Статья хищение и трата бюджетных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья хищение и трата бюджетных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В случае нарушения технологии устройства у Заказчика, Исполнитель обязан уведомить об этом Заказчика письменно в Приложении 2, ответственность за качество работ в этом случае Исполнитель не несет. В случае желания Заказчика внести изменения после подписания им Приложения 1 к Договору, эти изменения фиксируются письменно в Приложении 2 и оплачиваются дополнительно. , если они повлияли на выполнение сторонами обязательств, стороны ответственности не несут.

Содержание:

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 УК РФ

Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.

Ответственность за подобное преступное деяние рассматривается Уголовным Кодексом (УК) РФ в статье 158 .

К формам хищения также относят присвоение чужой собственности посредством обмана или злоупотребления служебным положением. Уголовным кодексом данное преступление трактуется как мошенничество и описывается 159 статьей .

Отличие кражи от присвоения и растраты

Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).

Объективная сторона преступного деяния:

Способ совершения преступления:

  • кража – тайное хищения имущества;
  • мошенничество:
    1. получение имущества (или права на него) посредством обмана,
    2. получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.

Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.

Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

Рассмотренные преступления одинаково часто встречаются как в сфере частной собственности, так и в государственной. Воровство в России среди чиновников приобрело беспрецедентные масштабы. Отличительными квалифицирующими признаками хищения госимущества и бюджетных средств являются:

  • использование при совершении преступления служебного положения;
  • крупные и особо крупные размеры хищения, т. е. свыше 3 и 12 миллионов рублей соответственно.

Меры ответственности за хищение госимущества

Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .

Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:

Пример из судебной практики

Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4 , а именно – лишение свободы на 5 лет.

Источник: https://lexconsult.online/7682-chto-grozit-za-hishhenie-byudzhetnyh-sredstv-po-state-158-uk-rf

Статья 121. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Комментарий :

Данная статья Бюджетного кодекса устанавливает персональную ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, по вине которых допущены нарушения бюджетного законодательства, а также ответственность руководителей и других ответственных должностных лиц распорядителей и получателей бюджетных средств, совершивших нарушения бюджетного законодательства.

Часть первая комментируемой статьи БК выделяет гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц.

1.1. Вопросы гражданской ответственности в основном урегулированы Гражданским кодексом Украины. Однако согласно ч. 2 ст. 1 ГК, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется. Фактически лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность

1.2. Дисциплинарная ответственность физических лиц за нарушение бюджетного законодательства наступает, как правило, в случаях, когда за соответствующие нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность. Ежегодно по материалам проверок финансовой дисциплины в бюджетных учреждениях и организациях принимается решение о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности около 30 тыс. должностных лиц (см., например, постановление Кабинета Министров Украины от 13 мая 1998 г. N 668 «О мерах по предотвращению нарушений финансовой дисциплины в бюджетных учреждениях и организациях «).

1.3. Административная ответственность физических лиц предусмотрена ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях

«Статья 16412. Нарушение бюджетного законодательства

Включение недостоверных данных в бюджетные запросы, что привело к утверждению необоснованных бюджетных назначений или необоснованных бюджетных ассигнований; нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты, осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также необоснованный отказ в проведении платежа органами Государственного казначейства Украины, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении расходов государственного бюджета (местного бюджета ) в случае несвоевременного вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (несвоевременного принятия решения о местном бюджете) на соответствующий год, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Принятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таким Бюджетным кодексом Украины или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год; зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, получаемых учреждениями Украины, которые функционируют за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета; зачисление доходов бюджета к другому, чем определено Бюджетным кодексом Украины или законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, бюджет, в том числе вследствие осуществления разделения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров, осуществление государственных (местных) заимствований, предоставление государственных (местных) гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины, принятие решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий, размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины , создание внебюджетных фондов, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств, предоставление кредитов из бюджета или возврата кредитов в бюджет с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины и / или установленных условий кредитования бюджета, осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки Бюджетному кодексу Украины, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины относительно выделения средств из резервного фонда бюджета, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от семидесяти до восьмидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от восьмидесяти пяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан «.

Нарушение бюджетного законодательства (ст. 16412 КоАП Украины), как правило, сопровождаются нарушениями законодательства по финансовым вопросам, ответственность за которые предусмотрена ст. 1642 КоАП Украины:

«Статья 1642. Нарушение законодательства по финансовым вопросам

Сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций, препятствование работникам государственной контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок, непринятие мер по взысканию с виновных лиц убытков от недостач, растрат, краж и бесхозяйственности, — влекут наложение штрафа от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, — влекут наложение штрафа от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан «.

«Механизм» привлечения виновных лиц к административной ответственности целесообразно рассмотреть с учетом утвержденного приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 20 февраля 2002 г. N 54 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 6 марта 2002 г. за N 227/6515) Порядок применения статей 16 412 и 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине.

На основании акта ревизии должностное лицо органа государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС) составляет в день окончания ревизии (подписания акта) протокол об административном правонарушении — нарушение законодательства о бюджетной системе Украины по форме, прилагаемой к указанному Порядку.

Протокол составляется в двух экземплярах, которые подписываются должностным лицом государственной контрольно-ревизионной службы, его составившим, и лицом, совершившим административное нарушение. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также ими. При установке ревизией нарушений, за которые статьями 1642 и 16412 КоАП Украины предусмотрена административная ответственность, одновременно составляются протоколы об административном правонарушении как за нарушение законодательства по финансовым вопросам, так и за нарушение законодательства о бюджетной системе Украины. Если эти нарушения совершены одним лицом, то на нее составляется протокол за каждое нарушение отдельно.

Протокол о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 1642 или статьей 16412, не позднее следующего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов ревизий, после чего приобщается к материалам дела о совершенном административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении должно содержать следующие документы или их копии, заверенные подписью должностного лица и печатью органа ГКРС:

— Протокол об административном правонарушении;

— Акт ревизии или извлечение из него с приложениями, на которые есть ссылки в акте, включая копии распорядительных или хозяйственных документов, содержащих признаки административного правонарушения и / или подтверждающие его совершение;

— Отрицание должностных лиц предприятия, учреждения, организации, ревизовались, и других лиц об обстоятельствах нарушения (если такие поданы) и заключения на эти возражения должностных лиц органов ГКРС;

— Объяснение должностного лица, на которое составлен протокол (в случае, если оно подано не на бланке протокола);

— Справка о размере заработной платы и другие документы относительно обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за административное правонарушение (справка о составе семьи, наличие на иждивении нетрудоспособных лиц и т. д., при предоставлении их ревизору должностным лицом, совершившим административное правонарушение)

Дело об административном правонарушении передается в суд по месту совершения правонарушения в срок не позднее 3 рабочих дней после регистрации протокола в специальной книге при отсутствии замечаний (возражений) руководства объекта контроля, учреждения или организации не позднее 20 рабочих дней — при наличии таких замечаний (возражений).

Материалы дела об административном правонарушении по сопроводительным письмом передаются в суд из-за его канцелярию с обязательным указанием даты и входящего номера на втором экземпляре сопроводительного письма органа ГКРС. Допускается передача в суд протокола и приложенных к нему материалов заказным почтовым отправлением.

Согласно п. 9 ст. 10 Закона Украины от 26 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» Главному контрольно-ревизионному управлению Украины, контрольно-ревизионным управлением в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно — ревизионным подразделениям (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах «предоставляется право налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания». Зато, ст. 2341 КоАП Украины установлено, что органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 1642), нарушением порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666 ). От имени государственной контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: начальник Главного контрольно-ревизионного управления Украины и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители.

Таким образом, дела о нарушении законодательства о бюджетной системе Украины (ст. 16412) рассматривают и решение о применении административных взысканий принимают судьи районных (городских) судов (ч. 1 ст. 221 КоАП Украины).

1.4. Уголовная ответственность за бюджетные правонарушения предусмотрена статьями 210 и 211 УК.

Статья 210 действующего Уголовного кодекса Украины в следующей редакции:

«Статья 210. Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением

1. Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, а также осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах , наказываются штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. 1. К бюджетным средствам относятся средства, которые включаются в государственный бюджет и местные бюджеты.

2. Крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

3. Особо крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в три тысячи и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан «.

Нецелевое использование бюджетных средств см.. комментарий к ст. 119 БК.

Осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением — это использование главными распорядителями бюджетных средств без соответствующих на то полномочий, которые позволяют предоставлять распорядителям средств бюджета бюджетные ассигнования в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов (кроме погашения долга и размещение бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг). Последнее означает финансирование отдельных или всех расходов бюджета, предоставление кредитов из бюджета в размерах, превышающих утвержденные бюджетами разных уровней. Такое финансирование может осуществляться за счет дополнительных, более определенные, поступлений в бюджет вследствие увеличения его доходной части, а также за счет использования средств, предназначенных на финансирование других расходов бюджетов (в последнем случае одновременно будет иметь место как использование этих средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов и предоставления кредитов, так и использования их не по целевому назначению). Состав этого преступления образуют как действия, приводящие к превышению пределов общего бюджета, так и действия, в результате которых превышаются пределы расходов и кредитов из бюджета по отдельному коду бюджетной классификации, даже если в целом расходы бюджета и максимально допустимые объемы предоставления кредитов из бюджета не были превышены.

Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК, является крупный размер бюджетных средств, в отношении которых совершено нарушение. Только при условии, что размер этих средств в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, возможно привлечение к уголовной соответствия лиц, виновных в соответствующем нарушении.

Возможны случаи, когда большой размер бюджетных средств, по которым совершены нарушения, образуется в результате различных по форме нарушений бюджетного законодательства (например, имели место использования этих средств вопреки их целевому назначению, в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов). Такие действия образуют состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК, только при наличии единого умысла на совершение нескольких нарушений бюджетного законодательства.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть любое должностное лицо, наделенное правом распоряжаться бюджетными средствами, в том числе соответствующие должностные лица предприятий, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет бюджета, действующим бюджетным законодательством признаются распорядителями или получателями бюджетных средств (см. ст. ст. 2 и 22 БК Украине и комментарий к ст. ст. 2 и 22 БК).

Субъектами преступления в форме осуществления расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год могут быть главные распорядители, а также распорядители низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядители низшего уровня, в лице их руководителей и других ответственных должностных лиц, а также должностные лица субъектов хозяйствования, общественных и других организаций, не имеющих статуса бюджетного учреждения, но получают средства из бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, на выполнение которой их уполномочен распорядителями бюджетных средств.

Если должностные лица субъектов хозяйственной деятельности, других юридических лиц бюджетной сферы, получившие бюджетные средства в виде дотаций, субсидий или субвенций, тратят такие средства не по их целевому назначению, совершенное может образовывать совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. ст. 210 и 222 УК Украины.

Осуществление предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 210 УК Украины действий должностными лицами, которые не являются распорядителями или получателями бюджетных средств, квалифицируется как превышение власти или служебных полномочий, поскольку ими в таком случае совершаются действия, которые являются компетенцией должностного лица высшего уровня или должностного лица другого ведомства.

Частью 2 ст. 210 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды нецелевого использования бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением, то есть осуществление предусмотренных ч. 1 ст. 210 действий

• по предварительному сговору группой лиц;

• относительно бюджетных средств в особо крупных размерах.

Повторным является осуществление любого деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК Украины, лицом, ранее совершившим одно или несколько следующих действий, независимо от их последовательности и наличия или отсутствия судимости за них. При этом необходимо, чтобы умысел на совершение каждого нарушения возникал у виновного лица самостоятельно. Если при осуществлении первого действия умыслом должностного лица охватывались и последующие действия (эпизоды), связанные с этим нарушением, все содеянное должно квалифицироваться как единое преступление, что продолжается и в зависимости от размера бюджетных средств, которые были предметом нарушений, квалифицироваться по ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК Украины.

В УК Украины включена еще одна статья (ст. 211) об ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Она имеет следующую редакцию:

«Статья 211. Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону

1. Издание должностным лицом нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается штрафом от ста до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет «.

Нормативно-правовой акт официальный письменный документ, принятый уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, направлен на регулирование общественных отношений, содержащий нормы права, имеет неперсонифицированный характер и рассчитан на неоднократное применение. Принятие нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (абз. 5 п. 1.4 Порядка представления нормативно-правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения их государственной регистрации, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 12 апреля 2005 г. N 34/5). Согласно этому определению под нормативно-правовыми актами, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, следует понимать нормативно-правовые акты (постановления, распоряжения, приказы, решения и т. п.), которые распространяются на неперсонифицированная круг физических и (или) юридических лиц , рассчитанные на неоднократное применение и уменьшают утверждены законами, в том числе Законом о Государственном бюджете Украины, порядок исчисления и уплаты в бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей) или увеличивают размеры расходов и порядок их осуществления.

Во изданием нормативно-правовых актов следует понимать подписания или утверждения должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, указанных актов (постановлений, распоряжений, приказов, решений и т. п.), а также действия по их обнародования, если это является необходимым условием вступления в силу.

Если при выполнении незаконных нормативно-правовых актов другим должностным лицом допущено использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, и такое лицо осознавало, что разрешение на использование бюджетных средств является незаконным, его действия должны квалифицироваться по ст . 210 УК Украины.

Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих доходы или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, признается преступлением в случае, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных (ч. 1 ст. 211) или особо крупных (ч. 2 ст. 211) размерах .

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Субъектом преступления в форме есть служебные лица: 1) органов исполнительной власти и их структурных подразделений, наделенные правом выдавать или утверждать нормативно-правовые акты (высшие должностные лица Кабинета Министров Украины, руководители министерств и других центральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти низкого уровня), или акты межведомственного характера (должностные лица Кабинета Министров Украины, Минфина, Госказначейства, ГНАУ, Нацбанка, Гостаможслужбы, Пенсионный фонд и другие) 2) должностные лица, наделенные правом подписи актов местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих местных советов о доходы и расходы местных бюджетов, 3) руководители органов местного самоуправления.

Издание нормативно-правовых актов должностными лицами, не имеющими на это права, должно квалифицироваться при наличии соответствующего размера причиненного ущерба по ст. 365 УК Украины превышение власти или служебных полномочий.

На нашем информационно-правовом сайте Вы обладаете превосходной возможностью получить всё, что нужно для эффективного реализации Вашего вопроса: комментированное национальное законодательство, прецеденты судебной практики, все востребованные правовые акты, словарь правовых терминов, онлайн-база процессуальных документов и контактны всех органов и учреждений Украины.

Информационно-аналитический веб-сайтООО «Право Украины» предоставляет прекрасную возможность Вам — заполучить компетентную юридическую консультацию — юридическая помощь онлайн от наших опытных юристов. Итак, если у Вас возникла проблема юридического характера, и Вам нужна профессиональная помощь юриста онлайн – отправьте форму вопроса. Мы приложим все усилия, чтобы Ваши права и свободы были надежно обеспечены!

Источник: https://juristoff.com/resyrsi/kz/bk/325

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Присвоение или растрата бюджетного имущества нередко совершаются должностными лицами. Они злоупотребляют своими полномочиями для личного обогащения, из-за чего вредят государству и обычным людям. Хищение бюджетных средств – серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Конкретный приговор выносится в зависимости от обстоятельств и размера украденного. Такие правонарушения характерны и достаточно распространены в постсоветских странах (Беларусь, Казахстан, Украина и, кончено, РФ), где наблюдается высокий уровень коррупции.

Что представляет собой хищение бюджетных средств?

Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.

Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.

При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.

Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  • Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  • Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  • Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.

Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.

Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.

Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  • Хищение при осуществлении государственных закупок;
  • Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  • Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  • Незаконный возврат из бюджета НДС;
  • Хищение при реализации целевых государственных программ;
  • Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.

Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.



С какого момента преступление считается законченным?

Законченным преступление будет, когда чужие ценности будут изъяты преступником и он получит возможность распоряжаться похищенными ценностями в своих целях. Тот факт, что виновное лицо распоряжается чужой похищенной собственностью в своих целях или нет, не имеет значения. Главное, чтобы злоумышленник имел возможность (!).

Если же преступнику не удалось закончить преступление по независящим от него причинам (например, он был пойман в момент совершения преступления, не смог осуществить вывод денежных средств с чужого банковского счета по техническим причинам), то такое правонарушение признается покушением на совершение кражи.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.

Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  • При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  • При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере. Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.

Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.

Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.

Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.

При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Состав преступления


Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.

  • Не поставляться или не оказываться.
  • Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  • Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.

Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.

Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.

Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит. Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.

Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.

Мошенничество – это получение средств обманным путем. Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.

Мошенничество с бюджетными деньгами

Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.

При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.

Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.

Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.

Срок давности

Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  • с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  • средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  • с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.

В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  • Утвержденный бюджет;
  • Бюджетная роспись;
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  • Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.

Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  • Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.

Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Что такое гос. имущество?

Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие государственной собственности в статье 214. Это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и её субъектам, а также земли и природные ресурсы, не находящиеся в собственности физических, юридических лиц и муниципальных образований.

Государственное имущество закрепляется за государственным предприятиями, которые могут им владеть, распоряжаться и пользоваться. Денежные средства распределяются по бюджетам и составляют государственную казну.

Куда сообщить о хищении бюджетных средств?

О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.

В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.

Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.

Уголовная отвественность за хищение бюджетних средств

Согласно уголовному законодательству, под присвоением денежных средств или их растратой следует понимать способы завладения чужими финансовыми средствами в обстоятельствах, когда они (средства) являются вверенными злоумышленнику.

Наказания при покушении должно быть не больше трёх четвертей от максимального размера наиболее строгой меры по указанной статье.

Вообще же выделение бюджетного хищения в отдельную статью, с санкцией, сравнимой с наказанием за убийство, отсылает к советскому законодательству, защищавшем прежде всего социалистическую собственность. Ответственность за хищение бюджетных средств В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.

Судебная практика на 2020 год

Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.

Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.

Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.

Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».

В 2020 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.

Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.

От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.

Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.

Злоупотребление служебным положением

Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.

Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  • Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  • Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  • Быть на муниципальной или государственной службе.

Кто является получателем средств из бюджета

Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда. Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома. По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  • государственную власть;
  • управления внебюджетных фондов;
  • местную власть;
  • муниципальные администрации;
  • казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем. Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ. В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.

Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую. В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом. При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.

Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями. Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.

Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.

Виды нецелевого расходования

Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Комментарии к ст. 285.1 УК РФ

Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату. Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений.

Отечественная бюджетная система состоит из фонда разных уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • внебюджетного.

Средства выделяются из фондов на покрытие строго определенных расходов и исключительно определенному получателю. Если средства были переданы иному лицу или потрачены на неуказанную цель, то имеет место нецелевое расходование денег. При этом не имеет значения повод совершения подобных действий. Даже если какое-либо действие выполнено во благо, но противоречит БК РФ, то оно признается преступным.

Бюджетные деньги могут быть выделены в следующих формах:

  1. Дотация. Данная форма представляет собой выплату предприятию, у которого заложенные в плане расходы, превышают выручку.
  2. Субсидия. Она представляет собой поддержку меньшего уровня, предприятия или даже гражданина.
  3. Субвенция. Эта форма является помощью муниципальному самообразованию или юридическому лицу с целью обеспечения возможности реализовать какую-либо программу.
  4. Ассигнование. Бюджетное ассигнование – это средства, получаемые на основании документа о бюджетном исполнении.
  5. Кредит, то есть выдача средств на условии возврата с процентами или без. Стоит отметить, что за растрату этих денег ответственность статьей 285.1 не предусмотрена. Для получения информации по этому вопросу следует изучить вторую часть 176 статьи «Растрата государственного кредита».

Объектом преступного действия, рассмотренного в статье 285.1 УК РФ, считается процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • поступление средств для оплаты счетов на основании различных документов;
  • разрешение выполнения оплаты;
  • убытие денег.

В качестве субъекта рассматриваемого преступного действия всегда выступает должностное лицо, которое имеет право получать средства из казны и перераспределять их.

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/hishchenie-byudzhetnyh-sredstv-statya.html

Статья 210. Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением

Новая редакция ст. 210 УКУ с комментариями.

1. Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, а так же осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, –

наказываются штрафом от одной тысячи до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. 1. К бюджетным средствам относятся средства, включаемые в государственный бюджет и местные бюджеты независимо от источника их формирования.

2. Крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

3. Особо крупным размером бюджетных средств в соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в три тысячи и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Комментарий к ст. 210 УК Украины

1. Деяние, предусмотренное ст. 210 УК, является специальным видом злоупотребления властью или должностными полномочиями (ст. 364 УК Украины).

2. Законом Украины от 5 декабря 1990 г. «О бюджетной системе Украины» (ЗУ. Том 1.- 1996.- С. 51-54) нарушениями законодательства о бюджетной системе признаются использования средств государственного бюджета на цели, не предусмотренные Законом о Государственном бюджете Украины или в объемах, превышающих предел расходов, утвержденную Законом о Государственном бюджете Украины.

3. Состав преступления образуют:

а) использование должностным лицом бюджетных средств не по их назначению или в больших объемах, чем было предусмотрено;

б) несоблюдение требований по использованию расходов бюджета (сокращение или непропорциональное использования), если эти действия были совершены с бюджетными средствами в крупных размерах, то есть на сумму в сто и более раз больше необлагаемого минимума доходов граждан.

4. Преступление признается совершенным при отягчающих обстоятельствах, если оно было совершено повторно (второй раз) или группой лиц или в особо крупных размерах (когда размер бюджетных средств составляет тысячу и более необлагаемых минимумов доходов граждан) и квалифицируется по ч. 2 ст. 210 УК.

5. Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины совершается умышленно. Ошибка в использовании бюджетных средств состава преступления не образует.

6. Ответственными за нарушение законодательства о бюджетной системе есть должностные лица, которые наделены полномочиями распоряжаться бюджетными средствами.

Перечень должностных лиц, которые являются распорядителями средств государственного бюджета, определен постановлением Кабинета Министров Украины от 8 января 2000 года № 13 «О совершенствовании системы главных распорядителей средств государственного бюджета» (ОВУ.- 2000.- № 2.- Ст. 36).

7. Ответственность за нарушение законодательства о бюджетной системе Украины наступает с шестнадцати лет.

Другой комментарий к статье 210 Уголовного кодекса Украины

1. Предметом преступления являются бюджетные средства-доходы бюджетов, образующиеся за счет налоговых, неналоговых и других поступлений на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, подарки, гранты) (п. 19 ст. 2 БК).

2. Бюджетная система Украины является совокупностью государственного бюджета и местных бюджетов. Под бюджетом понимается план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода. Сводный бюджет Украины включает показатели государственного бюджета Украины, сводного бюджета АРК и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя. Местными бюджетами признаются бюджет АРК, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и объединений).

3. В Украине применяется казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины, которая предусматривает осуществления созданным при МФ Указом Президента Украины от 27 апреля 1995 г. № 335 Государственным казначейством Украины:

– операций со средствами государственного бюджета;

– расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств;

– контроля бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей;

– бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении государственного бюджета (ст. 48 БК).

Государственное казначейство Украины действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением КМУ от 31 июля 1995 г. № 590.

Введено кассовое выполнение государственного бюджета Украины ст. 41 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 1999 год” от 31 декабря 1998 г., которой установлено, что с 1 января 1999 г. кассовое выполнение государственного бюджета Украины по доходам осуществляется органами Государственного казначейства Украины, а с 1 апреля 1999 г. расходы государственного бюджета Украины осуществляются через регистрационные счета учреждений и организаций в органах Государственного казначейства Украины. Согласно ст. 53 Закона Украины ” О Государственном бюджете Украины на 2001 год” от 7 декабря 2000 г. при исполнении бюджетов всех уровней применяется кассовый метод учета, что предусматривает регистрацию операций по доходам, расходам и финансированием разницы между доходами и расходами в бухгалтерском учете в момент проведения соответствующих платежей и отражение всех операций по исполнению бюджета на время их регистрации в учете. П. 1. 6 “основных направлений бюджетной политики на 2002 год (бюджетная резолюция)”, одобренных постановлением ВРУ от 21 июня 2001 г., предусматривает обеспечение в течение 2002 г. перехода на полное казначейское обслуживание бюджетов всех уровней. Указом Президента Украины “Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере” от 25 декабря 2001 г. МФ и Государственному казначейству Украины поручено обеспечить в соответствии с законодательством казначейское обслуживание местных бюджетов, которое, согласно Указу Президента Украины от 5 декабря 2002 г. “О неотложных мерах по совершенствованию механизмов казначейского обслуживания” должно быть обеспечено КМУ в течение 2003 года. Статьей 7214 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год”, которым этот Закон дополнен Законом от 9 июля 2003 г., КМУ поручено в полном объеме обеспечить внедрение в 2003 г. казначейского обслуживания местных бюджетов по расходам.

4. Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается МФ, согласно бюджетных назначений. Министр финансов Украины в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи государственного бюджета Украины установленному бюджетному назначению (ч. 1, 3 ст. 49 БК). Местный бюджет выполняется по росписи, утверждаемой руководителем местного финансового органа, который в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи местного бюджета установленному бюджетному назначению (ч. 3 ст. 78 БК).

Постановлением КМУ от 28 февраля 2002 г. № 228 утвержден Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований по выполнению смет бюджетных учреждений, согласно которому всеми бюджетными учреждениями составляются сметы, которые являются основным плановым документом, предоставляющим бюджетному учреждению полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями. Бюджетное назначение-это полномочия, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств БК, Законом О Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Смета имеет две составляющие: общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций; специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций. План ассигнований из общего фонда бюджета учреждения – это помесячное распределение ассигнований, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации. Он регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года. Бюджетное ассигнование-это полномочия, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.

Сметы, планы ассигнований и штатные росписи утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения, за исключением смет, указанных в п. 33 указанного порядка.

Все распорядители бюджетных средств открывают в органах Государственного казначейства на свое имя регистрационные счета для обеспечения учета бюджетных средств, выделенных им на соответствующий год, в результате чего создается общегосударственная система единого казначейского счета для казначейского исполнения Государственного бюджета (см. “Инструкция об открытии регистрационных счетов органами Государственного казначейства Украины” от 9 апреля 1997 г. № 32, утвержденную приказом Главного управления Государственного казначейства Украины. Приказом Государственного казначейства Украины от 19 октября 2000 г. № 103 утвержден “Порядок учета обязательств распорядителей средств бюджета в органах Государственного казначейства”.

5. В статье 116 БК дается определение понятия бюджетного правонарушения: это несоблюдение участниками бюджетного процесса установленного БК и другими нормативно-правовыми актами порядка составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета или отчета о выполнении бюджета.

Непосредственно в БК правонарушением, связанным с несоблюдением установленного порядка исполнения бюджета, признано нецелевое использование бюджетных средств (ст. 119), что является одной из форм совершения преступления, предусмотренного ст. 210.бюджетными правонарушениями являются и другие деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 210 и 211.

6. С объективной стороны состав преступления, предусмотренного ст.210, характеризуется совершением одного из четырех деяний:

– использованием бюджетных средств вопреки их целевому назначению;

– использованием бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов;

несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета, как это установлено действующим бюджетным законодательством;

несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Первые две формы совершения преступления представляют собой лишь действия, а именно принятие должностным лицом решений, которыми предусматривается финансирование отдельных статей расходов в размерах, превышающих установленные утвержденным бюджетом. Две другие формы совершения преступления могут проявляться как в активных действиях, так и в бездействии служебного лица. Например, путем бездействия преступление будет совершено в случае, если доходы бюджета сокращаются, но распорядители бюджетных средств или лица, которые их используют, не принимают решения о сокращении расходов по всем или отдельным (кроме защищенных) статьям.

7. Все формы нарушения законодательства о бюджетной системе тесно взаимосвязаны. При совершении любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 210 нарушений в нем одновременно содержатся и признаки остальных нарушений.

Изменение руководителем размеров и соотношения расходов утвержденной сметы с нарушением указанного порядка, если размер отдельных из них будет превышать утвержденный сметой, должна квалифицироваться как использование должностным лицом бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов. При этом в деянии служебного лица содержатся признаки и других деяний, предусмотренных ст. 210, – несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджета (поскольку одни расходы незаконно увеличиваются, а другие – уменьшаются) и использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению. Таким образом, использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, как правило, а непропорциональное сокращение расходов бюджета при его дефиците, как и использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению, всегда является одновременно и непропорциональным финансированием расходов бюджета. Использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, не будет одновременно непропорциональным финансированием расходов бюджета лишь в случаях, когда превышение утвержденных пределов расходов осуществляется пропорционально по всем статьям расходов бюджета. По сути, непропорциональное финансирование расходов бюджета является родовым понятием относительно всех указанных в диспозиции ч. 1 ст. 210 способов нарушения законодательства о бюджетной системе.

8. Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению – это расходование их на цели, не отвечающие бюджетным назначениям, установленным Законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, и выделенным бюджетным ассигнованиям (ст.119 БК). Нецелевым использованием бюджетных средств является их расходование в любой форме (денежными средствами, путем взаимозачетов и расчетов векселями, предоставлением налоговых льгот или товарного кредита) вопреки назначением, которые определены для этих средств соответствующими сметами доходов и расходов, решением органов власти или заключенными с кредиторами договорами (см. абз.1 п. 3 “Порядка обеспечения органами государственной контрольно-ревизионной службы возврата средств государственного и местных бюджетов и государственных целевых фондов, использованных предприятиями, учреждениями и организациями не по целевому назначению и/или не возвращенных бюджетам или фондам займов и кредитов”, утвержденного Приказом МФ от 14 ноября 2000 г. № 275). То есть финансирование за счет бюджетных средств расходов, вообще не предусмотренных расходными статьями утвержденного бюджета, или же финансирование одних статей за счет других статей расходов.

Нецелевым использованием бюджетных средств должен признаваться также направление бюджетных средств на банковские депозиты; приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью получения прибыли и/или последующей продажи; осуществление за счет бюджетных средств взносов в уставный фонд другого юридического лица или предоставлении ему благотворительной помощи, использование средств, которые имели целевое направление, с другой целью; расходование бюджетных средств при отсутствии первичных документов, подтверждающих осуществление хозяйственных операций; расходование бюджетных средств сверх установленных нормативов, в случае если такие виды расходования не разрешены нормативно-правовыми актами или не оговорены отдельно при выделении средств (см. абз. 2 п. 3 указанного порядка).

Как использование бюджетных средств не в соответствии с целевым назначением должно квалифицироваться и их использование с нарушением определенного законодательными актами порядка целевого использования. В частности, ст. 28 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 1998 год” от 30 декабря 1997 г. с целью защиты отечественного товаропроизводителя запрещает предприятиям, учреждениям и организациям, которые финансируются из бюджета независимо от форм собственности, использовать бюджетные средства на приобретение оборудования, техники, промышленных и продовольственных товаров импортного производства, а также на пользование услугами иностранных предприятий, учреждений и организаций, если такие же товары производятся или услуги предоставляются предприятиями Украины.

Использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетом, в зависимости от мотивов и целей его совершения, может содержать признаки и других преступлений, например превышение власти или служебных полномочий, похищение имущества или за владение им. В частности, использование бюджетных средств на цели, финансирование которых вообще не предусмотрено утвержденным бюджетом, но затраты на которые могут осуществляться в соответствии с бюджетной классификацией (см.: разд. II “Расходы бюджета” приложения № 3 к Постановлению ВРУ от 12 июля 1996 г. “О структуре бюджетной классификации Украины”; разд. II “классификация расходов бюджета ” приложения № 1 к приказу МФ от 27 декабря 2001 г. № 604), которым утверждена бюджетная классификация, по сути, является превышением власти или служебных полномочий, поскольку бюджеты всех уровней и статьи их расходов утверждаются коллегиальными органами, а потому принятие должностным лицом решения об использовании бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетом, является явным выходом за пределы предоставленных такому лицу законом прав и служебных полномочий и должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 365. ПВСУ в подпункте ” в ” абз.2 п. 5 Постановления “О судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” от 26 декабря 2003 г. № 15 разъяснил, что совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально, должно квалифицироваться как превышение власти или служебных полномочий.

Частью 1 ст. 59 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год” от 27 ноября 2003 г. и ч. 1 ст. 50 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. предусмотрено, что как нецелевое использование бюджетных средств квалифицируется осуществление из соответствующего местного бюджета расходов, которые должны проводиться согласно БК из другого бюджета.

Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению может быть способом совершения других, более тяжких преступлений, например завладения имуществом. Последнее имеет место, в частности, при незаконном использовании служебными лицами бюджетных средств на строительство или ремонт принадлежащего им на праве частной собственности жилья, благоустройство земельных участков, оплату обучения в учебных заведениях их детей и тому подобное.

9. Использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, – это финансирование отдельных или всех расходных статей бюджета, в том числе и с соблюдением принципа пропорционального финансирования расходов бюджета, в размерах, превышающих те, которые утверждены бюджетом. Такое финансирование может осуществляться за счет дополнительных, более определенные, поступлений в бюджет в результате увеличения его доходной части, а также за счет использования средств, предназначенных на финансирование других расходов бюджетов (в последнем случае одновременно будет иметь место как использование этих средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, так и использования их не в соответствии с целевым назначением).

Как использование бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, надо рассматривать, например, увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фонду государственного бюджета Украины на оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов, на капитальные расходы за счет уменьшения бюджетных назначений на текущие расходы, что запрещено ч. 3 ст. 17 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2002 год” от 20 декабря 2001 г., Утверждение смет и планов ассигнований, а также осуществление расходов в сумме, что превышает утвержденные бюджетные назначения (см. п. 41 порядка).

Статьей 23 Закона Украины “О Государственном бюджете на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. запрещается увеличение бюджетных назначений по общему и специальному фондам Государственного бюджета Украины на: оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов; расходы развития за счет уменьшения бюджетных назначений на расходы потребления; расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти, за счет других расходов.

10. Несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета может, в частности, признаваться:

– непринятие решений о пропорциональном сокращении расходов по всем расходным статьям бюджета в случае уменьшения поступлений в него;

– непредставление органам, что утвердили бюджет, предложений по принятию решений о пропорциональное сокращение расходов бюджетов в предусмотренных законодательством случаях;

– сокращение расходов не по всем, а лишь по отдельным статьям расходов бюджета в случае уменьшения поступлений в него, то есть непропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджета (кроме защищенных);

– пропорциональное сокращение расходов бюджета по всем, в том числе и по защищенным статьям бюджета в случае уменьшения поступлений в бюджет (при этом несоблюдение требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета проявляется в том, что оно распространяется и на защищенные статьи расходов, которые ему не подлежат).

Статья 26 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2000 год”, ст. 30 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2001 год” и ст. 21 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2002 год” от 20 декабря 2001 г., а также ст. 46 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год” предусматривали, что финансирование расходов государственного бюджета Украины по защищенным статьям и по социальной защите инвалидов осуществляется в первоочередном порядке и пропорционально по распорядителям средств государственного бюджета Украины. Указанные статьи, а также ст. 30 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2003 год” от 26 декабря 2002 г. и ст. 32 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” от 23 декабря 2004 г. определяют и перечень защищенных статей расходов общего фонда государственного бюджета Украины соответственно на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 годы по экономической структуре расходов. В частности, к защищенным статьям расходов общего фонда Государственного бюджета Украины на 2002 г. отнесены: оплата труда работников бюджетных учреждений (код 1110); начисления на заработную плату (код 1120); приобретение медикаментов и перевязочных материалов (код 1132); обеспечение продуктами питания (код 1133); выплата процентов по государственному долгу (код 1200); трансферты населению (код 1340); трансферты местным бюджетам (код 1320). Эти же статьи расходов общего фонда государственного бюджета признаны как защищенные Законами О Государственном бюджете Украины также на 2003, 2004 и 2005 годы. Кроме того, защищенными расходами Государственного бюджета Украины на 2003, 2004 и 2005 годы определены расходы на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих и обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, а на 2004 г. – дополнительно определены расходы на реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, разведывательную деятельность в сфере военной обороны (ч. 2 ст. 46 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год”), а ч. 2 ст. 32 Закона Украины” О Государственном бюджете Украины на 2005 год” – также расходы на обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, и расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями i-IV уровней аккредитации, фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.

11. С 1998 г. внедрен бюджетная роспись по месяцам (см.: п.2 постановления КМУ “О состоянии внедрения казначейского исполнения смет расходов” от 1 сентября 1997 г. № 963). Несоблюдение требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджета проявляется в непропорциональном финансировании определенных бюджетом статей расходов: финансирование в полном объеме одних статей расходов при одновременном уменьшении его объема по другим статьям или вообще нефинансирование отдельных статей; несоблюдение сроков финансирования расходов по отдельным статьям, что приводит к задолженности, например, по выплате пенсий, заработной платы и тому подобное.

12. преступление считается законченным с момента совершения любого из четырех названных в диспозиции ч. 1 ст. 210 деяний, если их предметом были бюджетные средства в крупном (ч. 1 ст. 210) или особо крупном (ч. 2 ст. 210) размере. В соответствии с примечанием к ст.210, крупным размером бюджетных средств считается сумма, в тысячу и более раз, а особо крупным размером – сумма, в три тысячи и более раз превышают необлагаемый минимум доходов граждан.

Последствия нарушения законодательства о бюджетной системе находятся за пределами состава данного преступления, а поэтому должны учитываться при определении меры наказания за совершенное преступление, а в необходимых случаях – получать самостоятельную уголовно-правовую квалификацию. В частности, причинение вреда охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или интересам юридических лиц, или государственным или общественным интересам должно квалифицироваться в зависимости от размера причиненного вреда по ст. 364 или ст. 365. Совершение должностным лицом деяния, направленного на нарушение законодательства о бюджетной системе (например, издание приказа об использовании бюджетных средств в крупных размерах вопреки их целевому назначению), если такое нарушение не произошло по независящим от него обстоятельствам, следует квалифицировать как покушение на совершение преступления.

13. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

14. Субъектом преступления может быть любое должностное лицо, наделенное правом распоряжаться бюджетными средствами, в том числе соответствующие служебные лица предприятий, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет бюджета, которые действующим бюджетным законодательством признаются распорядителями или получателями бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей средств бюджета на соответствующий год и распорядителей средств бюджета низшего уровня. Главные распорядители бюджетных средств-это бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии с ч. 1 ст. 22 БК определяются и утверждаются непосредственно законом О государственном бюджете или решением о местном бюджете на соответствующий год путем установления им бюджетных назначений. Распорядитель средств бюджета низшего уровня – это распорядитель, который в своей деятельности соответствующему главному распорядителю и (или) деятельность которого координируется через него. Распорядители низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядители низшего уровня, в процессе составления, утверждения и исполнения смет пользуются относительно них правами, определенными для главных распорядителей (см.: п.6-7 упоминаемого Порядке).

Субъектами преступления в форме несоблюдения требований относительно пропорционального сокращения расходов бюджета и несоблюдения требований относительно пропорционального финансирования расходов бюджетов всех уровней могут быть только служебные лица, отнесенные к категориям главных распорядителей и распорядителей низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядители низшего уровня.

Субъектами преступления в формах использования бюджетных средств вопреки их целевому назначению и использованию бюджетных средств в объемах, превышающих утвержденные пределы расходов, могут быть служебные лица получателей средств государственного бюджета – предприятий и хозрасчетных организаций, общественных и других организаций, не имеющие статуса бюджетного учреждения, которые получают средства из бюджета как финансовую поддержку или уполномоченные органами государственной власти на выполнение общегосударственных программ, предоставление услуг непосредственно через распорядителей и тратят бюджетные средства на основании плана использования бюджетных средств (см.: п.8, 9 Порядка), а также служебные лица органов государственной власти, по решениям которых из местных бюджетов осуществлены расходы, которые должны проводиться в соответствии с БК из другого бюджета (см.: ч. 1 ст. 59 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2004 год”; ч. 1 ст. 50 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год”).

Субъектами преступления могут быть и служебные лица субъектов хозяйственной деятельности – юридических лиц небюджетной сферы, если полученные как дотации, субсидии или субвенции бюджетные средства расходуются ими не в соответствии с их целевым назначением. При наличии в действиях таких лиц еще и признаков мошенничества с финансовыми ресурсами совершенное надо квалифицировать по совокупности преступлений – по соответствующим частям ст. 210 и ст. 222. Совершение предусмотренных диспозицией ч. 1 ст. 210 деяний должностными лицами, которые не являются распорядителями или получателями бюджетных средств, квалифицируется как превышение власти или служебных полномочий, поскольку ими в таком случае совершаются действия, относящиеся к компетенции вышестоящего служебного лица или служебного лица другого ведомства (а эти действия согласно подпункту “а” абз.2 п. 5 Постановления ПВСУ “о судебной практике по делам о превышении власти или служебных полномочий” от 26 декабря 2003 г. № 15 должны квалифицироваться именно так).

15. квалифицированными видами нарушения законодательства о бюджетной системе является совершение предусмотренных ч. 1 ст. 210 деяний: повторно; по предварительному сговору группой лиц; относительно бюджетных средств в особо крупных размерах.

Повторным является совершение любого деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 210, лицом, ранее совершившим одно или несколько таких деяний, независимо от их последовательности и наличия или отсутствия судимости за них. При этом необходимо, чтобы умысел на совершение каждого нарушения законодательства о бюджетной системе возникал у виновного лица самостоятельно. Если же при совершении первого деяния умыслом служебного лица охватывались и последующие деяния (эпизоды), связанные с нарушением законодательства о бюджетной системе, все совершенное должно рассматриваться как единственное продлеваемое преступление и в зависимости от размера бюджетных средств, которые были предметом нарушений, должно квалифицироваться по ч. 1 или ч. 2 ст. 210.

Совершенным по предварительному сговору группой лиц надо считать такое нарушение законодательства о бюджетной системе, в котором принимали участие как соисполнители, предварительно договорившись о его совершении, по крайней мере два служебных лица, являющиеся субъектами данного преступления.

Вместе с тем нормы, предусмотренные ст. 210 и ст. 364 или ст. 365, не могут рассматриваться как специальная и общая, поскольку:

– с субъективной стороны злоупотребление властью или служебным положением предусматривает наличие специальных мотивов (корыстный мотив, другие личные интересы, интересы третьих лиц), а мотивы совершения преступления, предусмотренного ст. 210, могут быть разными и на квалификацию не влияют;

– злоупотребление властью или служебным положением, а также основной и особо квалифицированный составы превышения власти или служебных полномочий относятся к так называемым материальным составам преступлений, поскольку обязательным их признаком является причинение существенного вреда (основные составы) или причинение тяжких последствий (ч. 2 ст. 364 и ч. 3 ст. 365), а ст. 210 предусматривает ответственность за преступление с формальным составом.

17. Использование бюджетных средств вопреки их целевому назначению могут спровоцировать забастовки, массовые беспорядки и тому подобное. Психическое отношение служебных лиц к таким последствиям характеризуется, как правило, неосторожной виной, но возможен и косвенный умысел. Поскольку указанные последствия находятся вне состава преступления, предусмотренного ст. 210, они при наличии оснований должны получать самостоятельную уголовно-правовую оценку.

Источник: https://kku.com.ua/ru/st-210


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *