Гражданское и земельное право
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское и земельное право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как видите, в вопросе о получении декретных денег нет ничего сложного. У будущей роженицы есть обязанность оформить надлежащим образом больничный лист, с указанием информации о медицинском учреждении и лечащем враче. Существуют ситуации когда ФСС задерживает перечисления необходимой суммы на счета предприятия в таком случае работодатель обязан выплатить пособие из собственных денежных средств или средств, прописанных в бюджете предприятия для форс-мажорных ситуаций, все средства ему впоследствии будут обязательно компенсированы фондом социального страхования.
Содержание:
Соотношение земельного и гражданского права
Наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского права и законодательства РФ, тем более что в ряде норм ЗК и иных кодексов и законов РФ предусматриваются, например, недопущение приватизации определенного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-правовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природных объектов.
Базовые положения содержатся в ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает нрав и законных интересов иных лиц.
Общие нормы ГК влияют на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и объектов иных природных ресурсов. В п. 3 ст. 8 ГК «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», например, предусматривается судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, например при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования.
Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на тот или иной вид природопользования, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445 ГК «Заключение договора в обязательном порядке», ст. 448 ГК «Организация и проведение торгов», ст. 449 ГК «Последствия нарушения правил проведения торгов» и др.
Гражданское законодательство относится к ведению России, земельное – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение земельных и связанных с ними имущественных полномочий между РФ и ее субъектами напрямую зависит от указанного конституционного разграничения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодействия земельного, гражданского и иных отраслей российского законодательства.
Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и законодательства при правоприменении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты природопользования, прежде всего земельные участки, для решения земельных, экологических и иных споров, уяснения современных проблем.
Соотношение земельного и гражданского законодательств не является чисто теоретической проблемой, по становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Так, Федеральный арбитражный суд Московской области рассмотрел дело, по которому администрация Клинского района обратилась с иском к предпринимателю без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и просила обязать ответчика на основании ст. 304 ГК освободить земельный участок под торговым павильоном, находящимся в г. Клину. Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что собственник в силу ст. 304 ГК вправе требовать устранения всяких нарушений его права на земельный участок. Договор аренды спорного земельного участка ответчиком в нарушение требований постановления главы администрации Клинского района не оформлялся, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для его использования.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком возник имущественный спор по поводу владения земельным участком. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Способы и основания, при которых право собственника земельного участка подлежит защите, установлены в ст. 60 ЗК. Однако исковые требования основаны на ст. 304 ГК, которая не может быть применена при разрешении данного спора без учета положений ст. 60 ЗК.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела применили норму права, которая не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Источник: https://studme.org/61523/pravo/sootnoshenie_zemelnogo_grazhdanskogo_prava
§4 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Статья 130 ГК РФ признала недвижимым имуществом земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость» и признание земли в качестве основного элемента этого понятия, а также вовлечение земель в гражданский оборот породили проблему разграничения сфер правового регулирования земельного законодательства и гражданского законодательства. Необходимость такого разграничения вызвана тем, что обе эти отрасли законодательства регулируют имущественные отношения. Попробуем разобраться в этом вопросе на основе анализа норм действующего законодательства1.
1. Различия в предметах правового регулирования земельного и гражданского права. Как отмечают многие ученые, предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые представляют собой отношения по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Эти отношения основаны на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. При этом отношения, не отвечающие указанным признакам, не регулируются нормами гражданского права.
Общей сферой правового регулирования земельного и гражданского законодательства являются вопросы права собственности на землю, иных вещных прав на земельные участки, оборотоспособности земельных участков, в незначительной степени договоров с земельными участками и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства.
1 Весьма подробный научный обзор разных точек зрения, высказанных по этому поводу, приводится в учебнике И.А. ИконицкоИ «Земельное право Российской Федерации». С. 34—37.
Глава I. Понятие земельного права 27
шений по поводу земли нормами земельного законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.
Так, п. 3 ст. 209 ГК РФ предусматривает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст. 258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, предусмотренным земельным законодательством (ст. 265 ГК).
28 Земельное право современной России
В соответствии со ст. 266 ГК РФ, если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
Как предусматривает ст. 269 ГК РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Регулирование такого важного вопроса, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, гражданское законодательство также отнесло к сфере регулирования законодательства о земле. Гражданское законодательство устанавливает только самые общие положения, касающиеся изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд. Подробно эта процедура урегулирована в земельном законодательстве. Согласно ст. 279 ГК РФ государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Более того, ГК РФ связывает вопрос изъятия объектов недвижимости с изъятием при наличии определенных условий земельного участка (ст. 239).
Как прямо указано в гражданском законодательстве, регулирование вопросов оборотоспособности земельных участков — это прерогатива земельного законодательства. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК).
Регулирование договоров с земельными участками — это, безусловно, сфера гражданского законодательства. Однако и в этой области гражданское право допускает возможность отразить особенности совершения сделок с земельными участками в земельном законодательстве. Например, согласно ст. 555 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в таком договоре цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передавае-
Глава I. Понятие земельного Ирана 29
мой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее. Статья 607 ГК РФ предусматривает, что законам могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Вопросы же гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства регулируются гражданским правом. Однако и в этой области есть своя специфика. Во-первых, при определении размера ущерба в некоторых случаях применяются специальные методики. Во-вторых, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями, например при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством.
Поэтому п. 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК).
Таким образом, в основе разграничения предметов правового регулирования этих двух отраслей права лежит следующий принцип. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта. Этот принцип нашел свое выражение в том, что в ГК РФ имеется специальная глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Если бы такой специфики не было, очевидно, не возникло бы необходимости в такой главе. Это означает, что в рамках только гражданского законодательства не могут быть урегулированы все вопросы права собственности и иных вещных прав на зе-
30 Земельное право современной России
млю. Таковы принцип и параметры разграничения предметов правового регулирования земельного и гражданского законодательства.
Какова основная цель гражданского права? Эта цель за
ключается в том, чтобы путем регулирования отношений при
надлежности и присвоенности материальных благ, составляю
щих предпосылку и результат товарообмена, регулировать сам
процесс товарообмена. Для земельного права эта цель, безус
ловно, имеет очень важное значение. Регулирование оборото-
способности земельных участков — это одно из приоритетных
направлений данной отрасли права. Однако она не является
главной. Указанная цель в земельном праве рассматривается
непосредственно в контексте обеспечения задачи рациональ
ного использования и охраны земель.
В качестве одной из функций гражданского права при
знается функция самоорганизации и саморегулирования уча
стников гражданского оборота, субъектов имущественных от
ношений. Реализация этой функции достигается тем, что в
гражданском праве содержится минимальное количество за
претов и максимум возможных дозволений. Отчасти эта функ
ция присуща и земельному праву в части совершения сделок с
земельными участками. Саморегулирование земельных отно
шений осуществляется также на уровне установления серви-
тутных отношений. Однако никогда земельное право не пре
следовало такой задачи. Отрицательные результаты такой «са
морегуляции» очевидны. Особенно широкое распространение
«саморегуляция» земельных отношений получила в начале зе
мельной реформы, когда земельные отношения регулирова
лись преимущественно указами Президента РФ. В это время
плодородные сельскохозяйственные угодья, водоохранные зоны и земли особо охраняемых природных территорий активно застраивались индивидуальными жилыми домами и дачами. Для того чтобы прекратить эту глубоко порочную практику, необходимы публичные способы правового регулирования, строгий и эффективный земельный контроль, а не «саморегуляция», основанная на коррупции. Поэтому земельное право и гражданское право выполняют принципиально разные функции.
4. Особенности земли как объекта правового регулирования
рования, применяемых в гражданском и земельном праве. В гра-
Глава I. Понятие земельного права 31
жданском праве доминируюшее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст. 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. Статья 36 Конституции РФ, рассматриваемая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы публично-правового характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы осуществления права собственности на нее.
Земельное право исходит из наличия у субъекта права собственности на землю не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 42 ЗК). Ограниченность земли в пространстве предполагает применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственности, а также в пользовании. Экологические и социальные интересы общества вызывают потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в сфере земельного рынка, за совершением сделок с землей.
Одним из фундаментальных принципов гражданского права является принцип неприкосновенности собственности. Суть этого принципа заключается в том, чтобы собственники имели возможность использовать свое имущество, не опасаясь его изъятия или ограничения использования. Этот же принцип реализуется и в земельном праве, но при этом он приобретает несколько иной характер. Изъятие имущества, земельных участков как в гражданском, так и в земельном праве — исключительные случаи. В этом отношении имеется совершенно очевидное сходство. Однако в земельном праве применяется не имеющая аналогов в других отраслях права процедура изъ-
32 . Земельное право современной России
ятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обусловленная исключительно публичными интересами.
Эта процедура должна гарантировать максимально возможное соблюдение интересов частных земельных собственников при изъятии у них земель. В земельном законодательстве закрепляются гарантии соблюдения их прав, основания и условия изъятия, а также определяются органы, которые вправе прибегнуть к этой процедуре.
Что же касается ограничений прав собственников и других лиц, использующих земельные участки, то в земельном законодательстве в отличие от гражданского законодательства предусмотрено очень большое число оснований установления ограничений прав лиц на земельные участки. Установление ограничений на использование земель — типичная черта правового режима земель.
В земельном праве неприменим в полной мере гражданско-правовой принцип свободы договора к сфере совершения сделок с земельными участками. Субъекты земельного права свободны в заключении соответствующих договоров с земельными участками, они могут выбирать своего контрагента, определять условия договора и т.п. Однако в земельном праве есть весьма существенные ограничения. Например, ст. 35 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за некоторыми исключениями. Соответственно не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Согласно ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет и т.д.
В гражданском праве действует принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. Этот принцип применим и к земельному праву, однако с одной оговоркой. Земельные права также реализуются беспрепятственно, но в пределах, установленных законом. К числу важнейших пределов реализации земельных прав следует отнести целевое назначение земельных участков, разрешенное использование земельных участков, определенное в результате территориального зонирования, установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки, и т.д.
Глава I. Понятие земельного права 33
Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а земельное право — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей с учетом прав и законных интересов лиц, использующих земельные участки.
В связи с анализом принципов земельного и гражданского права встает еще один вопрос: насколько само гражданское право является частным правом в полном смысле этого слова? Как совместить принципы автономии воли, беспрепятственного осуществления гражданских прав, например, с требованием гражданского законодательства об обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
Функционирование системы государственной регистрации прав на недвижимость преследует решение задачи обеспечения контроля государства за совершением сделок с недвижимым имуществом, переходом прав на него от одного лица к другому, в том числе в сфере оборота земельных участков. Такой контроль призван создать правовую основу защиты прав граждан и юридических лиц на недвижимость, что имеет важное значение не только для этих лиц, но и для общества в целом, поскольку речь идет о соблюдении установленного правопорядка. По своей сущности данные отношения имеют ярко выраженный административно-правовой характер. Содержание этих отношений заключается в том, что исполнительные органы государственной власти — учреждения юстиции осуществляют правовую экспертизу документов, проверяют законность сделки и в зависимости от результатов принимают решение о регистрации либо приостановлении или отказе в регистрации прав на недвижимость.
В качестве юридического акта государственная регистрация прав представляет собой административно-правовой акт. Юридическое значение этого акта заключается в том, что с его принятием закон связывает наступление определенных юридических последствий. Такие последствии непосредственно связаны с возникновением, изменением (обременением) и прекращением прав на недвижимое имущество, в том числе на землю. Например, согласно ст. 550 ГК РФ для договора купли-продажи недвижимости (земельного участка) не требуется его государственная регистрация. Договор признается заклю-
34 земельное право современной России
ценным с момента его подписания сторонами. Однако государственной регистрации подлежит переход права собственности к покупателю на недвижимость <земельный участок) (п. 1 ст. 551 ГК). Аналогичные требования предъявляются к совершению договора мены земельных участков. Договор же дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК). Подлежит государственной регистрации также договор ренты (ст. 584 ГК) и т.д.
Таким образом, включение института государственной регистрации прав на недвижимость в систему гражданского права явно вступает в противоречие с п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство по общему правилу не применяется. Видимо, поэтому имеются достаточные основания рассматривать большую часть законодательства о государственной регистрации прав на недвижимость в качестве функции управления, относящейся к системе земельного права (права недвижимости).
5. Включение части земельного права в состав гражданского права нередко аргументируется тем, что земля признана недвижимым имуществом и вовлечена в гражданский оборот. Однако гражданское законодательство всегда регулировало часть земельных отношений в той мере, в какой они не были урегулированы земельным законодательством. Земля была объектом экономического оборота. Она была исключена из гражданского оборота, но ее экономический оборот осуществлялся административно-правовыми актами государственных органов путем перевода земель из одной категории в другую, изъятия и предоставления земельных участков.
Что касается признания земли недвижимостью, то необходимо иметь в виду следующее: первичным и основным элементом недвижимости является земля. Еще в римском праве недвижимыми вещами считались те вещи, которые не допускают перемены места без вреда для их субстанции. К ним относилась земля (solum) и всякая ограниченная ее часть (fun-dus, praedium). Все вещи, органически связанные с землей, а также здания, прочно (с фундаментом) построенные на земле, по римскому воззрению, не являлись самостоятельными вещами, а считались составными частями земли1. Аналогичные
1 Хвостов В.М. Система римского права. Общая часть. М., 1900. С. 143.
Глава I. Понятие земельного права 35
представления о недвижимости были в дореволюционном российском праве и существуют сейчас, например, в английском и американском праве. Вес остальные виды имущества становятся недвижимостью только в силу прочной связи с землей. Это обстоятельство определяет приоритетность регулирования земельных отношений нормами земельного, а не гражданского права. Следует также отметить, что признание земли недвижимостью является основанием для вывода о том, что отношения по поводу объектов, созданных человеком и неразрывно связанных с землей (зданий, строений и сооружений), отчасти регулируются земельным правом, поскольку основой всех имущественных отношений является земля
6. Необходимо также заметить, что согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В то же время гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) — это предмет исключительного ведения Российской Федерации.
Источник: http://www.adhdportal.com/book_3623_chapter_8_4_ZEMELNOE_PRAVO_I_GRAZHDANSKOE_PRAVO.html
Соотношение земельного и гражданского законодательства
Связь земельного права с гражданским предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Фундамент этих отношений основывается на вещных правах на землю (прежде всего праве собственности), их общность по своему характеру является имущественной, ибо именно здесь сильнее всего проявляется соприкосновение земельного права и гражданского. Право на земельный участок тесно связано с правом на плоды, приносимые ею, насаждения, строения на земельных участках. Это проявляется в праве ограниченного пользования чужим участком, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельного законодательства. В самом земельном законодательстве очень много норм, как регулирующих гражданские правоотношения, так и отсылающих к нему. Так же немало норм и в гражданском законодательстве, регулирующих имущественные правоотношения на землю. Например, Гражданским кодексом земельные участки отнесены к недвижимому имуществу, уже одно это предполагает, что их оборотоспособность предполагает наличие у граждан самых разнообразных вещных и обязательственных прав на указанные земельные участки.
Но в то же время следует отметить, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами лишь в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В самом тексте нового Земельного кодекса очень много ссылок на гражданское законодательство. Например, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, которые следуют судьбе земельных участков, за изъятиями, установленными федеральными законами. Тесная связь и в определении объема вещных прав на землю и их субъектов. Например, понятие права постоянного (бессрочного) пользования дано как в гражданском, так и в земельном кодексе. Однако в земельном кодексе четко очерчен круг субъектов, которым это право может быть предоставлено. В данном случае это могут быть только государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Понятие права пожизненного наследуемого владения приводится как в гражданском кодексе, так и Земельном кодексе, но последний четко говорит о том, данный вид права хотя и сохраняется, тем не менее, больше в пожизненное наследуемое владение земля гражданам не предоставляется.
Источник: https://studopedia.ru/5_42034_sootnoshenie-zemelnogo-i-grazhdanskogo-zakonodatelstva.html
Земельное право как отрасль права
В статье рассматриваются понятие, предмет, методы и принципы, источники земельного права
Понятие и предмет земельного права
Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.
Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.
Необходимо разграничивать понятие «земля» как природный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «основа жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.
Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.
Субъекты и объекты земельного права
Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.
В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.
Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Методы и принципы земельного права
Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.
Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.
Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.
Принципы земельного права
Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.
К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).
Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.
Источники земельного права
Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
К источникам земельного права относятся:
1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;
4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;
5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.
Понятие системы земельного права
Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права. Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.
Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/zemelnoe-pravo-kak-otrasl-prava.html