Порядок И Условия Присвоения Звания Ветеран Труда Субъекта Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок И Условия Присвоения Звания Ветеран Труда Субъекта Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сельское хозяйство одна из самых главных отраслей в экономике любой страны. паспорта на приобретенную технику;. В 2019 году деньги предоставляются по следующим направлениям.

Новые условия для присвоения звания «Ветеран труда»

«Ветеран труда» – звание в Российской Федерации, которое присваивается гражданам за добросовестный многолетний труд и является способом социальной поддержки граждан на государственном уровне.

Условия присвоения звания «Ветеран труда»

С 1 июля 2016 г. основания присвоения звания “Ветеран труда” изменились, поскольку вступила в действие статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ “О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости”. Данной статьей внесены уточнения оснований для присвоения звания “Ветеран труда”.

В настоящее время основанием для присвоения звания ветеран труда являются:

  • ордена или медали СССР или Российской Федерации,
  • почетные звания СССР или Российской Федерации,
  • почетные грамоты Президента Российской Федерации,
  • благодарность Президента Российской Федерации,
  • ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Граждане, имеющие эти награды, кроме отраслевого стажа должны иметь общий страховой стаж не менее 25 лет – мужчины и не менее 20 лет – женщины. Или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии.

На практике это означает, что гражданин фактически мог работать в определенной сфере, например в сфере здравоохранения, 20, 30 и даже более лет, однако претендовать на присвоение звание “Ветеран труда” он может лишь в том случае, если награжден от имени Министерства здравоохранения Российской Федерации ведомственным знаком отличия, в Положении которого есть условие о том, что данный знак выдается за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет и дает право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Например, гражданин Н. имеет общий трудовой стаж 30 лет, из которых 28 лет он работал фельдшером скорой помощи, то есть в сфере здравоохранения. В августе 2017 года он был награжден Благодарностью Министра здравоохранения Российской Федерации.

Правовое положение данной награды определено приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 78н “О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации”. Согласно данному приказу Благодарностью Министра здравоохранения Российской Федерации поощряются лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, за хороший и добросовестный труд, при наличии стажа работы 3 и более лет.

Исходя из этого гражданин Н., имея фактический стаж в сфере здравоохранения 28 лет, все же не может претендовать на присвоение звания “Ветеран труда”, так как в самом положении о награде отсутствует условие о награждении за продолжительную работу не менее 15 лет – прописано лишь 3 года.

С 20 марта 2017 г. единственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания “Ветеран труда”, является Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Полномочиями учреждать ведомственные знаки отличия наделены только федеральные государственные органы и государственные корпорации.

Местные органы государственной и муниципальной власти не уполномочены учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”.

Поэтому награды от имени губернатора Хабаровского края, правительства Хабаровского края, отраслевых министерств Хабаровского края и других субъектов Российской Федерации, грамоты и благодарности администрации Хабаровска, мэра города не учитываются при присвоении звания “Ветеран труда”.

Не учитываются:

  • почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы, другие награды, учрежденные и выданные предприятиями, общественными организациями, войсковыми частями, Пенсионным фондом.
  • медали, дипломы, грамоты, именные подарки и иные поощрения за победу или участие в спортивных соревнованиях, различных конкурсах федерального, регионального и местного значения, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звание “Ударник коммунистического труда”, награды, учрежденные организационными комитетами всесоюзных фестивалей народного творчества, а также медали Выставки достижений народного хозяйства.

Новые требования, предъявляемые к ведомственным знакам отличия в труде, распространяются на знаки отличия, полученные после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах”, то есть – после 1 июля 2016 года.

Все ведомственные знаки отличия в труде, которые по состоянию на 30 июня 2016 года давали право на присвоение звания “Ветеран труда”, остаются действительными.

Перечень наград, грамот, знаков отличия на звание «Ветеран труда»

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации – Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Министерство культуры Российской Федерации – Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации.
  • Министерство образования и науки Российской Федерации – Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации.
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Почетный знак “За отличие в службе.
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – Почетная грамота Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – Звание “Мастер связи”.
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
  • – Министерство спорта Российской Федерации – Почетный знак “За заслуги в развитии физической культуры и спорта”.
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – Почетная грамота Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
  • Министерство транспорта Российской Федерации – Нагрудный знак “Почетный работник транспорта России”.
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации – Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
  • Министерство финансов Российской Федерации – Нагрудный знак “Отличник финансовой работы”.
  • Министерство экономического развития Российской Федерации – Почетная грамота Министерства экономического развития Российской Федерации.
  • Министерство энергетики Российской Федерации – Медаль “За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса”.
  • Федеральная служба государственной статистики – Почетное звание “Почетный работник государственной статистики”.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Нагрудный знак “Почетный работник Роспотребнадзора”.
  • Федеральная антимонопольная служба – Медаль “За отличие в службе” II степени.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации – Нагрудный знак “Почетный сотрудник МВД”; Медаль МВД России “За трудовую доблесть”; Медаль МВД России “За безупречную службу в МВД”; Медаль МВД России “За отличие в службе” I и II степени.
  • Министерство обороны Российской Федерации – Медаль “За трудовую доблесть”; Медаль “За отличие в военной службе” I, II степени.
  • Федеральное агентство специального строительства – “Ветеран Спецстроя России”.
  • Министерство юстиции Российской Федерации – Медаль “Ветеран Министерства юстиции Российской Федерации”.
  • Федеральная служба судебных приставов – Медаль “Ветеран Федеральной службы судебных приставов”.
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации – Почетная грамота ФСБ России; медаль ФСБ России “За отличие в военной службе” II или I степени; медаль ФСБ России “За отличие в труде”.
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации – Нагрудный знак “За честь и достоинство в службе Отечеству”; нагрудный знак “25 лет безупречной службы”; медаль “За отличие в военной службе” II или I степени”; медаль “За отличие в труде”.
  • Федеральное архивное агентство – Нагрудный знак “Почетный архивист”.

Корреспондент газеты «Хабаровский пенсионер», ведущий авторской полосы «Наш дом» в газете «Хабаровский Экспресс» и постоянный автор газеты для дачников «Солнышко». Трижды, в 2011, 2012 и 2013 годах, становилась победителем всероссийского конкурса журналистов на лучшее освещение в СМИ социальной и пенсионной тематики. Убеждена: чтобы, наконец, «на Руси стало жить хорошо», всем нам надо научиться исполнять законы, а не бороться с ними.

Источник: https://habinfo.ru/novye-usloviya-dlya-prisvoeniya-zvaniya-veteran-truda/

Что нужно сделать, чтобы получить звание ветерана труда

Статус «ветеран труда» уже много лет считается одним из методов поддержки отличившихся в работе россиян.

Обладатели этого статуса располагают возможностью оформить разные льготы, которые не только облегчают повседневную жизнь, но и способствуют улучшению финансового положения.

Звание «ветеран труда»

Ветеран труда – звание, отмечающее россиян, добросовестно трудившихся множество лет. Оно было введено, когда начал действовать федеральный закон от 12 января 1995 года номер 5.

В СССР подобного звания не существовало. Был специальный орден, который служил своего рода моральным поощрением, не давал возможности оформить пособия.

Его утвердили в 1974 г. Выдавали тем, кто в детском возрасте работал во время Великой Отечественной войны.

Также орден получали люди, добросовестно исполняющие свои рабочие обязанности на протяжении множества лет; работники колхозов; служащие, чьи заслуги в работе были признаны государством. Гражданин, который был представлен к награде, приобретал не только орден, но и соответствующий документ.

Условия получения

Условия, по которым гражданин вправе стать почетным тружеником, указаны в федеральных законах. Соответственно с ними, возможность приобретения статуса есть у тех, кто начал работать до наступления 18 лет во время Великой Отечественной войны и отработал минимум 40 лет (для лиц мужского пола), 35 лет (для лиц женского пола).

Еще звание федерального значения присваивается тем, кто:

  • награждался орденами Советского Союза либо Российской Федерации;
  • удостаивался почетного звания;
  • награждался почетной президентской грамотой;
  • удостаивался президентской благодарности;
  • награждался знаком отличия ведомства за рабочие/служебные заслуги и длительный труд/службу (минимум 15 лет) в какой-либо области.

С середины лета 2016 г. законодательные требования стали жестче: знаки отличия ведомств дают возможность стать почетным тружеником исключительно тогда, когда представленный к награде россиянин отработал/отслужил хотя бы 15 лет в соответствующей сфере. Данное правило не располагает обратной силой, то есть не касается людей, представленных к награде до 30 июля 2016 года.

Претендент на приобретение статуса почетного труженика должен располагать обязательным трудовым стажем. Минимальный стаж для тех, кто стал трудится в несовершеннолетнем возрасте, был указан выше. Для прочих групп россиян минимальный стаж равняется 25 годам (для лиц мужского пола), 20 годам (для лиц женского пола).

Примерно тысяча наград предоставляют возможность приобретения звания почетного труженика. Все их можно поделить на такие категории:

  • ордена;
  • медали;
  • почетные звания;
  • ведомственные награды России;
  • ведомственные награды Советского Союза;
  • редкие награды.

Стать ветераном труда, не имея наград, возможно. Однако для этого нужно начать работать еще в детском возрасте, причем во время Великой Отечественной войны. Также необходимо накопить достаточно большой трудовой стаж (40 и 35 лет для мужчин и женщин соответственно).

Оформление документов

В любом регионе государства имеется свое Положение о ветеранах труда. Его можно прочесть как в заведениях соцзащиты по месту прописки, так и на интернет-ресурсах.

В этом положении указано, как оформлять статус, какие бумаги требуется подготавливать. Однако есть стандартный комплект бумаг, которые придется подготовить для приобретения звания почетного труженика.

Для приобретения статуса понадобятся следующие бумаги:

  • общегражданский паспорт России;
  • бумага, удостоверяющая наличие рабочего стажа;
  • фотоснимки паспортного формата.

Кроме того, понадобится подготовить наградные знаки, на основании которых оформляется статус.

Если подачу заявления осуществляет не сам получатель звания, а его доверенное лицо, потребуется сделать доверенность в нотариальной конторе. Также представителю заявителя будет нужно подготовить свой паспорт перед визитом в государственное заведение.

Подачу ходатайства и комплекта документов нужно осуществлять в учреждение соцзащиты по месту прописки. После того, как ходатайство составлено, назначается заседание комиссии, рассматривающей ходатайства россиян на оформление статуса.

Когда комиссия рассмотрит поданное заявителем ходатайство и вынесет свое решение, она отправит уведомление гражданину. Поданные бумаги будут возвращены заявителю. Срок, в течение которого принимается решение, зависит от субъекта Российской Федерации. К примеру, в столице решение принимается не позже, чем спустя 10 суток после получения сотрудниками учреждения социальной защиты ходатайство. В Брянской области принятие решения может занять 15 суток.

Образец заявления

Если комиссия принимает положительное решение, она оформляет распорядительное постановление. Теперь гражданину нужно будет повторно прийти в учреждение социальной защиты для получения удостоверения. Этот документ представляет собой бланк установленного образа. Если россиянин потеряет удостоверение, ему понадобится подать заявление в учреждение, где документ был выдан. Выдача дубликатного удостоверения осуществляется абсолютно бесплатно.

Отказ в оформлении звания возможен в следующих ситуациях:

  • заявитель не соответствует перечисленным в российских законах требованиям (по уровню имеющихся наград, страховому стажу);
  • отсутствие регистрации в населенном пункте, в котором подано ходатайство;
  • истечение периода действительности бумаг, прикрепленных к ходатайству;
  • указание в заявлении ложной информации, использование поддельных документов.

При отказе комиссия приводит письменную аргументацию того, что ее решение правомерно, ссылается на российское законодательство, указывает причину отказа. Заявитель обязательно будет оповещен о принятом решении. Обычно для отправки уведомления используется почтовая служба. Телефонные звонки не применяются, так как не считаются официальным способом уведомления граждан о принятом комиссией решении.

Государство предоставляет поддержку ветеранам труда. Так, почетным труженикам положено:

  • бесплатно обслуживаться в медицинских учреждениях;
  • получать отпуск в то время года, которое удобно для них;
  • бесплатно ездить в муниципальных транспортных средствах (если подобная льгота предусматривается законами субъекта России);
  • получать пятидесятипроцентную скидку на оплату услуг ЖКХ;
  • бесплатно проходить зубопротезирование в муниципальных клиниках.

Административно-управленческие аппараты регионов РФ вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки. Так, в Московской и Ленинградской областях почетны труженики раз в 30 дней получают определенную денежную сумму.

Оформлять звание ветерана труда нужно обязательно, если есть возможность. Статус позволяет получать множество льгот, социальную защиту. Обычные пенсионеры располагают гораздо более узким кругом получаемых льгот.

Полезное видео

О нюансах получения звания в 2019 году вы можете узнать из видео-сюжета:

Источник: https://pfrp.ru/faq/veteran-truda.html

К вопросу о возможности установления субъектами РФ оснований для присвоения звания «Ветеран труда»

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.09.2015 2015-09-18

Статья просмотрена: 927 раз

Козынкин, И. В. К вопросу о возможности установления субъектами РФ оснований для присвоения звания «Ветеран труда» / И. В. Козынкин, А. Г. Кутловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22110/ (дата обращения: 28.11.2020).

В работе рассматриваются существующие проблемы в процедуре присвоения звания «Ветеран труда», которые возникают в результате неверного понимания федерального законодательства региональными органами власти и судами разных уровней. На основе комплексного толкования законодательства и анализа судебной практики авторы предлагают свое решение выявленных проблем.

Ключевые слова: ветеран труда, ведомственный знак отличия в труде, социальное обеспечение ветеранов, порядок присвоения звания ветерана труда, основания и условия в праве социального обеспечения, право социального обеспечения.

В целях реализации принципа социального государства российский законодатель путем принятия Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — ФЗ «О ветеранах») установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. Однако помимо установления гарантий законодатель должен определить также и механизм их реализации, ведь без такого механизма все гарантии рискуют остаться пустой декларацией.

Между тем, именно механизм реализации некоторых положений ФЗ «О ветеранах», касающихся вопросов присвоения звания «Ветеран труда», порождает неопределенность в правотворческой и правоприменительной практике.

Так, до принятия указанного федерального закона устанавливалось, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Президентом Российской Федерации. Однако Федеральный закон от 19.12.2005 № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» установил, что определение порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» является полномочием субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ).

Настоящие изменения правового материала вкупе с изменением порядка определения мер социальной поддержки ветеранов труда посредством принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», породили разночтения в толковании законодательных положений и формирование неоднозначной региональной правосозидательной и правоприменительной практики, что неоднократно отмечалось и в научной литературе [1; 2; 3].

Так, региональный законодатель зачастую понимал норму, предоставляющую полномочие на определение «порядка и условий» присвоения звания «Ветеран труда» в расширительном ключе, что приводило к созданию нормативного массива на региональном уровне, которым устанавливались дополнительные ограничения в присвоении звания «Ветерана труда», среди которых можно указать следующие:

1) установление закрытого перечня ведомственных знаков отличия в труде, награждение которыми служит элементом юридического состава для присвоения звания «Ветеран труда», либо самостоятельное толкование понятия «ведомственный знак отличия в труде»: Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области»; Постановление Правительства Ульяновской области от 29.12.2005 № 234 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда»; Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.04.2006 № 111 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»; Закон Иркутской области от 18.07.2008 № 44-оз «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» и др.;

2) предъявление дополнительных требований к страховому пенсионному стажу, помимо требования к стажу, необходимому для назначения пенсии по старости (согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»): Постановление Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355-пП «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области»; Постановление Губернатора Ставропольского края от 05.09.2007 № 569 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ставропольском крае»; Постановление Правительства Чеченской Республики от 04.02.2013 № 3 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Чеченской Республике» и др.

Более того, из актов некоторых региональных законодателей видно, что ими проводится отождествление понятия «порядок и условия присвоения звания» с понятием «основания присвоения звания».

Так, из статьи 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» следует, что региональный законодатель дублирует в своем акте нормы федерального законодательства (ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах»), устанавливающие основания для присвоения звания «Ветеран труда», и фактически называет такие основания условиями, смешивая два понятия.

Смешение указанных понятий также прослеживается и в Законе Рязанской области от 15.02.2010 № 7-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Рязанской области» (статья 2).

Однако, как нам представляется, такое понимание и толкование федерального законодательства ошибочно, и основная ошибка заключается в смешении понятий «основания присвоения звания» и «условия присвоения звания».

Между тем, в правовой доктрине проводится четкое разграничение понятий «основание» и «условие», в том числе применительно к нормам права социального обеспечения.

Найдя теоретическое обоснование разграничения данных понятий, обратимся к самим нормам права и докажем, что законодатель построил свое правовое регулирование в непротиворечивом единстве с теорией.

Так, применяя юридико-лингвистическое толкование ч. 4 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» неизбежно приходим к выводу, что под словосочетанием «порядок и условия» понимается нечто процедурное, некий механизм реализации некоторой функции (например, словарь В. И. Даля определяет порядок как, в том числе, «вообще последовательность в деле, заранее обдуманный ход и действия» [5, c. 327], а условия как, кроме всего прочего, «обстоятельства, обстановка, ситуация» [6, c. 512]).

Аналогичной позиции придерживаются суды субъектов РФ и высшие суды. Так, Конституционный Суд РФ понимает порядок и условия как организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания «Ветеран труда», который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т. д. (Определение КС РФ от 01.04.2008 № 479-О-П). Аналогичная позиция указана и в решениях судов общей юрисдикции: Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.03.2015 по делу № 33–1360/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2014 по делу № 33–26917; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 15.10.2013 по делу № 33–8101/2013.

Между тем, одного юридико-лингвистического толкования недостаточно, так как понятие «условия присвоения звания» могут пониматься в определенных случаях как совокупность причин и предпосылок, иначе говоря — как основания для присвоения звания, которые непосредственным образом определяют круг лиц, имеющих данное право. Такая неопределенность устраняется иными способами толкования.

В рамках своей дискреции федеральный законодатель, выделив категорию граждан «ветераны труда», отнес установление мер по их социальной поддержке к ведению субъектов РФ (ст. 22 ФЗ «О ветеранах»), однако не сделав это звание региональным. Это объясняется стремлением дифференцировать правовой статус данных лиц в зависимости от конкретных социально-экономических условий в каждом субъекте для наиболее справедливого распределения благ лицам, поощряемым за добросовестную и продолжительную трудовую деятельность как заслугу перед обществом и государством.

Кроме того, системный анализ законодательства о социальном обеспечении в целом позволяет говорить о четком разграничении законодателем и органами исполнительной власти понятийного аппарата с формальной, с одной стороны, и с содержательной, с другой, точки зрения.

Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Во исполнение данной нормы Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». В указанном подзаконном акте понятие «условие» не подменяется понятием «основание», что свидетельствует о правильном разграничении данных понятий.

Анализ законодательства и подзаконных актов в исторической перспективе также подтверждает нашу точку зрения. Как уже указывалось, ранее порядок и условия присвоения звания определялись Президентом РФ. Во исполнение ФЗ «О ветеранах» Президентом был издан соответствующий указ от 25.09.1999 № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Настоящий акт, устанавливая порядок и условия присвоения звания, определял орган, в который должны подаваться документы, перечень необходимых документов, срок принятия решения о присвоении звания, то есть исключительно организационные вопросы. Основания для присвоения звания — круг лиц, которым может быть присвоено звание — данным указом не определялся.

Таким образом, толкование федерального законодательства показывает, что субъекты не наделены правом определять основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Проанализируем логику судов, которая позволяет им давать обратное толкование нормам, принимаемым на федеральном уровне.

Так, в ряде решений Верховный Суд РФ (Определения от 15.04.2015 № 9АПГ15–6; от 05.08.2015 № 46-АПГ15–13; от 06.07.2011 № 31-Г11–3) и суды субъектов (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2015 по делу № 33–1594/2015; Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.06.2015 по делу № 33–2786/2015) указывают, что положение о возможности определять основания для присвоения звания «Ветеран труда» согласуется с нормами Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Позиция судов следующая. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Таким образом, суды полагают, что с учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.

Между тем, представляется, что данная правовая логика правоприменителей порочна.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодательство в сфере социальной защиты относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ, при этом федеральное законодательство имеет приоритет над региональным, устанавливает общие границы правотворчества регионального законодателя (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В рамках совместного правового регулирования федеральный законодатель установил распределение бремени несения расходов по обеспечению лиц, имеющих статус Ветерана труда, возложив их на субъекты Российской Федерации.

Вместе с тем, это нельзя рассматривать как какое-либо делегирование полномочия с федерального уровня на региональный с неотъемлемой необходимостью передачи финансирования с уровня федерации на уровень субъекта. Такое регулирование является лишь определенной моделью распределения обязанностей государства перед гражданами в условиях федеративной организации государственных органов.

Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд РФ в Определении от 01.04.2008 № 479-О-П, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06. 2004 № 12-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 502-О).

В другой категории дел ряд судов приходит к выводу, что ввиду отсутствия законодательно определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде», региональный законодатель может самостоятельно устанавливать его содержательное наполнение. Например, Верховный Суд РФ в Определении от 19.07.2013 № 34-КГ13–4 указал, что статья 7 ФЗ «О ветеранах» не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», а также определить перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Очевидно, что принятие региональным законодателем актов, в которых раскрывается такое понятие федерального законодательства, как «ведомственный знак отличия в труде», является выходом за пределы установленных полномочий.

В заключение приведем несколько выводов.

Используя различные способы толкования нормативного материала, приходим к выводу об отсутствии у субъектов Российской Федерации полномочий на установление оснований присвоения звания «Ветеран труда». Указание в ФЗ «О ветеранах» на полномочие субъекта определять порядок и условия присвоения звания должно пониматься лишь как наделение субъекта правом определять организационные вопросы такой процедуры.

Однако исследованная правотворческая и судебная практика не находится в единстве и различно толкует федеральные законоположения.

Настоящая проблема может быть решена более точной проработкой нормативного материала как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, следует дать законодательную дефиницию понятиям «основания», «порядок и условия» присвоения звания, а также понятиям «ведомственный знак отличия в труде» («ведомство»).

1. Пелешенко, Ю. Звание «Ветеран труда»: порядок присвоения и льготы / Ю. Пелешенко // Вопросы трудового права. — 2010. — № 8. С. 50–65.

2. Пенигин, В. Ю. Вопросы реализации полномочий субъектов РФ по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и реабилитированным гражданам / В. Ю. Пенигин // Российский юридический журнал. — 2007. — № 2. С. 72–74.

3. Гладких, С. Н. Звание «Ветеран труда» должно быть федеральным / С. Н. Гладких // Российская юстиция. — 2007. — № 5. С. 50.

4. Бутенко, Е. И. Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения России: теоретический аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Е. И. Бутенко; науч. рук. В. С. Аракчеев. — СПб., 2010. — 28 с.

5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.3 / В. И. Даль.- М.: Русский язык, 1999. — 555 с.

6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1999. — 688 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/98/22110/

Порядок И Условия Присвоения Звания Ветеран Труда Субъекта Федерации

С 1 июля 2016 года вступила в действие статья 3 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости ».

Данной статьей Федеральным законом № 388-ФЗ внесены изменения в Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно новой редакции Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», введенной в действие с 1 июля 2016 года, ветеранами труда являются:

граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу)

не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и

имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или

выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, увеличен трудовой (страховой) стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда», который с 01.07.2016 составил не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Для справки. До принятия Федерального закона № 388-ФЗ право на присвоение звания «Ветеран труда» имели граждане, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 7 лет.

Также Федеральным законом 388-ФЗ введено требование для получения звания «Ветеран труда»:

  • наличие у заявителя на звание «Ветеран труда», помимо ведомственного знака отличия за заслуги в труде продолжительной работы не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральным законом 388-ФЗ также установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде:

  • сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Требование к наличию продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли) экономики распространяется на граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде с 01.07.2016.

Пункт 4 абзац «б» статьи 3 Федерального закона 388-ФЗ дополнил также Закон «О ветеранах» пунктом 1.1., уточняющий порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

В соответствии с этим пунктом:

порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации;

порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(п. 4 Федерального закона от 19.12.2005 N 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах»)

Поэтому в каждом регионе условия присвоения звания «Ветеран труда» и порядок его оформления различные и необходимо смотреть соответствующее региональное законодательство.

Однако существуют некоторые общие моменты в присвоении и оформлении звания «Ветеран труда»:

1. Звание «Ветеран труда» присваивается руководителем соответствующего региона (региона проживания).

2. Звание «Ветеран труда» присваивается гражданам РФ, постоянно проживающим на территории данного региона, и является признанием его заслуг перед регионом за многолетний плодотворный труд.

3. Звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

имеющим трудовой стаж, установленный в законодательстве о ветеранах труда для данного региона;

награжденным Почетными грамотами и знаками отличия, также установленными в законодательстве о ветеранах труда для данного региона.

4. Документы, необходимые для присвоения звания «Ветеран труда»

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения:

документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации);

документы, подтверждающие трудовой стаж;

документ, удостоверяющий личность заявителя с регистрацией по месту жительства в данном регионе.

5. Сроки прохождения административных процедур

Орган социальной защиты населения по месту жительства в 15 — ти дневный срок со дня подачи документов заявителем направляет их в уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения.

Уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения в 30-дневный срок со дня поступления документов проводит их проверку и обеспечивает подготовку проекта правового акта главы региона о присвоении звания «Ветеран труда» либо мотивированное заключение об отказе в присвоении этого звания.

Уполномоченный орган исполнительной государственной власти региона в сфере социальной защиты населения после принятия соответствующего решения в 10-дневный срок направляет уведомление о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю и в орган социальной защиты населения по месту его жительства с указанием причин отказа и с приложением представленных заявителем документов.

6. Основания для отказа в присвоении звания «Ветеран труда»

Основаниями отказа в присвоении звания «Ветеран труда» являются:

несоблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда»;

непредставление документов, необходимых для представления звания «Ветеран труда»;

представление документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства и (или) содержащих недостоверные сведения.

Присвоение главой региона звания «Ветеран труда» является основанием для выдачи заявителю удостоверения «Ветеран труда», которое выдается органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

Удостоверение «Ветеран труда» позволяет воспользоваться установленными в данном регионе мерами социальной поддержки ветеранов труда.

Внимание. Льготы, положенные ветеранам труда, начинают действовать только после того, как будет оформлена пенсия. Но оформить само звание «Ветеран труда» можно и заранее.

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/sotsialnaya-zashchita/sotsialnaya-zashchita-veteranov-lgoty-veteranam/950-usloviya-prisvoeniya-zvaniya-veteran-truda-i-poryadok-ego-oformleniya-po-novomu-zakonodatelstvu-s-1-iyulya-20


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *