Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка соблюдения требований земельного законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В храме Христа Спасителя прошла церемония вручения Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за год. Узнаем, какие еще пособия будут выплачиваться разным гражданам в 2020 году. Президент России подписал указ о награждениях.

Земельный
эксперт

  • Земельные отношения
    • Виды земельных отношений
    • Участники земельных отношений
    • Объекты земельных отношений
    • Категории земель в РФ
    • Полномочия в области земельных отношений
  • Земельные участки
    • Прирезка земельного участка по новым правилам
    • Образование земельных участков
    • Порядок раздела земельного участка
    • Размежевание земельного участка
    • Как происходит выдел земельного участка?
    • Объединение земельных участков
    • Перераспределение земельных участков
    • Права и обременения на образуемых земельных участках
    • Требования к образуемым земельным участкам
    • Прирезка земельного участка
    • Вынос границ земельного участка в натуру
    • Приватизация земельного участка
    • Процедура перевода земель из одной категории в другую
    • Виды разрешенного использования земельных участков
    • Изменение вида разрешенного использования земельного участка
  • Межевание земельного участка
    • Кто проводит межевание?
    • Порядок межевания
    • Межевой план
    • Спор с соседями
  • Собственность на землю
    • Собственность на землю физических и юридических лиц
    • Дарение земельного участка
    • Собственность субъектов РФ на землю
    • Государственная собственность на землю
    • Федеральная собственность на землю
    • Муниципальная собственность на землю
  • Использование чужих земельных участков
    • Аренда земельных участков
    • Переуступка права аренды земли
    • Выкуп земли из аренды
    • Сервитут на земельные участки
    • Безвозмездное пользование земельным участком
    • Самозахват земли
    • Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
  • Регулирование земельных отношений
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений
    • Основания для ограничений прав на землю
  • Земельные отношения зарубежом
    • Земельное законодательство в других странах
  • Частные случаи
    • Приватизация гаража
  • Права на землю
    • Возникновение прав на землю
    • Документы о праве на земельный участок
    • Свидетельство о праве на землю
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Переход прав на земельный участок при получении в собственность здания
    • Порядок купли-продажи земельного участка
  • Права и обязанности участников земельных отношений
    • Права и обязанности собственника на использование земли
    • Права и обязанности арендаторов, землепользователей и землевладельцев на использование земли
  • Прекращение прав на землю
    • Отказ от права собственности на земельный участок
    • Принудительное прекращение прав на землю
    • Прекращение и ограничение прав на земельный участок
    • Прекращение права постоянного пользования земельным участком
    • Прекращение права аренды земельного участка
    • Прекращение права безвозмездного пользования земельным участком
    • Прекращение сервитута на земельный участок
    • Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд
    • Конфискация земельного участка
    • Реквизиция земельного участка
    • Отчуждение земельного участка
  • Ограничение прав на землю
    • Ограничение прав на землю в связи с резервированием для государственных нужд
  • Охрана земли
    • Мероприятия по охране земельного участка
    • Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению
  • Защита прав на землю
    • Порядок признания прав на землю
    • Восстановление нарушенного права на землю
    • Недействительность актов исполнительной власти в области использования и охраны земель
    • Возмещение убытков, причинённых нарушением прав собственников земли
    • Особенности рассмотрения земельных споров
  • Ответственность за земельные правонарушения
    • Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
    • Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
    • Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением
  • Передача земли из федеральной собственности
    • Основания безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
    • Порядок безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
    • Прекращение прав третьих лиц при безвозмездной передаче земель федеральной собственности
  • Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
    • Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
    • Ходатайство об изъятии земельных участков
    • Порядок выявления лиц, земля которых подлежит изъятию
    • Решение об изъятии
    • Соглашение об изъятии недвижимости
    • Соглашение об изъятии земельного участка
    • Возмещение в связи с изъятием земельного участка
    • Прекращение и переход прав на земельный участок
  • Плата и оценка земли
    • Плата за использование земли
    • Оценка земельного участка
  • Государственный контроль
    • Государственный земельный надзор
    • Проверка соблюдения требований земельного законодательства
    • Административное обследование объектов земельных отношений
    • Муниципальный земельный контроль
    • Общественный земельный контроль
  • Действия государства по земельному контролю
    • Государственный мониторинг земель
    • Порядок проведения землеустройства
    • Государственный кадастровый учет земельных участков
    • Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • Земли сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Использование земель сельскохозяйственного назначения
    • Фонд перераспределения земель
  • Земли населенных пунктов
    • Понятие земель населенных пунктов
    • Границы населенных пунктов
    • Состав земель населенных пунктов и их зонирование
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Особо охраняемые природные территории
    • Лечебно-оздоровительные местности и курорты
    • Земли природоохранного назначения
    • Земли рекреационного назначения
    • Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли
    • Земли лесного и водного фонда, земли запаса
  • Виды земель специального назначения
    • Земли промышленности
    • Земли энергетики
    • Земли транспорта
    • Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    • Земли для обеспечения космической деятельности
    • Земли обороны и безопасности
  • Предоставление земельных участков государственной или муниципальной собственности
    • Основания возникновения прав на предоставленные земли
    • Продажа земли
    • Бесплатная передача земельного участка
    • Порядок сдачи в аренду земельного участка
    • Договор аренды земельного участка
    • Размер арендной платы за земельный участок
    • Передача земельного участка в постоянное пользование
    • Передача земельного участка в безвозмездное пользование
  • Организация аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности
    • Подготовка аукциона
    • Проведение аукциона
    • Проведение аукциона в электронной форме
  • Передача земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
    • Порядок передачи земли
    • Согласование предоставления земельного участка
    • Отказ в предоставлении земли
  • Частные случаи передачи земель государственной или муниципальной собственности
    • Передача земли гражданам и фермерским хозяйствам
    • Бесплатная передача земли
    • Передача земли, на которой расположено здание
  • Обмен государственных и муниципальных земель
    • Порядок обмена
    • Образец договора мены
    • Список документов
  • Установление сервитута на государственные и муниципальные земли
    • Основания для установления сервитута
    • Порядок установления сервитута
    • Образец соглашения об установлении сервитута
    • Список документов для установления сервитута
  • Перераспределение государственных и муниципальных земель
    • Перераспределение земель между собой
    • Основания перераспределения
    • Порядок перераспределения
    • Соглашение о перераспределении
    • Список документов
  • Возмещение убытков
    • Возмещение убытков при ухудшении качества земли или ограничении права
  • Использование земли без предоставления участков и установления сервитута
    • Порядок использования земли
    • Использование земли для размещения нестационарных торговых объектов и рекламы
  • Дачное товарищество
    • Сообщества садоводов и дачников
    • Садоводческое товарищество
    • Порядок регистрации товарищества
    • Список документов для регистрации
    • Особенности реорганизации товарищества
    • Ассоциации (союзы) товариществ
    • Документы необходимые для работы товарищества
  • Органы управления и контроля товарищества
    • Организация и проведение собрания
    • Образец протокола собрания
    • Решения общего собрания
    • Внеочередное собрание
    • Правление товарищества
    • Ревизионная комиссия
    • Общественный контроль
  • Членство в товариществе
    • Как вступить в садоводческое товарищество?
    • Список документов
    • Права и обязанности члена товарищества
    • Основания для исключения из товарищетсва
    • Особенности отношений индивидуальных владельцев земли с товариществом
  • Дачный закон с 1 января 2019 года
    • Продление дачной амнистии
  • Получение и оформление в собственность земельного участка
    • Право собственности на участок
    • Приватизация в 2019 году
    • Особенности получения в новом объединении
    • Порядок оформления в собственность
    • Регистрация права собственности
  • Дачная амнистия
    • Дачная амнистия до 2020 года
    • Гаражная амнистия в 2019 году
    • Дачная амнистия 2019 года — последние новости и изменения
    • Дачная амнистия будет продлена до 1 марта 2020 года
    • Порядок оформления дома в собственность
    • Как оформить дом по дачной амнистии в 2019-2020 году
    • Новый дачный закон: Последние новости
    • Продление дачной амнистии — последние новости
    • Продление дачной амнистии
    • Как оформить участок
    • Как оформить дом
  • Наследование садового или дачного земельного участка
    • Наследование по закону
    • Наследование по завещанию
  • Оборот земельных участков
    • Аренда земельного участка
    • Порядок купли-продажи
    • Права и обязанности пользователей
    • Права и обязанности собственников
    • Порядок отказа от прав
    • Принудительное прекращение прав
    • Осуществление земельного контроля
    • Животноводство на земельном участке
  • Планировка и застройка садовых и дачных земел
    • Организация и застройка территории
    • Застройка индивидуального земельного участка
    • Регистрация дома на участке
  • Налоги, взносы и платежи членов садоводческого или дачного товарищества
    • Налогообложение
    • Платежи
    • Взносы

Государственный контроль

  • Государственный контроль
    • Государственный земельный надзор
    • Проверка соблюдения требований земельного законодательства
    • Административное обследование объектов земельных отношений
    • Муниципальный земельный контроль
    • Общественный земельный контроль
  • Действия государства по земельному контролю
    • Государственный мониторинг земель
    • Порядок проведения землеустройства
    • Государственный кадастровый учет земельных участков
    • Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Проверка соблюдения требований земельного законодательства

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства

Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.

Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории. Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:

  • подготовительный;
  • проведение проверки;
  • формирование результатов проверки.

Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации. Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.

Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.

Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году. Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме. Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.

Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294. Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

  1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
  2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
  3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
  4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
  5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
  6. Проведение проверок, выявление нарушений.
  7. Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
  8. Проверка выполнения Постановления.
  9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

  • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
  • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
  • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей. Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней. Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.

Ответ: Добрый день, Алексей. Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов. Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.

Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/proverka-soblyudeniya-trebovanij-zemelnogo-zakonodatelstva/

Что нужно знать, если к Вам пришел государственный земельный инспектор?

Каждый владелец земли рано или поздно сталкивается с такой процедурой, как проверка соблюдения требований земельного законодательства в рамках мероприятий по государственному земельному надзору.

Что же необходимо знать, если к Вам пришел государственный инспектор отдела земельного надзора?

1. Что такое государственный земельный надзор и какие органы его осуществляют?

Государственный земельный надзор — это комплекс мероприятий, проводимых в целях соблюдения норм Земельного кодекса (ЗК РФ), условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства.

В рамках государственного земельного надзора сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей (ст. 71 ЗК РФ).

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными надзорными органами: Росреестром, Россельхознадзором, Росприроднадзором (п. 2–5 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).

Росреестр проводит проверки, касающиеся:

  • соблюдения целей использования земли, пресечения самовольного занятия земельного участка и иного незаконного использования земель;
  • соблюдения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
  • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования.

Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения. При этом осуществляется надзор за соблюдением:

  • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
  • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
  • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.

Росприроднадзор проводит государственный земельный надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель за исключением поднадзорных Россельхознадзору. При этом данный орган контролирует соблюдение:

  • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
  • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
  • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
  • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

Порядок осуществления государственного земельного надзора устанавливается в административных регламентах перечисленных выше государственных органов.

С перечнем административных регламентов осуществления государственного земельного надзора ознакомьтесь ниже во вкладке «Подробнее».

Росреестр осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.

Россельхознадзор проводит мероприятия по государственному земельному надзору на землях сельскохозяйственного назначения (оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») в порядке, установленном Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591.

Росприроднадзор осуществляет функцию по федеральному государственному экологическому надзору в сфере природопользования на основании Приказа Минприроды России от 29.06.2012 № 191.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

  • плановых проверок;
  • внеплановых проверок;
  • систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения:

2. Особенности организации и проведения проверок, осуществляемых Росреестром

Плановые проверки юридических лиц, предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти и граждан проводятся в соответствии с ежегодным планом проверок, разработанным и утвержденным надлежащим образом.

Планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства согласовываются с региональными органами прокуратуры.

Периодичность проведения плановых проверок в отношении конкретного земельного участка — не чаще одного раза в 3 года.

С планом проверок юридических лиц и органов местного самоуправления также можно познакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (П. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).

Внеплановые проверки в отношении граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления проводятся в случаях:

  • выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушения требований законодательства РФ, за которые предусмотрена административная и иная ответственность;
  • поступления в Росреестр обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления о нарушениях чьи-либо имущественных прав;
  • поступление в Росреестр обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также информации из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется.

Осуществление государственного земельного надзора в форме проверки включает в себя следующие административные действия:

  • принятие решения о проведении проверки в соответствии с планом проверки или на основании обращений (издание распоряжения о проведении плановой или внеплановой поверки);
  • уведомление лица, в отношении которого проводится проверка о времени её проведения;

В случае плановой проверки копия распоряжения о её проведении направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не позднее, чем за 3 рабочих дня до её начала.

В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени её проведения не позднее, чем за 24 часа до её начала любым доступным способом.подготовка к проверке;

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной (без выезда) и (или) выездной проверки.

Общий срок проведения любой проверки — с даты начала и до даты составления акта проверки — не может превышать 20-ти рабочих дней.

Плановые и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства, а также административные обследования проводят уполномоченные сотрудники территориальных органов Росреестра – государственные земельные инспекторы.

Государственные земельные инспекторы в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий. Независимо от того, проводит ли госземинспектор плановую проверку или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий:

  • запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов от государственных и муниципальных органов, организаций, предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты; сведения о лицах, использующих земельные участки, и др.);
  • при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) территориального органа Росреестра о назначении проверки беспрепятственно получать доступ на земельные участки и проводить их осмотр в целях осуществления государственного земельного надзора;
  • выполнять необходимый объём работ, в состав которых могут входить натурные измерения, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений;
  • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора; в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
  • привлекать экспертов и экспертные организации.

При этом как препятствование расцениваются такие действия, как:

  • воспрепятствование доступу инспектора госземнадзора к земельному участку,
  • неявка гражданина к месту проверки в назначенное врем;
  • необеспечение присутствия руководителя юридического лица или иного уполномоченного представителя проверяемого лица при проведении проверки;
  • уклонение от получения уведомлений, извещений о проведении проверки.

За препятствование госземинспектору при проведении им проверок соблюдения земельного законодательства статьёй 19.4.1 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере:

  • на граждан — от 500 до 1тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Те же действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
  • на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

3. Оформление результатов проверок

По результатам проверки (как плановой, так и внеплановой) госземинспектором составляется акт проверки в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается проверяемому лицу (его представителю) под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки).

В акте делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства на проверяемом земельном участке.

При выявлении в ходе проверки признаков нарушения земельного законодательства составляется протокол об административном правонарушении (после уведомления нарушителя о дате и времени его составления).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Постановлением о назначении наказания нарушитель признается виновным в совершении административного правонарушения, ему выносится административный штраф.

При выявлении административного правонарушения нарушителю одновременно с актом вручается предписание об устранении нарушений. Предписание об устранении выявленного нарушения законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом нескольких факторов:

  • вид выявленного правонарушения;
  • время вступления в силу постановления по данному делу об административном правонарушении;
  • время, необходимое для устранения конкретного нарушения земельного законодательства.

По общим правилам установленный срок устранения нарушения не должен превышать 6 месяцев.

Госземинспектор, осуществляя государственный земельный надзор, контролирует исполнение нарушителем предписания об устранении нарушения. В случае выявления его неисполнения госземинспектор:

  • выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства и
  • принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту невыполнения в установленный срок предписания.

В случае невыполнения в указанный срок требований, указанных в предписании, государственный инспектор применяет к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные законодательством, с дальнейшим направлением материалов дела в суд.

А что делать, если Вам признали нарушителем по статье 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», читайте здесь.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/chto-nuzhno-znat-esli-k-vam-prishel-gosudarstvennyy-zemelnyy-inspektor/

В Росреестре рассказали, в каких случаях может прийти с проверкой земельный инспектор

В Управлении Росреестра по Самарской области состоялась прямая линия на тему соблюдения земельного законодательства.

Начальник отдела государственного земельного надзора Юлия Голицына ответила на все вопросы граждан. В том числе она пояснила, в каких случаях возрастает вероятность проведения проверки земельного участка, как должны быть оформлены результаты проверки, какие обязанности есть у государственного земельного инспектора и почему важно быстро оплатить штраф.

Государственный земельный инспектор может прийти с проверкой в нескольких случаях. Если он увидел нарушение земельного законодательства (например, земельный участок выдвинут на территорию дороги) или по результатам административного обследования предположил, что в данном случае не исключено нарушение закона, он запланирует проверку. Кроме того, инспектор обязан будет выйти на место, если поступила жалоба на владельца земельного участка о нарушениях при использовании территории.

— Если все документы на земельный участок есть, право на него зарегистрировано, границы участка установлены, споров с соседями или юридическими лицами нет, а земля используется по назначению, то вероятность, что будет проведена проверка такого земельного участка, минимальна. Информация о проверках, которые запланированы на 2020 год, размещена на сайте Росреестра, — говорит Юлия Голицына.

Она также подчеркнула, что при плановой проверке владельца земельного участка обязаны уведомить о проверке не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. В день проверки государственный земельный инспектор обязан представиться и предъявить документ — служебное удостоверение государственного инспектора по использованию и охране земель на соответствующей территории, а также вручить заверенную копию распоряжения о проведении проверки.

После проведения проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу. Если нарушений земельного законодательства не выявлено, акт подписывается, и процедура проверки завершается. Если же выявлено нарушение, проверяемому выдается предписание с указанием срока для устранения нарушения. Кроме того, возбуждается дело об административном правонарушении. Оно рассматривается в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на нарушителя накладывается административный штраф.

— Лучше оплатить штраф в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Иначе размер штрафа возрастет в три раза. При этом нарушение обязательно надо устранить, поскольку за неисполнение предписания также установлена административная ответственность. Контроль со стороны Управления Росреестра осуществляется до полного устранения нарушения, — подчеркнула Юлия Голицына.

В Управлении Росреестра напомнили, что за самовольное занятие земли юридическим лицам грозит штраф в размере от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, гражданину – от 1% до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 000 рублей. За нецелевое использование юридическое лицо должно будет заплатить штраф в размере от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, гражданин – от 0,5% до 1% кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей. За неиспользование земельного участка штраф будет еще выше: для юридических лиц он составит от 3% до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 000 рублей, для граждан – от 1% до 1,5% процентов кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Самарской области

Источник: https://augustnews.ru/v-rosreestre-rasskazali-v-kakih-sluchayah-mozhet-prijti-s-proverkoj-zemelnyj-inspektor/

Статья 71.1 Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства

СТ 71.1 ЗК РФ

1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье — ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

2. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации.

3. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Требования пункта 1 настоящей статьи о периодичности проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства применяются при разработке и утверждении ежегодных планов в отношении одного субъекта Российской Федерации.

5. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

6. Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

4) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

7. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

8. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Комментарий к Статье 71.1 Земельного кодекса РФ

Правовым основанием установления в ЗК РФ особенностей организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства является ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в которую Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения — включен п. 31 — государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль.

Особенности организации и проведения проверок в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля могут устанавливаться в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

В ежегодный план проверок включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах субъекта РФ, в отношении которого утвержден данный план. В этой связи требование о периодичности проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства применяется только в рамках одного субъекта РФ. Таким образом, правообладателя, имеющего земельные участки в разных регионах, органы государственного земельного надзора могут планово проверять несколько лет подряд, однако все проверки должны касаться различных земельных участков, расположенных в разных субъектах РФ.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных данным Положением. Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обратим внимание, что Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья была дополнена новым основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами земельного законодательства. В частности, таким основанием является непредставление гражданином декларации об использовании земельного участка, которая должна быть им представлена в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком.

Еще одно новое основание для проведения внеплановой проверки было введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации». Так, согласно п. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

Помимо оснований, определенных в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и применявшихся ранее только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в качестве новых оснований для проведения внеплановых проверок установлены выявление нарушений в рамках процедуры административного обследования объекта земельных отношений, а также поступление обращений или информации о нарушениях имущественных прав публичных образований, граждан или организаций.

Комментируемой статьей установлена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по любым основаниям, в то время как согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления не требуется.

Ранее права данных должностных лиц органов государственного земельного надзора были установлены в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Прекращение прав (аренды, постоянного (бессрочного) пользования) на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основывается на положениях ст. ст. 45 и 46 ЗК РФ, устанавливающих основания для принудительного прекращения прав.

Изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, указанное в ст. 49 ЗК РФ, основывается на положениях ст. 284 ГК РФ, предусматривающей возможность изъятия неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, а также ст. 285 ГК РФ, предусматривающей возможность изъятия земельного участка, используемого с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе используемого не в соответствии с его целевым назначением (подробнее см.: Боголюбов С.А., Золотова О.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: Постатейный комментарий. Постатейное приложение материалов. М.: Проспект, 2012).

Источник: http://zemkod.ru/glava-12/st-71-1-zk-rf


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *