Как возбудить исполнительное производство по исполнительному листу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возбудить исполнительное производство по исполнительному листу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

доходов в год. Совладелец сети магазинов Реалъ Александр Мышинский предложил пойти дальше и продлить время продажи алкоголя не только вечером, но и утром. И посмотреть, как такой закон будет реализовываться , сообщил он.

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Заявление о возбуждении исполнительного производства подается судебному приставу-исполнителю вместе с исполнительным документом (исполнительным листом или судебным приказом). Именно по заявлению взыскателя возбуждается исполнительное производство и происходит принудительное исполнение судебного постановления.

Заявление необходимо подавать в тот отдел судебных приставов, где будет происходить исполнение. Местом совершения исполнительных действий является:

  • для граждан – место жительства, место пребывания или нахождения имущества, если место жительства неизвестно, то по последнему известному месту жительства;
  • для юридических лиц — по юридическому адресу, местонахождению имущества или по юридическому адресу представительства или филиала;
  • если в исполнительном документе содержатся требования, обязывающие должника совершить определенные действия, то исполнительный документ предъявляется по месту совершения этих действий.

Если определить надлежащий отдел судебных приставов затруднительно, можно подать заявление главному судебному приставу субъекта РФ.

Заявление может быть подано лично или через представителя с доверенностью, направлено в службу судебных приставов по почте. В заявлении можно просить судебного пристава принять обеспечительные меры, если они ранее не были приняты судом. В заявлении необходимо как можно подробнее указать все известные взыскателю сведения о должнике (его место жительства, возможное место пребывания, место работы, его телефоны и другие возможности связи с ним). Взыскатель может указать сведения об имущественном положении должника, указать имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если по одному решению суда выдано несколько исполнительных листов (статья 429 ГПК РФ), то по каждому должнику пишется отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.

После поступления заявления в службу судебных приставов оно в течение 3 дней должно быть передано конкретному судебному приставу-исполнителю. В свою очередь у судебного пристава-исполнителя есть также 3 дня на возбуждение исполнительного производства. При наличии соответствующих оснований судебный пристав может отказать в возбуждении исполнительного производства.

Постановление о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, обычно он составляет 5 дней со дня получения должником копии постановления. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства должна быть направлена не позднее 1 дня взыскателю, должнику и в суд.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в районный суд в течение 10 дней со дня вынесения, для составления жалобы можно использовать образец заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя. При пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом: восстановление процессуального срока.

(наименование отдела судебных приставов)

(ФИО взыскателя, адрес, телефон)

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Прошу принять к исполнению исполнительный документ _________ (исполнительный лист или судебный приказ), выданный _________ (наименование суда, выдавшего исполнительный документ) «___»_________ ____ г. по делу _________ (указать наименование дела; можно посмотреть наименование в шапке исполнительного документа) в отношении должника _________ (ФИО должника, его место жительства или место пребывания, телефон, место работы), и возбудить исполнительное производство.

Ранее по данному исполнительному документу исполнительное производство не возбуждалось (если возбуждалось, указать, когда возбуждалось, когда окончено и почему, какие исполнительные действия выполнены, сколько денег было взыскано, какое имущество передано).

Дополнительно сообщаю известные мне сведения о должнике и его имуществе: _________ (указать все известные сведения о должнике и его имуществе, которые могут помочь в исполнении судебного постановления).

В целях обеспечения исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, одновременно с возбуждением исполнительного производства необходимо решить вопрос о наложении ареста на имущество должника _________ (при наличии сведений перечислить имущество, на которое должен быть наложен арест), поскольку должник может принять меры для сокрытия своего имущества.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

  1. Возбудить исполнительное производство.
  2. Наложить арест на имущество должника.

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

  1. Исполнительный документ
  2. Документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец заявления:

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Источник: https://vseiski.ru/zayavlenie-o-vozbuzhdenii-ispolnitelnogo-proizvodstva.html

Как осуществляется исполнительное производство в Украине

Кратко по теме исполнительного производства в 2020 году

Исполнительное производство регулируется Законом Украины «Об исполнительном производстве» и Законом Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».

В связи с обновлением законодательства эта статья будет полезна всем, кто хочет разобраться в том, что такое исполнительное производство, какие органы отвечают за исполнение решений, какие существуют стороны исполнительного производства, и что делать для открытия исполнительного производства в Украине в 2020 году.

Какие решения подлежат принудительному исполнению

Исполнительное производство — это совокупность действий для принудительного исполнения решений уполномоченных органов.

В частности, принудительному исполнению подлежат решения судов по гражданским, хозяйственным, административным делам, делам об административных правонарушениях.

Стороны исполнительного производства

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Взыскатель — лицо, в пользу которого вынесено решение и должны быть совершены определенные действия, т.е. в интересах которого ведется исполнительное производство.

Должник — лицо, которое обязано совершить определенные действия согласно с решением, т.е. лицо, против которого осуществляется исполнение.

Кто отвечает за исполнение решений

В соответствии с Законом Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) решения исполняют:

  • государственная исполнительная служба;
  • частные исполнители.

Частные исполнители не осуществляют принудительное исполнение следующих решений:

  • если взыскателем является государство, государственные органы;
  • административных судов;
  • Европейского суда по правам человека;
  • относительно имущества государственной или коммунальной собственности;
  • о выселении и вселении физических лиц.

Автоматизированная система исполнительного производства

Автоматизированная система исполнительного производства – информационная система, благодаря которой происходит регистрация документов исполнительного производства, фиксация исполнительных действий и формируется так называемый реестр исполнительных производств Украины.

Доступ к реестру обеспечивается на сайте Министерства юстиции Украины (http://asvpweb.nais.gov.ua) свободно и бесплатно. Поиск в реестре происходит по ФИО, дате рождения должника, по ФИО взыскателя; по наименованию, коду в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований для юридического лица – должника и взыскателя; по номеру исполнительного производства.

Существование такой системы обеспечивает:

  • распределение документов между государственными исполнителями;
  • предоставление полной информации сторонам об исполнительном производстве;
  • централизованное хранение документов исполнительного производства и формирование электронного архива;
  • изготовление документов исполнительного производства;
  • подготовку статистических данных;
  • регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее прохождения;
  • формирование Единого реестра должников.

Единый реестр должников

Единый реестр должников – это информационная база, основной целью которой является обнародование данных о должниках и их невыполненных обязательствах.

Список должников по исполнительным производствам является открытым и размещается на официальном веб — сайте Министерства юстиции Украины (https://erb.minjust.gov.ua/). То есть при наличии в отношении вас исполнительного производства, любой человек сможет об этом узнать.

Не вносятся в реестр сведения о должниках:

  1. которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления;
  2. которые не имеют задолженности по исполнительному документу о взыскании периодических платежей более трех месяцев;
  3. по решениям неимущественного характера.

По общему правилу, исключить лицо из Единого реестра должников возможно на основании постановления исполнителя о прекращении исполнительного производства.

Единый реестр должников содержит следующие сведения:

  • данные о должнике:
  • для физического лица – фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения;
  • для юридического лица ̶ наименование, идентификационный код;
  • данные органа или должностного лица, который выдал исполнительный документ;
  • данные органа или должностного лица, номер средства связи и адрес электронной почты исполнителя;
  • номер исполнительного производства;
  • категория взыскания (алименты, штраф и т.п.).

Порядок для исполнения решение суда

Исполнительный документ – это документ, который выдается судом или другими органами для принудительного исполнения принятых решений или иных актов.

Для исполнения решения суда нужно подать в суд заявление о выдаче исполнительного документа.

Отдельным видом исполнительных документов, являются судебные приказы, которые выдаются в определенных случаях (в том числе в делах по алиментам) и их получение имеет свои особенности.

Получив такой документ, в обязательном порядке проверьте наличие всех необходимых реквизитов, а именно:

  • название и дата выдачи документа, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, которое его выдало;
  • дата принятия и номер решения, согласно которому выдан документ;
  • полное наименование (для юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (для физических лиц) взыскателя и должника, их местонахождение (для юридических лиц) или адрес места жительства, пребывания (для физических лиц), дата рождения должника – физического лица;
  • идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований взыскателя и должника (для юридических лиц – при наличии);

регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика-должника (идентификационный код) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям в установленном порядке отказались от присвоения кода);

  • резолютивная часть решения (написана в самом конце);
  • дата вступления решения в законную силу (кроме решений, подлежащих немедленному исполнению);
  • срок предъявления решения к исполнению.

В исполнительном документе могут быть указаны и другие данные, которые способствуют принудительному исполнению решения (например, информация про место работы должника).

Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом с указанием фамилии и инициалов и скреплен печатью (если орган или должностное лицо по закону обязан иметь такую печать).

Если какого-то реквизита не будет, можете не сомневаться, исполнитель откажет в открытии исполнительного производства. Наиболее часто на практике не указывают год рождения должника, место рождения должника, либо место рождения должника указывается неполно.

Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю органом государственной исполнительной службы или частным исполнителем в течение трех рабочих дней со дня его предъявления по причинам:

  • не соблюдена процедура его подачи (например, пропущен установленный Законом срок предъявления исполнительного документа к исполнению (по общему правилу – 3 года); исполнительный документ не соответствует требованиям, предусмотренным Законом; и т.д.);
  • отсутствует должник или предмет исполнения (например, должник признан банкротом; Национальным банком Украины принято решение об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка — должника или решение не набрало законной силы и т.д.).

В таком случае нужно обратиться в суд с заявлением и просить привести исполнительный документ в соответствие с указанными требованиями.

Получив исполнительный документ, обращаемся в исполнительную службу. С осени 2016 года в Украине вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие работу не только государственных, но и частных исполнителей.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.24 Закона Украины «Об исполнительном производстве» исполнительные действия могут проводиться:

  • по месту проживания должника;
  • по месту пребывания должника;
  • по месту работы должника;
  • по месту нахождения имущества должника.

Право выбора принадлежит взыскателю.

Что касается частных исполнителей, то они могут проводить исполнительные действия по месту проживания, по месту пребывания (месту нахождения) должника или же по месту нахождения имущества должника.

Следует заметить, что шансы на ваш успех увеличиваются в том месте, где у должника есть какое-либо имущество или доходы.

Заявление об открытии исполнительного производства подается в произвольной форме. В нем желательно указать информацию, которая бы идентифицировала должника или же может способствовать быстрому исполнению такого решения (счета должника, место его работы, его местонахождение и т.д.). Так же необходимо указать ваш счет в банке для перечисления средств, полученных от должника. В случае уплаты какой-либо части от задолженности должником, это так же желательно указать в заявлении.

Ранее при подаче заявления нужно было заплатить авансовый взнос. Решением Конституционного суда от 15 мая 2019 года № 2-р(II)/2019 та часть статьи Закона Украины «Об исполнительном производстве», которая предусматривала уплата авансового взноса, признана неконституционной. Это означает, что она более не действует и платить авансовый взнос при подаче заявления не нужно. Между тем, частные исполнители не работают бесплатно и выставляют взыскателю счет на исполнительные расходы. Обращаясь к частному исполнителю, уточните размер расходов, которые исполнитель выставит вам в процессе исполнительного производства.

Таким образом, в исполнительную службу подаем:

  1. письменное заявление об открытии производства,
  2. оригинал исполнительного документа,
  3. доверенность – для представителя.

Рекомендуется иметь такой комплект документов в двух экземплярах (один подаем в службу, второй с отметкой о его получении оставляем себе), что будет письменным подтверждением вашего обращения.

Если заявление оформлено правильно и оснований для отказа нет, исполнитель обязан не позже следующего рабочего дня вынести постановление об открытии исполнительного производства. В нем так же указывается обязанность должника подать декларацию о своем имуществе и доходах, а в делах нематериального характера в постановлении указывается обязанность должника в течение 10 рабочих дней совершить действия по выполнению решения.

Как работает исполнительная служба в Украине

При указании счетов или имущества должника, на него накладывается арест, что является гарантией выплаты надлежащих вам сумм. Также по договоренности с взыскателем должник может продать имущество и передать деньги или такое имущество взыскателю в счет погашения долга. После передачи такого имущества или внесения необходимых сумм на счет исполнительной службы, арест снимается.

Если же данных о месте проживания должника нет, исполнитель обращается в суд для вынесения решения о его розыске путем подачи запросов в соответствующие органы. Расходы на розыск должника в дальнейшем будут с него взысканы.

Денежные средства, взысканные с должника, распределяются следующим образом:

  • в первую очередь возвращается авансовый платеж взыскателя;
  • во вторую очередь компенсируются расходы исполнительного производства, не покрытые авансовым платежом;
  • в третью очередь удовлетворяются требования взыскателя и оплачивается исполнительный сбор.

Это сбор составляет 10% от фактически взысканной суммы или основное вознаграждение частного исполнителя. В решениях нематериального характера исполнительный сбор составляет два минимальных размера заработной платы с должника – физического лица (по состоянию на 2018 год – 7446 грн.) и в размере четырех минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица (по состоянию на 2018 год – 14892 грн.). Зачисляется в государственный бюджет.

  • четвертая очередь отведена штрафам, вынесенным в соответствии с Законом.

Денежные средства, взысканные с должника, перечисляются на соответствующий счет государственной исполнительной службы или на счет частного исполнителя. По письменному заявлению взыскателя денежные средства перечисляются на его счет в банке (или в ином финансовом учреждении) или же отправляются почтовым переводом за счет взыскателя, кроме перевода сумм алиментов. Не допускается выплата взысканных средств наличными или иным лицам (не взыскателю).

Если же после удовлетворения всех требований по исполнительным документам, определенная сумма денег осталась, она возвращается должнику.

Если же в течение года денежные средства, зачисленные на счет исполнительной службы, не были востребованы взыскателем (при условии того, что ему сообщили об этом), то такие деньги переходят в Государственный бюджет Украины.

При условии фактического выполнения решения, исполнительным органом выносится постановление об окончании исполнительного производства.

Источник: https://ursambo.com/osnovy-yuridicheskoj-samozashhity/kak-osushhestvljaetsja-ispolnitelnoe-proizvodstvo-v-ukraine.html

Фёдоров Максим Дмитриевич Адвокат

Адвокат в Запорожье. Широкий спектр юридических услуг.

Порядок принудительного исполнения судебных решений. Исполнительное производство.

Статистика гласит, что с каждым годом в Украине число обращений в суды неумолимо растёт. В одних только гражданских делах ежегодно суды выносят около миллиона решений. За всеми этими решениями, как правило, стоят часы работы сотрудников суда, юристов, адвокатов и сотни миллионов гривен оплаченных судебных издержек. Но, к сожалению, в большинстве случаев всё вышеперечисленное теряет всякий смысл по причине банальной невозможности исполнения решения суда. Так, например, принудительно исполнить решение суда удаётся лишь в трети случаев, что сводит на нет все усилия, потраченные на защиту своего права в суде.
Мы не станем углубляться в первопричины такого положения дел, а попробуем разъяснить, каким образом система исполнения решений действует на практике, и дадим ряд советов о том, как правильно работать с исполнительной службой.

Успех любого мероприятия зависит, в первую очередь, от правильной и тщательной подготовки. Не редко получив решение суда и, обратившись в исполнительную службу, оказывается, что текст такого решения имеет неточности, порядок его исполнения не ясен, а то и вовсе, принудительное исполнение такого решения не предусмотрено законом. Как пример можно привести решение суда, в котором увольнение сотрудника было признано незаконным, но отсутствовала формулировка о восстановлении на работе. Естественно, что безвыходных ситуаций не бывает, но намного проще избежать подобную проблему, чем устранять возникшие последствия.
Подготовка к исполнению решения начинается ещё на стадии написания заявления в суд и формулирования исковых требований. Опытный юрист, составляя иск, должен учитывать порядок исполнения будущего решения и тщательно подходить к вопросу формулировки исковых требований. Согласно нормам гражданского процесса суды не могут выходить за пределы исковых требований и, удовлетворяя иск, суд ничего не сможет дописать, если истец этого изначально не просил.

По общему правилу решение суда подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Для ряда случаев законодатель прямо предусмотрел возможность исполнения решений немедленно с момента их провозглашения. Дело в том, что после вынесения решения суда и до его вступления в законную силу может пройти не один месяц, что может лишить обращение в суд всякого смысла или оставить человека без средств к существованию.
В делах о взыскании алиментов, заработной платы, возмещении вреда здоровью и вреда вызванного смертью, решение суда подлежит немедленному исполнению в пределах взыскания месячной суммы таких платежей. Также немедленному исполнению подлежат решения о восстановлении на работе, отобрании ребёнка и установлении факта смерти или рождения в зоне АТО. На практике данная норма означает, что ответчик должен исполнить такую часть решения немедленно после его провозглашения. Также истец может потребовать у суда вместе с оглашением решения выдать ему исполнительный лист прямо в судебном заседании.

Многие решения, не требующие от ответчика никаких действий (например, о признании права собственности или о признании отцовства) достаточно направить в соответствующие государственные органы с целью внесения сведений в государственные реестры. Намного сложнее обстоят дела с теми решениями, по которым надлежит взыскать деньги с ответчика или обязать его осуществить какие-то действия (восстановить на работе, снести незаконную постройку и т.д.). В этих случаях истец, дождавшись вступления решения суда в законную силу, должен получить исполнительный лист – документ, который выдаётся судом и содержит описание действий подлежащих исполнению. Получив такой документ истец должен подать его (лично или почтой) в исполнительную службу. Именно данная служба будет заниматься вопросами непосредственного исполнения решения.

С осени 2016 года в Украине вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие работу не только государственных, но и частных исполнителей. На момент написания статьи данный институт своего распространения ещё не получил и, фактически, реализовано такое нововведение будет ещё не скоро. Именно потому, что с работой частных исполнителей связано ещё очень много нерешённых вопросов и на сегодня данный институт существует исключительно на бумаге, мы будем рассматривать работу только государственных исполнителей.

Для того, что бы исполнительная служба начала процедуру принудительного исполнения решения, взыскатель должен обратиться к ней с письменным заявлением об открытии производства, к которому приложить оригинал исполнительного листа и, в большинстве случаев, квитанцию об оплате авансового взноса. Такое заявление подаётся по месту регистрации должника (или в некоторых случаях по месту его работы). С перечнем и контактными данными государственных исполнительных служб Запорожской области можно ознакомиться по следующей ссылке.
Если заявление оформлено правильно и оснований для отказа нет, исполнитель обязан не позднее следующего дня открыть исполнительное производство и направить должнику соответствующее постановление.

Если должником по решению суда о взыскании средств является государственный орган или учреждение, а также в тех случаях, когда взысканию подлежат бюджетные средства, исполнять такое решение должен орган Государственной казначейской службы, который обслуживает те счета, с которых надлежит взыскать средства. Для этого взыскатель должен подать в Госказначейство оригинал исполнительного листа, заявление с указанием способа получения денег (реквизиты банковского счёта или информацию, необходимую для почтового перевода) и в ряде случаев копию квитанции по которой осуществлялась оплата в бюджет.

С 2016 года при обращении в государственную исполнительную службу взыскатель обязан оплатить обязательный авансовый платёж, цель которого наперёд профинансировать возможные издержки, возникающие в процессе исполнения решения суда. При взыскании средств с должника такая сумма составляет 2 процента от указанной в исполнительном листе, но не более 10 минимальных зарплат. Для неимущественных требований к физическому лицу авансовый платёж составляет одну минимальную зарплату. Если должник – юридическое лицо, то авансовый платёж вносится в размере двух минимальных зарплат.
Тем не менее, по ряду категорий дел авансовый платёж не платится, а именно в трудовых спорах, по делам о назначении социальных льгот, о взыскании средств в связи с нанесением вреда здоровью или со смертью лица, по вопросам взыскания алиментов и по делам о взыскании ущерба, причинённого уголовным преступлением. Инвалиды первой и второй групп, а также «чернобыльцы» от авансовых платежей освобождаются не зависимо от сути исполняемого решения.

Во-первых, авансовые платежи возвращаются в случае успешного исполнения решения суда и окончания исполнительного производства. Если же исполнительный документ по тем или иным причинам возвращается взыскателю без исполнения, то исполнитель возвращает лишь ту часть авансового платежа, которая им не была использована. И вот тут то, как раз, и скрывается главная проблема обязательного авансирования исполнительного производства. Если, к примеру, взять с должника нечего и взыскать средства исполнитель не может, то он вернёт исполнительный документ и неиспользованную часть авансового платежа (если от него вообще хоть что-то останется). В итоге, взыскатель может потратить на возврат долга больше, чем размер самого долга и при этом решение суда так и не исполнить.

Если все требования закона соблюдены и оснований отказать у исполнителя нет, он в течение одного рабочего дня должен открыть исполнительное производство, о чём выносит соответствующее постановление. Постановление об открытии исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляется почтой взыскателю и должнику. В том случае, если в заявлении взыскатель указывал банковские реквизиты должника, исполнитель должен одновременно с открытием производства наложить арест на соответствующие счета. Если же взыскатель в своём заявлении указал на наличие у должника движимого или недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, исполнитель обязан при открытии производства сделать запрос в соответствующие реестры и после подтверждения данных о собственнике наложить арест на имущество.

Очень часто должники по месту регистрации не проживают, почту не получают, на вызовы не являются и никакой информации о них у исполнителя нет. В таких случаях закон предоставляет исполнителю ряд полномочий по принудительному исполнению решения суда. Если местонахождения должника не известно, то исполнитель имеет право обратиться в суд с ходатайством о розыске такого должника. Также исполнитель имеет доступ ко всем реестрам имущества, в том числе транспортных средств и недвижимости. Если полученные сведения подтверждают наличие у должника автомобиля, дома или квартиры, то исполнитель накладывает на них арест. Далее в ряде случаев недвижимость может быть продана с торгов с целью погашения долга. Если же у должника есть авто, но сам автомобиль найти не удаётся, исполнитель вправе объявить транспортное средство в розыск и при первой же встрече с полицией такой автомобиль будет изъят.

Очень часто на практике оказывается, что должник никакого имущества не имеет, доходов официально не получает и все старания исполнителя тщетны. В таких случаях после года безрезультатной работы исполнитель закрывает производство и возвращает взыскателю исполнительный документ. Также возврату подлежит не израсходованная исполнителем часть авансового взноса, если конечно таковая имеется. После этого взыскатель в течение трёх лет имеет право повторно обратиться в исполнительную службу с этим же документом в надежде, что на этот раз должника удастся найти или у него появились доходы и имущество. Естественно, что авансовый платёж придётся вносить снова.

В том случае, если с должника удаётся взыскать нужную сумму или, хотя бы её часть, полученные деньги зачисляются на казначейский счёт исполнительной службы. Затем из этих денег вычитается и возвращается взыскателю авансовый взнос, оплаченный при открытии производства. После этого исполнитель отнимает от полученной суммы не покрытые авансовым взносом затраты, понесённые исполнительной службой. Далее взыскателю перечисляется сумма, подлежащая взысканию. Если в распоряжении исполнителя нет данных о том, каким образом взыскатель желает получить деньги, то он обязан уведомить последнего и истребовать соответствующие данные – реквизиты банковского счёта или данные, необходимые для почтового перевода. Естественно, что наличными получить причитающиеся суммы в исполнительной службе нельзя.

Помимо взыскания средств, исполнителям часто приходится заниматься делами неимущественного характера (например восстановление на работе, вселение и выселение). Для каждой категории подобных решений есть ряд общих правил. Открыв производство и направив соответствующее постановление должнику исполнитель предоставляет последнему 10 дней на добровольное исполнение. По истечении указанного срока, если решение не исполнено добровольно, исполнитель накладывает на должника штраф и предоставляет ещё 10 дней. Если и в этот срок должник не исполняет решение, то исполнитель направляет уведомление в полицию по факту неисполнения решения суда, что, к слову, является уголовным преступлением.

По общему правилу, взыскивать суммы из доходов должника исполнитель может, только если суд присудил с должника ежемесячные платежи или же если у должника не достаточно имущества для покрытия долга. В тех случаях, когда долг составляет менее чем 5 минимальных зарплат, исполнитель может сразу взыскать часть доходов без проверки наличия имущества у должника, но исключительно по заявлению взыскателя.
Приняв решение о взыскании части дохода, исполнитель направляет соответствующее постановление по месту работы должника, его учёбы, или же в пенсионный фонд. Те, в свою очередь, ежемесячно будут самостоятельно вычитать часть дохода и перечислять исполнителю.

Получив заявление об открытии исполнительного производства в делах о взыскании алиментов, исполнитель обязан самостоятельно рассчитать сумму задолженности и указать эти данные в постановлении, которое направляется сторонам производства. Далее исполнитель обязан установить место работы должника и направить его работодателю постановление о взыскании алиментов. Если же установить место работы должника не представляется возможным, то исполнитель обязан рассчитать сумму задолженности по алиментам исходя из средней зарплаты по региону и предпринять меры по поиску имущества должника. В том случае, если исполнитель установит, что работодатель должника расположен в другом городе или области, то исполнитель обязан направить исполнительный лист своим коллегам, из соответствующего органа исполнительной службы.

К сожалению, исполнители очень часто игнорируют свои обязанности и своим бездействием ставят под угрозу успешность исполнения решений судов. Причин тому масса, как объективных, так и субъективных. Так или иначе, любой, кто сталкивался с работой исполнительной службы рано или поздно задавался вопросом возможности принуждения исполнителя к эффективной работе. Основным способом для достижения подобной цели является подача жалобы на государственного исполнителя. Жаловаться можно как руководителю, так и в суд, который выдал исполнительный документ. Практика показывает, что обращение в суд имеет больший эффект по сравнению с жалобами руководителям или в вышестоящие органы юстиции. Такие жалобы должны рассматриваться судами в кратчайшие сроки и, если в действиях исполнителя будут обнаружены нарушения, суд обяжет их устранить.

Источник: http://zakon.zp.ua/poryadok-prinuditelnogo-ispolneniya-sudebnyh-reshenij-ispolnitelnoe-proizvodstvo/

Исполнительное производство по-новому: что день грядущий нам готовит?

Первое и самое резонансное — исключение срока для добровольного исполнения после открытия исполнительного производства.

Остались в прошлом времена, когда исполнитель выносил постановление об открытии производства, в котором оповещал о возможности добровольного исполнения судебного решения в определенный срок (не более 7 дней). Согласно новой редакции Закона об исполнительном производстве

с вынесением постановления начинается исполнение решения в принудительном порядке

В таком случае должник автоматически «попадает» как минимум на исполнительный сбор, который благополучно увеличит сумму его бремени. Правда, размер сбора теперь определяется несколько по-иному. Он составляет 10 % от суммы, которая фактически была взыскана с должника, или от стоимости имущества, переданного взыскателю.

Технически у должника будет время добровольно выполнить решение суда, чтобы избежать уплаты исполнительного сбора и затрат на производство. А именно: время от момента вступления в законную силу (принятия) решения до вынесения того самого постановления об открытии исполнительного производства. При этом для освобождения от сбора на момент открытия производства частичное исполнение решения суда «не катит». ☺ Только в полном объеме (ч. 9 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

Собственно говоря, все зависит от того, насколько быстро выдадут взыскателю исполнительные документы на руки и с какой скоростью он будет бежать до ближайшего исполнителя. ☺

срок для предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению увеличили с одного до трех лет

Напомним: этот срок исчисляется с момента вступления в законную силу (принятия по некоторым категориям дел) решения суда.

Исполнять решения нынче дорого, господа

Затормозить взыскателя может необходимость уплаты авансового взноса на исполнительное производство. Это обязательное условие для его открытия. Для имущественных требований цена вопроса — 2 % от суммы, которая подлежит взысканию, но не более чем 10 минимальных заработных плат (МЗП). Для неимущественных требований — одна МЗП для физлиц и две МЗП для юрлиц.

«За кадром» остается вопрос, какой размер МЗП использовать: по состоянию на 1 января года, в котором платим, или текущую МЗП. Скорее всего, здесь рассчитываем размер аванса исходя из размера МЗП на момент уплаты этого взноса. В качестве примера можно вспомнить другие нормативные акты, где таким же образом, т. е. без привязки к «первоянварской» МЗП, упоминается способ расчета какой-либо выплаты (например, размер минимального страхового взноса по ЕСВ).

Идем дальше. Освобождаются от внесения авансового взноса взыскатели по следующим категориям дел:

(1) о взыскании зарплаты, восстановлении на работе и тех, которые возникают из других трудовых правоотношений;

(2) обо всем, что касается пенсионных, социальных выплат (в том числе детям войны), соцуслуг, помощи, защиты, льгот;

(3) о возмещении ущерба, причиненного увечьем или иным ущербом здоровью, а также смертью;

(5) о взыскании имущественного и/или морального вреда, причиненного вследствие уголовного преступления.

Также от авансового взноса освобождаются госорганы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждан, относящихся к 1 и 2 категориям чернобыльцев (ч. 2 ст. 26 Закона об исполнительном производстве).

Еще одно новшество Закона об исполнительном производстве (см. ст. 7) — взыскатель может самостоятельно направить исполнительный документ работодателю должника — «виновника торжества». Правда, это касается только периодических платежей. Выгода как для взыскателя, так и для должника очевидна. В данном случае исполнение решения суда не является принудительным. Таким образом, взыскатель избавляется от необходимости делать авансовый взнос, а должник уплатит только основную сумму долга, без исполнительного сбора и затрат на исполнительное производство. Достаточно направить на предприятие исполнительный документ и заявление, с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, и Ф. И. О. взыскателя плюс реквизиты документа, удостоверяющего его личность.

При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или возражения должника против ее объема взыскатель может предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения

Единый реестр должников (ЕРД)

Это новшество вступит в силу лишь с 5 января 2017 года, но на его нюансы уже следует обратить пристальное внимание. Предупрежден — значит вооружен!

Ст. 9 Закона об исполнительном производстве налагает дополнительные обязанности на нотариуса, регистраторов и органы, регистрирующие имущество, в случае если должник внесен в ЕРД и отсутствует арест исполнителя на средства или имущество должника. А именно: отказывать в совершении регистрационных действий. Кроме того, в день обращения должника эти субъекты обязаны сообщить указанной в ЕРД госисполнительной службе или частному исполнителю об имуществе, за отчуждением которого он обратился. В свою очередь, исполнитель при получении такого сообщения обязан принять решение о наложении ареста на имущество в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, и направить соответствующее постановление нотариусу, органам, регистрирующим имущество.

Если с момента внесения в ЕРД до применения ареста, о котором мы говорили выше, должнику все-таки удастся заключить сделку по поводу такого имущества, что привело к невозможности удовлетворения требований взыскателя за счет такого имущества — это станет основанием для признания такой сделки недействительной ( ч. 4 ст. 9 Закона № 1404-VIII).

Информация о должнике в ЕРД включается одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства. Таким образом,

если в отношении вас открыто исполнительное производство, то провести какую-либо сделку, которая требует госрегистрации или участия нотариуса, будет затруднительно

Если не сказать — невозможно.

И да! Реестр будет в широком доступе на сайте Минюста.

Еще одним «подарком» Закона об исполнительном производстве является появление частных исполнителей. При этом получается интересная ситуация. С одной стороны, уже действует Закон Украины «Об органах и лицах, выполняющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» от 02.06.2016 г. № 1403-VIII (далее — Закон № 1403-VIII). С другой стороны, нормы Закона об исполнительном производстве, касающиеся частных исполнителей, вступят в силу только с 5 января 2017 года. То есть, по сути, полноценно действовать такие субъекты пока не могут. Но это только пока.

В случае привлечения частного исполнителя сбор с должника не взимается. Казалось бы, преимущество! Но не стоит торопиться с выводами. Вместо этого придется компенсировать вознаграждение «частника». Не говоря уже о ставших традиционными суммах — авансовом взносе и затратах на исполнительное производство, не покрытых авансированием. Вознаграждение состоит из основного и дополнительного. Основное вознаграждение взыскивают с должника**. Оно устанавливается в виде: (1) фиксированной суммы (для решений неимущественного характера) и/или (2) процента от суммы, подлежащей взысканию, или стоимости имущества, которое подлежит передаче по исполнительному документу (ст. 31 Закона № 1403).

Работать частные исполнители будут по округам. Округа совпадают с границами областей, АРК, а также гг. Киева и Севастополя. Правда, и принимать дела они будут на основании положений о подведомственности, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2

ст. 24 частный исполнитель принимает к исполнению исполнительные документы по месту проживания (местонахождению — для юрлиц) должника или по месту нахождения имущества. Исполнительные действия в рамках производства, открытого «частником» в исполнительном округе, он может выполнять по всей территории Украины.

Преимущество в том, что количество частных исполнителей в одном округе пока ничем не ограничивается. Хочется верить, что чем больше исполнителей, тем более эффективным и оперативным будет исполнение решений.

Следует отметить, что «частники» смогут браться далеко не за все дела. Ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве предусматривает ограничения по категориям решений. Так, они не смогут исполнять, в частности, решения:

(1) об отбирании и передаче ребенка, установлении свиданий или устранении помех в свидании с ним;

(2) в которых должником являются госорганы, госпредприятия;

(3) в которых взыскателем являются государство, госорганы;

(4) по поводу гос- или коммунального имущества;

(5) о выселении/вселении физлиц;

(6) о конфискации имущества.

Этими категориями перечень не ограничивается.

Кроме того, для частного исполнителя предусматриваются дополнительные основания для возврата исполнительного документа без принятия к исполнению:

1) если на момент подачи взыскателем заявления о принудительном исполнении решения количество дел о взыскании периодических платежей, зарплаты, задолженности физлиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, восстановлении на работе превышает 20 % от общего количества исполнительных документов, которые находятся на исполнении частного исполнителя;

2) в иных случаях, предусмотренных законом.

Благо, законотворцы сжалились над несчастным взыскателем и предусмотрели его право оспорить решение о возврате исполнительного документа и направить последний другому частному исполнителю или органу госисполнительной службы.

Также по заявлению взыскателя исполнительный документ может быть передан от одного частного исполнителя другому/соответствующему органу госисполнительной службы или от органа госисполнительной службы — «частнику». Порядок данной процедуры определяет Минюст.

Кроме всего прочего, введена дополнительная обязанность для должника подавать декларацию о доходах и имуществе (как для физических, так и для юридических лиц). Она направляется исполнителю в течение пяти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства. Об этом заботливо должен напомнить последний в постановлении об открытии производства. Не забыли законодатели, естественно, пригрозить должнику ответственностью. Форма декларации утверждена приказом Минюста от 29.09.2016 г. № 2832/5 (приложения № 1, № 2).

Как и раньше, такие решения подлежат немедленному исполнению. Но Закон об исполнительном производстве (ст. 65) все же устанавливает кое-какие особенности.

После вынесения постановления об открытии исполнительного производства исполнитель не позднее третьего рабочего дня проверяет выполнение решения должником.

Решение о восстановлении на работе считается выполненным со дня издания соответствующего приказа (распоряжения) и внесения записи в трудовую книжку взыскателя (ч. 2 ст. 65 Закона об исполнительном производстве)

В случае невыполнения в этот срок решения без уважительных причин исполнитель штрафует должника, дает три дня на выполнение решения и предупреждает об уголовной ответственности. Если и на следующий день после истечения срока, указанного выше, должник не восстановит на работе взыскателя — исполнитель направляет органу досудебного расследования сообщение о совершении должником уголовного преступления и закрывает исполнительное производство.

Санкции за нарушение законодательства в сфере исполнительного производства солидно «поправились». Ст. 75 Закона об исполнительном производстве предусматривает за неисполнение без уважительных причин в установленный исполнителем срок его решения и решения о восстановлении на работе штраф:

— на должника — физическое лицо — в размере 1700 грн.;

— на должностных лиц — 3400 грн.;

— на должника — юридическое лицо — 5100 грн.

Для сравнения: санкции за это правонарушение составляли: для физлиц — 170 грн. — 340 грн., для должностных лиц — 340 грн. — 680 грн., для юрлиц — 680 грн. — 1020 грн.

В случае повторного неисполнения решения должником без уважительных причин исполнитель в том же порядке налагает на него штраф в двойном размере и обращается в органы досудебного расследования с сообщением о совершении уголовного преступления.

Ст. 76 Закона об исполнительном производстве отсылает нас к КоАП и УК. В частности, ст. 188 13 КоАП предполагает ответственность за:

— невыполнение требований частного/госисполнителя об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве;

— несвоевременную подачу или неподачу отчетов об отчислении зарплаты и иных доходов должника, неподачу или подачу недостоверных данных о доходах и имущественном состоянии должника, неподачу по требованию исполнителя декларации о доходах и имуществе (по Закону об исполнительном производстве) или указание в ней неправдивых сведений;

— несообщение должником о смене места проживания (местонахождения, места работы, получения доходов); неявку по вызову частного/госисполнителя.

В таком случае штраф составляет 850 грн. — 1700 грн. Ранее — 340 грн. — 1190 грн.

Ст. 188 13 КоАП в части деятельности частных исполнителей вступает в силу с 5 января 2017 года.

В свою очередь, УК, как и прежде, встречает нас целой плеядой статей, которые так или иначе связаны с исполнительным производством. Среди них неисполнение судебного решения ( ст. 382), незаконные действия относительно имущества, к которому применен арест, имущества в залоге или имущества, которое описано или подлежит конфискации ( ст. 388), уклонение от уплаты алиментов ( ст. 164).

Санкции УК предлагает разнообразные. Например, ч. 1 ст. 382 УК (умышленное неисполнение или уклонение от исполнения судебного решения) предполагает штраф от 500 до 1000 нмдг (8500 грн. — 17000 грн.) или лишение свободы сроком до трех лет.

В целом, изменения процедуры исполнительного производства, как видите, достаточно глобальные. Но как сложится практика применения нового Закона об исполнительном производстве, в наших реалиях спрогнозировать сложно. В любом случае, по мере возникновения каких-либо проблем будем решать их с вами сообща.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2016/november/issue-91/article-23019.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *