Освобождение Государственных Пошлин При Регистрации Права Собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение Государственных Пошлин При Регистрации Права Собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отзыв полезен. домклик ипотека это ад. Отзыв полезен.

Уплата госпошлины на регистрацию прав на недвижимое имущество

Практически все сделки, которые касаются регистрации недвижимости, проводятся с уплатой государственной пошлины. Это связано с тем, что вся недвижимость обладает особым правовым статусом и находится под особым наблюдением у государства

. Подобное отношение к недвижимости можно связать с ее высокой стоимостью и значимостью. Особое отношение государства к недвижимости выражается взиманием пошлины при проведении регистрации. Об особенностях государственной пошлины, ее величине, процедуре оплаты и других моментах поговорим далее подробно.

Что такое госпошлина?

Государственная пошлина – определенная сумма денег, которая уплачивается в специальные уполномоченные органы за совершение действий, связанных с выдачей документов юридической силы. Взимать госпошлину могут следующие организации:

  1. Нотариальные конторы выдают документы различного типа: удостоверяющие подлинность определенных фактов, устанавливающие права собственности и так далее.
  2. Милиция. В милиции довольно редко проводится уплата государственной пошлины.
  3. Суд. В судебной практике все разбирательства подвергаются налогообложению
  4. Органы финансовой системы, к примеру, банки.
  5. Загсы. Регистрация брака и развода, другие регистрационные процессы также облагают налогами.

Государственные пошлины выплачиваются только в установленных ситуациях. Рассматриваемый вопрос регулируется главой 25.3 Налоговым кодексом России. Его определяют как сбор, в котором указывается процесс взимания налога с граждан страны и организаций.

Рассматриваемая пошлина является неотъемлемой частью государственной налоговой системы. Именно поэтому рассматриваемые платежи можно считать разновидностью налога. Сходство госпошлины с налоговыми платежами заключается в обязательной их выплате, есть только некоторые исключения из правил.

Особенности проведения выплат: величина, реквизиты, правила

Как ранее было отмечено, все регистрационные процессы, связанные с недвижимостью, проводятся с уплатой государственной пошлины. Любая недвижимость, комната или квартира в многоэтажном сооружении, промышленное сооружение, при рассмотрении с точки зрения закона воспринимается наравне с земельным участком.

При выполнении регистрационного процесса проводятся внесения записей в систему ЕГРП. Все стороны совершаемых сделок должны уплачивать особую плату, выступающую в качестве налога.

Для недвижимости уплата выполняется в нижеприведенных случаях:

  1. При составлении и узаконивании всех документов, которые могут завершить право собственности одного лица и передать его другому. Любой правовой документ, который завершает право собственности одного человека, облагается налогом.
  2. При полном или частичном ограничении прав на имущество. Наиболее распространенный пример – оформление ипотеки.
  3. При получении права пользоваться чужим имуществом на долгосрочной основе.

Не нужно выплачивать налоги лишь в том случае, когда сделка не предусматривает регистрацию. В области, касающейся недвижимости, подобные сделки не предусматривают смены права собственности. Также регистрация не проходит в случае, если длительность договора не более одного года.

Отдельно стоит открыть тему о величине государственной пошлины.

В большинстве случаев размер пошлины составляет:

  1. Для физических лиц 2000 рублей. Эта величина фиксированная, она регулируется на законодательном уровне.
  2. Для юридических лиц размер пошлины значительно выше, составляет 22000 рублей.

Однако в некоторых случаях есть вероятность того, что стоимость госпошлины будет другая.

К подобным исключениям можно отнести:

  1. При регистрации права собственности на землю для личного использования при организации дачного хозяйства, проведения строительства гаража или ИЖС. В этом случае цена пошлины составляет 350 рублей. Эти же правила касаются регистрации права на строение, которое будет возводиться на земле, рассматриваемой в этом случае.
  2. При проведении работы по регистрации права не сельскохозяйственный участок величина пошлины составляет 100 рублей. Участки, используемые для сельскохозяйственных нужд, не должны иметь сооружений. В противном случае они не относятся к этой категории.
  3. При регистрации права на имущество в многоквартирном доме на общих правах расходы составят 200 рублей.
  4. При регистрации права на предприятие величина затрат составит 0,1% от стоимости самого имущества. При этом учитывается цена всех сооружений и активов. Максимальная величина затрат составляет 60 000 рублей.
  5. При приобретении и регистрации имущества для инвестиционного фонда размер пошлины составляет 22 000 рублей.
  6. При регистрации водного судна с выдачей свидетельства на право собственности расходы составят 500 рублей.

Важным моментом можно назвать то, что если имущество подходит под несколько вышеприведенных категорий, тогда проводится складывание налогов. Примером можно назвать приобретение дачного участка с домом на нем: общий налог составляет 2000 рублей, а 350 рублей будет взыматься с самого участка. Общая пошлина составит 2350 рублей.

Также можно выделить особые моменты, касающиеся проведения ее уплаты. Пошлина всегда платиться до проведения самой сделки. Как правило, при подготовке документов квитанция об оплате государственной пошлины уже включается в перечень, и только вместе с другими документами подается для выполнения определенной процедуры с недвижимостью. Без квитанции никто рассматривать поданное заявление не будет.

Учитывая то, насколько высокой может быть плата, возникает вопрос: а можно ли установить то, кто будет проводить выплату. Для того чтобы не возникало подобного вопроса на законодательном уровне установлено то, что проводить оплату проводимых регистрационных процессов должен покупатель.

Даже в случае, когда в договоре указано, что все расходы проведения официальной регистрации ложатся на продавца, оплачивать все равно придется покупателю, но после этого по договору проводится возмещение расходов. В квитанции должна быть указана фамилия покупателя.

Практика показывает, что во многих отделения Росреестра на этот момент обращают не особое внимание. Квитанция может быть принята, если в ней указана фамилия одной из сторон сделки. Главное условие – сумма должна быть уплачена в полном объеме. Но стоит учитывать тот момент, что каждое лицо обязано самостоятельно оплачивать свой долг перед налоговой службой. Поэтому при дальнейшем оформлении документов есть вероятность того, что возникнут проблемы, если в квитанции будет указана другая фамилия.

При рассмотрении реквизитов, которые проводятся для уплаты государственной пошлины, следует отметить нижеприведенные моменты:

  1. Важным моментом является то, в каком городе проводится уплата.
  2. В реквизитах указывается то, кто является получателем. Примером можно назвать УФК по г. Москве (ИФНС России №26 по г. Москве).
  3. Расчетный счет.
  4. ИНН.
  5. КПП.
  6. БИК.
  7. ОКТМО.
  8. КБК.

Как правило, вышеприведенную информацию знает кассир, который будет принимать плату и выдавать чек. Государственная пошлина уплачивается довольно часто, поэтому с реквизитами проблем не будет.

Возврат госпошлины

В некоторых случаях есть вероятность того, что государственная пошлина была уплачена в большем объеме, чем нужно. Вопрос возврата госпошлины регулируется на законодательном уровне, подобный вопрос регулируется федеральным законом №122-ФЗ.

При рассмотрении вопроса возврата государственной пошлины следует отнести:

  1. Возврат проводится в том случае, если был указан факт переплаты установленного размера налога. Как правило, переплата обнаруживается при рассмотрении документов юристами.
  2. Возврат также проводится в том случае, если лицо, которое провело уплату налога, отказалось от дальнейшего проведения юридической процедуры до ее начала. Примером можно назвать сбор документов для продажи недвижимости. Если покупатель отказался от покупки, но уже была проведена уплата пошлины, то можно вернуть затраченные средства.

При этом основанием для возврата средств, как правило, становится поданное заявление плательщиком или его представителем, который вправе представлять интересы по заключенной доверенности. Как правило, рассматриваемое заявление подается в орган, который должен быть проводить юридическую процедуру регистрации.

На момент передачи заявления к нему прилагается оригинальный документ, подтверждающий факт выполнения платежа. Сам документ прилагается к заявлению только в том случае, когда сумма возвращается полностью. Если государственная пошлина подлежит возврату в неполном размере, то к заявлению прилагается зарегистрированная копия квитанции.

Важно понимать, что при отказе в проведении регистрационной процедуры по указанным причинам налог не возвращается.

Кто освобождается от уплаты госпошлины?

В законодательстве указывается то, кто может не проводить уплату государственной платы.

От рассматриваемого налога освобождаются:

  1. Федеральные органы, органы власти и местного самоуправления при выполнении определенных процедур по регистрации права на имущества. Примером можно назвать случай, когда государственные органы приобретают землю для прокладки трубопровода снабжения водой или газом, федеральных или местных дорог и выполнения других задач.
  2. Центральный банк может также не уплачивать налоги при выполнении своих обязательств, которые возлагаются государством.
  3. Физические лица могут также быть освобождены от рассматриваемых затрат в случае, если они признаны малоимущими. Однако следует учесть, что конкретного перечня граждан, которые относятся к категории малоимущих, нет. Сам ЖК при формировании рассматриваемого списка ссылается на местные правовые акты.

Поэтому при определении того, относится ли лицо к категории малоимущих, учитывается размер доходов, регион проживания, условия жизни и многие другие моменты. Рассматриваемый статус присваивается только в случае, если человек подал заявление. После подачи заявления проводится его рассмотрение и присвоение статуса.

  1. Все собственники могут быть освобождены от уплаты налога в случае, если внесение изменений проводится по причине существенных изменений в законодательстве.

Остальные лица не могут быть освобождены от налога. Примером можно назвать любую степень инвалидности. Также нет факторов, которые позволяют снизить затраты.

Кроме вышеприведенных моментов также есть определенные случаи, при которых не проводится уплата государственной пошлины:

Вышеприведенные моменты следует учитывать, так как они позволят избежать весьма существенных затрат. Как правило, органы, которые регулируют вопрос проведения государственных регистраций имущества, должны проконсультировать на счет выплаты налога.

Когда платится госпошлина?

Как ранее было отмечено, что любые регистрационные государственные процессы облагаются налогом.

Не инвалиды, не ветераны или другие лица не имеют льгот. При этом отметим:

  1. Пошлину может оплачивать один человек в случае заключения договора между физическими лицами. При составлении договора купли-продажи, дарения, долгосрочной аренды и так далее.
  2. Оплачивать налог может группа физических лиц или организаций. Некоторые юридические взаимоотношения предусматривают то, что с одной стороны выступает группа лиц или организаций. Согласно установленным правилам оплату проводят лица, которые являются получателем определенных прав, а не решаются их. Практически все процедуры облагаются налогом.
  3. Пошлину оплачивает группа лиц, и кто-то является льготником. Следует учесть, что есть только три группы лиц, которые могут быть освобождены от уплаты госпошлины.

В заключение отметим, что подтверждающим документом факт уплату государственной пошлины является именно полученная квитанция. В случае, когда она утеряна до рассмотрения при подаче документов, доказать факт уплаты налога достаточно сложно. Поэтому при подаче документов с включением в их число квитанции следует составить список поданных документов.

Источник: https://property911.ru/drugoe/gosposhlina-na-nedvizhimost.html

Льготы по уплате госпошлины в 2020 году

Одной из льгот для граждан Российского государства, предоставляемой на законодательном уровне, является полное или частичное освобождение от денежного сбора — уплаты государственной пошлины при обращении в официальные госорганы.

Перечень лиц, правомочных воспользоваться льготами по оплате госпошлины, определен Налоговым законодательством, а именно ФЗ № 117 статьей 333 (в разных частях) Налогового Кодекса Российской Федерации.

Критерии льготных послаблений на госпошлину

Мотивы, заложенные в основу льготных пошлинных сборов, зависят от категории плательщика, его материального положения, состава юридически значимых действий, а также от ценовой составляющей иска.

Согласно НК льготы по госпошлинам наряду с полным освобождением предоставляются следующей группе лиц:

  1. На 100% освобождены при взаимодействии с отечественной государственной судебной системой Герои СССР, обладатели всех трех степеней знаков отличия ордена Славы, Герои России.
  2. Ряд юридически значимых действий не облагается сбором в случае, если в суд обращаются участники (ветераны, инвалиды) Отечественной войны, бывшие узники концентрационных лагерей и репатрианты.
  3. Создатели творений, представляющих культурные ценности, не облагаются государственной пеней при перемещении (ввоз/вывоз) собственных произведений.
  4. После вхождения в 2014 году Республики Крым в состав Российской Федерации при замене паспорта и других документов украинского образца на российские аналоги с крымчан не взимается госпошлина.
  5. Несовершеннолетние дети-сироты и дети, лишенные опекунства, в соответствии с российскими законами, направленными на поддержку детства, при выдаче гражданского паспорта РФ, не уплачивают госпошлину.
  6. Граждане, официально признанные малоимущими, освобождаются от пошлинных сборов при оформлении документов на право собственности недвижимым имуществом либо соглашения купли-продажи и других видов отчуждения недвижимости.
  7. Авторы интеллектуальной собственности, разработавшие компьютерное программное обеспечение, создавшие базу данных и охраняемую топологию ИМС (интегральных микросхем).
  8. Потеря паспорта или невосполнимая порча документа гражданином Российской Федерации при форс-мажорных обстоятельствах или чрезвычайных ситуациях служит причиной выдачи пострадавшему лицу нового документа без уплаты государственной пошлины.
  9. Правом не уплачивать госпошлину обладают лица с ограниченной дееспособностью либо несовершеннолетние граждане, осуществляющие гражданско-правовые сделки по продаже недвижимого имущества в зданиях аварийного фонда, намеченного на проведение капитального ремонта или готовящегося под снос. Аналогичными льготами по уплате госпошлины наделяются индивиды, владеющие означенной недвижимостью совместно с частично дееспособными либо несовершеннолетними членами семьи.

К сведению: лица освобождаются от пошлинных налогов при регистрации патент при условии, что создатели являются учениками образовательных учреждений, либо относятся к инвалидам.

Плательщики для подтверждения права на госпошлину должны представить сопроводительные документы, например:

  • воинское удостоверение;
  • акт об аварийном состоянии дома и т.п.

Перечень документов для освобождения от сборов оговорен во 2 пункте статьи 335 (раздел 35).

Скачать для просмотра и печати:

Критерии для получения истцом льгот по уплате госпошлины в судах по делам подчиненным общей юрисдикции зависят от предмета обращения. Не подлежат взиманию государственной пошлины уголовные, административные, гражданские дела, предметом рассмотрения которых являются:

  1. Налоговые сборы не распространяются на трудовые споры с требованием денежного возмещения заработной платы и других пособий.
  2. Возмещение лечения увечий и других повреждений здоровья.
  3. Взыскание алиментного обеспечения.
  4. Возмещение потерпевшему морального и материального ущерба с ответчика.
  5. Послабления положены при компенсации ущерба после потери кормильца.
  6. Компенсационные денежные выплаты, возмещающие вред, нанесенный в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, не обременяются оплатой.
  7. Послабления на налоговую пеню получают граждане при подаче заявления на усыновление (удочерение) ребенка.
  8. Не уплачивается на иски по защите детских интересов и прав.
  9. Жалобы на должностные и гражданские лица, виновные в нарушении прав инвалидов также получают послабление.
  10. Заявление со стороны административных лиц о принудительном психиатрическом обследовании либо о размещении больного в психиатрической лечебнице.

На заметку: послабления на пошлины, зависящие от предмета обращения и статуса субъекта-заявителя, предусмотрены Федеральным законом и регламентируются ст.333 (раздел 36) НК РФ.

Исковые требования, связанные с материальным возмещением, не облагаются сборами в рамках суммы, определенной Налоговым законодательством. Согласно настоящему кодексу, если сумма денежного возмещения не превышает 1 млн. рублей, то право на налоговое послабление предоставляется:

  1. Физическим лицам, заявившим о нарушении прав потребителей.
  2. Инвалидам (кроме III группы).
  3. Участникам войны и боевых действий, заявивших о нарушении прав, регламентируемых ФЗ № 5 «О ветеранах» положены послабления.
  4. Гражданам-пенсионерам, предъявляющим материальные претензии к органам Пенсионного фонда либо к организациям негосударственного пенсионного обеспечения. Военные пенсионеры, предъявляя имущественные требования к органам исполнительной власти, аналогично освобождаются от уплаты госпошлины и получают налоговое послабление.

При превышении материальных требований суммы в 1 млн. руб., госпошлина рассчитывается, как:

  • ГПупл — конечная уплачиваемая сумма;
  • ГПобщ — пошлинный сбор на всю сумму иска;
  • ГП1млн — льготируемая величина до 1 миллиона рублей.

От уплаты налогового сбора освобождаются действия следующего характера:

  • кассационное и апелляционное обжалование судебных решений не обременяются оплатой пени;
  • прошение об отсрочке исполнения судебных решений;
  • пошлина не взимается при подаче иска с требованием обжаловать неправомерные действия пристава;
  • претензии к процессуальным нарушениям в ходе ведения уголовных дел;
  • невыполнение законных актов, касающихся реабилитации жертв, репрессированных по политическим мотивам, лица получают послабления;
  • жалобы граждан на принудительную госпитализацию не обременяются государственной оплатой;
  • граждане получают послабления при оспаривании отказов фактического предоставления статуса беженца или вынужденного мигранта;
  • пошлина не распространяется при отказе автору воспользоваться плодами интеллектуальной собственности.

Прокурорам при обращении в суды с целью защиты прав граждан, организаций, субъектов РФ, также не нужно платить госпошлину.

Льготы по запросам в официальные органы

При взаимодействии с официальными органами (государственные и частные нотариальные конторы, учреждения ЗАГС) как с физических, так и с юридических лиц взимается пошлина.

Оценка государственной пошлины за проведение нотариально заверенных операций, устанавливаемые статьей 333.24 НК РФ, постоянно корректируется. Последнее обновление тарифов соответственно настоящему кодексу зафиксировано 25 октября 2018 года.

Соответственно ст.333.35 и 333.38 освобождение от уплаты налоговых пошлин при нотариальных сделках предусмотрено для следующей группы граждан:

  1. Наследодатели не платят пошлину, если имущество (движимое и недвижимое) завещается в пользу государства (российского субъекта, муниципалитета).
  2. Лица, оформляющие право наследования банковских вкладов, авторских гонораров, пенсионных накоплений, страховых выплат, освобождаются от уплаты пошлины.
  3. Гражданам, удостоверяющие право наследования недвижимости, при доказанном факте общего проживания на одной жилплощади с покойным наследодателем, причитаются послабления.
  4. Наследники, оформляющие право наследования имущественной собственности репрессированных граждан.
  5. Клиенты не платят пошлину, если заверяют сделку получения жилья по программе улучшения условий проживания, в случае частичного или полного погашения стоимости жилища из средств федерального либо местного бюджета.
  6. Инвалиды I и II групп имеют право оплачивать только половину пошлинного сбора, т. е. получают льготу 50% на уплату госпошлины.

Скачать для просмотра и печати:

Следует учесть, что статус граждан, пользующихся льготами по госпошлине при судебных разбирательствах (Герои России и СССР, ветераны ВОВ и БД, Кавалеры трех степеней ордена Славы) освобождает от пошлинных сборов и при совершении нотариальных сделок.

Согласно части Федеральных законов и Налоговому кодексу России лица, регистрирующие свое правовое состояние и совершающие иные юридически значимые действия, в ряде обстоятельств освобождаются от пошлинных сборов. Таковыми являются:

  1. Пошлину не уплачивают при регистрации актов смерти (рождения) с выдачей идентичного сертификата.
  2. Корректировка сведений в существующих бумагах о рождении или получение нового документа в связи с принятием ребенка на воспитание (усыновление/удочерение).
  3. Льготы распространяются на оформление справок по требованию органов, начисляющих или производящих перерасчет пенсионных и иных пособий.
  4. Корректировка записей в Росреестре (ЕГРН) согласно внесенным изменениям в регламентирующие акты ФЗ РФ также включена в категорию льгот.
  5. Госрегистрация прав собственности на объекты недвижимости Союзного государства и последующих с ними сделок.
  6. Льготы при регистрации получения и погашение ипотечного залога.
  7. Пошлину не взимают при оформлении прав на жилье взамен сносимого по программе реновации старого жилья. Применимо в пределах г. Москва с 1.08.2017 г.

К сведению: в целях увеличения доли электронного документооборота, лица, оформляющие сделки через сайт госуслуг, имеют преференции по уплате налогового сбора в виде понижающей величины = 0,7.

Для иностранных граждан, совершающих юридически значимые действия либо обращающихся в официальные органы на территории Российской Федерации, предусмотрены пошлинные льготы.

Таковыми послаблениями являются:

  1. Приглашение на учебу гражданина другой страны либо лица без официального гражданства в учебные заведения с государственной аккредитацией подлежит применению налогового послабления.
  2. Оформление визы иностранному гражданину на ведение трудовой деятельности, предметом договора которой является выполнение работ в научном проекте иннополиса «Сколково» не обременяется налоговым сбором.
  3. Получение однократной или многократной визы иностранцами, зафиксированными в списках международной организаций FIFA (как болельщики, так и участники соревнований) на время проведений в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу. Льготное правило действует по 31 декабря 2018 года включительно.

Лица, утратившие советское гражданство после распада СССР и являющиеся апатридами (без гражданства) в бывших союзных республиках, освобождаются от пошлинного сбора и получают налоговое послабление при подаче заявления на получение гражданства РФ.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Источник: https://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-po-oplate-gosposhliny.html

Льготы по уплате госпошлины

Помимо ставок госпошлины за совершение различных юридических действий, Налоговый кодекс РФ устанавливает различные виды льгот. Освобождение от уплаты госпошлины может зависеть от статуса заявителя, обращающегося в государственный орган. По некоторым видам обращений освобождение установлено вне зависимости от того, кто подает заявление о совершении юридического действия. В этой статье мы приводим краткий обзор действующих в 2020 году льгот по уплате госпошлины.

Граждане и организации, имеющие право на льготы

Малоимущие физические лица имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (статьи 333.35, пп. 22 п. 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса). Льгота не распространяется на регистрацию:

  • ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а также внесение изменений в соответствующие договоры;
  • права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества
  • прав и долей в праве, а также обременений в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • договоров участия в долевом строительстве;
  • сервитутов;
  • долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • предприятия как имущественного комплекса;
  • водных и воздушных судов
  • права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев ПИФа.

Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, освобождены от уплаты госпошлины или нотариального тарифа за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет бюджетных субсидий (ст. 333.38 НК РФ).

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы освобождены от уплаты госпошлины в следующих случаях (подпункт 11 п. 1 ст. 333.35 НК РФ):

  • при обращении в суды всех видов (общей юрисдикции, арбитражные, к мировым судьям, в Верховный Суд и Конституционный Суд РФ);
  • при обращении к нотариусам и в иные органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия;
  • при обращении в органы регистрации актов гражданского состояния.

Основанием для предоставления льготы является удостоверение установленного образца.

Ветераны боевых действий, ветераны военной службы освобождаются от государственной пошлины по делам о защите своих прав, установленных законодательством о ветеранах в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.

При превышении этой суммы, государственная пошлина уплачивается в следующем порядке в соответствии с частями 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ:

  • подсчитывается госпошлина с полной цены иска;
  • подсчитывается госпошлина, которая подлежала бы уплате при цене иска 1 миллион рублей;
  • разница между этими суммами оплачивается по реквизитам суда, куда подается иск.

Лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождены от государственной пошлины (уплаты нотариального тарифа) при обращении к нотариусу за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот (статья 333.38 НК РФ).

Наследники военнослужащих, погибших в связи с выполнением ими государственных обязанностей (в том числе, умершие в период до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с этим), освобождаются от госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство. Аналогичная льгота применяется при выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении страховых сумм по обязательному государственному страхованию (ст. 333.38 НК РФ).

Инвалиды I или II группы имеют льготу по уплате госпошлины:

  • полное освобождение от уплаты госпошлины при подаче в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды исковых заявлений (как с имущественными, так и с неимущественными требованиям), административных исковых заявлений, при условии, что цена иска (в части, подлежащей оценке) не превышает 1 000 000 рублей (статьи 333.36, 333.37 Налогового кодекса). При превышении данной суммы государственная пошлина исчисляется в следующем порядке:
  • подсчитывается госпошлина с полной цены иска;
  • подсчитывается госпошлина, которая подлежала бы уплате при цене иска 1 миллион рублей;
  • разница между этими суммами оплачивается по реквизитам суда, куда подается иск.
  • скидку в размере 50% от подлежащей уплаты госпошлины по всем видам нотариальных действий (статья 38 НК РФ).

Аналогичными льготами пользуются общественные организации инвалидов. Также, освобождаются от государственной пошлины истцы, обратившиеся в суды общей юрисдикции с неимущественными требованиями о защите прав и интересов инвалидов.

Также, истцы по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов освобождаются от уплаты госпошлины в соответствии со статьей 333.36 НК РФ.

Гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, обучающимся организации, осуществляющей образовательную деятельность, освобождается от уплаты госпошлины за совершение действий по регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 НК РФ (за исключением регистрации договора об отчуждении исключительного права на них или лицензионного договора о предоставлении права их использования и внесения в них изменений, а также выдачи дубликатов свидетельств о регистрации).

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом (статья 333.35 НК РФ).

Указанная льгота предоставляется по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.

Истцам — пенсионерам предоставлена льгота по искам (и административным искам) имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, подаваемым в суды общей юрисдикции и мировым судьям. В случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей, пенсионер полностью освобождается от уплаты государственной пошлины. При превышении этой суммы, пенсионер освобождается от уплаты части государственной пошлины, соответствующей 1 000 000 рублей (т.е. фактически госпошлина платится только в части превышения) — так же, как и в случае с ветеранами и инвалидами (статья 333.36 НК РФ).

Не взимается государственная пошлина за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния, которые получены для целей назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий (статья 333.39 НК РФ).

Не взимается государственная пошлина с физических лиц за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий (статья 333.38 НК РФ).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей освобождаются от государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации (статья 333.35 НК РФ, часть 1).

Физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют льготу в виде освобождения от госпошлины за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации (статья 333.35 НК РФ, часть 1).

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, освобождаются от госпошлины:

  • при обращении в суды общей юрисдикции по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением наследственных споров (часть 1 статьи 333.36 НК РФ);
  • за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов о смерти реабилитированных лиц, включая выдачу свидетельств о смерти, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти (статья 39 НК РФ).

Вынужденные переселенцы и беженцы освобождаются от госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции при оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами (часть 1 статьи 333.36 НК РФ).

Освобождены от уплаты госпошлины следующие органы власти и государственные организации:

  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, в том числе нотариальных (статья 333.35, 333.38 НК РФ);
  • органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, а также СМИ, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях (статья 333.35 НК РФ);
  • суды при подаче запросов в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (статья 333.35 НК РФ);
  • Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением юридически значимых действий в связи с выполнением своих функций (статья 333.35 НК РФ);
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций (ст. 35. НК РФ);
  • прокуроры и иные государственные органы, обращающиеся в суд в защиту государственных или общественных интересов (ст. 333.37 НК РФ);
  • прокуроры при защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства (ст. 333.36 НК РФ, ч. 1);
  • государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в судебных делах в качестве истцов или ответчиков (ч. 1 ст. 333.36, ст. 333.37 НК РФ);
  • финансовые и налоговые органы за выдачу им свидетельств о праве на наследство в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (ст. 38 НК РФ);
  • Роспотребнадзор и его территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителей (ч. 1 ст. 333.36 НК РФ);
  • государственные органы управления образованием, органы опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних:
    • за выдачу документов для детей, оставшихся без попечения родителей: повторных свидетельств о рождении, повторных свидетельств (справок) о смерти их родителей, о перемене имени, заключении и расторжении брака умершими родителями, а также за истребование указанных документов с территории иностранных государств;
    • за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств (ст. 39 НК РФ).
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — при обращении в суды в рамках своей компетенции (ч. 1 ст. 333.36 НК РФ);
  • административные истцы по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о недобровольном психиатрическом освидетельствовании (ст. 333.36 НК РФ).

Освобождены от уплаты госпошлины:

Юридические действия, не облагаемые госпошлиной

Вне зависимости от статуса заявителя (т.е. наличия или отсутствия у него личных льгот по госпошлине), не облагаются госпошлиной следующие операции.

Льгота в виде полного освобождения от госпошлины предоставляется:

  • истцам по делам о защите прав и законных интересов ребенка (статьи 333.36, 37 НК РФ);
  • истцам по делам о взыскании алиментов (статья 333.36 НК РФ);
  • в случае выдачи судом документов в связи с делами о взыскании алиментов (статья 333.36 НК РФ);
  • в случае подачи апелляционных и кассационных жалоб по искам о расторжении брака (статья 333.36 НК РФ);
  • гражданам при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка (статья 333.36 НК РФ);
  • при внесении изменений органами ЗАГС в запись акта о рождении в связи с усыновлением (удочерением), а также выдачу нового свидетельства о рождении (статья 39 НК РФ).

Освобождены от уплаты госпошлины заявители по искам, связанным с нарушением прав потребителей в пределах цены иска 1 000 000 рублей (пункт 2 статьи 333.62 НК РФ). При превышении указанной суммы, госпошлина рассчитывается, как разница между:

  • госпошлиной с полной цены иска;
  • госпошлиной с 1 000 000 рублей (т.е. эта часть госпошлины не оплачивается).

Общественные объединения потребителей, их союзы и ассоциации освобождены от уплаты госпошлины по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей или неопределенного круга потребителей (ст. 333.36 НК РФ).

В соответствии со статьей 333.36 НК РФ, организации и физические лица имеют льготу (освобождение от уплаты госпошлины) при подаче в суд заявлений:

  • об отсрочке или рассрочке исполнения решений,
  • об изменении способа или порядка исполнения решений,
  • о повороте исполнения решения,
  • восстановлении пропущенных сроков,
  • пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам,
  • о пересмотре заочного решения вынесшим его судом;
  • административных исковых заявлений,
  • заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • частных жалоб на определения судов по процессуальным вопросам.

Льготу (освобождение) по уплате госпошлины имеют:

  • истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением (ст. 333.36 НК РФ);
  • физические лица при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением (ст. 333.36 НК РФ);
  • истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования (ст. 333.36 НК РФ);
  • организации и физические лица за выдачу им судами документов в связи с уголовными делами (ст. 333.36 НК РФ).

От уплаты государственной пошлины освобождаются авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия). Льгота действует при обращении как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражные суды (ст. 333.36 1, 333.37 НК РФ).

Льготу по госпошлине имеют обращающиеся в суд истцы (статья 333.36 НК РФ):

Освобождены от госпошлины при совершении нотариальных действий при оформлении наследства (ст. 333.38 НК РФ):

  • физические лица — за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
  • граждане — за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании (ст. 38 НК РФ):
    • жилого дома (с земельным участком), квартиры, комнаты или долей в них, если эти наследники проживали совместно с наследодателем в этом жилье, и продолжают проживать в нем;
    • имущества погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей, а также подвергшихся политическим репрессиям (в том числе, умершие в период до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с этим);
    • денежных средств в банках, страховых сумм, заработной платы, авторских вознаграждений, пенсий;
    • несовершеннолетние наследники;
    • наследники, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека;
    • наследники работников, погибших в результате несчастного случая на работе и застрахованных за счет работодателя — за выдачу свидетельств о праве на наследование страховых сумм;
    • наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, — за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию.

Госпошлина за выполнение действий и регистрацию прав на недвижимое имущество органами Росреестра согласно статье 333.35 НК РФ не уплачивается в следующих случаях:

Кроме того, физические лица не уплачивают нотариальную пошлину (тариф) за удостоверение сделок по отчуждению аварийной и подлежащей сносу недвижимости (в случаях, когда такое удостоверение обязательно.

  • физические лица — авторы культурных ценностей за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей (ст. 333.35 НК РФ);
  • за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику (ст. 35 ч. 3 НК РФ).

Льготы (освобождение от госпошлины) предоставлены в случаях:

  • внесения органами ЗАГС исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, совершенными работниками органов ЗАГС (ст. 333.39 НК РФ);
  • выдача извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей в судебном порядке (ст. 333.39 НК РФ);
  • за государственную регистрацию рождения и смерти и выдачу соответствующих свидетельств; (ст. 333.39 НК РФ);
  • за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами (при условии, что соответствующие документы получает физическое лицо, проживающее за пределами России) (ст. 333.35 НК РФ).

Предоставлена льгота в виде госпошлины 0 рублей за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию для иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (ч. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Специальные виды льгот

Жители Крыма и Севастополя пользуются льготой в виде освобождения от госпошлины за следующие действия (ст. 333.35 НК РФ):

  • за государственную регистрацию прав на недвижимость и иные юридические действия, указанные в статье 333.33 Налогового кодекса, если указанные действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;
  • за выдачу заграничного паспорта (старого и нового поколения) лицам, признанным гражданами Российской Федерации, имевшим на момент подачи заявления о выдаче такого документа загранпаспорт гражданина Украины и в первый раз обратившимся за российским загранпаспортом;
  • за первую выдачу российского водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства лицам, признанным гражданами Российской Федерации, имевшим соответствующие украинские документы;
  • за государственную регистрацию юридических лиц (кроме политических партий, организаций инвалидов), внесение изменений в их учредительные документы, а также прекращение деятельности;
  • за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя и прекращение деятельности ИП.

До конца 2018 года статья 333.35 Налогового кодекса предусматривала освобождения от ряда государственных пошлины FIFA, других организаций и граждан в связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года. В настоящее время эти льготы фактически утратили силу.

Взамен появились аналогичные льготы в связи с проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020. Госпошлина не уплачивается:

  • за государственную регистрацию юридических лиц, созданных лицами, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • за аккредитацию филиалов иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации FIFA, ее дочерними организациями, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами, контрагентами, указанными в упомянутом федеральном законе;
  • за выдачу приглашения иностранному гражданину или лицу без гражданства, въезжающим в Российскую Федерацию в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в период по 31 декабря 2020 года включительно;
  • за выдачу визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, въезжающим в Российскую Федерацию в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, или за продление срока действия этой визы в период по 31 декабря 2020 года включительно;
  • в период по 31 декабря 2020 года включительно за выдачу обыкновенной многократной визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также иностранному гражданину или лицу без гражданства — участникам чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года при условии, что указанные лица включены в списки UEFA.

Статья 333.35 НК РФ освобождает от уплаты государственной пошлины за оформление документов иностранных граждан, работающих в инновационном центре «Сколково»:

  • выдача разрешения на работу;
  • выдача приглашения на въезд;
  • выдача либо продление срока действия визы.

Условием предоставления данной льготы является наем (привлечение по договору оказания услуг) иностранного гражданина организацией — резидентом Инновационного центра «Сколково».

4. Минус 30% всем

Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации. Льгота действует до 1 января 2021 года (Федеральный закон № 221-ФЗ от 21 июля 2014 года). Она распространяется на все виды государственных пошлин, предусмотренные Налоговым кодексом РФ в главе 25.3 Налогового кодекса РФ.

Источник: https://pro-gosposhliny.ru/kak-platit/osvobozhdenie

Освобождение Государственных Пошлин При Регистрации Права Собственности

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

от 28 апреля 2012 года N 03-05-04-03/29

[Об освобождении от уплаты государственной пошлины территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл.25_3 Налогового кодекса Российской Федерации]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл.25_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и сообщает следующее.

В силу пп.4 п.1 ст.333_35 гл.25_3 «Государственная пошлина» Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл.25_3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пп.124 п.1 ст.333_33 Кодекса.

Данное положение распространяется на органы, входящие в систему (структуру) органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных пп.124 п.1 ст.333_33 Кодекса.

Согласно п.1 ст.11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

На основании ч.1 ст.76 и ч.2 ст.80 Конституции Российской Федерации отнесение организаций к органам власти производится законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст.112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации.

Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

В связи с этим освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных гл.25_3 «Государственная пошлина» Кодекса, подведомственных федеральным органам исполнительной власти учреждений не предусмотрено.

По мнению Департамента, также не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины на основании пп.4 п.1 ст.333_35 Кодекса подведомственных и не входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления учреждений.

В силу ст.ст.1 и 2 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.93 N 4462-1 (далее — Основы о нотариате) нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В ст.22 Основ о нотариате указано, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным гл.25_3 «Государственная пошлина» Кодекса.

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных гл.25_3 «Государственная пошлина» Кодекса.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст.22.1 Основ о нотариате.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

В связи с изложенным федеральные органы государственной власти, органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их территориальные органы за совершение юридически значимых действий, установленных гл.25_3 «Государственная пошлина» Кодекса, в том числе и за свидетельствование нотариусами подлинности подписи на заявлениях, в случае, если предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение подлинности данной подписи, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп.4 п.1 ст.333_35 Кодекса.

Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.Трунин

Приложение.

Министерство юстиции Российской Федерации
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

от 22 февраля 2012 года N 05-14-116/12

О необходимости разъяснения законодательства об освобождении от уплаты государственной пошлины

На основании пункта 1, подпункта 4 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (с последующими изменениями), статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.93 N 4462-1 (с последующими изменениями) (далее — Основы законодательства о нотариате), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Управление) обращается к вам за разъяснением порядка применения Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты государственной пошлины.

В Управление поступило обращение директора Муниципального казенного учреждения города Абакана «Городская правовая служба «Кодекс» (далее — ГПС «Кодекс») о необходимости дать разъяснение по вопросу обоснованности взимания нотариального тарифа с ГПС «Кодекс», учредителем которого является Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана, за свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана издано распоряжение от 28.11.2011 N 696 «Об утверждении Устава в новой редакции», в соответствии с которым, директору ГПС «Кодекс» поручено выступить заявителем при регистрации Устава Муниципального казенного учреждения города Абакана «Городская правовая служба «Кодекс» в новой редакции в Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Хакасия. На основании пунктов 6.6, 7.3 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 N 101н, Управление обратилось за получением соответствующих разъяснений в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, изложив нижеследующее.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последующими изменениями), при государственной регистрации учредительных документов юридических лиц заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по утвержденной уполномоченным органом форме, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. В соответствии с требованием данного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (с последующими изменениями) утверждена форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (N Р13001), которая также предусматривает наличие нотариально засвидетельствованной подписи заявителя.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, нотариусами государственных нотариальных контор взимается госпошлина в следующих размерах:

на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, — 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) — 200 рублей.

В Республике Хакасия отсутствуют государственные нотариальные конторы. Все нотариусы республики являются частнопрактикующими.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Основ законодательства о нотариате, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит специальную норму (статья 333.38), устанавливающую льготы именно при обращении за совершением нотариальных действий. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом.

Одновременно, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса. Из контекста статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что нотариальные действия относятся к указанным юридически значимым действиям.

Учитывая вышеизложенное, Управление просило разъяснить, освобождаются ли от уплаты государственной пошлины за свидетельствование нотариусами подлинности подписи на заявлениях, в том числе по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439:

1) территориальные органы федеральных органов государственной власти;

2) органы государственной власти Республики Хакасия;

3) органы местного самоуправления;

4) муниципальные учреждения, учредителем которых является муниципальный орган власти, например, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в ответе на запрос Управления сообщило о следующем.

В соответствии с положениями статей 6 и 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанность по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена на администраторов доходов бюджета.

Согласно положениям Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Федеральная налоговая служба является главным администратором государственной пошлины: по делам, рассматриваемым в арбитражных судах; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации; по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации; за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия; за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с последующими изменениями), на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы не возложены обязанности по проверке правильности исчисления и уплаты государственной пошлины, закрепленной за другими администраторами доходов бюджета, в том числе государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение таких нотариальных действий, как свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и документах.

Статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Министерство финансов Российской Федерации уполномочено давать разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем, согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 21.12.2009 N 03-05-05-03/22 и от 19.01.2012 N 03-05-06-03/01 Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере нотариата. В связи с этим, рассмотрение вопросов, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, занимающимися частной практикой, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Управление просит разъяснить освобождаются ли от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за свидетельствование нотариусами подлинности подписи на заявлениях, например по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439:

1) территориальные органы федеральных органов государственной власти;

2) органы государственной власти Республики Хакасия;

3) республиканские учреждения, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Хакасия;

4) органы местного самоуправления;

4) муниципальные учреждения, учредителем которых является муниципальный орган власти (например, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана).

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902347986


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *