственным решениям создаются внутренние структуры, предназначенные для разрешения спорных вопросов предоставления отдельных видов социального обеспечения. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2002 г. № 72 утверждено Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения. Положение утверждено в соответствии с п. 1.5 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942.
В данном пункте указано, что спорные вопросы назначения и выплаты пенсий, в том числе вопрос о зачете в выслугу лет отдельных периодов службы (работы, учебы), решаются комиссией Генеральной прокуратуры РФ, положение о которой утверждается Генеральным прокурором РФ.

Комиссия состоит из пяти человек. Персональный состав комиссии утверждается приказом Генерального прокурора РФ. Основными задачами комиссии являются: рассмотрение спорных вопросов, возникающих в процессе применения нормативных правовых актов об исчислении выслуги лет и назначении пенсий работникам прокуратуры и их семьям; формирование единой практики применения законодательства о пенсионном обеспечении прокуроров и следователей и их семей пенсионными службами прокуратур субъектов РФ. Комиссия рассматривает спорные вопросы назначения и перерасчета пенсий, исчисления выслуги лет и общего трудового стажа, исчисления сроков назначения или перерасчета пенсий и др.

Комиссия имеет право приглашать на свои заседания заинтересованных лиц, давать поручения отделу пенсионного обеспечения Управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, запрашивать необходимые сведения, отменять или изменять свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Положение о комиссии регулирует и некоторые процессуальные вопросы ее деятельности. Так, заседания комиссии проводятся по мере необходимости либо не реже одного раза в два месяца при наличии не менее трех членов комиссии. Время проведения заседания комиссии и круг лиц, подлежащих приглашению на заседание, определяет председатель комиссии. Подготовку материалов к заседанию комиссии осуществляет секретарь. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов право окончательного решения принадлежит председателю комиссии. Заседание комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии. Заявителю направляется выписка из решения комиссии.

Принятые комиссией решения являются обязательными для исполнения всеми органами прокуратуры РФ. Решение комиссии может быть обжаловано Генеральному прокурору РФ либо в судебном порядке.

Комиссии по разрешению спорных вопросов в области пенсионного обеспечения работают и в других министерствах и ведомствах силового блока — Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, а также в судебной системе. Так, Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, предусмотрено создание комиссий МВД, Главного управления внутренних дел (ГУВД), Управления внутренних дел (УВД) субъектов РФ по разрешению спорных вопросов по пенсионному обеспечению (п. 12.2.3). В ФСБ России действует комиссия по решению спорных вопросов (Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302, п. 11). В системе ФСИН России споры по зачету в выслугу лет для назначения пенсии разных периодов службы, работы и учебы сотрудников рассматриваются комиссией территориального органа либо центральной аттестационной комиссией. Споры по установлению размеров сумм денежного довольствия для начисления пенсии разрешаются начальником территориального органа, а при различной подчиненности пенсионного органа и подразделения финансовой (экономической) службы — финансово-экономическим управлением ФСИН России. Эти положения закреплены в п. 13.1 и 13.2 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 258.

В Положении о Комиссии определяется порядок ее формирования и работы. В состав Комиссии входят судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, государственные служащие указанных судов и государственные служащие Судебного департамента. Число членов Комиссии определяется в следующем порядке: от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — по три человека, от Судебного департамента — семь человек. Персональный состав членов Комиссии от каждого из указанных органов определяется, соответственно, Председателем Верховного Суда РФ, Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральным директором Судебного департамента. Состав Комиссии объявляется приказом Генерального директора Судебного департамента. Председателя, заместителя председателя и секретаря члены Комиссии избирают самостоятельно.

Жалоба (заявление) рассматривается в месячный срок, который исчисляется с момента регистрации.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Члены Комиссии не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов решение Комиссии считается принятым в пользу лица, жалоба (заявление) которого рассматривается Комиссией.

Соответствующие структуры создаются в органах ПФР. В Исполнительной дирекции ПФР создано Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей. На управляющих отделениями ПФР в субъектах РФ возложена обязанность по формированию подразделений по работе с обращениями граждан.

Постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. № 275п утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР и Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации. В Инструкции содержатся общие положения, правовые нормы о приеме и регистрации письменных обращений граждан, сроках рассмотрения обращений граждан, организации рассмотрения обращений, контроле исполнения обращений, формировании дел по обращениям, а также о работе по обобщению и анализу обращений. Положение об организации приема включает общие положения, нормы об организации приема граждан, приеме граждан первым заместителем, заместителями Председателя Правления ПФР, Исполнительным директором ПФР и его заместителями, приема граждан руководителями структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями и иными лицами, наделенными необходимыми для этого полномочиями, по вопросам, относящимся к их компетенции.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения через управленческую форму опирается на более серьезную нормативную основу, предусматривающую соответству-
ющую процессуальную деятельность этих органов и должностных лиц. Кроме того, указанный способ защиты имеет многолетнюю историю.

Основным средством защиты прав граждан в сфере социального обеспечения являются их обращения. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепил три вида обращений: предложение, заявление, жалоба. Данный Закон содержит определения понятий этих видов обращений (ст. 4).

В действующих нормативных правовых актах и специальной литературе подробно исследован порядок рассмотрения обращений граждан[155]. Поэтому нашей задачей является лишь выявление особенностей, характерных для применения норм права социального обеспечения в процессе рассмотрения обращений в органах, учреждениях и организациях, осуществляющих социальное обеспечение граждан, а также в иных органах, рассматривающих обращения граждан по указанным вопросам. Речь идет о следующих основных учреждениях и органах: 1) вышестоящих учреждениях ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС; 2) вышестоящих органах и учреждениях социальной защиты населения; 3) вышестоящих органах военного управления и органах правоохранительной системы; 4) органах прокуратуры; 5) Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ; 6) Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ; 7) Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

Основная нагрузка по рассмотрению обращений граждан в системе ПФР приходится на отделения фонда по субъектам РФ. Они являются вышестоящими учреждениями по отношению к управлениям ПФР в городах и районах.

В системе социальной защиты населения спорные вопросы и жалобы рассматриваются органами социальной защиты населения субъектов РФ, а также Минздравсоцразвития России.

Положением о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства области от 23 июня 2008 г., на это Министерство возложено рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер, ведение приема граждан. Эта работа осуществляется на основании актов как федерального, так и областного уров-
ня. О нормативном правовом акте федерального уровня —
Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — речь шла выше. К актам областного уровня следует отнести Регламент Министерства социальной защиты населения Свердловской области, утвержденный приказом заместителя председателя Правительства Свердловской области — Министра социальной защиты населения Свердловской области от 30 апреля 2010 г. № 196 (далее — Регламент от 30 апреля 2010 г.). В Регламенте от 30 апреля 2010 г. порядку работы с обращениями граждан посвящена гл. 8 «Порядок работы с обращениями граждан» (п. 110—128). Вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц изложены в гл. 5 Административного регламента от 14 декабря 2009 г. «Порядок и условия обжалования действий (бездействия) должностных лиц» (п. 39—44).

На федеральном уровне в системе социальной защиты населения обращения граждан рассматривают Минздравсоцразвития России, а также находящиеся в его ведении Росздравнадзор, Роструд, ФМБА России. Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, Росздравнадзор осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы, установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов, соблюдением стандартов качества медицинской помощи. По этим вопросам она и рассматривает обращения граждан.

Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, на Роструд возложен контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе пособий по безработице как вида социального обеспечения. Следовательно, Роструд по обозначенным вопросам и рассматривает обращения граждан.

В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Мин-здравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н, жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы рассматривает главное бюро. В случае признания жалоб обоснованными главное бюро изменяет либо отменяет решения бюро. Кроме того, главное бюро проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 723 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: https://studopedia.su/14_164450_sotsialnaya-reabilitatsiya.html

Гражданское право. Лекции (2)

Нематериальное благо является объектом личного неимущественного права. Однако вопрос о том, любое ли нематериальное благо является объектом соответствующего личного неимущественного права, вызвал дискуссию в юридической науке. К настоящему времени в ней сложилось два основных подхода к его решению.

Согласно одному из них любое нематериальное благо является объектом соответствующего личного неимущественного права. Поэтому выделяются права на жизнь, на честь, на достоинство, на физическую и психическую неприкосновенность и пр. (М.Н. Малеина, Л.О. Красавчикова). В соответствии с другим подходом, если нематериальное благо не выражено в какой-либо объективной (материальной) форме или неотделимо от личности его носителя (жизнь, честь, достоинство), то в отношении такого нематериального блага невозможно совершать какие-либо действия. Следовательно, по поводу данных благ не могут складываться и общественные отношения, которые можно было бы регулировать гражданским законодательством (Н. Д. Егоров, М. Л. Нохрина). Таким образом, представители второго подхода склонны полагать, что многие из нематериальных благ не являются объектом личных неимущественных прав, и не существует права на жизнь или права на достоинство; только по поводу некоторых нематериальных благ действительно возникают личные неимущественные отношения (например, в отношении имени). В обоснование данного подхода можно привести и иные доводы. Субъективное право предоставляется лицу для того, чтобы обеспечить ему юридическую возможность пользоваться тем или иным благом. Однако пользоваться многими нематериальными благами можно и, не имея на них субъективного права. Нет нужды предоставлять субъективное право только для того, чтобы защитить нематериальное благо в случае его нарушения. Нематериальное благо вполне может защищаться непосредственно. Это в полной мере согласуется с положениями ст. ст. 2, 150 ГК РФ, в соответствии с которыми нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из их существа. И лишь в том случае, когда поведение заинтересованного лица действительно должно быть обеспечено посредством личного неимущественного права, появляется смысл в его предоставлении.

2.Характеристика нематериальных благ (личных неимущественных прав)

В ст.150 ГК РФ называются различные виды нематериальных благ. К их числу относятся: жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна и некоторые другие блага. Однако данный перечень не носит исчерпывающего характера. В цивилистической науке называются и иные нематериальные блага: трудоспособность, телесная (физическая) целостность, национальная принадлежность, родной язык и выбор языка общения, вероисповедание, портрет и звукозапись, благоприятное экологическое состояние личности и некоторые другие (К. Б. Ярошенко, М. Н. Малеина, Л. О. Красавчикова, А.Е. Шерстобитов, М. Л. Нохрина и др.)

Нематериальным благом может быть не только то благо, о котором говорится в ГК РФ или ином законе. Нематериальным благом является любое благо при условии, что оно отвечает признакам нематериального блага. При решении вопроса о природе того или иного блага следует исходить из его существа. Так, окружающая природная среда не является нематериальным благом, так как в ней не проявляются индивидуальные характеристики личности.

3. Способы защиты нематериальных благ

В том случае, когда на нематериальное благо совершено посягательство, оно нуждается в защите.

Лицо, чье благо нарушено, вправе защищать принадлежащее ему нематериальное благо. В некоторых случаях, допускается защита нематериального блага другим лицом. Так, например, опекун недееспособного лица вправе выступать в защиту нематериальных благ, принадлежащих его подопечному. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя (ст.150 ГК РФ).

Нематериальные блага защищаются гражданским законодательством постольку, поскольку иное не вытекает из существа данных нематериальных благ. В ст.12 ГК РФ называются разные способы защиты гражданских прав. Выбор способа защиты зависит, с одной стороны, от существа нарушенного нематериального блага. Так, в случае распространения не соответствующих действительности и порочащих человека сведений необходимо опровергнуть измышления. С другой стороны, выбор способа защиты определяется характером последствий такого нарушения. Так, лицо вправе требовать компенсации морального вреда, если оно действительно испытало нравственные или физические страдания в результате посягательства на нематериальное благо.

На требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом (ст.208 ГК РФ).

4. Компенсация морального вреда как способ защиты нематериальных благ

4.1. понятие морального вреда

В соответствии со ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «Некоторые вопросы компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. №10 (в ред. пост. Пленума ВС РФ от 6 февр. 2007 г. № 6) разъяснил, что моральным вредом в действительности охватываются отнюдь не любые физические или нравственные страдания, а только те, что были вызваны действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права. Нарушение же иных прав приводит к наступлению морального вреда лишь в предусмотренных законом случаях.

4.2.основание и условия компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда представляет собой меру гражданско-правовой ответственности. Следовательно, основанием компенсации морального вреда является правонарушение. Само правонарушение включает в себя четыре условия: противоправное поведение причинителя вреда, наличие морального вреда, причинную связь между противоправным поведением и возникшим моральным вредом, вину причинителя вреда. Наличие этих условий необходимо для возникновения деликтного обязательства практически во всех без исключения случаях, поэтому они называются общими условиями. Наряду с ними также выделяются специальные условия применительно к конкретным случаям возникновения деликтного обязательства. Рассмотрим каждое из данных условий.

Моральный вред подлежит компенсации, если были нарушены личные неимущественные права потерпевшего, либо имело место посягательство на другие нематериальные блага. При нарушении других прав компенсация морального вреда возможна, если это прямо предусмотрено законом (ст. 151 ГК РФ). Так, например, моральный вред подлежит компенсации, если были нарушены права потребителя (Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, в ред. ФЗ от 25 окт. 2007 г. № 234-ФЗ), права работника (ст. 237 ТК РФ). Потребителю, работнику принадлежат как имущественные, так и неимущественные права. Такие неимущественные права, например, право потребителя на информацию о товаре, работе, услуге, не являются личными неимущественными правами. Поэтому компенсация морального вреда в случае их нарушения допускается только в силу прямого указания закона. Следует обратить внимание на неудачную формулировку п. 2 ст. 1099 ГК РФ, где говорится, что моральный вред подлежит компенсации в случаях, прямо предусмотренных законом, если были нарушены имущественные права потерпевшего. Очевидно, что данное положение ст. 1099 ГК РФ должно применяться с учетом положений ст. 151 ГК РФ.

Компенсация морального вреда допускается только тогда, когда между противоправным поведением причинителя вреда и возникшим моральным вредом имеется причинная связь.

Компенсация морального вреда, по общему правилу, производится при наличии вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда она осуществляется только в случаях, предусмотренных законом, в частности, если вред, причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; если вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 ГК РФ).

Источник: https://works.doklad.ru/view/c3V-RCQxJSQ/22.html

Личные неимущественные права граждан (Понятие, осуществление и защита) Малеина Марина Николаевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малеина Марина Николаевна. Личные неимущественные права граждан (Понятие, осуществление и защита) : Дис. . д-ра юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 1997 431 c. РГБ ОД, 71:99-12/53-X

ГЛАВА I. Общая гражданско-правовая характеристика личных не имущественных прав 13

1. Понятие и классификация личных неимущественных прав 13

2. Личные неимущественные отношения в предмете гражданского права. Осуществление неимущественных прав 39

3. Способы защиты личных неимущественных прав .68

ГЛАВА II. Права, обеспечивающие физическое благополучие (целостность) личности 99

3. Право на физическую и психическую неприкосновенность 150

4. Право на благоприятную окружающую среду 170

ГЛАВА III. Права, обеспечивающие индивидуализацию личности 190

2. Право на индивидуальный облик (вид) и голос 214

3. Право на честь, достоинство, деловую репутацию 234

ГЛАВА IV. Права, обеспечивающие автономию личности 264

1. Права на тайну частной жизни 264

1. Право на медицинскую тайну 266

2. Право на нотариальную тайну 278

3. Право на адвокатскую тайну 283

4. Право на банковскую тайну 287

5. Право на тайну документов личного характера, телефонных и других переговоров, телеграфных и иных сообщений 293

6. Право на тайну усыновления (удочерения) и другие семейные тайны 301

7. Другие аспекты права на тайну частной жизни 307

2. Права на неприкосновенность частной жизни 316

1. Право на неприкосновенность личной свободы 318

2. Право на неприкосновенность жилища 325

3. Право на неприкосновенность личных документов, телефонных и других переговоров, телеграфных и иных сообщений 333

4. Другие аспекты права на неприкосновенность частной жизни 340

ГЛАВА V. Неимущественные права авторов интеллектуальной деятельности и исполнителей 346

1. Неимущественные права авторов и исполнителей произведений науки, литературы, искусства 351

2. Право на авторское имя и право исполнителя на имя 359

3. Право на обнародование 365

4. Право на неприкосновенность (сохранение целостности) произведения и исполнения 371

2. Неимущественные права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем 384

2. Право на авторское имя 397

3. Право на название созданного объекта 400

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 409

В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) провозглашают права каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни, корреспонденции, честь, репутацию, тайну жилища, свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Положения международных правовых актов получили закрепление в новой Конституции Российской Федерации (1993 г.), провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст.2). Принцип приоритета человека, его прав и свобод должен пронизывать деятельность законодательной, исполнительной, судебной властей, должностных лиц всех уровней, которые обязаны признавать, неукоснительно соблюдать и защищать права и свободы.

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.

Анализ личных неимущественных прав имеет важное значение для науки, законодательства и практики, для более полной охраны человека, развития его индивидуальности.

Новый Гражданский кодекс Российской Федерации включил главу 8 «Нематериальные блага и их защита», состоящую из трех статей. В них приводится неполный перечень нематериальных благ (ст. 150), предусмотрена возможность компенсации морального вреда (ст. 151) и защиты чести, достоинства, деловой репутации (ст. 152). В главе 3 «Граждане (физические лица)» содержится ст. 19 об имени гражданина.

В Гражданский кодекс не вошли нормы, регулирующие многочисленные личные неимущественные отношения. Кодекс (ст.2) как бы закрепляет приоритет имущественных прав перед личными неимущественными.

Такое положение не соответствует правовому статусу личности в правовом государстве и социальной значимости личных неимущественных прав, что обуславливает актуальность дальнейшей разработки проблем личных неимущественных прав в целях совершенствования гражданского законодательства.

Некоторые личные неимущественные права имеют отражение в отдельных законах — «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.) и др. Однако наличие таких актов не снимает, а подтверждает целесообразность кодификации норм, регулирующих личные неимуще-

Состояние законодательства отразилось и на цивилис-тической литературе. Подавляющее большинство исследований посвящено имущественным правам. Исследования личных неимущественных прав велись, как правило, не комплексно и в основном по проблемам отдельных видов этих прав; после принятия нового Гражданского кодекса диссертации не защищались.

Таким образом, социальная значимость личных неимущественных прав, необходимость их кодификации, недостаточная теоретическая разработка и дискуссионность некоторых вопросов обосновывают выбор темы диссертации и ее актуальность как первого после принятия Гражданского кодекса монографического исследования.

Предмет исследования — гражданско-правовой институт личных неимущественных прав граждан с точки зрения понятия, осуществления и защиты этих прав.

Исследуются права на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, благоприятную окружающую среду, права на имя, честь, достоинство, деловую репутацию, индивидуальный облик и голос, права на тайну и неприкосновенность частной жизни, личные неимущественные права исполнителей, авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышлен-

ных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем.

С учетом очерченных рамок предмета рассмотрения за пределами последнего остаются неимущественные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Цель работы состоит в анализе гражданских законов, иных правовых актов и судебной практики для выработки рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере осуществления и защиты личных неимущественных прав граждан.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые на базе новой Конституции Российской Федерации 1993 г., нового Гражданского кодекса части первой 1994 г. и части второй 1995 г. 1 , федеральных законов 1993-1997 г. и литературы проведено комплексное монографическое исследование проблем, связанных с понятием, осуществлением и защитой личных неимущественных прав граждан, и перспектив развития и совершенствования этих прав.

В диссертации сформулированы и выносятся на защиту следующие выводы и положения.

Имущественные отношения и личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными, обладают родством по предмету регулирования и имеют общий метод регулирования.

Личные неимущественные и имущественные права

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. Jsfe 5. Ст. 410. В дальнейшем — ГК.

рассматриваются как равноценные в предмете гражданско-правового регулирования. В Гражданский кодекс, формально закрепляющий приоритет имущественных прав перед личными неимущественными, предлагается внести соответствующие изменения.

Сформулировано понятие личного неимущественного права как субъективного права, возникающего по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащего точной денежной оценке, тесно связанного с личностью у правомочен ного, направленного на выявление и развитие его индивидуальности, имеющего специфические основания возникновения и прекращения.

Предлагается следующая отраслевая классификация личных неимущественных прав граждан с учетом их новых видов: права, обеспечивающие физическое благополучие (целостность) личности; права, обеспечивающие индивидуализацию личности; права, обеспечивающие автономию личности; неимущественные права авторов интеллектуальной деятельности и исполнителей.

Обосновывается гражданско-правовая природа нетрадиционных личных неимущественных субъективных прав: права на жизнь, права на здоровье, права на благоприятную

окружающую среду, права на индивидуальный облик и голос, права на неприкосновенность личной свободы.

В качестве правового принципа предлагается установить приоритет неимущественных прав, обеспечивающих физическое благополучие личности (права на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, благоприятную окружающую среду), при их осуществлении перед другими гражданскими субъективными правами; при правомерном «столкновении» иных субъективных гражданских прав следует принимать компромиссное решение, ограничивающее оба конкурирующих права.

Разработаны общие критерии для определения судом размера компенсации неимущественного вреда, ее снижения и повышения, а также частные критерии определения размера компенсации применительно к конкретным видам нарушенных личных неимущественных прав.

Главу 8 Гражданского кодекса «Нематериальные блага и их защита» предлагается дополнить нормами, регулирующими все виды личных неимущественных отношений.

На основе анализа правовых актов и судебной практики вносятся предложения по изменению и уточнению Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Патентного закона, Семейного кодекса, законов «Об авторском праве и смежных правах», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и др.

Методология исследования. В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания применялись также частнонаучные методы исследования (системный, исторический, логический, сравнительного правоведения).

В работе исследованы и использованы труды цивилистов, посвященные комплексу неимущественных прав, — Е.А. Флейшиц (1941 г.), А.П. Вилейта (1967 г.), З.В. Ромовской (1968 г.), В.Л. Суховерхого (1970 г.), Л.О. Красавчиковой (1979 г., 1994 г.), Н.С. Малеина (1981 г.,1985 г.), В.А. Жа-кенова (1984 г.), К.Б. Ярошенко (1990 г.), Ш.Т. Тагайназа-рова(1990 г.).

Основой для теоретических выводов послужили также труды ученых по гражданскому праву, теории права и некоторых других отраслей права: М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, А.В. Белявского, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, В.А. Ка-батова, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, Г.К. Матвеева, Н.И. Матузова, В.А.Ойгензихта, И.Л. Петрухина, В.А. Ря-сенцева, В.Р. Скрипко, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, В.П. Шахматова, В.Ф. Яковлева и др.

Использованы также работы юристов зарубежных стран (Т. Ариидзуми, В. Веинке, С. Вагацума, Р. Гесснер, Р. Дюма, А. Дитц, Ю.С. Пентовский, В. Радецкий, В. Таджер, К. Тере, К. Футагами, И. Шмитц, Л. Шойом и др.), труды дореволюционных русских цивилистов (Ю.С. Гамбарова, A.M. Гуляева, А.В. Завадского, А.Ф. Кони, Н.М. Коркунова, И.А. Покровского, Е. Пассек, Г.Ф. Шершеневича и др.), материалы периодической печати.

Изучена опубликованная и неопубликованная судебная

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы: в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего законодательства; в правоприменительной практике для ее унификации; в теории гражданского права, определении его предмета; в процессе преподавания курса гражданского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы работы отражены в книгах, статьях диссертанта, изложены в сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах «Роль права, юридической науки и юридического образования в перестройке» (Сочи, 1988 г.), «Правовой аспект организации и деятельности кооперативов» (Звенигород, 1990 г.), «Нетрадиционные методы в раскрытии преступления» (Москва, 1994 г.) и др., в выступлениях на телевидении (передача «Пресс-экспресс» 1992 г.; передача «Тема» 1993 г., передача 2-го немецкого телевидения 1993 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и списка использованной литературы.

Понятие и классификация личных неимущественных прав

В теории права различают личные права в широком смысле — любые (все) субъективные права личности, и в узком (специальном) — как особая группа прав, отличных от социально-экономических и политических. В настоящем исследовании анализируются именно личные неимущественные права в собственном (специальном, узком) смысле, их понятие, значение, признаки, виды и место в предмете гражданского права, их осуществление и защита.

Личные неимущественные права регулируются различными (кроме гражданского) отраслями законодательства — государственным, семейным, трудовым и другими.

Необходимо кратко остановиться на соотношении конституционных и отраслевых неимущественных прав граждан. Согласно исследованиям представителей науки государственного права отдельное конституционное право принадлежит не только всем гражданам вообще, но и каждому гражданину в отдельности и означает связь между гражданином и государством в целом.

Следует согласиться, что все записанные в Конституции права граждан составляют институт государственного права. К числу конституционных по своему уровню, значению относятся также права, закрепленные в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Такая позиция обязывает рассмотреть соотношение конституционных и отраслевых неимущественных прав, в особенности одноименных или близких по названию (право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду и др.).

Представители государственного права считают, что конституционные права, закрепленные в других (помимо Конституции) актах, получают конкретизацию и развитие.

Последнее утверждение хотелось бы уточнить. Можно, конечно, в широком смысле говорить о том, что конституционное право конкретизируется в других актах. Но при этом не обходимо все же отличать конституционное право от отраслевого субъективного права с одноименным или похожим названием. Очевидно, что конституционные права граждан не должны отождествляться с правами, приобретенными в результате вступления в те или иные конкретные правоотношения, их юридическая природа различна. Укажем отличительные особенности конституционного права от гражданского неимущественного права.

Существует точка зрения, согласно которой конституционное право носит субъективный характер. Противоположный взгляд объясняет конституционное право как элемент правоспособности. И та и другая позиция означают, что упра-вомоченным субъектом конституционного права является гражданин, а обязанным субъектом — государство2. Государство гарантирует гражданину наличие (приобретение), осуществление и защиту его конституционного права путем принятия отраслевых и комплексных нормативных актов и создания юрисдикционных органов. Ряд юристов считают, что одновременно возникают и правовые связи «в сфере частных отношений».

Право на жизнь

2. Чтобы дать понятие жизни как высшему благу выясним прежде всего юридические границы жизни (ее начало и конец).

Практическое значение законодательного определения начала жизни позволит ответить на вопрос: на какой стадии своего развития человеческий эмбрион или плод становится жизнеспособным (может существовать вне организма матери) и является субъектом права?

Согласно Большой медицинской энциклопедии жизнеспособным считается младенец семимесячного внутриутробного развития, длина тела которого не менее 35 сантиметров, вес не менее 1000 граммов. Эти параметры отражены и в специальной ведомственной инструкции.

Прогресс медицины ставит новые проблемы перед юридической наукой. В 1970 г. в Китае родилась девочка весом в 250 граммов и ростом немногим более 15 сантиметров. К 15 годам ее вес был 7,5 килограмма, рост — 86 сантиметров. Психическое развитие девочки не имеет отклонений.

Такой факт свидетельствует о том, что количественные характеристики жизнеспособности будут меняться, и законодательство должно своевременно отражать эти изменения.

В отдельных нормах законодательства предусмотрена охрана прав и интересов будущего ребенка. Например, п. 3 ст. 1089 ГК предоставляет право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего его ребенку, родившемуся уже после смерти родителя.

Известны случаи, когда дети рождаются после смерти матери. Например, в Уругвае будущая мать при отправке в роддом скончалась от разрыва сердца. Врачи «скорой помощи» специальной аппаратурой поддерживали в теле искусственное кровообращение. Через 45 минут после смерти матери посредством кесарева сечения родилась живая девочка1. Похожая ситуация имела место в США. От опухоли мозга в медицинском центре умерла 34-летняя женщина, находившаяся на шестом месяце беременности. Врачи приняли решение попытаться сохранить ребенка. Через два месяца (в течение которых искусственно поддерживались функции дыхания и кровообращения) у мертвой извлекли живую здоровую девочку2.

Полагаю, что на уровне закона должна быть закреплена обязанность медицинских работников поддерживать жизнедеятельность человеческого плода, находящегося в утробе погибшей матери, с учетом времени внутриутробного развития и других медицинских показаний и согласия супруга.

Встает вопрос о возможности использования человеческого плода для научных исследований. Из ряда стран поступают сообщения об интенсивных опытах на человеческом эмбрионе и плоде. Например, в 1989 г. в Чехо-Словакии в результате неоднократно повторенных экспериментов было установлено, что под воздействием эмбриональных клеток прекращается деление раковых клеток. Китайские хирурги пересадили в кору головного мозга больного эпилепсией трансплантат, взятый из мозга абортированного плода. Операция улучшила интеллектуальную функцию пациента и вызывала более легкое течение болезни.

В США национальные институты здравоохранения наложили запрет на все работы с использованием клеток абортированных плодов пока не будут достаточно полно обсуждены все морально-этические проблемы. Британская медицинская ассоциация разработала нормативы на применение трансплантантов от тканей эмбрионов. В документе указывается, что зачатие и аборт только с целью получения материала для трансплантации недопустимы; трансплантация не должна влиять на технику и время проведения операции по искусственному прерыванию беременности; использование тканей эмбриона для научных исследований или лечения возможно безвозмездно с согласия матери; взятие тканей происходит после смерти эмбриона.

Право на имя

1. Международная конвенция о правах ребенка 1989 г. признает за ребенком с момента рождения право на имя (ст. 7). Право на имя регулируется ст. 19, 150 ГК, нормами Семейного кодекса (п.5 ст. 30, ст. 32, п.3 ст. 51, ст. 58, 59, 134), специальными актами — Законом СССР «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств»1 от 3 июля 1991 г., Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР2 от 22 июля 1991 г. (разд. IX), а также другими правовыми актами. В п.1 ст. 58 Семейного кодекса устанавливается, что ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

В п.4 ст. 47 ГК упоминается закон об актах гражданского состояния, который в будущем будет определять порядок регистрации актов гражданского состояния (в том числе рождений, перемены имени и др.), порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.

Под именем в широком смысле понимается собственное имя гражданина, его отчество и фамилия1. В некоторых странах фамилия или отчество не используются. Например, согласно Закону Исландии от 27 июля 1925 г. никто не должен брать фамилии. Исландские подданные и их потомки, которые носят фамилию, действующую с более древнего времени, чем был издан Закон об именах от 13 ноября 1913 г., могут носить ее. То же самое касается иностранцев, которые эмигрировали в эту страну. Очевидно, что система бесфамильного общества существенно осложняет быт и делает затруднительной индивидуализацию личности.

По российскому законодательству фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если они имеют разные фамилии, то ребенку дается фамилия отца или матери — по их соглашению, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, а в случае спора — органом опеки и попечительства. Если ребенок родился у матери, не состоящей в зарегистрированном браке, нет совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка производится по фамилии матери (п. 3-5 ст. 58, п. 3 ст. 51 Семейного кодекса).

Имя дается по соглашению родителей, при отсутствии их согласия имя определяют органы опеки и попечительства (п.2,3 ст. 58 Семейного кодекса). Родители вправе выбирать любое имя, предусмотренное или не предусмотренное в Справочнике личных имен. Регистрация рождения производится в течение месячного срока после рождения ребенка.

В некоторых странах (регионах) вводятся ограничения на определенные имена. Например, в эквадорском поселке Манта местные власти запретили родителям давать своим детям «экзотические», бессмысленные имена, брать названия (имена) рек, гор, городов и т.д. В России каких-либо ограничений в выборе имени не установлено. (Так, рожденную в 1992 г. девочку родители назвали Диктатура).

При совершенствовании законодательства следовало бы ввести все-таки ограничение — указать предельное количество букв, составляющих одно имя. Это позволит без проблем использовать зарегистрированное имя на практике. Для обоснования такого предложения скажем, что индиец по фамилии Брахматма обладает именем, включающим 1478 букв; чтобы прочесть это имя требуется не менее десяти минут1. Случай редкий, но показательный.

Отчество ребенка образуется от имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае (п.2 ст. 58 Семейного кодекса). При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, отчество ребенка записывается по указанию матери (п.З ст. 51 Семейного кодекса). По моему мнению компонентом имени может быть подпись. Подпись выбирается гражданином самостоятельно и фиксируется в паспорте при выдаче. Иногда употребление имени в обязательном порядке должно сопровождаться подписью. Об этом упоминается в конкретных нормах. Например, согласно ст. 160 ГК письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершающими; в соответствии со ст. 126 ГПК исковое заявление подписывается истцом.

Значение подписи как компонента имени подтверждается, в частности, при свидетельствован и и подлинности подписи (а не фамилии) на документе. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате1 от 11 февраля 1993 г. нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом. В случае сомнения в подлинности идентификацию подписи устанавливает почерковедческая экспертиза. С использованием экспертами ЭВМ повысилась достоверность проводимых исследований.

Источник: http://www.dslib.net/civil-pravo/lichnye-neimuwestvennye-prava-grazhdan.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *