Продление уголовного дела свыше 12 месяцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление уголовного дела свыше 12 месяцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2015 N 303КГ15-10704 по делу N А51-36577 2013 , если объекты являются созданными сооружениями, инженерно-строительными объектами, и их потребительские свойства с течением времени изменяются, то такие объекты не могут быть квалифицированы в качестве объектов природопользования для целей налогообложения. Скважина проходят с поверхности земли и из подземных горных выработок под любым углом к горизонту. специальные замораживающие, тампонажные, дренажные и т.

Фальсификация продления сроков предварительного следствия

Нового этой публикацией не открою. Тем не менее, поделюсь примером попрания основ уголовно-процессуального законодательства теми, кто обязан неукоснительно его соблюдать.

порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства — ч.2 ст. 1 УПК РФ

Первым правилом, которое в меня вбивали с начала работы следователем прокуратуры в 1993г. наставники и старшие коллеги, было неукоснительное соблюдение сроков следствия.

Как говорили, разбуди следователя ночью, он должен как «Отче наш» помнить о сроках следствия по делам в его производстве.

Поэтому и к продлению сроков следствия тогда относились ответственно.

Нынешний пример как раз о том, как представители следствия плевать хотели на сроки следствия, на соблюдение законности при их продлении. Разумность сроков уголовного судопроизводства, предусмотренная ст. 6.1 УПК РФ, для них пустая декларация.

Два года уголовному делу о ДТП, в котором я участвую в качестве защитника. О перипетиях следствия расскажу в отдельной публикации. Оно того заслуживает.

Кратко об обстоятельствах дела и сроках расследования.

ДТП произошло 18.03.2018 в темное время суток при отсутствии искусственного освещения. Потерпевший остановил свой грузовичок на обочине, перешел дорогу и через некоторое время, возвращаясь, перебежал дорогу за проезжающей фурой и выскочил прямо перед автомобилем моего доверителя. В результате наезда потерпевшего отбросило на его грузовичок. От полученных повреждений он скончался на месте.

Доследственная проверка длилась 5 месяцев. После этого возбудили уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ в отношении моего доверителя.

Проверкой сообщения о преступлении и расследованием дела занимались следователи СУ УМВД РФ по г. Новороссийску.

Срок следствия по делу составил 13 месяцев. Расследование ни разу не приостанавливалось и уголовное дело не прекращалось.

Удивительное началось на 3 месяце следствия. Следователь провел очную ставку с тещей погибшего, которая являлась основным свидетелем обвинения – в момент ДТП находилась в кабине автомобиля потерпевшего и была свидетелем ДТП. На очной ставке она подробно рассказала об обстоятельствах наезда на ее зятя, в красках описав грубейшие нарушения ПДД моим подзащитным.

По окончании ставки она не смогла прочитать напечатанный текст. Видимо у нее плохое зрение из-за престарелого возраста, сделал я вывод. Протокол пришлось оглашать следователю.

Поэтому защитой было заявлено письменное ходатайство о проведении следственного эксперимента со свидетелем для установления того, могла ли она в действительности разглядеть обстоятельства ДТП в темное время суток при отсутствии освещения. Следователь, как ни странно, удовлетворил его.

Но по прошествии 3 месяцев эксперимент так проведен и не был. Следователь утверждал, что он все подготовил для следственного действия, но свидетель не может явиться по различным обстоятельствам. Поэтому ему приходится продлевать сроки следствия.

Я заявил повторное ходатайство о проведении ряда следственных действий, в том числе и вышеназванного эксперимента. В этой части оно вновь было удовлетворено.

Однако следственный эксперимент так проведен и не был.

Подходил к концу 12 месяц следствия. Меня с клиентом вызвали для выполнения требований ст.ст.215-217 УПК РФ.

При ознакомлении с делом выяснилось, что действительно первоначально срок следствия продлевался по причине необходимости проведения эксперимента со свидетелем. Однако это обстоятельство следователем из последующих ходатайств было исключено. Якобы следователь трижды за 8 месяцев звонил свидетелю, вызывая к себе, но она явиться не смогла по состоянию здоровья. Естественно никаких подтверждающих медицинских документов в деле не было, только рапорта следователя.

Вот только для двух дополнительных допросов после очной ставки свидетель смогла явиться к следователю. Что явно не вязалось с рапортами следователя.

В деле также было заявление свидетеля, полученное якобы в конце срока следствия, где она не желала участвовать в эксперименте. Конечно следователь несмотря на ранее принятые решения по ходатайствам защиты вынес постановление об удовлетворении просьбы свидетеля.

– объективные причины, по которым следствие не может быть своевременно окончено, и объем предстоящей работы по уголовному делу (в том числе недостатки, выявленные руководителем и прокурором при возвращении дела для дополнительного расследования);

– исключительность случая, а также особую сложность уголовного дела, обосновывающие установление и продление срока предварительного следствия. п.2.1.7 Инструкции

Если при продлении следствия до 09 месяцев следователь указывал хоть какие-то причины продления, в том числе необходимость проведения указанного выше эксперимента, то после этого все сводилось к необходимости проведения следственных и иных процессуальных действий, направленных на окончание следствия.

Надо сказать, что мне ранее приходилось сталкиваться с тем, что следователи фальсифицировали продления сроков следствия, не желая «получать по шапке» от руководства ГСУ ГУ МВД РФ по КК за волокиту, бездеятельность и необоснованное продление сроков следствия.

Вообще, по непроверенной информации в ГСУ существует с некоторых пор два пути продления сроков. Первый – следователь проходит все круги ада, ему продлевают сроки с привлечением к дисциплинарной ответственности. Естественно так долго в нынешних реалиях не сможет работать как следователь, также и его непосредственный руководитель, которому приходится дважды в неделю выезжать в край с ходатайствами подчиненных. Но есть и второй путь – «решить вопрос» за определенный взнос.

Примерно два года назад даже возбуждали уголовное дело в отношении заместителя ГСУ за получение таких «взносов», его взяли под стражу. Дело направили в суд.

Что касается нашего дела, сомневаюсь, что руководство ГСУ без каких-либо последствий трижды безосновательно продлило сроки следствия по делу, где расследование фактически не велось последние полгода.

Все это заставило внимательно изучить все постановления о возбуждении ходатайств о продлении срока следствия, в том числе подписи лиц, продлевавших сроки.

При визуальном сравнении подписей заместителя руководителя ГСУ, который подписывал почти все ходатайства следователя, сразу бросилось в глаза их разночтение.

Поэтому своему доверителю я предложил привлечь специалистов для проверки версии о фальсификации материалов дела в части продления сроков следствия.

Для исследования обратились к специалистам ООО «ЦТИЭ Центрэкспертиза», г. Москва. Согласно заключению специалиста, срок следствия до 5 месяцев продлевало (подписывало) одно лицо, а свыше 7 и до 12 месяцев (5 раз) продлевало (подписывало) другое.

Иными словами, последние 5 месяцев следователь фальсифицировал продление сроков следствия с согласия своего непосредственного руководства.

На сегодняшний день идет 4 месяц рассмотрения дела судом. Суду заключение не предъявлялось – еще не время. О результатах напишу дополнительно.

Возникает вопрос к организации работы как следственного подразделения, так контрольного и зонального подразделений ГСУ, где все дела с нарушенными срока следствия находятся на учете и контроле. К тому же зная, как стоит вопрос о достоверности заполнения статистических карточек по уголовным делам, вопрос и к надзирающему прокурору. Хотя, о чем это я.

Источник: https://pravorub.ru/articles/96314.html

Статья 162. Срок предварительного следствия

СТ 162 УПК РФ

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Комментарий к Статье 162 Уголовно-процессуального кодекса

1. Предварительное следствие можно рассматривать как разновидность предварительного расследования и как этап производства по уголовному делу. Предварительное следствие как одна из форм расследования преступлений обладает общими с ним признаками. Наряду с этим следствие определяется законом как основная форма досудебного производства и поэтому имеет свои особенности. Следствие в сравнении с дознанием осуществляется по уголовным делам о преступлениях, обладающих большей общественной опасностью, значительной сложностью в расследовании. Как правило, производство следствия связано со значительным объемом подлежащей выполнению по уголовному делу работы.

2. Законодательно предварительное следствие не разделяется на этапы, но анализ правовых норм и практики их реализации позволяет выделить несколько этапов данной деятельности, которые и объединяются в систему:

1) принятие дела следователем к своему производству;

2) производство следственных действий по собиранию и проверке доказательств в целях раскрытия преступления, изобличения виновных и установления обстоятельств преступления;

3) привлечение лица в качестве обвиняемого;

4) проверка доводов стороны защиты и выполнение следственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

5) окончание предварительного следствия.

3. Система регулирования предварительного следствия имеет свою логичную последовательность, и в гл. 22 УПК РФ объединяются нормы общего характера, относящиеся ко всему этапу предварительного следствия. Они определяют:

1) срок предварительного следствия;

2) порядок производства расследования следственной группой;

3) правила производства следственных действий;

4) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

6) порядок удостоверения отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия;

7) правила участия в деле специалиста и переводчика;

8) порядок участия понятых в следственных действиях.

4. Наличие в законодательстве временных границ предварительного следствия содействует своевременному его проведению, динамичности следствия и выполнению его задач, способствует эффективному надзору за следствием, а также за соблюдением прав участников процесса. Законом установлен 2-месячный срок предварительного следствия независимо от каких-либо характеристик уголовного дела. В данный срок не включается период, когда производство по уголовному делу приостанавливалось или следователем обжаловалось решение прокурора о направлении в соответствии со ст. 221 УПК РФ уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

5. Срок предварительного следствия исчисляется со дня возбуждения уголовного дела, т.е. со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, независимо от того, когда уголовное дело было принято к производству следователем и производились ли по нему следственные действия до принятия уголовного дела к производству. Выполнение следственных и других процессуальных действий за пределами срока предварительного следствия является недопустимым и влечет за собой признание таких действий незаконными.

6. Заканчивает исчисляться срок предварительного следствия со дня вынесения одного из трех завершающих решений по делу. Они излагаются в соответствующих процессуальных документах, и дата их вынесения является одновременно и датой окончания следствия. Так, следователь вправе закончить следствие путем составления обвинительного заключения и направления его вместе с уголовным делом прокурору (при таком варианте окончания следствия период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включается в срок предварительного следствия); вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу; прекращения уголовного дела с направлением материалов уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

8. Предельных сроков следствия не установлено, однако это не означает, что следствие может осуществляться безгранично во времени, — учитывать при этом необходимо общие положения о назначении уголовного процесса, сроки давности, возможность осуществления следственных действий по установлению обстоятельств дела и т.п.

9. Продление срока следствия осуществляется на необходимый для окончания расследования период. Одним решением, например, нет необходимости продлевать срок на период от 3 и сразу же до 12 месяцев.

10. Срок предварительного следствия протяженностью до одного месяца устанавливается руководителем следственного органа при возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия независимо от того, сколько раз такие решения принимались.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, препятствующих рассмотрению и разрешению уголовного дела (ч. ч. 1, 1.2 ст. 237 УПК РФ), также устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня поступления уголовного дела к следователю, т.е. с момента принятия следователем уголовного дела к своему производству.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия в названных случаях производится на общих основаниях.

12. При необходимости продления срока следствия следователь возбуждает перед руководителем следственного органа ходатайство посредством вынесения соответствующего постановления. Постановление представляется руководителю следственного органа, полномочному продлевать срок следствия, не позднее чем за 5 суток до истечения срока следствия.

15. Если ходатайство возбуждается перед вышестоящим руководителем следственного органа, следователь направляет постановление через руководителя следственного органа, который является его непосредственным начальником. Руководитель, в свою очередь, проверив обоснованность ходатайства следователя, поддерживает его, что отражается в сопроводительном письме.

16. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия необходимо указывать:

— испрашиваемый общий срок продления в месяцах (при необходимости — в сутках), а также дату окончания срока; должностное положение лица, возбуждающего ходатайство;

— процессуальные действия, которые выполнены с момента предыдущего продления процессуального срока, причины невыполнения запланированного объема работ;

— следственные действия, которые предполагается произвести в ходе дальнейшего расследования;

— обоснование невозможности закончить предварительное следствие либо ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в установленный срок;

— в резолютивной части: существо ходатайства. Перед кем возбуждается, на какой срок (на сколько месяцев, суток), длительность общего срока, дата окончания срока;

— данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, при которых возникла необходимость в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев;

— обоснование разумности процессуального срока, продление которого испрашивается в ходатайстве о продлении срока.

К ходатайству прилагаются: справка о движении дела с приведением даты производства основных следственных действий, назначения и производства экспертиз, ознакомления с материалами уголовного дела, его направления прокурору, в суд, а при возвращении дела для дополнительного расследования — даты поступления надзирающему прокурору, следователю, принятия дела к производству, движения дела в связи с обжалованием, сроки, установленные для обжалования решения о возвращении дела для дополнительного расследования.

В сопроводительном письме к ходатайству указывается:

— обсуждалась ли организация следствия по уголовному делу, наличие оснований для продления срока;

— о принятых мерах, в том числе дисциплинарного воздействия, в отношении виновных должностных лиц в случае несоблюдения сроков представления ходатайств, выявления фактов необоснованно длительного расследования по уголовному делу, иных нарушений процессуального законодательства;

19. Предварительное расследование должно осуществляться в разумные сроки. При определении разумности срока учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий следователя, общий срок предварительного расследования по делу.

Источник: http://upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-22/st-162-upk-rf

Предварительное следствие.

Первая форма – предварительное следствие. Почему мы говорим о предварительном следствии? Должностное лицо, которое отвечает за расследование, является следователем. Четыре ведомства, где существуют следственные аппараты. Речь о создании единого СК РФ велась давно, но появился только СК РФ при прокуратуре, уже потом выделился. Единого органа нет – их четыре.

Какие отличительные признаки предварительного следствия можно выделить?

Во-первых, сроки. Есть 4 категории сроков:

1. Общий срок предварительного следствия – до 2 месяцев с момента возбуждения УД. Руководитель следственного органа не может сказать следователю: положи мне через месяц обвинительное заключение.

2. Если следователю не хватает двух месяцев, если необходимо провести ряд дополнительных действий, то руководитель следственного органа может продлить этот срок до 3 месяцев. До 3 месяцев с момента возбуждения УД, т.е. фактически руководитель следственного органа продлевает еще на 1 месяц. 2+1.

Можно ли дальше продлевать? Можно, но для этого закон ставит определенные условия.

3. Можно продлить от 3 до 12 месяцев с момента возбуждения УД. Продление срока от 3 до 12 месяцев предполагает особую сложность УД. Кто может продлить до 12 месяцев? Руководитель следственного органа по субъекту и приравненные к нему руководители следственных органов органы исполнительной власти, а также их заместители. Что значит продлить до 12 месяцев? Это не значит, что с 3 до 12, это значит, что можно продлить частично, на 1 месяц, еще на месяц и т.д. То есть, максимальный срок – до одного года с момента возбуждения уголовного дела.

4. А дальше, в исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен и свыше 12 месяцев – от 12 месяцев до бесконечности. Кто может продлить срок свыше 12 месяцев? Председатель СК РФ, руководитель следственного органа на уровне МВД РФ, руководитель ФСБ, ФСКН и их заместители. Закон предельный срок не устанавливает, потому что в целом ряде случаев бывают глухие дела, которые на первоначальном этапе расследования не удалось раскрыть, они могут бесконечно тянуться.

Когда мы говорим, что срок предварительного следствия исчисляется с момента возбуждения УД до момента окончания производства, но в этот срок не включается время, когда следователь обжалует указание прокурора в связи с несогласием прокурора, и с материалами УД, которые представлены прокурору. И не включается в срок, когда дело было приостановлено. Например, человек заболел, человек убежал. Поэтому в срок предварительного следствия включается только время активного расследования, когда дело не закончено и когда дело приостановлено. Это для нас имеет большое значение, потому что если человек убежал, срок приостанавливается, потом восстанавливается, обвиняемый не может сказать, что вы с расследованием затягиваете – сам виноват.

Если дело было приостановлено, а потом было возобновлено, то в данном случае первоначальный срок после возобновления прекращенного и приостановленного дела устанавливается в 1 месяц. Всего один месяц дается с момента возобновления производства. Означает ли это, что дальнейшее продление срока не допускается? Вовсе нет. Первоначальный срок после возобновления производства – 1 месяц, а дальше мы расследуем и продлеваем дело на общем порядке. Если этот срок до двенадцати месяцев активного расследования, то это руководитель субъекта, если свыше – Председатель СК РФ, руководитель следственного подразделения МВД РФ и т.д.

Сроки нужно внимательно отслеживать. Если возникнет ситуация, когда вчера истек срок, а сегодня вы допросили свидетеля, то допрос свидетеля будет признан недопустимым доказательством, т.к. получены с нарушением УПК РФ.

Когда мы говорим о возвращении дела прокурору судом, прокурором следователю, то здесь действует то же самое правило об исчислении сроков: если прокурор направляет дело следователю для восполнения пробелов, например, составления обвинительного заключения, то в данном случае срок производства процессуальных действий не может превышать 1 месяца, на это срок распространяются общие правила. Но есть одно правило, которое касается процедуры продления срока. Если возникает необходимость продления срока, то следователь не позднее 5 суток со дня истечения срока должен оформить документы и направить руководителю следственного органа. Если следователь не соблюдает срок, он может иметь неприятный разговор с начальством.

Когда мы говорим о процессуальных сроках — вещь серьезная. Пропуск любого срока влечет за собой толкование как существенное нарушение УПЗ. Поскольку сроки затрагивают права и законные интересы граждан, постольку участники процесса должны быть информированы об этих сроках. Следователь в письменном виде уведомляет участников процесса о продлении срока предварительного следствия. Можно жаловаться на это продление? Можно. Если не согласны с продлением срока, действия следователя можно обжаловать в порядках прокурорского, ведомственного или судебного контроля.

Если вы адвокат по делу, нужно смотреть соблюдение сроков, которые предусмотрены по УД. Как сроки представления документов дела, сроки уведомления и т.д.

При расследовании УД предварительное следствие может осуществляться как следователем единолично, так и следственной группой. Представим себе, многоэпизодное дело, сложное по фактической стороне, которое необходимо рассмотреть, собрать доказательства, много фигурантов, тогда возникает следственная группа. Следственная группа создается постановлением руководителя следственного органа либо решение о создании следственной группы может содержаться в постановлении о возбуждении УД, когда производство предварительного следствия поручить следственной группе в таком-то составе. Уже в этом постановлении может содержаться такая информация.

Обязательным атрибутом постановления является всех участников следственной группы. Почему? Потому что у обвиняемого, потерпевшего и иных участников есть право на заявление отвода лицу, которое осуществляет предварительное расследование.

В состав таких следственных групп могут входить должностные лица, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью для помощи. Причина – сложность дела или большой объем. Руководителем следственной группы назначается кто-либо из следователей, может им стать и руководитель следственного органа.

Руководитель следственной группы имеет особые полномочия. Кроме того, что он координирует деятельность следственной группы, он еще принимает существенные решения по расследованию УД, например, решение о выделении или соединении уголовных дел, решение о приостановлении, решение о возобновлении производства по УД, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, направление лица для производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, решение вопроса о продлении срока (сам он срок не продлевает, он обращается к руководителю следственного органа). Кроме того, именно на руководителе следственной группы лежит ответственность за возбуждение перед судом ходатайств с целью меры пресечения, проведения следственных действий, требующих судебного разрешения.

Говоря о производстве следственных действий как следственной группы, так и следователем, нельзя не сказать, что УПК РФ определяет общие правила производства следственных действий, эти общие правила распространяются и на производство дознание.

Для производства отдельных действий необходимо участие понятых, закон определяет. Действующий УПК РФ ограничивает время производства следственных действий, ограничиваются способы и методы производства. Ограничиваются способы и методы ведения следственных действий. Есть общие определения способы фиксации хода и результатов следственного действия. Важный способ фиксации – протокол, все остальные способы признаются факультативными.

И к общим правилам производства следственных действий следует отнести круг участников данного следственного действия. Этот круг также определяется действующим УПК РФ.

Какие следственные действия производятся на основании постановления следователя?

— эксгумация (при согласии родственников, если не согласны – на основании решения суда);

— выемка (если выемка не из жилища, нет документов с гостайной или иной охраняемой тайной);

— контроль и запись переговоров;

В последнем следственном действии судебное решение не требуется, если речь идет об обеспечении безопасности участников процесса, если эти участники процесса написали заявление и дали согласие на проведение данного действия. Если они не дали согласия, тогда применяется общий – судебный — порядок.

В каких случаях требуется судебное решение? Общий перечень судебных решений определен ч.2 ст.29 УПК РФ. Дело в том, что часть вторая предусматривает не только сами следственные действия, но и меры пресечения, иные меры процессуального принуждения. Поэтому здесь нужно дифференцировать.

— следственные действия (4,9,11,12);

— ходатайства о производстве следственного действия;

Для получения судебного разрешения на производство следственного действия необходимо составить ходатайство о производстве следственного действия. Только после этого такое ходатайство направляется в суд. Без согласия руководителя следственного органа и прокурора ходатайство судом не рассматривается.

Как ходатайство рассматривается? Единолично судьей. Подается в суд по месту расследования или по месту производства следственного действия. Судья не позднее 24 часов с момента поступления соответствующего ходатайства его рассматривает.

Если мы говорим, что указанные ходатайства рассматриваются и необходимо провести следственные действия, которые связаны с уничтожением и утилизацией вещественных доказательств, то при рассмотрении этих может участвовать не только следователь, дознаватель, обвиняемый, подозреваемый но и собственник или законный владелец предмета, являющее вещественным доказательством.

Когда судья рассматривает такое ходатайство, он принимает два вида решений: либо разрешить, либо отказать, обязательно мотивировав. Можно не согласится с мнением судьи и обжаловать решение.

Такой порядок санкционирования у суда разрешения следственного действия является общим правилом. Но мы говорили, что в УПК РФ есть много исключений из общего правила, в том числе и касающиеся порядка судебного разрешения на производство следственных действий. В данном случае речь идет о положении ч.5 ст.165 УПК РФ, которая допускает возможность в исключительных случаях, когда ситуация не терпит отлагательства, провести следственные действия без судебного решения, но ч.5 ст.165 УПК РФ ограничивает перечень таких следственных действий. Это осмотр жилища, личный обыск, наложение ареста на имущество. Что это за действия? Это действия обеспечительного характера. Осмотр жилища требует судебного решения только в том случае, если проживающие в жилище не согласны добровольно.

Является ли это исключение нарушением прав участников процесса? Нет, потому что следователь и дознаватель обязаны в течение 24 часов уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К такому уведомлению прилагается копия постановления о производстве следственного действия и копия протокола.

Суд оценивает экстренность ситуации, действительно ли ситуация была экстренной, если ситуация была экстренной, суд признает такие доказательства допустимыми. Если было нарушение УПЗ и признание ситуации экстренной было только в интересах следствия, поскольку следователь знал, что разрешения суда не получит, в данном случае результаты такого следственного действия будут признаны незаконными, а доказательства недопустимыми.

Мы продолжаем рассматривать стадию предварительного расследования. Мы сказали, что на этой стадии основным способом получения доказательств является производство следственных действий, которые могут проводить только следователи, дознаватели и приравненные к ним субъекты, сказали, какие варианты могут иметь место. Мы определили общий порядок производства следственных действий, в частности, при производстве каких следственных действий необходимо постановление следователя, какие следственные действия можно проводить без постановления, когда необходимо судебное решение и т.д. Говорили, то в исключительных случаях можно проводить определенные следственные действия и без судебного решения, но чтобы получить доказательства имеющие значение для дела, необходимо соблюдать правила, установленные УПК. Т.е. в последующем судебная проверка оснований производства следственных действий, если основания были – доказательство допустимо, если оснований не было – недопустимо.

Одним из общих условий производства следственного действия является участие независимых участников – понятых. Понятые – субъекты, которые принимают участие не во всех следственных действиях, а только в отдельно взятых селддействийях. Перечень следдействий, в которых понятые участвуют, определен в УПК: личный обыск, опознание, выемка (особенно документов, содержащих гостайну, в кредитных учреждениях, электронных носителей. Что делают понятые в этой ситуации? Понятые приступают к работе в самом начале производства следственного действия, т.е. когда следователь знакомит участников процесса с постановлением о производстве следственного действия, в котором понятые будут участвовать, а также разъясняет им права, понятые должны быть обязательно указаны в протоколе следственного действия. Кроме того, в отношении каждого из понятых указывается адрес его проживания. Зачем? Иногда возникает необходимость проверить, было ли вообще такое следственное действие, каков ход следдействия, какие результаты и т.д. Кроме того, понятые могут быть впоследствии вызваны в качестве свидетелей, их могут спросить, сто было, как происходило следственное действие, какие результаты. Понятые не говорят о сути следственного действия и его результатах, их задача подтвердить, удостоверить, что следственное действие было и происходило оно таким-то образом.

Возникает следующий вопрос: а сколько нужно понятых? Закон требует не менее двух понятых, но можно и больше. Когда мы больше понятых должны пригласить? Когда одно следственное действие происходит в разных помещениях, например, когда выемка производится в разных комнатах, тогда в каждом помещении не менее двух понятых требуется.

В целом ряде случаев участие понятых определяется решением следователя по его усмотрению. Это ситуации, когда речь идет о таких следственных действиях, как наложение ареста на имущество, производство осмотра, осмотра трупа, следственный эксперимент, выемка, (кроме случаев, когда речь идет о выемке электронных носителей, когда обязательно участие понятых), осмотр, выемка и снятие копий с почтовой и телеграфной корреспонденции, осмотр и прослушивание фонограммы, которую получили в результате контроля и записи переговоров; проверка показаний на месте. В этом случае допускается участие понятых, но по усмотрению следователя. Если понятые не принимают участия, то в данном конкретном случае обязательно применяются технические средства, которые фиксируют ход и результат следственного действия, чтобы можно было установить порядок и основания происхождения тех или иных доказательств по УД, в данном случае обязательно, осмотр и копирование корреспонденции, желательно, чтобы там тоже были понятые. Если технических средств нет, то следователь должен сделать пометку об этом в протоколе следственного действия. Зачем? Если не участвуют понятые, если нет визуально материала, где мы сможем установить, было ли конкретное следственное действие и откуда мы получили те или иные предмет (документы), то следователь должен мотивированно ответить, почему ни понятых не было, ни технических средств фиксации.

Когда мы говорим о невозможности участия понятых при производстве следдействия, то Закон и здесь устанавливает случаи, когда следователь отказывается от участия понятых, а следственное действие проводится без них. Что это за случаи?

— в труднодоступной местности (высоко в горах, куда подниматься страшноватенько);

— при отсутствии надлежащих средств сообщения, невозможно людей доставить в данное место или помещение;

— если существует опасность для жизни и здоровья понятых при проведении следдействия. В таких ситуациях в протоколе следственного действия делается соответствующая запись, и когда есть одна из указанных ситуаций, то мы применяем тех.средства (если и их невозможно применить, то обязательно мотивировать).

Показания понятых, которых потом вызывают в качестве свидетелей, на практике часто имеют принципиальное значение, особенно когда есть сомнения в природе того или иного доказательства, т.е. откуда взялось или возникло то или иное доказательство. Понятых допрашивают не только в суде, их может допросить и следователь в ситуации, когда дело переходило от одного следователя к другому, на стадии предварительного расследования. Основная их задача – обеспечить допустимость процесса доказывания.

Источник: https://lektsii.org/15-11588.html

Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 3 (ред. от 02.12.2011) «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрания и продления срока меры пресечения в виде заключения под стражу»

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ ХОДАТАЙСТВ О ПРОДЛЕНИИ СРОКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ИЗБРАНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ СРОКА МЕРЫ

ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям следственных подразделений и подразделений процессуального контроля центрального аппарата СК России, главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений, руководителям следственных органов СК России по районам, городам и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных органов (далее — следственные органы СК России), их заместителям, а также следователям:

Исключить принятие незаконных процессуальных решений и затягивание сроков предварительного расследования.

уголовное преследование должно осуществляться в разумный срок, с учетом фактической сложности уголовного дела, поведения участников уголовного судопроизводства, достаточности и эффективности действий руководителей следственного органа СК России и следователя, направленных на своевременное осуществление уголовного преследования или рассмотрение уголовного дела;

обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления судопроизводства;

заключение под стражу не может быть применено в отношении обвиняемого или подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статей 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации при отсутствии обстоятельств, установленных в пунктах 1 — 4 части 1 статьи 108 УПК РФ.

1.3. Обеспечивать следственную нагрузку подчиненных следователей с учетом уровня их профессиональной подготовки и опыта работы, наличия у следователей в производстве уголовных дел, категории расследуемых преступлений, количества обвиняемых по уголовным делам и инкриминируемых им эпизодов преступной деятельности.

1.5. При рассмотрении ходатайств о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока ее действия исходить не только из тяжести совершенных подозреваемым (обвиняемым) преступлений, но и оценивать его состояние здоровья, возраст, а также семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

При необходимости истребовать сведения или медицинские документы о состоянии здоровья подозреваемого (обвиняемого) для определения возможности применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо дальнейшему ее продлению.

1.6. Принимать решения о даче согласия на заключение под стражу либо продление такой меры пресечения лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Иметь в виду, что при избрании меры пресечения в виде залога помимо движимого имущества в виде денег, ценностей, допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций может быть принято недвижимое имущество.

Учитывать, что залог может быть избран на любой стадии предварительного следствия.

Обеспечить неукоснительное исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

(абзац введен Приказом Следственного комитета РФ от 02.12.2011 N 154)

1.8. По каждому факту изменения либо отмены подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу на досудебной стадии уголовного судопроизводства проводить проверку с составлением соответствующего мотивированного заключения о законности и обоснованности ареста, копию которого не позднее чем в 10-дневный срок со дня принятия процессуального решения направлять в Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов — Главное военное следственное управление СК России). При выявлении нарушений одновременно информировать о мерах реагирования, принятых в отношении лиц, допустивших их.

1.9. Процессуальные сроки в период предварительного следствия исчислять в соответствии со статьей 128 УПК РФ, в месяцах и сутках, руководствуясь при этом правилами части 2 данной статьи:

срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток;

1.10. Если при возобновлении следствия руководитель следственного органа СК России установил дату его окончания, то и в этом случае установленный дополнительный срок расследования не может превышать одного месяца.

Следует принципиально реагировать на факты необоснованного неоднократного продления срока следствия и последующего приостановления и прекращения производства по делу, рассматривать эти случаи как грубое нарушение служебной дисциплины, о чем незамедлительно информировать Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов — Главное военное следственное управление СК России).

1.11. Исключить проведение следственных действий за рамками установленного срока предварительного расследования, а также факты приостановления следствия в день его возобновления.

1.13. По уголовным делам, поступившим из иностранных государств, процессуальные сроки исчислять в соответствии с действующим российским законодательством.

1.14. При соединении нескольких уголовных дел в одно производство срок следствия определять в соответствии со статьей 153 УПК РФ.

Календарное время расследования исчислять с даты возбуждения уголовного дела с наиболее длительным сроком, которым поглощается период расследования по остальным делам.

1.15. Срок следствия по выделенному уголовному делу исчислять согласно статье 154 УПК РФ с момента возбуждения основного уголовного дела.

При этом исключение составляют случаи, когда при выделении возбужденного уголовного дела о новом преступлении или в отношении другого лица в отдельное производство срок предварительного следствия исчисляется с момента возбуждения нового дела.

При восстановлении утраченного уголовного дела следователю принимать уголовное дело к своему производству с того момента, когда возникает необходимость в производстве следственных действий.

Предварительно следователь должен получить сведения о том, было ли уголовное дело возбуждено, какие по нему принимались процессуальные решения, в том числе судебные, и другие данные.

При отсутствии каких-либо препятствий к восстановлению материалов уголовного дела следователю выносить постановление о принятии дела к своему производству. Если по делу принимались процессуальные решения (о приостановлении производства следствия либо прекращении), принимать меры к их отмене.

Если в ходе восстановления утраченного уголовного дела установлено, что оно было разрешено по существу, следует исходить из принципа недопустимости повторного привлечения к ответственности за одно и то же (non bis in idem) и презумпции невиновности.

1.18. Обратить внимание на то, что руководители следственных органов СК России несут персональную ответственность за ненадлежащее качество и полноту составления следователями постановлений о возбуждении ходатайств о продлении процессуальных сроков.

Принципиально реагировать на необоснованное нарушение и продление процессуальных сроков руководителями следственных органов СК России, на допущенные следователями случаи неорганизованности при расследовании уголовных дел или неоднократного принятия незаконных процессуальных решений.

При установлении фактов волокиты, ущемления прав и законных интересов граждан, особенно обвиняемых, содержащихся неоправданно длительное время под стражей, принимать строгие меры дисциплинарной ответственности в отношении виновных в этом должностных лиц.

1.19. При продлении процессуальных сроков определять не только продолжительность, но и конкретные даты их истечения (например, до 12 месяцев, т.е. до 15 февраля 2009 г.).

Не допускать случаев исчисления сроков в виде 30 суток (например, до 11 мес. 30 суток).

1.20. Брать под особый контроль ход и результаты расследования по уголовным делам со сроками следствия свыше 12 месяцев.

1.21.1. Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя на продление процессуальных сроков свыше 12 месяцев руководителю соответствующего подразделения процессуального контроля центрального аппарата СК России обеспечить подготовку подчиненным подразделением мотивированного заключения (приложение).

В заключении указывать, кем из руководителей следственного органа изучалось уголовное дело; выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков (если нет, то по какой причине и какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты), и какой объем работы за это время выполнен; каково количество произведенных следственных действий и подготовленных процессуальных документов за продленный срок; приводить данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, в силу которых возникла потребность в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев; указывать следственные мероприятия, проведение которых необходимо для окончания предварительного следствия; рассматривались ли ходатайства об отмене (изменении) меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с наличием у подозреваемого или обвиняемого заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, либо по другим основаниям. Проверять достоверность сведений, приведенных в обоснование продления сроков.

Мотивированное заключение о законности и обоснованности возбуждения ходатайства о продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев утверждать заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией.

(п. 1.21.1 введен Приказом Следственного комитета РФ от 02.12.2011 N 154)

1.22. Ходатайства о продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев рассматривать соответственно на оперативных совещаниях при руководителе структурного следственного подразделения центрального аппарата СК России и на коллегиях следственного органа СК России по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления с предварительным изучением материалов уголовного дела.

Исключить формальный подход к проведению оперативных совещаний при руководителе структурного следственного подразделения центрального аппарата СК России и заседаний коллегии следственного органа СК России по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления при рассмотрении ходатайств о продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев. Учитывать практику Европейского Суда по правам человека; проверять наличие доказательств, полноту принимаемых мер по раскрытию и расследованию преступления, своевременность назначения судебных экспертиз, выполнения других следственных действий, направления поручений и запросов; выяснять конкретные причины нарушения процессуальных сроков; принимать исчерпывающие меры к их устранению.

Протокол заседания коллегии следственного органа СК России по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления направлять должностному лицу, к компетенции которого относится продление процессуальных сроков, одновременно с сопроводительным письмом.

1.23. Постановление о возбуждении ходатайства о продлении процессуальных сроков должно содержать следующее:

испрашиваемый общий срок в месяцах, а если необходимо — в сутках, а также дату окончания срока;

должностное положение лица, возбуждающего ходатайство;

процессуальные действия, которые выполнены с момента предыдущего продления процессуального срока, причины невыполнения запланированного объема работ;

следственные действия, которые предполагается провести в ходе дальнейшего расследования;

обоснование невозможности закончить предварительное следствие либо ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в установленный срок и отсутствие оснований для изменения либо отмены меры пресечения;

резолютивную часть, в которой излагается существо ходатайства (перед кем возбуждается, на сколько месяцев, суток, длительность общего срока, дата окончания срока);

данные, подтверждающие исключительность обстоятельств, в силу которых возникла необходимость в продлении процессуальных сроков свыше 12 месяцев;

обоснование разумности процессуального срока, продление которого испрашивается в ходатайстве.

К постановлению также приобщаются:

справка о движении дела, в которой приводятся даты производства основных следственных действий, назначения и производства экспертиз, ознакомления с материалами уголовного дела, его направления прокурору, в суд, а при возвращении для дополнительного расследования — даты поступления надзирающему прокурору, следователю, принятия дела к производству, движения дела в связи с обжалованием, сроки, установленные для обжалования решения о возвращении дела для дополнительного расследования;

1.24. В сопроводительном письме к ходатайству о продлении процессуальных сроков сообщать:

обсуждалась ли организация следствия по уголовному делу, наличие оснований для продления процессуальных сроков;

о принятых мерах, в том числе дисциплинарного воздействия в отношении виновных должностных лиц в случае несоблюдения сроков представления ходатайств, выявления фактов необоснованно длительного расследования по уголовному делу, иных нарушений процессуального законодательства;

выполнены ли следственные действия, для производства которых испрашивалось предыдущее продление сроков: если нет, информировать о мерах по проведению следственных мероприятий в полном объеме.

К материалам ходатайств по делам прошлых лет, впервые представляемых в центральный аппарат СК России, прикладывать копии постановлений о продлении процессуальных сроков, ранее санкционированных Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Представления, направляемые в центральный аппарат СК России, подписывать руководителю следственного органа СК России по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного управления либо лицу, исполняющему его обязанности.

1.25. Следователям по находящимся в их производстве уголовным делам рассматривать письменные заявления подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 N 3, и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимать решение о направлении подозреваемого или обвиняемого для медицинского освидетельствования в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения либо выносить постановление о мотивированном отказе в направлении для медицинского освидетельствования.

Копии медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, приобщать к материалам уголовного дела.

(п. 1.25 в ред. Приказа Следственного комитета РФ от 02.12.2011 N 154)

Брать под личный контроль расследование уголовных дел, по которым подана жалоба в порядке статьи 124 УПК РФ на нарушение разумных сроков предварительного следствия.

Поручать рассмотрение поступивших в порядке статьи 124 УПК РФ жалоб на нарушение разумных сроков при производстве уголовного судопроизводства наиболее опытным работникам, которым непосредственно изучать материалы уголовного дела или запрашивать мотивированное заключение об обоснованности обжалуемых сроков, утвержденное руководителем соответствующего следственного органа СК России.

При судебном рассмотрении жалоб обеспечить своевременное представление в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность действий следственных органов СК России.

Обеспечить участие представителей следственных органов СК России в судебном рассмотрении таких жалоб, тщательно изучать материалы дела с учетом доводов заявителей, активно отстаивать свою позицию в судебном заседании, оперативно информировать непосредственных руководителей о принятых судом решениях.

Организовать ведение учета рассмотренных судами жалоб, анализировать не реже одного раза в полугодие складывающуюся практику с выработкой мер по совершенствованию следственной деятельности.

1.27. Неукоснительно выполнять требования части 2.1 статьи 124 УПК РФ, согласно которой в случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении должны быть указаны конкретные процессуальные действия, направленные на скорейшее окончание предварительного следствия (не допуская при этом разглашения тайны предварительного следствия), сроки их осуществления, по истечении которых проверять выполнение этих указаний. В случае нарушений решать вопрос о привлечении виновных к ответственности.

1.30. При отсутствии оснований для обжалования указаний прокурора, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК РФ, а также в случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования в порядке статьи 237 УПК РФ, принимать безотлагательные меры к возбуждению ходатайства о продлении процессуальных сроков.

Руководителю следственного органа для выполнения указаний прокурора либо определения суда устанавливать срок, который не может превышать 1 месяца.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия осуществлять в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством. При этом сроки следствия надлежит исчислять с учетом неистекших сроков по предыдущему ходатайству.

1.31. Включать в программы обучения на курсах повышения квалификации работников следственных органов СК России вопросы обеспечения производства по уголовным делам в разумные сроки, подготовки и представления ходатайств о продлении процессуальных сроков.

2. Руководителям Главного управления процессуального контроля, Главного военного следственного управления, следственных подразделений центрального аппарата СК России, руководителям следственных органов СК России обеспечить единый метод исчисления процессуальных сроков в системе СК России, оказывать практическую помощь в организации расследования, принимать действенные меры к завершению предварительного расследования в установленные сроки.

3. Руководителям следственных органов СК России принимать активное участие в разработке и обсуждении планов работы по уголовным делам, обеспечивать их эффективное исполнение. Регулярно заслушивать следователей о ходе выполнения планов в целях обеспечения разумного срока уголовного судопроизводства на стадиях досудебного производства.

3.1. В целях обеспечения разумного срока уголовного судопроизводства по делам со сроками следствия свыше 12 месяцев не реже одного раза в месяц заслушивать на оперативных совещаниях отчеты следователей о состоянии следствия по ним, своевременно отмечать и устранять недостатки.

3.2. По указанным в пункте 3.1 Приказа уголовным делам сообщать в Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов — Главное военное следственное управление СК России) о направлении дела прокурору для утверждения обвинительного заключения или принятия иного решения, а также о результатах рассмотрения дела судом не позднее 10 дней с момента такого направления.

3.3. Обеспечить надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, постоянно контролировать исполнение ими следственных поручений по уголовным делам и принимать соответствующие меры реагирования при некачественном исполнении поручений. При установлении факта несвоевременного или некачественного исполнения следственных поручений проводить заслушивания уголовных дел с участием руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3.4. Принять меры к повышению эффективности взаимодействия следственных органов с экспертными учреждениями с целью своевременного назначения и производства в установленные сроки необходимых экспертиз по расследуемым уголовным делам. При этом в каждом случае при заслушивании хода расследования уголовных дел проверять правильность и полноту назначенных экспертных исследований, фактическое наличие и своевременное направление материалов (образцов, вещественных доказательств), необходимых для производства экспертизы, в экспертное учреждение.

3.5. Не реже одного раза в полугодие проводить анализ причин продления процессуальных сроков от 6 до 12 месяцев по уголовным делам, вырабатывать конкретные меры, направленные на завершение расследования в разумные сроки. Информационно-аналитические справки по результатам проведенного анализа направлять в Главное управление процессуального контроля СК России (для военных следственных органов — Главное военное следственное управление СК России).

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности и Главное управление процессуального контроля Следственного комитета Российской Федерации.

Источник: https://legalacts.ru/doc/prikaz-sledstvennogo-komiteta-rf-ot-15012011-n-3-ob/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *