Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ведь тогда государство отмечало своих тружеников. Он тих, молчалив и терпелив невероятно. Большинство из вас успешные, состоятельные а некоторые даже очень богатые люди, пришедшие в политику для решения СВОИХ вопросов.

Пополняем уставный капитал: юридический аспект

Автор: Василенко Ольга, налоговый эксперт

Что можно вносить в уставный капитал?

Независимо от того, когда принято решение о взносе (при формировании уставного капитала или позже — при его увеличении), внести в уставный капитал можно следующие виды активов ( ч. 2 ст. 115 ГКУ, ч. 1 ст. 86 ХКУ, абз. 1 ст. 13 Закона о хозобществах):

денежные средства (в том числе в иностранной валюте);

ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные и инвестиционные сертификаты и пр.);

движимое имущество (имущество, которое можно свободно перемещать в пространстве ( ч. 2 ст. 181 ГКУ) — это может быть как индивидуально определенное имущество (транспортные средства, оборудование, компьютерная техника), так и имущество, определенное родовыми признаками (товары, измеряемые в килограммах/тоннах, сырье, материалы и пр.));

недвижимое имущество (здания, сооружения, дома, квартиры, земельные участки и другие объекты, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения);

имущественные права (право пользования имуществом (в том числе земельными участками), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (литературные и художественные произведения, компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, торговые марки и др.), доля в уставном капитале и пр.).

В то же время учтите: для некоторых субъектов хозяйствования в отношении предмета взноса действуют специальные ограничения. Например, банки и страховые компании имеют право осуществлять взносы только денежными средствами ( абз. 14 ст. 2 Закона о страховании, абз. 2 ст. 32 Закона о банках).

если взнос осуществляется имуществом или имущественными правами, его нужно оценить

Денежная оценка вклада осуществляется по соглашению участников общества. А в случаях, установленных законом, проводится независимая экспертная оценка ( ч. 2 ст. 115 ГКУ). Порядок оценки взносов должен быть оговорен в учредительных документах (письмо Госкомпредпринимательства от 26.12.2007 г. № 9705).

Учтите также: в отношении некоторых подвидов из перечисленных видов активов законодательством установлены ограничения — их вносить в уставный капитал нельзя. О том, что относят к таким «запрещенным» активам, расскажет таблица.

Активы, которые нельзя вносить в уставный капитал

средства, полученные в кредит или под залог

облигации (размещение предприятием для формирования и увеличения своего уставного капитала)

долговые эмиссионные ценные бумаги акционерного общества (АО), эмитентом которых является учредитель этого АО

имущество государственных (коммунальных) предприятий, которое в соответствии с законом или по решению органа местного самоуправления не подлежит приватизации

имущество, пребывающее в оперативном управлении бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено законом

право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности

имущество должника со дня вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве, кроме случаев, прямо предусмотренных законом

право на аренду земельного участка государственной и коммунальной собственности, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8 1 Закона № 161

право на земельную долю (пай) — до вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01.01.2017 г.

земельные участки, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства — до вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01.01.2017 г.

имущество, ограниченное или запрещенное для гражданского оборота

личные неимущественные права интеллектуальной собственности, личные неимущественные блага

право участия в обществе как личное неимущественное право

п. 2 постановления № 313

* Несмотря на то, что в ч. 3 ст. 86 ХКУ речь идет о формировании уставного капитала, указанное ограничение распространяется на любую операцию по внесению вклада, в том числе и на пополнение уставного капитала (см. письмо Госкомпредпринимательства от 18.03.2005 г. № 1768 (далее — письмо № 1768), постановление ВХСУ от 10.03.2011 г. № 4/89).

Кроме того, взнос в уставный капитал не может быть осуществлен путем зачета требований к обществу ( ч. 2 ст. 144 ГКУ). Причем, учитывая неоднозначность трактования этой нормы, к зачету не стоит прибегать не только при формировании уставного капитала, но и при его увеличении (подробнее см. с. 38).

«Формирующий» и «увеличивающий» взносы — в чем разница?

Как мы уже отметили, первичные и дополнительные взносы могут быть осуществлены одними и теми же видами активов. То есть тут между ними различий нет. Нет различий и в порядке их учета (подробнее об учете взносов см. статью на с. 9). Но есть между ними одна принципиальная разница, о которой следует помнить. Заключается она в том, что «формирующий» (первичный) взнос для большинства хозяйственных обществ должен быть внесен не позднее одного года с даты регистрации общества.

Так, для ООО соответствующее требование содержит ч. 1 ст. 52 Закона о хозобществах. Те же правила действуют для обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) ( ч. 3 ст. 65 Закона о хозобществах). В течение года должны оплатить свои первичные вклады и участники коммандитного общества ( ч. 3 ст. 80 Закона о хозобществах). Учредители АО должны оплатить полную стоимость приобретенных акций до даты утверждения результатов размещения первого выпуска акций ( ч. 3 ст. 11 Закона об АО). Только для участников полного общества срок внесения первичного взноса законодательством не ограничен — его устанавливают в учредительном договоре ( ч. 2 ст. 120 ГКУ). Ну и частные предприятия в этом отношении тоже законодательно не ограничены. А вот

в отношении дополнительных взносов предельных сроков внесения законодательство не устанавливает ни для кого

Поэтому любое предприятие, независимо от своей организационной формы, вправе урегулировать этот вопрос самостоятельно. Для этого оно просто включает соответствующее положение в устав или в протокол общего собрания, на котором принято решение об увеличении уставного капитала. Если этого не сделать, то контролировать выполнение обязательства участника будет гораздо сложнее. Хотя суды в таком случае «привязываются» к срокам, установленным для первичных взносов (см., например, постановление ВХСУ от 07.10.2008 г. по делу № 29/618-07).

Финансовое состояние инвестора — надо ли подтверждать?

Поскольку законодательство запрещает использовать для формирования уставного капитала некоторые виды средств (в частности, бюджетные средства, а также средства, полученные в кредит или под залог), заложен в нем и механизм контроля за их происхождением. Осуществляется он путем проверки финансового состояния инвестора. Так, ч. 3 ст. 86 ХКУ устанавливает:

— финансовое состояние учредителей — юридических лиц относительно их способности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд хозяйственного общества в случаях, предусмотренных законом, должно быть проверено независимым аудитором (аудиторской организацией) в установленном порядке;

— имущественное состояние учредителей — граждан должно быть подтверждено справкой органа доходов и сборов о поданной декларации об имущественном состоянии и доходах.

Как видим, согласно приведенной норме финансовое состояние учредителей — юридических лиц проверяется только в случаях, предусмотренных законом. Такой случай один — установлен он абз. 4 ст. 13 Закона о хозобществах и касается учредителей публичных акционерных обществ (ПАО). То есть

финансовое состояние юридического лица необходимо проверять только в случае, если такое лицо является учредителем ПАО

А вот для проверки имущественного состояния учредителей-граждан никакие дополнительные условия не предусмотрены. Поэтому согласно ч. 3 ст. 86 ХКУ любой учредитель хозяйственного общества — гражданин должен подтвердить свое имущественное состояние справкой из налоговой.

Ответ дают налоговики (см. БЗ 103.24): физическое лицо (в том числе нерезидент), которое планирует осуществлять взнос в уставный фонд, подает в контролирующий орган (по месту учета) декларацию об имущественном состоянии и доходах. А затем, по обращению плательщика, этот орган в десятидневный срок выдает справку о ее подаче для подтверждения имущественного состояния. При этом фискалы отмечают, что срок подачи декларации, установленный п.п. 49.18.4 НКУ, на случаи предоставления декларации с целью выполнения ч. 3 ст. 86 ХКУ, не распространяется. А справку они выдают согласно п. 179.12 НКУ (текст разъяснения см. на с. 43).

Кстати, по мнению контролеров, освобождение от предоставления декларации, предусмотренное п. 179.2 НКУ, на рассматриваемый случай не действует (см. письмо ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4781/П/17-0715).

Учтите также: из письма Госкомпредпринимательства от 23.03.2004 г. № 1776 следует, что требование о подтверждении финансового состояния должно быть выполнено как при формировании уставного капитала, так и при его увеличении. Косвенно подтверждает это их же письмо № 1768. Ведь в нем отмечено, что при увеличении уставного капитала должны быть учтены нормы ч. 3 ст. 86 ХКУ. Обратите внимание: формально подтверждения требует только финансовое состояние учредителей. А вот подтверждать финансовое состояние новых участников ч. 3 ст. 86 ХКУ не требует. По этой причине распространение действия этой нормы на увеличение уставного капитала выглядит, по меньшей мере, странно.

Ну а подводя итог, отметим: все сказанное вовсе не означает, что подтверждение финсостояния инвестора — обязательная для предприятия процедура. Ведь ст. 17 Закона № 755 необходимости предоставления соответствующего подтверждения не предусматривает. Налоговики тоже не могут обязать подать декларацию в этом случае (см. решение ВАСУ от 23.02.2012 г. № К-12362/09). Так что никакая ответственность за «неподтверждение» ни предприятию, ни гражданину-инвестору не грозит.

Порядок увеличения уставного капитала

уставный капитал хозяйственного общества можно увеличить только после того, как все участники полностью внесут свои первичные вклады (оплатят акции)

Исключением являются случаи, прямо предусмотренные законом ( ч. 4 ст. 16 Закона о хозобществах).

При этом на законодательном уровне порядок увеличения уставного капитала утвержден только для ПАО и частных акционерных обществ (ЧАО) (см. Порядок № 822). А вот остальные предприятия устанавливают его самостоятельно и закрепляют соответствующие положения в уставе (учредительном договоре).

В общем случае этот порядок будет выглядеть так:

1. Принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение изменений в учредительные документы.

Решение об увеличении уставного капитала оформляют протоколом общего собрания участников. Одновременно общее собрание утверждает новую редакцию устава. Если общество основано одним юридическим или физическим лицом, воля учредителя об увеличении уставного капитала закрепляется решением собственника.

В протоколе собрания (решении собственника) следует указать следующую информацию:

— источник увеличения уставного капитала (дополнительные взносы или реинвестиция дивидендов);

— размер увеличения уставного капитала;

— перераспределение долей участников, если оно произойдет в связи с увеличением уставного капитала;

— форма, в которой будет происходить увеличение уставного капитала (денежные средства, основные средства, нематериальные активы, ТМЦ и т. д.).

Учтите: если увеличение уставного капитала происходит за счет взносов новых участников, дополнительные взносы осуществляются не всеми учредителями или всеми, но в суммах, не пропорциональных их первоначальным долям, то после увеличения уставного капитала доля каждого из учредителей изменится. Если такие последствия нежелательны, «непропорциональных» дополнительных взносов лучше избегать, а при вхождении новых участников учредителям тоже придется «раскошелиться».

Кстати, обратите внимание: дополнительные взносы участников ООО не влияют на размер их части в уставном капитале, если иное не предусмотрено уставом ( ч. 2 ст. 51 Закона о хозобществах). Однако, на дополнительные взносы при увеличении уставного капитала эта норма не распространяется. В ней речь идет о дополнительных взносах, осуществляемых согласно ч. 4 ст. 144 ГКУ. Подробнее о них см. с. 36.

2. Регистрация изменений в ЕГР.

Сведения о размере уставного капитала и доле каждого участника отражаются в Едином государственном реестре ( п.п. 15 п. 2 ст. 9 Закона № 755). А потому увеличение уставного капитала обязательно нужно зарегистрировать. Для этого госрегистратору следует подать такие документы ( п. 4 ст. 17 Закона № 755):

1) заявление о госрегистрации изменений в ведомости о юридическом лице, которые содержатся в ЕГР;

2) экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения о внесении изменений в учредительные документы;

3) документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского, судового реестра и т. д.) — в случае изменений, связанных с вхождением в состав учредителей (участников) иностранного юридического лица;

4) документ об уплате административного сбора;

5) учредительный документ в новой редакции.

Вместе с этими документами подается экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия), удостоверяющая полномочия представителя, подающего документы, кроме случаев, когда ведомости о его полномочиях уже содержатся в ЕГР ( п. 19 ст. 17 Закона № 755).

Подать эти документы следует в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений в учредительные документы ( ч. 2 ст. 7 Закона о хозобществах).

Регистратор (при отсутствии оснований для остановки рассмотрения документов и отказа в госрегистрации) в течение 24 часов вносит изменения в ЕГР, а также формирует и обнародует на портале электронных сервисов выписку, результаты предоставления административных услуг в сфере госрегистрации и уставные документы юридического лица ( п.п. 1 п. 1 ст. 26, пп. 8, 9 п. 2 ст. 25 Закона № 755).

решение об увеличении уставного капитала вступает в силу со дня внесения изменений в государственный реестр

Об этом в один голос твердят ч. 3 ст. 87 ХКУ и ч. 2 ст. 16 Закона о хозобществах.

3. Фактическое осуществление взноса.

О порядке осуществления взноса и его учете см. статью на с. 9.

  • Взносы в уставный капитал (как первичные, так и дополнительные) могут осуществляться денежными средствами, ценными бумагами, имуществом, а также имущественными правами.
  • Финансовое состояние инвестора — физического лица подтверждать необязательно. Ведь ответственности за неподтверждение нет.
  • Порядок увеличения уставного капитала хозяйственные общества (кроме АО) устанавливают самостоятельно и закрепляют соответствующие положения в уставе (учредительном договоре).
  • Основным отличием между первичным и дополнительным взносом является то, что сроков внесения для допвзносов законодательство не устанавливает — их определяют в учредительных документах.

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1022689.html

Уставный фонд предприятия: налоговый учет

Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность при условии ее государственной регистрации в установленном действующим законодательством Украины порядке. При создании юридических лиц одной из первых, как правило, осуществляется операция по внесению взносов в уставный фонд новосозданного предприятия его учредителями. Предлагаем рассмотреть, как в налоговом учете отражаются операции по внесению в уставный фонд имущества и как такие операции облагаются налогом.

Формирование уставного фонда

Формирование уставного фонда для каждой организационно-правовой формы хозяйствования имеет свои особенности, поэтому данный процесс рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО).

Частью первой ст. 140 Гражданского кодекса определено, что обществом с ограниченной ответственностью является основанное одним или несколькими лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли, размер которых устанавливается уставом. Уставный фонд ООО состоит из стоимости вкладов его участников.

В соответствии с уставным фондом определяется минимальный размер имущества общества, который гарантирует интересы его кредиторов.

Согласно части второй ст. 115 Гражданского кодекса вкладом в уставный (составной) фонд ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи либо имущественные или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом. На практике он чаще всего формируется за счет денежных средств или движимого имущества учредителей.

В случае когда уставный фонд ООО формируется за счет денежных средств, в учреждении банка необходимо открыть текущий счет для его формирования.

Пунктом 4.2 Инструкции № 492 установлено, что в случае открытия текущего счета для формирования уставного фонда ООО подаются:

  • заявление об открытии текущего счета;
  • один экземпляр оригинала учредительного документа или его копия, заверенная нотариально;
  • решение учредителей (участников) об определении лица, которому предоставляется право открытия и распоряжения счетом новосоздаваемого юридического лица, которое оформляется в форме доверенности, удостоверенной нотариально;
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати.

Если же уставный фонд ООО формируется за счет имущественных взносов учредителей, то текущий счет открывать не нужно. В этом случае документом, подтверждающим внесение учредителем своего вклада, является акт приемки-передачи имущества учредителей в уставный фонд ООО. Форма этого документа действующим законодательством Украины не предусмотрена, однако на практике он должен включать в себя информацию об имуществе, которое передается в уставный фонд, и его денежной оценке в национальной валюте Украины. Денежная оценка вклада участника ООО осуществляется по согласию его участников, а в случаях, определенных законом, она подлежит независимой экспертной проверке (часть вторая ст. 115 Гражданского кодекса). Акт подписывается учредителями ООО, которые передают имущество, и его будущим директором, принимающим это имущество.

Таким образом, формирование уставного фонда общества за счет имущественных взносов учредителей проходит намного быстрее и проще, чем формирование за счет денежных средств.

Однако, как правило, уставный фонд является не только гарантией интересов кредиторов ООО, но и источником, за счет которого общество начинает и осуществляет хозяйственную деятельность, поэтому эффективнее формировать уставный фонд за счет денежных средств.

Порядок отражения в учете взносов в уставный фонд

Лицо, выступающее учредителем (участником) другого предприятия, является инвестором, а лицо, формирующее свой уставный фонд за счет учредителей (участников), — эмитентом.

Для инвестора операция по внесению денежных средств в уставный фонд квалифицируется как операция инвестиционной деятельности. Инвестор, который вносит денежные средства в уставный фонд, осуществляет приобретение актива.

В соответствии с пп. «б» пп. 14.1.81 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса финансовые инвестицииэто хозяйственные операции, предусматривающие приобретение корпоративных прав, ценных бумаг, деривативов и/или других финансовых инструментов. К финансовым инвестициям, в частности, относятся прямые инвестиции, под которыми понимают хозяйственные операции, предусматривающие внесение денежных средств или имущества в обмен на корпоративные права, эмитированные юридическим лицом при их размещении таким лицом.

В налоговом учете суммы денежных средств или стоимость имущества, поступающие плательщику налога в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные таким плательщиком налога, не учитываются при определении объекта налогообложения (пп. 136.1.3 п. 136.1 ст. 136 Налогового кодекса).

То есть операция по внесению денежных средств или имущества в уставный фонд плательщика налога является прямой инвестицией, а потому стоимость таких активов не учитывается ни в составе дохода плательщика, ни в составе расходов.

Однако имеются исключения. Так, согласно пп. 146.17.1 п. 146.17 ст. 146 Налогового кодекса операции по внесению основных средств и нематериальных активов в уставный фонд другого лица приравниваются к их продаже или другому отчуждению. Пунктом 146.13 этой статьи предусмотрен порядок отражения операций по продаже основных средств и нематериальных активов.

Так, сумма превышения доходами от продажи или другого отчуждения балансовой стоимости отдельных объектов основных средств и нематериальных активов включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения балансовой стоимостью доходов от такой продажи или другого отчуждения — в его расходы.

Сумма превышения доходами от продажи или другого отчуждения первоначальной стоимости при-обретения непроизводственных основных средств и расходов на ремонт, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии, включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения первоначальной стоимостью доходов от такой продажи или другого отчуждения — в его расходы.

Сумма превышения доходами от продажи или другого отчуждения бесплатно полученных основных средств или нематериальных активов стоимости таких основных средств или нематериальных -активов, которая была включена в состав доходов в связи с их получением, включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения стоимостью, включенной в состав доходов в связи с бесплатным получением, доходов от такой продажи или другого отчуждения — в его расходы.

Доход от продажи или другого отчуждения объекта основных средств и нематериальных активов для целей применения этой статьи определяется согласно договору о продаже или другом отчуждении объекта основных средств и нематериальных активов, но не ниже обычной цены такого объекта (актива) (п. 146.14 ст. 146 Налогового кодекса). При исчислении объекта налогообложения указанный доход учитывается в составе других доходов, датой получения которых является дата их возникновения в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено нормами раздела ІІІ этого Кодекса. Расходы, определенные ст. 146 Кодекса, не включенные в себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг согласно этой статье, включаются в состав других расходов, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения (пп. 138.12.1 п. 138.12 и п. 138.1 ст. 138 Налогового кодекса). Пунктом 138.5 ст. 138 указанного Кодекса установлено, что другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Порядок увеличения/уменьшения уставного фонда

В соответствии с частью первой ст. 16 Закона № 1576 ООО имеет право изменять размер уставного (составного) фонда — как увеличивать, так и уменьшать.

На практике преобладают случаи увеличения уставного фонда. Самыми распространенными причинами увеличения капитала являются:

  • увеличение оборотных средств юридического лица;
  • вступление новых участников;
  • получение контроля над ООО вследствии изменения структуры капитала (соотношения долей между участниками);
  • необходимость выполнения специальных требований к капиталу и экономическим нормативам (например, для коммерческих банков);
  • слияние и присоединение других юридических лиц.

Согласно ст. 16 Закона № 1576 уставный фонд может быть увеличен только после внесения полностью всеми участниками своих вкладов (оплаты акций), кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

Как отмечалось выше, операция по увеличению уставного фонда является прямой инвестицией и не учитывается ни в составе дохода, ни в составе расходов плательщика.

Статьей 144 Гражданского кодекса определены отдельные случаи, когда предприятия должны уменьшить размер уставного фонда, а именно:

  • если участники в течение первого года деятельности общества не уплатили полностью сумму своих взносов (часть третья ст. 144 Гражданского кодекса);
  • если по истечении второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала (часть четвертая указанной статьи).

Вместе с тем хотя эти случаи определены законодательством, ответственность за невыполнение данных норм четко не предусмотрена.

Уменьшение уставного фонда ООО допускается после уведомления в установленном законом порядке всех его кредиторов. В таком случае кредиторы имеют право требовать досрочного прекращения или выполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (часть пятая ст. 144 Гражданского кодекса).

Уменьшение уставного (составного) фонда при наличии возражений кредиторов ООО не допускается.

Согласно ст. 56 Закона № 1576 решение ООО об уменьшении его уставного фонда вступает в силу не раньше чем через три месяца после государственной регистрации и публикации объявления об этом в установленном порядке.

Порядок проведения процедуры, ее условия и документальное оформление должны быть определены в уставе общества.

В случае если общество приняло решение уменьшить размер уставного фонда с выплатой участникам уменьшенной доли, то:

во-первых, этот размер необходимо уменьшить на сумму неоплаченного уставного фонда при его наличии. При этом поскольку участники фактически не внесли свои доли, выплата им денежных средств не производится;

во-вторых, после уменьшения уставного фонда на сумму неоплаченного уставного фонда необходимо сравнить размер уставного фонда с чистыми активами общества и при необходимости привести в соответствие это соотношение. То есть номинальная стоимость корпоративных прав приводится в соответствие с их справедливой стоимостью. Как правило, несоответствие такого соотношения связано с убытками общества. В таком случае происходит промежуточное списание убытков за счет уменьшения номинальной стоимости прав, принадлежащих участникам (так называемая санация баланса);

в-третьих, производится уменьшение размера уставного фонда по добровольному решению участников с выплатой им соответствующего номинала доли.

В налоговом учете уменьшение уставного фонда регулируется ст. 136 Налогового кодекса. Так, для определения объекта налогообложения не учитываются суммы денежных средств или стоимость имущества, поступающие плательщику налога в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные таким плательщиком налога.

То есть операции по внесению денежных средств или имущества в уставный фонд общества не являются объектом обложения налогом на прибыль. Если ООО за собственный счет возмещает участникам их взносы (часть взносов) в уставный фонд, то возмещенная сумма не включается обществом в состав его налоговых расходов.

Вместе с тем в соответствии с пп. 136.1.13 п. 136.1 ст. 136 Налогового кодекса не учитываются в составе доходов денежные средства или имущество, которые возвращаются владельцу корпоративных прав, эмитированных юридическим лицом, в случае уменьшения размера уставного фонда такого лица, но не выше стоимости приобретения акций, долей, паев. То есть денежные средства, которые получит участник в результате уменьшения размера уставного фонда основанного им общества, не будут учитываться в составе его налогового дохода.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/6953

Об утверждении Положения об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

администрация МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении Положения об увеличении

(уменьшении) уставного фонда муниципальных

На основании Федерального закона от 01.01.2001 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 01.01.2001 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Устава муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Администрация Сосновоборского городского округа п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Положение об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий (Приложение).

2. Пресс-центру администрации () настоящее постановление:

2.1. разместить на официальном сайте Администрации Сосновоборского городского округа;

2.2. опубликовать в «Вестнике Сосновоборского городского округа Ленинградской области».

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации по экономике

Сосновоборского городского округа

Сосновоборского городского округа

ПОЛОЖЕНИЕ

об увеличении (уменьшении) уставного фонда

муниципальных унитарных предприятий

Настоящее Положение устанавливает порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее — МУП) и определяет компетенцию органов, участвующих в данном процессе.

1. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости муниципального имущества.

Имущество — материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

Муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, созданная муниципальным образованием и не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней муниципальным образованием.

Стоимость чистых активов — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Уставный фонд муниципального унитарного предприятия — минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Правовые акты, регламентирующие процесс внесения средств в уставный фонд муниципальных унитарных предприятий

Увеличение (уменьшение) уставного фонда МУП осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.01.2001 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом муниципального образования Сосновоборский городской округ и иными правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области, муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и настоящим Положением.

3. Увеличение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

3.1. Способы увеличения уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Увеличение уставного фонда МУП может осуществляться за счет:

— имущества, дополнительно передаваемого собственником (в т. ч. денежные средства, ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи, имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку);

— доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

3.2. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании рекомендаций Наблюдательного совета при Администрации Сосновоборского городского округа.

Оформление документов по увеличению уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее – КУМИ Сосновоборского городского округа).

Передача дополнительного имущества оформляется актом приема-передачи имущества, содержащим конкретный перечень имущества, имеющего денежную оценку и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, закрепленным в уставе МУП.

Стоимость имущества, дополнительно передаваемого собственником для увеличения уставного фонда МУП, определяется на основании отчета об оценке в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3.3. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия, принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании письменного обращения директора МУП, после рассмотрения данного обращения на Наблюдательном советом при Администрации Сосновоборского городского округа.

Доходами МУП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов собственников имущества.

Не признаются доходами предприятия поступления от других юридических и физических лиц, а именно суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

3.4. Порядок формирования уставного фонда вновь создаваемого муниципального унитарного предприятия

Уставный фонд МУП может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Решение о формировании уставного фонда вновь создаваемого МУП принимается одновременно с решением Администрации Сосновоборского городского округа о создании такого предприятия на основании экономического обоснования, подготовленного профильным отраслевым органом, согласованного с заместителем главы администрации Сосновоборского городского округа, курирующим данную отрасль, и КУМИ Сосновоборского городского округа.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 (трех) месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке МУП иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

3.5. Порядок увеличения уставного фонда действующего муниципального унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда МУП допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи МУП недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Решение об увеличении уставного фонда МУП может быть принято только по истечении финансового года, по окончании которого осуществляется подведение итогов финансово-экономической деятельности предприятий.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

По итогам финансового года МУП в порядке, установленном постановлением главы муниципального образования, мэра города от 01.01.2001 г. № 000, представляет в КУМИ Сосновоборского городского округа бухгалтерскую отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).

Решение об увеличении уставного фонда МУП принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании письменного обращения предприятия, содержащего обоснование необходимости пополнения уставного фонда предприятия, а также данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности муниципального унитарного предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия Администрация Сосновоборского городского округа принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия, а также необходимости проведения МУП государственной регистрации указанных изменений.

Государственная регистрация увеличения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении предприятием соответствующих документов, о внесенных в устав МУП изменениях в связи с увеличением его уставного фонда, а также документов, подтверждающих увеличение уставного фонда МУП.

4. Уменьшение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Собственник имущества МУП вправе, а в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 01.01.2001 г. , обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Решение об уменьшении уставного фонда МУП принимает Администрация Сосновоборского городского округа одновременно с принятием решения о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Уставный фонд МУП не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда МУП до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Федеральным законом от 01.01.2001 г. порядке.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше установленного Федеральным законом от 01.01.2001 г. на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 (трех) месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества МУП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов МУП определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 01.01.2001 г. , собственник имущества МУП в течение 6 (шести) календарных месяцев после окончания финансового года не принимает одно из следующих решений:

— об уменьшении уставного фонда,

— о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда,

— о ликвидации или реорганизации МУП,

кредиторы вправе потребовать от МУП прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 (тридцати) дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда МУП обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы МУП вправе в течение 30 (тридцати) дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.

Уменьшение уставного фонда МУП требует внесения соответствующих изменений в устав предприятия, которые подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.01.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом от 01.01.2001 г. .

Источник: https://pandia.ru/text/78/366/154.php

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/sozdanie-unitarnogo-predpriyatiya-i-ego-ustavnyj-fond.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *