Сколько раз можно продлевать разрешение на строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько раз можно продлевать разрешение на строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Питание в учебных заведениях, места в детском саду и медицина. , от 7 до 18 лет 9 656 рублей. Детские пособия в Краснодарском крае и нововведениями на 2020 год.

Содержание:

На какой срок продлевается разрешение на строительство, основания для отказа (отмены)

Продление разрешения на строительство услуга, предусматривающая увеличение срока выполнения строительных (восстановительных) работ, предусмотренного уполномоченным органом. Речь идет о периоде, выделенном для возведения (восстановления) конкретного объекта в случае прекращения действия в прошлом выданной разрешительной документации. Заявителями могут быть застройщики, которые ранее выполнили требования законодательства и получили услугу. Результатом обращения является увеличение срока, выделяемого на выполнение работ, или прекращение действия ранее выданного документа. На какой срок продлевается разрешение на строительство? В чем особенность этой процедуры? Когда вероятен отказ или отмена?

Условия

В ГрК РФ (статья 51, часть 20) указано, что разрешение продлевается при подаче заявления за 2 месяца и более до дня завершения назначенного срока. Если за выделенное время застройщик так и не приступил к возведению (реконструкции, капремонту) сооружения, в предоставлении услуги отказывается.

Если заявку о продлении подает застройщик, занимающийся строительством многоквартирных домов, к прошению прикладывается поручительство банковского учреждения. Уполномоченный орган должен быть уверен, что компания справиться со своими обязательствами в установленный срок.

Таким образом, для получения разрешения требуется выполнение двух условий (если не брать во внимание фактор с передачей жилья по ДДУ):

  • Заявка подана в срок до 60 дней и раньше до завершения действия прошлой разрешительной документации.
  • Ведутся работы по возведению объекта (на момент передачи заявления в уполномоченный орган).

При выполнении условий у уполномоченной структуры нет причин для отказа.

На какой срок продлевается разрешение на строительство?

На предоставление муниципальной услуги, как правило, уходит до десяти дней, а время ожидания очереди не превышает получаса. В случае получения готовой документации клиент тратит не больше 20 минут. В ситуации, когда уполномоченный орган прекращает действие выданного ранее документа, сведения передаются заявителю в срок до месяца с момента прекращения прав на ЗУ.

Максимальный срок действия разрешения на строительство отличается в зависимости от объекта:

  • Для ИЖС — 10 лет.
  • Для многоквартирных домов и других объектов капстроительства документ выдается на срок, указанный в проекте.

При определении периода продления разрешения на строительство учитывается ряд факторов:

  • На каком этапе находятся работы.
  • Какие сроки предусмотрены проектом.
  • Чем застройщик объясняет задержку в решении поставленной задачи и так далее.

Вот почему срок продления зависит от индивидуальных аспектов. Чаще всего документ продлевается на тот период, что был предусмотрен ранее.

Какие бумаги необходимы?

Для оформления услуги заявитель собирает необходимый пакет бумаг, после чего передает документацию в уполномоченный орган для рассмотрения. В 2018 году продление срока действия разрешения на строительство возможно при передаче следующих бумаг:

  • Заявление (оформляется с учетом установленной формы).
  • Ранее выданная разрешительная документация (подлинник),
  • Постановление о формировании надела путем отделения (раздела) или объединения.
  • ГПЗУ (для того надела, где начаты работы).
  • Заключение госэкспертизы о соответствии проекта действующим требованиям ГрК РФ.
  • Распоряжение об изменении данных по адресу (при наличии таковых).

Бумаги должны предоставляться в полном объеме. В ином случае документация вместе с заявлением возвращаются при обнаружении факта недостачи.

Особенности предоставления услуги

Продление разрешения на строительство проходит в три этапа:

  1. Прием и регистрация заявления, а также переданных застройщиком бумаг. Как отмечалось, заявка передается в срок от 60 дней и больше до дня окончания действия имеющегося на руках разрешительного документа. При этом заявления и пакет бумаг принимаются с обязательной описью.
  2. Проверка переданной документации. В течение 4-х суток работник уполномоченного органа изучает состав бумаг на факт соответствия действующему регламенту, планировочной схеме, проекту и рабочим параметрам. Чтобы убедиться в начале строительных работ и определить срок продления разрешения на строительство, представитель уполномоченного органа лично выезжает на объект.
  3. Принятие решения о продлении услуги или прекращении действия выданного ранее документа. Запись о продлении услуги осуществляется на всех бланках разрешения.

Если в оговоренный период заявителя не явился за разрешительной документацией, то последняя направляется по почте. При этом используется адрес, указанный в заявлении.

Причины отказа

В ГрК РФ (статье 21, части 20) указано, что при продлении разрешения на строительство отказ возможен только в одном случае. Речь идет о ситуации, когда заявитель не приступил к реализации запланированных мероприятий в срок. Что касается отказа из-за задержки с подачей заявления, такая особенность не оговорена в ГрК РФ. Если уполномоченный орган все-таки отказал по этой причине, заявитель вправе продлить действие документа путем обращения в судебный орган.

Кроме того, в судебной практике известны ситуации, когда удавалось продлить разрешение, срок действия которого истек несколько лет назад. В такой ситуации истец передает суду документы, подтверждающие причину задержки. Стоит учесть, что после завершения старой разрешительной документации речь идет о получении нового документа. Максимальный срок разрешения на строительство в этом случае устанавливается с учетом действующего законодательства. Речь идет о 10 годах или сроке, указанном в проекте — в зависимости от объекта.

Как действовать при внесении изменений?

Бывают ситуации, когда по различным причинам застройщик вносит правки в проектную документацию. Речь идет об изменениях, которые напрямую влияют на технические и экономические показатели возводимого объекта. В такой ситуации необходимо обращаться не за продлением срока, а за оформлением нового разрешения на строительство. При этом на заявителя распространяются стандартные правила, в том числе и в отношении отказа.

На этапе приема заявления уполномоченный орган вправе отказать из-за нехватки документов, предусмотренных законодательством. Такое возможно при несоответствии переданных бумаг ГПЗУ или прочей документации.

Отмена действия

Еще один вариант развития событий — отмена действующего разрешения на строительства без продления услуги. В ГрК РФ (статье 51, части 21.1) указаны правила отмены. Разрешительная документации аннулируется в таких ситуациях:

  • Принудительная потеря права собственности на ЗУ.
  • Самостоятельный отказ от прав на надел земли, где планируются или ведутся работы.
  • Разрыв арендного соглашения или иных документов, которые подтверждают право человека на участок.
  • Запрет на право применения недр (если таковое предоставлялось при выдаче разрешения).

Уполномоченный орган может отменять действие разрешения на строительство лишь при наличии какого-либо из перечисленных факторов. В процессе выдачи соответственного решения сотрудники таких структур обязаны ссылаться на конкретный пункт ГрК РФ.

Итоги

Таким образом, в случае продления или выдачи нового разрешения на строительство срок определяется с учетом типа объекта и действующих норм законодательства. По закону уполномоченный орган может отказать в оказании услуги только в одном случае — когда застройщик за отведенное ему время не приступил к выполнению намеченных работ.

Что касается нарушения 60-дневного термина, это не является достаточным основанием для отказа. В случае такового застройщик вправе обжаловать действие уполномоченного органа через суд. До подачи искового заявления заявитель оформляет жалобу в администрацию на определенные действия (бездействие) сотрудников. Бумага рассматривается в месячный срок, после чего выносится решение. Если по поставленным в нем вопросам приняты меры, обращение успешно. Также даются разъяснения по существу с учетом требований законодательства.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/na-kakoj-srok-prodlevaetsya-razreshenie-na-stroitelstvo-osnovaniya-dlya-otkaza-otmeny/

VSEON.com

Вопросы градостроительного законодательства разъяснил Госстрой

Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска получены разъяснения Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Госстроя по 9 актуальным вопросам градостроительного законодательства, которые допускают неоднозначное толкование.

Напомним, что Агентство наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности. Предлагаем ознакомиться с ответами, которые УАСИ планирует руководствоваться в своей деятельности наряду с нормативной документацией.

Вопрос 1. Если здание или сооружение уже частично или полностью выстроено, но не эксплуатируется.

Должен ли орган местного самоуправления при подаче застройщиком или техническим заказчиком заявления о выдаче разрешения на строительство и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдать разрешение или должен отказать в выдаче разрешения на строительство?

Ответ. Выдача разрешений на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — кодекс).

В соответствии с частью 2 упомянутой статьи кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Выдача разрешения на строительство при наличии частично или полностью построенного здания (сооружения) не предусмотрена статьей 51 кодекса.

Таким образом, в случае если здания, сооружения не относятся к объектам, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 кодекса, лицо, осуществляющее строительство без указанного разрешения, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а построенный объект определяется как самовольная постройка и подлежит сносу в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопрос 2. Согласно Градостроительному кодексу РФ внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется только в случае перехода прав на земельные участки или при образовании земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.

Имеет ли право орган местного самоуправления вносить изменения в разрешение на строительство, в случае внесения застройщиком или техническим заказчиком изменений в проектную документацию, предусмотренном ст. 52 Градостроительного кодекса РФ?

Ответ. В случаях необходимости получения разрешения на строительство, предусмотренных статьей 51 кодекса, для получения такого разрешения необходимо представлять, в том числе материалы проектной документации.

В соответствии с частью 7 статьи 52 кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Таким образом, после внесения изменений и утверждения застройщиком (техническим заказчиком) откорректированной проектной документации ее параметры не соответствуют параметрам, приведенным в разрешении на строительство, выданном до корректировки, что противоречит положениям статьи 51 кодекса.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что статья 51 кодекса не содержит запретов на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 21.15 статьи 51 кодекса), орган местного самоуправления может вносить изменения в выданное разрешение на строительство для приведения такого разрешения в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.

Частью 21.16 статьи 51 кодекса предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в разрешение на строительство органом местного самоуправления указанный орган уведомляет о таких изменениях застройщика.

Вопрос 3. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Имеет ли право орган местного самоуправления по объектам капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, при предоставлении застройщиком откорректированного заключения государственной экспертизы в части сметной стоимости вносить изменения в разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после окончания строительства объекта. Это означает, что любое представляемое застройщиком (техническим заказчиком) откорректированное заключение государственной экспертизы может быть выдано органом государственной экспертизы в рамках реконструкции объекта, при проведении которой необходимо получать разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 кодекса, а после ее окончания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Внесение изменений в выданное разрешение на ввод объектов в эксплуатацию не предусмотрено кодексом.

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство?

В то же время положениями статьи 51 кодекса не предусмотрена проверка органами местного самоуправления соответствия проектной документации указанному Положению.

При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 48 кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Вопрос 5. Для инженерного обеспечения объекта капитального строительства за­стройщиком иногда используются модульные котельные, КТПН (комплектная трансформаторная подстанция наземная) и другие объекты, имеющие заводскую готовность и технический паспорт завода изготовителя, по которым зачастую должны устанавливаться санитарно-защитные зоны.

Необходимо ли по указанным объектам в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получать разрешения на строительство?

Ответ. В случае использования для инженерного обеспечения объекта модульных установок заводской готовности, изготовленных по технической документации завода-изготовителя, такие установки рассматриваются в качестве оборудования.

В случае если модульные установки заводской готовности устанавливаются самостоятельно, вне участка, выделенного для строительства объекта капитального строительства, то проектная документация должна быть разработана для производства земляных работ, устройства фундаментов, сетей инженерного обеспечения, представлены технические условия на присоединение к имеющимся сетям инженерного обеспечения, обоснованы границы санитарно-защитных зон и т. п.

В этом случае необходимость выдачи разрешения на строительство определяется требованиями статьи 51 кодекса.

Вопрос 6. Разрешение на строительство объектов капитального строительства выдается на срок, указанный в проекте организации строительства, которое, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, по заявлению застройщика может быть продлено.

Сколько раз по заявлению застройщика разрешение на строительство может быть продлено, если строительство начато?

Ответ. Статьей 51 кодекса^ не регламентируется количество продлений разрешения на строительство при условии, что строительство объекта было начато.

Вопрос 7. Согласно инструкции (утвержденной приказом Министерства Регионального Развития РФ от 19.10.2006 № 121) о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются проектные характеристики объекта капитального строительства.

Однако органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, отказываются регистрировать право собственности на объекты, так как проектные характеристики объекта и характеристики объекта, после проведенной технической инвентаризации уполномоченными органами в большинстве случаев не соответствуют. Технический план, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 № 175 для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не содержит в полном объеме сведений, указываемых в разрешении, а именно, отсутствуют:

— количество и площадь встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах,
— количество и площадь квартир по типу (однокомнатные, двухкомнатные и т. д.),
— строительный объем, в том числе надземной части здания, и так далее.

Может ли орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по проектным характеристикам, внести в него изменения, если характеристики объекта, указанные в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером, не будут соответствовать фактическим характеристикам?

Ответ. Позиция Госстроя по указанному вопросу заключается в том, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указываются параметры объекта, определенные по заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта проектной документации.

При этом необходимо исключить формальный подход к выдаче заключений о соответствии органами государственного строительного надзора, а также установить возможные погрешности при определении параметров объекта, которые будут учитываться соответствующими органами при государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.

Вопрос 8. При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация которых согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе, и государственный надзор не осуществляется, орган местного самоуправления уполномочен проводить осмотр объекта, на соответствие его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (что подтверждается исполнительной документацией). Однако полномочиями проверять их на соответствие требованиям технических регламентов (норм и правил), включая проверку наличия и соответствия исполнительной документации требованиям нормативных документов ни на объекте при строительстве, ни при вводе его в эксплуатацию, органы местного самоуправления не наделены.

Имеет ли право орган местного самоуправления при осмотре объекта капитального строительства проводить проверку исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 55 кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления пакет документов, в том числе:

документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим \ строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Положения статьи 55 кодекса не предусматривают проверку органами местного самоуправления исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Вопрос 9. Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» подземные стоянки автомобилей допускается размещать на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами и др.), которая является территорией общего пользования.

Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, если основное здание размещено в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, а встроено-пристроенная подземная автостоянка размещена под территорией общего пользования за границами земельного участка?

Ответ. Статья 51 кодекса определяет, что выдача разрешения на строительство предусматривает наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство Объекта за пределами земельного участка, отведенного для строительства.

Источник: http://vseon.com/analitika/zakon/4916-i

Все отделения и банкоматы ПАО «Бинбанк»

Отделения Бинбанка в вашем городе. Режим работы, адреса банкоматов Бинбанка.

Сколько раз можно продлить разрешение на строительство

Продление срока, разрешающего строительство объекта регламентируется ч.20 статьи 51 Градостроительного кодекса России, а именно:

  • продлевает срок действующих разрешений на строительство та организация, которая выдавала это разрешение ранее;
  • чтобы продлить срок действия разрешений требуется заявление о продлении разрешения от застройщика;
  • заявление подается не позднее двух месяцев (60 дней) до прекращения срока действующего разрешения.

Проектом организации строительства предусмотрен срок строительства. Для продления действующего срока разрешения на строительство необходимо внести соответствующие изменения в указанный раздел проектной документации. В этом случае уполномоченный орган установит срок продления разрешения, соответствующий заявленному в ПОС.

Как успешно продлить разрешение на строительство?

  • подаче заявления от застройщика в установленные законом сроки;
  • начало строительных работ до подачи заявления на продление разрешительного документа.

Встает вопрос о правомерности отказа в выдаче документа, если застройщик подал заявление не в срок или вовремя подал заявление, но не приступил к строительству. Должны ли одновременно выполняться оба этих положения?

Согласно законодательству, основанием для отказа в увеличении срока действия разрешительного документа является только отсутствие начала работ до окончания сроков действия разрешения.

Следовательно, если застройщик начал возведение объекта или его капитальный ремонт в действующие сроки не отмененного или не признанного незаконным разрешения, уполномоченный орган не вправе отказать ему в продлении разрешения на строительство.

В каком случае последует отказ о продлении сроков разрешений?

Юридическим лицам следует помнить, что получение отказа в продлении сроков разрешения последует в случае, если строительство не начнется к истечению сроков подачи заявления.

Какими документами подтверждается начало строительных работ на объекте?

Что делать, если администрация приняла решение отказать застройщику в продлении разрешения на строительство из-за ненадлежащих документов, официально подтверждающих начало работ на объекте капитального строительства? Такими документами могут быть записи в Общем журнале работ, исполнительная документация на выполненные работы, Акты и справки на выполненные работы по форме КС-2 и КС-3, свидетельствующие о выполнении определенных работ по строительству объекта.

Внимание!

Часть 20 статьи 51 ГК Российской федерации не конкретизирует состав документации, которая предоставляется для подтверждения начала строительства или реконструкции объекта.

Следовательно, такими документами могут быть: договоры подряда, акты выполненных работ, акты обследования технического состояния возводимого здания, фотографии незавершенного объекта, снимки со спутника и пр. Главное, чтобы представленные документы подтверждали, что строительство на объекте начато.

Если вы застройщик по типу ДДУ (договор долевого участия)

Вы – юридическое лицо и вам требуется продлить сроки действия документа, разрешающего строительство многоквартирного дома с привлечением денежных средств иных юридических лиц. В этом случае к поданному заявлению необходимо приложить один из перечисленных документов:

  • договор банковского поручительства за правильное выполнение застройщиком функций по передаче помещений, построенных по ДДУ;
  • договор о страховании гражданской ответственности юридического или физического лица, привлекающего финансы для ДДУ.

Внимание!

Организация, уполномоченная на продление разрешений на строительство, проверит, начато ли строительство на заявленной территории. Предоставление в уполномоченный орган неверной информации о проводимых работах вызовет отказ в продлении действия разрешения на строительство.

Если потребовалось внести изменения в проект

Если застройщик вынужден изменить проектную документацию, или характеристики будущего здания значительно отличаются от заявленных ранее, застройщик обращается в уполномоченную организацию для оформления документов на получение нового разрешения на возведение объекта, обладающего иными технико – экономическими параметрами. Отказ в продлении разрешения на строительство в этом случае является правомерным. Кроме этого, если проект подлежал экспертизе, застройщик будет обязан пройти повторную экспертизу проектной документации.

Если возведение здания или сооружения не может быть завершено в установленные проектной документацией сроки, застройщику потребуется продлить срок действия разрешения на строительство. Какие документы для этого нужно подавать, куда и в какие сроки, расскажем в статье.

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на строительство – нормативный документ, которым удостоверяется, что проектная документация возводимого здания или сооружения соответствует действующим в отношении данного земельного участка градостроительным требованиям, сервитутам и ограничениям (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В 2018 году ГрК РФ были внесены изменения: из списка объектов, для возведения которых требуется разрешительная документация, были исключены индивидуальные жилые строения (ИЖС).

Разрешение на строительство необходимо оформить тем застройщикам, которые занимаются возведением зданий и сооружений, относящимся к объектам капстроительства.

Важно! Для возведения объектов вспомогательного назначения, временных сооружений, навесов, киосков и подобных им построек оформлять разрешение на строительство документ не нужно.

Документы, сроки действия которых вызывают вопросы, лучше переоформлять заранее. Для этого можно самостоятельно изучить законодательную базу или обратиться в аутсорсинговую компанию за консультацией.

Срок действия разрешения на строительство устанавливается в каждом конкретном случае на основании информации, приведенной в проектной документации. При расчете срока, в течение которого будет возведен строящийся объект, проектировщики учитывают:

  • действующие строительные нормативы;
  • используемые материалы;
  • применяемые технологии.

Пока идет строительство, запланированные даты его завершения по различным причинам могут быть нарушены и сдвинуты. Если застройщику стало ясно, что окончание строительных работ откладывается, заново оформлять разрешение не потребуется – его нужно продлить. Процедура оформления продления разрешения на строительство регламентируется ч. 21 ст. 51 ГрК РФ.

Важно! Если сменился собственник возводимого объекта или право на земельный участок перешло другому лицу, продлевать разрешение на строительство не требуется.

Как продлить разрешение на строительство

Полномочия по выдаче и оформлению разрешительной документации на возведение объектов капстроительства органы исполнительной власти предоставляют специализированным организациям. Как правило, это региональные департаменты (или управления) архитектуры и градостроительства. Они же оформляют и продление разрешения на строительство.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать правила оформления разрешительных документов в сфере строительства на подконтрольных им территориях. Своими нормативными актами они утверждают административные регламенты, по которым предоставляется эта муниципальная услуга. Регламентами также устанавливаются формы заявлений и перечни документов на продление разрешения на строительство, которые должен представить застройщик. Поэтому прежде, чем начать оформление, необходимо ознакомиться с местным административным регламентом, узнать все нюансы предоставления услуги и подготовить все требуемые документы. готовить документы можно самостоятельно или отдать этот сектор работы на аутсорсинг.

Для того чтобы застройщик смог продлить разрешение на строительство, должны соблюдаться три условия:

  • заявление на продление разрешения на строительство должно быть зарегистрировано уполномоченной организацией не позже, чем за 10 календарных дней до того, как истекает действующий срок;
  • к заявлению должны быть приложен весь пакет документов, оговоренных административным регламентом;
  • в срок за 10 дней до окончания действия разрешения на строительство возведение объекта уже должно вестись.

Законом не оговорено, какими документами должен подтверждаться факт ведения строительных работ. То есть, доказательством того, что объект уже строится, могут служить любые документы, свидетельствующие о выполнении объемов строительства – формы КС-2 и КС-3, акты, договоры подряда и прочее.

Важно! Если застройщик обязан в письменном виде уведомлять органы Госстройнадзора о начале строительных работ, отсутствие такого уведомления может стать причиной отказа в продлении разрешения на строительство.

Работодателю-застройщику приходится решать множество проблем, непосредственно связанных со спецификой деятельности предприятия. Но некоторые функции, например, ведение бухгалтерской отчетности, он вполне может передать на аутсорсинг, обеспечив при этом дополнительную юридическую поддержку.

Несоответствие формы, по которой заполнено заявление, также может стать причиной отказа в его приеме. Поэтому нужно ориентироваться на типовые бланки, которые приводятся в административных регламентах.

В текстовой части заявления обязательно указываются причины невыполнения установленных сроков. Отсутствие финансирования не может рассматриваться как уважительная причина невыполнения обязательств, взятых на себя застройщиком. В заявлении обязательно нужно привести перечень документов, из которых сформирован пакет приложений. Список обязательных документов перечислен в административных регламентах.

Как правило, от застройщика вместе с заявлением, требуется представить:

  • заверенную копию правоустанавливающего документа на земельный участок (свидетельство на право собственности, аренды, бессрочного пользования и пр.);
  • оригинал разрешения на строительства, действие которого необходимо продлить;
  • копию проектной документации с корректировками, касающимися изменения сроков строительства;
  • скорректированный график производства работ по завершению возведения объекта капитального строительства с новыми сроками, согласованный и утвержденный в установленном порядке.

Заявление и документы-приложения застройщик, обратившийся за предоставлением муниципальной услуги, может подать через многофункциональный центр. Документация может быть подана как в бумажном, так и в электронном виде, как это предусматривается действующими законами.

Согласно поправками, внесенными в ГрК РФ в августе 2018 года, сроки оформления продления сокращены до семи рабочих дней. По их истечению застройщику либо продлевается срок действия разрешения на строительство, либо он получает на руки мотивированный отказ в письменном виде.

К основным причинами отказа относится:

  • несоблюдение сроков подачи заявления,
  • представление недостоверной информации об объемах выполненных работ.

У застройщика есть право обратиться в судебные органы и оспорить решение, принятое исполнительным органом власти.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

Автор: С. С. Кислов

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

[1] Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Источник: https://yuristportal.ru/skolko-raz-mozhno-prodlit-razreshenie-na.html

Продление срока действия разрешения на строительство

Продление срока, разрешающего строительство объекта регламентируется ч.20 статьи 51 Градостроительного кодекса России, а именно:

  • продлевает срок действующих разрешений на строительство та организация, которая выдавала это разрешение ранее;
  • чтобы продлить срок действия разрешений требуется заявление о продлении разрешения от застройщика;
  • заявление подается не позднее двух месяцев (60 дней) до прекращения срока действующего разрешения.

Как успешно продлить разрешение на строительство?

  • подаче заявления от застройщика в установленные законом сроки;
  • начало строительных работ до подачи заявления на продление разрешительного документа.

Встает вопрос о правомерности отказа в выдаче документа, если застройщик подал заявление не в срок или вовремя подал заявление, но не приступил к строительству. Должны ли одновременно выполняться оба этих положения?

Согласно законодательству, основанием для отказа в увеличении срока действия разрешительного документа является только отсутствие начала работ до окончания сроков действия разрешения.

Следовательно, если застройщик начал возведение объекта или его капитальный ремонт в действующие сроки не отмененного или не признанного незаконным разрешения, уполномоченный орган не вправе отказать ему в продлении разрешения на строительство.

В каком случае последует отказ о продлении сроков разрешений?

Юридическим лицам следует помнить, что получение отказа в продлении сроков разрешения последует в случае, если строительство не начнется к истечению сроков подачи заявления.

Какими документами подтверждается начало строительных работ на объекте?

Что делать, если администрация приняла решение отказать застройщику в продлении разрешения на строительство из-за ненадлежащих документов, официально подтверждающих начало работ на объекте капитального строительства? Такими документами могут быть записи в Общем журнале работ, исполнительная документация на выполненные работы, Акты и справки на выполненные работы по форме КС-2 и КС-3, свидетельствующие о выполнении определенных работ по строительству объекта.

Внимание!

Часть 20 статьи 51 ГК Российской федерации не конкретизирует состав документации, которая предоставляется для подтверждения начала строительства или реконструкции объекта.

Следовательно, такими документами могут быть: договоры подряда, акты выполненных работ, акты обследования технического состояния возводимого здания, фотографии незавершенного объекта, снимки со спутника и пр. Главное, чтобы представленные документы подтверждали, что строительство на объекте начато.

Если вы застройщик по типу ДДУ (договор долевого участия)

Вы – юридическое лицо и вам требуется продлить сроки действия документа, разрешающего строительство многоквартирного дома с привлечением денежных средств иных юридических лиц. В этом случае к поданному заявлению необходимо приложить один из перечисленных документов:

  • договор банковского поручительства за правильное выполнение застройщиком функций по передаче помещений, построенных по ДДУ;
  • договор о страховании гражданской ответственности юридического или физического лица, привлекающего финансы для ДДУ.

Внимание!

Организация, уполномоченная на продление разрешений на строительство, проверит, начато ли строительство на заявленной территории. Предоставление в уполномоченный орган неверной информации о проводимых работах вызовет отказ в продлении действия разрешения на строительство.

Если потребовалось внести изменения в проект

Если застройщик вынужден изменить проектную документацию, или характеристики будущего здания значительно отличаются от заявленных ранее, застройщик обращается в уполномоченную организацию для оформления документов на получение нового разрешения на возведение объекта, обладающего иными технико – экономическими параметрами. Отказ в продлении разрешения на строительство в этом случае является правомерным. Кроме этого, если проект подлежал экспертизе, застройщик будет обязан пройти повторную экспертизу проектной документации.

Источник: https://arakis.su/articles/prodlenie-sroka-razresheniya-na-stroitelstvo/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *