Кому граждане обязаны предоставлять информацию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому граждане обязаны предоставлять информацию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
копия паспорта заявителя с предъявлением оригинала необходима лицевая часть и сведения о регистрации ;. Законодательством установлено, что близкое родство приоритетно в вопросе получения имущества после смерти гражданина. первая мужья, жены, дети, матери и отцы умершего человека;.
Содержание:
Получение информации в органах государственной власти.
В органах государственной власти концентрируется, обрабатывается и хранится информация, затрагивающая каждого гражданина проживающего на территории РФ. Поэтому важно знать особенности процедуры получения ответов на свои запросы по интересующей информации, а также ответственность за ее не предоставление со стороны органов власти. Ограничение доступа граждан к информации, затрагивающей их интересы допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Законодательством предусматривается бесплатное предоставление заинтересованному лицу информации, затрагивающей его права и обязанности.
На какие законы надо ссылаться, когда необходимо получить информацию в органах государственной власти?
Сначала на Конституцию РФ: согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом и др. нормы.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также предусматривает в ст. 8 право гражданина осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Затем, в зависимости от того, к кому направлено обращение, необходимо ссылаться на следующие нормативные акты:
при обращении в государственные органы любого уровня и в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
при обращении в суд: Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, и др. нормы;
6) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Гражданин, желающий получить доступ к такой информации, не обязан обосновывать необходимость ее получения.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечислены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
- обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
- размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
- размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
- присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» Гражданин имеет право:
- получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
- обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;
- требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.
Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.
Источник: http://10ak.ru/poluchenie-informacii-v-organax-gosudarstvennoj-vlasti/
Кому граждане обязаны предоставлять информацию
Кто и как имеет право запрашивать информацию у государственных органов?
И СМИ, и блогеры могут отправлять в госорганы запросы на предоставление информации. Правда, первые ответ получат через 7 дней, а вторые через месяц. Все нюансы запросов объясняет юрист.
Во-вторых, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» , «граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников» при условии соблюдения требований, установленных законом «Об информации» и другими законами.
Гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Всегда должна предоставляться информация:
- о нормативных правовых актах о правах и обязанностях человека и организации;
- о состоянии окружающей среды;
- о деятельности госорганов и использовании бюджета;
- информации, которая накапливается в открытых фондах библиотек, музеев, архивов, в информационных системах для обеспечения граждан и организаций информацией;
- информации, доступ к которой ограничивать нельзя. Государственные органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.
При этом доступ граждан к информации, которая содержит различные виды тайн (тайну частной жизни, служебную тайну, государственную тайну и пр.) может быть ограничен.
Ответить на запрос должны в течение месяца.
Да, он оговорен в ст. 12 ФЗ N 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 . Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Если письменное обращение поступило высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержит информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, оно рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом ведомству необходимо уведомить о задержке гражданина, отправившего запрос.
Лучше всего использовать лист формата А4. Текст можно написать от руки, а можно и напечатать на компьютере.
В правом верхнем углу пишете, кому именно вы адресовываете свой запрос: полное название ведомства, его почтовый адрес, ФИО руководителя (или начальника нужного вам отдела) полностью. Далее пишете, от кого: указываете все свои необходимые реквизиты: ваши ФИО полностью, по какому адресу зарегистрированы, контактный телефон и адрес электронной почты, по которым ведомство должно направить вам ответ.
Слева сверху перед основным текстом можете поставить исходящий номер и дату направления запроса (если вы нумеруете и учитываете всю свою переписку с госорганами).
В основном тексте запроса формулируете свои вопросы максимально четко, чтобы чиновник также четко мог вам ответить. Далее ставите свою подпись и ее расшифровку.
Если отсылаете запрос по почте, то просите на почте отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если приносите лично в канцелярию (экспедицию, регистратуру — у разных ведомств это может называться по-разному), то сдаете и просите на дубликате (его тоже подготовьте и принесите с собой) поставить вам штампик «принято» и написать номер телефона, по которому через сутки вы можете позвонить и узнать входящий номер вашего запроса и кому он направлен.
Можно пожаловаться в вышестоящую организацию или в суд. За непредоставление информации существует как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от того, информацию какого рода вы запрашивали, а вам ее не предоставили.
Ст. 5.39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении информации» гласит, что «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей». То есть, чиновника накажут штрафом.
Если же гражданину отказали в предоставлении информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, либо предоставили гражданину неполную или заведомо ложную информацию, из-за чего эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, то тут применима ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации» . Наказание по ней — штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Тогда ждать ответа придется гораздо меньше.
О том, что СМИ имеют право запрашивать информацию в целях информирования граждан, говорится в ст. 38 закона «О СМИ» . В ней же говорится, что граждане имеют право на оперативное получение информации через СМИ о деятельности госорганов. При этом редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации, если только это не информация, доступ к которой ограничен.
Ст. 39 Закона «О СМИ» регулирует формат запроса. Он может быть сделан как в устной, так и в письменной форме, а также перечисляет категории тех сотрудников ведомств, которые обязаны отвечать на запросы информации от СМИ.
Ст. 40 Закона «О СМИ» устанавливает семидневный срок ответа на запрос СМИ и допускает отказ и отсрочку от предоставления информации по запросу СМИ. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, о чем в адрес СМИ должно быть прислано уведомление в трехдневный срок.
Отсрочка допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. В уведомлении об этом быть указаны:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
- дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
- должностное лицо, установившее отсрочку;
- дата принятия решения об отсрочке.
Если госорганы не предоставили ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это расценивается как отказ и может быть обжаловано в суд.
Обратиться в суд может как гражданин, так и редакция СМИ. В суде можно обжаловать неправомерный, на ваш взгляд, отказ в предоставлении информации в следующих случаях:
- если чиновник не отвечает;
- если он предоставил неполную или искаженную информацию;
- если он необоснованно просит об отсрочке;
- если чиновник необоснованно отказывает в предоставлении информации.
В судебном заседании вы должны сами доказать факт действий, в результате которых были нарушены ваши права на получение информации. В результате суд может вынести решение, обязывающее чиновника предоставить искомую информацию.
Но этот путь долгий, может пройти несколько месяцев, пока чиновник, наконец, предоставит вам ответ на ваш запрос.
Источник: https://sdelano.media/requestforinformation/
Кому граждане обязаны предоставлять информацию
О праве на информацию в Российской Федерации
Глава I. Общие положения
Настоящий федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на информацию как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию на территории Российской Федерации.
Его действие распространяется на физических лиц; на юридических лиц, независимо от их формы собственности и организационной формы (далее — организации); органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее органы). Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения безопасности государства.
“Информация” — сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.
“Официальная информация” — все виды информации, создаваемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, содержащая сведения о принимаемых ими решениях и действиях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими субъектами.
“Пользователь” — субъект, обращающийся за получением информации.
“Поиск информации” — обращение лица в целях получения необходимой информации.
“Получение информации” — получение информации в установленной форме.
“Передача информации” — адресное предоставление имеющейся у лица информации пользователю по каналам связи или непосредственно.
“Производство информации” — создание информации в процессе творческой, производственной и иной деятельности физических и юридических лиц. “Распространение информации” — безадресное предоставление имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме.
“Персональные данные” — достоверная информация (сведения, данные) о гражданине, формируемая им в процессе его общения с публичными и частными лицами в целях реализации его конституционных прав и обязанностей и позволяющая идентифицировать его личность.
“Личная тайна” — информация о личности, режим ограниченного доступа к которой личность устанавливает самостоятельно.
“Семейная тайна” — информация о членах семьи, принадлежащая членам семьи, режим ограниченного доступа к которой устанавливает лично член семьи.
“Тайна переписки” — конституционно установленный запрет на свободный доступ третьих лиц к информации, которую лицо передает другим лицам.
“Частная жизнь” — право личности на сохранение в тайне информации, затрагивающей интересы личности и не отнесенной к персональным данным.
“Достоверная информация” — заведомо неискаженная и соответствующая истине информация.
Право на информацию в Российской Федерации закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”, данным федеральным законом, иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, международными актами, включенными в состав российского законодательства, посвященного праву на информацию.
1. Право на информацию реализуется как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
2. Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:
— собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;
— пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;
— посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей.
3. Право на информацию реализуется в единстве прав и обязанностей каждого конкретного субъекта в соответствии с его правовым статусом.
Глава II. Виды реализации права на информацию
1. Физическое лицо имеет право на создание информации в любой форме и на любом носителе.
Информационный ресурс физического лица, создавшего этот информационный ресурс, является его собственностью, кроме случаев, установленных законом или указанных в договоре.
2. Физическое лицо свободно распоряжается своим информационным ресурсом в пределах, установленных законом или договором.
1. Физическое лицо соблюдает установленные законодательством Российской Федерации правила создания и хранения документов, удостоверяющих его личность, факты и события личной жизни, семьи; несет ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в этих документах в момент их оформления и изменения.
2. Запрещается использование и распространение сведений о частной жизни лица, а также сведений, отнесенных к личной и семейной тайне, без его согласия за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждый свободен реализовать свое право искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
1. Каждый имеет право непосредственно или через своих представителей обращаться к владельцу информации с устной или письменной просьбой (запросом) о получении необходимой ему информации.
1. Каждый имеет исключительное право на хранение своего информационного ресурса, формируемого в соответствии с его личными или служебными интересами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.
2. Каждый может передавать свой информационный ресурс или его часть на хранение в любые депозитарии.
3. Сбор и хранение информации о других физических лицах в порядке предпринимательства или благотворительной деятельности физическим лицом осуществляется исключительно с согласия этих физических лиц в письменном виде.
1. Принадлежащая лицу информация может свободно передаваться им в пользование другим физическим и юридическим лицам на любом носителе и в любой форме в порядке, установленном законодательством или предусмотренном договором.
2. Лицо обязано передать, предоставить информацию, принадлежащую ему, в целях осуществления правосудия, спасения жизни, предотвращения угроз для здоровья других людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных случаях, установленных законом.
3. Передача информации, известной лицу в связи с его служебной или производственной деятельностью, другим физическим или юридическим лицам, не может быть приравнена к передаче личной или частной информации и регулируется режимом служебной, профессиональной или производственной информации.
4. Распространение информации физические и юридические лица осуществляют через средства массовой информации, средства печати, устные выступления, информационные системы и сети и иные средства с соблюдением установленных законодательством требований в этих сферах деятельности.
Глава III. Порядок предоставления информации
1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законом.
Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации.
Если орган или организация не обладают запрашиваемой информацией, они не позднее чем через семь дней после дня получения запроса обязаны сообщить об этом пользователю, а также по возможности предоставить ему адрес органа или организации, которые могут обладать запрашиваемой информацией.
2. Ответ на запрос предоставляется, по желанию пользователя, в устной или письменной форме. В ответе могут быть указаны орган, организация или лицо, располагающие более полной информацией по запросу.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в ответе на запрос об опубликованной информации вправе ограничиться предоставлением сведений об опубликовании и необходимыми разъяснениями.
3. Письменные запросы подлежат обязательной регистрации.
Органы исполнительной власти, судебные органы в порядке годовой отчетности о своей работе предоставляют сведения о количестве и темах запросов, исполненных и неисполненных, анализ причин неисполнения запросов.
Органы и организации имеют право отказать в предоставлении информации по запросам, если запрашиваемая информация содержит сведения:
— составляющие государственную тайну;
— об оперативно-розыскной деятельности;
— о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
— составляющих коммерческую, служебную или иную, охраняемую законом тайну;
— доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
Сведения, интересующие пользователя и являющиеся открытыми, но содержащиеся в документе или фонде, отнесенном к категории ограниченного доступа, предоставляются органом или организацией в купюре из указанного документа (фонда) или в виде письменной справки, заверенной должностным лицом соответствующего органа или организации.
1. Основаниями для отказа в предоставлении информации пользователю являются:
— несоблюдение требований к запросу, предусмотренных статьей 8 настоящего закона;
— запрос о получении информации, содержащей сведения, перечисленные в статье 12 настоящего закона и в других законодательных актах об информации ограниченного доступа, при отсутствии соответствующего допуска к этой информации.
2. Отказ в предоставлении информации должен содержать причины, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, разъяснения о порядке его обжалования; подпись должностного лица, принявшего решение по запросу.
3. Необоснованные отказ в предоставлении информации или отсрочка выполнения запроса, нарушение сроков, установленных статьей 11 настоящего закона могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящие органы и организации, Уполномоченному по правам человека, либо в суд.
1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам при соблюдении законодательства об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обслуживание пользователей в Государственных архивах Российской Федерации и в государственных библиотеках осуществляется на абонементной основе, по запросу в форме обслуживания абонента или других информационных услуг, предусмотренных уставами и положениями этих учреждений.
2. Услуги частных библиотек осуществляются на договорной основе при соблюдении законодательства Российской Федерации о библиотеках и библиотечном деле.
3. Электронные библиотеки, электронные информационно-справочные и иные системы публичной информации, включая Интернет, свободно доступны всем пользователям при условии соблюдения правил, установленных в нормативных актах и стандартах по их использованию
1. Органы и организации обязаны бесплатно предоставлять перечни имеющихся у них информационных ресурсов и услуг.
2. Информация, затрагивающая права и свободы обратившегося пользователя, предоставляется бесплатно. За представление иной информации может взиматься оплата, не превышающая расходы на ее поиск и предоставление. При получении такой информации пользователь представляет подтверждение о произведенной оплате в установленном порядке.
3. Организации, основной деятельностью которых является предоставление информации на коммерческой основе, самостоятельно определяют размер оплаты за нее, устанавливая прейскуранты услуг.
4. Оплата составления сложной справки, обзора и копирование документов осуществляется по прейскуранту или на основе договора.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления публикуют принятые ими правовые нормативные акты в установленном законодательством порядке, своевременно информируют о фактах, событиях, ситуациях, угрожающих безопасному состоянию населения и граждан, об экологических, технологических и санитарно-гигиенических угрозах.
3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать информационные системы для обслуживания заинтересованных граждан и юридических лиц в рамках своей компетенции.
4. Распространение официальной информации в порядке услуг путем образования информационной системы или через средства массовой информации осуществляется при соблюдении правил для данного вида деятельности (лицензирование, регистрация). Нарушение этих правил влечет административную ответственность.
5. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации обязаны в течение установленного срока хранить принимаемые ими акты, акты органов и организаций, правопреемниками которых они являются, акты, устанавливающие их правовой статус, и ведут реестры нормативных актов, издаваемых ими в процессе своей деятельности.
Реестр должен содержать наименование акта, дату и номер, сведения о его опубликовании или направлении тому, кого он касается. Орган или организация, ведущие реестры, могут устанавливать и другие обязательные требования к этим документам.
Органы государственной власти и местного самоуправления:
— формируют электронные банки правовой информации, обеспечивают их полноту, актуальность, защиту от искажений и несанкционированного доступа;
— обеспечивают доступ граждан к информационным системам на основании правил, установленных настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— соблюдают правила об отнесении определенных видов информации к категориям ограниченного доступа;
— составляют и обеспечивают гласность перечней обязательно предоставляемой информации гражданам; номенклатуру видов услуг бесплатных и прейскурантов платных услуг, осуществляемых их информационными системами;
— устанавливают и обеспечивают соблюдение порядка выдачи справок и копий, принимаемых ими решений по вопросам, касающимся отдельных граждан;
— несут ответственность за достоверность предоставленной информации.
Все условия доступа к информации включаются в “Правила предоставления информации”, которые утверждаются руководителем органа государственной власти, местного самоуправления, или руководителем организации и являются доступными для пользователей.
1. Негосударственные информационные системы, действующие в информационном пространстве Российской Федерации, соблюдают правила, устанавливаемые российским законодательством.
2. Организации, деятельность которых не связана с оказанием услуг населению, предоставляют информацию по запросам на основании настоящего закона, других законов Российской Федерации, и своих уставных обязанностей.
Глава IV. Право на информацию органов государственной власти и органов местного самоуправления
1. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют право на информацию в процессе деятельности в рамках своей компетенции.
2. Поиск, получение, передача и распространение информации между органами государственной власти, местного самоуправления осуществляется на безвозмездной основе за счет затрат на осуществление функциональной деятельности этих структур.
3. Коммерческое распространение информации через органы государственной власти и местного самоуправления запрещается.
4. Специальные информационные государственные и негосударственные организации, обрабатывающие, передающие и распространяющие официальную информацию работают под контролем органов государственной власти и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.
5. Статистическая, финансовая, экологическая, геологическая, управленческая (служебная) информация подлежит сбору, обработке, хранению и использованию в режиме государственных информационных ресурсов с учетом соблюдения категорий по доступу.
6. Регистры населения, земельные кадастры, реестры недвижимого имущества, реестры интеллектуальной собственности и другие учетные и аналитические ресурсы, созданные за счет бюджетных средств, являются государственной собственностью, и их правовой режим регулируется специальным законодательством.
1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий формируют местные информационные ресурсы и системы, используют местные и государственные средства коммуникаций, пользуются государственными информационными ресурсами.
2. Право на информацию органы местного самоуправления реализуют через полномочия поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, необходимой для их деятельности и удовлетворения потребностей населения региона, управляемого соответствующим органом.
3. Порядок осуществления прав органов местного самоуправления в области информационной деятельности устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, актами администрации территориальной единицы с учетом действующего федерального законодательства.
4. Информационный ресурс органов местного самоуправления является их собственностью. Работы по его формированию осуществляются за счет местного бюджета с привлечением необходимых средств из бюджета субъекта Российской Федерации на основе специальных программ и договоров.
Глава V. Право на информацию юридических лиц и общественных организаций
1. Сфера деятельности и правовой статус организаций, выступающих в качестве юридических лиц, определяет их права и обязанности в области поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
2. Любая организация (юридическое лицо) имеет право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления информации, связанной с правилами образования организации, с правилами создания своей собственной информационной базы, с ведением деловой, служебной информации, с обеспечением контрольной деятельности со стороны государства и порядком предоставления своей информации государственным органам, органам местного самоуправления.
3. Юридическое лицо организует свою информационную систему с учетом профиля своей деятельности, обеспечивает ее безопасность и использует ее в соответствии с уставом и на основе действующего законодательства.
4. Информационные ресурсы юридических лиц, входящих в систему органа государственной власти или местного самоуправления, формируются и используются в режиме, установленном органом, в систему которого данное юридическое лицо входит.
5. Частные юридические лица самостоятельно формируют и используют свои информационные ресурсы в соответствии с действующим законодательством, уставом; соблюдают правила открытости и доступа к их информации при соблюдении норм о защите коммерческой, банковской, профессиональной, персональной информации.
6. Юридические лица, деятельность которых ориентирована на непосредственное участие в информационных процессах, соблюдают правила, установленные федеральным законодательством.
1. Общественные организации реализуют свое право на информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных организациях, их уставами или положениями в порядке, предусмотренном для юридических лиц некоммерческого характера.
2. Право на информацию иностранных и международных общественных организаций на территории Российской Федерации регулируется на договорной основе и условиями регистрации таких общественных организаций.
Глава VI. Ответственность за нарушение права на информацию
1. Право на информацию охраняется законом. Государство гарантирует всем органам, организациям, лицам возможность реализации права на информацию.
Только законом может быть ограничено право выбора формы и источников поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
2. Каждый вправе требовать устранения любых нарушений его права на информацию от органов, организаций, или лиц, которые по уставу осуществляют деятельность в информационной сфере.
3. Действия (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, нарушающих право на информацию, могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Ответственность физических, юридических лиц, должностных лиц осуществляется в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством.
1. Право на информацию не может быть использована для насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательства на права и свободы человека и гражданина.
2. Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, личную тайну, ставшие известными гражданину в силу служебных, производственных или иных обстоятельств.
3. Граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления как пользователи информационных ресурсов обязаны соблюдать законы и подзаконные акты, регулирующие порядок реализации их права на информацию. Нарушение установленных правил влечет ответственность субъектов, реализующих свое право на информацию на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством.
4. Пользование международными информационными системами обязывает граждан Российской Федерации соблюдать международные нормы в области информации, прав человека и гражданина и нести ответственность за их нарушение в установленном порядке.
Глава VII. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Источник: http://docs.cntd.ru/document/901799770
Новое в блогах
Сообщество «Защита потребителей в сфере ЖКХ»
Все о правах гражданина на получение информации от организаций ЖКХ
- Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)
п. 3 пп. е), п. 5 пп. г), п. 14 пп. в) - Изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
(утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94)
[этим документом в текст стандарта от 23 сентября 2010 г. № 731 добавлены наряду с управляющими компаниями добавлены «…товарищества и кооперативы…»] - «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»
(утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.)
ст. 49 п. р), ст. 51, пп. б), г), и) - «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»*
(утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.) ст. 31, пп. д), р), ст. 33, пп. б), г)
*на данное время в действие не вступили - Жилищный кодекс РФ N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г., ст. 161, п. 10
- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. , ст. 3, 7, 8. - Административная ответственность за непредставление информации гражданину…
(из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ),
ст. 5.39 и 7.23.1 - «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 апреля 1993 г. ст. 4
- Стандарт раскрытия информации организациями,осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)
5. Управляющими организациями информация раскрывается путем
…г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
17. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде…
18. Информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса.
19. Ответ на запрос в электронном виде должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника управляющей организации или индивидуального предпринимателя, направляющего информацию потребителю.
21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
22. Письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.
23. В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
- «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
(утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.)
IV. Права и обязанности исполнителя
31. Исполнитель обязан:
…д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
V. Права и обязанности потребителя
…33. Потребитель имеет право:
…б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
…г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
- «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»
(утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.)
…IV. Права и обязанности исполнителя
…49. Исполнитель обязан:
…р) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);
V. Права и обязанности потребителя
…51. Потребитель имеет право:
…б) получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);
…г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;
…и) осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.
- Жилищный кодекс РФN 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.
- «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.
…Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами…
Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации…
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы…
- Административная ответственность за непредставление информации гражданину…
(из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ),
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,
— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
- «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 апреля 1993 г. ст. 4
Статья 4. Подача жалобы
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Информация подготовлена Юрием Калниным
Источник: https://maxpark.com/community/4701/content/2019023