Военнообязанным С Военной Травмой Ликвидаторам На Чаэс Какие Льготы И Выплаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Военнообязанным С Военной Травмой Ликвидаторам На Чаэс Какие Льготы И Выплаты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

П общая сумма платежа;. stextbox id 1attention Обратите внимание. отмечается неисправность электросчётчика;.

«Чернобыльские» выплаты: основания и компенсация

Кто такие «чернобыльцы», какие законодательные акты регламентируют вопросы соцзащиты и других государственных гарантий данных лиц, как получить льготы и компенсации, рассмотрим в этой консультации.

Лица, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы

Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).

Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;

Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.

Основанием для определения статуса являются:

  • для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
  • пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.

Категории «чернобыльцев» для установления льгот

Государство обеспечивает социальную защиту лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, в виде предоставления компенсаций и льгот. Перечень, основания и объемы предоставления льгот зависят от категории, к которой относятся «чернобыльцы». Эти категории определены в ст. 14 Закона № 796 (см. табл. 1).

Лицо с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные в результате Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения:

– с момента аварии до 01.07.86 г. – независимо от количества рабочих дней;

– с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – не менее 5 календарных дней (далее – к. д.);

– в 1987 году – не менее 14 к. д., а также пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

– эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия);

– лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали:

– в зоне отчуждения с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – от 1 до 5 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1987 году – от 1 до 14 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1988–1990 годах – не менее 30 к. д.;

– на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не менее 14 к. д. в 1986 году

Лица, которые постоянно проживают или постоянно работают либо постоянно учатся на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали либо постоянно учились в этой зоне не менее четырех лет

Социальная защита граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы

Льготы для «чернобыльцев» подразделяются на: медицинские; трудовые; жилищно-коммунальные; транспортные; образовательные; налоговые; социальные услуги и сфера обслуживания.

Полный перечень льгот опубликован на сайте Минсоцполитики, а мы рассмотрим подробнее трудовые льготы (см. табл. 2).

Трудовые льготы

Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % средней зарплаты независимо от страхового стажа

Предоставляется также жене (мужу) умершего гражданина, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, или опекуну (на время опекунства) детей умершего

Преимущественное право на оставление на работе в случае увольнения работников в связи с изменениями в организации работы, производства и труда, в т. ч. в случае ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников, а также на трудоустройство

Предоставляется также жене (мужу) умершего гражданина, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, или опекуну (на время опекунства) детей умершего

Использование очередного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска с сохранением зарплаты продолжительностью 14 рабочих дней в год

Выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году

Возмещение в установленном законодательством порядке потерянного заработка, который они имели до повреждения здоровья, если заболевание или увечье, возникшие в связи с выполнением работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, привели к стойкой потере профессиональной трудоспособности (без установления инвалидности), что установлено уполномоченной медицинской комиссией

Ежегодное получение отпуска до 14 рабочих дней без сохранения зарплаты одному из родителей, которые имеют несовершеннолетних детей и проживают на территориях зон радиоактивного загрязнения

Заметим, что лицам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы и имеют в то же время право на другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Украины, льготы и компенсации предоставляются по их выбору в соответствии с одним из законов Украины (ст. 60 Закона № 796).

Документы для назначения компенсации

В п. 3 Порядка использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением КМУ от 20.09.05 г. № 936, предусмотрено назначение гражданам компенсаций, помощи определенных видов и предоставления льгот, которая осуществляется по единому заявлению в соответствии с постановлением КМУ от 17.08.02 г. № 1146 «О совершенствовании механизма предоставления социальной помощи».

Органы соцзащиты населения, которые проводят начисления и выплаты, предусмотренные Законом № 796, сверяют в случае необходимости полученную от граждан информацию относительно правомерности начисления компенсационных выплат с отделами персонифицированного учета согласно Единому автоматизированному реестру лиц, которые имеют право на льготы в соответствии с постановлением КМУ от 29.01.03 г. № 117.

Рассмотрим, какие документы подаются для назначения вышеупомянутых компенсаций (см. табл. 3).

Кто имеет право
на получение компенсации

Документы, которые являются основанием для назначения компенсации

Норма Закона № 796

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые принимали участие в спасательных работах в зоне отчуждения

Удостоверение о командировке в зону отчуждения.

Справка командира воинской части или архива об участии в ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения.

Справка о повышенной оплате труда в зоне отчуждения (с указанием количества дней и населенного пункта)

Граждане, которые эвакуированы из зоны отчуждения, отселены и самостоятельно переселились

Справка об эвакуации, отселении, самостоятельном переселении

Граждане (пострадавшие), которые проживают или работают на загрязненных территориях

Справка о периоде проживания, работы на этих территориях

Следует добавить, что кроме вышеуказанных лиц право на льготы и компенсации имеют жены (мужья), опекуны ребенка умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой, а также граждане, которые принимали участие в ликвидации других ядерных аварий (ст. 20–22 Закона № 796).

Напомним, что Постановлением № 551 усовершенствован порядок выдачи удостоверений лицам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, военных учений с применением ядерного оружия, во время составления ядерных зарядов и проведения на них регламентных работ.

Этим же постановлением утверждены новые образцы бланков удостоверений для граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и были отнесены к категории 1, в которых предусмотрено разграничение по категориям «участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» и «пострадавший от Чернобыльской катастрофы», а также новые образцы бланков удостоверений для лиц, которые принимали участие в ликвидации других ядерных аварий, в ядерных испытаниях и военных учениях с применением ядерного оружия, в составлении ядерных зарядов и проведении на них регламентных работ (категория 1, 2 или 3) и пострадавшим от радиационного облучения.

Выплаты «чернобыльцам» в соответствии с Порядком № 936 осуществляются центрами по начислению и выплате социальной помощи, управлениями труда и социальной защиты населения районных (городских) госадминистраций, исполкомов городских, районных в городах советов (далее – уполномоченный орган) по месту регистрации граждан за средства государственного бюджета, которые выделяются на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы (п. 4 Порядка № 936).

Однако есть ряд социальных выплат, доплат (виды помощи), которые выплачивают «чернобыльцам» непосредственно работодатели по месту основной работы. Их перечень определен на основании п. 5 Порядка № 936 и детализирован в пп. 5–13 п. 4 данного Порядка. Указанные выплаты впоследствии возмещаются уполномоченными органами.

Для получения компенсации выплат от уполномоченных органов бюджетное учреждение должно зарегистрироваться в соответствующем органе. Для этого оно не позднее чем за два месяца до начала каждого бюджетного года подает (п. 6 Порядка № 936):

  • сведения об учреждении с определением количества пострадавших лиц по категориям получателей компенсаций и помощи определенных видов по форме, утвержденной приказом Минсоцполитики от 22.06.18 г. № 928;
  • списки граждан с указанием фамилии, имени и отчества, категории, серии и номера удостоверения, места регистрации, идентификационного номера;
  • график отпусков граждан и расчет расходов для дополнительного отпуска на следующий бюджетный год.

В случае изменения указанных сведений и списков граждан бюджетное учреждение в течение 20 дней следующего месяца уведомляет о таких изменениях распорядителей средств.

Также учреждение должно подать в уполномоченный орган до 25-го числа месяца, за который проводится начисление:

  • документы о расчетных расходах, связанных с выплатой компенсаций и помощи определенных видов;
  • реестр получателей компенсационных выплат и помощи, где указывается фамилия, имя и отчество, категория, номер удостоверения, идентификационный номер, сведения о начисленных выплатах, сумма компенсаций и вид помощи.

Таким образом, мы выяснили, кто такие «чернобыльцы», какие социальные льготы получают лица, относящиеся к 1–4-й категориям лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, рассмотрели документы, необходимые для назначения компенсационных выплат таким лицам.

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-oplata-truda-i-kadrovaya-rabota-50-chernobylskie-vyplaty-osnovaniya-i-kompensaciya

О перерасчете пенсий военнослужащим ликвидаторам последствий аварии ЧАЭС

Военнослужащий, который является инвалидом, и его инвалидность связана с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на дополнительную пенсию на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», назначение (перерасчет) которой осуществляют главные управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе

25 марта 2014 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску гр-на С. к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым (ГУ ПФУ, ПФУ соответственно) о перерасчете пенсии лицу, пострадавшему вследствие Чернобыльской катастрофы, установила следующее.

В июне 2011 года гр-н С. обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправным отказ ГУ ПФУ перечислить ему государственную и дополнительную пенсии в размерах, установленных статьями 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года № 796-XII в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, и обязать ответчика произвести перерасчет пенсий за период с 22 мая 2008 года до момента предъявления иска и взыскать сумму разницы с учетом индекса инфляции.

Обосновывая исковые требования, истец сослался на то, что находится на учете в ГУ ПФУ. Согласно удостоверению от 12 марта 2003 года серии * № **, он имеет статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1 категории, является инвалидом III группы, в отношении которого установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Указанные обстоятельства, по мнению истца, дают основания для осуществления перерасчета основной и дополнительной пенсий, которые он получает в соответствии с требованиями статей 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Поскольку ответчик письмом от 11 мая 2011 года № *** отказал ему в осуществлении перерасчета пенсий, истец обратился за защитой своих прав в суд.

Железнодорожный районный суд г. Симферополя Автономной Республики Крым определением от 21 октября 2011 года исковые требования гр-на С. о признании противоправными действий ответчика, обязательстве произвести перерасчет пенсий и взыскании суммы за период с 22 мая 2008 года по 5 декабря 2010 года оставил без рассмотрения в связи с пропуском срока обращения в административный суд.

Этот же суд постановлением от 21 октября 2011 года исковые требования удовлетворил частично: обязал ГУ ПФУ произвести гр-ну С. с 6 декабря 2010 года перерасчет основной пенсии исходя из шести минимальных пенсий по возрасту и дополнительной пенсии исходя из 50 % минимальной пенсии по возрасту, рассчитанной в соответствии с прожиточным минимумом, установленным законами Украины в определенный период для нетрудоспособных лиц, и выплатить разницу между начисленными и фактически выплаченными за время пересчета суммами. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

Севастопольский апелляционный административный суд постановлением от 3 апреля 2013 года, оставленным без изменений определением Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года, постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Автономной Республики Крым от 21 октября 2011 года отменил и принял новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

Апелляционный суд, с выводами которого согласился и Высший административный суд Украины, отметил, что в соответствии с возложенными на ответчика функциями и задачами ГУ ПФУ не осуществляет назначение и выплату пенсий лицам, которые имеют право на них согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Таким образом, действия ответчика относительно отказа истцу в осуществлении пересчета государственной и дополнительной пенсий на основании настоящего Закона являются правомерными.

В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, гр-н С., ссылаясь на неодинаковое применение статьи 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», просит определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года отменить и направить дело на новое кассационное рассмотрение.

В подтверждение неодинакового применения судом кассационной инстанции одной и той же нормы права заявитель предоставил определение Высшего административного суда Украины от 13 декабря 2012 года (дело № К/9991/9706/12), в котором кассационный суд по результатам рассмотрения подобных отношений пришел к противоположному выводу, указав на неправомерность действий управления ПФУ в отношении отказа лицу, имеющему право на пенсию по Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 9 апреля 1992 года № 2262-XII и пострадавшему в результате Чернобыльской катастрофы, в осуществлении пересчета дополнительной пенсии в соответствии с положениями статьи 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Устраняя разногласия в применении указанной нормы Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII определяет следующие виды государственных пенсий: трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет (статья 2 этого Закона). При этом данный Закон дает лицам право выбора пенсии. Так, в соответствии со статьей 6 Закона лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии или увечья, которые они получили при защите Родины или при исполнении других обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга.

Военнослужащие относятся к категории лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».

Статьей 11 указанного Закона установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и настоящим Законом.

Положения Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» направлены на защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, и решение связанных с ней проблем медицинского и социального характера, возникших вследствие радиоактивного загрязнения территории.

Пенсии лицам, которые относятся к категориям 1, 2, 3, 4, устанавливаются в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии (статья 49 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»).

Статьей 50 этого Закона предусмотрено, что лицам, относящимся к категории 1, которые являются инвалидами III группы, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту.

Дополнительная пенсия, в частности за ущерб, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается полностью, независимо от заработка, пенсии или иного дохода (статья 53 настоящего Закона).

Согласно Положению о главных управлениях Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденному постановлением правления ПФУ от 27 июня 2002 года № 11-2 (в редакции постановления правления ПФУ от 25 февраля 2008 года № 5-5; зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 13 марта 2008 года под № 208/14899), и Порядку предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденному постановлением правления ПФУ от 25 ноября 2005 года № 22-1 (зарегистрировано в Министерстве ­юстиции Украины 27 декабря 2005 года № 1566/11846), главные управления ПФУ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют назначение (перерасчет) пенсий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава и другим лицам (кроме военнослужащих срочной службы и членов их семей), имеющим право на пенсию согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».

Анализируя изложенные нормы права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что военнослужащий, который является инвалидом и его инвалидность связана с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на дополнительную пенсию на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», назначение (перерасчет) которой осуществляют главные управления ПФУ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

По рассматриваемому делу суды установили, что истец является военнослужащим, имеет статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1 категории и является инвалидом III группы, состоит на учете в ГУ ПФУ и получает государственную пенсию (за выслугу лет) согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», а потому имеет право на получение дополнительной пенсии в соответствии со статьей 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», при этом обязанность по ее назначению (перерасчету) и выплате возложена на ГУ ПФУ.

Таким образом, вывод кассационного суда по рассматриваемому делу основывается на неправильном применении норм материального права, а потому определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года подлежит отмене, а дело — направлению на новое кассационное рассмотрение.

Руководствуясь статьями 241–243 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-на С. удовлетворить;

— определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 25 марта 2014 года. Дело № 21-487а13. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)

Источник: https://pravo.ua/articles/o-pereraschete-pensij-voennosluzhashhim-likvidatoram-posledstvij-avarii-chajes/

Социальная защита граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС

Со дня Чернобыльской катастрофы прошло 27 лет. Ежегодно 26 апреля Украина вспоминает тех, кто ценой собственного здоровья, а иногда и жизни, противостоял страшной беде. Среди всех трагедий, пережитых человечеством, авария на ЧАЭС не имеет аналогов по масштабам загрязнения окружающей среды и отрицательному воздействию на здоровье людей.

Рассмотрим вопросы выплаты компенсаций и пособий по временной нетрудоспособности, особенности налогообложения выходных пособий, права пользования другими льготами категориями лиц, пострадавших вследствие аварии, а также назначение досрочных пенсий за работу в зоне отчуждения.

Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.

Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.

Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).

Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.

Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).

Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.

Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.

Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.

Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.

Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?

В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).

Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).

Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г.860,25 грн.).

Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:

  • гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
  • гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.

Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплата пособия пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС категории 1 (пособие выплачивается согласно ст. 20 Закона № 796), предоставленного при увольнении в связи с сокращением штата? Как рассчитать такое пособие?

Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения вследствие осуществления такой деятельности регулируются КЗоТ, Законом об оплате труда и другими законодательными и нормативными актами, в том числе Инструкцией № 5.

При увольнении работников ст. 44 этого Кодекса предусмотрена выплата выходного пособия. При этом выходное пособие выплачивается работникам при их увольнении на основаниях, предусмотренных этим Кодексом, а также коллективными договорами (соглашениями).

Законом № 796 установлено, что при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников им, в частности, выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Исчисление среднемесячной заработной платы для начисления сумм выходного пособия при увольнении осуществляется в соответствии с Порядком № 100, п. 2 которого предусматривает, что исчисление среднемесячной заработной платы для расчета выходного пособия при увольнении осуществляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором состоялось увольнение.

При этом работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации меньше двух календарных месяцев, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

В соответствии с п. 8 Порядка № 100 начисление выплат, которые исчисляются из среднемесячной заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса заработная плата для целей раздела IV этого Кодекса — это основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, определенный ст. 165 Налогового кодекса, в которой, в частности, отсутствует отдельная норма об освобождении от налогообложения выходного пособия, выплачиваемого работникам при их увольнении.

Таким образом, выходное пособие в связи с увольнением работника, в том числе выплачиваемое в соответствии с Законом № 796, для целей Налогового кодекса считается доходом, получаемым в виде заработной платы, налогообложение которого осуществляется на общих основаниях с применением ставки 15 и/или 17% (в зависимости от полученных доходов в отчетном месяце).

Мужчина был командирован в г. Чернобыль дважды: три дня работал в зоне отчуждения в мае 1986 г. и один месяцв 1989 г. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию по возрасту?

Статьей 55 Закона № 796 определены условия предоставления пенсий по возрасту лицам, работавшим или проживавшим на территории радиоактивного загрязнения. Частью первой этой статьи предусмотрено, что участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г., независимо от количества рабочих дней, а с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет.

Основанием для определения статуса участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является период работы (службы) в зоне отчуждения, подтвержденный соответствующими документами (ст. 15 Закона № 796).

Порядком № 22-1 предусмотрено, что к заявлению о назначении пенсии по возрасту с применением норм ст. 55 Закона № 796 прилагаются удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по форме, утвержденной постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 09.03.88 г. № 122, или справка воинской части, в составе которой лицо принимало участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, либо справка архивного учреждения, или другие первичные документы, в которых указан период работы, населенный пункт или объект, где лицо проводило работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение месяца в 1989 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, за пять дней работы в зоне отчуждения в мае 1986 г. пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет, и право на пенсию по возрасту он будете иметь по достижении 50-летнего возраста (при условии представления указанных документов).

Мужчина в 1986 г. был эвакуирован из г. Припяти. В 1988 г. работал в зоне отчуждения почти два месяца. Имеет ли он право на досрочный выход на пенсию?

Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, работавшим в зоне отчуждения в 1988 г. не меньше 30 календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Пенсионный возраст по желанию лица может быть снижен только на одном основании, предусмотренном этой статьей, если не обусловлено другое. То есть пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет как лицу, эвакуированному из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. Право на пенсию по возрасту он приобретет по достижении 50-летнего возраста.

В 1986 г. мужчина эвакуирован из г. Чернобыля. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию?

Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, эвакуированным из других территорий зоны отчуждения в 1986 г., — на восемь лет.

Распоряжением начальника Гражданской обороны Киевской области от 02.05.86 г. № 09 определена 10-километровая зона отчуждения, из которой провели эвакуацию населения в период с 27.04.86 г. по 03.05.86 г., и постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦРПС от 07.05.86 г. № 524-156 определена 30-километровая зона, из которой провели эвакуацию населения начиная с 02.05.86 г. и заканчивая 28.08.86 г., г. Чернобыль — 30-километровая зона.

Таким образом, право на пенсию по возрасту мужчина приобретет по достижении 52-летнего возраста (608).

К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г.два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г.пять дней и в сентябре 1989 г.15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?

В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (605).

В 2013 г. мужчина выходит на пенсию по возрасту как ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС категории 2. Имеет ли он право на исчисление размера пенсии из заработка за пять дней работы в зоне отчуждения?

Согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании по желанию застрахованного лица часть размера пенсии по возрасту за период страхового стажа, приобретенного до дня вступления в силу этого Закона (до 01.01.2004 г.), можно определить в соответствии с ранее действующим законодательством (с ограничением максимального размера, действовавшего на 31.12.2003 г.), а часть размера пенсии за период страхового стажа, приобретенного после вступления в силу этого Закона, — в соответствии с этим Законом.

Статья 57 Закона № 796 предусматривает, что в случае исчисления пенсии согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании по желанию того, кто обратился за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии можно определять за любые 12 месяцев подряд работы на территории радиоактивного загрязнения или если лицо, обратившееся за пенсией, проработало на территории радиоактивного загрязнения, в частности, меньше одного месяца, то среднемесячный заработок определяется за этот календарный месяц с прибавлением к заработку на основной работе.

По состоянию на 31.12.2003 г. максимальный размер пенсии по возрасту в соответствии с постановлением № 544 составлял 150 грн. (три минимальных размера пенсии по возрасту — 50 грн. × 3), поэтому размер части пенсии за страховой стаж, приобретенный до 01.01.2004 г., с учетом постановления № 1783 составляет 168 грн. (150 грн. × 1,12).

Как правило, исчисление пенсии согласно части второй ст. 27 Закона о пенсионном страховании нецелесообразно.

Женщина работает на государственном предприятии десять лет. Имеет статус лица, отнесенного к категории 3 пострадавших от Чернобыльской катастрофы. В каком размере ей выплачивается пособие по временной нетрудоспособности и по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком трехлетнего возраста, имеющим статус пострадавшего от Чернобыльской катастрофы?

В соответствии со ст. 253 КЗоТ лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

Застрахованному лицу при наступлении страхового случая выплачивается материальное обеспечение в виде пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 35 Закона № 2240 пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует утрату заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из таких страховых случаев, в частности:

  • временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве;
  • необходимости ухода за больным ребенком.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Для назначения пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) застрахованные лица прилагают копии соответствующих удостоверений или другие документы, подтверждающие право на льготу.

Пунктом 1 ст. 22 Закона № 796 определено, что лицам, отнесенным к категории 3, предоставляется льгота, предусмотренная п. 8 ст. 20 этого Закона, а именно: выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы независимо от страхового стажа.

Пунктом 2 части первой ст. 30 Закона № 796 предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, одному из родителей или заменяющему их лицу, если ребенок нуждается в уходе родителей согласно медицинскому заключению учреждения здравоохранения, в котором ребенок лечится или состоит на диспансерном учете.

Следовательно, в данном случае работнице как лицу, пострадавшему вследствие Чернобыльской катастрофы категории 3, пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 100% средней заработной платы независимо от стажа работы. Пособие по листку нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 14 лет также назначается в размере 100% средней заработной платы независимо от стажа работы за весь период болезни ребенка.

У мужчины умерла супруга, пострадавшая вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, смерть которой связана с аварией на ЧАЭС. У него на иждивении осталось пятеро детей. Имеет ли он с детьми право на получение единовременной выплаты в связи со смертью жены? Есть ли у него права на другие льготы и выплаты?

Согласно ст. 48 Закона № 796 единовременная компенсация выплачивается семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, отнесенных к участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой, в размере, определенном постановлением № 649, — 7586 грн.

Право на получение единовременной компенсации в связи с потерей кормильца имеет семья, в которой есть нетрудоспособные члены, находившиеся на иждивении умершего кормильца.

Статьей 36 Закона о пенсионном страховании определены лица, которые считаются нетрудоспособными членами семьи.

Указанная выплата проводится на основании заявления одного из членов семьи, копии свидетельства о смерти кормильца (участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), экспертного заключения межведомственных экспертных комиссий по установлению причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, справки о нетрудоспособности членов семьи, находившихся на иждивении умершего.

Указанная единовременная компенсация выплачивается в размерах, действовавших на момент смерти кормильца, является одноразовой и не подлежит перерасчету или доплате к ранее выплаченной сумме.

В приведенном вопросе случае указано, что умершая супруга при жизни была отнесена к лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, и смерть ее связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Следовательно, если супруга при жизни имела статус именно участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, имеется экспертное заключение по установлению причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и на момент смерти супруги были соблюдены требования ст. 36 Закона о пенсионном страховании, то мужчина имеет право на получение единовременной компенсации в связи с потерей кормильца.

Льготы, установленные соответствующими статьями Закона № 796, распространяются на несовершеннолетних детей умерших граждан, отнесенных к категории 1, 2 или 3, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой, и на супругу (супруга) умершего гражданина, отнесенного к категории 1, 2 или 3, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой.

В случае если установлена причинная связь смерти супруги с Чернобыльской катастрофой, то супруг и несовершеннолетние дети имеют право на соответствующие льготы.

Согласно абзацу восемнадцатому п. 10 Порядка № 51 супруге (супругу) умершего гражданина, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, выдается удостоверение установленного образца на основании документов о подтверждении статуса пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы или на основании соответствующего удостоверения умершего гражданина, а также экспертного заключения о причинной связи смерти с последствиями Чернобыльской катастрофы.

На основании этого удостоверения в соответствии с частью второй ст. 20 Закона № 796 супруге (супругу) умершего гражданина, отнесенного к пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой, предоставляются предусмотренные пунктами 5, 7, 8, 11, 12, 20, 23 и 27 этой статьи льготы, а именно:

В соответствии с частью второй ст. 20 Закона № 796 несовершеннолетним детям умерших граждан, отнесенных к категории 1, смерть которых связана с аварией на ЧАЭС, предоставляются предусмотренные пунктами 1, 2, 17, 26, 27 этой статьи льготы, а именно:

  • бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей;
  • бесплатное зубопротезирование вне очереди (за исключением зубопротезирования из драгоценных металлов и приравненных по стоимости к ним, что определяется Минздравом Украины);
  • обязательное обеспечение вне очереди их детей местами в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности;
  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения с обязательным предоставлением общежития на время обучения тем, кто не имеет жилья, и выплатой повышенной стипендии в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, независимо от места обучения на территории Украины (лица, окончившие средние и профессионально-технические учебные заведения с отличием (отличными оценками), принимаются без экзаменов в государственные высшие учебные заведения по результатам собеседования; указанные лица обучаются в этих учебных заведениях за счет государства);
  • устройство вне очереди в учреждения социальной защиты, а также обслуживание службами социальной защиты на дому, если больной не имеет близких родственников, которые бы проживали с ним (в случае невозможности организации такого обслуживания учреждениями социальной защиты возмещаются расходы, связанные с уходом за больным).

В соответствии со ст. 48 Закона № 796 и постановлением № 562 каждому ребенку, утратившему вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, выплачивается ежегодная помощь на оздоровление в размере 75 грн.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/5320

Право на пенсию военнослужащих-ликвидаторов аварии на ЧАЭС: первое решение КСУ по конституционным жалобам

Второй сенат Конституционного Суда Украины принял решение № 1-р(II)/2019 по конституционным жалобам Скрипки Анатолия Владимировича и Бобыря Алексея Яковлевича касаемо конституционности положений части третьей статьи 59 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы».

Согласно этой норме лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого получившими инвалидность, пенсия по инвалидности исчисляется в соответствии с Законом или по их желанию — с пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января соответствующего года.

Конституционный Суд Украины признал неконституционным словосочетание «действительной срочной» по которому определение размера возмещения причиненного в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС вреда при исчислении пенсии исходя из пятикратного размера МЗП, распространяются только на категорию военнослужащих, ликвидировавших последствия Чернобыльской катастрофы во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого ставшими лицами с инвалидностью.

То есть военнослужащие срочной службы имеют высший уровень социальной защиты, поскольку размер их социального обеспечения значительно больше сравнительно с другими категориями военнослужащих (в том числе военнообязанными во время участия в военных сборах), принимавших непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий.

Такой подход законодателя к определению уровня социального обеспечения указанных категорий не отвечает принципу справедливости и нарушает конституционный принцип равенства.

Таким образом, законодатель не обеспечил определенные категории военнослужащих, которые выполняют конституционно значимые функции относительно защиты Родины, особенными условиями социальной защиты, объем которых должен предусматривать достойные условия их жизни и полное возмещение причиненного вреда, чем нарушил сущность конституционного права на социальную защиту, конституционные гарантии относительно безусловного обеспечения надлежащего уровня их социальной защиты.

Словосочетание «действительной срочной», содержащееся в анализируемой норме, признано неконституционным и утратило со дня принятия решения КСУ (26 апреля 2019 года).

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/news/185952_pravo-na-pensiyu-voennosluzhashchikh-likvidatorov-avarii-na-chaes-pervoe-reshenie-ksu-po-konstitutsionnym-zhalobam


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *