Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В этом случае средства будут предоставляться Фондом социального страхования ФСС. Единовременное пособие при рождении ребенка. Согласно данным Росстата, индекс потребительских цен за 2019 год составил 3 то есть был применен коэффициент индексации 1,03.

Содержание:

Проект по профориентации детей распространят в 2020 году во всех регионах

ХАБАРОВСК, 5 марта. /ТАСС/. Проект по ранней профориентации школьников «Билет в будущее» запустят в 2020 году во всех регионах России, сообщила во вторник министр просвещения РФ Ольга Васильева.

«В декабре 2018 года министерство запустило большой проект «Билет в будущее», он финансово обеспеченный — это 1,1 млрд рублей в год. Это ранняя профориентации школьников 6-11 классов В следующем году мы сможем охватить им все 85 регионов страны. Очень важно показать ребенку траекторию, которую он может выбрать с помощью взрослых», — сказала Васильева на встрече с педагогической общественностью в Хабаровске.

Она уточнила, что проект уже запустили в ряде регионов страны и, по мнению министра, он дал большой эффект. Программа построена на участии экспертов, представителей 300 компаний. Школьники могут увидеть процесс производства и попробовать применить практические навыки.

Васильева отметила, что второй год подряд 59% выпускников после 9 класса осознанно выбирают среднее специальное образование.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6188059

Рабочая программа «Профориентация» на 2020-2021 год.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Приказом

ГБОУ школы № 580 Приморского ГБОУ школы № 580 Приморского района района

Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга

(Протокол от от 28.08.2020 № 38/2-о

Директор_____ Ю.В. Головченко

Заместитель директора по УВР

___________________ /___________________/

«___________» ______________ 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Разработчик: Зезюлина Т.В.

1.1. Актуальность программы

1.2. Нормативно – правовые акты

2.1. Раскрытие понятийного аппарата

3. Цели и задачи программы

5. Колендарно-тематическое планирование

6. Условия реализации программы

7. Точки риска при реализации

Пояснительная записка

Актуальность программы

Необходимость профессионального самоопределения обучающихся, которое направленно на повышение социального статуса, ориентация в планах на бедующее, а так же установление целей в жизни с каждым годом возрастает.

Профориентация является необходимой для общества, так как именно от неё зависит его состояние, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

Программа «Профориентация 8-9 классов» направлена на решение следующих проблем: отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха; неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане; отсутствие желания родителей заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения; малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам; требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения; необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей; непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности; актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов; необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

В 2019 году, 0 по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования, 54% школьников после 9-го класса поступили учиться в учреждения среднего профессионального образования. Мы собрали мнения экспертов – учителей, родителей и молодых людей – о том, почему выпускники предпочитают поступать в колледжи и техникумы — ЕГЭ усложняют, места в вузах сокращают.

1.2. Нормативно – правовые акты

Данная программа основана на следующие нормативно – правовые акты:

Федеральный закон от 24 июля 1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 года N Пр-634, Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся (30 марта 2011года),

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию»,

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. N1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации»,

2. Концептуальные подходы

Проблемам проявления возрастных особенностей подростков посвящены работы Т. Бедаревой, А. Грецова, А., Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова, В.В. Радченко, К.В. Совина, М.А. Бендюкова, Ю.А. Володиной, Е.В. Гуровой, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, О.В. Козловского.

Профориентации обучающихся подросткового периода посвящены работы: С. Минюрова, П. Мучинского, Т.Л. Павловой, З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова, О. В. Большаковой, Н.П. Анисимовой, И.В. Кузнецовой, Н. В. Афанасьевой, Н.С. Пряжникова, Г.В Резапкиной и др.

2.1. Раскрытие понятийного аппарата

Несовершеннолетний лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние лица, не достигшие 18 лет.

Профориентация профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

ССУЗ — Среднее специальное учебное заведение ( ссуз ) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (училища, техникумы, лицеи, колледжи: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

Колледж это ссузы, ведущие обучение по программам среднего специального обучения не только базового, но и углубленного уровня. В образовательных планах колледжей на освоение теоретических знаний времени отводится больше, чем на овладение практическими умениями. Обучение длится около четырех лет. Обычно колледжи – это структурные подразделения вузов, ориентированные на подготовку к успешному поступлению по специальности на второй курс высшего учебного заведения. Занятия организованы по вузовской схеме, которая включает семестры, сессии, лекции, семинары, практикумы.

Чтобы получить среднее специальное образование базового уровня, достаточно отучиться в колледже три года. Чтобы пройти подготовку углубленного уровня, понадобится четвертый год. После окончания выдаются дипломы среднего профессионального образования, и в зависимости от программы обучения присваивается квалификация «старший техник» или «техник».

Техникум это ссузы, реализующие основные программы среднего специального обучения первого, то есть базового уровня. Обучение направлено на параллельное освоение знаний и практических навыков — именно им уделяется особое внимание. Учатся в техникумах в среднем три года. Образовательный процесс организован по типу школьного, но программы глубже и сконцентрированы на освоении определенной профессии.

Техникумы готовят специалистов узкого профиля и обучают своих студентов, как правило, рабочим специальностям. Большинство выпускников техникумов — это высококвалифицированные рабочие с разрядом «техник». Остальная часть — представители умственного труда: бухгалтеры, менеджеры, операторы. Диплом техникума свидетельствует о наличии среднего профессионального образования.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание системы мероприятий, направленных на успешную профориентацию.

Задачи программы:

Определение уровня потребности в профориентировании обучающихся.

Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

Выявление и развитие профессиональных интересов обучающихся.

Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся.

Обеспечить социальное партнерство учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения

Тема 1. Вводное занятие. Общество, образование и профессия.

Знакомство с программой курса. Цели и задачи курса. Определения понятий: карьера, профессия, специальность, профессиональное обучение, рынок труда. Практическая работа со словарем понятий.Значимость проблемы выбора профессии: экономический и психологический аспекты. Дискуссия: факторы, влияющие на выбор профессии. Домашнее задание: интервью с родителями

Тема 2. Что я знаю о своей профессиональной направленности?

Самоисследование своей направленности с помощью методики Куна «Кто Я? Какой Я?».Диагностическаябеседа «Выявление и оценка профессиональной направленности и профессиональных намерений».

Тема 3. Исследование профессиональной направленности.

Диагностика «Готовность к выбору профессии». Беседа об уровнях готовности с учащимися.

Тема 4. Мотивы и потребности.

Практикум с элементами рисуночной арт-терапии, целью которого является диагностика и снятие эмоционального напряжения, возникающего у детей при выборе профессии. Методика диагностики учебной мотивации.

Тема 5. Интересы и склонности в профессиональном выборе.

Наши интересы и профессия: практикум с элементами тренинга. Работа в парах: «Мне интересно», затем в круге представить своего партнера. Влияние интересов на выбор профессии: дискуссия.

Тема 6. Определение профиля обучения.

Методика «Профиль»: диагностика интересов. Работа в парах, навыки взаимоконсультирования по результатам методики.

Тема 7. Определение типа мышления учащихся

Методика «Опросник типа мышления»: Определение типа мышления учащихся. Обработка данных, интерпретация. Беседа.

Тема 8. Эрудиция и интеллектуальное развитие

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.Значениемыслительной деятельности. Виды мышления. Исследование мышления с помощью методики «ЭРУДИТ».

Тема 9. Комплексная диагностика профиля обучения. Зачетное занятие.

Самостоятельная работа(Бланки 1, 2, 3 в приложении). Анализ матрицы «Профиль» Г.Резапкиной. Заполнение итогового бланка.

Тема 10. Что я знаю о мире современных профессий.

Многообразие мира профессий. Мини-практикум: работа со словарем профессий. Анализ газет и интернет-источников с информацией о вакансиях.

Тема 11. Классификация профессий.

Типы классификаций профессий — объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий). Сферы профессиональной деятельности: беседа о сферах профессиональной деятельности. Ведущий предмет труда в данных сферах.

Тема 12. Профессиограмма. Признаки профессии.

Примеры профессии. Психологические качества, необходимые для работы с данным предметом труда. Виды учебной и внеклассной работы, в которых частично представлены соответствующие предметы труда.

Тема 13. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

Работа с понятиями. Диагностика с помощью методики Д.Кейрси. Определение функционального портрета по формулам и типам. Составление формул профессий. Самостоятельная работа.

Тема 14. Изучение современного рынка труда.

Современный рынок труда или рынок рабочей силы («надо») как система социально экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Законы рынка труда. Заработная плата. Рыночное равновесие.

Тема 15. Презентация типа профессий «Человек — Техника».

заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях. Практикум: понятие об эксперименте.

Тема 16. Презентация типа профессий «Человек – Природа».

заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях. Практикум: понятие об учебном исследовании.

Тема 17. Презентация типа профессий «Человек — Знак».

заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях. Практикум: понятие о рефлексии, портфолио.

Тема 18. Презентация типа профессий «Человек – Художественный образ».

заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях. Практикум: понятие о творческом проекте.

Тема 19. Презентация типа профессий «Человек — Человек».

заслушивание и обсуждение сообщений о профессиях. Практикум: понятие о социальном проекте.

Тема 20. Стратегии выбора профессии

«Хочу», «Могу», «Надо» — профессиональный треугольник. «Хочу» — цель: определить, чем я хочу заниматься, кем хочу быть. «Могу» — познание себя, своих возможностей, учет состояния здоровья. «Надо» — знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств достижения цели, основывающихся на самооценке собственных достоинств и недостатков. Рациональное соотношение «Хочу», «Могу», «Надо». Тест «Кто Вы?»Образ «Я» и профессия «Я – идеальное», «Я – реальное», «Я –представляемое». Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (выявление индивидуально-типологических особенностей).

Тема 21.Пути получения профессии.

Анкета профессионального выбора. Пути получения профессии: среднее специальное образование; высшее образование. Справочники для поступающих в учебные заведения. Возможности Интернета. Составление образовательной карты Санкт-Петербурга.

Тема 22. Типичные ошибки при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии: «мозговой штурм». Дискуссия.Три группы ошибок: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии: групповая работа по карточкам. Методика Н.С.Пряжникова.

Тема 23. Профессиональная карьера и здоровье

Профессиональная карьера и здоровье. Требования профессий к здоровью человека. Методика «Мое здоровье». Здоровье – один из факторов успешной профессиональной карьеры. Работа со словарем профессий.

Тема 24. Темперамент и профессиональная деятельность.

Свойства нервной системы и профессия. Темперамент в профессиональном становлении. Учет темперамента в деятельности (влияние темперамента на выбор профессии). Выявление типа темперамента. Тест Г.Айзенка. Типы и свойства темперамента: беседа по результатам диагностики. Типология Г.Маталиной

Тема 25. Функциональная асимметрия и тип конституции — профессионально важные свойства индивида . А нализ индивидных свойств, влияющих на выбор профессиональной деятельности: левополушарность-правополушарность, теория конституциональных типов по Кречмеру, анализ своих индивидных свойств.

Тема 26. Человек в мире людей.

Проведение игры-социометрии «Я в глазах своих товарищей». Опросник «Что думают обо мне мои родители» — опросник-интервью. Дополнительная работа с опросником Т.Лири. Консультация с педагогом-тьютором.

Тема 27. Личность, идентификация личности.

Беседа о возникновении понятия «личность», о теориях личности. Выполнение упражнений на идентификацию личности, анализ результатов. Что лежит в основе активности личности? Беседа о потребностях и ценностных ориентациях человека.

Тема 28 Конфликт и способы поведения в нем.

Определение конфликта. Виды конфликтных отношений. Диагностика поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Практикум. Ролевые игры.

Тема 29. Способности и профессиональная пригодность (трудовые действия).

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Понятие о способностях. Психологическая структура способностей (задатки и уровни способностей; общие и специальные способности). Способности и профессиональная пригодность. Активизирующий опросник Н.С. Пряжникова. Подбор профессий из картотеки.

Тема 30. Способности общие и специальные.

Конференция. Сообщения учащихся о людях, которые развивая свои способности, достигли профессиональных успехов. Диагностический практикум (КОС, психогеометрия, тест креативности Вильямса- Е.Туник).

Тема 31. Эмоциональный мир личности. Стрессы и тревожность.

Эмоциональные состояния личности: эмоции, чувства, аффект, страсть, настроение. Воля (понятия: воля, упрямство, саморегуляция, самовоспитание). Признаки волевого акта: борьба мотивов, самоограничение,наличие цели и продуманного плана действия; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.Развитиеволи у человека.Исследование личностной тревожности с помощью теста Спилбергера. Анализ результатов. Связь личностной тревожности и выбора профессии.

Тема 32. Понятие о профессиональной карьере и ее планировании.

Представление о проекте своего профессионального развития. Матрица проекта. Беседа о людях успешной карьеры. Навыки составления резюме.

Тема 33. Самооценка и уровень притязания. Навыки самопрезентации.

Исследование самооценки и уровня притязаний. Формула успеха. Новые профессии на рынке труда. Готовность человека к постоянному самообразованию и переподготовке. Ролевая игра «Конкурс».

Навыки самопрезентации: тренировка умения презентовать себя. Упражнение «Личное пространство». Роль одежды. Формирование делового стиля.

Тема 34. Итоговая конференция «Моя будущая профессия»

Презентации своих индивидуальных проектов в форме стендовых докладов и их защита. Работа экспертной группы учащихся. Итоговая рефлексия.

5. Календарно-тематическое планирование

Введение. Общество, образование и профессия

Что я знаю о своей направленности

Исследование профессиональной направленности

Определение профиля обучения

Э рудиция и интеллектуальное развитие

Зачет «Комплексная диагностика профиля обучения»

Что я знаю о мире современных профессий:

Профессиограмма. Признаки профессии

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Изучение современного рынка труда. Человек в новых экономических условиях.

Презентации типов профессий «Человек -Техника»

Презентации типов профессий «Человек -Природа»

Презентация типов профессий «Человек — Знак»

Презентация типов профессий «Человек — Художественный образ»

Презентация типов профессий «Человек — Человек»

Стратегии выбора и пути получения профессии

Ошибки в выборе профессии

Индивид и его свойства в выборе будущей профессии Функциональная асимметрия и тип конституции индивида

Темперамент и профессиональная деятельность

Характер и акцентуации характера

Личность, идентификация личности.

Конфликт и способы поведения в нем.

Способности и профессиональная пригодность (трудовые действия)

Способности общие и специальные.

Эмоциональный Мир личности.

Понятие о профессиональной карьере и ее планировании

Самооценка и уровень притязаний. Навыки самопрезентации

Итоговая конференция «Моя будущая профессия»

Условия реализации программы

— цифровая техника (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

— свободный доступ к ресурсам сети Интернет.

Точки риска при реализации

Точки риска при реализации данной Программы могут возникнуть следующего плана:

Незаинтересованность родителей (законных представителей) на профориентировании своих детей;

Не посещение родителями (законными представителями) родительских собраний;

Обучающие, которые часто пропускают учебные занятия, как по уважительной причине, так и не по уважительной.

Человеческий фактор (больничный лист сотрудника, несанкционированные совещания и т.д.)

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. — Спб, 2008.

Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236 с.

Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее… Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ- интернатов. — М.: Генезис, 2012.

Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб, 2006.

Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. — Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — МПСИ, 2008.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. — М.: Academia, 2004. – 301 с.

Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — СПб: Речь, 2013.

Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. — Москва, 2008.

Мучински П. Психология, профессия, карьера. — Спб, 2004.

Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. — Москва: Сфера, 2006. — 118 с.

Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.

Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н.П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006.– 46 с.

Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/под ред. Н. В. Афанасьевой. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 365 с.

Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. — МПСИ, 2002.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — М.: ВАКО, 2005. — 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. — М., 2008.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. — Академия, 2014.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2007. — 128 с.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии — М.: Генезис, 2007.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2007.

Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. — 2-е изд.. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. — 460 с.

Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.

Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. — Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. — 108 с.

Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. — Феникс, 2005.

Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.- 2006.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М. 1990.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с. — (Психология для всех).

Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. — 1997.

Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» — Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. — 175 с.

Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. — Москва: Сфера, 2006. – 119 с.

Источник: https://infourok.ru/rabochaya-programma-proforientaciya-na-2020-2021-god-4526372.html

Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

Социологическое исследование «Ориентации молодёжи в сфере труда и занятости»

Как выяснилось, что будущая работающая молодёжь и нынешняя в вопросе трудоустройства рассчитывают, прежде всего, на собственные способности (69%). 34% опрошенных надеются на содействие родственников и друзей. На благоприятное стечение обстоятельств рассчитывают 26% респондентов, почти также как на помощь службы занятости (23%). Меньше всего современная молодёжь рассчитывает на агентства по трудоустройству (19%) и помощь учебного заведения (17%).

Из числа работающих респондентов 49% полностью удовлетворены своей трудовой деятельностью и 44% частично удовлетворены. Лишь 5% опрошенных совсем не удовлетворены своей работой, и 4% затруднились с ответом на данный вопрос.

Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

РЕЕСТР доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространяемую с нарушением исключительных прав.
Действует на основании федерального закона от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».
Проверить на сайте РОСКОМНАДЗОРа http://nap.rkn.gov.ru/reestr/

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Действует на основании федерального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Проверить на сайте РОСКОМНАДЗОРа http://eais.rkn.gov.ru/

Минтруд России предложил программу по трудоустройству молодежи

Также планируется проводить масштабные специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест для молодежи, выпускников и студентов старших курсов образовательных организаций профессионального образования как на территории отдельных субъектов Российской Федерации, так и с участием нескольких регионов. Мероприятие предполагается реализовать за счет средств субъектов Российской Федерации, выделяемых на активную политику занятости.

23.05.2020 Минтруд России разместил для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения». Предлагаемые изменения дополняют государственную программу мероприятиями, направленными на снижение безработицы среди молодежи.

Эксперт: Программа По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодежи

Ежедневно на сайте публикуются сотни полезных материалов (образцы рефератов и сочинений, анализ стихотворений, образцы и разбор олимпиадных заданий), что обеспечивает максимальную легкость в усвоении предмета.

В конце ХХвека в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости в обще и молодежи в том числе. Однако большинство работ имеет относительно поверхностный характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди молодежи.

Трудоустройство и профориентация молодежи

В рамках развития молодежного потенциала в городе Волжском управлением экономики администрации городского округа проведено рабочее совещание с представителями местных высших учебных заведений по вопросу трудоустройства выпускников на территории городского округа, а также организации целевого набора в учебных заведениях в рамках мер по снижению оттока высококвалифицированных специалистов.

Представители высших учебных заведений города проинформировали о проведении постоянного мониторинга потребностей предприятий и осуществлении своевременной корректировки образовательных программ в соответствии с выявленными тенденциями.

Routes to finance

В то время как каждая программа отличается по спецификациям, возрастной предел колеблется от 14 до 24. Также могут быть требования о приемлемости, основанные на доходе, размере домохозяйства, статусе одного родителя и других семейных обстоятельствах.

Программы содействия занятости молодёжи и подростков

Для выявления оценки предпринимательских способностей при желании каждый может получить консультацию по профессиональной ориентации и психологической поддержки. При недостатке знаний в области предпринимательства безработный направляется на учебу в соответствии с действующим порядком профобучения. Служба занятости имеет соответствующие соглашения с учебными заведениями по обучению потенциальных предпринимателей основам организации и ведения малого бизнеса.
Служба занятости оказывает будущим предпринимателям финансовую помощь в виде разовой выплаты денежных средств, предназначенных для частичной компенсации расходов на организацию самозанятости. Финансовая помощь оказывается на подготовку документов для государственной регистрации, оплату госпошлин, нотариальных действий, услуг правового и технического характера, а также изготовление печати, штампа и бланочной документации.

При организации общественных работ с привлечением средств федерального бюджета безработным гражданам оказывается материальная поддержка сверх заработной платы, выплачиваемой организацией в соответствии с условиями договора.

Госпрограмму содействия занятости населения распространят на молодёжь

Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает дополнить госпрограмму «Содействие занятости населения» мероприятиями по занятости молодежи. Соответствующий проект постановления правительства ведомство разместило для общественного обсуждения.

В информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» планируется выделить специализированный раздел с вакансиями для учащихся и выпускников основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования и информацией о возможности обучения, практики и стажировок.

Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

В рамках второго блока — повышение эффективности взаимодействия органов службы занятости с работодателями — основные меры направлены на преодоление структурного несоответствия спроса и предложения на рынке труда в условиях технологических изменений и обновления промышленности. Это предполагает мониторинг и прогноз потребности экономики в трудовых ресурсах, а также развитие Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

Задачи третьего блока в рамках модернизации органов службы занятости касаются перехода к новой прогнозно-ориентированной модели деятельности. При этом служба занятости должна превратиться в ресурсный центр профессиональных компетенций. Это в свою очередь требует совершенствования нормативно-правовой базы и координации работы органов власти всех уровней, работодателей, образовательных организаций.

Социологическое исследование «Ориентации молодёжи в сфере труда и занятости»

Возрастной состав опрошенных распределился следующим образом: наибольшую часть составили респонденты в возрасте 14-18 лет – 60 % (599 человек), затем следует возрастная группа от 19 до 23 лет – 26 % (264 человек), третья по численности – 24-30 лет – 14 % (137 человек).

По мнению опрошенных респондентов, отсутствие опыта работы является главным критерием, который может повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста, так считают 62%. Недостаток образования или непрофильное образование весомая причина для отказа у 51%. Также личные качества специалиста (характер, внешний вид, вредные привычки) являются одним из значимых поводов отказа при трудоустройстве для 47%. За отсутствие вакантных мест проголосовали 38% опрошенных. А вот плохие рекомендации с прошлой работы в меньшей степени влияют на отказ, так решили всего 28%.

Госпрограмма «Содействие занятости населения» поможет молодежи трудоустроиться

Более того, с целью содействия занятости выпускников предлагается на условиях софинансирования из федерального и региональных бюджетов реализовать с 2020 года дополнительные мероприятии по поддержке занятости молодежи.

Будет учтено также, что наиболее значимым является не только качество образования выпускников, но и наличие у них опыта практической работы. С этой целью Минтруд России подготовил изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

В Детской деревне – SOS Пушкин каникулы для молодежи, как правило, – это время отдыха, лагерей, походов, сдачи экзаменов, поступление в профессиональные образовательные учреждения. Но помимо всего прочего лето — это еще и одна дополнительная возможность для молодежи Детской деревни поучаствовать в различных программах и проектах по профориентации и первичного трудоустройства, реализуемых при поддержке партнеров и друзей организации.

В первый рабочий понедельник каникул, 3 июня партнером проекта РАБОТА-i была организована профэкскурсия в офис крупной компании Melon Fashion Group. Профэкскурсия прошла по трем отделам компании: маркетинга, продаж и дизайна. В отделе дизайна ребята создавали свою коллекцию одежды. В отделе продаж посетителям рассказали о процессе продаж в магазине. В отделе маркетинга – как создается реклама (фотосъемка, стилизация, работа с моделями и пр.).

Программы По Трудоустройству Занятости И Профориентации Молодёжи В Рф В 2020

Настоящее Положение разработано в соответствии с рядом нормативными актами, в том числе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. об утвержден ии Специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года.

В соответствии с установленными нормативами участникам программы возмещаются затраты на проезд к месту работы и обратно (но не более 1000 руб.); суточные расходы за время нахождения в пути (100 руб. за сутки); расходы, связанные с проживанием в другой местности (не более 300 руб. за сутки и не более двух месяцев).

Проект профессиональной ориентации школьников начнет работать в 2020 г

  • Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
  • Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
  • Ориентированность на потребление, индивидуализм.
  • Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
  • Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Она отметила, что по итогам игры школьники выявили для себя несколько векторов для развития. «Профориентационные игры – это отличная площадка для понимания своих сильных и слабых сторон, для развития ключевой компетенции в условиях новой экономики – работы в команде и гибкости. Важно участвовать в Олимпиадах, НПК, проектах, конкурсах и т.д. Активность – основа успешности в условиях Smart-экономики», – заключила Анна Михайлова.

Источник: https://nl-consalting.ru/darenie-nedvizhimosti/programmy-po-trudoustrojstvu-zanyatosti-i-proforientatsii-molodyozhi-v-rf-v-2019

ПРОГРАММА по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения»
рабочая программа

За фразой «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовленность педагогических работников в вопросах организации эффективной профориентационной работы в учреждениях образования, направленной на раскрытие потенциала и реализацию способностей каждого молодого человека, поиск его места в обществе и содействие в становлении гражданина, осознающего ответственность, как за свой выбор, так и за стабильное экономическое будущее своей страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

____________ С.В. Капитонов

Приказ №____ от «___» ____ 2020г.

по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения» в МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

программы по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения» в МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2020-2025 годы

«Школа профессионального самоопределения»

Маврина О.Г., заместитель директора по воспитательной работе, Кириченко Т.В., социальный педагог

Педагогический коллектив МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

— Концепция Модернизации Российского образования;

— Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

— Конвенция о правах ребенка;

— Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

— Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»

Создание системы действенной профориентации в школе, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.

1. расширить систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

3. ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях конкуренции;

4. обеспечить социальное партнерство учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения учащихся ;

5. дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.

6. сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Реализация комплекса мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения обучающихся.

Программа долгосрочная с 01.2020 г. по 05.2025 г.

Основные направления реализации программных мероприятий

— диагностика и консультирование;

— взаимодействие с соцпартнерами;

— мониторинг занятости выпускников школы.

Финансово-экономическое обеспечение программы

I этап. 2019- 2020 учебный год — подготовительный этап «Проектный»

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

— разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся;

— проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;

— подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап. 09.2020- 12.2024гг. – основной этап «Практический»

Цель: реализация программы по профориентации.

— развивать ученическое самоуправление;

— разработать методические рекомендации по профориентации;

— расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями района;

— вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности;

— участие 6-9 классов в региональном профориентационном проекте «Билет в будущее», онлайн — уроках «ПроеКТОрия»;

— проводить мониторинг реализации программы;

— принимать участие в экскурсиях в различные учреждения.

III этап. 01. 2025-05.2025г. – завершающий этап «Аналитический»

Цель: анализ итогов реализации программы.

— обобщить результаты работы школы;

— провести коррекцию затруднений в реализации программы;

— спланировать работу на следующий период.

профориентационная подготовка — учащиеся 1-7-х классов;

предпрофильная подготовка — учащиеся 8-9-х классов;

— профильное обучение – 10-11 классы.

Сотрудничество

Реализация данной Программы позволит учащимся иметь представления:

— об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;

— о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории;

— об образовательных учреждениях, в которых они могут получить полное общее среднее образование;

-о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;

— о ситуации на рынке труда и тенденции её изменения.

-анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;

— анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;

— анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с дошкольной ступени по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Партнерство: взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, Центра детского творчества, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Учащиеся должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Таким образом, огромное значение имеет личностный аспект профессионального самоопределения: готовность обучающихся к самостоятельному выбору профессии, осознанность этого выбора, что влечет за собой удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, намерение работать по специальности, развиваться в профессии, т.е. важные факторы субъективного благополучия и социальной успешности человека. За фразой «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Одним из условий успешного профессионального самоопределения обучающихся, является подготовленность педагогических работников в вопросах организации эффективной профориентационной работы в учреждениях образования, направленной на раскрытие потенциала и реализацию способностей каждого молодого человека, поиск его места в обществе и содействие в становлении гражданина, осознающего ответственность, как за свой выбор, так и за стабильное экономическое будущее своей страны.

Профессиональная ориентация учащихся – одно из важных направлений образовательного процесса в учреждении, осуществляемое педагогом-психологом, педагогом социальным, классными руководителями, библиотекарем под руководством заместителя директора по ВР.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на учащихся, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Разработка новой программы вызвана необходимостью совершенствования психолого-педагогических компетенций участников образовательного процесса по профессиональной ориентации обучающихся.

Цель: создание системы действенной профориентации в школе, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.

1. расширить систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность;

2. повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

3. ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях конкуренции;

4. обеспечить социальное партнерство учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

5. дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.;

6. сформировать единое информационное пространство по профориентации.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся оу в программе предусмотрены следующие направления деятельности:

профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда;

диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;

взаимодействие с социальными партнерами – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ;

профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи;

мониторинг занятости выпускников школы.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление

психолого-педагогических характеристик учащихся. Формы работы могут быть следующие: профориентационные уроки; уроки «Профмастерства», онлайн уроки «ПроеКТОрия», экскурсии; классный час по профориентации; встречи со специалистами; профессиографические исследования; родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

  1. профориентационная подготовка — учащиеся 1-7-х классов;
  2. предпрофильная подготовка — учащиеся 8-9-х классов;
  3. профильное обучение – 10-11 классы.

ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.

Программа включает в себя 3 этапа психолого-педагогического сопровождения учащихся. Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Формы профориентационной работы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность — учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки);

показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок;

мини-сочинения на тему «Пусть меня научат»;

«Какие профессии живут в нашем доме?» (виртуальные экскурсии)

«Кто работает в нашей школе?» (экскурсия);

как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка);

беседа: «Твои трудовые обязанности в школе и дома»;

беседа: «Мое любимое занятие в свободное время»

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования

профессионально ориентированных ЗУН

встречи с интересными людьми (профессионалами);

практическая, трудовая, общественно-значимая работа

предприятия нашего поселка, округа (походы, экскурсии);

конкурс эссе «Профессиональная история своей семьи»

Период развития профессионального самоопределения

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией; психолого-педагогическая диагностика;

индивидуальные и групповые консультации.

информация о перспективах профессионального роста и мастерства; знакомство с правилами выбора профессии;

работа с приложением «Атлас професиий»; неделя (дни) проф.ориентации;

«Дни открытых дверей» (встречи с представителями СПО).

Участие в акции Всероссийской профдиагностики «Zасобой», курс внеурочной деятельности «Профнавигатор»

Мастер-классы по компетенциям будущего

Период уточнения социально-

статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии,

учебного заведения и выборе

Круглый стол «Патриотизм. Отечество», акция «Уроки профессионализма». Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, обеседование, как проводить поиск работы, где

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной деятельности привлечён весь коллектив школы и при условии соблюдения следующих принципов:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся и воспитанникам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь гимназии, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных, молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации:

  1. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведениях .
  2. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.
  3. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); организует выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
  4. Социальный педагог способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
  5. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое консультирование; изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствует формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
  6. Педагоги-организаторы организуют профессиональную ориентацию через работу ученического самоуправления.

Этапы реализации программы :

Срок выполнения программы: 2020 — 2025 годы

I этап. 2019- 2020 учебный год — подготовительный этап «Проектный»

II этап. 09.2020- 12.2024гг. – основной этап «Практический»

III этап. 01. 2025-05.2025г. – завершающий этап «Аналитический»

I этап: проектный – 2019 -2020 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

  1. изучить нормативную базу;
  2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся;
  3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
  4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2020-2024 учебные годы.

Цель : реализация программы по профориентации.

III этап: аналитический – 2024-2025учебный год.

Цель : анализ итогов реализации программы.

  1. обобщить результаты работы школы;
  2. провести коррекцию затруднений в реализации программы;

спланировать работу на следующий период.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся

вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.

Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы.

Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог.

К основным результативным критериям и показателям эффективности

профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения . Без ясного

2. Потребность в обоснованном выборе профессии . Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда , т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника . От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана .

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Мероприятия по реализации Программы по профориентации «Школа профессионального самоопределения»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/04/28/programma-po-proforientatsii-obuchayushchihsya-shkola


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *