Дисциплинарные методы познания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарные методы познания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основные причины того, что должник не спешит выплачивать долг по исполнительному листу таковы. Это одна из единичных ситуаций, когда банк позволяет взыскивать неустойку на неустойку. Для этого нужно обратиться в банк с соответствующим заявлением.

Тема 3. Методы естествознания

Методы междисциплинарного исследования.

Дисциплинарные методы

Частнонаучные методы

Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные

формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса

познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к

конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее,

общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или

же определенного приема исследования:

анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также

относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное

значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно

Наблюдение — это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов

действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод

наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в

себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.

Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где

невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии,

гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное

функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и

т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования,

формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых

концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и

Эксперимент — метод познания, при помощи которого явления

действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он

отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть

активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не

ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в

естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на

изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях

процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю

и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при

котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях

в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым

значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более

глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие

существенные для данного процесса факторы и величины.

Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и

эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и

приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами

начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по

условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в

области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и

Аналогия — метод познания, при котором происходит перенос знания,

полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой,

менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на

сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить

вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Применение метода аналогии в научном познании требует определенной

осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он

работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать

систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип,

результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Моделирование — метод научного познания, основанный на изучении каких-

либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем,

что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для

прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду

причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос

исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли

заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель

называют моделью, а объект исследования — оригиналом, или прототипом. При

этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет

получить о последнем определенное знание.

Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в

замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть

использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения.

Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном

отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень

важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают

пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели,

воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или

функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают

схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является

математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей

используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с

В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с

использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и

объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком

случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования

Анализ — метод научного познания, в основу которого положена процедура

мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и

осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Анализ — органичная составная часть всякого научного исследования,

являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от

нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения,

состава, а также его свойств и признаков.

Синтез — это метод научного познания, в основу которого положена

процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему,

без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез

выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления

целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе

происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и

изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза,

включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет

пути нового научного поиска.

Индукция — метод научного познания, представляющий собой формулирование

логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Непосредственной основой индуктивного умозаключения является

повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение

по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов,

относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого

множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются

как опытные истины, или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод

на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В

результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер

достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит

общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди

последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному

умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна,

здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного

Дедукция — метод научного познания, который заключается в переходе от

некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.

Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме;

все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к

классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод

познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод

дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок,

предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью

которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые

теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых

становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний

(а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения.

Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или

предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в

научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а

вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.

Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым

знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для

обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством

объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания,

систематизации их, а также фактов за пределами данной области,

предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М.

Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики,

квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна

противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она

должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости.

Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате

экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости

гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально

опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к

науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента

опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или

теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае

отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация — процесс установления

истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки.

Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических

выводах из прямо верифицированных фактов.

3. Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в

пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они

возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы

физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию

астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс

взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например,

молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики,

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 1734 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: https://studopedia.su/13_89903_tema--metodi-estestvoznaniya.html

1. Общефилософские методы.

Среди этих методов древнейшими являются диалектический и метафизический. Они не являются жестко определенными регулятивами, а представляют собой систему так называемых «мягких» принципов, операций, приемов, которые имеют общий, универсальный характер, находящийся на высоких «этажах» абстрагирования. Эти методы определяют лишь общие подходы к научному исследованию, его генеральную стратегию, но не заменяют специальных методов и не определяют конечного результата познания прямо и непосредственно.

Диалектика — это учение об общих законах развития природы, общества и познания, а также основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Определяя структуру диалектики, можно выделить ее главные элементы: принципы, законы и категории.

Категории диалектики — это понятия, которые отражают общие, существенные свойства, стороны, связи, отношения предметов и явлений реальной действительности и мышления.

2. Общенаучные методы.

Общенаучные методы исследования являются своеобразной промежуточной методологией между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специальными научными знаниями и методами.

К общенаучным методам познания относятся: системный анализ, структурно-функциональный анализ, кибернетический анализ, вероятностные методы, моделирование, формализация и др.

В структуре общенаучной методологии выделяют три уровня методов научного исследования:

методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент)

методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный, системный методы и др.)

общелогические методы исследования — методы, которые используют и на эмпирическом, и на теоретическом уровне (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.)

3. Специально-научные методы исследования.

Специально-научные методы исследования, определяются прежде всего специфическим характером предмета и объекта исследования определенной науки, ее теоретическими принципами, предопределяют использование особых методов, вытекающих из того или иного понимания сущности ее объекта. Специально научную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, которые используются в той или иной области знаний (науке).

4. Дисциплинарные методы научного исследования.

Дисциплинарные методы научного исследования – это система приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в определенную отрасль науки, или возникающей на стыке нескольких наук. При этом каждая наука — это комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

Источник: https://studfile.net/preview/4031055/page:3/

Дисциплинарные методы.

По функциональному значению методы бывают методами эмпирического исследования. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений действительности. Сравнение, предметное обследование (измерение) и эксперимент включают активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования выделяют:

Формализацию — отображение содержательного знания в формализованном языке.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся аксиомы, из которых все положения теории выводятся логическим путем.

Гипотетико-дедуктивный метод — метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.

В научном исследовании широко используются и общелогические методы:

Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез — их объединение в единое целое.

Абстрагирование — процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов не существующих в действительности.

Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (обобщение) и дедукция — обратный процесс.

Аналогия — установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

Моделирование — метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик на другом объекте — модели-аналоге имеющем подобие с объектом.

Системный подход — совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Источник: https://studwood.ru/981149/filosofiya/distsiplinarnye_metody

Частнонаучные и дисциплинарные методы исследования

Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.

Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

К частнонаучным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов.

Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира.

Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. С высоты сегодняшнего уровня развития научного познания очевидно, что есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро растет несмотря на интегративные процессы. Сформировались многочисленные «стыковые» дисциплины, такие как биофизика, геофизика, физическая химия, геохимия, электрохимия. Усилилось взаимодействие различных наук и научных дисциплин, а значит, их методов и приемов исследования.

В одном исследовании могут применяться разные методы: обще и частнонаучные и методы разных научных дисциплин.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 3379 | Нарушение авторского права страницы

Источник: https://studopedia.org/8-126117.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *