Какие имеют налоговые льготы чернобыльцам при оплате земельного налога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие имеют налоговые льготы чернобыльцам при оплате земельного налога». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Её правильное положение отслеживают при помощи видеокамеры. В качестве законного взыскания средств за неоплаченные коммунальные услуги практикуется ограничение водоотведения должникам. Запрещено перекрывать систему водоотведения по причине прочих коммунальных долгов, кроме искомых.

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Для обеспечения социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и решения связанных с ней проблем медицинского и социального характера Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-ХІІ (далее — Закон № 796) (с изменениями и дополнениями) предусмотрен целый ряд мероприятий и льгот для указанных граждан относительно уплаты налогов и государственной пошлины.

Согласно п. 6.1 Закона «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, который получают от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в установленных размерах. Для отдельных категорий налогоплательщиков НСЛ установлены в повышенном размере.
Лица, отнесенные к І и ІІ категориям пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеют право на НСЛ в повышенном размере — 150% к общей сумме льготы. В 2006 году сумма НСЛ для этой категории налогоплательщиков составляет: 175 грн. х 150% = 262,5 грн.
Что касается работников, которые имеют статус чернобыльцев ІІІ и ІV категорий, то они имеют право на НСЛ на общих основаниях. Вместе с тем на любую НСЛ (общую или повышенную) имеет право претендовать лишь тот работник, заработная плата которого по месту работы, где применяют НСЛ, не превышает 680 грн. (пп. 6.5.1 Закона № 889).
Для получения НСЛ работник должен подать работодателю заявление по форме, установленной приказом ГНАУ от 30.09.2004 г. № 461. Кроме того, лицам, претендующим на повышенный размер НСЛ, необходимо представить документы, которые подтверждают их право на НСЛ в таком размере. Перечень этих документов утвержден постановлением КМУ от 26.12.2003 г. № 2035.
Итак, чернобыльцам І и ІІ категорий, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, нужно подавать такие документы:
1. Удостоверение (дубликат удостоверения) установленного образца:

  • гражданина, который пострадал в результате Чернобыльской катастрофы, І категории серии А с оттиском штампа «Перерегистрировано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС II категории серии А с оттиском штампа «Перерегистрировано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина, эвакуированного в 1986 году из зоны отчуждения, ІІ категории серии Б;
  • гражданина, который постоянно проживал в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224)ІІ категории серии Б.

2. Копию Грамоты Президиума Верховной Рады УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и документ, который удостовряет личность.

Законом Украины «О плате за землю» от 19.09.96 г. № 378/96-ВР предусмотрено, что граждане, которым в установленном порядке выданы удостоверения определенного образца о том, что они пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки.

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ САМОХОДНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и указанные в п. 1, 2 ст. 14 Закона № 796 (І и ІІ категории), согласно Закону Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-ХІІ (с изменениями и дополнениями) осво- бождаются от уплаты налога с владельцев тран- спортных средств относительно одного легкового автомобиля с объемом цилиндров двигателя до 2 500 см3 или одного мотоцикла с объемом цилиндров двигателя до 650 см3, или одной моторной лодки или катера (кроме спортивного) с длиной корпуса до 7,5 м.
Лица, отнесенные к ІІІ и ІV категориям, освобождаются от уплаты налога за один из этих видов транспортных средств до их отселения и на протяжении трех лет после переселения из зоны гарантированного добровольного отселения или зоны усиленного радиоэкологического контроля.
Основанием для предоставления льготы гражданам по уплате этого налога является удостоверение установленного образца.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Согласно Декрету Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93 (с изменениями и дополнениями) за совершение в интересах граждан действий и выдачу документов, которые имеют юридическое значение, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • граждане, отнесенные к І и ІІ категориям пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • граждане, отнесенные к ІІІ категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, которые постоянно проживают до отселения или самостоятельного переселения или постоянно работают на территории зон отчуждения, безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения, при условии, что по состоянию на 1 января 1993 года они прожили или отработали в такой зоне не менее двух лет, а в зоне гарантированного добровольного отселения — не менее трех лет;
  • граждане, отнесенные к ІV категории пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, которые постоянно работают и проживают на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что по состоянию на 1 января 1993 года они прожили или отработали в этой зоне не менее четырех лет.

Отдел связей с общественностью, СМИ и массово-разъяснительной работы ГНА в Кировоградской области

Материал подготовлен по состоянию на 10 июля 2006 года

Источник: http://kchp.com.ua/oficialnue-razjasnenija/lgotu-po-nalogam-dlja-postradavshih-ot-chernobulskoy-katastrofu.html

Пільги по земельному податку чорнобильцям

Так, мають. Пільги передбачені відповідним Законом, який визначає статус постраждалих від аварії на ЧАЕС, та пільги, встановлені для постраждалих категорії І.

Доброго дня. Звільнення від сплати земельного податку для осіб, визнаних законом особами, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи (ліквідатори, потерпілі), передбачені ст. 281 Податкового кодексу України.

Звільнення від сплати податку за земельні ділянки поширюється на одну земельну ділянку за кожним видом використання у межах граничних норм:
для ведення особистого селянського господарства — у розмірі не більш як 2 гектари;
для будівництва та обслуговування житлового будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка): у селах — не більш як 0,25 гектара, в селищах — не більш як 0,15 гектара, в містах — не більш як 0,10 гектара;
для індивідуального дачного будівництва — не більш як 0,10 гектара;
для будівництва індивідуальних гаражів — не більш як 0,01 гектара;
для ведення садівництва — не більш як 0,12 гектара.

281.1. Від сплати податку звільняються:

281.1.1. інваліди першої і другої групи;

281.1.2. фізичні особи, які виховують трьох і більше дітей віком до 18 років;

281.1.3. пенсіонери (за віком);

281.1.4. ветерани війни та особи, на яких поширюється дія Закону України «Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту»;

281.1.5. фізичні особи, визнані законом особами, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи.

281.2. Звільнення від сплати податку за земельні ділянки, передбачене для відповідної категорії фізичних осіб пунктом 281.1 цієї статті, поширюється на одну земельну ділянку за кожним видом використання у межах граничних норм:

281.2.1. для ведення особистого селянського господарства — у розмірі не більш як 2 гектари;

281.2.2. для будівництва та обслуговування житлового будинку, господарських будівель і споруд (присадибна ділянка): у селах — не більш як 0,25 гектара, в селищах — не більш як 0,15 гектара, в містах — не більш як 0,10 гектара;

281.2.3. для індивідуального дачного будівництва — не більш як 0,10 гектара;

281.2.4. для будівництва індивідуальних гаражів — не більш як 0,01 гектара;

281.2.5. для ведення садівництва — не більш як 0,12 гектара.

281.3. Від сплати податку звільняються на період дії фіксованого сільськогосподарського податку власники земельних ділянок, земельних часток (паїв) та землекористувачі за умови передачі земельних ділянок та земельних часток (паїв) в оренду платнику фіксованого сільськогосподарського податку.

(Із доповненнями, внесеними згідно із
Законом України від 07.07.2011 р. N 3609-VI)

(Кодекс податковий, ВР України, від 02.12.2010, № 2755-VI «Податковий кодекс України»)

• НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755.

Закон № 796 – Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII.

• Закон № 2240 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Порядок № 51 – Порядок выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 20.01.97 г. № 51.

Порядок № 936 – Порядок использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 20.09.2005 г. № 936.

Чернобыльцами являются лица, получившие в установленном порядке статус пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Пострадавшими считаются лица – участники ликвидации аварии и ее последствий, а также потерпевшие вследствие аварии (статьи 10 и 11 Закона № 796).

Для установления льготного статуса определены 4 категории пострадавших лиц (пункты 1–4 ч. 1 ст. 14 Закона № 796).

Перечень и размер льгот может различаться в зависимости от принадлежности чернобыльца к определенной категории (ст. 19 Закона № 796). 1

1 В 2012 году нормы и положения отдельных статей, устанавливающих отдельные выплаты чернобыльцам, применяются в порядке и размерах, установленных КМУ исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда Украины на 2012 год.

Вне указанных категорий льготный статус также имеют лица, работавшие с момента аварии до 1 июля 1986 года не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев на протяжении 1986–1987 гг. за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (по радиационному фактору), связанных с ликвидацией последствий аварии по правительственным заданиям (п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона № 796).

Статус чернобыльца подтверждается соответствующим удостоверением установленного образца, выдача которого регулируется Порядком № 51.

Чернобыльцы 1, 2 категории, а также 3 категории из числа участников ликвидации последствий аварии имеют преимущественное право оставаться на работе и на трудоустройство при изменениях в организации производства и труда (ликвидация, реорганизация, перепрофилирование предприятия, сокращение штата и т. д.).

Если чернобыльцы указанных категорий попадают в число сокращаемых, им выплачивается помощь в трехкратном размере среднемесячной зарплаты.

По их желанию на новом месте работы за ними, на срок не более года, сохраняется должностной оклад, установленный на предыдущем месте работы.

Чернобыльцам этих категорий также гарантируется трудоустройство с учетом их пожеланий или возможность обучения новой специальности с сохранением на срок до одного года среднего заработка по последнему месту работы.

При переводе по состоянию здоровья на нижеоплачиваемую работу чернобыльцам, на срок до одного года, выплачивается разница между заработком на предыдущем и на новом месте работы (п. 7 ч. 1 ст. 20, п. 1 ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона № 796).

Чернобыльцы 2 категории имеют право на возмещение в установленном порядке утраченного заработка, который они имели до повреждения здоровья (без установления инвалидности), если заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии (п. 8 ч. 1 ст. 21 Закона № 796).

При увольнении чернобыльцев в связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения по предыдущему месту работы до трудоустройства на новое место (но не более чем на 3 месяца) за ними сохраняется средний заработок с учетом месячного выходного пособия и непрерывный стаж работы.

Трехмесячный срок выплаты среднего заработка может быть продлен до 4 месяцев со дня увольнения, при условии своевременного обращения чернобыльца в службу занятости и непроведении ею трудоустройства.

По истечении четырехмесячного срока если работа не найдена и отсутствует возможность обучиться другой профессии, чернобыльцу присваивается статус безработного с выплатой в общеустановленном порядке пособия по безработице (ст. 45 Закона № 796).

Работникам, откомандированным для работы на территориях радиоактивного загрязнения, выплачиваются суточные в установленном законодательством размере, а в зоне отчуждения суточные выплачиваются в повышенном размере. Откомандированным на строительство объектов, связанных с ликвидацией последствий аварии, вместо суточных выплачивается 75 % среднемесячного заработка по основному месту работы (ст. 41 Закона № 796).

Гражданам, работающим или проходящим военную службу на территориях радиоактивного загрязнения и в зоне отчуждения устанавливается доплата (статьи 39, 40 Закона № 796).

С учетом указанных доплат производится оплата труда временно переведенных или откомандированных на такие территории работников (ст. 41 Закона № 796).

Лицам, занятым на работах с сырьем и материалами с повышенной вследствие аварии радиоактивностью, занятым ремонтом и техобслуживанием оборудования тарифные ставки (расценки, оклады) повышаются на 25 % (ст. 43 Закона № 796).

За работу в выходные и праздничные дни на территориях радиоактивного загрязнения оплата производится в двойном размере с учетом доплат (ст. 44 Закона № 796).

Конкретные размеры доплат, а также их повышение с учетом изменений минимальной заработной платы определяются Кабинетом Министров (ст. 67 Закона № 796).

Чернобыльцы, независимо от страхового стажа, получают пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % средней заработной платы (п. 8 ч. 1 ст. 20, п. 1 ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 796, ст. 37 Закона № 2240).

Также пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % средней заработной платы предоставляется одному из родителей, ухаживающих за больным ребенком-чернобыльцем в возрасте до 14 лет (ст. 37 Закона № 2240).

Работающим инвалидам из числа чернобыльцев 1 категории пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году (п. 9 ч. 1 ст. 20 Закона № 796).

Чернобыльцам 1 категории предоставляется право на получение больничного и, соответственно, пособия по временной нетрудоспособности на весь период лечения в санаториях и специализированных лечебных учреждениях с учетом времени на дорогу в обе стороны, независимо от источников финансирования такой путевки (п. 16 ч. 1 ст. 20 Закона № 796).

Одному из родителей ребенка-чернобыльца в возрасте до 14 лет предоставлено право на получение пособия по временной нетрудоспособности по уходу за таким ребенком в размере 100 % среднего заработка за весь период болезни ребенка, включая санаторно-курортное лечение, если такой ребенок нуждается в уходе родителей в соответствии с медицинским заключением учреждения здравоохранения, в котором ребенок лечится или состоит на диспансерном учете (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 796).

Женщинам-чернобыльцам отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 90 календарных дней до и 90 календарных дней после родов. Такой отпуск предоставляется суммарно и полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 796, ч. 1 ст. 38 Закона № 2240).

Чернобыльцы 1 категории имеют право на внеочередное бесплатное предоставление санаторно-курортных путевок или получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения (п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона № 796).

Чернобыльцы 2 категории имеют право на первоочередное бесплатное предоставление санаторно-курортных путевок или путевок на отдых либо на получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона № 796).

Чернобыльцам 3 и 4 категории предоставлено право на первоочередное обеспечение льготной санаторно-курортной путевкой или путевкой на отдых либо получение компенсации стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения (п. 2 ч. 1 ст. 22, п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 796).

Женщинам, проживающим на территории радиоактивного загрязнения во время беременности, предоставляются путевки в специализированные оздоровительные учреждения (п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 796).

Чернобыльцы имеют право на особую соцзащиту в сфере профессионально-технического образования (ст. 41 Закона «О профессионально-техническом образовании»).

При условии страхования не более одного транспортного средства с рабочим объемом двигателя до 2500 куб. см включительно, размеры страховых платежей по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств для чернобыльцев 1 и 2 категории, лично управляющих такими транспортными средствами, составляют 50 % от базового платежа с учетом корректирующих коэффициентов (п. 13.2 ст. 13 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»).

Чернобыльцы 1 и 2 категории имеют право использовать свой очередной отпуск в любое удобное для них время (п. 22 ч. 1 ст. 20, п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона № 796).

Также чернобыльцам 1 и 2 категории может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих дней в год (п. 22 ч. 1 ст. 20 Закона № 796).

Для чернобыльцев 3 и 4 категории предусмотрено ежегодное предоставление отпуска сроком до 14 рабочих дней без сохранения зарплаты – одному из родителей несовершеннолетних детей, проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения (п. 3 ч. 1 ст. 22, п. 1. ч. 1 ст. 23 Закона № 796).

Чернобыльцам – военнослужащим срочной службы предоставляется обязательный ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней без учета времени на проезд (ст. 25 Закона № 796).

Если продолжительность ежегодного отпуска одного из родителей, который сопровождает ребенка по чернобыльской путевке, окажется недостаточной, ему может предоставляться дополнительный отпуск без сохранения зарплаты (п. 5 ч. 1 ст. 30 Закона № 796).

Продолжительность отпуска по беременности и родам чернобыльцам составляет 180 календарных дней (90 – до родов и 90 – после) с оплатой в размере полного заработка (п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 796).

Для одного из родителей ребенка-инвалида предусмотрено также использование очередного отпуска в любое удобное время, а также предоставление ему дополнительного отпуска с сохранением зарплаты сроком до 14 рабочих дней в год (п. 3 ч. 3 ст. 30 Закона № 796).

Работающим или откомандированным на территории радиоактивного загрязнения, помимо дополнительного, предоставляется и ежегодный отпуск продолжительностью пропорционально отработанному на этих территориях времени (ст. 47 Закона № 796).

Во всех случаях продолжительность ежегодного отпуска не должна быть меньше общеустановленной для любой категории работников. За работниками, получающими право на отпуск большей продолжительности, чем предусмотрено Законом № 796, сохраняется право на увеличенную продолжительность отпуска (ст. 47 Закона № 796).

Чернобыльцы имеют право на ряд компенсационных выплат, перечень и механизм выплаты которых регулируется Порядком № 936.

Как правило, компенсационные выплаты финансируются органами соцзащиты. Для этого работодателю следует зарегистрироваться в соответствующем органе, произвести выплаты за свой счет, надлежащим образом отчитаться и получить возмещение данных расходов. Детально упомянутая процедура регламентирована Порядком № 936.

Помимо законодательно установленных компенсаций, предприятие может по самостоятельному решению и за счет собственных средств производить дополнительные выплаты работникам из числа чернобыльцев. Подобного рода выплаты могут предусматриваться в коллективном договоре.

Льготы по налогообложению для чернобыльцев установлены специальным Законом № 796. Кроме того, НКУ также содержит положения о предоставлении льгот или об освобождении чернобыльцев от уплаты налогов, сборов, обязательных платежей.

Конкретный перечень льгот по налогообложению и их размер зависит от присвоенной чернобыльцу категории, в частности:

• чернобыльцы первой и второй категорий имеют право на:

– освобождение от уплаты государственной пошлины (п. 18 ч. 1 ст. 4 Декрета «О государственной пошлине»);

– применение налоговой социальной льготы при налогообложении доходов в виде заработной платы в размере 150 % от общеустановленного размера НСЛ (пп. «в» пп. 169.1.3 НКУ);

– освобождение от уплаты туристического сбора. Даная льгота распространяется только на участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС) (пп. «ґ» пп. 268.2.2 НКУ);

– освобождение от уплаты земельного налога (пп. 281.1.5 НКУ).

• чернобыльцы третьей категории:

– освобождаются от уплаты земельного налога (пп. 281.1.5 НКУ);

– участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС данной категории освобождаются от уплаты туристического сбора (пп. «ґ» пп. 268.2.2 НКУ);

– постоянно проживающие до отселения или самостоятельного переселения или постоянно работающие на территории зон отчуждения, безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или проработали в зоне обязательного отселения не менее двух лет, а в зоне добровольного отселения – не менее трех лет, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 18 ч. 1 ст. 4 Декрета «О государственной пошлине»);

• чернобыльцы четвертой категории, постоянно работающие и проживающие или постоянно проживающие на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что по состоянию на 1 января 1993 года они прожили или проработали в этой зоне не менее четырех лет, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 18 ч. 1 ст. 4 Декрета «О государственной пошлине»).

Также лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы:

– приобретатели жилых домов (кроме г. Киева и курортных местностей), квартир для граждан, которые изъявили желание выехать с территории радиоактивного загрязнения, а также граждане, изъявившие желание выехать с радиоактивно загрязненной территории, и собственники этих домов и квартир освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 19 ч. 1 ст. 4 Декрета «О государственной пошлине»);

– граждане и лица, их сопровождающие, освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу им документа на право выезда за границу для лечения в связи с заболеванием, связанным с Чернобыльской катастрофой, а пострадавшим детям – также на оздоровление (п. 21 ч. 1 ст. 4 Декрета «О государственной пошлине»).

Законодательством могут быть установлены и другие льготы.

Источник: https://www.freelawyer.ua/consult/zemelnoe-pravo/667

Земельный налог-2020. Кто, когда и сколько должен платить

Земельный налог – обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. «Минфин» разбирался, как начисляется земельный налог, за какие именно объекты, кто имеет льготы, когда и сколько нужно платить.

Правила взимания платы за землю в 2020 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2020, как и в 2019 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

— земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

— арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

За что платим

Плата за землю это обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков.

НДО проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше – 7-10 лет.

При этом, согласно п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ, индекс потребительских цен, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;

• для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

Справочники показателей нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий и показателей нормативно денежной оценки земель населенных пунктов в Украине по состоянию на 01.01.2020 г. опубликованы на официальном сайте Госгеокадастра Украины.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

За неуплату налога в срок физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Источник: https://minfin.com.ua/2018/03/14/32772451/

Социальная защита граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС

Со дня Чернобыльской катастрофы прошло 27 лет. Ежегодно 26 апреля Украина вспоминает тех, кто ценой собственного здоровья, а иногда и жизни, противостоял страшной беде. Среди всех трагедий, пережитых человечеством, авария на ЧАЭС не имеет аналогов по масштабам загрязнения окружающей среды и отрицательному воздействию на здоровье людей.

Рассмотрим вопросы выплаты компенсаций и пособий по временной нетрудоспособности, особенности налогообложения выходных пособий, права пользования другими льготами категориями лиц, пострадавших вследствие аварии, а также назначение досрочных пенсий за работу в зоне отчуждения.

Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.

Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.

Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).

Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.

Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).

Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.

Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.

Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.

Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.

Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?

В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).

Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).

Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г.860,25 грн.).

Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:

  • гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
  • гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.

Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплата пособия пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС категории 1 (пособие выплачивается согласно ст. 20 Закона № 796), предоставленного при увольнении в связи с сокращением штата? Как рассчитать такое пособие?

Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения вследствие осуществления такой деятельности регулируются КЗоТ, Законом об оплате труда и другими законодательными и нормативными актами, в том числе Инструкцией № 5.

При увольнении работников ст. 44 этого Кодекса предусмотрена выплата выходного пособия. При этом выходное пособие выплачивается работникам при их увольнении на основаниях, предусмотренных этим Кодексом, а также коллективными договорами (соглашениями).

Законом № 796 установлено, что при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников им, в частности, выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Исчисление среднемесячной заработной платы для начисления сумм выходного пособия при увольнении осуществляется в соответствии с Порядком № 100, п. 2 которого предусматривает, что исчисление среднемесячной заработной платы для расчета выходного пособия при увольнении осуществляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором состоялось увольнение.

При этом работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации меньше двух календарных месяцев, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

В соответствии с п. 8 Порядка № 100 начисление выплат, которые исчисляются из среднемесячной заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса заработная плата для целей раздела IV этого Кодекса — это основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, определенный ст. 165 Налогового кодекса, в которой, в частности, отсутствует отдельная норма об освобождении от налогообложения выходного пособия, выплачиваемого работникам при их увольнении.

Таким образом, выходное пособие в связи с увольнением работника, в том числе выплачиваемое в соответствии с Законом № 796, для целей Налогового кодекса считается доходом, получаемым в виде заработной платы, налогообложение которого осуществляется на общих основаниях с применением ставки 15 и/или 17% (в зависимости от полученных доходов в отчетном месяце).

Мужчина был командирован в г. Чернобыль дважды: три дня работал в зоне отчуждения в мае 1986 г. и один месяцв 1989 г. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию по возрасту?

Статьей 55 Закона № 796 определены условия предоставления пенсий по возрасту лицам, работавшим или проживавшим на территории радиоактивного загрязнения. Частью первой этой статьи предусмотрено, что участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г., независимо от количества рабочих дней, а с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет.

Основанием для определения статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является период работы (службы) в зоне отчуждения, подтвержденный соответствующими документами (ст. 15 Закона № 796).

Порядком № 22-1 предусмотрено, что к заявлению о назначении пенсии по возрасту с применением норм ст. 55 Закона № 796 прилагаются удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по форме, утвержденной постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 09.03.88 г. № 122, или справка воинской части, в составе которой лицо принимало участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, либо справка архивного учреждения, или другие первичные документы, в которых указан период работы, населенный пункт или объект, где лицо проводило работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение месяца в 1989 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, за пять дней работы в зоне отчуждения в мае 1986 г. пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет, и право на пенсию по возрасту он будете иметь по достижении 50-летнего возраста (при условии представления указанных документов).

Мужчина в 1986 г. был эвакуирован из г. Припяти. В 1988 г. работал в зоне отчуждения почти два месяца. Имеет ли он право на досрочный выход на пенсию?

Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, работавшим в зоне отчуждения в 1988 г. не меньше 30 календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Пенсионный возраст по желанию лица может быть снижен только на одном основании, предусмотренном этой статьей, если не обусловлено другое. То есть пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет как лицу, эвакуированному из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. Право на пенсию по возрасту он приобретет по достижении 50-летнего возраста.

В 1986 г. мужчина эвакуирован из г. Чернобыля. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию?

Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, эвакуированным из других территорий зоны отчуждения в 1986 г., — на восемь лет.

Распоряжением начальника Гражданской обороны Киевской области от 02.05.86 г. № 09 определена 10-километровая зона отчуждения, из которой провели эвакуацию населения в период с 27.04.86 г. по 03.05.86 г., и постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦРПС от 07.05.86 г. № 524-156 определена 30-километровая зона, из которой провели эвакуацию населения начиная с 02.05.86 г. и заканчивая 28.08.86 г., г. Чернобыль — 30-километровая зона.

Таким образом, право на пенсию по возрасту мужчина приобретет по достижении 52-летнего возраста (608).

К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г.два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г.пять дней и в сентябре 1989 г.15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?

В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (605).

В 2013 г. мужчина выходит на пенсию по возрасту как ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС категории 2. Имеет ли он право на исчисление размера пенсии из заработка за пять дней работы в зоне отчуждения?

Согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании по желанию застрахованного лица часть размера пенсии по возрасту за период страхового стажа, приобретенного до дня вступления в силу этого Закона (до 01.01.2004 г.), можно определить в соответствии с ранее действующим законодательством (с ограничением максимального размера, действовавшего на 31.12.2003 г.), а часть размера пенсии за период страхового стажа, приобретенного после вступления в силу этого Закона, — в соответствии с этим Законом.

Статья 57 Закона № 796 предусматривает, что в случае исчисления пенсии согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании по желанию того, кто обратился за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии можно определять за любые 12 месяцев подряд работы на территории радиоактивного загрязнения или если лицо, обратившееся за пенсией, проработало на территории радиоактивного загрязнения, в частности, меньше одного месяца, то среднемесячный заработок определяется за этот календарный месяц с прибавлением к заработку на основной работе.

По состоянию на 31.12.2003 г. максимальный размер пенсии по возрасту в соответствии с постановлением № 544 составлял 150 грн. (три минимальных размера пенсии по возрасту — 50 грн. × 3), поэтому размер части пенсии за страховой стаж, приобретенный до 01.01.2004 г., с учетом постановления № 1783 составляет 168 грн. (150 грн. × 1,12).

Как правило, исчисление пенсии согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании нецелесообразно.

Женщина работает на государственном предприятии десять лет. Имеет статус лица, отнесенного к категории 3 пострадавших от Чернобыльской катастрофы. В каком размере ей выплачивается пособие по временной нетрудоспособности и по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком трехлетнего возраста, имеющим статус пострадавшего от Чернобыльской катастрофы?

В соответствии со ст. 253 КЗоТ лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

Застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплачивается материальное обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 35 Закона № 2240 пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует утрату заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из таких страховых случаев, в частности:

  • временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве;
  • необходимости ухода за больным ребенком.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Для назначения пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) застрахованные лица прилагают копии соответствующих удостоверений или другие документы, подтверждающие право на льготу.

Пунктом 1 ст. 22 Закона № 796 определено, что лицам, отнесенным к категории 3, предоставляется льгота, предусмотренная п. 8 ст. 20 этого Закона, а именно: выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы независимо от страхового стажа.

Пунктом 2 части первой ст. 30 Закона № 796 предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, одному из родителей или заменяющему их лицу, если ребенок нуждается в уходе родителей согласно медицинскому заключению учреждения здравоохранения, в котором ребенок лечится или состоит на диспансерном учете.

Следовательно, в данном случае работнице как лицу, пострадавшему вследствие Чернобыльской катастрофы категории 3, пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100% средней заработной платы независимо от стажа работы. Пособие по листку нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет также назначается в размере 100% средней заработной платы независимо от стажа работы за весь период болезни ребенка.

У мужчины умерла супруга, пострадавшая вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, смерть которой связана с аварией на ЧАЭС. У него на иждивении осталось пятеро детей. Имеет ли он с детьми право на получение единовременной выплаты в связи со смертью жены? Есть ли у него права на другие льготы и выплаты?

Согласно ст. 48 Закона № 796 единовременная компенсация выплачивается семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, отнесенных к участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой, в размере, определенном постановлением № 649, — 7586 грн.

Право на получение единовременной компенсации в связи с потерей кормильца имеет семья, в которой есть нетрудоспособные члены, находившиеся на иждивении умершего кормильца.

Статьей 36 Закона о пенсионном страховании определены лица, которые считаются нетрудоспособными членами семьи.

Указанная выплата проводится на основании заявления одного из членов семьи, копии свидетельства о смерти кормильца (участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), экспертного заключения межведомственных экспертных комиссий по установлению причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, справки о нетрудоспособности членов семьи, находившихся на иждивении умершего.

Указанная единовременная компенсация выплачивается в размерах, действовавших на момент смерти кормильца, является одноразовой и не подлежит перерасчету или доплате к ранее выплаченной сумме.

В приведенном вопросе случае указано, что умершая супруга при жизни была отнесена к лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, и смерть ее связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Следовательно, если супруга при жизни имела статус именно участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, имеется экспертное заключение по установлению причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и на момент смерти супруги были соблюдены требования ст. 36 Закона о пенсионном страховании, то мужчина имеет право на получение единовременной компенсации в связи с потерей кормильца.

Льготы, установленные соответствующими статьями Закона № 796, распространяются на несовершеннолетних детей умерших граждан, отнесенных к категории 1, 2 или 3, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой, и на супругу (супруга) умершего гражданина, отнесенного к категории 1, 2 или 3, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой.

В случае если установлена причинная связь смерти супруги с Чернобыльской катастрофой, то супруг и несовершеннолетние дети имеют право на соответствующие льготы.

Согласно абзацу восемнадцатому п. 10 Порядка № 51 супруге (супругу) умершего гражданина, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, выдается удостоверение установленного образца на основании документов о подтверждении статуса пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы или на основании соответствующего удостоверения умершего гражданина, а также экспертного заключения о причинной связи смерти с последствиями Чернобыльской катастрофы.

На основании этого удостоверения в соответствии с частью второй ст. 20 Закона № 796 супруге (супругу) умершего гражданина, отнесенного к пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, предоставляются предусмотренные пунктами 5, 7, 8, 11, 12, 20, 23 и 27 этой статьи льготы, а именно:

В соответствии с частью второй ст. 20 Закона № 796 несовершеннолетним детям умерших граждан, отнесенных к категории 1, смерть которых связана с аварией на ЧАЭС, предоставляются предусмотренные пунктами 1, 2, 17, 26, 27 этой статьи льготы, а именно:

  • бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей;
  • бесплатное зубопротезирование вне очереди (за исключением зубопротезирования из драгоценных металлов и приравненных по стоимости к ним, что определяется Минздравом Украины);
  • обязательное обеспечение вне очереди их детей местами в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности;
  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения с обязательным предоставлением общежития на время обучения тем, кто не имеет жилья, и выплатой повышенной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, независимо от места обучения на территории Украины (лица, окончившие средние и профессионально-технические учебные заведения с отличием (отличными оценками), принимаются без экзаменов в государственные высшие учебные заведения по результатам собеседования; указанные лица обучаются в этих учебных заведениях за счет государства);
  • устройство вне очереди в учреждения социальной защиты, а также обслуживание службами социальной защиты на дому, если больной не имеет близких родственников, которые бы проживали с ним (в случае невозможности организации такого обслуживания учреждениями социальной защиты возмещаются расходы, связанные с уходом за больным).

В соответствии со ст. 48 Закона № 796 и постановлением № 562 каждому ребенку, утратившему вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, выплачивается ежегодная помощь на оздоровление в размере 75 грн.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5320


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *