Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если объект попадает под критерии ИЖС или является садовым домом, то вы обойдетесь и без разрешения на строительство, и без ввода в эксплуатацию вместо него нужно подать очередное уведомление. Какое строительство в 2020г разрешено снт и нормы строительства. Учтите и результаты введения нового ФЗ 217, вступившего в силу в начале года.

Содержание:

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела

2. 1. 2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела.

Правом возбуждать дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255—256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению дела.

Прокурор вправе возбудить дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности.

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Возбуждение уголовного прокуратурой – это процессуальное действо прокурора, это самостоятельная, первоначальная стадия процесса, представляющая собой принятие решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении такового. При наличии законного повода и достаточного основания к возбуждению дела прокурор, обязан в пределах своей компетенции возбудить дело (ст.

Возбуждение уголовного дела

Ст. УПК РФ говорит о том, что суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять меры, предусмотренные законом к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Такое решение о возбуждении или отказе в возбуждении происходит в начальной стадии процесса — стадии возбуждения уголовного.

Вправе ли прокурор возбуждать уголовное дело?

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного

Институт Русского Социологического Исследования

«Согласно рекомендациям комитета министров Совета Европы, прокурор должен быть наделен правом возбуждения преследования, направления расследования и надзора за ним. По этому пути идут все ведущие мировые державы: США, Франция, ФРГ, Италия и другие», — сказал Чайка.

«По данным Совета Европы, прокуроры 41 государства из 47 осуществляют полный контроль за полицейским расследованием, а шесть остальных активно участвуют в этом процессе», — добавил генпрокурор.

Противостояние силового и либерального блока в Кремле и правительстве Российской Федерации набирает обороты.

Может ли прокурор возбудить уголовное дело если является родственником потерпевшего?

В ч.5 статьи 21 УПК РФ говорится,что уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей этой статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения (ст.264 входит сюда. Возбуждается по факту совершения преступления).

В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.©

Ч.1 ст.264 УК РФ относится к преступления небольшой тяжести, т.к.

Органы и должностные лица, имеющие право на возбуждение уголовного дела

Прокурор – вправе возбуждать дело о любом преступлении, совершенном на террито-рии действий его полномочий (ст. 1, 2 Закона «О прокуратуре»).

Следователь – возбуждает, когда. в расследуемом деле обнаруживает-ся новое преступление, сам принимает заявления от граждан, прокурор передает материалы сле-дователю. Следователь возбуждает уголовные, которые подследственны ему по предмету и по территориальному признаку (ст.

Порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования

При наличии повода и основания. предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении дела делается соответствующая отметка.

2.1.2. Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

Правом возбуждать уголовные дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255—256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции надзора за исполнением законов, выполняя которую, он, «. исходя из характера наруше­ния закона должностным лицом, выносит мотивированное поста­новление о возбуждении уголовного дела. » — п. 1 ст. 25 Закона РФ «О прокуратуре РФ». В этом законе сказано: «При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает

уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом».

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК).

Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компе­тенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК). Однако после выпол­нения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

В строго ограниченных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Судья возбуждает уголовные дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, 130 УК). В ч. 5 ст. 109 УПК «Обязательность рассмотрения заявлений и сообще­ний о преступлении» указано, что до возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных «. статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федера­ции. », судья принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которого подана жалоба *. Дело может быть возбуждено в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственнос­ти (ст. 256 УПК).

Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК).

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное .

Уголовное право . Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из .

Уголовное право . В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, .

Уголовное право . В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., .

Уголовное право . Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, .

Уголовное право . В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, .

Уголовное право . Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к .

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции .

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

3) сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации;

4) сообщение в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело.

Наши адвокаты осуществляют защиту законных интересов подозреваемых, обвиняемых и потерпевших по уголовным делам на стадии дознания, предварительного и судебного следствия.

Перечень услуг оказываемых нашим адвокатским бюро:

Защита по уголовному делу интересов доверителя на стадии дознания, предварительного следствия

— защита интересов доверителя (подозреваемого, обвиняемого) по уголовному делу в ходе дознания, предварительного следствия;

— подготовка, в рамках уголовного дела, заявлений, жалоб, ходатайств;

— обжалование постановления о возбуждении уголовного дела;

— обжалование избранной меры пресечения;

— выработка определенной линии, тактики защиты по уголовному делу на стадии дознания, предварительного следствия.

— сбор в рамках уголовного дела материала на доверителя, характеризующего его личность;

— ознакомление с материалами уголовного дела.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде первой инстанции

— защита интересов доверителя по уголовному делу, при рассмотрении дела в суде;

— подготовка и заявление в суде, в рамках рассматриваемого уголовного дела, различного рода заявлений, жалоб и ходатайств;

— выработка определенной линии, тактики защиты по уголовному делу на стадии судебного разбирательства.

— посещение подсудимого в следственном изоляторе;

— защита по уголовному делу подсудимого в мировом суде, по делам частного обвинения.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде кассационной инстанции

— подробное изучение материалов уголовного дела;

— подготовка, составление и подача кассационной жалобы на приговор суда первой инстанции;

— участие в судебном заседании, назначенном по кассационной жалобе;

— посещение подсудимого в следственном изоляторе.

Защита по уголовному делу интересов доверителя в суде надзорной инстанции

— подробное изучение материалов уголовного дела;

— подготовка, составление и подача жалобы в порядке надзора;

— посещение осужденного в местах отбытия наказания.

Защита по уголовному делу интересов потерпевшего на любой стадии уголовного процесса

— подготовка, в рамках уголовного дела, заявлений, ходатайств и жалоб в интересах доверителя;

— защита интересов потерпевшего по уголовному делу на стадии дознания, предварительного следствия;

— защита интересов потерпевшего по уголовному делу в суде общей юрисдикции, апелляционной, кассационной инстанциях;

— представительство по уголовному делу в качестве потерпевшего, по делам частного обвинения, в мировом суде.

Представление интересов при досрочном погашении судимости

— составление и заявление ходатайства в суд;

— участие в ходе судебного заседания по вопросу досрочного погашения судимости;

Представление интересов осужденных в комиссии по помилованию

— сбор соответствующих материалов по делу;

— подача собранных документов на личном приеме в Комиссию по помилованию при Президенте РФ;

— истребование характеристик на осужденного;

— осуществление контроля за ходом процесса помилования;

Представление интересов осужденных в уголовно исполнительных инспекциях.

Стоимость услуг уголовного адвоката по каждому делу зависит от сложности и объема выполняемой работы. Стоимость оговаривается с клиентом индивидуально и фиксируется в соглашении с адвокатом.

Вправе ли прокурор возбуждать уголовное дело

Вправе ли прокурор возбуждать уголовное дело

Подскажите, пожалуйста, вправе ли прокурор возбудить уголовное дело? Если да, то какими статьями УПК такое право ему предоставлено?

поскольку у прокуратуры нет прав на расследование УД, они переданы в следственный комитет при прокуратуре.

ну да, прокуроры сейчас не возбуждают уголовных дел, они осуществляют контроль за органами следствия и дознания

опять же если письменное указание, тогда всё возможно.

«я потребую» — так даже ВВП и ДАМ не говорят. по-крайней мере открыто.

Потребовать, полагаю, можно через вышестоящую прокуратуру.

Потребовать, полагаю, можно через вышестоящую прокуратуру.

ну обжалуйте отказ через суд, кто вам сейчас мешает это сделать?

ну обжалуйте отказ через суд, кто вам сейчас мешает это сделать?

В суд обращались — толку также ноль. Полномочия суда ограничиваются лишь возможностью отменить постановление дознавателя и возвратить дело на доппроверку. Потом дознаватель выносит опять постановление об отказе, не проводя никакой проверки. Опять в суд? И все тоже самое. Замкнутый круг.

Не получится

. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

«Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления . «

А то, что Вы написали, вообще не имеет отношения к теме. Про это никто не спрашивал

Или не дано право гражданину РФ обратиться в прокуратуру?

Порядок возбуждения уголовного дела

При наличии повода и основания дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть и статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело (чч. 1, 2 ст. 146 УПК РФ).

По новому УПК РФ, по общему правилу, самостоятельно уголовное дело может возбудить только прокурор. Суд вообще не вправе возбуждать уголовные дела, и это вполне обоснованно, поскольку возбуждение уголовного дела – прерогатива стороны обвинения. Дознаватель, следователь вправе возбудить уголовное дело только с согласия прокурора. Поэтому постановление дознавателя, следователя о возбуждении уголовного дела по существу хотя и является процессуальным актом, но не имеет юридической силы акта, влекущего за собой возбуждение уголовного дела. Дознаватель, следователь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не вправе приступить к расследованию. Стадия возбуждения уголовного дела еще не окончена.

В соответствии с ч.4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно принимает одно из следующих решений:

1) дает согласие на возбуждение уголовного дела. При этом закон не требует от прокурора оформлять решение о даче согласия путем вынесения специального постановления. Значит, можно ограничиться наложением резолюции «согласен» на постановлении дознавателя или следователя.

2) отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела. В этом случае прокурор должен вынести специальное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

3) принимает решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

Как и в первом, в этом случае УПК РФ также не требует от прокурора вынесения специального постановления.

Дополнительная проверка должна быть проведена в срок не более 5 суток. После дополнительной проверки дознаватель на основе первоначальных материалов и материалов дополнительной проверки вновь решает вопрос, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Если дознаватель, следователь приходят к выводу о том, что данных о признаках преступления достаточно, то выносится новое постановление о возбуждении уголовного дела и вместе с материалами направляется прокурору. Прокурор повторно не вправе возвратить материалы для дополнительной проверки и потому либо должен дать согласие на возбуждение уголовного дела, либо вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Если же, после дачи согласия на возбуждение уголовного дела, изучив в дальнейшем все материалы, прокурор придет к выводу о наличии одного из обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК РФ, он своим постановлением прекращает уголовное дело.

По мнению авторов одного из комментариев к УПК РФ, «новый порядок возбуждения уголовных дел призван обеспечить безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела с тем, чтобы исключить или, по меньшей мере, снизить возможность злоупотреблений и связанных с ними нарушений прав и свобод граждан на начальном этапе уголовного судопроизводства»[121]. Считаем, что данная позиция недостаточно обоснована и противоречит ранее сложившейся положительной практике возбуждения уголовных дел.

Представляется, что не было никакой необходимости изменять порядок возбуждения уголовных дел. Практика свидетельствует о том, что гораздо чаще закон нарушается при отказе в возбуждении уголовных дел, чем при их возбуждении. Если прокурор сочтет, что уголовное дело возбуждено незаконно (а к нему поступают копии постановлений о возбуждении каждого уголовного дела), то он может незамедлительно отменить такое незаконное постановление.

Итак, именно в момент получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела постановление дознавателя, следователя, органа дознания приобретает юридическую силу, с этого момента начинается стадия предварительного расследования, а значит, и исчисляются сроки дознания или предварительного следствия. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Этим лицам предоставлено право обжаловать решение прокурора как вышестоящему прокурору, так и в суд.

Кроме прокурора, по существу самостоятельно, без согласия прокурора вправе при определенных условиях возбудить уголовное дело и начать расследование:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ч.3 ст. 40, ч.4 ст. 146 УПК РФ).

При возбуждении уголовного дела указанными выше лицами прокурор незамедлительно уведомляется ими о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В соответствии со ст. 149 УПК РФ после возбуждения уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, по которым предварительное следствие не является обязательным, производит дознание.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Часть 1 ст. 148 УПК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым отказ в возбуждении уголовного дела по основанию отсутствия в деянии состава преступления допускается только в отношении конкретного лица. Из этой формулировки не ясно, следует ли все же возбуждать уголовное дело? Конечно, если признаки преступления установлены, но заподозренное лицо к нему непричастно, тогда, возможно, законодатель и прав. Но чаще всего при отсутствии в деянии состава преступления, нет и признаков преступления, а значит, и нет основания для возбуждения уголовного дела. Поэтому необходимость указанного выше правила вызывает глубокое сомнение.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ). Следует подчеркнуть, что данная норма не устанавливает обязанности возбудить уголовное дело за заведомо ложный донос, а устанавливает лишь обязанность рассмотреть этот вопрос. Естественно, если заявитель добросовестно заблуждался, то о возбуждении уголовного дела по ст. 306 УК РФ речь идти не может.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК РФ).

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано как прокурору, так и в суд. Прокурор обязан рассмотреть жалобы в 3-суточный срок. Если же необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, этот срок может составить до 10 суток (ст. 124 УПК РФ).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает одно из следующих решений:

1) об отказе в удовлетворении жалобы;

2) об отмене постановления дознавателя, следователя и возбуждении уголовного дела;

3) об отмене постановления дознавателя, следователя и направлении материалов для дополнительной проверки.

В последнем случае срок дополнительной проверки не может быть более 10 суток.

Любое решение прокурора в данном случае оформляется путем вынесения соответствующего постановления.

Постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, а также постановление прокурора, принятое по жалобе, могут быть обжалованы в суд.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

Получив постановление судьи, прокурор обязан отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело.

Источник: https://zakonosfera.ru/cat-num-10/mozhet-li-prokuror-vozbuzhdat-ugolovnie-dela.php

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела

На чтение 23 мин. Опубликовано 20.02.2020

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  1. регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  2. издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  3. назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  4. на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.

Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.

Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.

Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

  • Судебное следствие;
  • Прения сторон.

Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.

Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

  • Оправдательный приговор;
  • Приговор, не предусматривающий наказания.

Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

На практике в 2019 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

Участие прокурора в уголовном процессе

Прокуратура как надзорный орган в качестве повода для возбуждения уголовного дела может использовать следующие причины:

  1. Заявление одного или нескольких граждан;
  2. Явка одного или нескольких граждан с повинной;
  3. Сообщение компетентного должностного лица, или же того лица, которое выполняет ряд управленческих функций в своей организации;
  4. Сообщения, озвученные в СМИ;
  5. Обнаружение каких-либо вещественных доказательств или же сведений, доказывающий преступления, совершенные должностными органами или лицами, имеющими право на возбуждение по этим вещественным доказательствам уголовного дела.

При возникновении любых спорных ситуаций самым правильным путем расследования дела и сбора доказательств по нему будет обращение к квалифицированному юристу. Юрист с опытом работы в данной сфере, а также с достаточной компетенцией сможет помочь не только юридической консультацией, но и представительством в ходе проведения судебного делопроизводства.

Самое главное основание, дающее возможность возбудить уголовное дело с прокуратурой как надзорный орган – это наличие достаточного количества вещественных данных и доказательств, прямо указывающих на преступление или на его признаки. При этом важно, чтобы не было никаких обстоятельств, которые могли бы помешать организации производственных процессов по делу уголовного характера.

Прокурор имеет полное право на то, чтобы инициировать дело в отношении любого преступного деяния, попадающего под уголовный кодекс, причем вне зависимости от такого параметра, как подследственность дела. Это право появляется из функции по уголовному преследованию, которая возложена на прокурора.

В процессе выполнения своей функции прокурор, прокуратура как надзорный орган или же личный и уполномоченный заместитель, согласно основаниям и установленному закону, имеют право на возбуждение не только уголовного дела, но также на возбуждение производства по отношению к правонарушению административного характера.

Также прокурор может потребовать привлечение к ответственности тех лиц, которые нарушили закон, к любой другой ответственности, установленной нормами действующего законодательства.

Для того, чтобы досконально изучить отрасль и основные правила для возбуждения уголовного дела прокуратурой, необходимо обратиться к юристу за квалифицированной юридической консультацией. В ходе консультации, а также представительства юриста в суде можно выявить, что может прокуратура при возбуждении уголовного дела.

Важный момент: участие квалифицированного и имеющего опыт юриста будет достаточной гарантией защиты прав, а также соблюдения интересов. При самостоятельном ведении судебного дела без опытного юриста в качестве представителя стороны есть вероятность отрицательного итогового решения по судебному делопроизводству.

Правом возбуждать дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255—256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению дела.

Прокурор вправе возбудить дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности.

Возбуждение уголовного прокуратурой – это процессуальное действо прокурора, это самостоятельная, первоначальная стадия процесса, представляющая собой принятие решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении такового. При наличии законного повода и достаточного основания к возбуждению дела прокурор, обязан в пределах своей компетенции возбудить дело (ст.

Ст. УПК РФ говорит о том, что суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять меры, предусмотренные законом к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Такое решение о возбуждении или отказе в возбуждении происходит в начальной стадии процесса — стадии возбуждения уголовного.

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного

«Согласно рекомендациям комитета министров Совета Европы, прокурор должен быть наделен правом возбуждения преследования, направления расследования и надзора за ним. По этому пути идут все ведущие мировые державы: США, Франция, ФРГ, Италия и другие», — сказал Чайка.

«По данным Совета Европы, прокуроры 41 государства из 47 осуществляют полный контроль за полицейским расследованием, а шесть остальных активно участвуют в этом процессе», — добавил генпрокурор.

Противостояние силового и либерального блока в Кремле и правительстве Российской Федерации набирает обороты.

В ч.5 статьи 21 УПК РФ говорится,что уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей этой статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения (ст.264 входит сюда. Возбуждается по факту совершения преступления).

25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками [проведения следственных действий].

В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу.

Это отчеты, проверки административно задержанных — [для этого] надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела.

Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, [в этом году] можно сделать небольшой прирост. Но если [прирост] будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение.

И прокурора [района] поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Иногда жалобы приходится удовлетворять. Вот, допустим, человек через год пожаловался на отказ в возбуждении дела — нельзя же написать, что я вчера, перед жалобой, его отменил, пишешь — ваша жалоба удовлетворена, постановление отменено.

А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет.

Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам [проверки], бывает, что по несколько раз решения отменяется по таким основаниям. Бывает, что [следователи] просто не успевают провести проверку из-за большого объема работы.

У прокуратуры есть еще такой показатель — выявление укрытых преступлений. И вот отказ в возбуждении дела — один из способов их укрыть.

Тогда мы смотрим основания для отказа и проводим встречную проверку: обзваниваем людей или вызываем их к себе и проверяем, действительно ли они говорили, что написано [в отказе]. Бывает, человек говорит, что его попросили так сказать. Это вопиющие случаи, но они имеют место.

Тогда прокуратура выносит требование возбудить уголовное дело, но следствие его может и не выполнить, и придется это решение обжаловать у их руководства.

Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Ну почему вот это дело расследуется плохо, а это — хорошо? У полицейского [следователя] часто стоит задача — закрыть квартал, какой-то отчетный период.

Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства.

В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье.

Коррупцию мы не выявляем, у нас нет оперативных подразделений, этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности.

Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку.

Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается.

Со следователями мы лично контактируем. Они заходят, на какие-то вопросы отвечают, чтобы нам не писать бумагу, или хотя бы для себя — разобраться. Указания им можно давать и карандашом на постановлениях.

  • делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
  • прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
  • прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
  • контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
  • ставить подпись на различных документах процессуального характера;
  • осуществлять продление предварительного расследования;
  • при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
  • при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
  • принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
  • принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
  • одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
  • осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.
  • контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
  • контроль за исполнением полномочий определенных органов;
  • соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
  • контроль за проведением всех следственных действий;
  • координирование действий органов правопорядка и дознания;
  • охрана конституционных прав участников;
  • контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
  • раскрытие незаконных действий.

Прокуратура как надзорный орган при возбуждении уголовного дела

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок . Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок . Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок . Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления . Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    • прокурора;
    • судьи;
    • участкового.

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    УПК РФ говорит, что уголовное преследование зависит от степени тяжести и характера преступления. Преследование может быть осуществлено в частном, частно-публичном и публичном порядках. Следовательно, процедура возбуждения дела тоже различается. В случае частного и частно-публичного обвинения необходимо написать заявление о возбуждении уголовного дела. Особенности дел публичного обвинения В соответствии со ст.

    В нем указывается следующее:

    • дата;
    • место вынесения;
    • время;
    • лица, принимающее участие в его вынесении;
    • повод;
    • основание;
    • квалификация преступления.

    Потом оно направляется (в ситуации, когда постановление вынесено дознавателем либо следователем) прокурору. К нему прилагаются необходимые материалы проверки полученного сообщения об опасном для социума противоправном деянии.

    Если осуществляется осмотр соответствующего места происшествия, судебная экспертиза, освидетельствование, судебная экспертиза, то еще прилагаются соответствующие постановления и протоколы. Порядок возбуждения уголовного дела на данном этапе сводится к обязательству прокурора после получения постановления дать согласие на начало рассматриваемой стадии либо распорядиться о возврате материалов для дальнейшей дополнительной проверки.

    [important]Данный правовой акт состоит из двух постановлений, относящихся к разным этапам уголовного процесса. Первое – это постановление о возбуждении уголовного дела на рассматриваемой стадии, а второе – постановление о принятии уголовного дела к производству – начало предварительного следствия. [/important]

    О своем решении по поводу возбуждения дела (уголовного) следователь должен уведомить прокурора. В УПК прописано право судьи относительно рассматриваемой стадии, но в российском законодательстве произошли изменения касательно этого.

    В соответствии с постановлением российского Конституционного суда, функция уголовного преследования не может относиться к деятельности судьи, связанной с осуществлением правосудия ввиду того, что обратное противоречит таким принципам, как независимость, беспристрастность, объективность в рамках судопроизводства.

    Вывод о сделанном преступлении, его квалификация в постановлении о возбуждении дела носят лишь предположительный характер. В дальнейшем они могут измениться. При возбуждении уголовного дела обязательно следует проверить наличие обстоятельств, которые исключают возбуждение дела.

    Для их проверки иногда требуется производство следственного действия (например, экспертизы). В этом случае уголовное дело возбуждается всегда.

    Источник: https://evle.ru/blog/mozhet-li-prokuratura-vozbuzhdat-ugolovnye-dela

    Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела?

    Довольно часто в соцсетях и на различных интернет-форумах, при обсуждении тех или иных юридических проблем, пользователям дают совет: обратись, мол, в прокуратуру, «прокурор уголовное дело возбудит».

    В нашей сегодняшней статье мы расскажем о полномочиях прокурора в части возбуждения уголовных дел и дадим читателем сайта несколько полезных советов.

    Начнем с самого главного, т.е., с ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

    В соответствии с действующим на текущий момент уголовно-процессуальным законодательством, прокурор не имеет права возбудить уголовное дело, поскольку, он не включен в перечень лиц, обладающих такими полномочиями. Этот перечень установлен статьей 146 УПК РФ и он ограничен:

    • Органом дознания
    • Дознавателем
    • Руководителем следственного органа
    • Следователем

    Право прокурора возбуждать уголовное дело – история вопроса

    Если обратиться к истории отечественного уголовного процесса, то мы увидим, что органы прокуратуры практически всегда были вправе возбудить уголовное дело. В советском уголовном процессе, а также в России 90-х годов органы прокуратуры имели собственный следственный аппарат, который занимался расследованием наиболее тяжких и общественно опасных преступлений.

    Все изменилось в 2007 году, когда были внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, исключившие прокуроров из числа тех субъектов, которые вправе самостоятельно начать расследование преступлений. По мнению многих юристов, такое положение вещей наиболее соответствует статусу прокуратуры, которая, будучи надзорным ведомством, на стадии расследования дела должна быть беспристрастной и не связанной собственными процессуальными решениями.

    Как решить вопрос с возбуждением дела через прокуратуру

    Несмотря на отсутствие процессуальной возможности самостоятельного возбуждения уголовного дела, прокурор имеет определенные инструменты и полномочия, позволяющие ему инициировать процедуру уголовного преследования.

    Так, если органы прокуратуры в ходе своей деятельности выявляют признаки того или иного преступления, Уголовно-процессуальный кодекс позволяет прокурору вынести постановление о направлении соответствующих материалов в орган расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

    Как показывает практика, надзорное ведомство довольно активно использует этот инструмент, особенно в вопросах выявления преступлений в сфере ЖКХ и трудовых отношений.

    Кроме того, прокурор имеет право поставить вопрос о возбуждении уголовного дела в случае отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя и следователя об отказе в возбуждении уголовного дела .

    Формально, позиция прокурора о необходимости возбуждения дела не является обязательной для органов следствия и дознания, которые обладают процессуальной самостоятельностью, однако, на практике, прокуратура имеет достаточный вес и авторитет для того, чтобы заставить следователя начать уголовное преследование.

    Во всех остальных случаях прокурор, получивший заявление о преступлении от гражданина, должен зарегистрировать его и передать для дальнейшего рассмотрения в соответствующий орган расследования — СК РФ, МВД РФ и др.

    Дальнейшие перспективы

    На протяжении последних нескольких лет в юридическом сообществе, а также в прессе активно муссируются слухи о скором возвращении прокурорам полномочий по возбуждению уголовных дел. Для того, чтобы это произошло, потребуется внести изменения всего лишь в несколько статей Уголовно-процессуального кодекса. Несмотря на то, что эти изменения активно лоббируются Генеральной прокуратурой России под соусом повышения качества расследования, вопрос пока остается в подвешенном состоянии.

    Что касается мнения команды юристов нашего сайта, то мы полагаем, что вопрос наличия, либо отсутствия у прокурора права возбуждения уголовного дела не является столь уж принципиальным и едва ли возвращение надзорному ведомству таких полномочий способно повысить качество и эффективность работы отечественного следствия.

    Источник: https://www.uslovka.ru/posts/mozhet-li-prokuratura-vozbuzhdat-ugolovnye-dela.html

    В Госдуме предложили вернуть прокуратуре право возбуждать дела

    Прокуратура вернет себе право самостоятельно возбуждать уголовные дела. Как сообщает агентство ТАСС, об этом в Екатеринбурге заявил глава комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

    «По прокуратуре в случаях, предусмотренных законом, они сами смогут возбуждать дела. До этого момента у них не было [такой возможности]. Скорее всего, в законе «О прокуратуре» это будет», — сказал депутат.

    Ранее с предложением вернуть прокуратуре возможность возбуждать уголовные дела в интервью радиостанции «Вести ФМ» говорила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.

    Она объяснила, что в нынешней ситуации у статьи 37 УПК России есть большой недостаток. Она привела в пример спор между следствием и прокуратурой, когда сотрудник надзорного ведомства видит основания для возбуждения уголовного дела, а следователь нет. Прокурор в этом случае не сможет обязать провести расследование.

    Ограничить действия прокуратуры было решено в 2007 году. Тогда следствие и надзор были разделены, хотя Следственный комитет продолжил работать в структуре прокуратуры, а прокурорам оставили право отказывать в возбуждении уголовных дел. В 2011 году СК оформился как самостоятельное ведомство.

    Юрий Чайка, который до начала 2020 года возглавлял Генпрокуратуру, неоднократно критиковал деятельность Следственного комитета и предлагал усилить контроль над ним со стороны надзорного ведомства.

    В апреле 2018 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что поддерживает позицию Чайки. Тогда речь шла не о передаче функции расследования преступлений Генпрокуратуре, а об укреплении и восстановлении надзорной роли прокурора на стадии предварительного расследования.

    Собеседники РБК, близкие к Генпрокуратуре, тогда указывали, что обращение Чайки и рассмотрение данного вопроса стали результатом событий, которые произошли на фоне пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня». СК в той ситуации вытеснил Генпрокуратуру из информационного поля.

    В феврале того же года в спор прокуратуры и СКР включился Владимир Путин. На коллегии Генпрокуратуры президент призвал надзорное ведомство «усилить контроль за следствием на всех его уровнях». Сразу после этого Чайка заявил о «деградации» российских следователей.

    В январе этого года Чайку на посту генерального прокурора сменил Игорь Краснов, который до этого был заместителем главы СК Александра Бастрыкина. Разговоры о возможном объединении двух ведомств в Кремле комментировать отказывались.

    Источник: https://www.rbc.ru/society/28/07/2020/5f1fe4ef9a7947a833a2d6f5


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *