Гарантии занятости для инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии занятости для инвалидов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Социальный вычет по расходам на обучение детей предоставляют официально трудоустроенным налогоплательщикам, доходы которых облагаются по ставке 13. Он составляет 120 000,00 рублей. Срок рассмотрения документов не превышает 3-х месяцев.

Обеспечение занятости инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Установление квоты для приема на работу инвалидов

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно — правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

Материальное обеспечение инвалидов

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Источник: https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/9307120

Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2020 году

Большинство людей, частично утративших работоспособность, хотят продолжать трудиться по мере своих сил. Для помощи таким гражданам российским законодательством закреплен комплекс мер по повышению уровня трудоустройства инвалидов, реализация которого контролируется органами исполнительной власти. Существуют специальные требования к рабочим местам для инвалидов, также имеются определенные квоты для граждан с ограниченными возможностями.

Реализация права инвалидов на труд в Российской Федерации

Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности. Закрепляется право инвалидов на труд наравне с другими, которое включает в себя следующие правомочия:

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда);
  • защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
  • обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
  • предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному и непрерывному обучению;
  • расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
  • расширение возможностей для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело;
  • обеспечение найма инвалидов в государственном секторе;
  • стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;
  • поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
  • обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов;
  • запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает такую меру по содействию трудоустройству инвалидов, как установление квоты для приема на работу.

Законом субъекта РФ по закону о трудоустройстве инвалидов в Российской Федерации должна быть введена квота в отношении работодателей для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников — если общая численность работников составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере до 3 процентов среднесписочной численности работников — если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.

Так, Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»32 устанавливает обязательную квоту для трудоустройства инвалидов в размере 2 процентов для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане из числа инвалидов. Такие работодатели в рамках обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов обязаны ежеквартально предоставлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.

Работодатели самостоятельно рассчитывают квоту исходя из среднесписочной численности своих работников. В эту величину не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда33.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Все остальные работодатели, не исполняющие требования закона о квотировании рабочих мест в рамках закона о мероприятиях по содействию трудоустройству инвалидов, подлежат административной ответственности. Согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей.

Трудоустройство инвалидов в Российской Федерации: требования к оборудованию рабочих мест

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приема на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Выделение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями.

Постановлением Главного, государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию рабочих мест для инвалидов, медицинскому обслуживанию работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов. В числе этих требований к трудоустройству инвалидов на оборудованные рабочие места можно выделить следующие:

  • рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
  • Исполняя закон о трудовой занятости инвалидов в России, необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
  • Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;
  • при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;
  • не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;
  • объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;
  • на предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.

Предусматриваются также специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Организации, в которых работают инвалиды, обязаны создавать все необходимые условия для их труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Согласно условиям трудоустройства инвалидов, запрещается включать в трудовые договоры (как индивидуальные, так и коллективные) такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками этой организации (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и т. п.). Условиями трудоустройства инвалидов I и II групп предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Продолжительность ежегодного отпуска работникам-инвалидам, согласно условиям труда, должна составлять не менее 30 календарных дней.

Распоряжением Правительства РФ от 15октября 2012г.№ 1921-р утвержден комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования на 2012—2015 гг. В частности, планируется ежегодно проводить мониторинг трудоустройства и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и определять уровень потребности инвалидов в трудоустройстве и открытии собственного дела. Также в рамках создания специальных условий труда для инвалидов поставлена задача разработать основные требования по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и установить требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Комплекс мер, направленных на содействие и повышение трудоустройства инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2020 г. № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. Региональные программы должны включать следующие направления:

  • квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • создание условий для трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда;
  • развитие центров содействия в трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования;
  • взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.
  • Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агентствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.
  • Развитие частно-государственного партнерства по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • организация взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов;
  • проведение социологических опросов в целях выявления потребности инвалидов в трудоустройстве;
  • содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов;
  • предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
  • организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с учреждениями медико-социальной экспертизы и органами социальной защиты населения с целью реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в части профессиональной реабилитации инвалида;
  • информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройству инвалидов.

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов в Москве

Региональная программа разрабатывается на срок не менее 3 лет. Срок реализации программы ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа на следующий срок, не менее 3 лет. Таким образом, решение важной социальной задачи по созданию условий для свободного трудоустройства инвалидов возлагается в первую очередь на регионы. В частности, Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве»1 предусматривает следующие формы содействия занятости инвалидов в г. Москве:

  • информирование по вопросам занятости;
  • обеспечение профессионального образования;
  • трудоустройство в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
  • создание адаптированных рабочих мест и условий труда для инвалидов.

В числе государственных гарантий содействия занятости инвалидов в г. Москве указываются:

  • городские целевые программы по содействию занятости инвалидов в г. Москве;
  • оказание содействия в реализации проектов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных объединений по содействию занятости инвалидов в г. Москве в соответствии с законодательством РФ;
  • аккредитация реабилитационных и образовательных учреждений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, содействующих занятости инвалидов, в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по профессиональной реабилитации инвалидов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении г. Москвы, в целях обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству, адаптации инвалидов и содействия им в получении достойной работы.
  • Одной из особенностей трудоустройства инвалидов является осуществление социально-трудового патронажа посредством сопровождения инвалидов при найме на работу, адаптации в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности.
  • Осуществление в установленном порядке контроля за целевым использованием выделенных финансовых средств, связанных с обучением и трудоустройством инвалидов, и др.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов и профессиональная реабилитация в г. Москве осуществляются специализированными государственными учреждениями посредством:

  • формирования специализированных регистров получателей государственных услуг, включающих сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для инвалидов по использованию их труда;
  • подбора заказчиков на выполнение работ, связанных с привлечением труда инвалидов;
  • координации взаимодействия организаций, заинтересованных в трудовой реабилитации инвалидов;
  • создания сети консультативных центров для оказания бесплатных информационно-консультативных услуг инвалидам по их профессиональной ориентации и трудоустройству и работодателям, желающим создать и оборудовать рабочие места для инвалидов;
  • содействия инвалидам в получении профессионального образования, включая организацию создания учебных мест для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • разработки стандартов специально оборудованных рабочих мест и содействия в создании специальных условий на рабочем месте для инвалидов;
  • содействия инвалидам в их трудоустройстве и самозанятости.

Содействие в трудоустройстве инвалидов в 2020 году, в том числе детей и молодежи с ограничениями жизнедеятельности, способных выполнять отдельные виды работ, в г. Москве осуществляется специализированными государственными учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение, учебно-производственный процесс и трудоустройство указанных лиц. Социально-трудовая адаптация указанных лиц осуществляется на основе анализа потребностей г. Москвы в работниках с профессиональными навыками в определенных видах экономической деятельности и включает в себя следующие этапы:

  • выявление склонности граждан к определенному виду экономической деятельности путем ознакомления с технологическими процессами;
  • приобретение гражданами профессиональных навыков самостоятельного выполнения на адаптированном рабочем месте определенной операции или определенного технологического процесса, в том числе подготовка и переподготовка граждан в случае возникновения трудностей при освоении новых технологических операций;
  • трудоустройство в организации, в том числе использующие надомный труд;
  • оказание содействия работодателям при организации специализированных рабочих мест, а также при трудовой реабилитации граждан;
  • социально-трудовой патронаж, осуществляемый временно или постоянно специалистами специализированного государственного учреждения путем сопровождения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Органы исполнительной власти г. Москвы оказывают экономическую поддержку организациям, использующим труд инвалидов, путем:

  • предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством РФ и г. Москвы;
  • размещения государственных заказов в порядке, установленном законодательством РФ;
  • выделения финансовых средств на оборудование индивидуальных рабочих мест для инвалидов в порядке, предусмотренном законодательством РФ и г. Москвы.

Источник: https://progavrichenko.ru/reabilitaciya-invalidov/trudoustrojstvo/osobennosti-trudoustrojstva-invalidov-v-rossii-v-2017-godu.html

То, что необходимо знать инвалидам. Право инвалидов на труд

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Это положение содержится в ст. 2 Конституции РФ.

Конституция РФ предусматривает, что:
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Глава II Конституции РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди этих норм особо следует остановиться на ст. 37, которая гласит:

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Важное место занимает также право работника на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Вышеуказанные права и свободы являются правами и свободами каждого человека, распространяются на всех, вне зависимости от степени трудоспособности, состояния здоровья. Поэтому каждый инвалид обладает правом на труд.

Важное значение в деле устройства инвалида на работу имеет индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Нужно помнить, что содержащиеся в ней рекомендации будут учитываться при трудоустройстве.

Но если у инвалида есть желание, силы он может попробовать себя в иной сфере деятельности, нежели указано в ИПР.

Основные положения, закрепленные Конституцией, находят свое реальное воплощение в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

— осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
— установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
— резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
— стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
— создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
— организации обучения инвалидов новым профессиям.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей — причинителей вреда.

Дальнейшие положения относительно квотирования рабочих мест содержатся в законе Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»

Квота — минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций) для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации (далее — организация), включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В данном случае квоты для приема на работу, устанавливаются организациям независимо от организационно-правовой формы, численность работников в которых составляет более 30 человек.

Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно либо по направлениям территориальных органов службы занятости.

Работодатели, не выполнившие условия квотирования рабочих мест для инвалидов, обязаны перечислить на субсчет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты и представлять ежемесячные сведения о перечислении обязательной платы в территориальные органы службы занятости.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы службы занятости сведения о выполнении квот по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Следует отметить, что работодатель получает поощрение от государства в виде налоговых льгот. Согласно статье 8 закона Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» налоговые льготы в части средств, зачисляемых в областной бюджет, предоставляются для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств дополнительные рабочие места для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными нормативными актами и Законом Тюменской области «О льготном налогообложении в Тюменской области». Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места для указанных лиц, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Говоря о трудоустройстве невозможно не отметить деятельность службы занятости. В соответствии с федеральным законом «О занятости населения в РФ» федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

В отношении квотирования органы службы занятости осуществляют следующую деятельность:

— формируют банк данных о вакансиях для трудоустройства в счет установленных квот;
— направляют в организации лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, для трудоустройства в счет установленных квот;
— контролируют выполнение установленных квот;
— осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением обязательной платы в счет выполнения установленных квот.

Органы службы занятости информируют органы местного самоуправления, работодателей, население о расходовании средств, поступивших в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в виде платы за невыполнение или невозможность выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов осуществляется в соответствии с переченем приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150, разумеется с учетом пожеланий инвалида и рекомендаций ИПР. Кроме того, служба занятости выдает субсидии инвалидам, если это не противоречит ИПР, па общих основаниях, предусмотренных в приказе Министерства труда и социального развития № 21 от 16 февраля 2001 года.

Статья 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ, устанавливает, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней. Для регистрации в службу занятости необходимо предъявить следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
— документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Вышеуказанный перечень документов приведен в соответствии с «Порядком регистрации безработных граждан» (утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458).

Согласно указанию ФСЗ РФ от 2 февраля 1996 г. N П-5-20-271 до разработки Государственной службой медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации инвалида решение о признании безработными граждан, утративших частично способность к регулярному профессиональному труду, может приниматься без предъявления ими индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Статья 34 КЗоТ РФ предусматривает преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Согласно данной норме при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим на данном предприятии, учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам ВОВ войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР; изобретателям; женам (мужьям) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, — по работе, на которую они поступили впервые после увольнения с военной службы; лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой; участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986 — 1990 годах, а также лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим приравненным к ним лицам.

Мы надеемся, что созданное нами пособие поможет Вам изменить Вашу жизнь, найти работу, которая бы приносила Вам удовольствие и доход, помогла найти новых знакомых.

Настоящее издание разработано на основе норм действующего законодательства, с изменениями внесенными на первое полугодие 2001 года.

Источник: https://aupam.ru/pages/trudoustroistvo/to_chto_neobkhodimo_znatj_invalidam_pravo_invalidov_na_trud/oglavlenie.html

Новости

Как статус инвалида влияет на трудоустройство

Младший научный сотрудник Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анна Демьянова исследовала занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья и как статус инвалида влияет на трудоустройство. Приводим ряд тезисов из кандидатской диссертации Анны, которую она с успехом защитила 21 ноября 2019 года, дающих представление о положении инвалидов на российском рынке труда.

В мире, согласно данным ООН, в 2006–2016 гг. уровень занятости лиц с инвалидностью составлял в среднем 36% против 60% среди неинвалидов. В России лицам с ограниченными возможностями здоровья получить работу еще сложнее. Уровень занятости инвалидов, по данным Росстата за 2018 г., составляет всего 12,6% по сравнению с 68,2% по населению в целом.

Официальная статистика свидетельствует об уязвимом положении лиц с инвалидностью на российском рынке труда, что помимо низкого уровня занятости проявляется в высоком уровне безработицы, распространенной занятости в неформальном секторе и низкоквалифицированных занятиях, а также более частой, чем у неинвалидов, работе не по полученной специальности.
Уязвимое положение инвалидов на рынке труда не имеет какой-либо единственной причины, а складывается под влиянием множества факторов, действующих как со стороны спроса на труд, так и со стороны его предложения.

С 2010 года Россия ведет активную политику интеграции инвалидов в общество и их вовлечения в рынок труда, стремясь уже к 2020 году довести уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста до 50%.

Между тем развитие госполитики в сфере защиты прав инвалидов не было поступательным. После значительного расширения системы господдержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в 1990-е гг., как в части пассивных, так и активных мер, последовал период «сжатия системы» в 2000-е гг., который постепенно завершился в связи с ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов.

На текущий момент главные меры государственной политики в этой сфере направлены на устранение барьеров, существующих для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставление им более индивидуализированной помощи, совершенствование взаимодействия между органами государственной власти, вовлеченными в процедуры освидетельствования, реабилитации инвалидов, а также с работодателями.

При этом по-прежнему важным источником дохода инвалидов в России являются денежные и натуральные льготы и предоставляемые им компенсации. Право получения и размер пенсий по инвалидности не привязаны напрямую к степени ограничения способности к трудовой деятельности. С одной стороны, такой подход не сдерживает возможность занятости инвалидов. С другой стороны, пенсии имеют менее адресный характер.

Важной составляющей государственной политики являются специальные меры поддержки занятости инвалидов.

С точки зрения работодателей, лица с инвалидностью в среднем менее конкурентоспособны на рынке труда из-за более низкой производительности в силу своих социально-демографических и профессиональных характеристик. Инвалиды в среднем старше и менее образованы, чем неинвалиды; устойчивые нарушения здоровья, ограничивающие жизнедеятельность, могут негативно влиять на их производительность, ограничивать сферу профессиональной деятельности. Асимметрия информации о производительности инвалидов и существующие предубеждения по отношению к этой группе могут приводить к дискриминации по признаку инвалидности на рынке труда.

Привлекательность инвалидов как работников снижают специальные гарантии для инвалидов в сфере занятости, часть из которых может быть связана с дополнительными издержками для работодателей, например, на предоставление более продолжительного отпуска, сокращенной рабочей недели, особых условий труда, в т. ч. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

При этом меры активной политики не содержат достаточно стимулов для найма инвалидов, действующая система квотирования имеет существенные ограничения (небольшой размер квоты, охват организаций, невысокие штрафы за нарушения и непрозрачность исполнения квот), а занятость на специализированных предприятиях в последние годы значительно сократилась.

Анализ зарубежной литературы показывает, что численность и уровень занятости инвалидов зависят от оценки индивидами издержек и выгод от получения государственной поддержки по инвалидности (статуса инвалида), на величину которых влияют институциональные особенности национальных систем социальной защиты.

Наступление инвалидности может привести к изменениям предпочтений индивидов относительно распределения времени между работой и досугом, как в связи с ухудшением здоровья, так и в связи с получением права на пособия и льготы по инвалидности. Результатом может стать снижение предложения труда или полный уход инвалида с рынка труда. Поэтому при изучении положения инвалидов на рынке труда особый интерес представляет анализ влияния статуса инвалида как институционального конструкта отдельно от эффекта плохого здоровья и других социально-демографических характеристик.

В ходе исследования подтвержден вывод, что статус инвалида оказывает значимое отрицательное влияние на вероятность занятости инвалидов в России в течение всего рассматриваемого периода (2004–2016 гг.). Этот эффект очень значителен и устойчив во времени: наличие статуса инвалида снижает вероятность общей занятости, включающей приработки, в среднем на 32 процентных пункта (п. п.), постоянной занятости — 30 п. п. В то же время не удалось найти убедительных подтверждений влияния статуса инвалидности на продолжительность рабочей недели. Этот эффект небольшой по размеру (3,8 часов), неустойчив во времени и не для всех лет является статистически значимым.

Полученные результаты — сильное негативное влияние инвалидности на занятость при умеренном или слабом влиянии на продолжительность рабочего времени — согласуется с оценками в зарубежной эмпирической литературе. Воздействие на занятость отражает дестимулирующее влияние пенсий и неденежных льгот по инвалидности, дискриминации со стороны работодателей, социальных и иных барьеров трудоустройства инвалидов.

Для оценки влияния статуса инвалида на спрос на труд этой группы населения требуются данные обследований предприятий, содержащие информацию о трудоустройстве лиц с инвалидностью. К сожалению, на текущий момент такие данные отсутствуют. Однако данные обследования населения позволяют рассмотреть проблему дискриминации по признаку статуса инвалида как особенность спроса на труд этой части населения. С помощью методов декомпозиции разрыв в уровнях занятости инвалидов и неинвалидов раскладывается на объясненную и необъясненную части. Первая является результатом различий двух групп в производительных характеристиках. Вторую при определенных допущениях принято относить к эффекту дискриминации.

Декомпозиция разрыва в уровнях занятости инвалидов и неинвалидов оценивалась на данных РМЭЗ ВШЭ за 2005 г., т. к. данные только этой волны обследования содержат информацию об ограниченной способности индивида к труду. Эта информация позволяет более тщательно учесть различия индивидов в производительности. Оценки были получены с помощью непараметрической декомпозиции, разработанной Х. Нопо, которая позволяет оценить необъясненную часть только по сопоставимым по характеристикам инвалидам и неинвалидам. Используемая в исследовании методология позволяет интерпретировать необъясненную часть разрыва как верхнюю границу эффекта дискриминации.

Результаты исследования говорят о том, что инвалиды в России, скорее всего, сталкиваются со значительной дискриминацией по статусу инвалида в сфере занятости. По полученным оценкам верхняя граница дискриминации составляет около 25 п. п. разрыва в уровне занятости между инвалидами и сопоставимыми неинвалидами, не имеющими ограничений жизнедеятельности. Однако данный эффект по-прежнему может включать влияние ряда факторов, которые сложно полностью проконтролировать. К таким факторам относятся: неслучайный отбор в официальную инвалидность, страх потери права на получение или снижения пенсий и льгот по инвалидности, физические барьеры и дискриминация по заработным платам.

Комитет по защите диссертации НИУ ВШЭ высоко оценил работу Анны Демьяновой «Занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья: роль статуса инвалида». Диссертационный совет по экономике присудил ей ученую степень кандидата экономических наук.

Коллектив ИСИЭЗ поздравляет Анну с успешной защитой диссертации и желает успехов в реализации новых исследований!

Источник: https://issek.hse.ru/news/323498225.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *