Порядок и роль участия органов опеки и попечительства в гражданских процессах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и роль участия органов опеки и попечительства в гражданских процессах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

типовой договор на предоставление прав доступа и абонентское обслуживание в системе Контур-Экстерн не является договором по предоставлению услуг связи, т. Кассовые поступления и выбытия по статьям КОСГУ 350 и 450 не отражаются. Лицензии на Крипто-Про могут быть как ограниченные на год, так и неограниченные по сроку действия.

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

Источник: https://zharov.info/zashhita-prav-detej/uchastie-predstavitelej-organa-opeki-i-popechitelstva-v-sudebnyx-zasedaniyax-po-grazhdanskim-delam

Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 05.10.2017 2017-10-05

Статья просмотрена: 5251 раз

Бривкальн, С. В. Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве / С. В. Бривкальн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45821/ (дата обращения: 29.11.2020).

В силу ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, которые связаны с воспитанием детей, вне зависимости от того, кем иск предъявлен в защиту ребенка, к участию в деле обязан быть привлечен орган опеки и попечительства.

Споры о детях включают в себя следующие категории дел.

  1. Споры о воспитании детей между родителями;
  2. Споры родителей либо лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц;
  3. Споры, которые связаны с лишением родительских прав (пункт 1 ст. 70 СК РФ);
  4. Споры о происхождении детей;
  5. Споры, которые связаны с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе принять к рассмотрению любое другое дело, затрагивающее права и иные законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Однако практика показывает, что указанные выше категории дел являются наиболее распространенными.

В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую и вторую категории дел — споры родителей и иных лиц, которые связаны с воспитанием детей.

Особенностью данной категории дел является обязательное участие в них органа опеки и попечительства, т. к. именно на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации возложены полномочия по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» [5]).

Кроме того, в связи со ст. 8 СК РФ осуществляется защита семейных прав судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, которые предусмотрены СК РФ, — государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

В связи со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] (далее — ГПК РФ), вступают органы опеки и попечительства в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, которые участвуют в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты законных интересов, свобод и прав несовершеннолетних.

В случаях, которые предусмотрены федеральным законом, и в других необходимых случаях суд по своей инициативе привлечь может к участию в деле органы опеки и попечительства.

Исходя из этого, органы опеки и попечительства выполняют возложенную на них государственную функцию защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной помощи. Их роль в таких спорах — всесторонняя защита и обеспечение интересов несовершеннолетнего.

В связи со ст. 34 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъекта РФ. Муниципальные органы муниципальных образований (в том числе муниципальные органы поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, которые образованы в связи с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, наделяться могут полномочиями по опеке и попечительству. Муниципальные органы наделяются данными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств.

Анализ статистических данных (форма статистической отчетности РИК-103 «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]) свидетельствует о том, что численность детей, в защиту которых предъявляются иски или представляются заключения в суды по вопросам защиты личных и имущественных прав детей, неуклонно растет.

В связи с пунктом 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними имеют право обратиться за разрешением данных разногласий в орган опеки и попечительства либо в суд. Исходя из этого, законодатель устанавливает возможность для родителей еще на досудебной стадии разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка (детей). Однако эта возможность носит факультативный, необязательный характер.

Здесь уместно напомнить, что в ранее действовавшем законодательстве (Кодексе о браке и семье РСФСР) обращение родителей за разрешением спора, связанного с воспитанием ребенка (детей), в органы опеки и попечительства было обязательным досудебным этапом рассмотрения указанной категории дел.

Вступивший в силу 1 марта 1996 г. СК РФ отнес эту категорию дел к исключительной компетенции суда, без обязательного предварительного рассмотрения таких дел органом опеки и попечительства.

Важно отметить, что ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» дополнена новеллой [3] (п. 3 указанной ст.), в соответствии с которой по требованию родителей (одного из них) в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго пункта 3 ст. 65 СК РФ, суд с обязательным участием органа попечительства и опеки имеет право определить место жительства детей на период до вступления в законную силу решения суда об определении их места жительства.

Как уже говорилось выше, вне зависимости от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле привлечен должен быть орган опеки и попечительства.

Закон устанавливает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 ГПК РФ):

2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

В обоих случаях орган опеки и попечительства должен:

1) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание;

2) представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание, должно быть произведено специалистом органа опеки и попечительства на этапе подготовки дела к судебному рассмотрению. В акте обследования должны быть отражены следующие вопросы, которые связаны с воспитанием ребенка (детей):

‒ дата (даты) обследования; кем проводилось обследование (должность, фамилия, имя, отчество);

‒ характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего; участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; урегулирование свиданий и пр.);

‒ фамилии, имена, отчества, адреса детей и сторон, а также их возраст.

Далее в хронологическом порядке должны быть изложены все действия лица, которое производила обследование, и собранные им сведения:

а) сведения об истце (лице, который начал дело);

б) сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок).

в) причины, по которым считает один из родителей невозможным пребывание ребенка у другого родителя, иного;

г) сведения о ребенке: состояние здоровья, организация отдыха и обучения, результаты беседы с ребенком, иная информация;

На основании всех материалов обследования делается вывод и соответствующее мотивированное заключение. Вывод должен содержать четкую позицию органа опеки и попечительства о том, где и, соответственно, с кем должен проживать ребенок или в каком порядке должно осуществляться участие второго родителя в воспитании несовершеннолетнего (детей).

Заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Наряду с представлением заключения в суд, представитель органа опеки и попечительства вправе участвовать в судебных заседаниях, давая необходимые устные объяснениях.

В связи с пунктом 3 Постановления Пленума ВС РФ [6] заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, подписано должно быть руководителем муниципального органа либо уполномоченным на указанное должностным лицом подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. Ненадлежаще оформленное заключение органа опеки и попечительства (отсутствие подписи компетентного должностного лица, соответствующей печати) может быть оспорено в суде, а в ряде случаев стать причиной отмены решения суда.

Важно указать, что заключение органа опеки и попечительства по существу спора, который связан с воспитанием детей, является только одним из доказательств по делу. Однако в случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства по сути разрешаемого спора в мотивировочной части решения суда указаны должны быть мотивы такого несогласия.

Особенно остро стоит вопрос оценки заключений органов опеки и попечительства в случае раздельного проживания родителей на момент разрешения судебного спора о воспитании ребенка (детей). Отсутствие прямого указания в законе, в частности, в ст. 78 СК РФ, об обязательности получения двух заключений от органов опеки и попечительства, как по месту жительства ребенка с одним из родителей, так и по месту жительства отдельно проживающего родителя, зачастую ведет к необъективности судебного разбирательства и вынесению решения суда на основе только одного заключения, подготовленного по месту жительства родителя с ребенком. Ситуация еще более осложняется, если представленные в суд заключения органа опеки и попечительства содержат диаметрально противоположные выводы о том, что в большей степени будет соответствовать интересам ребенка. Не дает ответа на этот вопрос и указанное выше Постановление, более того, из смысла п. 3 следует, что оценке подлежит одно заключение. Позиция некоторых авторов по данному вопросу сводится к тому, что заключение должно быть одно (по месту жительства ребенка с одним из родителей, а по месту жительства второго родителя должно быть произведено только обследование, составлен акт обследования, который должен быть приобщен к материалам дела и учтен в заключении органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

По нашему мнению, необходимо полностью согласиться с авторами [6], которые высказывают мнение о необходимости законодательного закрепления обязательности получения заключений от органов опеки и попечительства по месту жительства (пребывания) как ребенка, так и родителя, проживающего отдельно от него. Это необходимо для того, чтобы суд мог всесторонне оценить все имеющиеся по делу доказательства.

Кроме участия непосредственно в судебном процессе по спорам, связанным с воспитанием детей, законодательством (ст. 79 СК РФ) также установлено требование об обязательном участии представителя органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием детей и с передачей их другим лицам. Это обусловлено психологическими, педагогическими трудностями, усложняющими передачу ребенка лицу, в пользу которого вынесено решение. Представитель органов опеки и попечительства должен предпринять все возможные меры для обеспечения ненасильственной передачи ребенка другому родителю (иному законному представителю), смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения судебного решения.

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2715.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве» // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
  5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, 1998.
  7. Михеева Л. Ю. Развитие кодификации российского семейного права. С. 108–109 // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Статистические данные органов опеки и попечительства. [интернет-источник]

Источник: https://moluch.ru/archive/174/45821/

Участие органа опеки и попечительства в спорах по воспитанию детей

Что представляют собой органы опеки и попечительства можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ.

Что представляют собой органы опеки и попечительства (сокращенно — ООП) можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ. Сфера применения данного акта – правоотношения и их юридическое оформление в области заботы о гражданах, которые не в состоянии реализовывать свою волю самостоятельно. В законе не дается определения самому понятию «органов опеки и попечительства». В ч. 1 ст. 3 ФЗ № 48 лишь указывается, что объем правоспособности граждан, выступающих опекунами или попечителями, равен объему правоспособности организаций, надзирающих за особыми гражданами.

Малолетние граждане (в возрасте до 14 лет) не всегда могут в должной мере реализовать свои права и обязанности в силу неопытности и неприспособленности к жизни. В данном случае им необходим представитель, которым выступает опекун.

Он действует от имени ребенка и в его интересах. Ответственные лица назначаются органом опеки и попечительства. К данной категории относятся психически нездоровые граждане, которые абсолютно недееспособны. Они не в состоянии оценить характер своего поведения и давать ему отчет. Данный статус присваивает лицу суд, обеспечив участие ООП .

Попечительство является менее ответственным мероприятием по сравнению с опекой. В его рамках назначенные лица помогают подопечным самостоятельно реализовать свою волю. Они также защищают детей от злоупотреблений со стороны других граждан. Попечители одобряют сделки несовершеннолетних (за исключением мелких бытовых), давая разрешение на их совершение. Опека назначается подросткам в возрасте 14-18 лет либо лицам с несильным психическим заболеванием, не исключающим вменяемости (частично недееспособные). Ответственный назначается также органами опеки и попечительства.

Задачи органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства во властной иерархии находятся и функционируют в рамках уровня субъекта РФ. Однако орган муниципалитета может исполнять их обязанности, если на его территории отсутствуют ООП, принимать участие в спорах по семейному праву. Искать лиц, нуждающихся в поддержке, и осуществлять привлечение желающих ее оказать должны также образовательные учреждения. Подав ходатайство, сторона по делу в суде, вправе привлечь ООП к участию.

Порядок данной процедуры регламентирован ГПК РФ.

Органы опеки и попечительства ведут следующую деятельность:

  • осуществляют мониторинг состояния социальной среды и ищут детей, которым нужна опека, ведут их учет;
  • назначают опекунов, следят за их деятельностью, освобождают или отстраняют их от деятельности;
  • выдают разрешения на сделки с имуществом ребенка;
  • заключают договоры доверительного управления;
  • подают иски, участвуют в суде от лица ребенка и представляют его интересы в других инстанциях;
  • прочее.

Обращение в ООП может осуществить любое заинтересованное лицо. Например, если соседи знают о том, что с детьми из дома напротив со стороны отца и матери наблюдается жестокое обращение, они могут сообщить об этом. Также любые лица вправе сообщить о детях, оставшихся без родителей, о судьбе психически нездоровых граждан и др.

Участие органов опеки и попечительства в судебных спорах по воспитанию детей

Органы опеки и попечительства участвуют в суде в заседаниях, которые связаны с воспитанием ребенка. Это устанавливается ст. 47 ГПК РФ. Инициатором их привлечения могут быть они сами, либо иные лица, принимающие участие в судопроизводстве. ООП дают заключения об условиях проживания ребенка, социальной адаптации семьи и других вопросах. Также привлечь такие органы может сам суд.

При правосудии в суде в таких разбирательствах сосредотачивают внимание на доказательства, характеризующие личность родителей и взаимоотношения внутри семьи. ООП составляют при этом акты обследования бытовых условий.

Обращение в органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства оказывают услуги по разрешению противоречий, сложившихся между родителями относительно вопросов, касающихся воспитания и образования детей. Также они разрешают вопросы о возможности общения ребенка с родственниками.

Каждый орган опеки и попечительства имеет регламент, определяющий порядок обращения граждан. В нем содержится информация относительно перечня необходимых для подачи заявления документов. Также документ определяет механизм принятия обращений, их рассмотрения и ответа.

Особо в регламенте оговаривается порядок проведения экспертизы жилищно-бытовых условий проживания ребенка.

Специалист ООП посещает место нахождения ребенка в четырнадцатидневный срок со дня принятия заявления для оценки условий проживания. Сотрудник оценивает степень обеспеченности средствами для удовлетворения основных нужд ребенка, состояние его здоровья, он визуально оценивает физразвитие и соответствие его возрасту. Также отслеживается есть ли следы физического насилия. Визуально оценивается степень гигиенического обслуживания, состояние гардероба, есть ли обувь по сезону.

Сотрудник проверяет, свободно ли ребенок общается с другими людьми, адаптирован ли он социально, может ли сам себя обслуживать. Также оценивается степень воспитания и образования: насколько ребенком освоены образовательные программы, удовлетворительна ли посещаемость занятий (включая дополнительные).

Также органы опеки и попечительства выясняют, соблюдается ли ребенком режим дня (когда он спит, принимает пищу, соответствует ли это возрасту), как проводит свободное время и отдыхает. Развитие и обучение личности ребенка также должно соответствовать уровню его возраста.

Специалист оценивает безопасность жизнедеятельности: охраняются ли острые предметы от доступа, закрыты ли электроприборы. Подвергаются анализу не только бытовая среда, но и психологическая: кто окружает ребенка в семье, удовлетворяются ли его эмоциональные потребности.

Специалист ООП изучает, из чего складываются доходы ребенка: из алиментов, пенсий, пособий, стипендий, иных выплат. Порядок их определения содержится в регламенте ООП. Хватает ли семье денежных средств для удовлетворения основных потребностей несовершеннолетнего (еда, игрушки, лекарства и др.)

Сотрудник беседует с ребенком, его родственниками, опрашивает соседей, изучает документы и результаты творчества ребенка. Оценивается поведение в быту всех членов семьи. На основе полученных сведений делается вывод о психологической обстановке в семье и отношениях.

При этом обязательно соблюдается тайна персональных данных семьи.

Документ составляется в пределах трех дней после проведения обследования. Он должен быть подписан участвующими специалистами и утвержден главой муниципалитета в пределах двух дней после составления. Документ издается в трех экземплярах: один – для органа МСУ, второй – обратившемуся лицу, третий – другому родителю. ООП проводят такие мероприятия на основании обращения без обязательного разрешения, полученного в суде, и обязательно выдают экземпляр каждому родителю.

Споры, при разрешении которых должны присутствовать представители органов опеки и попечительства

ООП обязательно должны присутствовать при разбирательстве по спорам, рассматриваемым в суде и возникающим:

  • при определении места проживания ребенка, если мать проживает отдельно от отца;
  • в случае, если возникают трудности в воспитании ребенка у отца, который проживает отдельно,
  • если один из родственников (например, мать) препятствует общению отца с ребенком,
  • если ребенок незаконно удерживается у кого-то без решения суда, о его возврате родителю, опекуну, попечителю, приемному родителю,
  • если необходимо лишить отца или мать родительских прав и при их возобновлении,
  • если есть причины для ограничения родительских прав отца или матери, либо его отмены,
  • если гражданин хочет усыновить ребенка, или отменить усыновление.

При подаче иска об определении места проживания ребенка, родственники должны в первую очередь исходить из оценки интересов и желаний ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму. Оценить, лучше ли ему будет у отца или у матери. Одна из сторон может подать ходатайство для назначения экспертизы как доказательства своей позиции. Вопросы о назначении и взыскании алиментов не являются спорами о детях, так как здесь не разрешается их судьба.

При обращении в судебные инстанции и подавая ходатайство нужно соблюдать правила направления иска. Необходимо правильно определить подсудность (то есть к какому суду надлежит обращаться) и другие обязательные правила. Накал эмоций в ходе рассмотрения ходатайства о детях имеет место всегда. Несмотря на это, нужно собрать все доказательства для обоснования позиции по делу.

Источниками подтверждающих документов могут быть школа (детский сад), ходатайство о вызове свидетеля, ходатайство о назначении экспертизы. Этот вид разбирательств рассматривают только районные суды. При этом госпошлина не уплачивается.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/uchastie-oop-v-vospitanii.html

Юридическая консультация 24/7

Защита прав детей в России относится к числу важ­ных проблем государственного значения.

К решению дан­ной проблемы подключаются различные государствен­ные и общественные структуры. Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого кон­кретного ребенка.

В России растет число детей, по каким-либо причинам оставшихся без попечения родителей(около 2 млн. бездомных в возрасте до 17 лет и 678 тысяч детей, оставшихся без роди­тельского попечения).

По официальным данным, в 2014 г. выявлено 113243 ребенка, которые остались без родительского попечения, в 2015 г. таких детей было выявлено 105534, а в 2016 г. — 110930 детей. В 2017 г. вновь наметилась тенденция роста числен­ности детей, оставшихся без родительского попечения, и за этот год их выявлено 113 9135.

Количество преступлений, совершаемых несовершенно­летними, во многом обуславливается ростом числа безнадзор­ных и беспризорных детей, над которыми необходимо устано­вить опеку или попечительство.

Более того, полномочие органа опеки и попечи­тельства на отобрание ребенка из семьи без судебного решения было предметом оценки Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, которые не усмотрели в существующей адми­нистративной процедуре отобрания ребенка у родителей нарушения прав и законных интересов, как родителей, так и детей.

В частности, Европейский суд по правам человека от­метил, что ст. 77 СК РФ сформулирована в общих выраже­ниях и предусматривает широкую дискрецию администра­тивного органа относительно оснований для отобрания детей. В то же время обстоятельства, при которых может возникнуть необходимость оперативной передачи ребенка под публичную опеку, настолько разнообразны, что все их невозможно закрепить в законе, а законность решения об отобрании проверяется су­дами.

Определение поня­тия «органы опеки и попе- Мирзаев 3. М. чительства» содержится в Гражданском и Семейном

кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве«. Согласно указанным нормативным актам органами опеки и попечи­тельства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, органами опеки и попе­чительства являются органы местного самоуправления в слу­чае, если законом субъекта Российской Федерации они наделе­ны полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (ст. 34 ГК РФ). Ими могут выступать органы местного самоуправления поселений, городских окру­гов, муниципальных районов, внутригородских муниципаль­ных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют орга­ны опеки и попечительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Таким образом, закон ясно устанавлива­ет круг субъектов, которые наделены статусом органа опеки и попечительства с целым рядом соответствующих полномочий (ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». к пол­номочиям органов опеки и попечительства относится пред­ставление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), в случае если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат интересам по­допечных либо если опекуны или попечители не осуществля­ют защиту законных интересов подопечных. Таким образом, право и одновременно обязанность органов опеки и попечи­тельства на обращение в суд с заявлением в защиту прав несо­вершеннолетних прямо закреплены на уровне федерального закона.

Однако в нарушение этого положения законодательство разрешает передачу полномочий органов опеки и попечи­тельства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (в том числе детей, оставших­ся без попечения родителей), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных семейным законодательством формах, иным организациям: образовательным учреждениям, медицинским организаци­ям, организациям, оказывающим социальные услуги, орга­низациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. В системе устройства их можно обозначить как организации, содействующие органам опеки в их деятель­ности.

Органы опеки и попечительства в соответствии со свои­ми полномочиями, установленными Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вправе также оспорить сделку купли-продажи недвижимости, по результа­там которой нарушены права несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства в целях представления законных интересов несовершеннолет­них детей вправе обратиться в суд с соответствующим з аявлением.

В настоящее время в Семейном кодексе Российской Фе­дерации предусмотрена обязанность органа опеки и по­печительства назначить представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречий между интересами родителей и детей (п. 2 ст. 64). По существу, речь идет именно о специальном представителе ребенка, представляющем его интересы вместо законного представителя. О временной пред­ставительской роли самого органа опеки и попечительства при конфликте интересов ребенка и его опекуна (попечителя) говорится в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 8 ч. 1 ст. 8).

Полномочия назначенного органом опеки и попечитель­ства представителя ребенка могут реализоваться и в судопро­изводстве, и вне его рамок. Однако норма п. 2 ст. 64 СК РФ не согласована с положениями о представительстве, содержа­щимися в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором о назначенном органом опеки и попе­чительства представителе ребенка не упоминается. Право суда назначить специального представителя ребенка вообще не предусмотрено российским законодательством.

Пытаясь решить этот вопрос, О. А. Егорова, в частности, предлагает предоставить органам опеки и попечительства право на осуществление последующего контроля. Такой кон­троль должен предусматривать полномочия органов опеки и попечительства выявлять жилые помещения, на которые дети приобрели право после совершения сделки, по отчуждению принадлежащего им жилого помещения; а в случае установ­ления факта нарушения прав ребенка, — обращаться в суд с требованием о признании такой сделки недействительной.

В настоящее время заявление на получение жилья детей -сиротам необходимо подавать в орган опеки и попечитель­ства, а также в орган местного самоуправления по месту жи­тельства.
С изменением федерального законодательства с января 2013 года расходные полномочия по обеспечению жильем де- тей-сирот исполняет регион, предоставляя им государствен­ное жилье, а также выделяя средства муниципалитетам на исполнение вступивших в силу судебных решений. Бремя фи­нансирования данной социальной программы легло на плечи субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство при предоставлении жи­лья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а так-же возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Со­гласно ст. 34 К РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разреше­нии) при совершении действий, связанных с интересами ре­бенка. Например, на установление отцовства лицом, не состо­ящим в браке с отсутствующей матерью, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого со­гласия — суда (п. 3 ст. 48 СК). Поскольку речь идет об уважи­тельных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и по­печительства.

В этой связи считаем необходимым дополнить ст. 78 СК РФ третьим пунктом и закрепить в нем правило о том, что при привлечении к участию в деле о лишении или ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан в слу­чаях, когда на то имеются соответствующие основания, предъ­явить в суд в интересах ребенка следующие требования:

  • о взыскании в пользу ребенка сумм компенсации мо­рального вреда и возмещения имущественного вреда, причи­ненного действиями или бездействием родителей;
  • о выселении родителей (одного из них), лишенных ро­дительских прав, из жилого помещения по основаниям, пред­усмотренным жилищным законодательством;
  • необходимо изменить название ст. 10 Федерального за­кона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанав­ливаются требования к опекунам(попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;
  • дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим пред­ложением: «В заявлении родителей либо самого несовершен­нолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение».

МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

МИРЗАЕВ Закир Мукаилович
кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

Источник: https://advokat-consultant-online24.ru/semeinoe-pravo/rol-organov-opeki-i-popechitelstva


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *