Закон устанавливающий или отягчающий ответственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон устанавливающий или отягчающий ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Именно так можно быть полностью уверенным, что в документе не будут допущены какие-либо ошибки. Особого внимания заслуживает заключение договоров с партнерами, клиентами, другими организациями. Также управленец имеет возможность составить многоразовый доверительный документ.
Содержание:
Статья 54 Конституции России
Текст Ст. 54 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации
1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.
Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.
Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно ст. 10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.
Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15).
Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.
В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).
В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).
Источник: http://konstrf.ru/54
Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Актуальная редакция статьи 54 КРФ: Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Текст
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Комментарий
1. Нормы, устанавливающие гуманистический принцип неприменения более строгого и неблагоприятного для человека наказания к деяниям, совершенным до принятия закона, ужесточающего наказание, содержатся во многих международных документах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека (1948 г).
Если ранее нормы об обратной силе закона устанавливались только в УК и КоАП, то закрепление их в Конституции придает им всеобщий характер. Поскольку Конституция не уточняет, о каком виде ответственности идет речь, значит, правило об обратной силе закона относится не только к уголовной и административной, но и к иным видам ответственности: гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной.
2. Данному конституционному положению корреспондируют соответствующие нормы уголовного законодательства. Так, ст. 10 УК закрепляет, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Аналогичные нормы содержатся в КоАП. Данную конституционную норму можно считать важной гарантией стабильности правового статуса человека и гражданина, который должен соблюдать действующее законодательство и не опасаться уголовного или иного преследования в будущем за деяния, которые не являются правонарушениями в данный момент.
Источник: http://www.conventions.ru/lex/1/st54/
Статья 54 Конституции РФ
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Комментарий к Статье 54 Конституции РФ
Нормы комментируемой статьи закрепляют право каждого не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести более суровую ответственность за правонарушение, чем предусматривалось в момент его совершения. Тем самым формулируются правила о действии устанавливающих юридическую ответственность законов во времени.
Данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности (см. Определение КС РФ от 16.01.2001 N 1-О*(700)). Последнее относится к уникальным чертам российского конституционного регулирования, поскольку и международно-правовые нормы, и зарубежные конституционные тексты*(701) формулируют подобные правила лишь в связи с запретами признавать преступлением не предусмотренные уголовным законом деяния (sine crimen sine lege) и, соответственно, придавать обратную силу нормам о введении уголовной ответственности и о ее ужесточении, т.е. признают их обязательность в сфере уголовного преследования.
В системе изложенных в комментируемой норме правил базовым является тезис о недопустимости привлечения к юридической ответственности без установления в законе до совершения правонарушения как его признаков, так и конкретных мер ответственности. Это требование охватывает, по существу, и запрет обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего ответственность. Из него вытекает также недопустимость привлечения к ответственности на основе аналогии, т.е. в отсутствие прямого запрета конкретного правонарушения в законе. Иное противоречило бы конституционным принципам юридической ответственности, к которым наряду с требованиями ст. 54 Конституции относятся также принципы правовой определенности и соразмерности ответственности (см. п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П*(702)) (см. комментарии к ст. 21 и ч. 3 ст. 55).
В дополнение к изложенному и расширяя международно-правовые нормы, комментируемая статья в ее ч. 2 предписывает также в случае устранения или смягчения ответственности применять новый закон и к совершенным до его принятия деяниям с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности реальной общественной опасности правонарушения, поскольку изменена его оценка законодателем (см. п. 2.1 мотивировочной части указанного Постановления).
Под обратной силой закона понимается его применение к правоотношениям и породившим их событиям, действиям, бездействию, имевшим место до его вступления в силу. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы, хотя возможно решение законодателя об отложенном введении закона в действие или, напротив, о распространении его действия на возникшие ранее правоотношения, что должно прямо предусматриваться в законе. Именно данное полномочие законодателя при регулировании юридической ответственности подчиняется правилу комментируемой статьи. В этой сфере законодатель не вправе распространить действие закона, имеющего любые негативные последствия для положения субъектов права, которых он касается, на прошлое время. Но он не обязан и повторять этот конституционный запрет при введении закона в действие, так же как не должен, вводя улучшающие положение нормы об ответственности, ссылаться на их ретроспективное применение. Последнее обеспечивается правоприменительной практикой, исходя из прямого действия конституционной нормы на любом из предусмотренных законом этапов процесса привлечения к ответственности, а также и после вступления в силу ранее принятых правоприменительных актов, основанных на более строгом законе.
Однако при наличии сомнений в единообразном использовании или пригодности имеющихся процессуальных механизмов законодатель правомочен установить в рамках имеющихся процедур, какая из них должна применяться для обеспечения обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность, или ввести с этой целью дополнительные механизмы. Это было, например, предусмотрено в Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», когда законодатель ввел в порядке исключения процедуру пересмотра высшей судебной инстанцией ее собственных, окончательных решений в порядке, аналогичном судебному надзору.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы (см. п. 3 мотивировочной части Постановления от 20.04.2006 N 4-П). Однако это категорическое правило, очевидно, связанное с возможными дефектами правоприменения, не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от применения конституционных требований ч. 2 ст. 54: они могут быть реализованы в любой стадии уголовного судопроизводства и обязывают принять решения об изменении статуса ранее привлеченных к ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов — как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.
Возможные формы, в которых выражается усиление или смягчение ответственности, не перечисляются законодателем, но распознаются как таковые судебной практикой и требуют во всяком случае конституционного, т.е. соответствующего духу и букве Конституции, истолкования.
Императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, «не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий» (см. п. 4.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П) и исключает непридание ему обратной силы также в том случае, когда лица, правовой статус которых должен быть улучшен, не ходатайствуют об этом. Соответственно, государственные органы, на которые возложен надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, что отнесено к прерогативам прокуратуры (ст. 32 и 33 Закона о прокуратуре), а также обязанность обеспечивать права и законные интересы осужденных за преступление, являющаяся одной из задач администрации исполняющих наказание учреждений (ст. 1 УИК РФ), не освобождаются от функции государственной защиты прав и свобод (см. комментарий к ст. 45) и должны инициировать перед судом применение закона, устраняющего или смягчающего ответственность, хотя такая инициатива в специальных процессуальных нормах (ст. 399 УПК) не предусмотрена. Исходя из задачи обеспечивать государственную защиту прав и свобод, а также согласование регулирования, содержащегося в разных актах (в данном случае в УПК, УИК, Законе о прокуратуре), представляется целесообразным также закрепить и процессуальные формы для обеспечения функции государственной защиты прав и свобод в связи с обратной силой законов, устраняющих или смягчающих уголовную ответственность в отсутствие инициативы лиц, претерпевающих эту ответственность, если их положение улучшено новым законом.
Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-54-krf
Имеет ли обратную силу закон устанавливающий или отягчающий ответственность?
Если для юристов понятие «обратной силы», применительно к действующим на данный момент законным актам, привычно и понятно, то для обычных граждан это же самое может вызвать определённые затруднения. Между тем, такая характерная черта любого акта, будь то уголовное, гражданское или административное законодательство, как отсутствие обратной силы закреплено в основном Законе страны — Конституции РФ (ст. 54).
Ещё в древнеримском праве впервые появляются и с тех пор действуют практически без изменений основные положения, определяющие правоприменительную практику к такой категории, как «обратная сила». Основными такими положениями являются:
- все положения закона начинают действовать только после окончания официальной процедуры его принятия;
- если какие-то отношения (в том числе и преступления) между гражданами, организациями, государством уже существовали на время принятия закона, то его применение невозможно.
Для лучшего понятия этих положений можно рассмотреть простой пример. Человек совершил проступок, попадающий под действие УК РФ. За время проведения следствия и суда была принята новая редакция законодательного акта, определяющая более суровое наказание за совершённое преступление. Однако, отсутствие обратной силы в данном случае запрещает применять положения нового закона и обязывает судить нарушителя по тем нормам, которые существовали на момент совершения проступка.
Точно так же, нельзя применять наказание для человека, если проступок, на момент его совершения, вовсе не признавался преступлением. Впоследствии может быть принят законодательный акт, по которому это же действие будет классифицироваться, как преступление. Но, поскольку при совершении это действие не являлось объектом интереса со стороны правоохранительных органов, то никакая ответственность за это применена быть не может.
Смысл применения принципа отнесения закона ко времени его совершения следующий. Во-первых, этим самым защищаются права конкретного человека. Легко представить, тот правовой беспредел, который мог бы наступить, при возможности принятия законов для наказания за уже совершённые действия (причём не всегда противозаконные, с точки зрения действующего законодательства). Принцип «обратной силы» для законов не позволяет ухудшать правовое положение гражданина по сравнению с моментом совершения преступления.
Во-вторых, обеспечивается стабильность и предсказуемость действующего законодательства. Вряд ли кто-то будет оспаривать то, что российское законодательство не идеально. В нём имеются спорные законы, противоречащие друг другу акты, оно не всегда успевает за новыми требованиями жизни и так далее. Но, по крайней мере, все участники общественных, производственных и государственных отношений уверены в том, что государство не будет их преследовать за проступки, которые таковыми даже не признавались в момент совершения или ужесточать наказание за нарушения по причине выхода новых законов.
Юридический портал bukva-zakona.com акцентирует ваше внимание на том, что принцип отсутствия «обратной силы» для действующих законов имеет существенные исключения. То есть существуют такие ситуации, когда положение человека, совершившего уголовный, гражданский или административный проступок, может измениться, несмотря на то, что новая версия законодательного акта принята уже после самого момента этого проступка.
Но это будет возможно только в следующих ситуациях:
- положения нового закона исключают совершённый проступок из перечня преследуемых по закону, то есть по новому законодательному акту проступок перестаёт считаться преступлением;
- положения нового закона предусматривают более мягкое наказание за совершённый проступок;
- другие положения новых законов, которые улучшают положение человека, совершившего проступок.
Все указанные исключения имеют своей целью улучшение (или облегчение) положения человека, виновного или подозреваемого в совершении какого-либо проступка.
Поскольку принцип отсутствия обратной силы для законов предусмотрен в Конституции РФ, то особого упоминания в каких-либо законодательных актах он не требует. По умолчанию он распространяется на всё уголовное, административное и гражданское законодательство.
Источник: https://bukva-zakona.com/konsultatsii/imeet-li-obratnuyu-silu-zakon-ustanavlivayushhij-ili-otyagchayushhij-otvetstvennost