Срок эксплуатации легкового автомобиля по классификатору

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок эксплуатации легкового автомобиля по классификатору». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Какая ответственность за неуплату налога на имущество. Планировал провести платежку одновременно с налогом за текущий год 16 ноября. По действующему законодательству неплательщиков ждут штрафы и начисление пени.

Содержание:

Как определить амортизационную группу легкового автомобиля? Срок полезного использования и расчет

При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.

Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).

Как определить, к какой амортизационной группе относится авто?

В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

  • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
  • Во второй, от 2 до 3 лет.
  • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины

Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

  • виды транспортных средств;
  • соответствующая амортизационная группа (АГ);
  • СПИ;
  • коды ОКОФ.

Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

  • 3 (срок 3-5 лет);
  • 4 (срок 5-7 лет);
  • 5 (срок 7-10 лет).

Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.

Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.

Как посчитать?

Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

  1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
  2. Предприятие приобрело два джипа:
    • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
    • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

  • На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.
  • Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

    • группу, к которой относится автомобиль;
    • отметить его стоимость;
    • способы расчета амортизации;
    • а также сумму ежемесячного износа.

    Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

    Сделать подсчеты и определить АГ легкового транспортного средства может как сам собственник, так бухгалтерия. Для этого потребуется точные данные по техническим характеристикам автомобиля. Также важно точно знать массу авто и год выпуска автомобиля. Эти данные можно посмотреть в документах на ТС.

    Источник: https://pravovoi.center/zpp/srok-sluzhby/avtomobilya/amortizacionnaya-gruppa-legkovogo.html

    Срок полезного использования автомобиля для начисления амортизации 2020: как определить СПИ для легкового, грузового транспорта, автобуса?

    Классы стойкости

    Конечно, производители при маркировке моделей указывают класс стойкости и амортизационный срок. Считается, что первая цифра в маркировке говорит об этом. Однако все понимают, что такой способ определения срока эксплуатации автомобиля сомнителен. В идеале нужно смотреть на реальный опыт использования авто другими водителями, читать отзывы и получать прочие практические данные. Принято считать, что новые автомобили с первым, вторым или третьим классом служат от 3 до 5 лет, машины четвертого класса будут ездить 5-7 лет, пятого — рассчитаны на 7-10 лет службы.

    Входят ли автомобили в реестр основных средств?

    Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

    Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

    • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг , осуществления работ, управления предприятием;
    • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

    Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

    1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
    2. эксплуатируется более года;
    3. компания не собирается перепродавать объект;
    4. в будущем планируется получение прибыли от объекта.

    От чего зависит реальный срок службы авто?

    Стандартные расчеты срока службы для частного владельца не имеют значения. Их учитывают только для бухгалтерской отчетности компаний, на балансе которых находятся автомобили. Частному владельцу нужно лишь знать, что автомобиль нормально себя поведет при разных ситуациях на дорогах и сможет доставить его из одной точки в другую.

    Можно вывести много критериев, которые влияют на реальный срок службы автомобиля вне зависимости от того, какой именно класс ему присвоен.

    1. Пробег за год. Безусловно, один из самых важных факторов тот, который определяет, как долго машина будет служить. Если автомобиль в течение десяти лет будет стоять в гараже, то он потеряет только свой внешний вид, однако состояние внутренних деталей и пар трения будет идеальным. Автомобили некоторых водителей за год пробегают 30-40 тысяч километров. Естественно, срок эксплуатации таких транспортных средств в годах будет ниже.
    2. Хранение транспорта. Это еще один важный фактор, который играет роль и определяет состояние автомобиля. Если автомобиль находится все время на улице, то будет иметь место коррозия на кузове. При гаражном хранении коррозии удается избегать в течение долгих лет.
    3. Своевременное обслуживание машины и замена всех предписанных «расходников» в сроки. Производитель в инструкции указывает, через какой пробег или время нужно менять масло, воздушные, бензиновые, масляные фильтры и т. д.
    4. Использование оригинальных расходных материалов и запчастей при обслуживании. Часто на рынке встречаются аналоги, которые стоят дешевле оригинальных запчастей. Использовать их не рекомендуется.
    5. Быстрое устранение возникающих неполадок при эксплуатации транспорта.
    6. Стиль езды, отношение к автомобилю.
    7. Состояние дорог. Автомобили в Европе служат гораздо дольше таких же марок в России. Одна из причин – это качество дорожного покрытия. Если транспортное средство большую часть времени будет ездить по идеально ровной дороге без выбоин, то прослужит дольше. В России и странах СНГ состояние дорог заметно хуже, чем и объясняются частые ремонты ходовых частей транспорта.

    Определение амортизационной группы легковых авто

    Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

    • класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
    • класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
    • класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
    • класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
    • класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.

    Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.

    Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

    Пример расчёта периода полезной эксплуатации

    Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

    • определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
    • период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
    • период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.

    В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

    Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

    • длина — более 5 метров;
    • ширина — от 1,7 метра;
    • модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».

    Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

    • рыночная цена;
    • скоростные характеристики;
    • тип кузова;
    • комфортабельность салона;
    • безопасность: бронирование.

    Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

    Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

    Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

    В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

    Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

    У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

    Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

    Как рассчитывается в бухучете?

    В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

    Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

    Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

    • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
    • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
    • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

    Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

    • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
    • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
    • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

    То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

    ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

    Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

    Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

    Грузовые машины

    СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

    • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
    • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
    • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

    Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

    Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет

    Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

    Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

    Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

    Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

    Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

    П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

    При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

    То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

    В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

    • сферу применения автомобиля;
    • планируемое время эксплуатации;
    • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
    • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

    Является ли транспорт основным средством?

    Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

    Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

    • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
    • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
    • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

    Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

    • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
    • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

    Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

    Какие права имеет покупатель до окончания срока службы автомобиля?

    Даже после окончания гарантийного периода, если срок службы еще не подошел к концу, вы имеете право на устранение существенных недостатков автомобиля, при их обнаружении.

    Конечно, доказать, что данный недостаток является существенным и появился не по вашей вине, а является дефектом производства, будет не просто. Скорее всего для решения данного вопроса вам придется обратиться в суд, где с помощью независимых экспертов и опытных юристов вы сможете отстоять свои права.

    Вам удалось доказать, что недостаток является существенным. Что дальше?

    Если вы смогли доказать, что существенный недостаток проявился по причине заводского брака, то дилер в течение 20 календарных дней обязан отремонтировать ваш автомобиль. Если этого не произошло, вы имеете право требовать полной компенсации стоимости машины! Да, все верно, полной стоимости без учета амортизации.

    В теории все легко и просто. Но, как показывает наша многолетняя практика, доказать в суде, что недостаток является заводским браком, после 5 лет использования машины, практически невозможно без помощи опытного юриста. Не затягивайте сроки, если у вас есть претензии к качеству вашего автомобиля, лучше сразу проконсультируйтесь с автоюристом, узнайте свои права и начинайте действовать!

    В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

    Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

    • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
    • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
    • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

    Сроки полезной эксплуатации авто по классам

    В соответствии с положениями статьи 258 НК , всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

    • 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
    • 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

    Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

    Скачать для просмотра и печати:

    Статья 258 Налогового кодекса РФ «Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)»

    Самые надежные авто с большими сроками службы

    Американская компания J.D. Power and Associates по результатам опроса 80 000 владельцев новых автомобилей составила рейтинг надежности машин. Аналитики компании по каждому производителю определяли количество проблем, которые имели место у 100 владельцев автомобилей в течение первых 90 дней эксплуатации. Первые места получили концерны, автомобили которых имели меньше всего проблем.

    Второй год кряду первое место получает корейский концерн Kia. На 100 проданных новых автомобилей приходится в среднем 72 неисправности.

    Второе место – корейская компания Genesis (дочерняя компания Hyundai) с результатом 77 неисправностей на 100 автомобилей.

    Третье место – Porsche. На 100 проданных машин марок «Порше» приходится 78 поломок.

    Остальные места в рейтинге получают следующие марки:

    • Ford.
    • Chrysler.
    • BMW.
    • Chevrolet.
    • Hyundai.
    • Lincoln.
    • Nissan.

    Учитывая тот факт, что данные модели отличаются меньшим числом поломок, можно сделать вывод, что их срок службы продолжительнее по сравнению с автомобилями конкурентов. Однако при ненадлежащей эксплуатации даже они долго не прослужат.

    Как продлить срок службы автомобиля?

    Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

    Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

    1. Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
    2. Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
    3. Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
    4. Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
    5. Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах. Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

    Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.

    Масло

    Отдельный вопрос обстоит с маслом. Дело в том, что смазка играет одну из самых важных ролей при эксплуатации двигателей. Стоит один раз залить неподходящую смазку — и мотор может быть серьезно поврежден.

    Мало придерживаться рекомендаций производителя относительно использования масла. Необходимо еще следить, чтобы данный продукт был оригинальным. На рынке полным-полно подделок, заливать которые строго не рекомендуется. Также стоит следить за вязкостью масла. Если машина эксплуатируется где-нибудь на Севере, где температура воздуха низкая, то и вязкость жидкости должна быть соответствующей.

    Что касается старых моторов, то их срок службы можно продлить, сменив масло на синтетической основе на полусинтетическое. Подтверждено, что на старых двигателях, в которых практически всегда есть микротрещины, полусинтетический продукт работает лучше. Так что в данном случае рекомендации производителя использовать только «синтетику» могут быть неуместны.

    Топливо

    Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

    • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
    • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
    • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

    Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

    Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

    Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

    Источник: http://copylegal.ru/vse-stati/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya-dlya-nachisleniya-amortizacii-2020-kak-opredelit-spi-dlya-legkovogo-gruzovogo-transporta-avtobusa/

    Как рассчитать срок полезного использования легкового автомобиля?

    Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

    С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

    Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

    От чего зависит амортизационная группа легковушек?

    По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

    Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

    • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
    • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
    • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
    • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
    • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

    О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.

    Срок полезного использования по классам

    По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

    1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
    2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

    Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

    Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

    К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

    Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

    • цена автомашины;
    • форма кузова;
    • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

    Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

    Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

    В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

    В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

    Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

    О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте здесь.

    В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

    При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

    Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

    Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

    Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

    Амортизационные группы грузовиков

    Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

    Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

    В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

    • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
    • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
    • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

    Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

    По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

    1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
    2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
    3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

    Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

    Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

    Источник: http://pravapot.ru/obschee/ekspertiza/srok-poleznogo-ispolzovaniya-avtomobilya-legkovogo.html

    Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля

    Под сроком полезного использования автомобиля понимается период, в течение которого транспортное средство приносит экономическую выгоду. При определении этого критерия учитывается амортизация автомобиля — степень физического износа. Эти данные необходимы для налоговой и бухгалтерской отчётности. Кроме этого, расчёт амортизации позволяет определить срок эксплуатации транспортного средства, которое числится на балансе предприятия, составить смету на техническое обслуживание и ремонт.

    Определение амортизационной группы легковых авто

    Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

    • класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
    • класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
    • класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
    • класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
    • класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.

    Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.

    Сроки полезной эксплуатации авто по классам

    В соответствии с положениями статьи 258 НК , всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

    • 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
    • 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

    Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

    Скачать для просмотра и печати:

    Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

    • длина — более 5 метров;
    • ширина — от 1,7 метра;
    • модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».

    Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

    • рыночная цена;
    • скоростные характеристики;
    • тип кузова;
    • комфортабельность салона;
    • безопасность: бронирование.

    Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

    Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

    Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

    Пример расчёта периода полезной эксплуатации

    Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

    • определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
    • период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
    • период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.

    В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

    Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы

    Здесь действуют несколько иные критерии, но в целом, срок расчёта полезного срока использования производятся по стандартной схеме.

    Для грузового автотранспорта, ключевым критерием при распределении является не объём двигателя, а показатели грузоподъёмности и технические особенности. По этому признаку грузовики разделяются на 3 группы:

    • третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
    • четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
    • пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.

    Сроки полезного использования также соотносятся с принадлежностью грузового автомобиля к амортизационной группе. Например:

    • группа 3 — полезный срок эксплуатации 3-5 лет;
    • группа 4 — полезный период 5-7 лет;
    • группа 5 — срок 7-10 лет.

    Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей

    Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.

    Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.

    Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.

    Применение понижающих коэффициентов

    Такие коэффициенты используются для ведения налоговой отчётности, для бухгалтерии предприятия они необязательны. Применяются понижающие коэффициенты для транспортных средств с первоначальной стоимостью:

    Применение повышающих коэффициентов

    Этот порядок определяется статьей 259.3 НК РФ. Здесь указано, что повышающий коэффициент механического износа применяется в случаях:

    1. Эксплуатация в условиях агрессивной среды или повышенной сменности — коэффициент 2. Агрессивной средой определяется совокупность факторов, способствующих преждевременному износу авто. Например, техника работает в токсичной среде, пожаро- и взрывоопасных зонах;
    2. В отношении техники, которая является предметом договора лизинга — коэффициент 3. Это правило не распространяется на используемые автотранспортные средства, которые относятся к категории 1-3 амортизационных групп.

    Скачать для просмотра и печати:

    Амортизация авто в бухгалтерском учёте

    Для определения срока службы автомобиля применяется 4 способа начисления амортизации:

    1. Линейный. Здесь стоимость автомобиля, поставленного на баланс предприятия, уменьшается — снижается равными частями на протяжении срока полезного использования;
    2. Снижаемый остаток. В этом случае в расчёт принимается срок эксплуатации и применяемый коэффициент. Начисление производится ежегодно по остаточной стоимости транспортного средства. Применяется эта методика только для лизинга;
    3. Списание по количеству лет. Здесь нормативные отчисления перемножаются с текущей либо первоначальной стоимостью авто;
    4. Пропорциональный. В этом случае объём производства за расчётный период делится на предполагаемый срок полезного использования.

    Наиболее простой, но далеко не самой эффективной методикой амортизационных начислений, является линейный способ. Выглядит он так: компания приобретает транспортное средство, срок службы которого составляет 10 лет за 1 000 000 рублей. Стоимость делится на срок полезной эксплуатации, в результате цена автомобиля ежегодно уменьшается на 100 000 рублей.

    Важно! Если бухгалтерия изначально практикует нелинейный способ исчислений, сменить его можно только через 5 лет.

    Источник: https://pravoznayka.ru/tovary/srok-poleznogo-ispolzovaniya-gruzovogo-i-legkovogo-avtomobilya.html


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *