Объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Даже если человек отделался без последствий и шов заживает быстро, в первые два-три месяца ему следует сильно ограничивать физические нагрузки. После лапаротомии этот срок может составлять до пятнадцати дней. Однако, руководствуясь всеми рекомендациями лечащего врача, вы быстро пойдете на поправку и в скором времени вновь вернетесь в строй, начав работать с новыми силами.

Объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осущ ествляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан, прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение.

Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее. Итак, для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойст ва загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

Ӏ категория объектов НВОС

К первой категории относятся наиболее опасные производственные зоны, загрязняющие вещества, в результате их хозяйственной деятельности, могут серьезно угрожать здоровью человека и окружающей среде. Загрязняющие вещества в составе сбросов и выбросов должны быть отнесены к I или II классу опасности. Эта производственная группа несет наибольшее финансовое бремя, с точки зрения платы за НВОС.
К I категории опасности относят предприятия таких сфер: добыча, переработка полезных ископаемых (нефть, газ, уголь, драгоценные металлы и т.д.); область энергетики; тяжелая металлургия; обеззараживание и захоронение опасных отходов; очистные предприятия, занимающиеся очищением сточных вод; химическая промышленность; предприятия, использующие животное сырье (мясо, кожа, шерсть животных); производство, основанное на использовании растворителей, оксида магния и т.д.

Важно отметить, что к I категории экологической угрозы не относят научно-исследовательские лаборатории, в которых опасные химические вещества используются для проведения опытов, испытаний, разработки новых образцов продукции. Производственная группа, подпадающая под I категорию опасности для окружающей среды, считается группой риска. Она привлекает особенное внимание со стороны надзорных и контролирующих органов. Начиная с 2019 года, в законную силу вступают требования о получении комплексного экологического разрешения для ведения хозяйственной деятельности, связанной с высоким уровнем угрозы для окружающей среды.

Объекты I класса будут подвергаться строжайшему контролю о стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР)

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР. Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности (вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Извлечение из федерального закона №7-ФЗ:

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

  1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  3. Комплексное экологическое разрешение;
  4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  10. Оформление паспортов на отходы.
  11. Предоставление сведений в кадастр отходов.

ӀӀ категория объектов НВОС

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др.
Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

К уникальным критериям отнесения объектов, оказывающих НВОС, ко II категории вне зависимости от производственных мощностей относятся:

  • добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;
  • эксплуатация ядерных установок, в т.ч. атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);
  • добыча урановой и ториевой руд, обогащение урановых и ториевых руд, производство ядерного топлива;
  • эксплуатация:
    • радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;
    • пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;
  • производство искусственного графита;
  • производство газа путем газификации и (или) сжижения углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);
  • производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;
  • производство обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
  • сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся хранения отходов производства и потребления I–III классов опасности;
  • хранение и (или) уничтожение химического оружия;

Для объектов II категории негативного воздействия предусмотрены следующие требования:

  • Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  • Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). ;
  • Расчет нормативов допустимых выбросов, допустимых сбросов, который будет являться приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы ( при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды).
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  • Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  • Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  • Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  • Оформление паспортов на отходы.
  • Предоставление сведений в кадастр отходов отходов.

ӀӀӀ категория объектов НВОС

К объектам III категории относятся объекты, оказывающие незначительное НВОС. В соответствии с Проектом в данный перечень входят объекты, которые не относятся к I, II и IV категориям, т.е. в данную категорию попадают в том числе перечисленные выше объекты, если их производственные мощности ниже тех, что указаны для объектов I и II категорий.
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:

  1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
  2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
  4. При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
  5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
  6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  7. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
  8. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  9. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
  10. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
  11. Оформление паспортов на отходы.
  12. Предоставление сведений в кадастр отходов

Ӏ⋁ категория объектов НВОС

К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например, собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

5. К объектам IV категории относятся:
5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами.
Данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

После постановки объекта IV категории на учет необходимо обучить и назначить сотрудника, ответственного за экологическую безопасность (либо выбрать организацию-подрядчика для выполнения его функций), составить и согласовать следующие виды экодокументации:

  1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
  2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
  3. Оформление паспортов на отходы.
  4. Ведение журнала движения отходов.
  5. Предоставление сведений в кадастр отходов.

Источник: https://consot.ru/trebovaniya-prirodookhrannogo-zakonodatelstva-k-nvos/

Категория объекта, оказывающего негативное воздействие

🏗 Каждое предприятие, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС), должно встать на государственный учет как объект негативного воздействия на окружающую среду. Но, предварительно, на предприятии должна быть определена категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение категории объектам оказывающим негативное воздействие — тема этой статьи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 с 01.01.2021: утратит силу Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Для начала обратимся к статье 4.2. Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где сказано:

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты 1 категории НВОС;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 2 категории НВОС;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 3 категории НВОС;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты 4 категории НВОС.

Для определения категории объекта негативного воздействия на окружающую среду вам надо открыть Постановление Правительства РФ от 28.09.2018 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий».

В первой и второй главах указанного Постановления представлены критерии отнесения объектов НВОС к 1 и 2 категории на основании осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности предприятия.

Категория объекта оказывающего негативное воздействие — как ее определить?

Критерии категорий объектов оказывающих негативное воздействие

Для объектов 1 и 2 категорий негативного воздействия на окружающую среду критерием для отнесения к определенной категории объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду является вид деятельности и производительность.

Для ОНВОС 1 категории критерии отнесения смотрим здесь.

Для ОНВОС 2 категории критерии отнесения смотрим здесь.

Для ОНВОС 3 категории критерии отнесения смотрим здесь.

Для ОНВОС 4 категории критерии отнесения смотрим здесь.

По критериям какого вида деятельности вы должны встать на учет как объект негативного воздействия?

В выписке ЕГРЮЛ, представленной на сайте: https://egrul.nalog.ru/ вы смотрите основной вид деятельности вашего предприятия. По указанному виду вы и должны поставить площадку на учет как ОНВОС.

Если у предприятия несколько площадок, то постановка на учет осуществляется по основному виду деятельности конкретной площадки.

Если вы ваше предприятие (площадку) отнесли к ОНВОС по нескольким критериям, то объекту присваивается категория наибольшего негативного воздействия на окружающую среду.

Категории объектов негативного воздействия на окружающую среду

Далее вы должны найти вид деятельности вашего предприятия в указанных критериях отнесения объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий.

Если находите, то в зависимости от производительности (мощности) вы будете являться объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 или 2 категории. Обратите внимание, что отнесение производится в основном по проектной мощности или производительности.

Еще один нюанс: ищите точную формулировку, совпадающую с вашем видом хозяйственной деятельности.

Например: производство бумаги и картона — не означает производство тары из бумаги и картона,

И наоборот: производство мясо и мясопродуктов (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) — это не только мясные комбинаты, но и супер и гипермаркеты, где осуществляется производство мясных полуфабрикатов.

В ходе надзорных мероприятий недостоверная информация, предоставленная в заявке о постановке на учет как объекта НВОС будет выявлена, в результате чего ваше предприятие будет привлечено к административной ответственности по ст.8. КоАП РФ.

Если вы не относите свое предприятие к объектам 1, 2 категории ОНВОС, то переходим сразу к 4 разделу Критериев, которые относятся к ОНВОС 4 категории:

Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Если вы себя не отнесли к ОНВОС 4 категории по вышеуказанным критериям, то Ваш объект относится к 3 категории.

Основная масса наших предприятий — это объекты НВОС 3, 4 категории.

Еще раз, более неформальным языком:

Ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 3-ей категории, если:

  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарный выброс в атмосферу от этих источников составляет более 10,0 т/год;
  • ваше предприятие (площадка) имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в составе выбросов имеются вещества 1, 2 класса опасности.
  • осуществляется сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения и другие сооружения при использовании вод не для бытовых нужд.
  • осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, недра, на землю.

В соответствии с письмом от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354:

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Если вы не отнесли свое предприятие по Критериям ни к объектам 1, 2 и 3 категорий — значит вам повезло, ваш объект негативного воздействия на окружающую среду относится к 4 категории.

Критерии для ОНВОС 4 категории:

Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Объекты 4 категории ушли из плановых проверок.

Ваше предприятие (площадка) не являются объектом негативного воздействия на ОС в случае если:

  • ваше предприятие (площадка) не имеет стационарных источников выбросов ЗВ В АВ,
  • нет сбросов сточных вод в системы водоотведения при использовании воды не для бытовых нужд (т.е. у вас имеется только сброс бытовых сточных вод),
  • не осуществляет виды деятельности, указанные в разделах 1, 2 Критериев.

Бонус для таких предприятий:

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.

пункт 6 письма от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354:

Деятельность с отходами, как негативное воздействие на ОС

Основная масса предприятий занимается только одним видом деятельности по обращению с отходами — это накопление. Более крупные предприятия занимаются также транспортированием отходов, которое также является деятельность по обращению с отходами.

Указанные виды деятельности не относятся к видам негативного воздействия на ОС.

Если ваше предприятие (площадка) осуществляет виды деятельности по сбору, обработке и утилизации отходов, то оно является объектом негативного воздействия 1 или 2 категории.

Надеюсь я вам помогла и категория объекта, оказывающего негативное воздействие на ОС вами определена верно.

Со статьей — Категория объекта оказывающего негативное воздействие взаимосвязаны:

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, если наша организация встала на учет по основному виду деятельности и в заявке о постановке объекта, оказывающего НВОС, указаны были только выбросы (водоснабжение оборотное, а отходы от производства есть). Отходы 4 и 5 класса опасности. В данном случае все равно нужно сдавать отчетность 2-тп отходы?

Добрый день! У нас офис с 2006 года, расположенный в отдельно стоящем здании, 40кв. м и отапливается настенным газовым котлом.Мы отнесли себя к 4 категории и отчитываемся только по 2-ТП отходы. Паспорта на мусор от офисных помещений и светодиодные лампы есть. Должны ли мы сделать паспорт отходов на котёл и встать на учет как ОНВОС?

Добрый. Если есть котел, то есть и выброс бензапирена от него ( вещество 1 класса опасности). Значит вы ОНВОС 3 категории. Паспорт отходов на котел — что это? Встать на учет должны, надеюсь у вас есть хотя бы инвентаризация.

Паспорт опасного отхода на выбросы из котла должен быть?

Паспорт делается на отход. Прием здесь выбросы. На выбросы требования в зависимости от вашей категории ОНВОС.

Добрый день! У нас нежилые помещения, которые мы сдаем в аренду под офисы и магазины, кафе ( сами не готовят, все привозное).Есть паспорта отходов 4 класса. Есть договор на вывоз ТБО с ЖКС, есть от них акты с печатью и подписью полигона. Должны ли мы сдавать МСП за 2019 год? Должен ли быть у нас какой-нибудь документ, подтверждающий нашу категорию ? Спасибо.

Добрый! Если отопление централизованное, то скорее всего вы не являете ОНВОС. Договор на вывоз ТКО должен быть с рег. оператором — https://ecoproverka.ru/dogovor-s-regionalnym-operatorom/. Образуются ли у вас ТКО — https://ecoproverka.ru/tvyordye-kommunalnye-othody-chto-k-nim-otnositsya/.Нет, МСП не должны — https://ecoproverka.ru/otchet-msp/. По поводу документа — по критериям вы не должны относиться к объекту НВОС.

Мы не стоим на учете в РПН.

Добрый день! Микропредприятие — салон красоты имеет у себя такое оборудование как: холодильники бытовые, автоклав (дезинфекция инструментов горячим паром) и сплит-системы. Будет ли оно негативно воздействовать на атмосферный воздух, считается ли вышеперечисленное оборудование источниками выбросов в атмосферный воздух?

Добрый вечер! У вас есть источники выбросов ЗВ? «источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества» .Система принудительной или естественной вентиляции?

Добрый день. Пожалуйста подскажите. Много ИП, которые сдают квартиры жилые именно как ИП.
1) Считается ли квартира объектом НВОС, многие квартиры имеют автономное отопление (бытовой котел).
Много разъяснений. Все они разнятся. Нет ясности.
2) Какая все таки отчетность для таких ИП. Вид деятельности 68.20.1 Сдача в аренду собственного жилого имущества.
Спасибо

Закон «Об охране атмосферного воздуха»:
Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;
обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Формально получается так:
если договор на газ заключен на ИП, то ИП является потребителем газа и следовательно выброс ЗВ в атмосферу осуществляется ИП. В выбросах от отопительных котлов есть ЗВ 1 класса опасности — бензапирен. Следовательно, ваше ИП будет являться ОНВОС 3 категории, как следствие — куча отчетности и возможность плановой проверки.
https://ecoproverka.ru/obekty-3-kategorii-nvos/ . Вам оно надо?
Мой вам совет — не становится на учет как объект негативного воздействия на ОС. Не встанете на учет, к вам не смогут быть предъявлены требования по многим видам отчетов, поскольку они привязаны к категориям. К вам не придет плановая проверка.
Чего вы боитесь? Что вас выявят и накажут? За постановку на учет срок давности уже истек. А как только вы подаете о себе информацию в контролирующий орган — вы на крючке. Куча промышленных небольших предприятий в РФ не стоят на учете. и кстати, за отсутствие инвентаризации статьи в КоАП РФ нет. Можно натянуть на 8.1, но там предупреждение.

Спасибо большое Людмила. Благодарю Вас за ответ. Так получилось, что для нашего региона это была совершенно новая тема и наши консультанты консультировали нас, что отчеты в экологию сдавать нужно, причем, это в том числе и в период, когда отчет сдавался поквартально. Думаю, это потому, что им нужно было как-то оправдать свою необходимость в глазах ИП.
Меня интересует принципиальный законный со всех точек зрения подход к этой проблеме, которая касается огромного числа таких ИП. Все ИП, которые сдают жилье это именно ИП. Что может касаться сдатчиков квартир. По всей логике не могут квартиры быть объектом НВОС. Но почему-то нет нормального однозначного пояснения от самих экологов. Не может квартира жилье даже с котлом быть оформлена на ИП.
И еще остается вопрос с мусором. ТКО. Договор с оператором составить можно на количество «дополнительных» жильцов. И сдавать всю отчетность. Раньше было понятнее. Это был Паспорт Отхода, МСП, 2-ТП Отходы и Декларация, Кадастр отходов и вести Журнал отходов. В этом году все снова запуталось. МСП вроде бы уже не надо.
Если исходить из логики, что квартира не может быть объектом НВОС (хотя это четко нигде и не сказано), то какова перспектива?
Сколько можно оставаться объектом без категории?
И что что сдавать в этом году: только 2-ТП?

Консультанты консультируют так, потому что им нужна работа. ем больше отчетности, тем больше денег у них. ИП может быть ОНВОС. Тут принципиальный вопрос — с кем заключен договор на газ? Если с ИП, то выбросы осуществляет тоже ИП. Соответственно является ОНВОС. Просто квартира не может быть объектом НВОС. Объектом без категории вы можете оставаться очень долго, пока на вас не наткнуться контролирующие органы. Как это моет быть? На вас написали жалобу в контролирующий орган — например. Если будете себе тихонько работать, без привлечения внимания — о вас никто и не узнает. Заставить вас встать на учет могут только через предостережение. За невыполнение которого и будет штраф.
Я бы на вашем месте, если раньше ничего не сдавали, то и сейчас бы не сдавала никаких отчетов — не светилась. Если сдавали, то 2-ТП отходы + журнал учета отходов +паспорт на отход 4 класса опасности.

Благодагодарю Вас Людмила. Спасибо за ответ. На будущее, возможно, сейчас это сложно, но все равно хотелось бы знать Ваше мнение. Сейчас идет переход к самозанятым. Если сдавать в аренду жилье как самозанятый, а не как ИП. К самозанятым есть практически или теоретически вопросы от экологов? Или самозанятым ничего не нужно вообще?

Требования по экологии для ЮЛ и ИП, для физиков только в рамках отходов и то не все вопросы (например паспорта на отходы не нужны, журнал учета отходов не нужен). Физиков привлекают за нарушение требований при накоплении отходов.

До 2019 года СНТ заключило договор с РО на вывоз ТО. Все отчеты делал РО. С 2019 года пришел новый РО и первое что нам было объявлено приобрести паспорт на отходы. Так как рассматривать СНТ, как некоммерческое Товарищество или юридическое лицо ? И что мы должны сдавать и куда?

Вы же есть в выписке ЕГРЮЛ. У вас есть ИНН — вы ЮЛ.

До 2019 года СНТ заключило договор с РО на вывоз ТО. Все отчеты делал РО. С 2019 года пришел новый РО и первое что нам было объявлено приобрести паспорт на отходы. Так как рассматривать СНТ, как некоммерческое Товарищество или юридическое лицо ? И что мы должны сдавать и куда? Я обращаюсь к Вам впервые.

СНТ — если есть ИНН, можно вас найти в выписке ЕГРЮЛ — то вы юр. лицо. 2-ТП отходы при соблюдении условий, декларацию о плате при соблюдении условий.

Людмила, здравствуйте! На предприятии отсутствуют выбросы загр.веществ в атмосферу и водные источники. Водоснабжение-оборотное. Производят материалы(краски для помещений) на водной основе, т.е. без применения растворителей и т.д. Схема проста — получил сырьё, смешал в кучу. Получается, что данное предприятие не оказывает НВОС? Из отходов — ТБО и упаковка (деревянная, полипропиленовая) от сырья.

Добрый день. Вообще краски обычно пылят. Получается — вы без категории.

Добрый день! Потребительский гаражно строительный кооператив с IV классом отходов какую отчетность должен сдавать за 2019? Виды отходов по паспортам от 2015 года 73331001714 смет с территории гаража, автостоянки малоопасный и 73310001724 мусор от офисных и бытовых помещений несортированный. Сдаю впервые. В Росприроднадзоре сказали сдавать 2-ТП (Отходы) и декларацию НВОС, в Министерстве экологии сказали сдаются только отходы, относящиеся к 3 категории.

Добрый. 2-ТП (отходы) и декларацию о плате за негативное воздействие на окр. среду. В Мин.экологии сдается отчетность в зависимости от категории ОНВОС, у вас ее нет. Значит в Мин. природы ничего не сдаете.

ИП занимается изготовлением мягкой мебели. В 2018 году встало на учет в МПР. Получили паспорта на древенсные отходы. В 2019 году сдали технический отчет и отчет 2-тп(отход. В атмосферу ничего не выбрасывается. Станки оборудованы стружка- отсосами, на которые одеты биг-беги.Стоки у предприятия только хоз-бытовые.
Вопрос: правильно я понимаю, что предприятие не является объектом НВОС, категория не нужна и платежи за загрязнение окружающей среды вносить не надо?

Вы тогда в 18 году на какой учет встали? Могли встать только на учет как ОНВОС. Напишите ИНН — я посмотрю стоите на учете или нет.

Добрый день, подскажите пожалуйста какие отчеты нужно сдавать по экологии. Наше микро предприятие торгует оптом канцелярскими и бумажными товарами. Арендуем склад, у арендатора нет договора на вывоз ТБО и в нашем договоре с арендатором не прописано по поводу мусора и отходов ничего. Никакого оборудования у нас нет, только компьютеры и товар.

Если не сдавали раньше отчетов, то и не начинайте — мой вам совет. Если очень надо — 2 ТП отходы, но если нет договора и актов передачи отходов — откуда вы цифры будете брать. Лучше заключайте с нового года договор с рег. оператором — если у вас образуются ТКО, то вы должны иметь договор. В сл. году 2-ТП сдадите за 2020 год

Людмила, добрый день! Помогите пожалуйста разобраться. У нас есть объект недвижимости — торгово-офисный центр. Виды деятельности — управление недвижимостью и аренда. Как я понимаю, мы относимся в 4 категории. на гос. учет не вставали. Подавали 2-ТП (отходы) и декларацию НВОС (вносили плату). еще ежегодно подтверждали лимиты. Подскажите пожалуйста, как определить , к какой категории мы относимся, какие отчетности нам надо подавать? и обязаны ли мы были встать на гос. учет?

Добрый. Нет котельной или отопительного котла для отопления торгово-офисного центра? Если нет, то https://ecoproverka.ru/kategoriya-obekta-okazyvayuschego-negativnoe-vozdeystvie/#_4 посмотрите относитесь ли вы к 4 категории. В любом случае надо встать на учет как объект негативного воздействия — если вы 4 категория, то вы обязаны были встать на учет.

Добрый день, подскажите пожалуйста, что нужно сделать чтобы подтвердить 4 категорию?
У нас ИП занимаемся сдачей бухгалтерской отчетности.

Добрый. подать заявку о постановке на учет как объекта негативного воздействия и получить свидетельство о постановке на учет, в котром будет сказано что вы 4 категория.

Здравствуйте! Мы, юридическое лицо, занимающееся сдачей нежилого помещения в аренду под офисы и магазины, договор с регоператором заключен, 2ТП отходы сдали. Как можно определить к какой категории мы относимся, нужно ли сдавать декларацию НВОС и соответственно платить?

Добрый день — почитайте https://ecoproverka.ru/kategoriya-obekta-okazyvayuschego-negativnoe-vozdeystvie/#_4 . Если вы не вставали на учет как объект негативного воздействия, то вы вообще им и не являетесь. Категория присваивается при постановке на учет. По декларации по плате никаких комментариев не даю — ожидаются изменения.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую отчетность мы должны сдавать? Наша организация занимается оказанием бухгалтерских услуг, офис арендуем. В договоре с арендатором прописано, что арендатор самостоятельно удаляет мусор и отходы, накапливающие в помещении.

Добрый. 2-ТП отходы, при условии если образуется более 0,1 т в год.Я бы на вашем месте не сдавала. Заведите журнал учета отходов — https://ecoproverka.ru/uchet-v-oblasti-obrashheniya-s-othodami/ . Отразите в нем фактическое количество образования отходов менее 0,1 тонны в год.

Добрый день! Наша организация занимается складской деятельностью (Московская обл.). На территории имеются склады капитального строительства и ангары, административное здание и 3 гаража. Гаражи используются для хранения автомобильной техники, ремонт и обслуживание техники осуществляет подрядная организация. В гараже есть вентиляция, но она в нерабочем состоянии. На крышах складов есть трубы — приточно-вытяжная вентеляция. Есть ПНООРЛ 7 наименований отходов, заканчивается 13.11.2020г. Сдаем 2ТП-отходы, Техотчет, Декларацию и Сводный кадастр отходов.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли нам вставать на учет как объект НВОС? Нужно ли делать новый проект? На гаражи и склады нужен проект ПДВ?

Отопление централизованное? В людом случае инвентаризация вам нужна, а дальше смотреть будете.

Отопление и водоснабжение от котельной (2 скважины), но она не на нашем балансе.

Добрый день! У нас несколько ООО, в каждом по несколько подразделений. основной вид деятельности — общественное питание. Почти везде работаем по договору оказания услуг, но есть и договора аренды. К какой категории ОНВОС мы относимся и вообще относимся ли? Должны ли мы оформлять паспорта отходов? Если в договоре прописано, что мусор вывозит заказчик паспорта можно не делать?

Добрый вечер. Паспорта должны оформлять на все отходы у вас образующиеся. Я не могу дистанционно отнести вас к какой-либо категории..Почитайте Постановление Правительства РФ от 28.09.2018 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий. Обратите внимание на раздел II — к) по производству следующих пищевых продуктов:
мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);
растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);
продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);

Добрый день, мы арендуем офисное помещение , которое отапливается газовым котлом, наш вид деятельности оптовая торговля автомаслами, подскажите кто должен поставить на учёт ОНВОС арендодатель или мы арендополучатели?

Источник: https://ecoproverka.ru/kategoriya-obekta-okazyvayuschego-negativnoe-vozdeystvie/

Экологический надзор и требования установки систем мониторинга

Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, — в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее — критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее — критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

I категория — это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

черных и цветных металлов — в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

любых минеральных удобрений;

любых фармацевтических субстанций;

ряда органических и неорганических химических веществ — в соответствии с приведенным списком и объемами;

целлюлозы — в любых объемах, и картона (бумаги) — в установленных количествах;

неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии — в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

текстиля и кожи — свыше определенных объемов;

пищевой продукции, птицеводства и животноводства — свыше определенных объемов;

отходов и сточных вод — в зависимости от объемов и классов опасности;

энергообеспечения — свыше установленной электрической мощности.

II категория — умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, ведущие хозяйственную деятельность, в том числе, следующего характера:

водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

производство асбеста и бетона;

добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

очистка сточных вод до 20 тыс. м 3 /сут.;

сбор, обработка и утилизация отходов — ниже установленных норм для определенных классов опасности;

эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство — в пределах установленных объемов и мест.

III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) — незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) — минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, — об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 (форма заявки о постановке на учет).

Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

Распоряжение Росприроднадзора от 7 декабря 2016 года № 28-р (режимные объекты НВОС).

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности — федерального или регионального уровня.

Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ[i], в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

существенность показателя — для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий — при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

технологические процессы с позиции их продолжительности;

специфику измерений в различных средах;

обязательность проведения непрерывных измерений;

период внедрения автоматической СКОС;

экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

«ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

«ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

«ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

«ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды (несанкционированного появления воды, температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.

[i] Проект Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» (текст по состоянию на 12.04.2017).

Источник: https://www.complex-safety.com/stati-o-pozharnoj-bezopasnosti/kakie-obekty-podlezhat-ekologicheskomu-nadzoru-i-trebuyut-ustanovki-sistem-monitoringa-i-kontrolya-o/

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие

nvos.jpg

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам? Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Категория опасности присваивается при постановке объекта на учет. В дальнейшем она может быть изменена.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде. Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию, в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник: https://spmag.ru/articles/kategorii-obektov-okazyvayushchih-negativnoe-vozdeystvie


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *