Орм обследование помещений зданий сооружений участков местности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Орм обследование помещений зданий сооружений участков местности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В некоторых ситуациях организация-покупатель может возвращать ранее приобретенные товары организации-продавцу. В дополнительном ЭСЧФ с отрицательными значениями указывают разницу между первоначальной налоговой базой и налоговой базой после корректировки, а также сумму НДС, относящуюся к данной разнице. В декларации уменьшение вычетов отражают в разделе II Налоговые вычеты части I.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как ОРМ

Одной из наиболее часто проводимых розыскных мер в расследовании административных и уголовных дел является обследование помещений, зданий, территории и транспортных средств. Ее проведение регламентировано Приказом МВД №249 от 30.03.2010 года, процедура выполняется в рамках ревизии, инкогнито или по поручению вышестоящих органов.

Обследование помещений, территории и транспорта в розыскных мероприятиях

Процедура обследования технических и жилых помещений, отдельных зданий, территорий и различных транспортных средств – это одна из оперативно-розыскных мер, которая представляет собой осмотр, проводимый визуально либо с применением спецтехники, имеющий целью установить местонахождение лиц, имущества, потайных хранилищ и пр., а также определить обстоятельства события, являющегося объектом административно-гражданского или уголовного дела. Обследование помещений, участков территории или транспорта может выполняться по следующему алгоритму:

  • На гласной основе в ходе ревизионных действий.
  • Негласно, в том числе в режиме инкогнито и с соблюдением конспиративных мер.
  • По поручению оперативника гражданином, который конфиденциально сотрудничает со следственным органом.
  • По поручению оперативника представителями структур, имеющих допуск для проведения таких проверок (электрики, пожарный, санитарный надзор и пр.).

Выполнение такого рода ОРМ допустимо исключительно на основании решения суда, если они затрагивают права гражданина на неприкосновенность жилья, обозначенные в Конституции; в иных случаях процедура выполняется при наличии постановления, выданного и утвержденного руководством соответствующего подразделения.

Процедура может потребоваться в рамках уголовного, административного или гражданского расследования, и целью является розыск и нахождение следующих вещей:

  • Орудия совершения преступления, похищенные ценности, иные предметы, добытые преступным способом.
  • Документы, наркотические вещества, иные вещи, способные служить прямыми либо косвенными доказательствами совершения преступления.
  • Находящиеся в розыске люди, трупы, следы, говорящие о совершении преступления.

Процедура обычно проходит в отдельном помещении или целом здании, транспортном средстве, на открытой территории. Основные объекты:

  • Помещение: это часть здания (производственное, общественно-административное, жилое, техническое), которая используется для сезонного или постоянного размещения людей/предметов.
  • Жилище: это строение, в составе которого есть помещения жилого и нежилого типа, пригодное для временного или постоянного использования. Оно необязательно является элементом жилищного фонда; к числу этих зданий относят квартиры, частные дома, гостиничные строения, садовые домики, времянки, бытовки и пр., при этом жилищем не считается вспомогательная постройка. К последним относят гаражи, склады, сараи, подполы и иные строения, применяющиеся для хозяйственно-бытовых задач.
  • Здание иного (не жилищного) назначения. Это могут быть постройки производственного типа, общественные, культурные, технические, сельскохозяйственные здания и иные виды сооружений.
  • Участок местности. Это земельные наделы независимо от формы владения, назначения и числа наземных элементов на них.
  • Транспортное средство. Сюда относятся все виды механических устройств для перемещения (автомобили, мотоциклетная техника, самолеты, плавательные суда, строительная спецтехника и пр.), которые имеют ДВС или электромотор.

Процесс осуществляет уполномоченное лицо, которое обязано поставить представителей администрации в известность о факте проведения процедуры, если она носит открытый характер; если изучение строений, участков местности и транспортных средств выполняется негласно, делать это не требуется. В зависимости от объекта алгоритм действий будет следующим:

  • Если требуется проверить участок местности, оперативно-розыскная мера заключается в осмотре территории. Для проведения таких действий не требуется судебное решение.
  • Проверка сооружений и отдельных помещений выражается в визуальном осмотре внутренней части на предмет поиска потерянных, украденных вещей, ценностей, а также следов совершения преступных действий или улик.
  • Для транспортных средств изучение включает визуальный осмотр снаружи (кузов, колесная база) и внутри (салон, подкапотное пространство, отдельные системы и силовые узлы). Также в процедуру может быть включена проверка груза и других элементов, находящихся внутри.

В случае, когда процедура не нарушает права человека, закрепленные в Конституции РФ, она выполняется без судебных санкций на основании нормативного акта ОРД. Если происходит нарушение человеческих прав, необходимо наличие судебного акта, документально оформленного акта ОРО и специальных данных (ст. 8 федерального закона о проведении ОРД). Согласно российскому законодательству, проведение обследования не нарушает свободу гражданина, если оно выполняется с согласия владельца участка/транспортного средства или одного из жильцов (если требуется проверка зданий либо помещений).

Если обследование выявило местонахождение разыскиваемых предметов (ценности, вещи, служащие доказательствами преступления, наркотические и иные вещества), необходимо принять меры к сохранению в неприкосновенности до момента гласных действий по изыманию либо до тайного контроля над дальнейшим перемещением. Возможен вариант взятия пробы для идентификации или установления состава предмета/вещества. Начало гласных мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие, назначают в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, соображений тактики, необходимости контроля с целью обнаружения лиц, поместивших их там.

Немедленное наступление гласных мероприятий проводят, если объектом обнаружения является взрывчатое вещество или механизм, радиоактивные, химически опасные предметы. Обследование помещений и целых зданий, а также участков местности и транспортных средств может проводиться с использованием специальной аппаратуры. Сюда относится фототехника, копировальные устройства, приспособления для нанесения пометок, установки химловушек и других задач по образованию следов.

Данная мера регламентируется на федеральном законодательном уровне, согласно пункту 18 статьи 11 закона «О милиции», существует несколько случаев, когда вход в жилые/прочие принадлежащие гражданам строения либо помещения, на участки является беспрепятственным:

  • Преследование граждан, которые подозреваются в причастности к преступлению или совершении преступных действий.
  • Наличие доказательной базы в том, что на объекте совершается либо было совершено преступное действие.
  • Наличие доказательств либо весомых признаков того, что на объекте случился форс-мажор (несчастный случай).
  • Необходимость обеспечить гражданскую безопасность при стихийном бедствии, катастрофе либо в случае масштабных общественных беспорядков.

Данные права на беспрепятственное обследование помещений и отдельных зданий имеют сотрудники правоохранительных органов, в том числе ФСБ. Согласно законодательству, они могут войти в здание, помещение или на территорию без предварительного получения согласия владельца, если есть необходимая информация, сообщающая о совершенном или совершающемся на территории преступлении. При совершении такого обследования с проникновением на частную территорию сотрудники обязаны поставить в известность прокуратуру о проведении ОРМ в течение суток.

Беспрепятственным считается обследование зданий, отдельных частей, а также участков и транспорта, при котором не требуется получать разрешение собственника и не нужно его присутствие в ходе изучения. Вхождение может подразумевать принудительное устранение препятствий, которые мешают процессу (двери, запоры, решетки и пр.). Кроме того, по форме процесс проникновения может быть любым, от классического вхождения сотрудников до применения специальных средств и техники, в том числе для устранения препятствий.

Обследование объекта независимо от его типа и статуса должно быть закреплено в письменном виде: сотрудник составляет протокол осмотра, где обозначаются следующие данные:

  • Дата и место, где был составлен и подписан документ.
  • ФИО, должность сотрудника, занимавшегося составлением протокола.
  • Информация о юрлице либо ИП: сюда относятся адреса, регистрационные данные, номер свидетельства, контактные данные, имена учредителей.
  • Данные о местности либо здании, которое было подвергнуто осмотру.
  • Информация об обнаруженных предметах, которые имеют отношение к расследованию (наименование, количество, состояние и т.п.).

При необходимости изъятия обнаруженных вещей следует произвести опечатывание помещений либо сооружений; если обследование происходит на территории производственного предприятия, его деятельность временно останавливают. Ксерокопию протокола необходимо передать представителю юрлица, получив подписи последнего на всех экземплярах документа. В ряде случаев возникает потребность зафиксировать факт совершения преступных действий (к примеру, это может быть розлив алкогольной продукции без соответствующих разрешительных документов, производство и распространение поддельных товаров и пр.). Для этой цели применяют фотографическое оборудование, видеокамеры, диктофоны и прочую технику.

Помимо законов, затрагивающих уголовно-процессуальное дело и оперативные меры по розыску, обследование как ОРМ регламентируется положениями о ГИБДД, вневедомственной охране при ОВД, уставом ППС и рядом иных законодательных актов. Если процесс требует проведения осмотра личного транспортного средства или транспорта, принадлежащего юридическому лицу, сотрудники выполняют следующие действия:

  • Проверка документов, которые являются обязательными для вождения и грузоперевозок (водительские права, доверенности, допуски, накладные и пр.).
  • Поиск явных и скрытых технических неполадок транспорта.
  • Обнаружение и регистрация данных, которые свидетельствуют о факте совершения преступления на дороге, ДТП, доказательств участия конкретного транспортного средства в аварийной ситуации.

Визуальная проверка груза проводится с участием водителя, который непосредственно занимается грузоперевозкой, или сопроводителя. Согласно положениям ПДД, водителем считается лицо, которое управляет автомобилем, мотоциклом, судном, летательным аппаратом или иным транспортным средством; к числу таких лиц относят собственно водителей, тех, кто учится управлению, инструкторов и т.д. Сопроводителем груза может быть как сам водитель, так и специально подготовленный для этого человек (охранник, экспедитор).

В ходе проведения осмотра ТС, содержимого багажника, прицепа или иных вспомогательных видов техники для грузоперевозок сотрудник должен проверить надлежащие документы, их законность, правомерность составления и комплектность. Если у него возникают подозрения в том, что эксплуатация транспорта связана с противоправной деятельностью, он имеет право досмотреть технику. Согласно законодательному определению, досмотр представляет собой совокупность административных действий сотрудников правоохранительных органов, которые выполняются в случаях, спектр которых определен федеральным законом, равно как и порядок производства. Основные цели досмотра:

  • Поиск и принудительное изъятие похищенных или полученных иным преступным путем вещей, ценностей, документов, а также орудий преступления.
  • Поиск лиц, которые числятся в розыске.
  • Проверка на предмет отсутствия противоправных вещей в салоне, багажнике или прицепе ТС.

Выполнение досмотра регламентировано пунктами 7-9 статьи КоАП и рядом других законодательных постановлений, и согласно требованиям, оформление процесса требует составления протокола. Сотрудник, проводящий досмотр, вправе потребовать получение неограниченного доступа к подкапотному пространству, в салон, багажник, прицеп и иные элементы ТС или транспортного состава. Если в ходе изучения обнаруживаются предметы, запрещенные к перевозке, они изымаются, а на водителя и сопровождающих лиц составляется протокол о совершении правонарушения, все материалы передают в дежурный отдел ОВД.

Данная оперативно-розыскная мера нередко применяется в комплексе с осмотром ТС, помещений и участков местности в соответствии с Таможенным кодексом (статьи 371, 372 и 375). Основной задачей является подтверждение факта наличия товаров и транспорта, которые находятся под контролем таможенных органов, на территории, принадлежащей таможне. Процесс может потребоваться, если в ходе работы поступают данные об утере, отчуждении, нарушении установленных правил и условий эксплуатации товаров либо транспортных единиц. Таможенное обследование проводится выборочно, объектами становятся территории, строения или ТС, где произошло правонарушение.

Также досмотр в рамках таможенной работы может осуществляться в местах пограничного пропуска, точках таможенного контроля, у лиц, занимающихся оптовой либо розничной реализацией импортируемой продукции: это может потребоваться при поступлении сведений о нарушении порядка растаможивания или иных условий продажи таких товаров на территории страны. Действия по осмотру проводятся уполномоченными сотрудниками при наличии разрешительной бумаги (предписание), на которой есть подпись руководителя таможни или заместителя такого должностного лица. Если доступ таможенных органов ограничивается принудительно, сотрудники вправе применить силу для его получения.

Обследование зданий, отдельных комнат в строении, а также участков местности и транспортных средств – процедура, в которой вправе участвовать сотрудники полиции, ФСБ, ГИБДД, а также таможенных органов в зависимости от объекта исследования и искомых предметов/следов. В ходе процесса может применяться специальная аппаратура и средства, способствующие розыску и анализу найденных вещей, обнаруженные предметы могут служить косвенными или прямыми уликами в расследовании преступных действий. О проведении данной оперативно-розыскной меры сотрудники правоохранительных органов обязаны уведомлять прокуратуру, сама процедура может осуществляться как в гласном порядке, так и инкогнито или с установлением наблюдения за объектом.

Источник: https://imbuilder.ru/obsledovanie-pomeshhenij-zdanij-sooruzhenij-uchastkov-mestnosti-i-transportnyx-sredstv-kak-orm/

Орм обследование помещений зданий сооружений участков местности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 апреля 2014 года N 199

Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

(с изменениями на 17 апреля 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 17 марта 2015 года N 341 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2015, N 0001201504100013);
приказом МВД России от 30 сентября 2016 года N 610 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2016, N 0001201611010030);
приказом МВД России от 17 апреля 2017 года N 208 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.05.2017, N 0001201705160016).
____________________________________________________________________

1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).

1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 мая 2014 года,
регистрационный N 32369

Приложение N 1. Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

(с изменениями на 17 апреля 2017 года)

3. Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность , располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.
_______________
Приложение к приказу МВД России от 19 июня 2012 года N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». Зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005. Далее — «сотрудник».

4. В рапорте должны быть изложены:

4.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

4.2. Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.

4.3. Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349; 1997, N 29, ст.3502; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 2, ст.233; 2000, N 1, ст.8; 2001, N 13, ст.1140; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2005, N 49, ст.5128; 2007, N 31, ст.4008, ст.4011; 2008, N 18, ст.1941, N 52, ст.6227, ст.6235, ст.6248; 2011, N 1, ст.16, N 48, ст.6730, N 50, ст.7366; 2012, N 29, ст.3994, N 49, ст.6752; 2013, N 14, ст.1661, N 26, ст.3207, N 44, ст.5641, N 51, ст.6689.

4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.

4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.

4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.

4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов , содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
_______________
Далее — «предметы и документы».

6. В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой территориальным органом МВД России территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.

7. В случаях, не терпящих отлагательств:

7.1. При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руководителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования.

7.2. Начальники структурных подразделений Оперативного управления ГУСБ МВД России, дислоцированных за пределами г.Москвы и Московской области, представляют проект распоряжения о проведении обследования на утверждение начальнику территориального органа МВД России по месту дислокации с последующим незамедлительным уведомлением ГУСБ МВД России (в случае подписания распоряжения).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2015 года приказом МВД России от 17 марта 2015 года N 341; в редакции, введенной в действие с 12 ноября 2016 года приказом МВД России от 30 сентября 2016 года N 610; в редакции, введенной в действие с 27 мая 2017 года приказом МВД России от 17 апреля 2017 года N 208.

9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.

18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.

24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

25. В протоколе указываются:

25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.

25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.

25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.

26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.

27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.

28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.

30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.

31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.

35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.

36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.

37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи, материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.

38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.

40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.

Приложение N 1
к Инструкции

Распоряжение N____ о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Источник: http://docs.cntd.ru/document/499089850

§ 1. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

дателем признается единым ОРМ.

Нормативно это ОРМ предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. От­дельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, Инст­рукции «Об основах организации и тактики проведения оперативно- технических мероприятий», а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его ре­зультатов применяют Инструкцию о результатах ОРД.

Объект этого ОРМ усеченный, С его помощью допустимо защищать не все общественные отношения, предусмотренные ФЗ об ОРД, а только те блага, на которые совершают преступные посягательства (не предусмотре­на защита объектов в административной сфере — см. ч. 9 ст. 8).

Обязательным признаком объекта этого ОРМ является предмет. В ФЗ об ОРД он представлен в качестве помещения, здания, сооружения, участка местности и транспортного средства.

Здание — это капитальное строение в отличие от временных, перенос­ных строений, строений облегченного (сборно-разборного) типа без фунда­мента (киосков, павильонов, ларьков и т.п.). По функциональному назначе­нию здания делят на две группы: жилые и нежилые.

Разновидностью здания (жилого) является жилой дом — индивиду­ально-определенное здание, фундаментально связанное с землей, в ко­тором вся или не менее половины полезной площади занята жилыми помещениями, конструктивно предназначенными для постоянного про­живания людей.

Нежилые здания — административные, промышленные, производст­венные, торговые, коммунально-бытовые, лечебно-санитарные, культурно- просветительские, учебные, складские и др. Нежилые здания могут иметь жилые помещения (как элемент нежилой площади здания, например слу­жебная квартира в здании сельской школы), а жилые — включать нежилые помещения (например, общественное питание на первом этаже жилого многоэтажного дома).

Сооружение — любой искусственно созданный материальный объект, как правило, «привязанный» к определенному участку местности.

Неразрывна связь здания с земельным участком, а перемещение, как правило, тех­нологически невозможно (это относится и к сооружению). Здания на земельном участке делят на основные и служебные. Основное первенствует по капитальности постройки и по своему назначению, служебное является обслуживающим. Как правило, к ним отно­сятся строения некапитального типа (сараи, индивидуальные гаражи и др.).

Участок местности — обособленная часть какой-либо территории земной поверхности со всеми ее элементами (рельеф, грунт, растительность и т.п.). Различают участок земельный, лесной (участок леса), водной по­верхности и др.

Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установ­ленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения (см. ст. 261 ГК РФ).

Граждане имеют право свободно без каких-либо разрешений находиться на не за­крытых для общего доступа земельных участках, расположенных в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых нормативными правовыми актами, а также собственниками со­ответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его соб­ственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерб или беспокойство собственнику (см. ст. 262 ГК РФ).

В сыскной теории под обследованием участка местности понимают также обследование некоторых иных естественных материальных объектов (например, обследование естественно образовавшейся пещеры, которую преступник использует как хранилище наркотиков и т.п.).

Транспортное средство — любое средство (включая механическое средство или животное), предназначенное для перемещения людей и (или) груза по земле (под землей), в водной либо воздушной среде, а также кос­мическом пространстве.

Предметно-практическая сторона простого состава сыскного об­следования характеризуется следующим.

Виды сыскного обследования. Известны различные классификации. Так, в зависимости от обследуемого объекта различают два основных вида:

1) обследование материального недвижимого объекта (помещения, здания, сооружения или участка местности). Выделяют обследование ис­кусственных сооружений (помещений, зданий) и обследование участков местности (включая пещеры, гроты и т.п.);

2) обследование материального движимого объекта (любого транс­портного средства).

В зависимости от искомого объекта выделяют обнаружение человека (разыскиваемого, похищенного, связи изучаемого лица) или его трупа и предметов (веществ) и документов. В зависимости от последовательности осуществления различают первичное и повторное сыскное обследование, а в зависимости от времени проведения — разовое и продолжаемое.

Этапами процесса сыскного обследования является последовательное совершение действий:

• по проникновению на материальный объект (включая преодоление технических и иных средств защиты);

• по его осмотру. Выделяют также фазы. В его начале происходит по­иск соответствующих материалов или их признаков, а затем с помощью оперативно-технических и иных средств проводят их фиксацию.

Формы сыскного обследования — гласная и негласная (в основном оно проводится негласно). Гласное сыскное обследование может быть двух видов:

1) открытое, т.е. от имени оперативно-розыскного органа. Например, гласное обследование участка лесного массива в приграничье для обнару­жения тропинок контрабандистов должен проводиться только с согласия законного собственника (если он имеется);

2) с зашифровкой исполнителя этого ОРМ (оперативника и государст­венного органа) и цели его проведения (например, под видом осмотра по­мещения пожарниками для определения степени его пожаробезопасности). Оно может проводиться только с согласия владельца обследуемого объекта как в его присутствии, так и без него.

Используемые средства. При проведении сыскного обследования его субъекты вправе использовать технические и иные средства (ч. 3. ст. 6). Как правило, участники обследования используют видео-, кино-, фотоаппарату­ру, копировальную технику. Они могут применять химические вещества для обнаружения искомого (химические ловушки) и т.п.

Место и время (сроки) проведения этого ОРМ ФЗ об ОРД не опреде­лены. Вместе с тем для ограничительного состава сыскного обследования требуется соблюдение ряда специальных условий, которые существенно локализуют место его осуществления.

Субъект сыскного обследования простой:

• основной — оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД;

• дополнительный — сотрудник оперативно-технического подразде­ления оперативно-розыскного органа и др.

Осознанно-волевая сторона этого ОРМ характеризуется наличием специальных задач. Выделяют две такие основные группы задач:

1) обнаружение сведений о преступлении и лице его совершившем (следов преступления, орудий совершения преступления, иных предме­тов, веществ, средств или документов, вероятно имеющих отношение к преступлению);

2) необходимость решения посредством проведения сыскного обсле­дования иных конкретных задач ОРД: осуществление отдельных ОРМ (сбор образцов для сравнительного исследования внутри жилища, «внут­реннее» наблюдение или оперативный эксперимент в жилище и др.); ро­зыск лица, совершившего преступление, и др.

A.B. Чумаков оспаривал конституционность ст. 8 ФЗ об ОРД на том основании, что ее положения позволили сотрудникам органов внутренних дел проникнуть в его жилише без со­гласия на то проживающих там лиц и без судебного решения, что привело, по мнению заяви­теля, к нарушению его прав, гарантируемых ст. 17(ч. 1), 21 (ч. 1), 23 (ч. 1) и 25 Конституции.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что, вопреки утверждению заявителя, оспари­ваемая им статья ФЗ об ОРД как не предусматривающая возможность проведения опе­ративного осмотра жилого помещения в целях задержания разыскиваемого лица без су­дебного решения не нарушает права заявителя, о которых идет речь в его жалобе.

Кроме того, как указывается в приобщенных к жалобе официальных документах, проникновение в жилище A.B. Чумакова с целью обнаружения заявителя, объявленного в розыск в связи с обвинением в совершении преступления, было произведено сотрудника­ми органов внутренних дел на основании решения председателя Центрального районно­го суда г. Тюмени. Каких-либо официальных свидетельств того, что разрешение на про­ведение этого оперативного мероприятия было дано судом уже после его завершения, заявителем не представлено (см. определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. № 498-0).

Характеристика особенностей ограничительного состава сыскного обследования материальных объектов. Законодатель поставил специаль­ные условия обследования. Ограничения распространяются на:

• оперативно-проверочную работу. Так, проведение сыскного обсле­дования запрещено в целях большей части оперативно-проверочной работы (см. п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД). Исключением служит возможность его осуществления для обеспечения безопасности органов, осуществляю­щих ОРД (см. п. 5 ч. 2 ст. 7);

• обследование материальных объектов (помещения, здания, соору­жения, участки местности и транспортные средства), принадлежащих судье (ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей);

• обследование ряда материальных объектов, которыми владеют, пользуются или распоряжаются должностные лица отдельных категорий. Так, ограничения распространяются на служебные помещения, личный и служебный транспорт Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей (всех судов), Уполномоченного по правам человека, прокуроров и следователей органов прокуратуры. Сыскное об­следование допустимо исключительно в рамках производства по уголовно­му делу (предварительное следствие по которому обязательно), возбужден­ному по общественно опасному деянию конкретного лица.

В этих случаях основным условием ограничительного свойства прове­дения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств является наличие (в совокупности) специальной информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД), документально оформленного задания (в форме мотивированного постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа), судебного решения (ч. 2 ст. 8);

Характеристика особенностей сыскного обследования жилища. В широком смысле слова жилище — это разновидность искусственного строения (как правило), в котором человек проживает (частный дом, квар­тира, шалаш в лесу и т.д.) или естественное место обитания, приспособлен­ное человеком к проживанию (например, пещера или грот).

В оперативно-розыскной теории известно следующее определение жилища (как места жительства). Жилище — место, в котором человек постоянно или преимущест­венно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма) или аренды ли­бо на иных основаниях, предусмотренных законодательством (жилой дом, квартира, комната, жилое служебное помещение, специализированный дом, общежитие, гостини­ца-приют, дом маневренного фонда, дом для одиноких престарелых лиц, дом для инва­лидов, ветеранов и др.), а также те его части, которые используются для отдыха, хранения имущества или удовлетворения иных потребностей человека (чердак, кладовая и т.п.).

Применительно к обследованию жилища известны особенности как ограничительного, так и льготного состава этого ОРМ.

Для ограничительного состава обследования жилища характерно сле­дующее.

В ФЗ об ОРД предусмотрены специальные условия такого обследова­ния жилища. Они связаны с наличием:

• специального основания (см. ч. 2 ст. 8);

• утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа хода­тайства перед судьей;

• судебного решения (см. ч. 2 ст. 8 и ст. 9).

Место проведения этого ОРМ в ФЗ об ОРД не определены. Вместе с тем судья разрешает обследование не любого, а вполне конкретного жили­ща, находящегося по определенному адресу. Это также является отличи­тельной чертой ограничительного состава сыскного обследования, так как во всех остальных случаях место обследования не конкретизируется (может быть обследовано любое помещение, любой участок местности и т.п.).

Хотя время (сроки) проведения обследования жилища ФЗ об ОРД так­же не определены, однако теоретически оно не может превышать 180 суток,

так как санкция судьи разрешает ограничивать конституционное право гражданина именно на этот срок.

В результате проведения обследования жилища в обязательном порядке возникает юридически значимое последствие негативного свойства — ограни­чение конституционного права каждого на неприкосновенность жилища.

Субъект такого обследования жилища — сложный. В нем не один обязательный участник как в простом обследовании, например участка местности (оперативник, агент и т.п.), а несколько — исполнитель, руково­дитель оперативно-розыскного органа и судья (последние два санкциони­руют его проведение).

Для льготного состава проведения обследования жилища характерно то, что в ФЗ об ОРД предусмотрено льготное условие обследования жили­ща, которое допускается без санкции судьи в случаях (ч. 3 ст. 8):

• которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;

• при наличии данных о событиях и деяниях, создающих угрозу безопасно­сти России (государственной, военной, экономической или экологической).

Для внесудебного обследования жилища обязательно:

• наличие мотивированного постановления руководителя оперативно- розыскного органа;

• уведомление суда в течение 24 ч о начале его проведения;

• получение оперативно-розыскным органом в течение 48 ч с момента его начала судебного решения на его проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД);

• прекращение проведения в случае отказа судьи (ч. 3 ст. 8).

В результате проведения «льготного» обследования жилища в обязатель­ном порядке возникает юридически значимое последствие негативного свойст­ва — ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища.

Особенности субъекта: он сложный. В нем, кроме оперативника (агента), в обязательном порядке задействованы руководитель оперативно- розыскного органа, который разрешает его проведение, судья, который санкционирует его дальнейшее проведение.

Правила оформления результатов сыскного обследования. Как правило, данные, полученные в результате проведения этого ОРМ, оформ­ляются рапортом оперативника, который его проводил. Однако результаты могут быть оформлены справкой (справкой-меморандумом), актом другого сотрудника (например, сводкой сотрудника оперативно-поискового подраз­деления) или иным оперативно-служебном документом.

В этом документе фиксируются ход обследования, обнаруженные пред­меты, использованные технические и иные средства (в частности, окраши­вающие вещества) и др. К рапорту могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации о проведенном мероприятии.

Сыскные данные, направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

Источник: https://all-sci.net/rozyisknaya-deyatelnost-operativno/obsledovanie-pomescheniy-zdaniy-soorujeniy-115640.html

Оперативно-розыскное мероприятия «Обследование помещений, зданий и сооружений»

Многим из нас знакома ситуация, когда в офис компании приходят сотрудники полиции, начинают осматривать кабинеты, изымать документы и компьютеры. Как вести себя в данной ситуации руководству и сотрудникам компании? Какие права и обязанности у сотрудников полиции?

В данной статье мы подробно рассмотрим ситуацию, когда причиной визита сотрудников полиции является необходимость проведения в офисе Вашей компании такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий и сооружений. Данное мероприятие необходимо отличать от обыска, так как порядок проведения обследования и вышеуказанных следственных действий существенно различаются. Мы же остановимся на рассмотрении особенностей проведения обследования в офисе компании.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники правоохранительных органов вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе и обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Обследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием, то есть при его проведении сотрудники полиции обращаются непосредственно к проверяемому лицу (проверяемой компании) и сообщают о намерении произвести данное мероприятие.

Порядок проведения обследования сотрудниками полиции регламентирован Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. N 199

«Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Действия сотрудников полиции, которые нарушают требования вышеуказанных нормативно-правовых актов и ущемляют права и законные интересы физических и юридических лиц, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Общие правила проведения обследования 1. Обследование проводится на основании распоряжения о проведения обследования. Перед началом данного оперативно-розыскного мероприятия представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

2. Обследование жилого помещения может быть проведено только на основании судебного решения, так как данное оперативно-розыскное мероприятие ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища

3. Проведение обследования в ночное время (с 22 часов до 06 часов по местному времени) не допускается. Исключения: а) случаи, которые не терпят отлагательств и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности; б) при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

4. В ходе проведения обследования могут быть использованы информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

5. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы. При этом в любом случае изымаются документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения.

6. В случае изъятия каких-либо предметов и документов к участию в обследовании привлекаются не менее 2 понятых (дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в результатах изъятия, не состоящие с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам, а также не являющиеся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного следствия).

В случае изъятия документов сотрудник полиции, который осуществляет изъятие, должен изготовить с данных документов копии, которые затем им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты. Факт передачи заверенных копий изъятых документов отражается в протоколе изъятия.

Если в ходе обследования изымаются электронные носители информации, то сотрудник полиции, осуществляющий изъятие, должен: 1) организовать изготовление копий и заверить их; 2) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя такой информации скопировать данную информацию на другие электронные носители информации, которые предоставлены законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

Если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов, скопировать информацию с электронных носителей или передать их в момент изъятия, то сотрудник полиции, осуществляющий изъятие, должен в течение 5 рабочих дней передать заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Факт передачи копий документов должен быть отражен в протоколе изъятия.

В случае если по истечении 5 дней после изъятия, заверенные копии не переданы лицу, у которого они были изъяты, то данные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Протокол изъятия Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. В протоколе указываются: 1) место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности; 4) перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков; 5) сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-,видеозаписи.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лица разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.

Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.

После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается представителю юридического лица либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями понятых. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования. Рекомендуемые действия при обследовании 1. Убедитесь в том, что к Вам пришли действительно сотрудники правоохранительных органов. Для этого попросите данных лиц представиться и предъявить Вам служебные удостоверения. Постарайтесь записать номер, дату выдачи и дату окончания действия служебного удостоверения, а также должность и фамилию должностного лица. Данные сведения могут понадобиться при дальнейшем обжаловании действий должностных лиц.

3. При ознакомлении с распоряжением о проведении обследования обратите внимание на следующее:

а) совпадает ли название Вашей организации и адрес ее местонахождения с названием и адресом, указанным в распоряжении о проведении обследования. В случае если в распоряжении наименование Вашей организации или адрес указан неправильно, то сотрудники полиции не имеют права проводить обследование в Вашем офисе;

б) кому согласно распоряжению поручено проведение обследования и являются ли прибывшие в офис компании сотрудники полиции лицами, которые вышеуказанным распоряжением уполномочены проводить данное обследование. Сотрудники полиции, которые не указаны в распоряжении, не вправе участвовать в проведении обследования.

При наличии вышеуказанных обстоятельств Вы должны сделать об этом запись в распоряжении о проведении обследования, акте обследования помещения и в протоколе изъятия (для последующего обжалования действий сотрудников полиции).

4. Если сотрудники полиции не показали Вам свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении обследования, то Вам необходимо позвонить в полицию по телефону «02» и сообщить о нарушении Ваших прав и превышении полномочий сотрудниками полиции. 5. Сообщите сотрудникам полиции о том, что Вы возражаете против проведения обследования в офисе компании. Соответствующую запись необходимо сделать в акте обследования и в протоколе изъятия. При этом ни в коем случае не оказывайте какого-либо физического сопротивления сотрудникам полиции, так как данные действия являются противоправными и могут повлечь уголовную ответственность по ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

6 Внимательно следите за действиями должностных лиц, проводящих обследование. Если сотрудники правоохранительных органов одновременно находятся в разных кабинетах Вашего офиса, сделайте заявление о поэтапном проведении обследования в связи с тем, что Вы лишены возможности наблюдать за ходом его проведения.

7. Убедитесь, что изъятие предметов и документов осуществляется с участием не менее двух понятых. Если предметы и документы изымались без участия понятых, то необходимо указать на данное обстоятельство в протоколе изъятия.

8. Если в ходе обследования были изъяты личные вещи сотрудников организации (ноутбуки, флэш-карты, телефоны, блокноты, журналы и т.д.), то необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, так как данные вещи могут содержать сведения о частной жизни, а также личную корреспонденцию.

Изъятие в ходе обследования личных вещей сотрудников компании, содержащих сведения о частной жизни и личной корреспонденции, нарушает право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также тайну корреспонденции. При этом в соответствии со ст.5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Факт изъятия личных вещей сотрудников компании необходимо отразить в протоколе изъятия.

9. Попросите выдать Вам заверенные копии изымаемых документов, а также предоставить возможность копирования информации с изымаемых электронных носителей. В случае отказа в предоставлении заверенных копий и возможности копирования изымаемой информации необходимо отразить факт отказа в протоколе изъятия.

10. Ознакомьтесь с актом обследования и протоколом изъятия. При этом проверьте, чтобы всё изложенное в акте и протоколе соответствовало действительности. Внимательно изучите перечень изъятых предметов и документов. Убедитесь, чтобы все изымаемые предметы и документы были перечислены в протоколе. Внесите в протокол имеющиеся у Вас заявления. При необходимости сделайте подлежащие внесению в протокол его дополнения и уточнения.

11. Не отказывайтесь от подписи акта обследования или протокола изъятия, так как этим действием Вы лишаете себя возможности внести свои заявления и замечания в данные процессуальные документы. Благоразумнее будет подписать акт обследования и протокол изъятия, но внести свои заявления и замечания.

12. Попросите у сотрудника полиции выдать Вам копию протокола изъятия. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица. Права и обязанности сотрудников полиции при обследовании В ходе обследования сотрудники полиции вправе:

1. Опрашивать сотрудников компании.

2. Осматривать документы и предметы, находящиеся в офисе компании.

3. Использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средств.

4. Изымать предметы и документы, в том числе электронные носители информации В ходе обследования сотрудники полиции не вправе:

1. Вскрывать двери, замки, сейфы.

2. Изымать личные вещи сотрудников компании, содержащие сведения о частной жизни и личную корреспонденцию.

3. Запрещать сотрудникам компании покидать офис, общаться друг с другом или иными лицами Обязанности сотрудников полиции:

1. Представиться и предъявить служебное удостоверение.

2. Предъявить распоряжение о проведении обследования.

3. Перед началом обследования вручить представителю юридического лица либо физическому лицу копию распоряжения о проведении обследования.

4. При изъятии предметов и документов составить протокол изъятия.

5. Выдать заверенные копии изъятых документов и информации, содержащейся на изъятых электронных носителях. При невозможности изготовления копий в месте обследования сотрудник полиции должен выдать их в течение 5 рабочих дней после изъятия. В случае если по истечении 5 дней после изъятия, заверенные копии не переданы лицу, у которого они были изъяты, то данные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением.

6. Ознакомить с протоколом изъятия всех лиц, участвующих в обследовании.

7. Выдать копию протокола изъятия представителю юридического лица либо физическому лицу.

Источник: https://exp-index.ru/operativno-rozysknoe-meropriyatiya-obsledovanie-pomeshhenij-zdanij-i-sooruzhenij/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *