Как отразить резервы отпусков в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отразить резервы отпусков в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К тому же единственному родителю предоставляется налоговый вычет в двойном размере. Регионы зачастую самостоятельно устанавливают те или иные льготы для неполных семей. Размер пособий на детей от 0 до 3 лет составляет 15 840 рублей, на детей от 8 до 18 6336 рублей, а на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно 7613 рублей, рассказала ведущий юрист компании Европейская юридическая служба Оксана Красовская.

Содержание:

Формирование резервов по отпускам в бюджетном учреждении на базе программного продукта «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 3.0»

В письме министерства финансов РФ №02-07-07/28998 от 20.05.2015 г. расписан порядок формирования и отражения оценочных обязательств по оплате отпусков. В соответствии с положениями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России 89н от 29.08.2014, предусмотрено формирование в бухгалтерском (бюджетном) учете информации о сформированных резервах предстоящих расходов в сумме отложенных обязательств, которые отражаются на счете 040160000 «Резервы предстоящих расходов».

Резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

Детализация счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» осуществляется субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. Пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к письму министерства финансов РФ №02-07-07/28998 от 20.05.2015 г.

Операции по формированию резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Д 401.20 (109.хх) К 401.60 — формирование резервов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), на фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы (по приобретаемым услугам связи, коммунальным услугам и т.д.), на ремонт основных средств, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, для оплаты обязательств, по предъявленным в адрес учреждения претензиям, в том числе оспариваемым в судебном порядке, а также иных резервов, предусмотренных в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Операции по использованию резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Д 401.60 К 302.хх (303.хх) — начисление расходов (расчетов по обязательствам), на которые был ранее образован резерв.

Бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов

*Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва), или бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва).

Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Порядок и методы формирования оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. Пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен далее:

Определение оценочного значения при формировании резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1. Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков определяется по одной из следующих методик.

1.1. Расчет производится персонифицировано по каждому сотруднику:

  • К — количество неиспользованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
  • ЗП — среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

1.2. Расчет средней заработной платы производится по учреждению в целом:

Резерв отпусков = К*ЗПср, где

  • К — общее количество неиспользованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
  • ЗПср — средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

1.3. Расчет средней заработной платы производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

Резерв = К1 *ЗПср1+К2*ЗПср2+КЗ*ЗПср3, где

  • К1, К2, КЗ — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала),
  • ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

2. Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

2.1. Сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана по каждому работнику индивидуально:

Резерв стр.взн.= К*ЗП*С; в среднем по учреждению:

Резерв стр.взн.= К*ЗПср*С; или по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв стр.взн = (К1*ЗГ1ср1+К2*ЗПср2+КЗ*ЗПср3) *С, где С — ставка страховых взносов.

2.2. Сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.

Рассмотрим пример формирования резерва отпусков на примере программного продукта «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 3.0»

В карточке организации настраивается метод формирования: нормативный метод или метод обязательств (МСФО).

Обязательства формируются в новом документе «Начисление оценочных обязательств по отпускам».

В документе указываем период и нажимаем кнопку Заполнить.

Документ заполняется автоматически. На его закладках представлены данные:

«Оценочные обязательства текущего месяца»: итоговые сводные данные для передачи в бухгалтерскую программу, в разрезе подразделений и способов отражения;

«Оценочные обязательства (по сотрудникам)»: эти же данные представлены в разрезе сотрудников. Они могут использоваться для контроля итоговых сумм;

«Расчет оценочных обязательств по отпускам»: данные, исходя из которых в документе произведен расчет обязательств. Состав используемых при расчете данных зависит от того, какая методика выбрана.

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

При цитировании статей или заметок ссылка на сайт автора обязательна

Источник: http://1c-ant.ru/about/article/rezerv-zkgu/

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

Источник: https://budconsult.ru/blog/schet-40160-rezervy-predstoyashchikh-raskhodov-i-schet-50209-otlozhennye-obyazatelstva/

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетные учреждения обязаны создавать и отражать в учете и отчетности резервы по отпускам, по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия, по претензиям, по обязательствам учреждения, по которым отсутствуют первичные документы.

Положениями учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрено формирование резервов под иные виды обязательств.

По нашему мнению, под расходы на обязательное страхование гражданской ответственности нет необходимости формировать резерв. Подобные расходы могут быть отражены в учете в качестве расходов будущих периодов на балансовом счете 401 50 .

Положения Инструкции. утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), не содержат прямого ответа на вопрос, обязательно ли формирование и отражение в учете и отчетности учреждений госсектора резервов предстоящих расходов.

До 1 января 2015 года формирование резервов являлось правом, а не обязанностью организации госсектора (п. 5 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918; письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 N 42-7.4-05/8.5-26).

Однако уже в текущем году специалисты Минфина России в отношении казенных учреждений прямо указали на необходимость формирования резервов на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (письмо от 20.06.2016 N 02-07-10/36122).

При этом в учетной политике необходимо установить (смотрите также письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998):

— виды обязательств, по которым формируются резервы;

— методы оценки обязательств;

— периодичность формирования резервов внутри года (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, по мере возникновения обязательств), а также дату их признания.

Приведенные правила основаны на общих для учреждений всех типов положениях Инструкции N 157н. Следовательно, их должны применять не только казенные, но и бюджетные (автономные) учреждения.

Отметим, что на сегодняшний день, учитывая разъяснения Минфина России, учреждения обязаны создавать и отражать в учете и отчетности следующие резервы:

— по расходам на планируемые организационно-штатные мероприятия;

— по претензиям (даже если они будут рассматриваться во внесудебном порядке) (письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-06-10/23392);

— по обязательствам учреждения, по которым отсутствуют первичные документы.

Положения Инструкции N 157н не обязывают учреждение под сформированный резерв иметь остатки денежных средств на лицевом счете (счете в кредитной организации). Резервы формируются по методу начисления.

В отношении сформированных резервов предусмотрены следующие ограничения (п. 302.1 Инструкции N 157):

— резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;

— признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Кроме того, при формировании резервов предстоящих расходов соответствующие им отложенные обязательства учитываются на аналитическом счете 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» (п. 319 Инструкции N 157н).

В учете бюджетного учреждения операции по формированию и использованию резерва (на примере резерва на оплату отпусков) могут быть отражены с применением следующих корреспонденций по счетам*(1) :

1.1. Дебет 0 109 60 211 Кредит 0 401 60 211

— начислен резерв на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время);

1.2. Дебет 0 109 60 213 Кредит 0 401 60 213

— начислен резерв на оплату отпусков в части оплаты страховых взносов;

1.3. Дебет 0 506 90 211(213) Кредит 0 502 99 211(213)

— отражены суммы принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов по оплате отпусков (страховых взносов);

2. Признание расходов за счет резерва:

2.1. Дебет 0 401 60 211(213) Кредит 0 302 00 730

— признаны расходы по отплате отпусков (страховых взносов) за счет созданного резерва;

2.2. Дебет 0 506 10 211(213) Кредит 0 502 11 211(213)

— учтены обязательства по оплате отпусков (страховых взносов), принятые за счет резерва;

2.3. Дебет 0 506 90 211 (213) Кредит 0 502 99 211 (213)

— способом «Красное сторно» скорректирована величина отложенных обязательств.

Информация об объеме отложенных обязательств в отчетности начиная с 2016 года должна отражаться в составе Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738) в строке 911. Учитывая данное обстоятельство, желательно ежеквартально (перед составлением отчетности) проводить анализ отраженных в учете отложенных обязательств (резервов) и их доначисление (корректировку). В противном случае данные отчетности могут быть признаны недостоверными.

В заключение отметим, что между понятиями «расходы будущих периодов» и «резервы предстоящих расходов» есть существенная разница. Как правило, в составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты, их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной (неопределенной по размеру и (или) времени исполнения) и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Исходя из этих особенностей нам представляется, что под расходы на обязательное страхование гражданской ответственности нет необходимости формировать резерв. При этом с учетом положений п. 302 Инструкции N 157н произведенные учреждением расходы могут быть отражены в учете в качестве расходов будущих периодов на балансовом счете 401 50 *(2) .

В дальнейшем такие расходы относятся на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и другое), в течение периода, к которому они относятся.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60;

— Энциклопедия решений. Резерв на оплату отпусков в госучреждении;

— Энциклопедия решений. Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по созданию и использованию резерва предстоящих расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Пример. Создание и использование резерва предстоящих расходов в налоговом учете бюджетного учреждения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

— письмо Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450 и Приложение 3 к данному письму;

— Приложение 2 к письму Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.

*(2) Смотрите также п. 3.1.6 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823.

В чем состоит формирование и учет резерва отпусков в 2017 году

Прежде чем рассматривать тему создания и учета зарезервированных отпусков, следует разобраться, в чем состоит резерв отпусков.

На первый взгляд термин резервирования отпускных дней может показаться ерундой, но бухгалтерам и людям, ведущим на предприятии отчетность, он более чем просто ясен.

В соответствии с действующим российским законодательством, каждый наемный сотрудник имеет право получить оплачиваемый отпуск, предоставляется он ежегодно и фиксируется в документации должным образом. «Отгулять» работник должен не менее 24 календарных дней за последние 365 дней.

Однако случается и так, что работник не желает уходить в отпуск или хочет взять его во время горячих летних дней, когда отдохнуть собирается чуть ли не половина коллектива, но т. к. кому-то приходится работать, ему отказывают. Таким образом, на балансе копится множество времени для отдыха, на который работник вправе рассчитывать. Но вот наступает долгожданный момент, когда отпуск согласован с начальством и можно отправляться отдыхать.

В этом случае сотрудник вправе выбрать для себя лучший из предложенных вариантов:

  • истребовать компенсационную выплату, положенную за накопившееся количество отпусков;
  • использовать за один раз сразу все отпуска, тем самым облегчив участь работодателя, теперь он ничего не должен.

Если начальство не согласно отпустить вас отдыхать в счет полных отпусков, напомните ему, что тогда вы претендуете на денежную компенсацию. В большинстве случаев это ощутимые расходы для предприятия, никому не выгодно просто так расставаться с деньгами.

Если руководство не согласно с единоразовой выплатой, закон разрешает разделить всю сумму на несколько месяцев, в течение которых сотрудник будет получать так называемую помощь в денежном эквиваленте. Эти затраты как раз приходятся на резерв отпускных. Бухгалтер обязан отразить эту затратную часть в бухгалтерской отчетности. Как только наступает отпускной сезон, фирма погашает задолженность из резерва, таким образом, исчезает проблема, откуда взять свободные суммы на оплату по отпускам.

Резерв отпусков образовывается исключительно для ежегодных отпусков, к которым относятся основные и дополнительные, сюда же входят отпуска с детьми. Все другие разновидности отпусков не приемлют формирование резерва отпусков.

Особенности резервирования отпускных отчислений

Чтобы формирование и учет резерва отпусков были правильно оформлены в 2017 году, необходимо рассматривать этот вопрос одновременно, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Основные требования относительно создания и применения резерва на выплаты по отпускным состоят в следующих пунктах:

  1. Первым делом следует отразить намерение образования резерва в налоговом учете.
  2. Ориентируясь на дату 1 января текущего года нужно указать такие показатели:
    • возможную расходную величину, которую нужно выделить на 1 год, куда входит размер обязательных к уплате страховых платежей, относящихся к отпускным;
    • возможную величину затрат на оплату осуществления трудовой деятельности за последний год с учетом суммы обязательно вносимых страховых отчислений.

Чтобы не ошибиться в указании величин, лучше ориентироваться на данные о суммах за предшествующий отчетный период.

Рассчитать ежемесячный процент по отпускным, положенным работнику, несложно, просто подставьте под формулу числовые показатели:

% выплат в резерв = возможная величина затрат на выплаты по отпускам за 1 год / возможная величина затрат на заработную плату за 1 год × 100%.

Размер ежемесячных отчислений, которые идут в резерв отпусков, в 2017 году высчитывается следующим образом:

размер ежемесячных отчислений в резерв отпусков = (сумма реальных затрат на заработную плату за 1 месяц + размер обязательно вносимых страховых взносов) × % отчислений в резерв на выплаты по отпускным / 100%.

Подсчитывать ежемесячные отчисления, полагающиеся на формирование и учет резерва, нужно в специально предназначенном для этого налоговом регистре, который называется сметой.

  1. На последнее число каждого месяца должна приходиться одна и та же сумма отчислений, которые идут в затратную часть на заработную плату работникам до тех пор, пока величина резерва не сравняется с размером расходов на выплаты по отпускным за 1 год. После этого начисления в резерв отпусков перестают рассчитываться, соответственно, в налоговые расходы они тоже не входят.
  2. Реальные расходы по оплате отпускных дней, в том числе суммы подсчитанных страховых взносов, на протяжении календарного года в налоговых затратах не учитываются. Если работодатель выделил деньги на компенсацию за неиспользованный отпуск, в счет резервной составляющей эта сумма не может быть списана, компенсацию относят к расходам на заработную плату.

Инвентаризация резерва отпусков в 2017 году

К 31 декабря 2017 года каждому бухгалтеру, который инициировал формирование и ведет учет резерва отпусков, необходимо провести инвентаризацию. Резерв суммируется за последний календарный год, также исчисляется суммарный показатель реальных затрат на выплаты по отпускным.

Для прояснения вопроса рассмотрим часто встречающиеся на предприятиях ситуации.

Ситуация 1. Компания инициирует формирование и дальнейший учет резерва относительно выплат отпусков в будущем году.

Задача бухгалтера – определить, сколько отпускных дней, которые запланированы на текущий календарный год, сотрудники не использовали. Ведя учет по каждому сотруднику, который не использовал отпуск или использовал не в полном размере, определитесь с денежной массой, необходимой для произведения выплат неиспользованных суток. Для этого существует формула:

нужная для выплаты по неиспользованным отпускным дням сумма = (среднедневной заработок сотрудника × 2 × совокупный тариф относительно обязательных страховых отчислений) × численность дней неиспользованной части отпуска.

Суммируйте денежные массы, нужные для погашения выплат неиспользованных отпускных относительно каждого работника. Полученный показатель является остатком резерва отпусков, который бухгалтер обязан перенести на будущий год.

Если величина зарезервированной суммы больше реальной расходной части на оплату отпускных за последний год и остатка по резерву, перечисляемого на следующий календарный год, разница должна войти в состав внереализационной прибыли по состоянию на 31 декабря этого года.

Если же сумма резерва меньше реальной расходной части на оплату отпускных за последний год и остатка по резерву, перечисляемого на следующий календарный год, разница определяется как часть затрат на заработную плату сотрудникам предприятия, которая выдается на руки до 31 декабря данного календарного года.

Ситуация 2. Предприятие отложило в сторону формирование резерва отпусков в наступающем году, это решение было отражено в учетной политике организации.

Т. к. предприятие отказалось вести учет резерва по отпускным, ориентиром становится сумма реальных затрат на оплату отпусков:

  • если она больше зарезервированной суммы, разность между величинами следует включить в затраты на заработную плату, выплачиваемую до 31 декабря этого года;
  • если она меньше величины резерва, разница между показателями входит во внереализационные доходы до 31 декабря текущего календарного года.

Учет резерва отпусков на примере

ООО «Ремстрой» начинает формирование в бухучете резерва на оплату отпускных. Пусть все работники фирмы к началу подотчетного периода «отгуляли» положенные им отпуска. Учет резерва на оплату отпусков в данном случае исчисляется по правилам:

  1. Обязательство, состоящее из резерва на оплату отпускных дней, подсчитывается на каждый последний день месяца. В учет берутся страховые отчисления во внебюджетные фонды, сюда же входят выплаты по страхованию по несчастным случаям на производстве и относительно профзаболеваний.
  2. Заработок принятых в этом календарном месяце сотрудников берется на учет при подсчете резервных сумм исключительно после того, как прошло 6 месяцев их деятельности на предприятии.
  3. Если в данном месяце отдельные работники уволены или уволились по собственному желанию, расчет суммы отчислений в резервный показатель не входит.
  4. Каждый месяц работы, согласно действующего законодательства в 2017 году, исчисляется в 2,33 дня ежегодного оплачиваемого отпуска.
  5. Воспользуйтесь формулой: величина отчислений в резерв за 1 месяц = (ФОТ + страховые начисления) / 28 дней × 2,33 дня.

Итак, в январе работникам подсчитана зарплата в сумме 1 500 000 рублей, в феврале она достигла 1 400 000, в марте увеличилась до 1 550 000. «Ремстрой» вносит выплаты по страхованию во внебюджетные организации, ориентируясь на ставку 30%, взносы от несчастных случаев описываются тарифом 0,2%.

Фактические расходы на выплаты по отпускным равны:

  • в январе – 0 рублей, ведь в этом месяце в отпуск никто не был отправлен;
  • в феврале – на ФОТ приходится 50 000 рублей, взносы по страхования 50 000 × 30,2% = 15 100 рублей;
  • в марте ФОТ = 65 000 рублей, выплаты по страхованию 650 000 × 30,2 % = 1 960 рублей.

Проводки, которые описывает бухгалтерский учет в январе, выглядят следующим образом:

  • Д 20 К 96 – 162 514,5 рубля составляет резерв отпусков за январь 2017 года;
  • Д 09 К 68 – 162 514,5 рубля налог на прибыль по ставке 20 %.

Остальные проводки делаются по подобию указанных.

0503738 ф. Раздел 3. Резервы отпусков 401.60

В Бухгалтерии государственного учреждения необходимо отразить операцию вручную и зафиксировать предстоящий расход по резерву отпусков за текущий месяц!

Для того, чтобы правильно выгрузить проводки из Камина 3,5 в БГУ, необходимо откорректировать статью затрат «очередного отпуска» и создать новую «Резерв отпусков».

Все документы с видом начисления, необходимые для расчета резерва отпусков («отпуск», «компенсация отпуска» и т.д.) необходимо перепровести и убедиться, что вид затрат «Резерв отпусков». Сформируйте свод и убедитесь, что все отпуска зафиксированы на статье затрат «Резерв отпусков».

Далее перепроведите документ «конец месяца».

Далее выгрузите проводки и убедитесь. что резервы указаны верно.

Далее загрузите проводки в программу 1С:Бухгалтерия государственного учреждения

В результате указанных проводок в оборотно-сальдовой ведомости будут отображены хозяйственные операции:

Раздел 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» формируйте на основании счетов санкционирования, которые имеют такие аналитические коды (в зависимости от финансового периода):

20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Графы 3 и 9 не заполняйте.

Показатели граф 5–8 по будущим периодам формируйте в том же порядке, что и аналогичные графы разделов 1 и 2 по текущему (отчетному) году.

Об этом сказано в пункте 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

ГРАФА 6 = СК СЧЕТА 401.60 = ГРАФЕ 4 = ГРАФЕ 10.

СН ПО СЧЕТУ 506.90 НА 31.12.15 НЕОБХОДИМО УБРАТЬ И УСТАНОВИТЬ НА 01.01.16

Результат операций будет сформированный оборот по резерву отпусков с СК по сч. 401.60 совпадающим с СК отображаемом в отчете «Резерв отпусков» в камине.

Отражение в бухгалтерском учете казенных учреждений формирования и расходования резервов предстоящих расходов.

Отражение в бухгалтерском учете казенных учреждений формирования и расходования резервов предстоящих расходов.

Одними из важных изменений, внесенных в инструкцию 157н приказом 89н, является появление новых счетов, предназначенных для отражения операций резервирования предстоящих расходов.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, согласно п.302.1 Инструкции 157н предназначен счет 401.60. Резерв может быть сформирован по следующим обязательствам:

1. Предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

2. Предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

3. Иных аналогичных предстоящих оплат;

4. Возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

5. Возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

6. По обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов;

7. По иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

В том случае, если учреждение примет решение о формировании резервов по указанным обязательствам, оно должно отразить это в своей учетной политике, при этом учреждению следует указать виды резервов, порядок формирования резервов, дату, на которую будет формироваться резерв.

Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Порядок и методы формирования оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. Пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к письму Минфина России от 20 мая 2015 № 02-07-07/28998.

Перечень бухгалтерских записей по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов приведен в приложении 2 к письму Минфина России от 20 мая 2015 № 02-07-07/28998.

Напомним, что указанные бухгалтерские проводки содержит только действующая редакция Инструкции № 162н, которой при ведении учета руководствуются казенные учреждения. Действующие редакции Инструкции № 174н и 183н, в соответствии с которыми осуществляют ведение учета бюджетные и автономные учреждения, указанных корреспонденций не содержат.

Казенное учреждение приняло решение о создании резерва на оплату отпусков. Согласно порядку формирования и использования таких резервов, закрепленному в учетной политике учреждения, ежемесячные отчисления в резерв осуществляются исходя из фактических ежемесячных размеров фонда оплаты труда, деленных на 28 дней (количество календарных дней отпуска в год) и умноженных на 2,33 (среднее количество дней отпуска в месяц). Начисленная заработная плата за январь 2015 года составила 500 000 рублей.

За январь отпускные не начислялись, в феврале сумма отпускных составила 34 000 руб.

Посчитаем размер резерва за январь согласно условию примера:

500 000руб./28*2,33= 41 607,14 руб.

Для отражения операций по формированию резервов и принятия обязательств на сумму созданного резерва в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 1, предназначен документ «Операция (бухгалтерская)» (Рис.1).

Начисление оплаты отпуска за отработанное время за счет резерва отражается документом «Операция (бухгалтерская)», этим же документом можно отразить уменьшение отложенного обязательства (Рис.2):

Также необходимо отразить в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпусков, производимых за счет резерва. Для этих целей служит документ «Принятое бюджетное обязательство» (Рис.3):

Если у Вас возникают вопросы, наши специалисты готовы прийти к Вам на помощь!

Заказ специалиста по телефону (8351)222-00-22

Пять примеров, как рассчитать резервы предстоящих расходов в бухучете

На 2017 год сформируйте резервы предстоящих расходов. Учреждение самостоятельно определяет виды резервов для учета. Минфин России настаивает, что резервы по оплате отпусков и резервы по претензионным требованиям и искам – обязательные. В учетной политике на 2017 год установите методику расчета резервов. Примеры расчета резервов предстоящих расходов разных видов читайте в статье.

Бюджетное учреждение «Альфа» формирует резерв на оплату отпусков. В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв на оплату отпусков нужно определять ежемесячно на последний день месяца. Расчет резерва производить по среднему дневному заработку всего учреждения за последние 12 месяцев, предшествующих дате расчета резерва. Данные о количестве дней неиспользованного отпуска предоставляет кадровая служба. Учреждение применяет общеустановленную ставку страховых взносов.

На 30 ноября 2016 года, по данным отдела кадров, количество неиспользованных дней отпусков всеми сотрудниками – 43 дня. Годовой фонд оплаты труда по учреждению за период с 1 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года составил 29 534 400 руб. Количество штатных единиц по состоянию на 1 декабря 2016 года – 70. Бухгалтер рассчитал средний дневной заработок в целом по учреждению:

29 534 400 руб. 12 мес. 70. 29,3 = 1200 руб.,

где 29,3 – среднемесячное число календарных дней (ст. 139 ТК РФ ).

Топ 10 вопросов по КВР и КОСГУ

Скачайте свежий номер журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги. Это бесплатно.

Бухгалтер произвел расчет резерва на оплату отпусков. Для этого он определил:

– сумму оплаты отпусков – 43 дн. × 1200 руб. = 51 600 руб.;

– сумму страховых взносов – 51 600 руб. × 30,2% = 15 583 руб.

Резерв на оплату отпусков, который бухгалтер начислит в учете, – 67 183 руб. (51 600 руб. + 15 583 руб.).

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на оплату отпусков, смотрите в Системе Госфинансы:

Бюджетное учреждение «Альфа» и ООО «Мастер» в 2016 году заключили договор на приобретение компьютеров в сумме 1 000 000 руб. По условиям договора учреждение обязано произвести оплату в течение 10 дней после получения товара. Учреждение из-за задержки финансирования произвело оплату через 15 дней. ООО «Мастер» обратилось в суд, чтобы учреждение уплатило неустойку за просрочку платежа на пять дней. Судебное заседание состоится в 2017 году. В 2016 году судебного решения нет, но учреждение планирует возместить ущерб. Юрист бюджетного учреждения «Альфа» оценил, что судебное решение будет принято в пользу ООО «Мастер». По договору размер неустойки составляет 0,1 процента за каждый день просрочки. Бухгалтер бюджетного учреждения рассчитал, что выплата ООО «Мастер» составит:

– 5000 руб. (1 000 000 руб. × 0,1% × 5 дн.) – сумма неустойки;

– 200 руб. – судебные издержки ООО «Мастер».

В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв по претензионным требованиям создается при наличии судебных исков.

Бухгалтер рассчитал величину данного резерва по претензионным требованиям и искам на 2017 год, чтобы учесть его в 2016 году, – 5000 руб. + 200 руб. = 5200 руб.

О формировании резервов при наличии претензионных требований и исков разъяснено в письме Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-06-10/23392 .

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов по претензионным требованиям и искам, смотрите в Системе Госфинансы:

31 декабря 2016 года бухгалтер бюджетного учреждения «Альфа» отразил в инвентаризационной описи кредиторскую задолженность по услугам связи (оплата за Интернет). По договору между «Альфой» и ООО «Интерсвязь» оплата за услуги Интернета производится 2-го числа каждого месяца в сумме 2500 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

В учетной политике бухгалтер прописал, что резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, формируется поквартально.

Фактически оказанные услуги за декабрь 2016 года составили 2550 руб. счет за оказанные услуги в декабре 2016 года поступит 2 января 2017 года. Бухгалтер начислил резерв на оплату обязательств в сумме фактически оказанных услуг. Денежные средства в размере 2550 руб. сохранил на лицевом счете для оплаты в 2017 году.

Таким образом, в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность не отразилась.

О порядке отражения операций по формированию резерва на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998 .

Как отразить в бухгалтерском учете резервы на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, смотрите в Системе Госфинансы:

Бюджетное медицинское учреждение «Альфа» 25 ноября 2016 года приобрело аппарат УЗИ в сумме 400 000 руб. В учетной политике установлено, что формирование резерва на ремонт основных средств осуществляют ежемесячно в размере 1/12 от объема планируемых расходов на ремонт за счет средств от приносящей доход деятельности.

Бухгалтер составил смету на возможные поломки частей оборудования:

Планируемые расходы на ремонт аппарата УЗИ в 2017 году составили 187 000 руб.

Бухгалтер рассчитал величину резерва на ремонт основных средств – 15 583 руб. (187 000 руб. 12 мес.). Эту сумму бухгалтер будет отражать нарастающим итогом 1-го числа каждого месяца в течение финансового года.

О порядке отражения операций по формированию резерва на ремонт основных средств разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998 .

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на ремонт основных средств, смотрите в Системе Госфинансы:

Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). По договору поставки на готовую продукцию предоставляют гарантию шесть месяцев. В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание производится на дату реализации мебели. Учреждение формирует резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в налоговом учете, поэтому в бухгалтерском учете его создают по тем же правилам (ст. 267 НК РФ ). Величина резерва зависит от коэффициента предельного размера резерва и выручки за тот период, в котором произведен расход. 30 ноября 2016 года учреждение заключило договор с бюджетным учреждением «ДЮСШ» на поставку мебели в сумме 110 000 руб.

Бухгалтер рассчитал коэффициент предельного размера резерва. Этот показатель определяет качество производимой продукции и влияет на величину резерва. Для расчета бухгалтер взял сумму выручки от реализации продукции и сумму расхода на гарантийный ремонт за последние три года, предшествующих дате реализации товара:

Выручка от реализации готовой продукции

Коэффициент предельного размера резерва составил 0,076. Чтобы сформировать резерв в IV квартале 2016 года, бухгалтер взял выручку от реализации мебели за IV квартал 2016 года – 110 000 руб.

Величина резерва на гарантийный ремонт и на гарантийное обслуживание составит 8360 руб. (110 000 руб. × 0,076).

О порядке отражения операций по формированию резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998 .

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, смотрите в Системе Госфинансы:

Источник: https://pravostoriya.ru/rezervy-otpuskov-v-byudzhetnom-uchrezhdenii/

«Отпускной» резерв: порядок формирования и отражения в бюджетном учете

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 8

С наступлением лета большая часть сотрудников уходит в отпуск. Как отразить информацию в денежном измерении об обязанности предоставить физическому лицу средства из бюджетов в оплату отработанного им в текущем финансовом году периода, дающего право на оплачиваемый отпуск? Приведем ответ на поставленный вопрос с учетом разъяснений Минфина и Инструкций N N 157н , 162н .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Для чего нужно формировать «отпускной» резерв?

Право на отдых является конституционным правом (ст. 37 Конституции РФ). Отметим, что данное право реализовано не только в ТК РФ, но и в других нормативных актах, регулирующих вопросы прохождения гражданской службы, в частности в Федеральных законах N N 79-ФЗ , 25-ФЗ .

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Предоставление отпусков осуществляется в соответствии с графиком отпусков. Однако в большинстве случаев реализовывать право на отпуск работники предпочитают в летний период, который является наиболее благоприятным для отдыха. В результате именно на этот период приходится основная часть расходов учреждения на выплату отпускных.

Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждением может создаваться резерв предстоящих расходов. Виды расходов, по которым может формироваться резерв, перечислены в указанном пункте Инструкции. Отметим, что в данный перечень включены расходы на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения.

Должно ли казенное учреждение формировать «отпускной» резерв?

Ответ на данный вопрос был приведен в Письмах Минфина России от 20.06.2016 N 02-07-10/36122, от 14.01.2016 N 02-07-10/604, от 02.09.2015 N 02-07-05/50540. В них чиновники финансового ведомства отметили следующее.

Согласно положениям ст. 6 БК РФ к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения по представлению физическому (юридическому) лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.

Обязанность предоставить сотруднику (служащему) ежегодный оплачиваемый отпуск или выплатить при его увольнении денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска регламентирована ТК РФ и (или) иными федеральными законами (нормативными правовыми актами), устанавливающими право сотрудников (служащих) на оплату отпуска или его компенсацию при увольнении.

С учетом изложенного информация в денежном измерении об обязанности предоставить физическому лицу средства из бюджета соответствующего публично-правового образования в оплату отработанного им в текущем финансовом году периода, дающего право на оплачиваемый отпуск или его денежную компенсацию, относится к объектам бухгалтерского (бюджетного) учета. Она подлежит отражению в регистрах бухгалтерского учета, при этом пропуски или изъятия информации не допускаются.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора формирования резервов предстоящих расходов на соответствующих счетах бюджетного учета предусмотрены Инструкцией N 157н. Согласно п. 302.1 указанной Инструкции учреждения отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в том числе предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в частности при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом специалисты Минфина разъясняют, что создание резервов на оплату отпусков следует производить независимо от источника финансового обеспечения названных выплат.

Что необходимо предусмотреть в учетной политике?

Если казенное учреждение примет решение о формировании «отпускного» резерва, то оно должно зафиксировать данный факт в своей учетной политике. При этом недостаточно указать только применение счета, на котором будут аккумулироваться суммы накопления (резервирования) предстоящих расходов. Информацию следует раскрыть более полно.

Как рассчитать сумму «отпускного» резерва?

Рекомендации по расчету «отпускного» резерва приведены в Письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами». В нем финансовое ведомство разъяснило, что оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При этом учитывают сведения, представленные кадровой службой учреждения исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.

Резерв рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:

  • оплаты отпусков работников (служащих) за фактически отработанное ими время на дату расчета;
  • страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС).

Ниже в таблице приведем формулы, используемые для той или иной методики.

Формула, используемая при расчете

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗП,

где К — количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП — среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва

Резерв расходов на оплату отпусков = К x ЗПср,

где К — общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср — средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом

Резерв расходов на оплату отпусков = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3,

где К1, К2, К3 — количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала)

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики расчета резерва расходов на оплату отпусков. Поэтому сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана по каждому работнику (служащему) индивидуально, в среднем по учреждению или по каждой категории работников (группе персонала).

Формула, используемая при расчете

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С

Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С

Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты.

Рассчитаем «отпускной» резерв.

Пример 1. Казенное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. В учетной политике утверждена методика 2 (расчет резерва на оплату отпусков в целом по учреждению). Годовой фонд оплаты труда составил 8 364 000 руб. Резерв формируется на последнее число каждого квартала. В учреждении работают 36 человек.

Рассчитаем сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2016 г.

  1. Определим количество дней отпуска, подлежащих оплате, в 2016 г. В соответствии со ст. 115 ТК РФ минимальная продолжительность отпуска — 28 календарных дней в год. Таким образом, количество дней отпуска, приходящихся на 35 работников, составляет 1008 кал. дн. (28 кал. дн. x 36 чел.).
  2. Рассчитаем средний дневной заработок, приходящийся на одного работающего. Согласно ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев. Он рассчитывается путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и 29,3, где 29,3 — среднемесячное число календарных дней. Следовательно, по учреждению данная сумма составит 660,79 руб. (8 364 000 руб. / 12 мес. / 29,3 кал. дн. / 36 чел.).
  3. Определим общую сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2016 г. Она будет равна 666 076,32 руб. (660,79 руб. x 1008 кал. дн.).
  4. Рассчитаем сумму страховых взносов, необходимую для включения в резерв расходов на оплату отпусков. Она составит 201 155,05 руб. (666 076,32 руб. x 30,2%), где 30,2% — совокупный тариф на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды в рамках предельной величины базы в 2016 г.: в ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФФОМС — 5,1%, взносы на «травматизм» — 0,2%.
  5. Определим квартальную сумму резерва.
  • на оплату отпусков — 166 519,08 руб. (666 076,32 руб. / 4 кв.);
  • на уплату страховых взносов — 50 288,76 руб. (201 155,05 руб. / 4 кв.).

Пример 2. Казенное учреждение приняло решение о формировании резерва на оплату отпусков. Учетной политикой утверждена методика 3 (по группам персонала). Резерв формируется на последнее число каждого квартала. В организации три группы персонала: административно-управленческий персонал, основной персонал (например, медицинские работники), технический персонал.

Представим данные по трем группам персонала в таблице.

Источник: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/106362-otpusknoj-rezerv-poryadok-formirovaniya-otrazheniya-byudzhetnom-uchete


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *