Управление октябрьской железной дороги поручило группе работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Управление октябрьской железной дороги поручило группе работников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начальнику ОБ-2 по Самойловскому р-ну подполковнику полиции Петрову С. Доказательством могут послужить расписки в передаче и получении денег. Прослушивание громкой музыки, драки и дебоши в ночное время.

Решение: Статья 1295. Служебное произведение

Авторское право — Филлипова

Филлипов должен был уже получить вознаграждение сразу после написания произведения по идее.

Суд должен признать, чтобы Филлипову выплатили вознагражение

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора-судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Управление железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов».

Одна из составителей расписания обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектов авторского права. Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства.

Какое разъяснение должно быть по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

Решение. ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

По радио в рубрике «Новости науки» была передана в эфир одна научная статья. Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия статью не повторять. Радиокомитет заявил, что все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Решение. На основании ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях- Радиостанция права.

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании их учебника. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств, издательство выпуск учебника передало другому издательству. Авторы установили, что рукопись учебника другим издательством была утрачена.

Вправе ли было издательство без согласия авторов передавать издание учебника другому издательству? К кому авторы могут предъявить требования о защите своих прав?

1. В соответствии с п. 1 ст. 1291 ГК РФ при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

В данном случае издательство не имело права без согласия авторов передавать рукопись в другое издательство.

2. В соответствии с п. 1 ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом

Ученица пятого класса сочинила стихотворение, которое было опубликовано в школьной газете. Редактор журнала, случайно увидев это стихотворение, заинтересовался им. Редактор обратился к директору школы с предложением напечатать стихотворение ученицы в своем журнале. Директор дал свое согласие, и стихотворение было напечатано в ближайшем номере журнала. При этом директор и редактор договорились, что ученица получит ценный приз. Родители ученицы, узнав об этом, обратились за консультацией с вопросом к юристу: правомерны ли действия директора школы и редактора.

Источник: https://megalektsii.ru/s7822t7.html

Dokument_Microsoft_Office_111Word

Задача 1. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга». Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права. Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права. Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

Статья 1259. Объекты авторских прав

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

6. Не являются объектами авторских прав:

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Поэтому «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга» не будет являться объектом авторского права.

авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Задача 2. Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Р. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Е., персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц. Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Е. и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях писателя Е. завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности. Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?

Статья 1259. Объекты авторских прав

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Т.к повесть писателя Е. не совпадает с переводом романа писательницы Р. А именно разные названия произведений, имена персонажей, а также сюжетная линия хоть и заимствована, произведение будет считаться производным от оригинального произведения. Следовательно права автора нарушены не были А произведение писателя Е. можно считать самостоятельным объектом авторских прав.

Задача 3. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам. Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые авторским правом. Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебного задания?

В данной ситуации между авторами рисунков и администрацией предприятия был заключен трудовой договор, по которому они обязаны выполнить служебное задание работодателя, таким образом, работа авторов признается служебным произведением. Авторское право на служебное произведение, принадлежит авторам этого произведения (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). А исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Задача 4. Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургомистровым договор об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие. Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии?

Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

А т.к между автором и книжным издательством был заключен договор об издании монографии, то работа автора признается служебным произведением. Поэтому Авторское право на служебное произведение, принадлежит авторам этого произведения (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). А исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

А т.к. наследники дали свое согласие на доработку, историк Благонравов будет являться соавтором с Бургомистровым.

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Поэтому соавтором выпущенной в свет доработанной монографии будут считаться Бургомистров и Благонравов. Задача 5. По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО. Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Статья 1259. Объекты авторских прав

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

На основании этого даже если произведения иностранных авторов являются не охраняемыми, права на перевод таких произведений охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений. Поэтому выводы Телевидения, что сделаные переводы неохраняемых произведений, тоже не являются охраняемыми неверны. А т.к права на перевод охраняются, то получение лицензии на использование произведений авторов не требуется.

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Получается что переводы не подлежат свободному использованию, лишь только согласия переводчика. т.к перевод ряда произведений был заказан телевидением, то можно считать что заключен служебный договор. Поэтому Авторское право на служебное произведение, принадлежит авторам этого произведения (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). А исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное

Что касается вознагражения, то на основании статьи

Статья 1255. Авторские права

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Задача 6. Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, издательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше никакими авторскими правами не пользуются. Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского договора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

Существенными условиями авторского договора являются: 1 способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); 2 срок и территория, на которые передается право; 3 размер вознаграждения и (или) порядок определения этого размера за каждый способ использования произведения, порядок и сроки выплаты; Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе. Если условие о сроке отсутствует, то по истечении 5 лет автор может расторгнуть данный договор, предварительно письменно предупредив об этом пользователя за 6 месяцев.

Лицо, которое получило права по авторскому договору о передаче исключительных прав (авторскому договору о передаче прав на исключительной основе), становится специфическим монополистом: только оно сможет использовать произведение предусмотренными таким договором способами, у него надо будет получать разрешение на использование, оно сможет запрещать использование другим лицам.

Авторский договор о передаче неисключительных прав (авторский договор о передаче прав на неисключительной основе) фактически означает только согласие автора или иного обладателя исключительных прав

При этом точно такое же использование произведения может осуществлять не только сам автор или иной обладатель исключительных прав, но и любые иные лица, получившие от них соответствующие разрешения.

Статья 1235. Лицензионный договор

1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

4. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора

1. По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

Задача 7. Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вторым издательством была утерена. Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника. Авторы интересуются: 1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника другому издательству? 2) к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утратой рукописи? 3) как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора? Ответьте на эти вопросы.

1.издательство поступило с нарушением п.1 ст 1268

Статья 1268. Право на обнародование произведения

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Согласно которой право на обнародование предполагает и дачу согласия, котрое не было получено от коллектива авторов.

Статья 1275. Свободное использование произведения путем репродуцирования

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли

2.Защита авторских прав регулируется статьей 1252 ГК РФ, согласно которой такую защиту может предоставить только судебный орган. Т.е. коллектив авторов может предъявить требование в судебном порядке к первому издательству о возмещении убытков и морального вреда, поскольку возвратить рукопись в натуре не возможно. Т.к она была ими утеряна.

3. Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора

1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника была не правомерна.

Задача 8. При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия» с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля. Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм и каковы средства их защиты?

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

В данной ситуации исполнители имеют право на такой запрет в записи и вещании своего исполнения на сцене театра.

Создатели же фонограмм, имеют право лишь в целях краткосрочного пользования

Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования

Источник: https://studfile.net/preview/5316674/

Сборник заданий по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»

Уважаемый студент! Вы изучили дисциплину «Право интеллектуальной собственности». Мы предлагаем вам выполнить контрольную работу, чтобы достоверно определить степень Вашей подготовленности по данному предмету. Вопросы в основном постелены таким образом, чтобы при выполнении Вы смогли высказать свою точку зрения поданному вопросу, с учетом пройденного материала. Поэтому при выполнении не надо искать в тексте дословный ответ, постарайтесь выполнить задание самостоятельно. Титульный лист работы, не обходимо обязательно подписать, с указанием фамилии имени и отчества, регистрационного номера и наименования предмета, по которому выполняется контрольная работа. Прежде чем выполнить задание, перепишите его полностью, под тем номером, под которым он у нас стоит в вопроснике, а затем сразу под заданием дайте ответ. Например: Вопрос №1. Назовите критерии патентоспособности изобретения. Ответ: Патентоспособность изобретения должна соответствовать следующим критериям… При ответах, старайтесь выполнять задания в строгой последовательности Просьба писать аккуратно и разборчивым почерком! Желаем вам успехов!

Контрольные задания по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»

1.Что такое интеллектуальная собственность?

2. Назовите критерии патентоспособности изобретения?

3.Перечислите права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов?

4.Что такое штамм микроорганизма?

5.Перечислите объекты и субъекты авторского права?

6.Что такое заявка на оформление патентных прав?

7.Какие требования предъявляются к объекту авторского права?

8.Какие элементы произведения пользуются правовой охраной и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?

9.Каковы права автора в отношении служебного произведения?

10.Кого следует считать автором выпущенной в свет доработанной монографии?

11.назовите существенные условия авторского договора?

12.В чем различия между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

13. В чем различие между спорами об авторстве, новизне, приоритете и о признании патента недействительным?

15.Что такое коммерческое обозначение и чем оно отличается от других средств индивидуализации?

16.Признает ли действующее законодательство права рационализаторов?

17.Какая разница между новизной и оригинальностью селекционного достижения?

18.Продолжительность срока действия авторского права?

19.Продолжительность срока действия охраны товарного знака?

20.Перечислите способы защиты авторских прав?

Контрольная работа по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»

Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга».

Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.

Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сделал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину, и увидел сделанные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить.

Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником, и как собственник может распоряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведении его картины.

Автор обратился в суд за защитой своих прав.

Какое решение должен вынести суд? Какие различия существуют между объектом права собственности и объектом авторского права?

Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служеб­ного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использова­ние всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодате­лю, Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые авторским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебно­го задания?

Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен.

С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено одновременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст в отдельности? Как следует поступать, если в период подготовки договора один из авторов умрет?

Какие виды соавторства знает закон? Какие права авторов переходят по наследству и на какой срок?

Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургомистровым договор об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии?

По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

По радио в рубрике «Новости науки» была передана в эфир опубликованная в журнале статья Радченко «Результаты исследования дна Ладожского озера». Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не передавать в эфир. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, издательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше ни­какими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского договора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

По заказу Малого театра г. С.-Петербурга авторы написали либретто оперы, за что получили вознаграждение по минимальной ставке, составляющей 4% от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение.

Опера неоднократно ставилась в Петербурге и в других городах страны.

В связи с этим авторы интересуются:

1) вправе ли другие театры, а также радиовещание и телевидение без заключения с ними договора использовать их произведение, которое передано одному театру;

2) каким образом и в каком размере они могут получить вознаграждение за использование их произведения другими организациями?

Ответьте на эти вопросы.

Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вторым издательством была утеряна.

Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника.

1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание
учебника другому издательству?

2) к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утратой рукописи?

3) как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?

Ответьте на эти вопросы.

Уважаемый студент!

Вашему вниманию предлагается учебное пособие по дисциплине «Право интеллектуальной собственности».В нем изложеныосновные понятия авторского, патентного права, а так же принципы перехода исключительных прав от правообладателя к пользователю и ответственность за нарушение исключительных прав.

Сборник заданий по дисциплине «Право интеллектуальной собственности»

Вопрос 1. Понятие «интеллектуальной собственности» включает в себя:

А.авторское право, смежные права, патентное право, права на фирменные наименования и товарные знаки;

Б.авторское право, смежные права, патентное право, промышленные права;

В.авторское право, смежные права, патентное право, права на средства индивидуализации юридического лица.

Г.Наименовавание места происхождения товаров;

Д.Товарные знаки;

Вопрос 2. Уступка права на получение патента является:

А. производным способом приобретения исключительных прав;

Б. разновидностью уступки долга;

В. первоначальным способом приобретения права интеллектуальной собственности.

Г. Перемена лиц в обязательстве;

Вопрос 3. Создание произведений науки, культуры, искусства в служебном порядке влечет возникновение исключительных авторских прав в силу закона:

В. имущественных прав – у авторов, неимущественных – у работодателей.

Д. у индивидуальных предпринимателей;

Вопрос 4. Может ли автор изобретения, полезной модели или промышленного образца уступить физическому или юридическому лицу свое исключительное право на стадии его оформления:

Б. может на основании договора о передаче права;

В. может, указав физическое или юридическое лицо в заявке на выдачу патента или в заявлении, поданном в Патентное ведомство.

Г. Может в порядке универсального правопреемства;

Д. Может, с разрешения соавторов.

Вопрос 5. К производным способам относятся:

А. уступка исключительных прав, их передача, предоставление и переход;

Б. уступка исключительных прав, их предоставление и переход;

В. уступка исключительных прав, их передача и переход.

Г. уступка исключительных прав,

Д. уступка исключительных прав и их переход.

Вопрос 1. Предоставление исключительных прав происходит:

В. и по закону и по договору.

Д. по требованию одной из сторон.

Вопрос 2. Передача исключительных прав осуществляется:

Б. по договору частично и на время;

В. по договору в полном объеме прав и навсегда.

Вопрос 3. Переход исключительных прав осуществляется:

А. по закону (наследование, вклад в уставной капитал, реорганизация ЮЛ);

Б. в порядке универсального (наследование) и сингулярного (реорганизация юридического лица) правопреемства;

В. как по закону, так и по договору (франчайзинга) на время или без ограничения срока.

Г. По лицензионному договору.

Вопрос 4. Понятие «гражданско-правовые формы использования интеллектуальной собственности» включает в себя:

А. способы их приобретения и использования;

Б. обязательственно-правовые способы их приобретения;

В. обязательственно-правовые способы их использования.

Г. Способы пользования правами.

Д. Способы промышленного применения.

Вопрос 5. Передача исключительных прав может оформляться:

А. договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором доверительного управления имуществом, договором купли-продажи или дарения предприятия, лицензионным договором;

Б. договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором доверительного управления имуществом, договором на выполнение научно-технических и технологических работ, лицензионным договором;

В. договором коммерческой концессии (франчайзинга), договором доверительного управления имуществом, договором купли-продажи или дарения предприятия, договором на выполнение опытно-конструкторских работ.

Г. . договором на выполнение опытно-конструкторских работ.

Д. договором коммерческой концессии (франчайзинга),

Вопрос 1. Может ли объект интеллектуальной собственности или ноу-хау быть вкладом в имущество хозяйственного товарищества и общества:

А.таким вкладом может быть объект интеллектуальной собственности или ноу-хау;

Б.таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности или ноу-хау;

В.таким вкладом может быть объект интеллектуальной собственности или ноу-хау, если это допускает устав (учредительный договор) хозяйственного товарищества и общества.

Г.таким вкладом может быть объект интеллектуальной собственности

Д.таким вкладом может быть только ноу-хау

Вопрос 2. Авторское право действует:

А.бессрочно;

Б.в течение всей жизни автора (соавторов);

В.в течение всей жизни автора (соавторов) и 70 лет после смерти автора либо последнего из соавторов.

Г. В течении срока указанного в завещании автора

Д.в течении срока установленного наследниками

Вопрос 3. Источниками авторского права являются:

А.международные договоры, ГК, федеральные законы, обычаи делового оборота;

Б.международные договоры, ГК, федеральные законы;

В.ГК, федеральные законы, обычаи делового оборота.

Г.только международные договоры

Д.только обычаи делового оборота

Вопрос 4. Авторское право представляет собой:

А. это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и устанавливающих условия охраноспособности произведений науки, литературы и искусства;

Б. это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей;

В. это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Г. это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки.

Д. это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений литературы.

Вопрос 5. Обычаи делового оборота:

А. не могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства;

Б. могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства;

В. могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства в том случае, если они зафиксированы в каком-либо документе.

Г. могут регулировать только предпринимательскую деятельность в сфере науки.

Д. могут регулировать только предпринимательскую деятельность в сфере искусства.

Вопрос 1. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются:

А. правила международного договора;

Б. правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации;

В. правила, установленные соглашением сторон.

Г. правила международного договора и нормы ГК.

Вопрос 2. Сфера действия авторского права зависит:

А. от творческого характера произведений науки, литературы и искусства, места их создания и от гражданства их создателей;

Б. от творческого характера произведений науки, литературы и искусства, объективной формы, места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей;

В. от творческого характера произведений науки, литературы и искусства, объективной формы, места их создания, обнародования и от гражданства их создателей.

Г. от творческого характера произведений науки.

Вопрос 3. Субъектами авторского права могут быть:

Б. только юридические лица;

В. физические и юридические лица.

Вопрос 4. Для возникновения и осуществления авторского права:

А.требуется государственная регистрация исключительных прав в Патентном ведомстве;

Б.требуется государственная регистрация исключительных прав в органах юстиции;

В.не требуется регистрации.

Г. требуется государственная регистрация исключительных прав в Патентном ведомстве и

Д. в органах юстиции

Вопрос 5. Субъектами авторского права могут быть:

А.только физические лица;

Б.только юридические лица;

В.физические и юридические лица.

Г. Субъекты РФ.

Д.Российская Федерация.

Вопрос 1. Для возникновения и осуществления авторского права:

А. требуется государственная регистрация исключительных прав в Патентном ведомстве;

Б. требуется государственная регистрация исключительных прав в органах юстиции;

В. не требуется регистрации.

Г. регистрация в международной организации интеллектуальной собственности

Д. регистрация по желанию автора в органах юстиции.

Вопрос 2. Знак охраны авторского права состоит из:

А. символа ©, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав, года первого опубликования произведения;

Б. символа ®, имени (наименования) обладателя исключительных неимущественных прав, года первого опубликования произведения;

В. символа ®, имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав, года первого опубликования произведения.

Вопрос 3. Понятие «презумпция авторства» означает:

А. автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора в заявке на оформление авторских прав;

Б. автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения (при отсутствии доказательств иного);

В. автором произведения считается лицо, у которого имеется патент на данное произведение.

Г. автором произведения считается лицо, которое придало произведению объективную форму выражения.

Вопрос 4. Соавторы регламентируют свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено:

А. до начала работы над созданием коллективного произведения;

Б. в процессе создания коллективного произведения;

В. на любой стадии создания коллективного произведения или после его завершения.

Г. Вообще никакого соглашения нет.

Вопрос 5. Виды соавторства (раздельное и нераздельное) отличаются:

А. различным режимом использования произведений;

Б. различным режимом оформления прав на произведение;

В. различными условиями охраноспособности произведений.

Г. различными условиями патентоспособности произведений

Вопрос 1. Авторы служебных произведений обладают:

А.только личными неимущественными права;

Б.только имущественными правами;

В.личными неимущественными и имущественными правами.

Г. Авторскими правами не обладают

Д.только имущественными правами с согласия работодателя.

Вопрос 2. Объекты авторского права – это произведения науки, литературы и искусства, которые:

А. созданы в какой-либо объективной форме;

Б. являются результатами творческой деятельности ивнесены в государственный реестр Патентного ведомства;

В. являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме.

Г. существуют в какой-либо объективной форме.

Д. являются результатами творческой деятельности

Вопрос 3. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают:

А.объективной новизной;

Б.субъективной новизной;

В.объективной и субъективной новизной.

Г. субъективной новизной и оригинальностью

Д.субъективной новизной и неповторимостью.

Вопрос 4. Распоряжаясь материальным объектом интеллектуальной собственности, его правообладатель:

А. одновременно передает авторские правомочия на произведение;

Б. не передает авторские правомочия на произведение;

В. передает авторские правомочия на произведение только в том случае, если условие о передаче включено в договор.

Г. передает часть авторских правомочий на произведение

Вопрос 5. Автор оригинала произведения изобразительного искусства обладает двумя дополнительными авторскими правомочиями. Какими именно:

А. право доступа и право на импорт;

Б. право следования и право на импорт;

В. право доступа и право следования.

Г. право следования и абсолютный характер защиты.

Д. абсолютный характер защиты и неприкосновенность

Вопрос 1. Не являются объектами авторского права:

А. официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

Б. акты органов государственной власти, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4477 ;

Источник: https://studopedia.net/1_41999_sbornik-zadaniy-po-distsipline-pravo-intellektualnoy-sobstvennosti.html

Переход к новому технологическому укладу

Как РЖД готовятся стать глобальным логистическим оператором

На минувшей неделе Главному вычислительному центру (ГВЦ) исполнилось 50 лет. О его работе и перспективах развития «Гудку» рассказал начальник центра Гаральд Бандурин.

– Гаральд Иванович, какие основные задачи решает возглавляемое вами подразделение в обеспечении деятельности ОАО «РЖД»?

– ГВЦ – это «большой завод» по производству IT-услуг. Мы – организация, эксплуатирующая информационные системы РЖД, общее число которых превышает сегодня 2 тыс. единиц. Информационные системы пронизывают и связывают все аспекты деятельности компании. На них строится сервис продажи билетов, обеспечения перевозки грузов и вся структура перевозочного процесса. В их число входят общекорпоративные электронные приложения, например для финансового блока, электронного документооборота, различные приложения для работы вертикали инженерных служб. К ним относятся и стандартные операционные системы на рабочих местах (компьютерах. – Ред.) сотрудников РЖД.
Мы обеспечиваем работу информационных систем и осуществляем техническую поддержку их пользователей, которых в нашей базе около 240 тыс. человек. Для этих целей имеем тысячи единиц специального оборудования, включая 4 группировки мощнейших мэйнфреймов (высокопроизводительный сервер. – Ред.) в центрах обработки данных, разветвлённую сеть информационно-вычислительных центров на всей сети железных дорог, почти 6 тыс. сотрудников.
Поддержку пользователей мы ведём вместе с дочерней компанией РЖД – ОСК «ИнфоТранс», выделенной несколько лет назад из ГВЦ в отдельное предприятие в результате реформы управления. Там работают ещё около 3 тыс. человек. Таким образом, совокупный кадровый состав, занятый на обслуживании IT-инфраструктуры РЖД, – около 9 тыс. человек.

– В апреле ГВЦ за несколько дней сумел организовать более 115 тыс. удалённых рабочих мест для работников ОАО «РЖД». За счёт чего удалось добиться такого результата?

– Технологию дистанционной работы в ГВЦ тестируют с 2018 года. В феврале и марте мы провели большую работу по организации перевода большого количества сотрудников на удалённую работу: подготовили к эксплуатации и обеспечили техническую и технологическую готовность IT-инфраструктуры. Установить своеобразный рекорд скорости подключения такого большого количества специалистов удалось в первую очередь за счёт грамотных действий персонала. В ГВЦ собрались замечательные и ответственные люди, которые любят свою работу. В 70-х годах прошлого века здесь был один из лучших в СССР вычислительных центров. Подобралась команда профессионалов, была создана высочайшая культура производства и саморазвития, которая сохраняется и поддерживается нами до сих пор.
Сегодня средний возраст наших сотрудников – 40 лет, многие имеют научные степени и почётные звания. В последние годы для подготовки молодых специалистов начали тесно взаимодействовать с вузами. Сейчас формируем учебные программы для подготовки студентов специально под требования IT-блока РЖД. Думаю, со следующего года они заработают.

– Уровень удовлетворённости пользователей качеством услуг ГВЦ в 2019-м был 97%, планом на 2020 год обозначен порог в 99,93%. Как планируете достичь такого результата?

– Достичь заявленного уровня намерены изменением логики работы системы поддержки. Сейчас мы при участии всего IT-блока РЖД внедряем много новых технологических решений, которые позволяют обеспечить более высокое качество поддержки без существенного изменения инфраструктуры в нынешнем технологическом укладе.
Одно из них – массовое применение программных роботов. Робот функционирует 24 часа в сутки без выходных и перерывов. Многие рутинные операции он выполняет точнее и лучше человека.
Работаем над тем, чтобы добавить некоторым роботам искусственный интеллект. Есть идея внедрения искусственного интеллекта в систему, поддерживающую приложение, с которым работают первые лица ОАО «РЖД». Она собирает оперативные данные и формирует сводные таблицы о всех процессах в компании. Сбор информации в этой системе предполагает работу со многими приложениями, используемыми в разных бизнес-процессах и департаментах. Он проходит с заданной очерёдностью: сначала снимаются показатели одного приложения, потом другого, третьего и т.д. И весь этот процесс должен закончиться в 6.35, потому что в 7.00 руководители должны получить свежие и полные данные. Но представьте, что на одной из первых операций происходит технический сбой – из какого-то приложения не удаётся сразу получить информацию, а время уходит. И после того, как первое приложение всё же загружается, надо, чтобы успеть к сроку, ускорить работу по приёму данных из остальных систем. Сделать это можно, увеличив память и производительность блоков сбора информации на следующих операциях. Сейчас такая корректировка работы системы проводится вручную.
Но мы думаем над тем, чтобы перевести эту функцию в автоматический режим, применив искусственный интеллект мультиагентных технологий. Если один блок начнёт опаздывать, он сам осознает задержку и передаст информацию об этом управляющему программному роботу, электронный мозг которого может пересчитать требования к подаче мощностей на следующие блоки, чтобы ускорить их работу и успеть к сроку. Думаю, к концу года уже протестируем новинку.

– ГВЦ стал базовой площадкой для создания фабрики программных роботов РЖД?

– Мы внедряем программных роботов в основном для своих нужд. Они крайне важны для оптимизации деятельности в существующем технологическом укладе. Благодаря роботам мы освобождаем человеческие интеллектуальные ресурсы для творческой деятельности. Созданием фабрики роботов РЖД занимается ООО «РЖД-Технологии». Мы отрабатываем решения, которые они будут дальше распространять для освобождения от рутинных операций работников других подразделений компании.

– Сегодня программный робот, по сути, выполняет часть работы самой системы, дополняя её в местах, где не предусмотрена автоматизация. Но в следующем обновлении инфосистемы эта функция может быть в неё включена. Получается, роботы – временное явление?

– Конечно, новые системы будут включать в себя функционал, выполняемый роботами. Но совсем отказываться от программной роботизации мы не намерены. Потому что есть множество функционально пригодных современных систем, работу которых легче, значительно дешевле и быстрее оптимизировать с помощью RPA (Robotic Process Automation, компьютерная программа-робот. – Ред.).
Перед системами мониторинга, например, регулярно ставятся задачи по сбору дополнительных данных. И в этом случае нет никакого экономического и технологического смысла переделывать всю инфосистему под сбор новых данных, достаточно ввести в неё выполняющего эту функцию робота.
Или вот, например, обеспечение доступа пользователей к инфосистемам РЖД. Раньше это был длительный процесс, который выполнялся за четыре дня: данные нужно было вручную внести в несколько разных систем, а потом провести подключение. Мы внедрили робота, и теперь он делает всё за пару минут. Альтернатива такому подходу – создание из нескольких систем одной большой, в которой будет предусмотрена возможность автоматического обмена данными и настройки подключения при вхождении нового пользователя. Это дорого, долго и в целом бессмысленно при наличии возможности связать системы в этой части программной деталью RPA.

– Одним из непременных требований в развитии информационных систем и серверов РЖД является импортозамещение. Сравнимы ли отечественные IT-продукты с зарубежными?

– С точки зрения идей перспективы развития отечественной IT-индустрии хороши. Но продукт, что выпускается сейчас, пока уступает зарубежным аналогам. Дотянуть качество до нужных параметров можно только чёткими требованиями к характеристикам закупаемой продукции, которые мы и формируем. РЖД здесь работают на всю страну, добиваясь от поставщиков софта и оборудования повышения качества через формирование требований и выявление недостатков в ходе тестирования техники и программ. И, надо сказать, такая работа не проходит даром: качество получаемых нами отечественных IT-продуктов постоянно растёт.

– Что такое внедряемые в ГВЦ «цифровые платформы связанности», над развитием которых сейчас работает IT-блок РЖД?

– Это системы, обеспечивающие взаимодействие всех соприкасающихся приложений и инфосистем как внутри РЖД, так и с внешними партнёрами. Их наличие – необходимое условие перехода на новый технологический уклад, для выхода компании на платформу Индустрии 4.0 и превращения её в глобального логистического оператора, предоставляющего весь спектр услуг в режиме доставки «от двери к двери», выполненный исключительно в цифровом сопровождении. Такой уровень логистики специалисты маркируют как 5PL – самый высокий на сегодня. В соответствии с ним заказчик может заключить договор с РЖД о доставке груза, к примеру, из Калининграда в Благовещенск, просто войдя на специальную страницу сайта компании. И получить свой груз по указанному адресу в Амурской области, не предпринимая дополнительных действий. Все работы по оформлению и обслуживанию груза, его провозку любым необходимым видом транспорта – авиационным, железнодорожным, морским и автомобильным – возьмёт на себя логистический оператор. При этом он самостоятельно будет проводить операции по заказу услуг партнёров в электронном виде. Желательно, чтобы это произошло в автоматическом режиме, когда инфосистемы логиста находят инфосистемы нужных сервисов, размещают в них заказы, проводят платежи, получают данные о нахождении груза. Обеспечить такое взаимодействие и должны платформы связанности. А чтобы осуществить взаимодействие с внешним миром, им надо также связать все платформы РЖД, из которых будут добываться необходимые данные.
С точки зрения IT эта логистика – система управления общими данными, связанными конкретным заказом. Нужно создать платформу, способную такими данными управлять. Её мы и называем «платформой связанности». В будущем такое управление должно выйти за пределы России и распространиться по всему миру.

– Какова роль ГВЦ в реализации Стратегии цифровой трансформации РЖД?

– Стратегия предусматривает создание восьми сложных с инженерной точки зрения цифровых платформ. Мы должны будем принять их и обеспечить нормальную работу. Однако если не включиться в формирование эксплуатационных требований к разработке этих платформ и контролю за реализацией этих требований, то мы можем получить внешне эффектную, но неудобную в пользовании вещь. Или вообще неподходящую для эксплуатации в назначенном месте, потому что она не учитывает его конфигурации и особенности. Поэтому мы активно участвуем в создании таких требований.
На наших площадках проходят апробацию пилотные версии всех входящих в платформы информационных систем и их составляющих, выявляются необходимые к устранению недоработки.

– Вы говорите про переход к новому технологическому укладу в параметрах Индустрии 4.0. Когда ждать окончательного прибытия РЖД в новую реальность?

– Такой переход должен завершиться к 2024 году, с окончанием реализации Стратегии цифровой трансформации. Собственно, она и разработана для перевода компании на новый технологический уровень. Мы в этом движении находимся на передовой, внедряя цифровые инновации. Я бы сказал, что ГВЦ – это место, где будущее становится настоящим.
В целом у РЖД высокие шансы стать технологическим лидером в России, первой крупной компанией, совершившей переход к Индустрии 4.0. Способствует этому наличие нескольких важнейших составляющих успеха: великолепный потенциал, уже сформированная цифровая база, включающая все производственные цепочки, поддержка цифровизации руководством компании.
Такого рода экономический уклад в масштабах страны предполагает сложное межотраслевое взаимодействие, которое исторически обеспечивала железная дорога, являясь связующим звеном в разных производственных цепочках. Потому и сейчас ОАО «РЖД» должно первым выйти на новый уровень, чтобы обеспечить движение по этому пути всех остальных отраслей экономики.

– Не случайно, выходит, президент России поручил развитие квантовых технологий связи РЖД?

– Конечно! И этот проект развивается с необходимой скоростью усилиями Центральной станции связи и Департамента квантовых коммуникаций. У нас скоро появятся первые квантовые стойки, производящие квантовую передачу данных. Одна будет размещена непосредственно на площадке ГВЦ, другая в Московском ИВЦ. Следующим к системе квантовой связи в тестовом режиме будет подключен ИВЦ в Санкт-Петербурге. Мы ожидаем, что это произойдёт до конца года.
Квантовая связь и есть элемент того самого нового технологического уклада. Это система безопасности передачи информации, которую невозможно взломать. Технология позволит максимально расширить возможности использования разного рода компьютерных сенсоров на объектах железнодорожного транспорта с безопасной и гарантированной передачей информации от них в управляющие системы.
А когда появятся ещё и квантовые компьютеры, способные за секунду пересчитывать с учётом изменения всех возможных обстоятельств сотни сценариев поведения всей сети железных дорог в промежутке, например, в два месяца, тогда система управления РЖД выйдет на уровень, который пока можно только вообразить.
Работа по созданию таких компьютеров тоже ведётся в России, уже есть опытные образцы. Мы за этим следим, ждём появления квантовых машин и надеемся принять в эксплуатацию весь комплекс квантовых вычислений и передачи данных. Фантастика станет реальностью уже в ближайшие несколько лет.

Справка «Гудка»
Главный вычислительный центр (ГВЦ) – филиал ОАО «Российские железные дороги» – основан 10 июня 1970 года как Лаборатория по электронно-вычислительной технике Министерства путей сообщения СССР.
Филиал осуществляет разработку, внедрение, развитие и эксплуатацию информационных, коммуникационных, интеллектуальных технологий, комплексов оборудования, автоматизированных и информационных систем ОАО «РЖД». Виды информационных систем: перевозочный процесс, пассажирские перевозки, локомотивное хозяйство, инфраструктура, грузовая и коммерческая работа, статистический учёт и планирование, безопасность движения, общехозяйственная деятельность, обеспечивающие системы. Сопровождение осуществляется с помощью 10 центров технологического сопровождения и 11 центров компетенций.
В состав ГВЦ входят 16 информационно-вычислительных центров (ИВЦ), расположенных на железнодорожной сети ОАО «РЖД» от Калининграда до Хабаровска.
Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в составе ГВЦ обеспечивает оказание информационных услуг в рамках единого информационного пространства железных дорог 15 государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии.
ГВЦ сопровождает 2 тыс. информационных систем и 240 тыс. компьютеров пользователей. На обслуживании ГВЦ – 135 тыс. единиц печатающей техники, 25 тыс. сетевых узлов передачи данных, 15 тыс. единиц билетно-кассовой техники и электронных терминалов, обеспечивает круглосуточное сопровождение всех основных информационных систем ОАО «РЖД», в том числе корпоративного портала и Сервисного портала работника. Общее число пользователей Сервисного портала составляет около 400 тыс. человек. Уровень удовлетворённости пользователей качеством поддержки превышает 99,6%.
ГВЦ эксплуатирует 4 центра обработки данных (ЦОД), 19 серверов Mainframe, 237 серверов RISC, 6283 сервера х86, 34 ДГУ, 156 ИБП, 348 дисковых массивов и около 100 тыс. единиц сетевого оборудования. Всё оборудование представлено современными образцами более чем 4,7 тыс. моделей российских и мировых производителей – 80% техники эксплуатируется менее 5 лет.

Источник: https://gudok.ru/content/first_person/1507389/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *