Налог на производенную населением сельхоз продукцию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на производенную населением сельхоз продукцию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В прошлом году в России было продано почти 3 млрд нелегальных сигарет, из-за чего бюджет недосчитался примерно 19 млрд руб. Во время выступления слушатель в зале поправил меня, что одно все же было возбуждено. этот объем не поместится в стандартную Газель.

Содержание:

Налоги сельхозпроизводителей: перечень, порядок расчета, отчетность

Субъект хозяйствования приобретает статус сельхозпроизводителя при условии, что не менее 70% объема производства организации или ИП являются сельскохозяйственные товары (услуги). В статье разберем налоги сельхозпроизводителей: перечень, порядок расчета, отчетность.

Налогообложение сельхозпроизводителей

Для организаций и ИП, имеющих статус сельхозпроизводителя, создан специальный налоговый режим, в рамках которого субъекты хозяйствования уплачивают Единый сельхозналог (ЕСХН) и освобождаются от уплаты налога на прибыль (для юрлиц) и НДФЛ (ИП за себя).

Согласно ст. 346.2 НК РФ, сельхозпроизводитель признается плательщиком ЕСХН при выполнении следующих условий, что доля производства с/х продукции организации (ИП) составляет не менее 70% от общего объема.

При этом согласно п.2 ст. 346.2 НК РФ, к категории с/х производителей относятся не только организации (ИП), которые непосредственно занимаются производством с/х продукции, но и субъекты хозяйствования, которые:

  • осуществляют первичную обработку, переработку, реализацию с/х товаров;
  • оказывают вспомогательные услуги с/х производителям (обрезка садовых деревьев, подготовка полей к посеву/уборке урожая, пересадка риса, опрыскивание культур, т.п.).

При выполнении вышеуказанных требований с/х производитель приобретает статус плательщика ЕСХН на основании уведомления, поданного в ФНС:

  • до 31 декабря текущего года – для перехода на ЕСХН с 1 января следующего года;
  • в течение 30-ти дней с момента регистрации в ЕГР – при использовании ЕСХН при постановке на учет в качестве налогоплательщика.

В случае если сельхозпроизводитель не подал в ФНС уведомление о переходе на ЕСХН, то он по умолчанию признается плательщиком налога по ОСНО. Также с/х производитель использует ОСНО в случае, если объем производства с/х продукции составляет менее 70% от общего объема производства субъекта хозяйствования.

Налоги сельхозпроизводителей: перечень, порядок расчета, отчетность

Перечень налогов, обязательства по уплате которых приобретает с/х производитель, зависит от используемой системы налогообложения. Ниже в таблице приведен перечень налогов с/х производителя на ОСНО и ЕСХН.

Система налогообложения с/х производителя

Налог на прибыль (юрлица) / НДФЛ (ИП)

Оплата НДС в общем порядке

Налог на имущество

Освобождение от налога на имущество за исключением имущества, не используемого при производстве с/х продукции

Оплата налога на имущество в общем порядке

Транспортный налог

Освобождение от уплаты налога в отношении ТС специального с/х назначения (тракторы, комбайны, молоковозы, т.п.). В отношении прочих ТС – оплата налога в общем порядке

Оплата налога на транспорт в общем порядке

Сельхозпроизводители на спецрежиме признаются плательщиками ЕСХН, размер которого рассчитывается по формуле:

ЕСХН = (Доход – Расход) * 6%,

где Доход – общая сумма дохода, полученная организацией от ведения с/х деятельности;
Расход – сумма расходов, понесенных сельхозпроизводителем в налоговом периоде.

Налоговым периодом при расчете ЕСХН признается календарный год. При этом налогоплательщики обязаны перечислять аванс по налогу по итогам отчетного периода (полугодия). Размер аванса определяется по формуле:

ЕСХНаванс = (Доходполугодие – Расходполугодие) * 6%,

где Доходполугодие –сумма дохода, полученная с/х производителем по итогам полугодия (1 января – 30 июня текущего года);
Расходполугодие – сумма расходов, понесенных сельхозпроизводителем в отчетном периоде.

Налогоплательщик перечисляет аванс по ЕСХН в срок до 25 июля текущего налогового периода.

По окончанию календарного года с/х производитель подает в ФНС налоговую декларацию, в которой указывает:

  • годовые показатели доходов и расходов;
  • расчетную сумму ЕСХН за год;
  • сумму ЕСХН к уплате (годовой размер налога за минусом перечисленного аванса).

Срок подачи декларации и уплаты налога по итогам года – до 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

Бланк декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по ЕСХН.

С/х производители на ЕСХН освобождаются от уплаты НДС за исключением случаев:

  • начисления НДС по экспортным операциям;
  • уплате налога по операциям в рамках договоров простого товарищества или доверительного управления имуществом.

При расчете НДС по вышеуказанным операциям с/х производители следуют стандартному порядку:

  • заполнение и подача в ФНС налоговой декларации – ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • уплата налога на основании налоговой декларации – до 25-го числа следующего месяца.

При расчете налога с/х производитель учитывает сумму операций, осуществленных в течение отчетного периода (календарного месяца). Дата налогооблагаемой операции определяется на основании первичных документов (таможенная декларация, акт выполненных работ по договору доверительного управления имуществом, т.п.).

С/х производители на ОСНО оплачивают НДС в общем порядке – в соответствие с главой 21 НК РФ.

Организации и ИП, использующие спецрежим ЕСХН, освобождены от уплаты налога на имущества в отношении недвижимости, оборудования, прочей собственности при условии, что такая собственность используется при производстве с/х продукции, в том числе при:

  • первичной обработке с/х продукции;
  • промышленной переработке;
  • реализации с/х продукции;
  • оказании услуг сельхозпроизводителям (посев урожая, подготовка полей к уборке, обрезка виноградной лозы, т.п.).

Если с/х производитель имеет в собственности имущество, которое не используется при производстве с/х продукции, то такое имущество облагается налогом на прибыль в общем порядке:

НалогИмущс/х = СтИмущ * Ставка,

где СтИмущ – стоимость имущества, определяемая в целях налогообложения;
Ставка – ставка налога, установленная местным муниципалитетом в размере и не превышающая 2,2%.

При наличии обязательств по налогу на имущество, с/х производитель:

  • ежеквартально перечисляет аванс, рассчитанных в размере ¼ от годовой сумма налога;
  • по окончанию налогового периода (календарного года) подает в ФНС налоговую декларацию ⇒ Декларация по налогу на имущество;
  • на основании декларации перечисляет в бюджет сумму налога за минусом авансовых платежей.

Имущественный налог отнесен к категории местных налогов, в связи с чем срок уплаты налога и подачи декларации определяется на основании законодательных актов региона.

Сельхозпроизводители на ЕСХН и ОСНО имеют равные обязательства по уплате налога на транспорт. Согласно главе 28 НК РФ, налогом облагаются все транспортные средства, которые находятся в собственности с/х производителя, за исключением:

  • тракторов;
  • комбайнов;
  • молоковозов;
  • скотовозов;
  • машин для перевозки птицы;
  • транспорта технического обслуживания;
  • машин ветеринарной помощи;
  • прочего специальный с/х транспорт.

В случае если в собственности с/х производителя имеется прочий транспорт (помимо специальных с/х машин), то такой транспорт признается объектом налогообложения в общем порядке.

Налог на ТС, не освобожденный от налогообложения в соответствие с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, рассчитывается по формуле:

Налогтранспорт = Мощн * Ставка,

где Мощн – налогооблагаемая база, равная мощности транспортного средства по техпаспорту и измеряемая в лошадиных силах (л/с);
Ставка – налоговая ставка, установленная в отношении конкретного транспортного средства согласно ст. 361 НК РФ.

Вне зависимости от системы налогообложения, с/х производители обязаны ежеквартально перечислять аванс по транспортному налогу, размер которого равен ¼ от годовой суммы налоговых обязательств, определенных на начало налогового периода (календарного года).

По окончанию года налогоплательщик подает в ФНС налоговую декларацию и производит окончательный расчет по налогу (сумма налога по декларации за минусом авансовых платежей). Срок оплаты авансов и подачи отчетности в ФНС определяется в соответствии с нормативными актами региона.

Бланк налоговой декларации можно скачать здесь ⇒ Декларация по транспортному налогу.

ИП на спецрежиме ЕСХН освобождены от уплаты НДФЛ за себя, но сохраняют обязательства налогового агента. При наличии у ИП наемных работников, с/х предприниматель исчисляет, удерживает НДФЛ из доходов сотрудников, после чего перечисляет налог в бюджет.

Срок уплаты НДФЛ для ИП-с/х производителей определяется по общему правилу – не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода сотруднику.

Обязательства налогового агента также сохраняют с/х производители-юрлица на ЕСХН и ОСНО.

По окончанию отчетного периода (квартала) с/х производители, имеющие статус налоговых агентов, подают в ФНС отчет по форме 6-НДФЛ. Срок подачи документа – до окончания месяца, следующего за отчетным кварталом (за 3 4 кв. 2020 года – до 31.10.2020 года).

Бланк отчета 6-НДФЛ можно скачать здесь ⇒ 6-НДФЛ.

Источник: https://online-buhuchet.ru/nalogi-selxozproizvoditelej-perechen-poryadok-rascheta-otchetnost/

НДС для сельхозпроизводителей в 2019 году. Подробный разбор

С 2019 года сельхозпроизводители стали плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Такое правило утверждено Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ. Но это справедливо только для тех случаев, когда сельхозпроизводитель не воспользовался правом на освобождение от уплаты НДС.

С чем были связаны подобные изменения? Сколько процентов составляет ставка нового налога для плательщиков ЕСХН? Есть ли смысл освобождаться от уплаты НДС и как это сделать? Сейчас расскажем.

На всякий случай напомним: ЕСХН могут применять те организации и ИП, которыми либо производится сельхозпродукция, либо оказываются услуги сельхозпроизводителям в области животноводства и растениеводства. Это может быть не само сельское хозяйство, а деятельность, напрямую с ним связанная – например, работа с ландшафтом (пересадка деревьев и прочее).

Причём просто заниматься сельским хозяйством недостаточно – важно, чтобы более 70% выручки составлял доход от производства и реализации именно сельхозпродукции (или связанных с её производством услуг).

Применяя этот спецрежим, производитель также может уменьшать налог на сумму сельскохозяйственных расходов. К ним относятся, например, расходы на приобретение семян, рассады, кормов, ветеринарных лекарств. В этой статье мы не будем перечислять полный список таких расходов, с ним вы можете ознакомиться в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Необходимость реформы ЕСХН обсуждалась давно. Проблема поднималась следующая: предприниматели в сфере сельского хозяйства, облагаемые ЕСХН, «выпадали» из системы исчисления и вычета налога на добавленную стоимость и по факту не были её полноценными участниками. Закономерное следствие – потеря покупателей, а значит, и ухудшение конкурентоспособности.

Всё это следует из Письма Минфина России от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564. Ознакомиться с ним можно здесь.

Ставки НДС для сельхозпроизводителей на 2019 год

Размер ставок зависит, прежде всего, от вида реализуемой сельхозпродукции. Давайте рассмотрим подробнее, сколько процентов составляет каждая из них и в каких случаях она применяется.

Нулевая ставка НДС применяется при реализации товаров на экспорт.

Эту ставку плательщик ЕСХН может применять при реализации сельхозпродукции, которая указана в льготных перечнях. Это мясо и мясные изделия, яйца, молоко и молочные продукты, зерновые, семена масличных культур и многое другое. Полный перечень – в п. 2 ст. 164 НК РФ.

И наконец, самая высокая из ставок применяется для тех товаров и услуг, которые в вышеупомянутом перечне не упомянуты. Это, например, рыба ценных пород (осетровые, лососевые или форель).

Несмотря на то, что перечень льготных продуктов официально является закрытым, судебная практика говорит об обратном: некоторые виды продуктов, не входящие в список, могут также облагаться пониженной ставкой НДС. Главное – чтобы они не относились к деликатесам.

Может ли плательщик ЕСХН освободиться от уплаты НДС?

Да, может. Но не всякий. Воспользоваться таким правом может только тот сельхозпроизводитель, который соответствует хотя бы одному из двух условий:

он перешёл на ЕСХН в том же календарном году, в котором планирует освободиться от уплаты НДС;

сумма его дохода, облагаемого ЕСХН, за предыдущий год была менее установленного порога (100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов – за 2019, 80 миллионов – за 2020, 70 миллионов – за 2021, 60 миллионов – за 2022 и последующие годы)

Не всегда освобождение от уплаты НДС выгодно, поэтому обязательно нужно взвесить все «за» и «против».

Освобождение вряд ли будет выгодно тем сельхозпроизводителям, чьи покупатели в большинстве своём сами являются плательщиками НДС. В противном случае – если большинство потребителей продукции плательщиками НДС не являются – выгоднее всё-таки воспользоваться льготой.

Если вы всё уже тщательно обдумали и пришли к выводу, что вам действительно будет выгодно освободиться от уплаты НДС, то предлагаем вам обратиться к инструкции, которую предоставила УФНС Республики Бурятия.

Итак, для этого в налоговый орган по месту учёта нужно подать соответствующее письменное уведомление. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы планируете использовать своё право на освобождение.

Обратите внимание: если вы воспользуетесь правом на освобождение от уплаты НДС, то отказаться от этой льготы вы сможете лишь спустя один календарный год.

Источник: https://astral.ru/articles/nalogi/12651/

Налогообложение при приобретении сельскохозяйственной продукции у физ. лиц

В силу ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ , самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Пунктом 1 ст. 228 НК РФ к отдельной категории отнесены физические лица ‒ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

В силу статей 218 и 219 ГК РФ лицо, использующее земельный участок, является собственником получаемых плодов. Кроме того, в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. При этом сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Таким образом, ООО, закупающее фрукты, овощи у физических лиц собственников сельхозпродукции не является налоговым агентом. Собственники продаваемого имущества должны самостоятельно позаботиться об исполнении обязанности по исчислению и уплате налога.

Оформление приобретения сельхозпродукции у населения

До введения в действие Закона о бухучете основным документом, который оформлялся при приобретении сельхозпродукции у населения, являлся закупочный акт (ф. ОП-5). В настоящее время он по-прежнему не утратил своей актуальности.

Также приобретение сельскохозяйственной продукции можно оформлять договором и передаточным актом.

В договоре помимо наименования закупаемых сельхозпродуктов, их количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица ‒ представителя организации-покупателя (которым зачастую выступает снабженец), а также сведения о продавце. Важными и обязательными реквизитами, подлежащими отражению и заполнению в документе, являются паспортные данные и адрес места жительства физического лица.

Факт оплаты подтверждается специальной отметкой в ф. ОП-5, либо отдельной распиской продавца.

После закупки в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетное лицо обязано составить авансовый отчет и приложить к нему подтверждающие документы (закупочный акт и накладную на сдачу продукции на склад).

Если же сельхозпродукцию сдает на склад предприятия сам продавец, то расчеты с ним производятся через кассу путем выписки расходного кассового ордера.

Особенности уплаты НДС при приобретении сельскохозяйственной продукции у частных лиц

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ , при реализации товаров налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 105.3 НК РФ без включения в них налога (если иное не предусмотрено данной статьей), то есть облагаться должна вся сумма продажи.

Иное правило прописано как раз в отношении реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). Налоговая база на основании п. 4 ст. 154 НК РФ будет исчисляться как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ , с учетом налога (то есть продажной ценой) и ценой приобретения названной продукции. Другими словами, налоговой базой фактически является межценовая разница. Только налог в таком случае следует определять согласно п. 4 ст. 164 НК РФ по расчетной ставке от налоговой базы ‒ как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ , к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (то есть по ставке 18/118 или 10/110).

Пример 1. Налогоплательщик реализовал свежее мясо (свинину) в количестве 650 кг на сумму 195 тыс. руб. Эта же продукция была приобретена им у физических лиц в указанном количестве по закупочной цене 120 руб. за кг, всего на сумму 78 тыс. руб.

Налоговая база в целях исчисления НДС (межценовая разница), определенная в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ , составит 117 тыс. руб. (195 тыс. руб. — 78 тыс. руб.), а сумма налога, исчисленного по расчетной ставке 10/110 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ , ‒ 10,6 тыс. руб. (117 тыс. руб. × 10/110).

Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). К нему относятся:

  • Скот, птица и кролики в живом весе
  • Мясо и субпродукты скота и птицы
  • Молоко и молокопродукты
  • Яйца
  • Сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное)
  • Кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукция переработки кожевенного сырья)
  • Овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные
  • Шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные
  • Сырье перопуховое
  • Отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо ‒ пухового сырья
  • Рога, копыта, волос, щетина, кость, панты
  • Шерсть всякая
  • Рыба всех видов (любительское рыболовство)
  • Мед пчелиный, воск пчелиный, вощина
  • Зерновые и зернобобовые культуры
  • Масличные культуры (кроме конопли)
  • Свекла сахарная
  • Лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака)
  • Папоротник
  • Картофель
  • Овощи открытого и защищенного грунта
  • Бахчевые продовольственные и кормовые культуры
  • Плоды семечковых и косточковых культур
  • Виноград
  • Плоды цитрусовых культур
  • Чайный лист
  • Орехи культурные и дикорастущие
  • Ягоды культурные и дикорастущие
  • Грибы культурные и дикорастущие (свежие)
  • Сено
  • Материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел и веников

Если документы оформлены вышеуказанным образом, то с налоговыми органами не должно возникать судебных споров. Суды придерживаются вышеуказанных позиций по отсутствию необходимости удерживать НДФЛ и возможности исчисления НДС с учетом расходов.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Источник: https://primelegal.ru/konsultacii/nalogooblozhenie-pri-priobretenii-selskohozyajstvennoy-produktsii-u-fiz-lits/

Особый порядок применения НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2013, N 6

Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие сельхозпродукцию, закупленную по специальному правительственному перечню у населения, наделены своеобразной налоговой преференцией — они применяют особый порядок определения налоговой базы по НДС, предусмотренный п. 4 ст. 154 НК РФ. Почему использовано слово «преференция»? На наш взгляд, уплата в бюджет НДС, исчисленного не с полной стоимости реализованной сельхозпродукции, как того требует п. 1 ст. 154 НК РФ, а с межценовой разницы (в этом и заключается особый порядок), является налоговым преимуществом, то есть преференцией. Итак, что это за продукция? Какие документы следует оформлять при ее закупке? Как рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет, и заполнить счет-фактуру? Какие коды операций указать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур? Обо всем этом и многом другом читайте в статье.

Налоговые нормы

Налоговая база. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, устанавливаемых согласно ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Исходя из п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, устанавливаемой согласно ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Таким образом, мы можем сказать, что при перепродаже сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, используется особый порядок определения налоговой базы — по формуле:

где Нб — налоговая база по НДС;

Цр — цена реализации с учетом НДС;

Цз — цена, по которой продукция была закуплена у населения (физических лиц).

Правительственный перечень. Согласно данной норме особый порядок распространяется не на любые товары, а только на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, содержащиеся в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 (далее — Перечень), а именно:

  • скот, птицу и кроликов в живом весе;
  • мясо и субпродукты скота и птицы;
  • молоко и молокопродукты;
  • яйца;
  • сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное);
  • кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукцию переработки кожевенного сырья);
  • овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные;
  • шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные;
  • сырье перо-пуховое;
  • отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо-пухового сырья;
  • рога, копыта, волос, щетину, кость, панты;
  • шерсть всякую;
  • рыбу всех видов (любительское рыболовство);
  • мед пчелиный, воск пчелиный, вощину;
  • зерновые и зернобобовые культуры;
  • масличные культуры (кроме конопли);
  • свеклу сахарную;
  • лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака);
  • папоротник;
  • картофель;
  • овощи открытого и защищенного грунта;
  • бахчевые продовольственные и кормовые культуры;
  • плоды семечковых и косточковых культур;
  • виноград;
  • плоды цитрусовых культур;
  • чайный лист;
  • орехи культурные и дикорастущие;
  • ягоды культурные и дикорастущие;
  • грибы культурные и дикорастущие (свежие);
  • сено;
  • материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел и веников.

Обратите внимание! Приведенный правительственный Перечень является закрытым.

Документальное оформление закупки. Важно отметить, что факт закупки необходимо подтвердить документально. Так, для учета операций в общественном питании Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждена форма закупочного акта (ОП-5), которая применяется для закупки продуктов у населения. И хотя с 2013 г. унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению, хозяйствующие субъекты (без ограничения по виду деятельности) вправе их использовать. При этом следует помнить, что форму документа в любом случае — применяется унифицированная или самостоятельно разработанная — необходимо утвердить в приложении к учетной политике организации.

Обратите внимание! Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

Налоговая ставка. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при реализации сельхозпродукции, указанной в п. 4 ст. 154 НК РФ, применяется расчетная ставка 10/110 или 18/118. Какую же расчетную ставку следует применять? От чего зависит ее величина?

Налоговая ставка, применяемая в силу п. 4 ст. 164 НК РФ, определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Перечень товаров, налогообложение которых при их реализации производится по налоговой ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. Налогообложение по ставке 18% согласно п. 3 ст. 164 НК РФ производится в случаях, не указанных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ.

Следовательно, при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения, расчетная ставка 10/110 применяется в том случае, если продукция поименована и в п. 2 ст. 164 НК РФ, и в Перечне. Если сельхозпродукция поименована в Перечне и не поименована в п. 2 ст. 164 НК РФ, применяется расчетная ставка 18/118.

Пример 1. ООО «Сельхозпродукты» для перепродажи закупило у населения картофель (500 кг по цене 8 руб. за 1 кг) и мед пчелиный (100 кг по цене 250 руб. за 1 кг). В дальнейшем картофель был реализован по цене 12 руб., мед — 350 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Сельхозпродукты» будут сделаны следующие проводки:

Картофель поименован в Перечне и п. 2 ст. 164 НК РФ, следовательно, организация при дальнейшей реализации картофеля использует расчетную ставку 10/110.
Мед поименован только в Перечне, следовательно, организация при дальнейшей реализации меда использует расчетную ставку 18/118.

Счет-фактура. При реализации сельхозпродукции, закупленной у населения, хозяйствующий субъект выставляет соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Как и при реализации имущества, учитываемого с НДС (п. 3 ст. 154 НК РФ), в рассматриваемом случае счет-фактура заполняется в общем порядке, за исключением отдельных позиций: в графе 5 отражается межценовая разница, а в графе 8 — сумма НДС, исчисленная по расчетной ставке 10/110 или 18/118 (пп. «д», «з» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры ).

Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление N 1137).

Исходя из условий примера 1 графы 5 — 9 счета-фактуры будут выглядеть так:

В связи с этим возникает вопрос: обязательно ли в настоящее время следовать разъяснениям ФНС (Письмо от 28.06.2005 N 03-1-03/1114/13@) и указывать в графе 7 вместе с расчетной ставкой НДС пометку «с межценовой разницы»? По мнению автора, данные разъяснения исчерпали свою актуальность с вступлением в силу изменений, внесенных Постановлением N 451 в ранее действовавшее Постановление N 914 , которые затем были перенесены в пп. «д», «з» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры. Учитывая, что о дополнительной записи на законодательном уровне ничего не сказано, притом в графе 5 указывается не стоимость реализованной продукции минус НДС, а межценовая разница, полагаем: делать пометку «с межценовой разницы» не обязательно. Вместе с тем, по разъяснениям Минфина России и ФНС России, нормами гл. 21 НК РФ указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено (Письма от 09.02.2012 N 03-07-15/17, от 12.03.2012 N ЕД-4-3/4061@). Поэтому если есть желание и технические возможности, все в вашей власти.

Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 N 451 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914» (вступило в силу с 09.06.2009).
Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Согласно Правилам ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур все счета-фактуры (выставленные, полученные, корректировочные) вне зависимости от способа их составления (на бумажном носителе или в электронном виде) должны учитываться налогоплательщиком в одном журнале, имеющем две части (ч. 1 «Выставленные счета-фактуры» и 2 «Полученные счета-фактуры»). Отметим, что обе части журнала — это таблицы, состоящие из 19 граф. Так, графа 4 обеих частей отведена для проставления кодов видов операций, которые в соответствии с п. 3 Постановления N 1137 утверждены Приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@.

Приложение 3 к Постановлению N 1137.

Согласно данному Приказу для операций, упомянутых в п. п. 3, 4, 5.1 ст. 154 НК РФ, предусмотрено два кода: 11 и 12. Первый ставится при отгрузке или приобретении соответствующих товаров, второй — при оплате, частичной оплате (полученной или переданной) в счет предстоящих поставок товаров.

Таким образом, при отгрузке сельхозпродукции, закупленной у населения, соответствующий счет-фактура регистрируется в ч. 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, при этом в графе 4 указывается код операции 11.

Налоговая декларация. Согласно п. 38.1 Порядка заполнения декларации по НДС налоговая база, определяемая в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ, и сумма налога по расчетным ставкам отражаются в разд. 3 в графах 3 и 5 по строкам 030, 040:

  • строка 030 графы 3 x 18/118 = строка 030 графы 5;
  • строка 040 графы 3 x 10/110 = строка 040 графы 5.

Утвержден Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

Так, по условиям примера 1, в разд. 3 декларации по НДС в части, предусмотренной для налогооблагаемых объектов, хозяйствующий субъект отразит данные следующим образом.

Стандартная ошибка

Анализ арбитражной практики показывает, что часто организации и индивидуальные предприниматели, закупающие сельскохозяйственную продукцию у населения, совершают одну и ту же ошибку: в декларациях по НДС они определяют налоговую базу в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ, в то время как покупателям предъявляют по счетам-фактурам НДС, исчисленный по правилам, установленным п. 1 ст. 154 НК РФ, — с полной цены реализуемого товара.

К чему приводит нарушение порядка заполнения счетов-фактур — указание НДС не по правилам п. 4 ст. 154 НК РФ? По мнению налоговиков, у налогоплательщика возникают дополнительные обязанности по уплате НДС в бюджет, несмотря на то что в налоговой декларации налог исчислен правильно.

Обращаем ваше внимание на то, что судьи квалифицируют данное нарушение иначе. Поясним на примере Постановления ФАС ЗСО от 16.04.2012 N А45-9133/2011. Из материалов дела усматривается следующая ситуация. Предприниматель приобретал сельхозпродукцию (мясо, субпродукты), включенную в Перечень, у граждан, не являющихся плательщиками НДС, с последующей реализацией. В инспекцию он представлял налоговые декларации по НДС с указанием налоговой базы, исчисленной с межценовой разницы, при этом покупателям выставлял счета-фактуры с указанием НДС, исчисленного по общим правилам. В ходе контрольных процедур инспекция пришла к выводу, что предприниматель необоснованно не перечислил в бюджет НДС в размере, полученном с покупателей при реализации товара, и доначислила НДС и пени в размере 7 564 418 руб. и 1 458 991 руб., а также привлекла к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 512 883 руб.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что предприниматель исполнил обязанность по уплате НДС в размере, установленном законом, а инспекция не доказала факта нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства, связанного с порядком определения налоговой базы по НДС.

Теперь уже контролеры обратились в кассационную инстанцию, но поддержки там не нашли — ФАС ЗСО согласился с оспариваемыми инспекцией решениями своих коллег. Федеральные арбитры, вставая на сторону налогоплательщика, отметили:

  1. Доводы инспекции о неправильном исчислении, уплате и отражении в декларации НДС основаны на неправильном толковании вышеназванных норм налогового законодательства.
  2. Доводы о том, что указание в декларации по НДС в строках, в которых отражается реализация товаров (работ, услуг) по соответствующим ставкам, данных, не совпадающих с данными книги продаж и данными, отраженными в счетах-фактурах, выписанных и (или) выставленных предпринимателем, является нарушением порядка исчисления сумм НДС, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку нарушение правил заполнения счетов-фактур в части указания НДС не по правилам п. 4 ст. 154 НК РФ не влечет за собой возникновения у предпринимателя дополнительной обязанности по уплате НДС в бюджет, который, по существу, был правильно исчислен.
  3. Вопрос о возврате денежных средств, излишне полученных предпринимателем от покупателей сельскохозяйственной продукции, может быть решен при рассмотрении спора, вытекающего из гражданско-правовых отношений .

Аналогичные выводы были сделаны в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 6889/11 при нарушении продавцом порядка заполнения счета-фактуры, выставленного покупателю не по правилам п. 3 ст. 154 НК РФ (см. статью «Об особенностях исчисления НДС при реализации имущества, учитываемого с НДС», N 4, 2013).

Таким образом, выводы контролеров, что исчисление в счете-фактуре, выставленном при реализации закупленной у населения сельхозпродукции, налога с полной стоимости реализованной продукции следует рассматривать как нарушение порядка исчисления НДС, влекущее за собой возникновение у общества задолженности перед бюджетом, можно оспорить в суде.

О нюансах применения особого порядка на практике

Нередко бывает, что в теории вроде бы все понятно, а как дело доходит до практики, появляются вопросы, ответы на которые приходится искать в письмах Минфина и ФНС и в судебных решениях.

Закупка у индивидуальных предпринимателей. К сожалению многих производителей, налоговая база по НДС при дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции из Перечня, закупленной у индивидуальных предпринимателей, в том числе перешедших на УСНО, определяется в общем порядке, предусмотренном п. 1 ст. 154 НК РФ: как полная стоимость продукции, исчисленная исходя из рыночных цен, а не как межценовая разница. Особый порядок, установленный п. 4 ст. 154 НК РФ, в таком случае не применяется. Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 07.12.2006 N 03-04-11/234.

Судьи тоже считают, что использование законодателем в п. 4 ст. 154 НК РФ словосочетания «закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)» означает, что данный порядок применим только к отношениям, возникающим при закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц — граждан РФ, но не распространяется на отношения с индивидуальными предпринимателями (Постановление ФАС ПО от 11.11.2010 N А12-3142/2010).

Пример 2. Организация, производящая молочную продукцию, закупает молоко и молочные продукты у населения. В каком порядке определяется налоговая база по НДС и по какой ставке уплачивается НДС в бюджет?

В этом случае организация применяет особый порядок определения налоговой базы (п. 4 ст. 154 НК РФ).

В силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ обложение НДС при реализации молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда) производится по налоговой ставке 10%.

В Перечне молоко и молокопродукты поименованы, следовательно, при осуществлении операций по реализации указанной продукции, закупленной у населения, налогообложению по ставке 10/110 подлежит только разница между ценой реализуемой продукции и ценой ее приобретения у населения.

Пример 3. Изменим условия примера 1. Допустим, что организация закупает молочную продукцию у фермера — индивидуального предпринимателя.

В этом случае операции по реализации организацией молока и молочных продуктов, приобретаемых у индивидуальных предпринимателей, подлежат налогообложению по ставке 10% в общеустановленном порядке — с полной стоимости реализованной продукции (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Закупка переработанной сельхозпродукции. Применяется ли особый порядок обложения НДС при закупке организацией у населения продукции, переработанной самим физическим лицом?

Исходя из разъяснений Минфина, если закупаемые продукты переработки сельхозпродукции не включены в Перечень, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ. Так, в Перечень входит папоротник, а продукты переработки папоротника в нем отсутствуют. Следовательно, закупая у населения продукты переработки папоротника, организация при их перепродаже определяет налоговую базу по НДС с полной стоимости реализации таких продуктов (Письмо от 26.01.2005 N 03-04-04/01).

Закупаем для производства готовой продукции. Организация, применяющая общую систему налогообложения, закупает у населения мясо для производства и реализации мясных полуфабрикатов. Имеет ли она право в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ определять налоговую базу для расчета НДС как разницу между ценой готовой продукции с учетом НДС и ценой приобретения указанной сельскохозяйственной продукции?

По мнению Минфина России, при реализации товаров, произведенных из сельхозпродукции, закупленной у населения, налоговая база определяется в общем порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ (Письмо от 27.04.2002 N 04-03-11/17).

О налоговых преференциях для обрабатывающих производств

Думой Ставропольского Края 08.01.2013 на рассмотрение в Государственную думу внесен проект федерального закона N 200574-6 «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект). Из пояснительной записки к законопроекту следует, что предлагаемые дополнения подготовлены в связи с необходимостью изменения порядка уплаты НДС и оказания поддержки организациям обрабатывающих производств (например, организациям — производителям молочной продукции), для которых главными, а подчас и единственными контрагентами являются физические лица, не уплачивающие налог, и сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие ЕСХН (также не уплачивающие НДС).

При действующем порядке исчисления и уплаты НДС у таких организаций при производстве и реализации готовой продукции возникают убытки в связи с невозмещенным налогом из-за его непредъявления поставщиками сырья, применяющими спецрежимы. В связи с этим организации-производители вынуждены по операциям, связанным с приобретением сырья, фактически учитывать не выделенный в стоимости сырья налог и относить его на затраты по производству продукции, что в конечном счете увеличивает цену готовой продукции.

С учетом изложенного авторы законопроекта предлагают распространить особый порядок определения налоговой базы по НДС, установленный п. 4 ст. 154 НК РФ, на случаи, когда сельхозпродукция закупается у организаций, не являющихся плательщиками НДС, а также на продукцию, произведенную из сельскохозяйственного сырья.

Отметим, что законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2013 г. (март) . Таким образом, получат ли организации обрабатывающих производств налоговые преференции в отношении операций по реализации сельхозпродукции, закупаемой у «спецрежимников», пока неизвестно.

Выписка из Протокола заседания Совета ГД ФС от 24.01.2013 N 74.

Источник: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/85752-osobyj-poryadok-primeneniya-realizacii-selxozprodukcii-zakuplennoj-naseleniya


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *