Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами для лоджий 0. 37 Инструкции площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья технического чердака , внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания не включаются. Площадь квартир здания определяется как сумма площадей квартир.

Содержание:

Проводки по инвентаризации: отражаем излишки

Действующие нормы

Каждый экономический субъект, будь то коммерческая фирма или бюджетное госучреждение, обязан периодически проводить инвентаризационные проверки. Данная процедура является обязательной, так как позволяет реально оценить фактическое наличие имущества и прочих ценностей. Без контрольно-ревизионных мероприятий оценить реальную стоимость активов предприятия невозможно. По итогам ревизии бухгалтерия отражает в бухучете проводки по инвентаризации.

Проверка бывает как плановой, так и внезапной или внеплановой. Например, внеплановая ревизия проводится при смене материально-ответственного лица или при установлении фактов хищений и прочих обстоятельствах. А к внезапной проверке относят ревизию кассы.

Комплекс и сроки проведения ревизионных мероприятий инициируются только по специальному распоряжению руководства компании. Причем нет никакой разницы, плановая это ревизия или нет. Подробности в статье «Как составить приказ о проведении инвентаризации». А в этой мы коснемся бухучета и перечислим проводки, которые понадобятся бухгалтеру.

Порядок проведения инвентаризации

Действующий порядок проведения инвентаризационных проверок прописан в ст. 11 закона № 402-ФЗ. Более подробная инструкция закреплена в отдельном Приказе Минфина РФ № 49 от 13.06.1995.

Основной порядок действий мы рассмотрели в специальном материале «Как провести инвентаризацию основных средств».

Итоги проведенного контрольного мероприятия оформляют с использованием специальных документов — инвентаризационные описи. Заполнять эту учетную документацию придется даже если отклонений по результатам проверки не выявлено. Как правильно составить документ, мы рассказали в статье «Заполняем инвентаризационные описи».

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации

Какие же проводки использовать для бухучета? Разберем на примере.

По результатам ревизии в учреждении выявлены излишки. То есть фактическое наличие активов превысило показатели бухгалтерского учета. В таком случае неучтенное имущество требуется принять к учету по его текущей оценочной стоимости, которая определена на дату постановки на учет (п. 31 Инструкции № 157н).

Рассмотрим, как отразить в бухучете и какие проводки для оприходования излишков при инвентаризации в бюджете использовать на конкретном примере. По результатам инвентаризационной проверки были выявлены неучтенные объекты основных средств. Для определения стоимости имущества заключен договор со сторонней организацией, которая оказывает оценочные услуги. По заключению оценочной кампании стоимость основного средства составила 105 000 рублей. Сумма услуг оценки — 2 500 рублей.

Бухгалтер отразил излишки проводками:

Неучтенное ранее основное средство принято к учету

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/provodki-po-inventarizatsii-otrazhaem-izlishki

Оприходование излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении

Учет основных средств, выявленных при инвентаризации

В бюджетном учреждении при проведении инвентаризации было выявлено основное средство, которое не стоит на балансе учреждения, а именно ограждение (забор). В архиве учреждения указано, что ограждение (забор) было установлено при проведении капитального ремонта учреждения в 1999 году. На установку ограждения (забора) имеется договор с приложенной сметой. Каков порядок приема к учету данного основного средства расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, В. В. Пименов.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н), ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Справкой (форма 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Иными словами, в бюджетном учете на основании приведенной выше нормы могут быть, в том числе, сделаны записи, которые следовало произвести ранее.

В то же время оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается бухгалтерской записью, приведенной в пункте 21 Инструкции № 148н.

По нашему мнению, рассматривая возможность применения положений пунктов 4 и 21 Инструкции № 148н в данном случае, должностные лица бюджетного учреждения прежде всего должны оценить имеющиеся в их распоряжении документы.

Если анализ покажет, что в распоряжении учреждения имеется достоверная информация о формировании первоначальной стоимости объекта, его регистрации, вводе в эксплуатацию, достройке и т.д. то можно говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах.

Если же какие-либо данные (документы) отсутствуют, то вполне обоснованно можно оприходовать объект основных средств по рыночной стоимости в качестве излишка.

В рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения отсутствуют документы, подтверждающие приемку и ввод в эксплуатацию объекта основных средств в 1999 году. Таким образом, в данном случае у бюджетного учреждения отсутствует достоверная информация об объекте, которая позволила бы говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Следовательно, речь может идти только о принятии к учету излишков основных средств.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции № 148н единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для решения задач по оценке объемов, состава и состояния основных фондов разработан Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359.

В соответствии с ОКОФ наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

Таким образом, согласно пунктам 16, 20 Инструкции № 148н выявленное ограждение (забор) следует учитывать на счете аналитического учета 0 101 03 000 «Сооружения» (используется более 12 месяцев и выполняет самостоятельные функции).

Согласно пункту 21 Инструкции № 148н излишки основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости. При этом под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к бюджетному учету (п. 13 Инструкции № 148н).

Согласно пункту 7 Инструкции № 148н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится бюджетным учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. В свою очередь, порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания).

Пунктом 3.3. Методических указаний также установлено, что оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен.

Учитывая, что в соответствии с положением о Минфине России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России не выполняет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, Инструкция № 148н и Методические указания не могут содержать порядок определения рыночных цен указанных объектов. Названный вопрос может регулироваться в силу выполняемых полномочий только Минэкономразвития России.

Из анализа разъяснений уполномоченных органов и судебной практики следует, что для получения информации о рыночных ценах можно использовать:

  • данные, опубликованные в официальных изданиях уполномоченных органов (в том числе органов статистики и ценообразования);
  • сведения Госкомстата России об уровне цен;
  • данные о ценах на идентичные материальные ценности (работы, услуги), которые могут быть получены:
    • из средств массовой информации (Интернет, газеты, рекламные каталоги);
    • от организаций-изготовителей (подрядчиков);
  • заключения независимых оценщиков (экспертов).

Такой подход полностью соответствует положениям пункта 11 статьи 40 Налогового кодекса, в соответствии с которым при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Кроме того, по нашему мнению, в аналогичном порядке может быть определена рыночная стоимость излишков основных средств для целей бюджетного учета.

Обращаем внимание на то, что привлечение профессиональных оценщиков в данном случае необязательно. Так, согласно статье 8 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение обязательной оценки предусмотрено в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям. Кроме того, в соответствии с данной нормой проведение оценки обязательно в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. В рассматриваемой же ситуации речь не идет о вовлечении в сделку государственного имущества (ст. 153 ГК РФ).

Таким образом, во избежание разногласий с контролирующими органами специальная комиссия бюджетного учреждения должна установить именно рыночную стоимость принимаемого к учету объекта основных средств. Определенная таким образом рыночная стоимость может использоваться как в целях бюджетного, так и в целях налогового учета.

Учитывая положения пункта 21 Инструкции № 148н, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете учреждения должна быть сделана следующая бухгалтерская запись:

Дебет КРБ 1 101 03 310
«Увеличение стоимости сооружений»
Кредит КДБ 1 401 01 180
«Прочие доходы»
— излишки основных средств оприходованы по рыночной стоимости.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова, В. В. Пименов.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 1 январь 2011 год

Регулирование инвентаризационных разниц в учете бюджетного (автономного) учреждение. Оприходование излишков и списание недостач

В процессе инвентаризации могут быть выявлены расхождения фактического наличия имущества учреждения с данными бухгалтерского учета (то есть излишки или недостачи). Порядок учета подобных разниц приведен в разделе 5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Методические указания). Он зависит от многих факторов. Например, выявлены виновники недостачи или нет, в каком размере возникла недостача (в пределах норм естественной убыли или сверх нее), какое именно имущество находится в излишке или его недостает.

Согласно пункту 5.1. Методических указаний основные средства. материальные запасы и другое имущество, которое оказалось в излишке, подлежат оприходованию. Его учитывают по текущей рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и включают в состав доходов учреждения текущего года.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, ко торая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия к бюджетному учету (п. 25 «Инструкции

по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. », утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, на основании:

– данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;

– сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

– экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Обращаем внимание на то, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» привлечение профессиональных оценщиков в случае оприходования излишков имущества необязательно.

М. Миллиард. эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Пименов. рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В зависимости от вида выявленного имущества его стоимость отражают по де бету соответствующих аналитических счетов счета 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы », 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения», 0 201 35 000 «Денежные документы» и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 180 «Прочие доходы»). При этом излишки, выявленные в ходе инвентаризации, могут быть приняты к учету в рамках той деятельности, в которой планируется их дальнейшее использование.

По результатам инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, комиссия выявила излишки следующих ценностей:

— основных средств (машин и оборудования), рыночная стоимость которых составляет 480 000 руб.;

— прочих материалов, рыночная стоимость которых составляет 260 000 руб.;

— товаров, рыночная стоимость которых составляет 180 000 руб.;

— готовой продукции, рыночная стоимость которой составляет 320 000 руб.

Основные средства, материалы и готовую продукцию относят к особо ценному имуществу. Выявленные расхождения были отражены в ведомостях. Выявленные ценности (основные средства и материалы) планируется использовать в рамках деятельности, финансируемой за счет субсидии на выполнение госзадания. Товары и готовая продукция используются в деятельности учреждения, приносящей доход.

На основании данных инвентаризации бухгалтер учреждения должен оприходовать излишки имущества проводками:

Дебет 4 101 24 310 Кредит 4 401 10 180

– 480 000 руб. — оприходованы излишки основных средств;

Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 401 10 180

– 260 000 руб. — оприходованы излишки прочих материалов;

Дебет 2 105 38 340 Кредит 2 401 10 180

– 180 000 руб. — оприходованы излишки товаров;

Дебет 2 105 27 340 Кредит 2 401 10 180

– 320 000 руб. — оприходованы излишки готовой продукции.

Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения. Эту операцию отражают по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов») или соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Стоимость недостающих ценностей сверх норм естественной убыли списывают на уменьшение финансового результата текущего финансового года в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами») в корреспонденции со счетом 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Если по тому или иному виду ценностей нормы естественной убыли отсутствуют, то всю выявленную недостачу считают сверхнормативной. При этом учреждение обязано предпринять меры по взысканию суммы ущерба с виновного лица. Под таковой понимают рыночную стоимость утраченного имущества.

Сумму, предъявленную к взысканию, отражают по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» (соответствующие аналитические счета) и кредиту счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»). Если виновник недостачи не установлен или во взыскании с него соответствующей суммы отказано судом, то в учете учреждения делают обратную проводку.

Согласно пункту 5.1 Методических указаний нормы убыли могут применяться лишь при выявлении фактических недостач. Списывать те или иные ценности исходя лишь из одних норм убыли без проверки их фактического наличия недопустимо.

В исключительных случаях допускается зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Это возможно за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. В этой ситуации нормы естественной убыли применяют в отношении той недостачи ценностей, которая осталась числиться после такого зачета.

О допущенной пересортице материально ответственные лица должны представить инвентаризационной комиссии подробные объяснения. Предложения о зачете выявленных расхождений фактического наличия запасов и данных бухучета представляются на рассмотрение руководителю учреждения. Он и должен принять окончательное решение о зачете.

Возможна ситуация, когда стоимость недостающих ценностей выше, нежели тех, которые находятся в излишке. В этом случае после зачета пересортицы разница в стоимости должна быть взыскана с материально ответственного лица.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности, были выявлены излишки муки в количестве 20 кг, закупленной по цене 17 руб./кг. Одновременно выявлена недостача муки в количестве 16 кг, приобретенной по цене 21 руб./кг. Указанное имущество числится в составе материалов, приобретено за счет собственных доходов учреждения и не относится к особо ценному имуществу.

Руководитель учреждения принял решение о зачете недостачи излишками, так как она была допущена у одного и того же лица и за один и тот же период времени.

Кроме того, была выявлена недостача готовой продукции, которая относится к особо ценному имуществу, в размере 45 000 руб. Из них:

— в пределах норм естественной убыли — 12 000 руб.;

— сверх норм естественной убыли — 33 000 руб.

Сверхнормативная недостача возникла по вине материально ответственного лица. По решению руководителя она взыскивается с него исходя из балансовой стоимости ценностей. Все указанные ценности приобретены за счет средств учреждения от приносящей доход деятельности.

Бухгалтер должен произвести зачет недостачи исходя из стоимости муки, которая находится в излишках. Она составит:

По решению руководителя учреждения разница в ценах предъявлена к взысканию с материально ответственного лица. Она составит:

(21 руб./кг – 17 руб./кг) × 16 кг = 64 руб.

Оставшийся излишек муки приходуют. Его стоимость будет равна:

(20 кг – 16 кг) × 17 руб./кг = 68 руб.

Зачет излишков в счет недостач бухгалтерскими проводками не отражают. По остальным операциям бухгалтер должен сделать следующие записи:

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 32 440

– 64 руб. — списана разница в ценах по выявленной недостаче;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 64 руб. — разница в ценах предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 105 32 340 Кредит 2 401 10 180

– 68 руб. — оприходован излишек муки, оставшийся после зачета пересортицы;

Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 27 440

– 12 000 руб. — списана стоимость готовой продукции в пределах норм естественной убыли;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 27 440

– 33 000 руб. — списана стоимость готовой продукции сверх норм естественной убыли;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 33 000 руб. — стоимость готовой продукции, утраченной сверх норм естественной убыли, предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660

– 33 064 руб. (64 + 33 000) — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

Руководитель учреждения вправе взыскивать стоимость недостающих ценностей с материально ответственного лица исходя из рыночных цен на них, действующих на день нанесения ущерба. При этом взыскиваемая сумма не должна быть меньше стоимости утраченного имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

В процессе инвентаризации, проводимой в учреждении, была выявлена сверхнормативная недостача прочих материалов. Их первоначальная стоимость составила 4000 руб. Они не относятся к особо ценному имуществу. По решению руководителя учреждения недостача взыскивается с материально ответственного лица — кладовщика, исходя из рыночных цен на данные материалы. Она составила 7000 руб. Материалы были приобретены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Операцию по списанию материалов и взысканию средств отражают в учете учреждения записями (забалансовый учет денежных средств не приводится):

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 440

– 4000 руб. — списана первоначальная стоимость утраченных материалов;

Дебет 2 209 74 560 Кредит 2 401 10 172

– 7000 руб. — рыночная стоимость утраченных материалов предъявлена к возмещению материально ответственному лицу;

Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 74 660

– 7000 руб. — внесены наличные денежные средства в кассу учреждения в счет погашения задолженности по недостаче имущества.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание с них ущерба. Кроме того, факт отсутствия виновников могут подтверждать заключения о порче ценностей, полученные от отдела технического контроля или специализированных организаций.

Как отражаются излишки, выявленные при инвентаризации

Правильно провести инвентаризацию не сложно, если знать основные правила процедуры. Сложности у бухгалтера возникают при отображении результатов проверки в учете. Как правильно отразить выявленные при инвентаризации излишки?

В процессе инвентаризации устанавливается фактическое наличие проверяемых объектов путем сопоставления его с учетными данными. В идеале показатели должны совпадать.

Но на практике нередко случаются расхождения, в большую или меньшую сторону. Недостачи взыскиваются с виновных лиц, а как отобразить в учете выявленные излишки?

Основной задачей инвентаризации является выявление расхождений между фактическим и учетным наличием имущественных ценностей и последующее их устранение.

Для корректного отображения итогов проверки, инвентаризация должна быть спланированной. Руководитель издает приказ о проведении инвентаризации определенного имущества.

На этом основании указанные в приказе объекты готовятся к проверке – подсчитываются учетные остатки, пересчитывается реальное количество.

По итогам проверки выявляются недостачи и излишки. Сумма стоимости недостающих ценностей вычитается из зарплаты ответственного лица или списывается в естественную убыль, в зависимости от причины недостачи.

А вот излишки необходимо поставить на учет. При этом важно помнить, что отображать принятое количество излишков нужно не только в бухгалтерском учете, но и складском, если инвентаризовались ТМЦ на складском хранении.

Инвентаризация – процесс сверки реального количества имущественных объектов и ценностей с показателями бухгалтерского учета.

То есть под инвентаризацией подразумевается проверка соответствия действительного количества ценностей должному быть.

Результаты инвентаризации зависят от итогов сверки. Может быть выявлено:

  • полное соответствие фактических и учетных значений;
  • излишнее количество отдельных позиций;
  • недостаток определенных ценностей.

Под излишками понимается превышение реального количества имущества над учетным значением. Причинами возникновения излишков могут становиться:

  • ошибки учета;
  • большее количество товара при поставке ;
  • экономия;
  • неправильный отпуск продукции;
  • не принятие поступившего товара к учету.

Отражение в бухгалтерском учете излишков предполагает принятие к учету излишнего количества. Но перед этим необходимо выяснить, не является ли выявленный излишек последствием неправильного отображения в учете или пересортицы товаров.

Также отображение излишков зависимо от причины их возникновения. Если переизбыток возник вследствие пересортицы, то излишек и недостача могут аннулироваться за счет взаимозаменяемости.

При ошибке учета требуется не отображение излишков, а исправление ошибочных учетных данных.

Не принятый к учету товар отображается в обычном порядке в соответствии с сопровождающими документами. Излишки, возникшие по причине экономии или неправильной реализации либо иной причине, приходуются как дополнительный доход.

Согласно п.3 ст.12 ФЗ №129 «О бухучете» от 21.11.1996. выявленные по итогам проведенной инвентаризации излишки должны приниматься к учету.

В п.5.1 «Методических указаний по инвентаризации имущества …», принятых Приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995. отмечена необходимость выявления лиц, виновных в возникновении излишков.

Излишнее имущество отображается в учете в составе внереализационных доходов. Под таковыми п.20 ст.250 НК РФ понимает доходы в виде излишка стоимости ТМЦ, обнаруженного при инвентаризации.

В п.4.1 Указаний говорится, что излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации, приходуются соответственно оценке лишних товаров по бухгалтерскому учету.

Однако более поздние бухгалтерские нормативы гласят, что имущественные излишки следует принимать к учету по рыночной стоимости.

Согласно п.29 «Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов», принятых Приказом Минфина РФ №119н от 28.12.2001. выявленные в процессе инвентаризационной проверки излишки относительно сверки фактического наличия имущественных ценностей и данных бухучета отображаются по ценам, соответствующим рыночным.

Коммерческие организации причисляют излишнюю стоимость к финансовым результатам. В некоммерческих учреждениях данная стоимость признается увеличением доходов.

Как посчитать коэффициент амортизации смотрите в статье: как рассчитать амортизацию .

Суть износа и амортизации основных фондов, читайте здесь .

Принимая излишки к учету, бухгалтер руководствуется сличительной ведомостью и ведомостью о результатах инвентаризации. Важно, что рыночная стоимость лишнего имущества определяется на дату принятия объекта к учету.

Для определения рыночной стоимости можно воспользоваться помощью независимого оценщика либо определить цену самостоятельно.

При самостоятельном установлении стоимости из общедоступных источников, например из СМИ, процесс определения цены оформляется бухгалтерской справкой. Если оценка осуществляется оценщиком, то подтверждающим документом становится его отчет.

Основанием для принятия излишков инвентаризации к бухгалтерскому учету становится приказ руководителя. Его созданию предшествует процесс рассмотрения итогов инвентаризации инвентаризационной комиссией.

Члены комиссии должны выявить причины, которые обуславливают необходимость внесения записей в учетные регистры. Также комиссия определяет способ отображения итогов инвентаризации.

Инвентаризационной комиссией выявляются причины возникновения излишков. С материально ответственного работника берется объяснительная относительно возникновения переизбытка ценностей.

Заседание комиссии сопровождает документальное оформление процесса протоколом. В нем фиксируются все сделанные выводы, принятые решения и рекомендации по итогам проверки.

Также комиссия утверждает окончательный акт инвентаризации. Затем все документы по инвентаризации передаются в бухгалтерию, и итоги доводятся до сведения руководителя.

На основании акта инвентаризации руководитель издает приказ о принятии излишков к учету. На основании приказа бухгалтер осуществляет необходимые проводки.

В учете налоговом стоимость лишнего основного средства следует учитывать в составе внереализационных доходов в полной сумме на дату осуществления инвентаризационной проверки.

Об этом сказано в пп.20 ст.250 НК. При последующем применении принятого на учет объекта в производственной деятельности, на него в стандартном порядке начисляется амортизация, и в налоговом учете, и в бухгалтерском.

В случае, когда итогом инвентаризации становится выявление излишков товаров или материально-производственных запасов, в бухучете осуществляется проводка следующего вида:

Отражение товаров или МПЗ по рыночной стоимости

Когда при инвентаризации выявлен излишек материалов, производственных запасов либо товаров, их стоимостная величина в налоговом и бухгалтерском учете также признается внереализационным доходом, независимо от используемой для налогообложения системы.

В бюджетных организациях инвентаризация помимо Методических указаний, регламентируется ТК РФ, ФЗ №129 и Приказом Минфина РФ №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» от 10.02.2006 .

Соответственно п.20 и п.57 Инструкции излишки по материальным ценностям приходуют в бюджетном учете по текущей рыночной стоимости.

Бухгалтер при этом выполняет такую запись:

Текущая рыночная стоимость в соответствии с п.159 Инструкции это сумма, какая могла бы быть получена при реализации актива.

При этом ст.246 ТК РФ уточняет, что стоимость не может быть менее стоимости данного объекта по данным бухучета исходя из степени износа актива.

Рыночную стоимость определяет специально сформированная комиссия. Что касается отображения излишков инвентаризации в налоговом учете, то должно ли бюджетное учреждение уплатить налог на прибыль?

По ст.247 НК объект обложения налогом на прибыль это любая прибыль, какую получил налогоплательщик.

То есть это доход, уменьшенный на сумму осуществленных расходов. Налоговый учет бюджетных организаций определяется ст.321.1 НК.

Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджетных средств и получающие доходы из иных источников должны вести раздельный учет доходов и расходов относительно целевого финансирования и прочих источников.

По ст.20 ст.250 НК излишки по имуществу считаются внереализационным доходом. Стоимость выявленных при инвентаризации излишков устанавливается как сумма налога, исчисленная с дохода.

Как рассчитать амортизацию автомобиля на 1 км узнайте из статьи: амортизация автомобиля .

Возможен ли расчет амортизации автомобиля онлайн, читайте здесь .

Какой срок службы амортизаторов автомобиля, смотрите здесь .

Затраты, понесенные учреждением при оценке ценностей включаются во внереализационные расходы при условии наличия документального подтверждения. То есть организация вправе на сумму расходов уменьшить доход.

Таким образом, можно начислить налог на прибыль и выплатить его за счет бюджетных средств. При этом выполняются следующие бухгалтерские записи:

Начисление налога на прибыль

Дт1 401 01 180 «Прочие доходы» Кт1 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»

Перечисление налога на прибыль в бюджет

Дт1 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль» Кт1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам»

При УСН выявленные при осуществлении инвентаризации излишки отображаются в доходах при расчитывании упрощенного налога. При этом значения не имеет, использует ли организация «доходы» или применяет «доходы за минусом расходов».

Соответственно п.1 ст.346.15 НК все организации, применяющие упрощенный режим, учитывают возникающие внереализационные доходы.

Излишек товаров или товарно-материальных ценностей как раз и становится таким доходом. Отобразить эту прибыль следует на дату ратификации итогов инвентаризационной проверки.

Если организация совмещает разные спецрежимы, то можно не учитывать излишки имущественных ценностей при УСН. когда они касаются деятельности по ЕНВД.

Но для осуществления такой возможности необходимо подтверждение распределения стоимостной суммы излишков меж ЕНВД и УСН данными раздельного учета.

В последующем при продаже излишков вырученная сумма включается в состав доходов. Однако двойного налогообложения возникнуть не может.

Источник: http://buhnalogy.ru/oprihodovanie-izlishkov-pri-inventarizatsii-v-byudzhetnom-uchrezhdenii.html

Излишки при инвентаризации: что это такое, причины, как правильно оприходовать и оформить

Выясним значение термина. Это мероприятие в любой организации, в оптовой и розничной торговле для поиска расхождений между учтенными в регистре бух.учета основными оборотными средствами и их фактическим наличием. Расхождения нередко вызывают затруднение у главного экономиста, ведь ему придется недочет активов покрыть за счет сотрудников в равных долях. А избыток может быть использован таким методом, который назначен в уставе компании. Инцидент регистрируют в бухгалтерской книге в том отчетном периоде, когда именно происходила инспекция. Давайте вместе разбираться, что это такое оприходование излишков при инвентаризации, проводка, почему появляются и как правильно их оприходовать.

Нюансы аудита и назначение

Сопоставление информации о материальной базе, поставленной на баланс и отраженных в первоначальном документе и их состояние на тот день, когда произошла сверка, является обязательным. Срок и порядок операции определяется руководителем, за исключением тех случаев, когда это предписано законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» за номером 402 и приказом Министерства Финансов № 34-н от 1998 года. Если есть расхождения, то назначаются для устранения разницы меры, которые возможно предпринять по заранее составленному и утвержденному плану.

Факт избытка отмечается в бухгалтерии, складских бумагах, где вскрылось несоответствие.

По каким причинам появляются

Инспектирование помогает обнаружить нарушения между учтенными деньгами и фактическим их наличием на сегодняшний день. Они могут быть в виде денег, ценностей, сырья для производства, движимого и недвижимого имущества. Инвентаризационная, не заинтересованная в финансовом обороте, комиссия составляет ведомость и отдает ее на рассмотрение директору. А тот, в свою очередь, ставит перед бухгалтерией задачу, чтобы отдел правильно оприходовал и провел в учетной книге избыток. Нужна подводка при инвентаризации выявленных излишков основных средств и материалов.

Решения для бизнеса

  • Если была неточно проведена сверка.
  • К ошибкам могут привести большие объемы продукции. При распределении изделий на складе клиентам возникает большая вероятность неучтенных поставок.
  • Недостаточное количество оборотных финансов вводит компанию в режим «экономии».
  • Ошибки на складах при учтении отпуска материалов и продукции. То есть выдали меньший объем партии, чем полагалось.
  • Во время отпуска товара одни модели были нечаянно заменены на другие.

Этапы проверки

Все должно осуществляться по плану, составленному руководителем. Причем этапность соблюдают в следующем порядке:

  • Подготовительный период. Издается приказ директора, где прописывается срок проведения, что считают. Создается специальная комиссия из нескольких человек, где назначается главный. Определяются те лица, которые будут нести ответственность, если будут найдены нестыковки во время проверки.
  • Все начинается с формирования описи имеющейся производственной собственности с описанием внешнего вида на сегодняшний день.
  • Создается ведомость для сличения, где отражается информация, которая получилась при инспектировании, а также сведения, запечатленные в первоначальных документах.
  • При несоответствии составляется акт, где будет все указано.
  • По полученным данным оформляется справка. Помимо этого, вносятся преобразования в баланс, где отсутствующие деньги или другие ценности списываются. А оприходованные излишки, выявленные при инвентаризации в бюджетном учреждении, НДС и прибыль отражаются проводкой бухгалтера.

Инвентаризационная компания должна отчитываться на каждом этапе перед руководителем компании и главным экономистом.

Для чего проводится инспектирование

Оно решает множественные задачи, которые встают во время работы предприятия и его работников:

  • Следует периодически делать замену материально-ответственного человека.
  • Ни для кого не секрет, что на крупных заводах и фабриках иногда работают «нечистые на руку» сотрудники. Если помещения и цеха не оборудованы камерой слежения, то частые сверки помогают выявить факты хищения.
  • Также случаются форс-мажоры, когда хозяйство страдает от разных природных бедствий (град, наводнение, пожар вследствие попадания молнии).
  • Вопросы, когда происходит смена руководства, продажа движимого и недвижимого имущества, сдача в лизинг, аренду помещения или автотранспорта.
  • Перед составлением годового отчета обязательно должен быть контроль.

Кроме вышеперечисленных причин проведения пересчета, наиболее распространенной является постоянный контроль за состоянием и количеством собственности предприятия. Поэтому заблаговременно составляется раз в год график проведения процедуры. Как правило, в него входят три-четыре проверки в течение всего года.

Какие могут выявляться результаты

Недочеты случаются практически у всех. Поэтому после проведения всех действий директора готовы к тому, что могут обнаружиться недостача или избыток, хищение и поломка, пересортица изделий (это товар с одним названием, но с разными присвоенными номерами). Результаты путаницы имущества приводятся в аналитическом документе, где находятся ведомость учета, сличительный акт и пояснительная записка.

Кого назначают в проверочную комиссию

Для максимальной объективности и во избежание сговора между проверяющими, обычно приглашаются незаинтересованные специалисты из разной сферы деятельности. Например, если проверяется складское помещение, то разрешено присутствовать работнику склада, который знает, что и где лежит. Кроме него привлекаются два человека, работающие в других отделах. Это могут быть: мастер цеха, товаровед или специалист по финансам. В последнее время часто приглашают для освидетельствования сторонних лиц, так как за вознаграждение они не совершат преступление и проведут качественную проверку.

Действия при несоответствии

Обычно обнаруживается преувеличенное количество денег в месте, где хранится наличность. Тогда они надлежат учтению законным образом. Наиболее часто случается обратный сценарий, в процессе которого теряются и пропадают финансы. Тогда недостающую сумму вносят люди, наделенные материальной ответственностью.

Что делать, если в ходе проверки выявляются излишки

При раскрытии факта расхождений созданный проверочный комитет внимательно изучает выписки проверки, узнает, по каким причинам это произошло, составляет акт о нарушениях. Далее сотрудники составляют протокол, где прописывается итог по сделанной работе, причины, объяснительная от материально-ответственных лиц и выводы специалистов.

Далее документ относят к руководителю, который изучает вопрос. И уже с главным бухгалтером решает, как лучше осуществить проводки. В отчетности указываются те данные, которые были зафиксированы во время проведения сравнений. В годовом отчете надо также отразить и оформить излишки, выявленные в кассе при инвентаризации.

Если имеются расхождения, то следует провести учет денежных средств по рыночной, действительной на сегодня цене. Поднимаются все накладные, полученные от подрядчиков. Если таковых нет, то можно узнать расценки иным путем, например, посмотреть объявления или запросить сведения в отделе статистики.

Для правильной отчетности бухгалтеру следует оприходовать полученные данные при помощи проводок.

Процесс производится поэтапно, соблюдение строго регламентировано:

Источник: https://www.cleverence.ru/articles/bukhgalteriya/izlishki-pri-inventarizatsii-chto-eto-takoe-prichiny-kak-pravilno-oprikhodovat-i-oformit/

Излишки и недостачи имущества в казенном учреждении: оформление и учет

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 12

Излишки и недостачи имущества в государственных (муниципальных) учреждениях, как правило, выявляются в результате инвентаризации. Однако они могут быть обнаружены и в иных случаях (например, при безвозмездном поступлении имущества, его хищении), при которых также необходимо проводить инвентаризацию, для того чтобы оформить это имущество документально. О том, как правильно оформить и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете казенного учреждения, мы расскажем в данной статье.

Основными нормативными документами, которыми бухгалтеру казенного учреждения следует руководствоваться при оформлении и отражении в учете результатов инвентаризации, являются:

  • Методические указания по инвентаризации (за исключением учреждений силовых министерств и ведомств );
  • Приказ Минфина России N 173н ;
  • Инструкция N 157н ;
  • Инструкция N 162н .

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В учреждениях силовых министерств и ведомств применяется Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных силах Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Документальное оформление

Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт.

При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н.

В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:

Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В них заносятся данные бюджетного учета и фактического наличия имущества раздельно по недвижимому и движимому имуществу в разрезе аналитических счетов учета. В случае расхождения данных выявляются излишки и (или) недостачи имущества, которые отражаются в соответствующей описи (ведомости) как в количественном, так и в суммовом выражении (по рыночной стоимости).

На момент выявления излишков или недостач инвентаризационная комиссия может внести в инвентаризационную опись только наименование объекта и количество, а сумма (стоимость), по которой будет оценено данное имущество, указывается после проведения соответствующих мероприятий по определению рыночной стоимости в установленном порядке (рассмотрен далее). Причем это относится как к излишкам, так и к недостачам.

По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета и выносит предложения:

  • по оприходованию излишков;
  • по отнесению недостач за счет виновных лиц либо их списанию со счетов бухгалтерского учета;
  • по исправлению ошибок в учете (например, если данные объекты по каким-либо причинам не были приняты к учету или списаны, о чем в учреждении имеются подтверждающие сведения).

Заключения комиссии по инвентаризации фиксируются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), после чего она подписывается всеми членами комиссии.

Обратите внимание! Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Таким образом, при обнаружении излишков или недостач, прежде чем в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) указывать их стоимость, необходимо установить причины их возникновения. Если анализ покажет, что в учреждении имеется достоверная информация о приобретении этого имущества, формировании первоначальной стоимости, принятии решения о списании и т.д., то можно говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Если же какие-либо документы отсутствуют, то для принятия к учету выявленных объектов неучтенного имущества или для списания недостач следует определить рыночную стоимость данных объектов.

Порядок определения рыночных цен. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи нефинансовых активов на дату принятия их к бюджетному учету. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально.

Принятие к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении на постоянной основе. Отметим, что в учреждении могут быть созданы разные комиссии по проведению инвентаризации и по поступлению и выбытию активов или одна комиссия с возложением на нее указанных полномочий. В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н для определения рыночной стоимости имущества используются:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения, в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов.

Таким образом, при обнаружении излишков или недостач (в случае отнесения их на счет виновных лиц) соответствующая комиссия определяет их рыночную стоимость на основании подтверждающих сведений. В учреждении это может быть оформлено следующим образом: на основании подтверждающих документов комиссия составляет акт об определении рыночной стоимости объектов, который доводится до руководителя учреждения. При необходимости издается приказ (распоряжение) о принятии объектов на учет (списании с учета) и т.п. Далее, если по результатам инвентаризации были обнаружены расхождения, необходимо оформить ведомости расхождений и акты о результатах инвентаризации (отдельно по каждому материально ответственному лицу, у которого обнаружены недостачи или излишки).

Оформление ведомости расхождения и акта о результатах инвентаризации. В Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) фиксируются недостачи и (или) излишки имущества.

На основании Ведомости (ф. 0504092) составляется Акт о результатах инвентаризации имущества и обязательств (ф. 0504835), вместе они являются основанием для составления первичных учетных документов о принятии излишков либо списании недостач, а также для отражения результатов инвентаризации в учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием нефинансовых активов и данными регистров бухгалтерского учета (излишки или недостачи) подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Отражение в учете излишков имущества

Если обнаружены излишки материальных запасов. Согласно п. 22 Инструкции N 162н оприходование материальных запасов (в том числе обнаруженных в виде излишков) отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов. Так как в этом случае подтверждающими документами являются документы по инвентаризации, они же могут являться основанием для принятия к учету излишков, которые отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Если обнаружены излишки основных средств, непроизведенных или нематериальных активов, такие объекты принимаются к учету путем составления соответствующих актов:

  • Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости;
  • Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Каждому инвентарному объекту основных средств (кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно), непроизведенных или нематериальных активов должен быть присвоен уникальный инвентарный порядковый номер.

Излишки таких объектов, выявленные при инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Амортизация по этим объектам в бухгалтерском учете начисляется в общеустановленном порядке.

Налоговый учет. Стоимость излишков материальных запасов, выявленных при проведении инвентаризации, учитывается в составе внереализационных доходов согласно п. 20 ст. 250 НК РФ. Никаких исключений для учреждений, которые финансируются за счет средств бюджета, налоговое законодательство не содержит. Поэтому независимо от того, осуществляет ли учреждение деятельность, приносящую доход, или нет, рыночную стоимость излишков нужно включать в состав доходов и рассчитывать с них налог на прибыль. Разъяснения по этому вопросу содержатся в Письмах Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11, от 29.06.2009 N 03-03-06/4/53.

Напомним, до 2012 г. налог на прибыль у казенных учреждений не относился на расходы учреждения, а учитывался как уменьшение доходов по соответствующим кодам доходов. В связи с тем что доходы от приносящей доход деятельности начиная с 2012 г. не поступают в собственное распоряжение казенного учреждения (перечисляются в доход бюджета), Приказом Минфина России от 26.06.2012 N 89н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н).

Теперь расходы по уплате налога на прибыль в бюджет у казенных учреждений отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ на основании разд. V Указаний N 180н.

Соответствующие изменения по начислению налога на прибыль в казенных учреждениях с 2013 г. будут внесены в Инструкцию N 162н. Сравним их в таблице.

Вместе с тем в Письме Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 даны разъяснения, что для уплаты налога на прибыль получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей», коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Таким образом, считаем, что казенные учреждения при начислении налога на прибыль в 2012 г. могут использовать счет 1 401 20 290 «Прочие расходы».

Пример 1. В казенном учреждении при проведении инвентаризации имущества перед составлением годовой бюджетной отчетности были обнаружены излишки следующего имущества:

  • стол письменный — 2000 руб.;
  • персональный компьютер — 10 000 руб.;
  • станок сверлильный 1986 г. в. — 45 000 руб.

Оценка этого имущества осуществлялась экспертом, привлеченным на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов.

В бюджетном учете будут отражены следующие записи:

Амортизация на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

Отражение в учете недостач имущества

Учет операций, отражающих недостачу имущества, будет отличаться в зависимости от некоторых факторов (например, недостачи материальных запасов могут быть в пределах норм естественной убыли и сверх нее; могут относится на счет виновных лиц или быть связаны с чрезвычайными ситуациями (стихийное бедствие, катастрофа и т.п.)).

Таким образом, первое, что необходимо сделать при выявлении в учреждении фактов недостачи имущества, провести внутреннее расследование.

Если обнаружена недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли, она отражается по дебету счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 61 271, 0 109 71 271, 0 109 81 271, 0 109 91 271) и кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440) (п. 26 Инструкции N 162н).

Недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли, а также иные виды недостач (в том числе порча, хищение имущества) списываются на финансовый результат учреждения и (или) относятся на счет виновных лиц.

Согласно п. п. 220, 221 Инструкции N 157н для учета расчетов по суммам выявленных хищений имущества, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, применяются счета:

  • 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
  • 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
  • 0 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
  • 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Если учреждению не удается установить виновное лицо, материалы по факту хищения передаются в следственные органы. Если по результатам судебных разбирательств виновное лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ). О приостановлении дела следователь уведомляет потерпевшее юридическое лицо (п. 1 ст. 209 УПК РФ). Потерпевший вправе получить копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу (пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). В свою очередь, данный документ является основанием для списания сумм выявленных недостач и хищений на финансовый результат учреждения.

Отметим также, что решение о списании имущества (в том числе в случае выявления недостач, хищения) необходимо согласовывать с собственником имущества в установленном им же порядке. Напомним, согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Списание имущества осуществляется на основании утвержденных и согласованных соответствующих актов о списании (Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)).

Приведем в таблице типовую корреспонденцию счетов бюджетного учета по списанию имущества в связи с обнаружением недостач, по расчетам по недостачам.

Рассмотрим пример с хищением имущества.

Пример 2. В казенном учреждении похищен ноутбук стоимостью 35 000 руб. (амортизация начислена в размере 100%). В связи с этим была проведена инвентаризация. Оценка этого имущества осуществлялась экспертом, привлеченным на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов. На момент обнаружения недостачи ноутбука его рыночная стоимость составила 25 000 руб. Виновное лицо не обнаружено. Материалы переданы в суд.

До обращения учреждения в суд в бюджетном учете отражены следующие операции:

К счету 1 209 71 000 в учреждении установлена аналитика, Ф.И.О. виновного лица — при наличии такового, «до выяснения» — при отсутствии виновного лица, до его установления либо до принятия судебного решения о невозможности его установления.

На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда (иного документа) суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются и при необходимости счет 0 209 71 000 корректируется.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что:

  1. виновное лицо (Сидоров В.В.) по решению суда должно возместить учреждению ущерб в размере 26 000 руб. либо в натуральной форме. Виновное лицо возмещает ущерб в натуральной форме (приобретает новый ноутбук);
  2. судом виновное лицо признано неплатежеспособным.
  3. При установлении судом виновного лица на основании соответствующего судебного акта в бюджетном учете сделаны следующие записи:

При обнаружении виновного лица и корректировке суммы ущерба по счету 209 71 000 указывается Ф.И.О. виновного лица.

  1. Если судом виновное лицо признано неплатежеспособным, в бюджетном учете отражаются следующие операции:

Источник: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/6682-izlishki-nedostachi-imushhestva-kazennom-uchrezhdenii-oformlenie-uchet


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *