Гражданское и земельное право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское и земельное право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как видите, в вопросе о получении декретных денег нет ничего сложного. У будущей роженицы есть обязанность оформить надлежащим образом больничный лист, с указанием информации о медицинском учреждении и лечащем враче. Существуют ситуации когда ФСС задерживает перечисления необходимой суммы на счета предприятия в таком случае работодатель обязан выплатить пособие из собственных денежных средств или средств, прописанных в бюджете предприятия для форс-мажорных ситуаций, все средства ему впоследствии будут обязательно компенсированы фондом социального страхования.

Соотношение земельного и гражданского права

Наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского права и законодательства РФ, тем более что в ряде норм ЗК и иных кодексов и законов РФ предусматриваются, например, недопущение приватизации определенного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-правовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природных объектов.

Базовые положения содержатся в ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает нрав и законных интересов иных лиц.

Общие нормы ГК влияют на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и объектов иных природных ресурсов. В п. 3 ст. 8 ГК «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», например, предусматривается судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, например при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования.

Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на тот или иной вид природопользования, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445 ГК «Заключение договора в обязательном порядке», ст. 448 ГК «Организация и проведение торгов», ст. 449 ГК «Последствия нарушения правил проведения торгов» и др.

Гражданское законодательство относится к ведению России, земельное – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение земельных и связанных с ними имущественных полномочий между РФ и ее субъектами напрямую зависит от указанного конституционного разграничения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодействия земельного, гражданского и иных отраслей российского законодательства.

Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и законодательства при правоприменении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты природопользования, прежде всего земельные участки, для решения земельных, экологических и иных споров, уяснения современных проблем.

Соотношение земельного и гражданского законодательств не является чисто теоретической проблемой, по становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Так, Федеральный арбитражный суд Московской области рассмотрел дело, по которому администрация Клинского района обратилась с иском к предпринимателю без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и просила обязать ответчика на основании ст. 304 ГК освободить земельный участок под торговым павильоном, находящимся в г. Клину. Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что собственник в силу ст. 304 ГК вправе требовать устранения всяких нарушений его права на земельный участок. Договор аренды спорного земельного участка ответчиком в нарушение требований постановления главы администрации Клинского района не оформлялся, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для его использования.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком возник имущественный спор по поводу владения земельным участком. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Способы и основания, при которых право собственника земельного участка подлежит защите, установлены в ст. 60 ЗК. Однако исковые требования основаны на ст. 304 ГК, которая не может быть применена при разрешении данного спора без учета положений ст. 60 ЗК.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела применили норму права, которая не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Источник: https://studme.org/61523/pravo/sootnoshenie_zemelnogo_grazhdanskogo_prava

§4 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Статья 130 ГК РФ признала недвижимым имуществом земель­ные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозмож­но, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, соору­жения. Закрепление в законодательстве понятия «недвижи­мость» и признание земли в качестве основного элемента это­го понятия, а также вовлечение земель в гражданский оборот породили проблему разграничения сфер правового регулиро­вания земельного законодательства и гражданского законода­тельства. Необходимость такого разграничения вызвана тем, что обе эти отрасли законодательства регулируют имуществен­ные отношения. Попробуем разобраться в этом вопросе на ос­нове анализа норм действующего законодательства1.

1. Различия в предметах правового регулирования земель­ного и гражданского права. Как отмечают многие ученые, предметом гражданского права являются имущественные от­ношения, которые представляют собой отношения по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Эти отношения основаны на принципах равен­ства, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. При этом отношения, не отвечающие указанным при­знакам, не регулируются нормами гражданского права.

Общей сферой правового регулирования земельного и гра­жданского законодательства являются вопросы права собст­венности на землю, иных вещных прав на земельные участ­ки, оборотоспособности земельных участков, в незначитель­ной степени договоров с земельными участками и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

1 Весьма подробный научный обзор разных точек зрения, высказанных по этому поводу, приводится в учебнике И.А. ИконицкоИ «Земельное право Российской Федерации». С. 34—37.

Глава I. Понятие земельного права 27

шений по поводу земли нормами земельного законодательст­ва. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегу­лирован в земельном законодательстве.

Так, п. 3 ст. 209 ГК РФ предусматривает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК), осуществляются их собственником свободно, ес­ли это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (поч­венный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использо­вать по своему усмотрению все, что находится над и под по­верхностью этого участка, если иное не предусмотрено закона­ми о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии со ст. 258 ГК РФ при прекращении кресть­янского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.

Право пожизненного наследуемого владения земельным уча­стком, находящимся в государственной или муниципальной соб­ственности, приобретается гражданами по основаниям и в поряд­ке, предусмотренным земельным законодательством (ст. 265 ГК).

28 Земельное право современной России

В соответствии со ст. 266 ГК РФ, если из условий пользо­вания земельным участком, установленных законом, не выте­кает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое иму­щество, приобретая на него право собственности.

Как предусматривает ст. 269 ГК РФ, лицо, которому зе­мельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в преде­лах, установленных законом, иными правовыми актами и ак­том о предоставлении участка в пользование.

Регулирование такого важного вопроса, как изъятие зе­мельных участков для государственных и муниципальных нужд, гражданское законодательство также отнесло к сфере регулирования законодательства о земле. Гражданское законо­дательство устанавливает только самые общие положения, ка­сающиеся изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд. Подробно эта процедура урегулирована в земельном законодательстве. Согласно ст. 279 ГК РФ государ­ственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муни­ципальных нужд, а также порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодатель­ством. Более того, ГК РФ связывает вопрос изъятия объектов недвижимости с изъятием при наличии определенных условий земельного участка (ст. 239).

Как прямо указано в гражданском законодательстве, регули­рование вопросов оборотоспособности земельных участков — это прерогатива земельного законодательства. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одно­го лица к другому иными способами в той мере, в какой их обо­рот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК).

Регулирование договоров с земельными участками — это, безусловно, сфера гражданского законодательства. Однако и в этой области гражданское право допускает возможность отра­зить особенности совершения сделок с земельными участками в земельном законодательстве. Например, согласно ст. 555 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором про­дажи недвижимости, установленная в таком договоре цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, на­ходящегося на земельном участке, включает цену передавае-

Глава I. Понятие земельного Ирана 29

мой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее. Статья 607 ГК РФ пре­дусматривает, что законам могут быть установлены особенно­сти сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Вопросы же гражданско-правовой ответственности за нару­шение земельного законодательства регулируются граждан­ским правом. Однако и в этой области есть своя специфика. Во-первых, при определении размера ущерба в некоторых слу­чаях применяются специальные методики. Во-вторых, поря­док возмещения ущерба, причиненного правомерными дейст­виями, например при изъятии земельных участков для госу­дарственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством.

Поэтому п. 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что при регули­ровании земельных отношений применяется принцип разгра­ничения действия норм гражданского и земельного законода­тельства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владе­нию, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются граждан­ским законодательством, если иное не предусмотрено земель­ным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными феде­ральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК).

Таким образом, в основе разграничения предметов право­вого регулирования этих двух отраслей права лежит следую­щий принцип. Гражданское законодательство определяет об­щие положения, касающиеся регулирования указанных вы­ше вопросов, а в земельном законодательстве отражается специфика, обусловленная особенностями земли как при­родного объекта. Этот принцип нашел свое выражение в том, что в ГК РФ имеется специальная глава 17 «Право соб­ственности и другие вещные права на землю». Если бы та­кой специфики не было, очевидно, не возникло бы необхо­димости в такой главе. Это означает, что в рамках только гражданского законодательства не могут быть урегулированы все вопросы права собственности и иных вещных прав на зе-

30 Земельное право современной России

млю. Таковы принцип и параметры разграничения предме­тов правового регулирования земельного и гражданского за­конодательства.

Какова основная цель гражданского права? Эта цель за­

ключается в том, чтобы путем регулирования отношений при­

надлежности и присвоенности материальных благ, составляю­

щих предпосылку и результат товарообмена, регулировать сам

процесс товарообмена. Для земельного права эта цель, безус­

ловно, имеет очень важное значение. Регулирование оборото-

способности земельных участков — это одно из приоритетных

направлений данной отрасли права. Однако она не является

главной. Указанная цель в земельном праве рассматривается

непосредственно в контексте обеспечения задачи рациональ­

ного использования и охраны земель.

В качестве одной из функций гражданского права при­

знается функция самоорганизации и саморегулирования уча­

стников гражданского оборота, субъектов имущественных от­

ношений. Реализация этой функции достигается тем, что в

гражданском праве содержится минимальное количество за­

претов и максимум возможных дозволений. Отчасти эта функ­

ция присуща и земельному праву в части совершения сделок с

земельными участками. Саморегулирование земельных отно­

шений осуществляется также на уровне установления серви-

тутных отношений. Однако никогда земельное право не пре­

следовало такой задачи. Отрицательные результаты такой «са­

морегуляции» очевидны. Особенно широкое распространение

«саморегуляция» земельных отношений получила в начале зе­

мельной реформы, когда земельные отношения регулирова­

лись преимущественно указами Президента РФ. В это время

плодородные сельскохозяйственные угодья, водоохранные зо­ны и земли особо охраняемых природных территорий активно застраивались индивидуальными жилыми домами и дачами. Для того чтобы прекратить эту глубоко порочную практику, необходимы публичные способы правового регулирования, строгий и эффективный земельный контроль, а не «саморегу­ляция», основанная на коррупции. Поэтому земельное право и гражданское право выполняют принципиально разные функции.

4. Особенности земли как объекта правового регулирования

рования, применяемых в гражданском и земельном праве. В гра-

Глава I. Понятие земельного права 31

жданском праве доминируюшее значение имеет свобода воле­изъявления субъектов гражданских правоотношений. Граждан­ское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственно­стью. Часть 1 ст. 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское за­конодательство основывается на признании равенства участни­ков регулируемых им отношений, неприкосновенности собст­венности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости бес­препятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования зе­мельных отношений. Статья 36 Конституции РФ, рассматри­ваемая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы пуб­лично-правового характера регулирования отношений по по­воду земли, устанавливая пределы осуществления права собст­венности на нее.

Земельное право исходит из наличия у субъекта права соб­ственности на землю не только права, но и обязанности ис­пользовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 42 ЗК). Ограниченность земли в пространстве предполага­ет применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственно­сти, а также в пользовании. Экологические и социальные ин­тересы общества вызывают потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в сфере зе­мельного рынка, за совершением сделок с землей.

Одним из фундаментальных принципов гражданского пра­ва является принцип неприкосновенности собственности. Суть этого принципа заключается в том, чтобы собственники име­ли возможность использовать свое имущество, не опасаясь его изъятия или ограничения использования. Этот же принцип реализуется и в земельном праве, но при этом он приобретает несколько иной характер. Изъятие имущества, земельных уча­стков как в гражданском, так и в земельном праве — исклю­чительные случаи. В этом отношении имеется совершенно очевидное сходство. Однако в земельном праве применяется не имеющая аналогов в других отраслях права процедура изъ-

32 . Земельное право современной России

ятия земельных участков для государственных или муници­пальных нужд, обусловленная исключительно публичными интересами.

Эта процедура должна гарантировать максимально возмож­ное соблюдение интересов частных земельных собственников при изъятии у них земель. В земельном законодательстве зак­репляются гарантии соблюдения их прав, основания и условия изъятия, а также определяются органы, которые вправе при­бегнуть к этой процедуре.

Что же касается ограничений прав собственников и других лиц, использующих земельные участки, то в земельном зако­нодательстве в отличие от гражданского законодательства пре­дусмотрено очень большое число оснований установления ог­раничений прав лиц на земельные участки. Установление ог­раничений на использование земель — типичная черта право­вого режима земель.

В земельном праве неприменим в полной мере гражданско-правовой принцип свободы договора к сфере совершения сделок с земельными участками. Субъекты земельного права свобод­ны в заключении соответствующих договоров с земельными участками, они могут выбирать своего контрагента, определять условия договора и т.п. Однако в земельном праве есть весьма существенные ограничения. Например, ст. 35 ЗК РФ преду­сматривает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за некоторы­ми исключениями. Соответственно не допускается отчужде­ние земельного участка без находящихся на нем здания, стро­ения, сооружения в случае, если они принадлежат одному ли­цу. Согласно ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет и т.д.

В гражданском праве действует принцип беспрепятственно­го осуществления гражданских прав. Этот принцип применим и к земельному праву, однако с одной оговоркой. Земельные права также реализуются беспрепятственно, но в пределах, ус­тановленных законом. К числу важнейших пределов реализа­ции земельных прав следует отнести целевое назначение зе­мельных участков, разрешенное использование земельных участков, определенное в результате территориального зони­рования, установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки, и т.д.

Глава I. Понятие земельного права 33

Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а зе­мельное право — на обеспечении рационального использова­ния и охраны земель как основы жизни и деятельности людей с учетом прав и законных интересов лиц, использующих зе­мельные участки.

В связи с анализом принципов земельного и гражданского права встает еще один вопрос: насколько само гражданское право является частным правом в полном смысле этого слова? Как совместить принципы автономии воли, беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав, например, с требова­нием гражданского законодательства об обязательной государ­ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним?

Функционирование системы государственной регистрации прав на недвижимость преследует решение задачи обеспече­ния контроля государства за совершением сделок с недвижи­мым имуществом, переходом прав на него от одного лица к другому, в том числе в сфере оборота земельных участков. Та­кой контроль призван создать правовую основу защиты прав граждан и юридических лиц на недвижимость, что имеет важ­ное значение не только для этих лиц, но и для общества в це­лом, поскольку речь идет о соблюдении установленного пра­вопорядка. По своей сущности данные отношения имеют яр­ко выраженный административно-правовой характер. Содер­жание этих отношений заключается в том, что исполнитель­ные органы государственной власти — учреждения юстиции осуществляют правовую экспертизу документов, проверяют законность сделки и в зависимости от результатов принимают решение о регистрации либо приостановлении или отказе в регистрации прав на недвижимость.

В качестве юридического акта государственная регистрация прав представляет собой административно-правовой акт. Юридическое значение этого акта заключается в том, что с его принятием закон связывает наступление определенных юри­дических последствий. Такие последствии непосредственно связаны с возникновением, изменением (обременением) и прекращением прав на недвижимое имущество, в том числе на землю. Например, согласно ст. 550 ГК РФ для договора куп­ли-продажи недвижимости (земельного участка) не требуется его государственная регистрация. Договор признается заклю-

34 земельное право современной России

ценным с момента его подписания сторонами. Однако госу­дарственной регистрации подлежит переход права собственно­сти к покупателю на недвижимость <земельный участок) (п. 1 ст. 551 ГК). Аналогичные требования предъявляются к совер­шению договора мены земельных участков. Договор же даре­ния недвижимого имущества подлежит государственной реги­страции (п. 3 ст. 574 ГК). Подлежит государственной регист­рации также договор ренты (ст. 584 ГК) и т.д.

Таким образом, включение института государственной ре­гистрации прав на недвижимость в систему гражданского пра­ва явно вступает в противоречие с п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на ад­министративном или ином властном подчинении одной сто­роны другой, гражданское законодательство по общему прави­лу не применяется. Видимо, поэтому имеются достаточные ос­нования рассматривать большую часть законодательства о го­сударственной регистрации прав на недвижимость в качестве функции управления, относящейся к системе земельного пра­ва (права недвижимости).

5. Включение части земельного права в состав гражданско­го права нередко аргументируется тем, что земля признана не­движимым имуществом и вовлечена в гражданский оборот. Однако гражданское законодательство всегда регулировало часть земельных отношений в той мере, в какой они не были урегулированы земельным законодательством. Земля была объектом экономического оборота. Она была исключена из гражданского оборота, но ее экономический оборот осущест­влялся административно-правовыми актами государственных органов путем перевода земель из одной категории в другую, изъятия и предоставления земельных участков.

Что касается признания земли недвижимостью, то необходимо иметь в виду следующее: первичным и основным элементом недвижимости является земля. Еще в римском пра­ве недвижимыми вещами считались те вещи, которые не до­пускают перемены места без вреда для их субстанции. К ним относилась земля (solum) и всякая ограниченная ее часть (fun-dus, praedium). Все вещи, органически связанные с землей, а также здания, прочно (с фундаментом) построенные на земле, по римскому воззрению, не являлись самостоятельными веща­ми, а считались составными частями земли1. Аналогичные

1 Хвостов В.М. Система римского права. Общая часть. М., 1900. С. 143.

Глава I. Понятие земельного права 35

представления о недвижимости были в дореволюционном рос­сийском праве и существуют сейчас, например, в английском и американском праве. Вес остальные виды имущества стано­вятся недвижимостью только в силу прочной связи с землей. Это обстоятельство определяет приоритетность регулирования земельных отношений нормами земельного, а не гражданско­го права. Следует также отметить, что признание земли недви­жимостью является основанием для вывода о том, что отноше­ния по поводу объектов, созданных человеком и неразрывно связанных с землей (зданий, строений и сооружений), отчас­ти регулируются земельным правом, поскольку основой всех имущественных отношений является земля

6. Необходимо также заметить, что согласно ч. 3 ст. 36 Кон­ституции РФ условия и порядок пользования землей опреде­ляются на основе федерального закона. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В то же время гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) — это предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3623_chapter_8_4_ZEMELNOE_PRAVO_I_GRAZHDANSKOE_PRAVO.html

Соотношение земельного и гражданского законодательства

Связь земельного права с гражданским предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Фундамент этих отношений основывается на вещных правах на землю (прежде всего праве собственности), их общность по своему характеру является имущественной, ибо именно здесь сильнее всего проявляется соприкосновение земельного права и гражданского. Право на земельный участок тесно связано с правом на плоды, приносимые ею, насаждения, строения на земельных участках. Это проявляется в праве ограниченного пользования чужим участком, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельного законодательства. В самом земельном законодательстве очень много норм, как регулирующих гражданские правоотношения, так и отсылающих к нему. Так же немало норм и в гражданском законодательстве, регулирующих имущественные правоотношения на землю. Например, Гражданским кодексом земельные участки отнесены к недвижимому имуществу, уже одно это предполагает, что их оборотоспособность предполагает наличие у граждан самых разнообразных вещных и обязательственных прав на указанные земельные участки.

Но в то же время следует отметить, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами лишь в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В самом тексте нового Земельного кодекса очень много ссылок на гражданское законодательство. Например, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, которые следуют судьбе земельных участков, за изъятиями, установленными федеральными законами. Тесная связь и в определении объема вещных прав на землю и их субъектов. Например, понятие права постоянного (бессрочного) пользования дано как в гражданском, так и в земельном кодексе. Однако в земельном кодексе четко очерчен круг субъектов, которым это право может быть предоставлено. В данном случае это могут быть только государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Понятие права пожизненного наследуемого владения приводится как в гражданском кодексе, так и Земельном кодексе, но последний четко говорит о том, данный вид права хотя и сохраняется, тем не менее, больше в пожизненное наследуемое владение земля гражданам не предоставляется.

Источник: https://studopedia.ru/5_42034_sootnoshenie-zemelnogo-i-grazhdanskogo-zakonodatelstva.html

Земельное право как отрасль права

В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права

Понятие и предмет земельного права

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Субъекты и объекты земельного права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Методы и принципы земельного права

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Принципы земельного права

Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права. Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/zemelnoe-pravo-kak-otrasl-prava.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *