Надбавка за профмастерство водителям к окладу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надбавка за профмастерство водителям к окладу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

по решению суда; по решению государственного исполнителя. После формирования правовой позиции в деле, составляется план действий, который зависит от результата изучения документов и направлен на реализацию правовой позиции в деле. Часто такая информация становится известной собственнику в самый неподходящий момент перед удостоверением сделки купли-продажи квартиры нотариус проверил наличие запрета и обнаружил, что такой запрет или арест есть.

Надбавки к заработной плате

Основным назначением надбавок является стимулирование работников к быстрому повышению квалификации и уровня мастерства (надбавки за классность водителям, за профессиональное мастерство и т. д.), к долговременному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере производственной деятельности (надбавка за выслугу лет). Каждое предприятие самостоятельно определяет в коллективном договоре перечень и порядок начисления надбавок, которые будут выплачиваться работникам. Рассмотрим назначение таковых к основной заработной плате.

Надбавки за высокое профессиональное мастерство

Введения надбавок за профессиональное мастерство создает новый стимул для повышения квалификации. Основными критериями профессионального мастерства являются такие, как: высокие деловые качества, высокое качество труда, достижение наивысших показателей производительности и качества труда, владение передовыми методами работы, высокий уровень профессиональной подготовки, систематическое выполнение норм выработки и нормируемых заданий, точное соблюдение технологической и производственной дисциплины, совмещение смежных профессий и операций, др.

Надбавка за высокое профессиональное мастерство устанавливается рабочим, которые достигли высокого уровня квалификации и мастерства, с целью усиления их заинтересованности в повышении квалификации и улучшении результатов труда.

В соответствии с дополнением 3 к Генеральному соглашению размер надбавки за высокое профессиональное мастерство должен дифференцироваться к тарифной ставке (окладу) в зависимости от разряда рабочих, итак, работникам:

  • III разряда — 12%;
  • IV разряда — 16%;
  • V разряда — 20%;
  • VI разряда — 24%.

Такой подход к дифференциации размеров надбавок в зависимости от уровня квалификации (разряда) рабочих должен стимулировать рабочих не только к повышению квалификации, но и к улучшению результатов труда.

Критериями дифференциации надбавок за высокое профессиональное мастерство рабочих, кроме разряда, могут быть уровень усвоения смежных профессий (операций) на участке (в бригаде), стаж работы на предприятии за соответствующей профессией, количество станков, которые обслуживаются (при условиях многостаночного обслуживания), и т. д.

Кроме того, коллективным договором на предприятии могут быть предусмотренные условия выплаты отмеченной надбавки:

    основным рабочим — за выполнение производственных (нормируемых) заданий, отсутствие нехватки, нарушений технологической дисциплины и др.;

  • вспомогательным рабочим — за выполнение нормируемых заданий, отсутствия претензий к качеству работ (услуг), сверхплановых простоев оборудования через несвоевременное обслуживание и т. д.
  • В случае невыполнения отмеченных условий надбавка не будет выплачиваться или ее размер может быть уменьшен.

    Показатели для установления надбавок за высокое профессиональное мастерство должны учитывать:

    • стабильное качественное выполнение работ в течение длительного периода времени (отсутствие нехватки в работе, возврата продукции из других цехов, достижение высокого уровня качества и т. п.);
    • систематическое достижение высших показателей в труде в сравнении со средними показателями рабочих такой же профессии и др.

    Конкретные показатели высокого профессионального мастерства для разных групп рабочих разрабатываются непосредственно на предприятии. При определении размера надбавки необходимо предусматривать показатели, которые характеризуют профессиональное мастерство рабочего. При этом преимущество получают рационализаторы и изобретатели, наставники и др.

    Надбавки устанавливаются работникам, которые проработали на предприятии не меньше одного года, и определяются поэтапно. Размер надбавки может повышаться не более одного раза в год.

    Размер доплат должен определяться двумя-тремя количественными показателями. Например, для станочников машиностроительных предприятий при установлении надбавки 4% такими показателями могут быть: работа на сложном оборудовании не меньше одного года, выполнение планового задания на среднем уровне, выполнение работ со сдачей из первого предъявления 95–97% продукции; при установлении надбавки 8% — работа на сложном оборудовании от одного до трех лет, выполнение задания выше среднего на 3–5% выполнение работ со сдачей из первого предъявления 97–99%; в случае установления надбавки 12% — работа на сложном оборудовании свыше трех лет, выполнение задания выше среднего уровня на 5–7%, выполнение работ со сдачей из первого предъявления — свыше 99%.

    Высококвалифицированным рабочим, занятым на особенно ответственных работах, которые нуждаются в высоком профессиональном мастерстве и большом производственном опыте, размеры доплат могут быть увеличены: рабочим IV разряда — до 16%, V — до 20% и VI — до 24% тарифной ставки.

    С учетом особенностей производства на отдельных предприятиях целесообразно конкретизировать показатели высокого профессионального мастерства. К ним принадлежат: высококачественное выполнение работ в течение определенного периода времени, систематическое достижение высших показателей в сравнении со средними показателями из той же профессии, периодическое выполнение работ высшего разряда, работа на особенно сложном оборудовании, совмещение профессий, соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

    Сумма надбавок за высокое профессиональное мастерство при почасовой системе оплаты труда определяется умножением часовой тарифной ставки (оклада) на отработанное количество часов и процент надбавки и делением на 100%.

    При сдельной системе оплаты труда надбавка рассчитывается как процент от базовой заработной платы, которая определяется исходя из количества продукции, изготовленным работником, и сдельных расценок на нее.

    Надбавки за классность водителям (машинистам) транспортных средств

    В соответствии с дополнением 3 к Генеральному соглашению надбавки за классность водителям автотранспортных средств II класса установлено в размере 10%, I класса — 25% тарифной ставки за отработанное водителем время.

    Генеральным соглашением предусмотрено также установление надбавки за классность машинистам электровозов, тепловозов, электропоездов и дизель-поездов в размере до 25% установленной тарифной ставки за отработанное машинистом время.

    Следует помнить, что надбавка выплачивается за время, когда водитель был занят непосредственно управлением автомобиля (если иное не предусмотрено коллективным договором).

    Для присвоения II класса в «Удостоверении водителя» должно быть «разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «E» или «D», или «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем III класса на предприятии не менее трех лет».

    Для присвоения I класса должно быть «разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем II класса на данном предприятии не менее двух лет».

    Классность водителю присваивает квалификационная комиссия на предприятии согласно с решением аттестационной комиссии. После чего специалист отдела кадров (или лицо, уполномоченное вносить записи в трудовую книжку) в случае присвоения водителю определенного класса вносит запись об этом в трудовую книжку работника.

    Повышение или понижение классности водителя осуществляется на основе решения аттестационной комиссии предприятия. Результаты аттестации доводятся к сведению аттестуемого сразу по окончании заседания комиссии. Протокол с решением аттестационной комиссии о присвоении или снятии классности водителя утверждается приказом по предприятию.

    Кроме того, например, за работу в сверхурочное время водителям автомобилей начисляется заработная плата в двойном размере и доплата за работу в ночное время в размере 20% тарифной ставки.

    Если робота водителя имеет разъездной характер работы, то надбавка устанавливается в размере суточных норм. При этом предельные размеры надбавок работникам за день не могут превышать предельные нормы суточных расходов, установленных КМУ для командировок в пределах Украины. В случае когда работа водителя связана с выездом за пределы Украины, предельные размеры надбавок работникам за день не могут превышать 80% предельных норм суточных расходов, установленных КМУ для командировок за границу.

    Надбавка за классность водителям не выплачивается, например, за такие работы:

    • устранение незначительных неполадок в дороге — как правило, эти работы входят в обязанности водителя и никаких доплат за них не предусмотрено;
    • выполнение ремонтных работ — в случае перевода водителей на работу по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. При этом оплата их труда осуществляется как ремонтникам в соответствии с присвоенными каждому водителю разрядами слесаря;
    • за время простоя — если простой не по вине водителя, то оплата за время простоя осуществляется в размере 2/3 установленной тарифной ставки;
    • другие работы.

    Надбавка за высокие достижения в труде

    В соответствии с дополнением 3 к Генеральному соглашению работникам устанавливаются надбавки за высокие достижения в труде в размере до 50% должностного оклада. При этом 50% является предельным размером отмеченной надбавки.

    Важным вопросом является разработка критериев (оснований) установления и выплаты таких надбавок. Надбавки за высокие достижения в труде должны устанавливаться в случае достижения работником четко определенных показателей, которые учитывают индивидуальные результаты труда работников определенной профессиональной группы. Для разных категорий и профессиональных групп должны быть разработаны собственные показатели.

    Отмеченные надбавки могут назначаться и за рекомендациями аттестационной комиссии на основании результатов аттестации, которая должна быть регламентирована соответствующими внутренними документами: коллективным договором и положением об аттестации работников.

    Надбавка за высокие достижения в труде устанавливается, как правило, тем категориям работников, в которых существуют показатели измерения этих достижений (планы, задание и др.).

    Оценка качества работы работника для установления надбавки за высокие достижения в труде должна осуществляться на основании учета объема и сложности выполняемых работ (обязанностей), определенных рабочими инструкциями, нормами труда, сроков и качества их выполнения, а также критериев, характеризирующих квалификацию работника, его компетентность, ответственность, инициативность в работе.

    Коллективным договором на предприятии может быть регламентирован порядок установления надбавки, обусловленные сроки, на которые устанавливаются надбавки, а также определенно, что в случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы, нарушения работниками трудовой дисциплины и ухудшения показателей работы (при проведении их оценки)), в соответствии с которыми устанавливается размер надбавки), размер надбавки может быть уменьшен или отменен полностью.

    Отмена надбавок осуществляется по приказу соответствующего руководителя с обязательным указанием конкретных обстоятельств, которые повлияли на отмену надбавок.

    Чтобы правильно рассчитать доплату работнику, нужно точно знать наименование профессии и отличия в профессии. Например, согласно перечня ДК 003:2010 «Классификатор профессий» профессия «Водитель автотранспортных средств» (код КП 8322) принадлежит к разделу 8 «Рабочие из обслуживания, эксплуатации и контролирования, за работой технологического оборудования, составления оборудования и машин», поэтому надбавка за высокие достижения в труде им устанавливаться не может, поскольку такая надбавка устанавливается для руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих. Водителям же автотранспортных средств предусмотрена надбавка за классность водителям (машинистам) транспортных средств.

    Источник: https://hr-portal.ru/article/nadbavki-k-zarabotnoy-plate

    Доплата за классность водителям

    Классность водителя

    Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:

    третий — самый низкий. Работник должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D»;

    второй — средний. Сотрудник должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E»;

    первый — самый высокий. Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».

    Но сами по себе категории ничего не определяют. Классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия.

    Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять. Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве. Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия.

    Размеры доплат

    Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.

    На доплату могут рассчитывать сотрудники, у которых есть 2-й или 1-й разряд. Эту возможность надо предусмотреть в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре.

    Чаще всего, размер надбавки следующий:

    • за 2-й класс работник получает 10%;
    • за 1-й класс сотруднику начисляется 25%.

    Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать.

    Доплата за ненормированный рабочий день водителям

    Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен ненормированный рабочий день.

    За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска ( ст. 119 ТК РФ ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

    Доплата за разъездной характер работы водителям

    Многие сотрудники интересуются, положена ли им доплата за разъездной характер работы. При разъездной работе сотруднику должна быть выплачена заработная плата, которая предусмотрена системой оплаты труда, внутренними документами организации и соглашением, заключенным с ним. Каких-либо особенностей в части выплат по тарифной ставке при разъездной работе Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Единственное исключение: ст. 168.1 ТК РФ обязывает работодателя компенсировать все расходы сотрудника, связанные с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и т.д.).

    Источник: https://clubtk.ru/doplata-za-klassnost-voditelyam

    Надбавка за профмастерство водителям к окладу

    Большаков С. Практические аспекты начисления надбавок стимулирующего характера

    В связи с либерализацией законодательства в области регулирования условий оплаты труда в организациях республики на практике возникают вопросы в части обеспечения правильного начисления выплат стимулирующего характера.

    Данная статья позволит избежать ошибок при начислении таких выплат и на конкретных примерах разобраться в порядке начисления надбавок.

    Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Это основная норма законодательства, регулирующая вопросы формирования условий применения стимулирующих выплат в организациях республики.

    На практике следует четко различать такие понятия, как компенсирующие и стимулирующие выплаты. В состав стимулирующих выплат включают премии и надбавки. Компенсирующие выплаты в основном представлены доплатами.

    ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ НАДБАВОК В ЗАТРАТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

    В настоящее время для большинства организаций законодательством не установлено ограничение по включению начисленных надбавок стимулирующего характера в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании.

    Вместе с тем определено, что общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива – 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом (подп. 2.3 п. 2 Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда»).

    Д-т 20 и др. – К-т 70
    – начислены выплаты стимулирующего характера в пределах установленного норматива (80 %);

    Д-т 90-8 – К-т 70
    – начислены выплаты сверх установленного норматива * .
    __________________________
    * Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.

    Порядок использования средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов (в данном случае – в пределах вышеназванного норматива), определяют на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством.

    ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПОРЯДКА НАЧИСЛЕНИЯ НАДБАВОК

    Обязательными условиями трудового договора (контракта), в частности, являются условия оплаты труда, в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (п. 7 ст. 19 ТК).

    Порядок оплаты труда, предоставления стимулирующих и компенсирующих выплат, как правило, устанавливается в локальных нормативных правовых актах (далее – ЛНПА), например в Положении об оплате труда и материальном стимулировании. Однако он может быть закреплен и непосредственно в трудовом договоре (контракте) с работником.

    Надбавки стимулирующего характера в соответствии с законодательством не являются обязательной частью заработной платы и в связи с этим выплачиваются при выполнении следующих обязательных условий:

    – в организации должен действовать ЛНПА, регулирующий порядок установления, размеры и сроки выплаты, а также конкретное наименование надбавки;

    – на выплату надбавки должны быть предусмотрены необходимые финансовые средства;

    – должны быть выполнены условия установления надбавки, например отсутствовать задолженность по выплате заработной платы.

    ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК

    Порядок изменения условий оплаты труда зависит от сути изменений и их инициатора.

    Размеры оплаты труда, в т.ч. размеры надбавок, входят в число существенных условий труда, для изменения которых по инициативе нанимателя необходимо соблюдать процедуру, установленную ст. 32 ТК: наниматель обязан предупредить работника о предстоящих изменениях не позднее чем за месяц.

    Работник имеет право отказаться от продолжения работы с изменившимися условиями труда по п. 5 части второй ст. 35 ТК. В таком случае наниматель обязан его уволить с выплатой выходного пособия в размере 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

    Д-т 20 и др. – К-т 70
    – начислено выходное пособие в размере 2-не­дельного среднего заработка.

    Важно! Изменение размеров надбавок не будет являться существенным условием труда в случае, когда их размеры не закреплены ЛНПА на долгосрочной основе.

    Например, в организации ежемесячно издается приказ об установлении надбавки за высокие достижения в труде. В этом случае существенных изменений условий труда не происходит.

    ВИДЫ НАДБАВОК СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

    В настоящее время в законодательстве отсутствует норма, определяющая перечень надбавок стимулирующего характера.

    Вместе с тем в республике сложилась система надбавок с их названиями. Остановимся на наиболее часто встречающихся. Это надбавки:

    – за профессиональное мастерство;

    – квалификационные классы (классность);

    – высокие достижения в труде, сложность и напряженность работы, выполнение особо важной (срочной) работы;

    – продолжительность непрерывной работы (выслуга лет, стаж работы по специальности и пр.);

    – владение иностранными языками.

    Надбавка за профессиональное мастерство

    Надбавки за профессиональное мастерство устанавливают квалифицированным рабочим, профессии которых тарифицируются по разрядам, связаны с личными деловыми качествами работников и призваны стимулировать рост производительности труда, повышение эффективности производства и качество работ.

    В соответствии с п. 2 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34, квалифицированным считается труд начиная с 3-го разряда. Надбавки за профессиональное мастерство устанавливают рабочим, которым присвоен тарифный разряд не ниже 3-го. Нетарифицируемым по разрядам профессиям рабочих надбавки за профессиональное мастерство не устанавливают.

    Порядок установления надбавок за профессиональное мастерство в коммерческих организациях следующий:

    1) определение состава (перечня) и численности рабочих, которым они устанавливаются;

    2) определение условий их установления: критерии и показатели, их количественная и качественная характеристики, шкалы дифференциации размеров надбавок;

    3) установление порядка их применения: разработка положений о выплате этих надбавок, доведение их до работников организации, соблюдение гласности и пр.

    Показатели (критерии) для установления надбавок за высокое профессиональное мастерство для различных профессионально-квалификационных групп рабочих разрабатывают непосредственно в организации. Для принятия объективных решений при установлении надбавок и оценке профмастерства рабочих целесообразно создать квалификационную комиссию. Комиссия рассматривает предложения руководителей цехов, служб, согласованных с профсоюзным комитетом, и по работникам, включенным в состав бригад. Рекомендации комиссий об установлении, изменении размеров надбавок или их отмене утверждаются приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Установление надбавок по результатам аттестации, которая должна осуществляться не реже 1 раза в год, обеспечивает сравнимость оценок за профмастерство и положительно воспринимается работниками.

    Размеры надбавки за профмастерство и их дифференциацию в коммерческих организациях устанавливает наниматель в коллективных договорах либо положениях об оплате труда (в случаях отсутствия коллективного договора в организации).

    В отдельных организациях применяют следующие размеры надбавок (в процентах соответствующей тарифной ставки (месячного оклада) присвоенного разряда):

    Если квалификация и результаты труда работников признаны не соответствующими установленным в коммерческой организации требованиям, ранее получаемые ими надбавки за профмастерство отменяются.

    Рассмотрим расчет надбавки за профмастерство на примере.

    В организации утверждена тарифная ставка 1-го разряда в размере 520 000 руб. В соответствии с коллективным договором надбавка за профмастерство рабочим 5-го разряда установлена в размере 20 % месячной тарифной ставки.

    Месячная тарифная ставка слесаря механосборочных работ 5-го разряда при повременной оплате труда составит: 520 000 × 1,73 = 899 600 руб. (тарифный коэффициент 5-го разряда по ЕТС – 1,73). Следовательно, размер надбавки за профмастерство данного работника будет равен: 899 600 × 0,20 = 179 920 руб.

    Д-т 20 – К-т 70
    – начислена надбавка за профмастерство.

    Возможен и такой вариант: для слесаря механосборочных работ 5-го разряда взамен тарифной ставки установлен месячный оклад исходя из тарифного коэффициента 2,48, в размере 1 289 600 руб. (520 000 × 2,48). Надбавка за профмастерство к окладу этого работника не устанавливается.

    Надбавки за высокое профессиональное мастерство носят индивидуальный характер, связанный с квалификацией рабочего, не включаются в расчет сдельных расценок и в общий бригадный заработок, а выплачиваются персонально.

    Надбавки за квалификационные классы (классность)

    Такие надбавки предусмотрены тем рабочим, по профессиям которых вместо квалификационных разрядов установлены квалификационные классы.

    Надбавку за классность устанавливает наниматель на основании положения об оплате труда, коллективного трудового договора, в которых целесообразно указать конкретные условия выплаты надбавки. Приведем пример расчета надбавки за квалификационные классы.

    Надбавку за классность водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов устанавливают в следующих размерах:

    – водителям 1-го класса – 55 % часовой тарифной ставки;

    – водителям 2-го класса – 20 % часовой тарифной ставки.

    У водителя 1-го класса тарифная ставка составляет 1 200 000 руб. Ему установлена надбавка за квалификационный класс в размере 40 %. Следовательно, размер надбавки за квалификационный класс данного работника будет равняться: 1 200 000 × 0,40 = 480 000 руб.

    Д-т 20, 23 и др. – К-т 70
    – начислена надбавка за квалификационные классы.

    Надбавки за классность выплачивают за фактически отработанное время в качестве водителя.

    Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность работы, выполнение особо важной (срочной) работы

    Оценка качества выполняемых работ специалистов для установления надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность работы должна производиться на основе учета объема и сложности выполняемых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, нормами труда, сроков и качества их выполнения, а также критериев, характеризующих квалификацию работника, его компетентность, ответственность и инициативность в работе.

    При установлении этих надбавок работникам по конкретным функциям управления, например службы технического контроля, критериями оценки высоких достижений в труде, помимо перечисленных, являются: осуществление мер по выявлению и предотвращению случаев брака, нарушений технологической дисциплины, сокращению рекламаций.

    Достижения в труде работников, которым установлены соответствующие надбавки, оценивают по показателям, принятым для установления надбавок.

    Надбавки за выполнение особо важной и сложной работы на срок ее выполнения устанавливают специалистам и руководителям подразделений с целью концентрации их усилий на качественном и своевременном выполнении этих работ. Перечень особо важных и сложных работ, должностей работников, которым могут устанавливаться надбавки за их выполнение, определяет руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом с отражением в коллективном договоре.

    К числу особо важных работ могут быть отнесены следующие: создание высокопроизводительных и эффективных машин, механизмов, отвечающих по своим технико-экономическим показателям высшему мировому уровню, отдельных особо важных деталей и узлов, совершенствование и внедрение прогрессивных технологий и передовых методов организации производства и труда, а также другие работы, обеспечивающие значительную экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

    Размер надбавки, порядок и срок ее выплаты определяет руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом, закрепляя их в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре. Для одного работника, как правило, устанавливается одна надбавка. В исключительных случаях возможно применение надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной (срочной) работы на срок ее проведения.

    Расчет надбавок за выполнение особо важной и сложной работы представлен в табл. 1.

    Д-т 25, 26 и др. – К-т 70
    – начислены надбавки за выполнение особо важной и сложной работы.

    Надбавки за продолжительность непрерывной работы (выслуга лет, стаж работы по специальности и пр.)

    Названные надбавки выплачивают на основании положения, разработанного и утвержденного в коммерческой организации, в котором устанавливают размеры таких надбавок в зависимости от стажа непрерывной работы, порядок их начисления и выплаты. В положении определяют также порядок исчисления стажа непрерывной работы и другие условия, необходимые для выплаты этой надбавки. Расчет надбавок за стаж работы приведен в примере 4.

    Положением, разработанным в коммерческой организацией, установлены следующие размеры надбавок за стаж работы в организации (см. табл. 2):

    Д-т 20, 25, 26 и др. – К-т 70
    – начислены надбавки за стаж работы.

    ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ВЫПЛАТЕ НАДБАВОК СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

    В условиях либерализации государственного регулирования условий оплаты труда ограничений при начислении надбавок стимулирующего характера практически нет.

    Вместе с тем субъекты хозяйствования, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности (п. 3 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).

    Кроме того, предусмотрены и иные локальные ограничения. Например, органам государственного управления поручено принять необходимые меры по совершенствованию премирования, установления надбавок и доплат работникам субъектов хозяйствования. При этом размеры премий, надбавок и доплат руководителей, их заместителей, главных специалистов субъектов хозяйствования надо увязать с эффективностью работы предприятий, и прежде всего с ростом рентабельности, объемом реализации продукции, в т.ч. на экспорт, сокращением бартерных операций; работников технических служб – с сокращением расхода сырья, материалов и энергии на единицу продукции, повышением качественных характеристик выпускаемой продукции (п. 4 постановления Совета Министров РБ от 16.06.1998 № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики»).

    Источник: https://www.gbzp.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter-zarplata/bolshakov-s-prakticheskie-aspekty-nachis

    Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей

    Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

    1. Общие положения

    Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

    Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

    Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

    2. Категории водительского состава

    Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

    1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

    2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

    3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

    4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

    5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

    6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

    • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
    • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
    • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

    7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

    • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
    • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
    • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

    3. Оплата труда водителей

    Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

    Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

    Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

    Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

    • категории водителя;
    • классность водителя;
    • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
    • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
    • графика работы (дневное время, ночное время).

    В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

    1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
    • определенной спецтехники;
    • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
    • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
    1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
    2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
    3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

    Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

    4. Повременная оплата труда

    Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

    • при условии, что сдельный заработок не выгоден для сотрудника и может «недооценить» его фактическую производительность, что значительно отразиться на конечном вознаграждении;
    • если транспортную работу невозможно пронормировать;
    • когда выполняемые транспортные работы не получается объективно учесть.

    Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

    Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

    Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

    . Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

    5. Сдельная оплата труда

    Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

    • за пройденное расстояние (км),
    • пассажирообъём (Vп),
    • тонны (т),
    • тонно-километры (ткм).

    Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

    • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
    • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
    • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

    Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

    • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
    • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

    Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

    Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

    Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

    Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

    Выработка может исчисляться в:

    1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
    2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
    3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
    4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

    Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

    6. Премирование водителей

    Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

    Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

    Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

    Показатели премирования работников могут зависеть от:

    Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

    ЗП – заработная плата водителя

    ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

    П – фиксированная сумма премии

    Кп – премиальный коэффициент.

    Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

    7. Оплата за категории, классность.

    Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

    Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

    Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

    Классность водителей имеет три ступени:

    • III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
    • II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
    • I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.

    Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

    8. Структура положения об оплате труда.

    Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

    • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
    • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
    • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

    2. Условия и порядок оплаты труда:

    • основные условия материального вознаграждения.
    • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
    • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
    • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

    3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

    • по результатам работы работников (за отчетный период);
    • за качество и сервис производимых транспортных работ;
    • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
    • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

    4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

    5. Заключительные (итоговые) положения.

    9. Заключение

    Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

    Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

    Документ «Положение об оплате труда водителей» имеет юридическую силу с момента его утверждения руководителем предприятия и действует бессрочно.

    Источник: https://fotrss.ru/organiz_zarplaty/oplata-truda-voditelej.html


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *