Может ли военнообязанный не состоять на воинском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли военнообязанный не состоять на воинском учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лицензия учебного заведения в случае, если ее реквизиты не указаны в договоре на обучение. бывший опекун или попечитель при оплате обучения бывшего подопечного до достижения им 24 лет;. Следовательно, налоговый вычет может предоставляться и при обучении ребенка за границей.

Вопросы — ответы по воинскому учету и бронированию, часть 1

Что делать при заболевании гриппом? Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего рас

Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).

Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы. Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.

Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.

Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:

1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):

— лица, пребывающие в запасе;

— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;

2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):

— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

— лица, признанные не годными к военной службе.

Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

В силу п. 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).

На основании п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны в том числе оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (военные комиссариаты), обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов.

Кроме того, согласно пп. «ж» п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

На основании п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (далее — Положение о военных комиссариатах), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

При этом согласно п. 11 Положения о военных комиссариатах к основным задачам военных комиссариатов относятся, в том числе организация и ведение воинского учета; проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности.

Согласно ст. 21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В силу Приказа Минфина России от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 145н) в платежном поручении на уплату штрафа по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата следует указать код 000 1 16 09000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации».

Согласно Приказу Минфина России N 145н и Приложению 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в 1 — 3 разрядах кода следует указывать код главного администратора доходов бюджета 187 — Министерство обороны Российской Федерации, поскольку военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ.

На основании п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Работодатель должен направить в соответствующий военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) на работу или увольнению (отчислению) с работы, в течение двух недель с момента их приема (увольнения).

Обоснование: В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета. Так, согласно Положению о воинском учете, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, если работник еще не служил, это будет призывное удостоверение, если служил или не подлежит призыву, — военный билет.

Напомним, что призывники — это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. Если же работник пребывает в запасе, то он считается военнообязанным при условии, что не достиг предельного возраста. Этот возраст зависит от разряда, к которому принадлежит работник, минимально — 35 лет, максимально — 65 лет (ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Работодатель может принять на работу этих граждан и без документов воинского учета, ТК РФ это не запрещает. Однако в любом случае — есть документы или нет, и на какой бы срок с работником ни заключался трудовой договор, о принятии работника, подлежащего воинскому учету, надо уведомить военкомат. На это у работодателя есть две недели со дня принятия на работу. Кроме того, нового работника, уклоняющегося от воинского учета, следует предупредить, что он должен выполнить требования законодательства.

Частью 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена мера ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, которая влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Если устраивающийся на работу работник, например, утверждает, что военный билет у него был, но он его потерял, работодатель все равно должен уведомить военкомат о трудоустройстве такого работника, а также предупредить работника об административной ответственности за утрату этого документа и попросить его в кратчайшие сроки принять меры по его восстановлению (гражданину на это дается две недели с момента утраты в соответствии со ст. 21.7 КоАП РФ). В подтверждение отсутствия документа воинского учета кадровый специалист может попросить работника представить соответствующее письменное объяснение. Организация за отсутствие документа воинского учета у работника ответственности не несет.

Работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.

Обоснование: Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон). Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;

— проходящих военную службу;

— отбывающих наказание в виде лишения свободы;

— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

— постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Принятые студенты-практиканты могут подходить под первую категорию граждан, так на основании п. 1 ст. 23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве.

Также согласно п. 3 ст. 23 Закона не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Таким образом, принятые студенты-практиканты не должны состоять на воинском учете, если они относятся к одной из перечисленных выше категорий граждан.

В противном случае на основании п. 1 ст. 4 Закона, пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.

Так, согласно п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные).

Согласно п. 13 названных Методических рекомендаций не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе о студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.

· Вопрос: Обязана ли организация представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных?

Организация обязана представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных. Несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обоснование: Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее — Закон N 53-ФЗ). Исключение составляют граждане:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;

проходящие военную службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Статьей 59 Трудового кодекса РФ определено, что срочный трудовой договор заключается, в частности, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Статьей 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета.

Пунктом 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719)). Из п. 14 Положения N 719 следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), а также граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.

Из п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ следует, что организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением N 719. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в двухнедельный срок со дня приема на работу (увольнения) в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения N 719, пп. «а» п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ, далее — Методические рекомендации). Форма сведений приведена в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям. При этом ни Закон N 53-ФЗ, ни Положение N 719, ни Методические рекомендации не содержат исключений в отношении временных (сезонных) работников. Таким образом, подавать в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных работодатель обязан.

Несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации. Размер штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Дела об административных нарушениях по ст. 21.4 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Поэтому, как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу о таком административном правонарушении по истечении двух месяцев со дня его совершения вынести нельзя. При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Необходимо также отметить, что данное административное правонарушение не является длящимся. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В данном случае срок для представления сведений в военкомат определен — 2 недели с даты приема (увольнения) работника. Следовательно, по истечении этого срока правонарушение следует считать оконченным.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/771

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Таким образом, расходы на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными (пп. «б» п. 14 Положения).

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Однако ТК РФ не содержит положений, запрещающих прием на работу в случае, когда документы воинского учета не были предъявлены. Более того, трудовое законодательство запрещает ограничивать право на труд (ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ) и отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами (ст. ст. 3, 64 ТК РФ). Поэтому и ответственность за прием на работу гражданина, не предъявившего документы воинского учета, законодательством не предусмотрена.

Но если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель обязан проинформировать об этом военный комиссариат (пп. «а», «г» п. 30, пп. «а», «б» п. 32 Положения).

Организация, не сообщившая в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, будет считаться нарушившей законодательство о труде (ст. 11 ТК РФ) и, как следствие, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. На должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отметим, что к ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены предприниматели, поскольку обязанность представления сведений в военный комиссариат возложена только на организации (разд. III Положения).

Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.

Обоснование: Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих работников в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 9 Положения).

Согласно п. 12 Положения для осуществления воинского учета в организациях требуется один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан.

На основании п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации.

Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.

Статьей 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

В силу ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Исходя из пп. «а» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Следовательно, законодательством РФ не предусмотрена возможность предъявления при заключении трудового договора копий документов воинского учета. Проверить наличие и подлинность документов воинского учета организации-работодателю возможно только в случае предъявления лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.

Следовательно, нормативно предусмотрена необходимость предъявления именно оригиналов документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, работодатель вправе в указанной ситуации отказать в приеме на работу в связи с непредставлением при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.

· Организация принимает на работу граждан, подлежащих воинскому учету. Какие обязанности по ведению воинского учета она должна исполнять?

При приеме на работу лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение в организации воинского учета сотрудник обязан заполнить разд. II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма N Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Заполняется данный раздел на основании документов воинского учета, а именно: удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, — для призывников, и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, п. п. 14, 27, 28, пп. «а», «б», «в» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Если организация, заполняя разд. II личной карточки работника, выявила какие-либо неоговоренные исправления, неточности, подделки, она должна проинформировать об этом соответствующий военкомат (пп. «г» п. 30 Положения). Однако какой-либо ответственности за данное нарушение не установлено.

Далее необходимо в двухнедельный срок со дня приема на работу гражданина, подлежащего воинскому учету, уведомить соответствующий военкомат о принятии на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете. То же самое нужно будет сделать и при увольнении (пп. «а» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 1000 руб. в отношении должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу (далее — должностное лицо) (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Помимо вышеперечисленных обязанностей, организация также должна:

— по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (пп. «б» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица организации в виде штрафа от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);

— представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. «в» п. 32, п. 34 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 руб. до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);

— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. «г» п. 32 Положения);

— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. «е» п. 32 Положения);

— оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (пп. «ж» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Контролировать ведение организациями воинского учета должны военкоматы в порядке, определенном Министерством обороны РФ (п. 33 Положения). Они же уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в области воинского учета (ст. 23.11 КоАП РФ). Но на сегодняшний день порядок осуществления контроля Минобороны России не установлен, а следовательно, и проверять организации военкоматы не вправе. Однако сведения о нарушении организацией порядка ведения воинского учета могут поступать в военкоматы из иных источников, например из трудовых инспекций. В этом случае организация может быть привлечена к административной ответственности (гл. 21 КоАП РФ).

Источник: https://kirovgrad.midural.ru/article/show/id/196

Воинский учёт.

15.07.2020 эксперт Правомер

Постановка на воинский учет.

Согласно п. 1 ст. 10 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

При прибытии на новое место пребывания (жительства) на срок более трех месяцев гражданин обязан в течение двух недель встать на воинский учет в отделе военного комиссариата по новому месту пребывания (жительства) и сняться с воинского учета по месту предыдущего пребывания.
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете).

При постановке на воинский учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе.

ссылки на Закон

Постановка на воинский учет гражданина Российской Федерации, не пребывающего в запасе, производится в возрасте с года исполнения ему 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат.

Если в удостоверении гражданина отсутствует запись о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, ему вручается повестка о явке в военный комиссариат на ближайшее заседание призывной комиссии. Расписка призывника о получении повестки приобщается к материалам личного дела призывника при его получении.

Военный комиссариат не вправе отказать призывнику в постановке на воинский учет по причине отсутствия в удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва на военную службу или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе. В случае если призывник не снялся с воинского учета по прежнему месту жительства, в отрезной части алфавитной карточки это должно быть указано.

Приложение N 9 к Инструкции (п. п. 9, 16) приказ МО от 02.10.2007 года N 400

В соответствии с изменениями, вступающими в силу 17.02.2019, военный комиссариат обязан производить постановку граждан на воинский учёт в том числе и при отсутствии регистрации по месту пребывания. Достаточно подать заявление о постановке на воинский учёт и сообщить о месте пребывания в военкомат.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта, в «старом» документе делается соответствующая отметка.
Постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично.

Следует понимать, что гражданам, подлежащим призыву на военную службу может быть вручена повестка для прохождения медицинского освидетельствования, а также повестка для отправки к месту прохождения военной службы (после прохождения медицинского освидетельствования).

Снятие с воинского учета.

Призывник снимается с воинского учета в военном комиссариате:
— при переезде на новое место жительства на срок более трех месяцев, расположенное за пределами территории муниципального образования;
— при переезде на новое место пребывания на срок более трех месяцев, расположенное за пределами территории муниципального образования;
— при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев;
— при прочих обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ;

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
(согласно приказу МинОбороны от 2 октября 2007 года N400)
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета

согласно п. 53 Положения о воинском учете.

На практике сняться с воинского учета в военном комиссариате призывнику бывает затруднительно: решение вопроса намеренно затягивается до наступления призывного времени, призывнику вручается повестка и в отношении него проводятся призывные мероприятия.

Воинский учет в организациях.

Порядок осуществления воинского учета в организациях описан в разделе III Положения о воинском учете, а также в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (утв. Генштабом Вооруженных сил РФ).
В Положении о воинском учете (раздел III) также перечислены все образцы форм воинского учета (такие как форма N Т-2, форма N Т-2 ГС (МС)).

согласно п. 1 ст. 4 ФЗ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

— Необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата — штрафа от одной тысячи до трёх тысяч рублей

— Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — штраф от одной тысячи до пяти тысяч рублей

Обязанности граждан по воинскому учету.

— ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
— Положение о воинском учёте граждан РФ

Ответственность граждан за нарушение воинского учета.

— уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей

(за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 328 УК РФ

— умышленная порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату — штраф в размере от пятисот до трёх тысяч рублей

Я, ФИО, дата рождения, адрес регистрации (при отсутствии регистрации указать адрес временного пребывания), 1-го февраля 2020 года переехал на новое место жительства (место пребывания) на срок более 3-х месяцев.

Согласно п. 1 ст. 10 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при переезде на новое место жительства (место пребывания) на срок более 3-х месяцев граждане обязаны явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учёт.

На основании вышеизложенного, прошу:

  1. Вызвать меня в военный комиссариат для постановки на воинский учёт.
  2. Произвести постановку меня на воиснкий учёт в военном комиссариате.

Источник: https://pravomer.info/voinskiy-uchet.php

Военнообязанный — это… Возраст и учет военнообязанных, военнообязанные женщины

Что значит военнообязанный?

Военнообязанный — это гражданин допризывного или призывного возраста, который стоит на учете Вооруженных сил России. Эта категория россиян проходит учет и военную службу. Тех, кто уже отслужил и находится в запасе, регулярно отправляют на обязательные военные сборы.

Введение военного положения или начало боевых действий в стране предполагает призыв военнообязанных на службу. Это происходит в рамках мобилизации. Мобилизованные должны пройти необходимое для участия в вооруженном конфликте обучение, после чего они уходят на службу в войска.

Долг и обязанность россиянина по защите Родины закреплены в ст.59 Конституции РФ.

Если человек призывного возраста отказывается идти на военную службу, он может выбрать альтернативную гражданскую. Речь об особом виде работы в интересах общества и государства.

Возраст военнообязанных

Воинская обязанность в России автоматически наступает у мужчины, когда он достигает совершеннолетия — 18 лет. Нужно отметить, что это не зависит от того, стоит ли он на учете в военкомате. Служить обязаны как призывники, так и «запасники».

Когда обязательная служба в армии завершится, гражданин может остаться там по контракту или уволиться в запас. Но при любом выборе этого человека призовут в войска, если в стране начнется мобилизация.

Длительность обязанности военнослужащего быть готовым к войне зависит от его звания: чем оно выше, тем больше этот срок.

Так, например, военные от солдат до старшин выходят на пенсию в 50 лет. Для младшего офицерского состава этот возраст на десять лет больше. Более высокие чины — от капитанов до полковников – увольняются из ВС в 65 лет. Дольше всего воинскую обязанность несут высшие офицеры: они освобождаются от нее в 70 лет.

Учет военнообязанных

На воинском учете состоят все россияне соответствующего возраста. При этом воинская обязанность не касается освобожденных от нее, проходящих службу, заключенных, людей, постоянно проживающих за рубежом, и женщин без военно-учетной специальности.

Главные задачи состоящих на учете россиян — хранить свой военный билет и вместе с ним приходить по повестке в военный комиссариат.

Военнообязанные женщины

В России женщины могут стать военнообязанными только добровольно. Для этого они должны пройти военную службу либо окончить военную кафедру или специализированное образовательное учреждение соответствующей направленности.

Женщины в должностях от солдат до прапорщиков и от матросов до мичманов выходят на пенсию в 45 лет, а офицеры женского пола — в 50 лет.

РИА Новости

Военнообязанный в запасе

К этой категории относятся те, кто обучался на военной кафедре, уволился с воинской службы или не проходил ее, освобожден от призыва или имеет отсрочку.

Уволенному со службы дается 14 дней, чтобы встать на учет в запасе. О намерении уехать из региона или страны, вступить в брак или расторгнуть его «запасник» должен предупреждать комиссариат.

У «запасников» есть ряд обязанностей. Они должны проходить военные сборы для подготовки и повышения квалификации. Такие мероприятия устраивают один раз в три года. Обычно такие сборы идут два месяца. При этом стоит уточнить, что максимальный срок их проведения – один год.

Когда военнослужащий проходит их, он может сдать экзамены для получения звания. Важно учитывать, что такую возможность за время пребывания в запасе представляют только дважды.

Некоторые получают освобождение от поездки на сборы. Речь идет о правоохранителях, студентах, а также тех, у кого более двух детей.

РИА Новости

Военнообязанный в паспорте

Любые отметки о воинской обязанности и службе ставят на 13-й странице паспорта, а сам штамп «военнообязанный» — вверху по центру. Это делают в комиссариате.

Этот штамп должен стоять в документах любого гражданина, пригодного для службы и находящегося в запасе. На его наличие обращают внимание, в частности, при приеме на работу, в вуз, проверке документов военной полицией, пересечении границы и прохождении медицинской комиссии на профпригодность.

Источник: https://www.anews.com/p/125205664-voennoobyazannyj-ehto-vozrast-i-uchet-voennoobyazannyh-voennoobyazannye-zhenshhiny/

Как правильно быть военнообязанным

Положения о воинской обязанности и воинской службе регламентируются ФЗ №52 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и воинской службе».

Воинская обязанность предусматривает :

  • Постановку на воинский учет
  • Подготовку к военной службе
  • Призыв на военную службу
  • Прохождение военной службы по призыву
  • Пребывание в запасе
  • Призыв и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе

Обратите внимание, что военная служба по призыву может быть заменена на альтернативную. Также гражданин не призывается, если он прошел службу в добровольном порядке (по контракту) .

Исполнение воинских обязанностей граждан обеспечивается государством.

На время постановки на военный учет, медицинского освидетельствования и т.д., граждане освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места и выплатой среднего заработка или стипендии (при наличии таковой) . Кроме того, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (в случае документального подтверждения) .

Основным документом, удостоверяющим личность человека и его статус в Военных силах РФ, является военный билет.

Граждане РФ обязаны состоять на учете, за исключением:

  • Проходящих военную службу
  • Отбывающих наказание в виде лишения свободы
  • Освобожденных от исполнения воинской обязанности

Также освобождаются граждане, постоянно проживающие за пределами РФ, а также женщины, не имеющие военно-учетной специальности.

Военнообязанные граждане РФ должны :

  • Состоять на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства (или по месту пребывания, если время, проводимое вне места жительства, превышает 3 месяца)
  • Явиться в указанные в повестке время и место
  • В течение 2-х недель сообщить в военных комиссариат об изменениях семейного положения, места обучения, работы или должности, образования, о переезде на новое место жительство или место пребывания (если срок превышает 3 месяца)
  • В течение 2-х недель явиться для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета, внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, выезде с места жительства на срок более 3-х месяцев либо выезде из РФ на срок более 6-ти месяцев
  • Бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (в случае утраты документов в течение 2-х недель необходимо обратиться в военный комиссариат для получения новых документов взамен утраченных)

Постановка на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется в год достижения ими возраста 17 лет. Для этого необходимо лично явиться в военный комиссариат на комисию в период с 1 января по 31 марта.

Постановка на воинский учет возможна в течение всего календарного года для :

  • Лиц, приобретших гражданство РФ
  • Граждан, въехавших в РФ для постоянного проживания
  • Граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы
  • Граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в установленные сроки

Постановка на воинский учет женщин также осуществляется в течение всего календарного года, после получения ими военно-учетной специальности.

Обычно, явку обеспечивает общеобразовательное или высшее учебное заведение. Также гражданин может явиться в военный комиссариат самостоятельно.

Воинский учет граждан осуществляется военным комиссариатом :

  • По месту их жительства
  • По месту прохождения альтернативной гражданской службы
  • По месту их пребывания (в случае пребывания на месте, отличном от места жительства, на срок более 3-х месяцев)

Для первичной постановки на учет необходимо иметь с собой:

  • 4 фотографии (3х4 см)
  • Справку с места работы или учебы
  • Документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении или паспорт РФ)

При наличии :

  • Диплом или аттестат об образовании

Комиссия по постановке граждан на воинский учет

Комиссия по постановке граждан на воинский учет состоит из:

  • Должностного лица военного комиссариата (председателя комиссии)
  • Представителя местной администрации
  • Специалиста по профессиональному психологическому отбору
  • Секретаря комиссии
  • Врачей-специалистов

В обязанности комиссии входит :

  • Организация медицинского освидетельствования
  • Определение степени годности граждан к военной службе
  • Проведение мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям (обычно, это проводится заранее, еще в образовательном учреждении)

После осмотра и собеседования, комиссия принимает решение о :

  • Постановке гражданина на воинский учет
  • Внесении его в запас и признании ограниченно годным к военной службе
  • Освобождение его от исполнения воинской обязанности и признание негодным к военной службе

Председатель или секретарь комиссии объявляет гражданину решение и разъясняет его обязанности по воинскому учету.

Важно : гражданину выдается приписное свидетельство после прохождения комиссии при первичной постановке на учет. До обмена на военный билет, это документ является основным удостоверением личности военнообязанного и указанием его статуса в Военных Силах РФ. Гражданин несет административную отвественность за порчу или утрату документа.

Граждане проходят медицинское освидетельствование при:

  • Призыве на военные сборы
  • Постановке на воинский учет
  • Поступлении в мобилизационный людской резерв
  • Прохождении альтернативной гражданской службы
  • Призыве или поступлении на военную службу по контракту
  • Заключении договора с Министерством обороны РФ об обучении на военной кафедре
  • Поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования
  • Получении высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса

Для присвоения категории пригодности к военной службе необходимо пройти медицинское освидетельствование :

  • ЛОРа
  • Хирурга
  • Окулиста
  • Терапевта
  • Психиатра
  • Стоматолога
  • Невропатолога

При необходимости, военнообязанного могут также осмотреть врачи других специальностей и (или) направить на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (в том случае, если вынесение заключения на месте невозможно) .

После осмотра дается заключение о годности гражданина к военной службе, в котором ему присваивается категория пригодности к военной службе по медицинским показаниям.

Существуют следующие категории :

  • А (годен)
  • Б (годен с незначительными ограничениями)
  • В (ограниченно годен)
  • Г (временно не годен)
  • Д (не годен)

В случае необходимости гражданин может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.

К постановке на военный учет гражданин допускается только в случае, если ему присвоены категории А и Б.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе.

Существует три категории граждан, которые не проходят военную службу: освобожденные от призыва, имеющие право на такое освобождение и не подлежащие призыву.

От призыва на военную службу освобождаются граждане :

  • Признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья
  • Проходящие или прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу в РФ (или в другом государстве, согласно международным договорам)
  • Прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Право на освобождение от военной службы имеют граждане :

  • Имеющие ученую степень
  • Являющиеся сыновьями или родными братьями :
  1. Военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы
  2. Граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в это период
  3. Граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву

Не подлежат призыву на военную службу :

  • Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления
  • Граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, либо уголовное дело которых передано в суд

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

  • Общеобразовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию)
  • Образовательных учреждениях среднего профессионального образования (имеющих государственную аккредитацию)
  • Высших учебных заведениях (имеющих государственную аккредитацию)
  • Образовательных учреждениях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) , программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки

Обратите внимание, что граждане имеют право на отсрочку только в том случае, если на момент обучения не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра (т.е. если это не получение второго или последующего высшего образования) .

Также право на отсрочку от призыва на военную службу имеют :

  • Вынужденные переселенцы (на срок до 3-х месяцев со дня признания вынужденным переселенцем)
  • Беженцы, до приобретения ими гражданства РФ (на срок до 6-ти месяцев со дня приобретения гражданства РФ)

Кроме того, существует список причин, по которым военнообязанный имеет право на отсрочку от призыва на военную службу

Сроки призыва граждан на военную службу

Призыв на военную службу (граждан, не пребывающих в запасе) осуществляется 2 раза в год:

  • С 1 апреля по 15 июля
  • С 1 октября по 31 декабря

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Даты призыва изменены для следующих категорий граждан :

  • Проживающих в отдельных районах Крайнего Севера (или местностях, к ним приравненных) — с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря (районы определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ)
  • Проживающих в сельской местности и занятых на сельскохозяйственных работах — с 15 октября по 31 декабря
  • Являющихся педагогическими работниками образовательных учреждений (преподаватели, воспитатели и т.д.) — с 1 мая по 15 июля

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, заключается в явке на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, а также последующее прибытие в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы.

Призывная комиссия принимает решение о:

  • Призыве на военную службу
  • Направлении на альтернативную гражданскую службу
  • Предоставлении отсрочки от призыва на военную службу
  • Освобождении от призыва на военную службу
  • Зачислении в запас
  • Освобождении от исполнения воинской обязанности.

Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину. При желании можно получить выписку из протокола заседания. Для этого необходимо подать заявление, которое будет рассмотрено в течение 5-ти рабочих дней. После этого решение выдается гражданину под роспись либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

При призыве гражданина (не пребывающего в запасе) на военную службу, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых призывник будет проходить службу.

При этом обратите внимание, что при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (без уважительных причин) , призывная комиссия направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета РФ для привлечения уклониста к уголовной ответственности.

Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в вышестоящую призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд, в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения.

При обращении в призывную комиссию жалоба на решение рассматривается в течение 1 месяца.

Обязанности граждан, подлежащих призыву

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны:

  • Получать повестки военного комиссариата под расписку (они вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина)
  • Являться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы

В случае неявки гражданина по повестке военного комиссариата (без уважительных причин) он считается уклоняющимся от военной службы.

Под уважительными причинами подразумеваются :

  • Заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина (либо участие в похоронах любого из указанных лиц)
  • Обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (к этому также относятся препятствия, возникшее в результате действий непреодолимой силы)
  • Иные причины, которые предоставит призывник, и которые будут признаны уважительными призывной комиссией или судом

Военная присяга и обязательство

Военнослужащий приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части (гражданин, впервые поступивший на военную службу, или впервые призванный на военные сборы) .

Мероприятие проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать 2-х месяцев, либо по прибытии к месту военных сборов.

Военнослужащий гражданин РФ приносит присягу. Иностранный гражданин, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, дает обязательство.

Обратите внимание, что до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) :

  • К военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест
  • За военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника
  • Военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов

Прохождение военной службы

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах государственной охраны и других войсках. Также граждане могут быть призваны в другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву, в соответствии с решением призывной комиссии.

Военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, и граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях :

  • Участия в боевых действиях
  • Выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов
  • Участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ
  • Несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда
  • Участия в учениях
  • Выполнения приказа или распоряжения, отданного командиром
  • Нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью
  • Нахождения в служебной командировке
  • Нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно
  • Следования к месту военной службы и обратно
  • Прохождения военных сборов
  • Нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) , в положении заложника
  • Безвестного отсутствия (до признания военнослужащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим)
  • Оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности
  • Участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф

Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим) , получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием :

  • Самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы
  • Нахождения в алкогольном либо наркотическом опьянении

Место несения службы определяется призывной комиссией.

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев (с 01.01.2008) .

Датой начала военной службы считается день присвоения воинского звания рядового. Окончанием — дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Обратите внимание, что военнослужащий не исключается из списка личного состава в день истечения срока его военной службы, в случае, когда военнослужащий :

В срок военной службы не засчитываются :

  • Время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста
  • Время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы (независимо от причин) продолжительностью свыше 10 суток

Важно : при условии безупречной военной службы, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано военнослужащему в срок службы.

Предельный возраст пребывания на военной службе

Предельный возраст пребывания на военной службе:

  • 65 лет (для маршала РФ, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала)
  • 60 лет (для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала)
  • 55 лет (для полковника, капитана 1 ранга)
  • 50 лет (для военнослужащего, имеющего иное воинское звание)

Для женщин предельным возрастом пребывания на военной службе являются 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы :

  • До достижения 70 лет (для имеющих воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала)
  • До достижения 65 лет (для имеющих иное воинское звание)

Увольнение с военной службы

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, либо в отставку (в случае достижения предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья) .

Военнослужащие увольняются с военной службы без постановки на воинский учет, в случае :

  • Увольнения с военной службы в отставку
  • Отчисленния из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования и не имеющих военно-учетной специальности (для лиц женского пола)
  • Переезда за пределы РФ после увольнения с военной службы
  • Вступления в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы

Кроме того, на учет не ставятся иностранные граждане.

В запас Вооруженных Сил РФ зачисляются лица:

  • Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ
  • Успешно завершившие обучение на военных кафедрах (при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования)
  • Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет
  • Не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении ими возраста 27 лет
  • Прошедшие альтернативную гражданскую службу
  • Женского пола, имеющие военно-учетную специальность

Обратите внимание, что в случае успешного завершения обучения на военной кафедре, гражданину будет присвоено воинское звание в соответствии с программой его обучения. К примеру, если освоена программа военной подготовки офицеров запаса, при зачислении в запас гражданину будет присвоено звание офицера.

Если гражданин не прошел военную службу или был лишен воинского звания по решению суда, то ему присваивается воинское звание рядового или матроса.

При зачислении в запас, гражданин проходит медицинское освидетельствование.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе.

Существует два вида военных сборов :

  • Учебные
  • Сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

Продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца. Кроме того, существует предел общей продолжительности военных сборов, к которым привлекался гражданин за время пребывания в запасе. Он не может превышать 12 месяцев.

Датой начала военных сборов считается день отправки гражданина из пункта сбора, а их окончанием — день отправки с места проведения сборов.

Обратите внимание, что время отбывания дисциплинарного ареста не засчитывается в продолжительность военных сборов.

Периодичность призыва граждан на учебные сборы не может быть чаще 1 раза в 3 года.

Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки.

Важно : существует список лиц, освобожденных от прохождения военных сборов.

Материальное обеспечение проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает:

  • Обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы.
  • Обеспечение имуществом по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих
  • Финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение предусматривает выплаты :

  • За время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы (выплачивается средний заработок (пособие) или МРОТ (для не работающих граждан и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения))
  • Расходов по проезду граждан от места жительства к пункту сбора и обратно
  • Расходов по найму (поднайму) жилья
  • Командировочных (суточных)

Кроме того, военнообязанному выплачиваются :

  • Оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию
  • Районные коэффициенты за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях, за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями

Категория запаса — это приоритет военнообязанного при мобилизации. Это отметка в виде цифры 1, 2 или 3, которая ставится в военном билете.

  • Категория запаса 1

Наиболее востребованная для армии и обороны государства группа граждан. При мобилизации они вызываются в первую очередь. В группу входят :

  1. Рядовые, сержанты, прапорщики и мичманы в возрасте до 35 лет
  2. Младшие офицеры до 50 лет
  3. Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 55 лет
  4. Полковники, капитаны 1 ранга до 60 лет
  5. Высшие офицеры до 65 лет
  • Категория запаса 2

Граждане, имеющие в военном билете категорию запаса 2, призываются во вторую волну мобилизации. В группу входят :

  1. Рядовые, сержанты, прапорщики и мичманы в возрасте до 45 лет
  2. Младшие офицеры до 55 лет
  3. Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 60 лет
  4. Полковники, капитаны 1 ранга до 65 лет
  5. Высшие офицеры до 70 лет
  • Категория запаса 3

Граждане имеют наиболее низкий приоритет для призыва. В группу входят :

  1. Рядовые, сержанты, прапорщики и мичманы в возрасте до 50 лет
  2. Младшие офицеры до 60 лет
  3. Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 65 лет
  4. Женщины (имеющие опыт службы или военное образование) в возрасте до 45-50 лет

По достижении предельного возраста запаса, необходимо посетить военный комиссариат для снятия с учета.

Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы :

  • Штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х до 5-ти месяцев
  • Арест на срок от 3-х до 6-ти месяцев
  • Лишение свободы на срок до 2-х лет

Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету , к примеру неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете , по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины , неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и т.д.:

  • Штраф в размере от 100 до 500 рублей

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии :

  • Штраф в размере от 100 до 500 рублей

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату :

  • Штраф в размере от 100 до 500 рублей

Важно : нарушения, касающиеся прохождения военной службы, регламентируются главой 33 УК РФ., статьями 331 — 352.

Источник: https://www.m24.ru/library/zashchita-i-zashchitniki/31032017/350


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *