Ограничение прав и свобод личности — Студопедия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничение прав и свобод личности — Студопедия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
заявитель или ребенок погибли. Если студенты официально подрабатывают, то им нужно будет подтвердить свои доходы справкой 2-НДФЛ. 5 тысячи рублей, каждый месяц.
Содержание:
Ограничение прав и свобод личности
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое место. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.
Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксированы в Конституции РФ) выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.
Признаки конституционных ограничений:
— они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка).
— сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.
— отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).
Классификация конституционных ограничений:
1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю);
2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.
Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.);
3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);
4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;
6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.
Источник: https://studopedia.ru/8_46706_ogranichenie-prav-i-svobod-lichnosti.html
Ограничение прав и свобод
Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность ограничения определенных прав и свобод. Ограничения диктуются, прежде всего, необходимостью нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива.
Реализуя свои права, человек должен учитывать наличие соответствующих прав и законных интересов у других лиц и уважать их, не допускать их нарушения. В целях исключения злоупотребления правом, нахождения баланса интересов личности, общества и государства Конституция Республики Беларусь допускает определенные ограничения прав и свобод. Однако любые ограничения допустимы в том случае и той мере, в какой они предусмотрены в Конституции.
Статья 23 Конституции Республики Беларусь предусматривает общие основания ограничения прав и свобод, распространяющиеся на все население Республики Беларусь:
— если это предусмотрено законом;
— в интересах национальной безопасности и общественного порядка;
— охрана здоровья населения;
— защита прав и свобод других лиц.
Статья 63 Конституции Республики Беларусь предусматривает частный случай ограничения прав и свобод: только в условиях чрезвычайного или военного положения, но в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Однако, при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не может быть ограничено право на жизнь (ст.24), свободу вероисповедания (ст.31), действие презумпции невиновности (ст.26), запрет на применение пыток, жестокого, бесчеловечного либо унижающего достоинство обращения или наказания, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3 ст.25).
В законе Республики Беларусь от 24 июня 2002г. «О чрезвычайном положении» решены наиболее важные вопросы установления и действия режима чрезвычайного положения. Закреплены гарантии прав граждан, пределы применения чрезвычайных мер и временных ограничений.
Согласно Закону Республики Беларусь от 13 января 2003г. «о военном положении», военное положение на территории республики либо в отдельных ее районах вводятся в случае военной угрозы или нападения. Закон устанавливает пределы ограничения прав и свобод в условиях военного положения.
В соответствии со ст.109 Конституции Республики Беларусь «Образование чрезвычайных судов запрещается». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного и военного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.
В Конституции Республики Беларусь предусмотрены и другие ограничения прав и свобод. Так, согласно п.23 ст.84 Конституции в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.
Пока закон о забастовках в Республике Беларусь не принят, но при принятии его должны быть предусмотрены условия и порядок отложения и приостановления забастовки, право на проведение, которой предусмотрено в ст.41 Конституции.
Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющихся на все население государства, Конституция Республики Беларусь предусматривает индивидуальное ограничение прав и свобод.
Так, в соответствии со ст.86 Конституции, Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.
Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, что закреплено в ст.111 Конституции.
Согласно ст.36 Конституции «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Правомерны такие ограничения прав и свобод, как санкция государства за злоупотребления ими. Так, права на неприкосновенность может быть лишено лицо посягающие на жизнь и здоровье человека; право собственности может быть ограничено либо его можно лишиться при нарушении таких же прав других лиц и т.д. Необходимо отметить, что такие ограничения прав и свобод возможны только в судебном порядке и в соответствии с законодательством.
Ограничение прав и свобод граждан всегда сбалансировано правом на обжалование действий должностных лиц и соответствующих государственных органов.
Во всех случаях законодатель, принимая нормы, ограничивающие права и свободы, должен подходить взвешенно к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, соблюдать требования соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости.
Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 3003 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник: https://studopedia.su/12_20475_ogranichenie-prav-i-svobod.html
Основания и пределы ограничения основных прав и свобод личности
«Одним из результатов интернационализации явилось смещение акцентов с вопроса существования прав человека на пределы их осуществления»*(609).
Бесспорно, утверждение профессора М.В. Баглая, что «правовое государство должно опираться на научно обоснованную теорию ограничения свободы»*(610), не может вызывать никаких сомнений, тем более в такой важной сфере взаимоотношений человека и государства, как ограничение прав и свобод личности. Более того, проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина и определение пределов ограничений прав и свобод является сложнейшей, спорной и многогранной в юридической науке и практике любого ответственного цивилизованного государства.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что разработка научно обоснованной теории ограничения прав и свобод человека и гражданина необходима для предотвращения возникновения антигуманистических теоретических подходов и практики возникновения режимов, умаляющих или даже отменяющих права индивида*(611).
Наиболее актуальными аспектами в проблематике регулирования, реализации и защиты прав человека и гражданина, закрепленных прежде всего в конституциях и законодательстве зарубежных стран, являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и основаниях их ограничения.
Общим подходом, не вызывающим существенных разногласий, является объективное понимание того, что в своем практическом воплощении права и свободы не беспредельны и не могут не иметь разумных границ, ибо «любой закон ограничивает в какой-то мере индивидуальную свободу»*(612).
Как отмечает А.В. Малько, проблема правовых ограничений в самом общем плане является проблемой пределов свободы человека в обществе, поскольку «свобода каждого человека простирается до той границы, от которой начинается свобода других людей.
Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»*(613). Именно такая позиция («осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц»), первоначально нашедшая официальное закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и теоретически обоснованная еще И. Кантом, имеет своего рода «классический» характер и находит отражение во многих действующих конституциях зарубежных стран (ст. 2 Основной закон ФРГ, п. 5 ст. 12 Конституции Казахстана, ст. 10 Конституции Италии и др.).
Ограничение прав и свобод личности должно, очевидно, основываться на определенных началах (принципах), вытекающих из характеристики как самого ограничения, так и оснований и целей ограничения. Исключительно четкое соблюдение этих принципов позволяет говорить о «правильности» и эффективности ограничений.
Анализ конституционных актов и практики органов конституционного правосудия зарубежных стран дает возможность выделить две группы принципов:
1) общие, характерные для широкого круга стран (пропорциональность, законность, запрет ограничения сущности прав);
2) специальные, свойственные определенным странам.
Принцип пропорциональности присущ как национальным правовым системам, так и международной защите прав человека. Для принципа пропорциональности характерно наличие следующих элементов:
1) ограничение должно соответствовать достижению законных целей, для достижения которых оно введено;
2) ограничение не может быть более строгим, чем это необходимо;
3) когда бы ни вводилось ограничение прав человека, должна существовать реальная необходимость, являющаяся вопросом оценки.
Так, указывая на применение принципа пропорциональности, «Государственный Суд Эстонии рассматривает его на трех уровнях: во-первых, соответствие средств, во-вторых, необходимость и, если нужно, пропорциональность в узком смысле. Если средство явно не подходит, то не следует рассматривать пропорциональность на других уровнях. Средство, способствующее достижению цели, является подходящим. Средство, которое никоим образом не способствует достижению цели, является, бесспорно, непропорциональным»*(614). Требование соответствия средства имеет своим намерением защитить человека от ненужного вмешательства государства. Средство является необходимым, если невозможно достичь цели каким-либо другим средством, менее обременительным для человека, но которое является таким же эффективным, как предыдущее.
Принцип пропорциональности распространен во многих странах (Болгария, Венгрия, Литва, Польша, Словения, Франция, Швейцария, Эстония и др.) и к нему обращаются органы конституционной юрисдикции этих стран в процессе защиты прав человека.
С принципом пропорциональности тесно связан и другой принцип — принцип законности. Этот принцип называют также принципом законной цели. Данный принцип означает, что ограничение прав и свобод относится к необходимости реализовать легитимную цель (Армения, Македония, Словакия, Хорватия и др.).
Помимо общих, существуют некоторые принципы, свойственные только определенным странам с учетом особенностей в национальной правовой системе. Так, в Турции действует принцип запрета ограничений, противоречащих требованиям светской республики (ст. 13 Конституции Турции).
Интересны новые аспекты трактовки принципа равенства. Так, в соответствии с «устоявшейся практикой Арбитражного Суда Бельгии принцип равенства нарушается, если установлено, что не существует справедливого соотношения пропорциональности между используемыми средствами и поставленной целью»*(615).
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 98 ;
Источник: https://studopedia.net/12_42439_osnovaniya-i-predeli-ogranicheniya-osnovnih-prav-i-svobod-lichnosti.html
Ограничение прав и свобод человека и гражданина
Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функционированию конкретного коллектива, общества и государства.
Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет своеобразное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона.
Конституционные ограничения это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы.
Подобные границы возводятся в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлении и ответственности.
Признаки конституционных ограничений:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния,
3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения — законные, правомерные средства).
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребления недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничений основных прав только законом или на основании закона, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.
В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований.
Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Этих оснований всего шесть — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.
При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.
В Конституции есть еще одна важная гарантия Согласно ч. 3 ст. 118 «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, даже в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., в котором, в частности, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Он включает особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограничение движения транспортных средств.
В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.
Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.
Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опасность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.
Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном кодексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан.
Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного или временного характера.
Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообразны; их можно классифицировать по следующим основаниям:
1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются — на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в использовании права собственности на землю);
2) в зависимости от времени действия — на постоянные (которые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);
3) в зависимости от широты охвата — на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права — неприкосновенности жилища);
4) в зависимости от сферы использования — на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципальные;
6) в зависимости от способов их осуществления — на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.
Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 5301 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: https://helpiks.org/9-40262.html