Обязательна Ли Выплата Материальной Помощи На Оздоровление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательна Ли Выплата Материальной Помощи На Оздоровление». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

35 СК РФ — согласие супруга и в нотариусе необходимо. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

Что такое материальная помощь к отпуску и кому полагается

Последние изменения: Ноябрь 2020

Перед уходом в отпуск работник вправе рассчитывать на получение обязательных отпускных, рассчитанных по среднему заработку за последний период, однако в некоторых случаях помимо обычного расчета работникам полагается материальная помощь к отпуску. Данная выплата не является обязательной по ТК РФ, однако может регулироваться отдельными федеральными положениями и коллективным договором. Чтобы получить матпомощь, следует изучить порядок, принятый на предприятии, когда выплачивается дополнительная сумма.

Общие положения

Отдельной статьи в ТК РФ, регулирующей выплату материальной помощи, нет, однако есть ряд положений, из которых следует допустимость дополнительного финансирования отпускника:

  1. Ст. 136 ТК РФ разъясняет вопросы относительно обязательных выплат, положенных работнику.
  2. Ст. 135 ТК РФ описывает, каким образом распределяется матпомощь в качестве добровольной меры со стороны руководства с целью дополнительной мотивации человека на качественное исполнение обязанностей.
  3. Ст. 144 ТК РФ разрешает устанавливать сумму выплаты выше положенных в регионе тарифов.

Поскольку трудовое законодательство отменяет обязательность матпомощи перед отпуском, персоналу следует исходить из внутренних положений, действующих на предприятии – распоряжений, внутренних приказов, пунктов трудового или коллективного договора. Для бюджетников принцип назначения определяется по специальным законодательным актам.

Есть общие правила, в каких случаях допускается назначение матпомощи:

    может быть выплачена независимо от трудовых достижений отпускника, либо наоборот, зависеть от того, насколько хорошо работник справлялся с работой (выступает в качестве мотивационного инструмента); предполагает право на финансовую поддержку при наличии определенных социальных потребностей; служит дополнительной добровольной мерой в коммерческих организациях, и обязательной – для госучреждений; устанавливается независимо от финансовых результатов компании, достижений сотрудника (если он относится к бюджетной отрасли); выдается нерегулярно, не чаще 1 раза в год; размер помощи назначается по усмотрению предприятия.

Есть специальные виды матпомощи перед свадьбой или при рождении ребенка, однако чаще всего деньги выделяются перед началом отпускного периода.

Для коммерческих организаций в первую очередь важно, позволяет ли прибыль компании выплачивать дополнительные суммы отпускникам. Если компании грозит банкротство, не стоит ждать выделения материальной помощи, когда финансовые показатели говорят об отсутствии прибыли или свободных денежных ресурсов.

Аналогично решается вопрос о возможности выплат в отношении бюджетников – при дефиците бюджета предприятие вряд ли располагает достаточными свободными суммами для назначения матпомощи.

Выплаты в частной организации могут также называться как премия или пособие, а само поощрение выплачивается при подведении некоторых итогов работы.

Социальные платежи рассматриваются независимо от достижений конкретного человека и связаны с наступлением определенных событий:

    болезнь, требующая дорогостоящего лечения; удовлетворение нужд многодетной семьи; смерть члена семьи; нетрудоспособность по причине несчастного случая, аварии на производстве; иные ситуации с негативными последствиями.

Определяя, кому положена помощь следует учитывать некоторые ограничения, общие для всех организаций.

По мере приближения времени отпуска, возникает вопрос о материальной помощи, что это такое, кому полагается и как выплачивается.

Если на предприятии действует общий порядок назначения финансовой помощи отпускнику, есть некоторые ограничивающие факторы, при которых единовременная выплата к отпуску невозможна:

  1. Если человек отработал на предприятии меньше полугода, получить дополнительную сумму к отпуску не получится, поскольку право на очередной оплачиваемый отпуск появляется при отработке не менее 6 месяцев.
  2. При расторжении трудового договора сразу после отпуска работодателю нет смысла дополнительно тратить средства, которые используются для поощрения действующих работников.
  3. Беременные работницы, при оформлении декрета, не вправе рассчитывать на матпомощь, поскольку этот вид отпуска не относится к очередному оплачиваемому и оформляется как социальная мера со стороны государства, с назначением пособий работнице на период декрета.

Как оформить

Если на предприятии принято выплачивать некую сумму накануне отпуска, необходимо заранее ознакомиться с порядком, как получить материальную помощь на работе.

Последовательность действий, как выплачивается пособие отпускнику, выглядит следующим образом:

    Основанием для назначения станет заявление на материальную помощь к отпуску по образцу, который можно взять в отделе кадров на предприятии. Если отпускной период совпадает с графиком отпусков, установленным на предприятии, дополнительно уведомлять работодателя не требуется, а финансовая поддержка осуществляется по умолчанию, согласно принятым внутренним регламентам компании. При получении заявления, незадолго до начала отпускного периода, издается приказ за подписью руководителя с согласованием даты отпуска и необходимости выплатить матпомощь в указанном размере (определяется по усмотрению руководства, опираясь на стаж, величину заработка, показатели работы человека). Выплата материальной помощи к отпуску оформляется бухгалтерией, ответственной за своевременное выполнение перечислений в отношении отпускника.

Таким образом, получить компенсационную выплату можно будет за три дня до ухода вместе с суммой положенных отпускных.

Как рассчитывается выплата

Поскольку материальная поддержка не входит в обязательный перечень трудовых выплат, обеспеченных социальными нормами, точная сумма определяется в индивидуальном порядке.

Чаще всего, к параметрам, влияющим на размер матпомощи, относят:

    текущий заработок человека, уходящего в отпуск; действующая тарифная ставка работника; среднемесячный показатель за последние несколько месяцев; длительность работы.

Бухгалтерия, организуя перечисление, обязана действовать согласно закону, вычитая из суммы взносы и удержания, установленные по закону. Чтобы узнать правильный размер суммы к выплате, следует разобраться в вопросе, облагается ли страховыми взносами данный вид перечисления.

В Налоговом Кодексе (ст. 270) утверждается, что материальная помощь входит в число неучитываемых расходов предприятия.

Для работника принят следующий порядок налогообложения:

  1. Удерживается подоходный налог.
  2. Уплачиваются из суммы страховые взносы в Пенсионный фонд, внебюджетные фонды Соцстраха и обязательного медстрахования.

При расчете размера удержаний из матпомощи бухгалтерия должна учитывать следующие правила:

  1. Если размер перечисления не более 4 тысяч рублей, работник освобождается от уплаты налогов.
  2. Из перечисления вычитают 22 процентов страховых платежей и 13 процентов подоходного налога.
  3. Поскольку федеральное законодательство прямо определяет неприменимость районных коэффициентов, различных надбавок, доплаты в отношении к матпомощи, ее размер рассчитывается отдельно. Если же помощь оформлена как единовременный платеж в счет заработной платы, если это установлено законодательством или внутренним регламентом компании, повышающие коэффициенты могут включаться.
  4. Если работник является алиментоплательщиком, следует различать характер выплат – если матпомощь носит социальный характер, платеж в пользу ребенка не удерживается. Если матпомощь рассматривается как акт поощрения работника со стороны руководства (премия), алименты отчисляются в обязательном порядке, как и из обычного заработка человека.

Для бюджетных организаций правила назначения матпомощи полностью регламентированы законодательством и не зависят от мнения руководства или результатов работника. Однако, как и в случае с коммерческими структурами, недостаток средств в бюджете не позволяет рассчитывать на прибыль, поскольку источником финансирования является часть дополнительных ресурсов в казне.

Отпускной период – приятное время, и получение дополнительной прибавки к отпускным в виде матпомощи позволяют планировать полноценный отдых и восстановление сотрудников. По этой причине, перед оформлением отпуска, стоит поинтересоваться в отделе кадров или других уполномоченных структурах, имеется ли пункт о матпомощи отпускникам во внутреннем регламенте предприятия или коллективном договоре.

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Источник: https://zakon-dostupno.ru/otpusk/materialnaya-pomoshh-k-otpusku/

Обязательна Ли Выплата Материальной Помощи На Оздоровление

Вот и настала горячая пора отпусков, с таким вожделением ожидаемая каждым работником. Столь долгожданному отдыху материальная помощь на оздоровление от работодателя будет только способствовать. Как правильно документально оформить предоставление материальной помощи на оздоровление? Каков порядок ее выплаты и налогообложения?

Работодатели предоставляют материальную помощь на оздоровление чаще всего вместе с основной непрерывной частью ежегодного основного отпуска, которая составляет не менее 14 календарных дней.

Право на ежегодный основной отпуск имеют все работники, который предоставляется пропорционально отработанному времени с сохранением работнику на его период места работы и заработной платы.

Право на ежегодный основной отпуск полной продолжительности в первый год работы возникает у работника по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы на предприятии. Исключения в части предоставления отпусков полной продолжительности до истечения указанного строка для отдельных категорий работников предусмотрены в ч. 7 ст. 10 Закона № 504.

Ежегодный основной отпуск предоставляется работнику на основании его заявления или в соответствии с графиком отпусков и оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска (ф. П-3). Заявление о предоставлении материальной помощи на оздоровление работник может написать, как одновременно с заявлением на предоставление отпуска, так и отдельно.

Документальное оформление выплаты материальной помощи на оздоровление, ее начисление, налогообложение и удержание ЕСВ зависят от некоторых критериев и условий выплаты, речь о которых пойдет далее.

Есть два варианта представления материальной помощи на оздоровление — добровольное и обязательное.

1. Обязательное предоставление .

Предоставление материальной помощи оформляется приказом руководителя, если выплата материальной помощи на оздоровление предусмотрена в коллективном договоре или законодательством. Например, помощь на оздоровление в размере оклада к ежегодному отпуску предоставляется госслужащим в соответствии со ст. 35 Закона № 3723.

2. Добровольное предоставление .

Если выплата материальной помощи на оздоровление не предусмотрена в обязательном порядке, ее предоставление оформляется на основании заявления работника. В случае наличия финансовых ресурсов и положительного решения о предоставлении такой помощи издается соответствующий приказ руководителя.

Начисление материальной помощи на оздоровление

Размер материальной помощи на оздоровление зависит, прежде всего, от финансовых возможностей работодателя. При этом в коллективном договоре на размер таких ежегодных выплат могут влиять следующие критерии:

  • стаж работы на данном предприятии;
  • наличие детей;
  • категория работника (руководство предприятия, руководитель подразделения, основной производственный персонал, вспомогательный персонал и т. д.).

А могут — и не влиять, если материальная помощь на оздоровление устанавливается для всех работников в одинаковом размере.

Если материальная помощь предоставляется в размере средней зарплаты, то Минтруда в письме от 21.08.2009 г. № 506/13/84-09 для ее исчисления с целью начисления материальной помощи для оздоровления рекомендует руководствоваться нормами Порядка № 100.

В случае если средняя месячная зарплата определена законодательством как расчетная величина для начисления выплат и помощи (в т. ч. материальной помощи), она исчисляется путем умножения среднедневной зарплаты на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде. При этом среднедневная зарплата определяется делением зарплаты за фактически отработанные в течение 2-х месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается путем деления суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца в соответствии с графиком работы предприятия, установленным с соблюдением требований законодательства, на количество этих месяцев, т. е. на два.

Налогообложение сумм материальной помощи на оздоровление зависит от того, включаются ли такие выплаты в фонд оплаты труда.

Согласно пп. 2.3.3 Инструкции № 5 в фонд оплаты труда включается, в частности, материальная помощь систематического характера , предоставляемая всем или большинству работников.

В целях обложения НДФЛ следует руководствоваться положениями пп. 170.7.3 НКУ, в которых указано, что не включается в налогооблагаемый доход сумма материальной помощи, в т. ч. и на оздоровление, предоставляемая резидентами — юридическими или физическими лицами в течение отчетного налогового года в размере, не превышающем совокупно сумму 1320 грн. в 2011 году.

Однако если сумма материальной помощи на оздоровление не превышает вышеуказанный размер и освобождается от обложения НДФЛ, то она не включается в состав расходов предприятия на оплату труда (п. 142.1 НКУ).

Сумма материальной помощи, превышающая 1320 грн. и не превышающая 9410 грн., подлежит налогообложению по ставке НДФЛ в размере 15%. Если материальная помощь на оздоровление выплачивается в сумме большей, чем 9410 грн., то превышение подлежит обложению НДФЛ по ставке 17%.

Алгоритм применения этих ставок при налогообложении доходов приведен ГНАУ в письме от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, № 2918/7/17-0717.

В Налоговом расчете (ф. № 1ДФ) сумма материальной помощи на оздоровление отражается с признаком дохода «169» при этом:

  • в графах 3 и 3а проставляется вся сумма материальной помощи на оздоровление;
  • в графах же 4 и 4а проставляется НДФЛ, удержанный только с ее налогооблагаемой части (т. е. с суммы превышения).

Объекты для начисления и удержания ЕСВ определены в ст. 7 Закона № 2464 и в их состав входит материальная помощь, которая:

  • предоставляется работнику предприятия;
  • включается в фонд оплаты труда;
  • подлежит обложению НДФЛ.

Материальная помощь, которая не соответствует перечисленным критериям, не является объектом для начисления и удержания ЕСВ. Это обусловлено п. 14 Перечня № 1170, согласно которого материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровления детей, захоронения, включена в данный Перечень.

Такой вид материальной помощи на основании п. 3.31 Инструкции № 5 к прочим выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда.

Налогообложение профсоюзной матпомощи

Отдельно хотелось бы отметить материальную помощь на оздоровление, которая выплачивается профсоюзами своим членам.

Такая помощь выдается по заявлению в пределах и на цели, установленные общим собранием членов профсоюза. В случае если размер материальной помощи на оздоровление в течение года, не превышает 1320 грн., она не является объектом обложения НДФЛ на основании пп. 165.1.47 НКУ. Об этом также отмечают ГНАУ и Федерация профсоюзов Украины от 16.02.2011 г. № 4284/7/17-0717; от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330.

В бухгалтерском учете начисление материальной помощи на оздоровление, отражается по КТ следующих субсчетов:

  • 661 — если включается в фонд оплаты труда;
  • 663 — если в фонд оплаты труда не включается.

Ирина Петрусенко
По материалам «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»

Источник: https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=7732

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

№ 7, июль 2020

Рубрики в номере

Единовременная выплата на оздоровление: кому, когда и в каком размере она положена?

При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан производить работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

Возможность осуществления единовременной выплаты на оздоровление предусмотрена законодательным актом — Трудовым кодексом. При этом размер такой выплаты и обязанность по ее осуществлению устанавливаются в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре.

Важно обратить внимание на то, что ст. 182 ТК не обязывает организацию включать в трудовые договоры, коллективный договор или иные локальные правовые акты (далее — ЛПА) обязательство производить рассматриваемую выплату. Это решение принимается организацией самостоятельно. Статьей 182 ТК лишь определено, что если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

Порядок выплаты единовременной материальной помощи

В настоящее время единовременная выплата на оздоровление предусмотрена несколькими нормативными правовыми актами.

1 Пунктами 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2 Подпунктом 7.1 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 14.04.2020; далее — Положение № 597), предусмотрено, что руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

  • не более двух окладоводин раз в течение календарного года;
  • не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, — по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

3 В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2019) государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

4 Как уже говорилось выше, согласно ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Порядок документального оформления осуществления единовременной выплаты на оздоровление организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, при уходе в отпуск работник подает на имя руководителя организации заявление, в котором содержится указание на необходимость осуществления единовременной выплаты. На основании заявления оформляется приказ о предоставлении отпуска с выплатой единовременной материальной помощи на оздоровление.

Поскольку согласно ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными ЛПА, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с получением образования, которые предоставляются только по месту основной работы), материальная помощь на оздоровление может оказываться не только работникам, работающим в организации по месту основной работы, но и совместителям.

Так как совместитель является работником организации, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, выплата ему единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление осуществляется в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций установлен:

  • Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 13.12.2019; далее — Инструкция № 50);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018; далее — Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности», включается в т. ч. материальная помощь работникам организации на оздоровление (п. 13 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации начисление единовременной материальной помощи к отпуску отражается по дебету субсчета 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а ее выплата — по дебету счета 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Налоговый учет

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление включаются в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.1 ст. 171 НК).

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику к отпуску на оздоровление, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

Начиная с 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 6 и абз. 2 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в ред. от 17.04.2020; далее — Указ № 503)), т. е. ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 171 НК, на данный случай не распространяется.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК) от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (подп. 1.1 ст. 196 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).

Важно учитывать то, что от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т. ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29, 30 ст. 208 НК), получаемые:

  • от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т. ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, — в размере, не превышающем 2115 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
  • иных организаций и ИП, — в размере, не превышающем 140 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу № 503).

Таким образом, доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

Если имеется превышение данной величины, подоходный налог с суммы превышения льготы исчисляется в общеустановленном порядке и в бухгалтерском учете организации отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 68 — 4 «Расчеты по подоходному налогу».

Страховые взносы в ФСЗН и Белгостсрах

Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:

  • Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
  • Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 2 Закона № 138-XIII).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения № 1297).

В соответствии с п. 7 Перечня № 115 материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников, не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Таким образом, в случае выплаты работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Отчисления на социальное страхование в ФСЗН и взносы в Белгосстрах, уплачиваемые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых учитывается начисление оплаты труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и субсчета 76 — 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (пп. 54 и 59 Инструкции № 50).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 ст. 170 НК).

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 ст. 170 НК, или относимые к первоначальной стоимости амортизируемых активов, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 ст. 175 НК).

1. При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан произвести работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Трудовой кодекс не обязывает организацию предусматривать в трудовых договорах, коллективном договоре или иных ЛПА обязательство производить эту выплату, решение принимается организацией самостоятельно. Если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

2. Единовременная материальная помощь работнику к отпуску на оздоровление учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

3. Доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

4. При выплате работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (175), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://zp.by/number/2020/7/Edinovremennaya_vyplata_na_ozdorovlenie_komu_kogda_i_v_kakom_razmere_ona_polozhena_/

Материальная помощь на оздоровление: кто имеет право на ее получение

Для предприятий и организаций, которые не финансируются из бюджетов, нормативного регламентирования предоставления материальной помощи на оздоровление не предусмотрено, однако соответствующие вопросы могут быть определены в коллективном договоре.

Впрочем, выплата материальной помощи на оздоровление работникам бюджетной сферы четко регламентирована законами Украины, постановлениями Правительства, отраслевыми приказами.

В обязательном порядке материальная помощь на оздоровление должна выплачиваться определенным категориям работников. В частности государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления, педагогическим и научно-педагогическим работникам, педагогическим работникам учреждений сферы культуры, работникам музеев и библиотек, медицинским работникам, работникам противотуберкулезных учреждений. Размер материальной помощи на оздоровление не должен превышать среднемесячной зарплаты. Основным условием, при котором выплачивается материальная помощь на оздоровление, является факт предоставления работнику ежегодного отпуска (полностью или его части).

Для работников бюджетной сферы, которым помощь на оздоровление выплачивается по решению руководителя и только при наличии экономии фонда оплаты труда, ее могут предоставить в любой период по заявлению работника. Ведь нормативно-правовые акты, которые разрешают предоставление материальной помощи на оздоровление, не привязывают ее выплату к факту предоставления ежегодного отпуска. Если работник получил денежную компенсацию за дни неиспользованного ежегодного отпуска, материальная помощь на оздоровление не выплачивается.

Кроме того, согласно постановлению КМУ от 07.02.2000 г. №134 руководителям бюджетных учреждений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметами, выплачивать работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, не больше должностного оклада. Эту выплату делают за счет экономии фонда заработной платы, и она не является обязательной.

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1038112.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *