Образ запорожской сечи законы традиции обычаи в сечи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образ запорожской сечи законы традиции обычаи в сечи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

декларация по налогам;. Например, мигрант оформил вид на жительство в сентябре 2019. Но есть более серьезная проблема, возможная в этом случае, утрата вида на жительство.

Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям. Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

  • «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало. но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».

Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

Источник: https://zaporozhskaya-sech.ru/obychai-i-tradicii-kazakov-v-zaporozhskoj-sechi-na-primere-povesti-taras-bulba/

Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «…которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.

Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.

Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей». .

Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество.

Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.

И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. Хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.

Нравы и обычаи Запорожской Сечи , непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Источник: https://prepodka.net/nravy-i-obychai-zaporozhskoj-sechi-n-v-gogol-taras-bulba/

Образ запорожской сечи законы традиции обычаи в сечи

Украина в ожидании ответственного события – выборов в местные органы власти. Уже через считанные дни мы придем в избирательные участки, чтобы исполнить свой гражданский долг, свое право, которое предоставляет нам наша Конституция.

А вот о том, что собой представляла избирательная система у наших легендарных предков, казаков Запорожской Сечи, напомнить читателям будет не лишне.

Запорожцы – кто они?

Первое известие о вольных казаках в Запорожье появилось в 1304 году. Изначально казаками становились крестьяне, бежавшие от крепостного права. Потом к ним присоединилась мелкая шляхта, мещане и даже лишенные сана священники. Это были люди разных национальностей: поляки, русские, молдаване, татары и т.д., но большинство составляли украинцы. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица.

В настоящее время этот остров носит имя Байды. За всю историю Запорожского казачества существовало 8 Сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.

Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи употребляли слово «паланка». В войсковом отношении запорожская оборона делилась на 38 куреней. В войсковом значении курень подразумевал собой — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму: 30 метров в длину и 4 метра в ширину.

Управление Запорожской Сечи

Конституции, как таковой, в Сечи не было. Зато были казацкие обычаи, которые строго соблюдались. Запорожская Сечь представляла собой своеобразную казачью республику и немного напоминала рыцарский монашеский орден, включающий в разное время от 40 до 50 тысяч человек.

Все казаки имели равные права и участвовали в радах, где обычно побеждала та сторона, которая громче кричала. ( Примерно то же самое мы часто наблюдаем в общественной жизни Украины и в Верховной Раде).

На радах выбирали казацких предводителей – атаманов, писаря, есаулов, обозного и судью.

Избирали, а не покупали должности, как сегодня делают, чтобы попасть в Верховную Раду или стать министром, губернатором, прокурором или депутатом. Казаки во время выборов не бегали про Сечи, как это сегодня наблюдается, с листовками и плакатами, не раздавали гречку, не устраивали концерты с привозными актерами, не таскали по Сечи самовары и не опаивали электорат чаем, не раздавали сладкую вату, и не кричали истерически со сцены майдана: «Я и-д-у в атаманы! Меня выдвинули трудовые коллективы двух куреней!».

А кошевой атаман, срок полномочий которого истекал, под занавес выборов не бегал по Сечи, не открывал новые шинки, не латал прохудившиеся «чайки», не ремонтировал крыши казацких куреней, не раскуривал трубку дружбы с казаками, потому как все это было бесполезно, и этим он должен был заниматься все свое атаманство.

Всего начальствующих на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек.

Главным начальствующим лицом на Сечи был кошевой атаман. Он соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления.

Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Русским, Польским, Крымским, Турецким и т.д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». В то же время без согласия рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Кошевой атаман, или просто кошевой, избирался всеми куренями на войсковой раде сроком на один год. (В Украине сегодня срок полномочий депутатов и президента – пять лет. За это время можно украсть не только завод, а целую страну)

Если полномочия кошевого атамана не возобновлялись, он возвращался к своему куреню в качестве рядового казака.

Замечательный обычай! В Украине сегодня все наоборот – нардепы как правило оседают в столице на прибыльных должностях и в полученных «на халяву» шикарных квартирах.

Внешним знаком полномочия атамана служила булава, которая хранилась в церкви.

Покрову казаки считали своей защитницей, мамкой, которая не даст в обиду, укроет от лютой смерти. Поэтому 14 октября на Сечи избиралась казацкая старшина.

Кошевой атаман, став под бунчуком, обращался к казакам со словами: «Господа молодцы! Не будете ли вы в этом году, по древнему вашему обычаю, новых старшин выбирать, а старых сбрасывать?» Недовольное старшиной казачество кричало: » Брось, сучий сын, свое кошевье! » или: «Уже наелись военного хлеба, сучьи дети, бросайте свое господство!»

Если старшины не могли отстоять себя, то клали на землю свои шапки и знаки, благодарили за доверие, которым казачество отметило их раньше, и выходили из круга.

В Украине сегодня правители сами из круга не выходят, их надо тащить за шиворот с пинками под зад, устраивать революции, в результате которых негодяи снова оказываются у власти.

Те, кого выбирали на Сечи, по обычаю, дважды отказывались от знаков власти и принимали их только после третьего приглашения.

В Украине сегодня лезут во власть без приглашения все кому не лень, цинично и нагло, наплевав на законы и Конституцию, из-за того, что политика стала бизнесом прибыльнее торговли наркотиками и оружием

Церемония выборов кошевого заканчивалась тем, что старые казаки, взяв из-под ног горсть земли, клали его на голову новоизбранного, а бывало, что и обмазывали грязью, посыпали перьями. Это был символический знак. Избранник должен помнить, что он — не более, чем слуга общества; последнее избирает его своим предводителем, но и может превратить в прах.

В нынешней Украине эта казацкая традиция не сохранилась ни при инаугурации Президента, ни во время принятия присяги народными депутатами, избрании премьера и спикера Верховной Рады. А жаль.

Если же имели в виду избрать кого-нибудь другого, то на Сечи собирались в определенный день в церкви, где кошевой слагал знаки своего сана, а народ разбивался на многочисленные партии, старавшиеся протащить каждая своего кандидата до дверей святилища. Первый, кому удавалось надеть шапку кошевого, становился с этого момента начальником всех куреней.

Обычаи и традиции Запорожской Сечи

На Запорожскую Сечь мог попасть каждый желающий, но при выполнении следующих условий (по версии Д.И. Яворницкого):

он должен быть вольным и неженатым;

должен был хорошо говорить малорусской (украинской) речью (если прибывший был не украинцем, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-украински). (Сегодня в Украине министрами становятся варяги, которые по-украински ни бэ, ни мэ, ни кукуреку);

должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы, а если он был иудеем, мусульманином или католиком, то должен был принять православие;

должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству», и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер: Не-ридай-мене- маты, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво и т.д.

Лучшая армия Европы

Уже в конце XVI века Войско Запорожское завоевало своими походами громкую славу не только в Украине, но и по всей Европе (самого большого размаха казацкие походы приобрели в 1600 – 1620 гг.). В первой половине XVII века запорожское казачество поднялось до уровня лучших европейских армий, а своей активной наступательной тактикой ведения боя намного превзошло их.

Запорожскую пехоту справедливо считали самой боеспособной в Европе. Есть исторические сведения, что запорожцы использовали в походах против Турции подводные лодки намного раньше, чем это было в Западной Европе.

На Запорожье была железная воинская дисциплина. Предательство казачества, Отчизны считалось самым тяжелым преступлением. Сечь становится местом формирования военных талантов, оттачивания стальных характеров, местом, где зажигаются патриотизмом сердца.

С конца XVI века Запорожская Сечь превращается в политический центр украинского народа. Сечь дала выдающихся полководцев, мудрых государственных деятелей, предводителей народных восстаний: Северин, Наливайко, Тарас Трясило, Павло Павлюк, Иван Сулима, Дмитро Гуня, Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Сирко, Максим Зализняк, Семен Палий.

Наказание на Сечи

Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу было одно наказание – смерть.

Сегодня в Украине все наоборот. Украл кг картошки – в тюрьму, украл завод – в Верховную Раду. Даже Президентом Украины смог стать дважды судимый. Да и сегодня в Верховной Раде заседают ранее судимые за корыстные преступления, руководят фракциями. В Запорожской области осужденный руководит до сих пор областным советом.

Суд на Сечи руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак.

Не то, что сегодня у нас. Чтобы не сидеть в тюрьме, для богатых даже закон приняли – достаточно внести залог и ты на свободе. В тюрьмы Украины сегодня попадают только бедняки.

Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, драка казака в нетрезвом состоянии, «содомский грех», дезертирство, грабеж населения. Наказание было таково: приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.

Казаки от природы были народом религиозным, клятвы соблюдали свято. В отличие от наших президентов и премьеров, у которых язык как помело, дают клятвенные обещания, чтобы на второй день после избрания их забыть.

А наши предки, если давали слово, данному слову свято верили. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (раде) решали скоро и справедливо.

Не то, что в сегодняшней Верховной Раде, где по 20 раз переголосовывают один и тот же законопроект, пытаясь протащить нужное казнокрадам решение, бездельничают, продают и покупают мандаты, законы и постановления.

Наказание за преступления – измену, трусость, убийство и воровство на Сечи было жестоким – «В куль и в воду». Самым большим преступлением считалось убийство товарища. Братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым.

Вернувшись из заморского похода, казаки любили шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками…».

Однако, во время похода объявляли «сухой закон». Отважившихся напиться немедленно казнили.

Роль казачества в общественно-политической жизни Украины была столь велика, связи с народом были такими крепкими, что в документах XVII – XVIII стали всех украинцев даже называть «нацией казаков».

Вот такими были наши знаменитые предки. И такие мы сегодня. Как выбираем, так и живем.

Николай Зубашенко, Валерий Полюшко,

по материалам из открытых источников

Источник: http://kvzn.zp.ua/?go=news&news_id=3711

«Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи»
материал по литературе (7 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Урок 70 КБ
Презентация 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи».

— познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;

— раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;

— формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;

-развивать умение давать оценку литературным явлениям;

— развивать творческие способности;

— воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.

1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3. Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.

  1. Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
  2. Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  3. Толковый словарь С.И.Ожегова и «Словарь В.И.Даля».
  4. Аппаратура для показа слайдов

Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину.

Вступительное слово учителя

— Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно.

Звучит фонограмма народной песни «Ах ты, степь широкая…».Ученица читает наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба» ( со слов «Степь чем далее, тем становилась… до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши. » )

А.П.Чехов , вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?

— Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан. )

— Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

(Огромные, неизмеримые пространства . Широта, безграничность пространства, есть, где разгуляться, почувствовать раздолье).).

-Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?

— Найдем предложение, в котором говорится об этом.

(«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

-Какие художественные средства используются здесь писателем?

— Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?

(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)

— А какие звуки можно услышать в степи?

(Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)

-Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

(Чувствуем любование, восхищение писателя).

— С какими событиями (по сюжету) связаны описание степи ?

(Прибытие героев в Запорожскую Сечь).

— Что можно сказать о роли пейзажа в повести Гоголя?

— Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков.

Сначала послушайте сообщение «Из истории Запорожской Сечи», а потом ответьте на вопрос : «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?

Это был исторический комментарий. Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту.

1 группа – работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске.

Атаман – предводитель войска

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана

2 группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи. Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.

Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?

  1. Занятия запорожцев, их внешность, одежда.
  2. Перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки (анализ эпизода) Слайд
  3. Физкультминутка.

Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».

  1. Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?
  2. Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?

3 группа — работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.

  1. Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи Сечи». Слайд
  2. Прокомментируйте их.
  1. Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.
  2. Приемлемы ли они сейчас? Почему?

Посмотрим, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Слайд: репродукция картины. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?

1) Кто из персонажей напоминает вам героев повести?

2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

— Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

Письменно ответить на вопрос: Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами). Чтение и обсуждение письменных ответов.

Чтение и пересказ 4-5 глав. Письменно в тетради: «Письмо турецкому султану» (от 1 лица).

Оценки за урок. Заключительное слово учителя.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/05/zaporozhskaya-sech-ee-nravy-i-obychai


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *