Регистрация сельскохозяйственного потребительского кооператива

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация сельскохозяйственного потребительского кооператива». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К тому же, отчет должен составляться с учетом специфики научного документа и самой организации, в которой он будет защищаться или предоставляться. Согласно требованиям ГОСТ, структура отчета состоит из следующих основных разделов. Содержимое отчета разбивать на логичные абзацы, не допуская слишком больших частей неразделенного текста.

Другие виды НКО — Регистрация кооператива

Правовое регулирование кооперативов

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1
  • Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ
  • Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ
  • Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 N 190-ФЗ

И другими нормативно-правовыми актами.

Виды кооперативов

Производственный кооператив

Сельскохозяйственный кооператив

Жилищный накопительный кооператив

Строительный кооператив

Регистрация кооператива

  1. сбор пакета документов
  2. предоставление его в орган ФНС
  3. получение свидетельств
  1. гарантийное письмо + копия свидетельства о праве собственности (прошу обратить внимание, что в гарантийном письме должны быть указаны полностью адресные ориентиры помещения в соответствие со свидетельством о праве собственности (если есть: корпус, строение, этаж, номер офиса/помещения и т.д.). Если юридический адрес будет совпадать с местом регистрации руководителя, то необходимо предоставить копию свидетельства о праве собственности и согласие всех собственников.
  2. паспорта учредителей и руководителя
  3. номера ИНН учредителей и руководителей
  • наименование полное и сокращенное (+ на иностранном языке, если требуется)
  • номер контактного телефона и электронная почта для ИФНС
  • размер паевого взноса (член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива)
  • система налогообложения (ОСНО, УСН (6 или 15 %))
  • кооперативный устав (оригинал и архивная копия);
  • протокол, в котором указаны исчерпывающие сведения об организации: цели, размер и форма паевого взноса, данные об учредителях, руководящем органе и т.д.;
  • заявление по форме Р11001;
  • заявление по форме 26.2-1 (если планируется переход на упрощенную систему налогообложения);
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы по юридическому адресу.
  • свидетельство постановке на учет
  • Устав с отметкой налогового органа
  • лист записи о создании юридического лица

В вопросе, как зарегистрировать производственный кооператив, основная проблематичность заключается в выборе системы налогообложения. Если организация хочет воспользоваться упрощенной системой, ей необходимо предоставить для этого документальные основания. В целом, при грамотном подходе и предоставлении пакета документов по установленным образцам, никаких затруднений не возникает. Тем более что государство в свою очередь старается поощрять создание таких организаций и делает процедуру их регистрации по возможности облегченной.

Источник: https://reg-nko.ru/sub/Kooperativ

Регистрация потребительского кооператива в 2020 году: пошаговая инструкция и сроки

  • Снятие обременения с недвижимости
  • Снятие обременения через суд
  • Собственность через суд
  • Споры с застройщиком о качестве
  • Спорт
  • Трудовые споры спортсменов с клубами
  • Юридическая экспертиза контрактов
  • Банкротство физических лиц
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры
  • Взыскание долгов с физических лиц
  • Взыскание задолженности по заработной плате
  • Взыскание компенсации в связи с увольнением
  • Восстановление на работе
  • Защита ответчика в суде по гражданским делам
  • Защита прав потребителей
  • Обжалование дисциплинарного взыскания
  • Представительство интересов в судах общей юрисдикции
  • Представительство компаний в судах общей юрисдикции
  • Таможенные споры
  • Интеллектуальная собственность
  • Регистрация договоров в Роспатенте
  • Регистрация программ для ЭВМ, баз данных
  • Регистрация товарных знаков в Роспатенте
  • Юридические обслуживание бизнеса
  • Абонентское юридическое обслуживание бизнеса
  • Юридическое сопровождение бизнеса
  • Банкротство
  • Включение в реестр денежных требований
  • Признание банкротом организации
  • Спорт
  • Защита спортивных организаций в трудовых и арбитражных спорах
  • Регистрация и аккредитация спортивных федераций
  • Юридическое обслуживание спортивных организаций

Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации потребительского кооператива с учетом новых правил, этапы создания и регистрации потребительского кооператива, особенности создания НКО именно в данной форме, о создании гаражного кооператива как разновидности потребительского кооператива.

Потребительский кооператив является основанной на членстве некоммерческой организацией. При этом он обладает некоторыми чертами коммерческих юридических лиц, поскольку создается для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов путем предоставления им жилья, займов, а также оказания иных услуг. Это обусловливает специфику создания, деятельности и прекращения деятельности таких юридических лиц. Для начала отметим важную особенность потребительского кооператива, его отличие от других некоммерческих организаций. Статья 123.3 ГК РФ предусматривает, что в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов, при этом члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Законодательством предусматриваются следующие виды потребительских кооперативов:

  • потребительские общества (Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1”О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”)
  • жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы (ст. 110 Жилищного кодекса РФ)
  • жилищные накопительные кооперативы (Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах”)
  • общества взаимного страхования (ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ “О взаимном страховании”)
  • кредитные кооперативы (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ “О кредитной кооперации”)
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”)
  • фонды проката (п. 1 ч. 3 ст. 50 ГК РФ)

Деятельность специализированных кооперативов регулируется указанными специальными законами, которые устанавливают особенности создания, деятельности, а также прекращения деятельности соответствующих юридических лиц. Действие этих законов, как правило, распространяется только на определенные виды кооперативов. В то же время практика показывает, что сходство в правовом статусе кооперативов разных видов позволяет прибегать к аналогии закона в том случае, когда действующим законодательством не урегулированы отношения, связанные с деятельностью кооператива конкретного вида (Апелляционное определение Московского областного суда от 21.11.2016 по делу № 33-31997/2016).

Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация потребительского кооператива самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать потребительский кооператив в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации потребительского кооператива можно описать пошагово следующим образом:

Процедура создания потребительского кооператива должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложение в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего потребительского кооператива, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы потребительского кооператива быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей потребительского кооператива необходимо учитывать следующие положения закона:

  • Гражданский кодекс РФ не содержит положений о количестве учредителей, однако предусматривает, что учредителями потребительского кооператива могут быть физические и юридические лица, однако единственной формой кооператива, когда состав учредителей может включать в себя только юрлица, является общество взаимного страхования, в иных случаях обязательно участие физических лиц в потребительском кооперативе. Так как законом предусматривается, что кооператив является объединением, то учредителей должно быть не менее 2. Порядок создания отдельных видов потребительских кооперативов (обществ), включая состав учредителей, определен в законах, регламентирующих деятельность этих кооперативов (ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 7 Закона о кредитной кооперации, ст. 12 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 5 Закона о взаимном страховании).

Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

  • для кредитной кооперации: не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный
  • для жилищного накопительного кооператива: не менее 50 и не более 5 000 человек
  • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц
  • для потребительских обществ — не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива — не менее 5 учредителей, но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юрлица в установленном законом порядке)

При определении структуры органов управления потребительского кооператива нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

Гражданский кодекс РФ не содержит положений о составе органов управления потребительского кооператива, данный вопрос также регулируется специальными законами об отдельных видах кооперативов.

Специальные законы устанавливают следующую структуру органов управления соответствующего кооператива:

  • для кредитной кооперации: общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет кредитного кооператива, ревизионная комиссия или ревизор кредитного кооператива)
  • для жилищного накопительного кооператива: общее собрание членов кооператива, правление кооператива, ревизионная комиссия (ревизор) кооператива, исполнительные органы кооператива (единоличный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган совместно с коллегиальным исполнительным органом)
  • для общества взаимного страхования: общее собрание членов общества, правление общества (может не создаваться, если учредители — физ лица в количестве менее 30), директор общества, служба внутреннего аудита
  • для потребительских обществ: общее собрание потребительского общества (высший орган управления), совет (является представительным органом, осуществляет функции общего собрания в периоды между созывами) и правление потребительского общества (исполнительный орган, председатель правления действует от имени кооперации без доверенности), ревизионная комиссия потребительского общества (осуществляет надзор)
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива: общее собрание членов жилищного кооператива, конференция (если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более 50 и это предусмотрено уставом), правление, председатель правления жилищного кооператива, ревизионная комиссия
  • для сельскохозяйственного потребительского кооператива: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива

Срок полномочий и наименование должностей исполнительных органов, а также иные вопросы, касающиеся управления в потребительском кооперативе, не урегулированные императивно законом, определяются уставом.

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации потребительского кооператива менее щепетильны при проверке юр.адреса, то учредители часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании потребительского кооператива подойти серьезно к выбору места нахождения НКО. Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “ Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса ”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

Учредительным документом для потребительских кооперативов является устав. став потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Дополнительные требования к уставу содержаться также в специальных законах об отдельных видах потребительских кооперативов. Учредителям потребительского кооператива нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации потребительского кооператива необходимо принять решение о его создании. Решение о создании потребительского кооператива принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении потребительского кооператива. Для некоторых видов потребительских кооперативов специальным законом предусмотрены особенности принятия решения о создании, особенности оформления решения.

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации потребительского кооператива нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации потребительского кооператива может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001?

Титульный лист заявления по форме Р11001

На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • Сведения о лице, действующем без доверенности от имени потребительского кооператива

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени потребительского кооператива без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

    Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании потребительского кооператива являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.

    Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью
  • При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.

    Размер госпошлины за регистрацию потребительского кооператива при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • протокол общего собрания о создании потребительского кооператива/иной документ о создании в соответствии со специальным законом (2 экз.)
    • устав (3 экз.)
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации потребительского кооператива подать заявление о применении УСН

    Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения потребительского кооператива. Заявителями являются учредители потребительского кооператива или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

    Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

    Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации потребительского кооператива?

    Для регистрации потребительского кооператива необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации потребительского кооператива в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве, при регистрации потребительского кооператива в Московской области — в Управление Минюста по Московской области).

    Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.

    По окончании регистрации потребительского кооператива вам выдадут:

    • документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ — лист записи по форме № Р50007
    • устав с отметкой регистрирующего органа
    • свидетельство о государственной регистрации потребительского кооператива, выданное Минюстом
    • документ о постановке на учет в налоговом органе

    Получением данных документов процедуру регистрации потребительского кооператива в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.

    В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.

    Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В настоящей статье мы представляем подробную пошаговую инструкцию по созданию и регистрации потребительского кооператива с учетом новых правил, этапы создания и регистрации потребительского кооператива, особенности создания НКО именно в данной форме, о создании гаражного кооператива как разновидности потребительского кооператива.

    Потребительский кооператив является основанной на членстве некоммерческой организацией. При этом он обладает некоторыми чертами коммерческих юридических лиц, поскольку создается для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов путем предоставления им жилья, займов, а также оказания иных услуг. Это обусловливает специфику создания, деятельности и прекращения деятельности таких юридических лиц. Для начала отметим важную особенность потребительского кооператива, его отличие от других некоммерческих организаций. Статья 123.3 ГК РФ предусматривает, что в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов, при этом члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

    Законодательством предусматриваются следующие виды потребительских кооперативов:

    • потребительские общества (Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1”О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”)
    • жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы (ст. 110 Жилищного кодекса РФ)
    • жилищные накопительные кооперативы (Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах”)
    • общества взаимного страхования (ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ “О взаимном страховании”)
    • кредитные кооперативы (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ “О кредитной кооперации”)
    • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”)
    • фонды проката (п. 1 ч. 3 ст. 50 ГК РФ)

    Деятельность специализированных кооперативов регулируется указанными специальными законами, которые устанавливают особенности создания, деятельности, а также прекращения деятельности соответствующих юридических лиц. Действие этих законов, как правило, распространяется только на определенные виды кооперативов. В то же время практика показывает, что сходство в правовом статусе кооперативов разных видов позволяет прибегать к аналогии закона в том случае, когда действующим законодательством не урегулированы отношения, связанные с деятельностью кооператива конкретного вида (Апелляционное определение Московского областного суда от 21.11.2016 по делу № 33-31997/2016).

    Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация потребительского кооператива самостоятельно”

    Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать потребительский кооператив в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации потребительского кооператива можно описать пошагово следующим образом:

    Процедура создания потребительского кооператива должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложение в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего потребительского кооператива, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы потребительского кооператива быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

    При определении состава учредителей потребительского кооператива необходимо учитывать следующие положения закона:

    • Гражданский кодекс РФ не содержит положений о количестве учредителей, однако предусматривает, что учредителями потребительского кооператива могут быть физические и юридические лица, однако единственной формой кооператива, когда состав учредителей может включать в себя только юрлица, является общество взаимного страхования, в иных случаях обязательно участие физических лиц в потребительском кооперативе. Так как законом предусматривается, что кооператив является объединением, то учредителей должно быть не менее 2. Порядок создания отдельных видов потребительских кооперативов (обществ), включая состав учредителей, определен в законах, регламентирующих деятельность этих кооперативов (ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 7 Закона о кредитной кооперации, ст. 12 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 5 Закона о взаимном страховании).

    Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

    • для кредитной кооперации: не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный
    • для жилищного накопительного кооператива: не менее 50 и не более 5 000 человек
    • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц
    • для потребительских обществ — не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц
    • для жилищного, жилищно-строительного кооператива — не менее 5 учредителей, но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юрлица в установленном законом порядке)

    При определении структуры органов управления потребительского кооператива нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

    Гражданский кодекс РФ не содержит положений о составе органов управления потребительского кооператива, данный вопрос также регулируется специальными законами об отдельных видах кооперативов.

    Специальные законы устанавливают следующую структуру органов управления соответствующего кооператива:

    • для кредитной кооперации: общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет кредитного кооператива, ревизионная комиссия или ревизор кредитного кооператива)
    • для жилищного накопительного кооператива: общее собрание членов кооператива, правление кооператива, ревизионная комиссия (ревизор) кооператива, исполнительные органы кооператива (единоличный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган совместно с коллегиальным исполнительным органом)
    • для общества взаимного страхования: общее собрание членов общества, правление общества (может не создаваться, если учредители — физ лица в количестве менее 30), директор общества, служба внутреннего аудита
    • для потребительских обществ: общее собрание потребительского общества (высший орган управления), совет (является представительным органом, осуществляет функции общего собрания в периоды между созывами) и правление потребительского общества (исполнительный орган, председатель правления действует от имени кооперации без доверенности), ревизионная комиссия потребительского общества (осуществляет надзор)
    • для жилищного, жилищно-строительного кооператива: общее собрание членов жилищного кооператива, конференция (если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более 50 и это предусмотрено уставом), правление, председатель правления жилищного кооператива, ревизионная комиссия
    • для сельскохозяйственного потребительского кооператива: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива

    Срок полномочий и наименование должностей исполнительных органов, а также иные вопросы, касающиеся управления в потребительском кооперативе, не урегулированные императивно законом, определяются уставом.

    На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации потребительского кооператива менее щепетильны при проверке юр.адреса, то учредители часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании потребительского кооператива подойти серьезно к выбору места нахождения НКО. Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “ Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса ”.

    После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

    Учредительным документом для потребительских кооперативов является устав. став потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Дополнительные требования к уставу содержаться также в специальных законах об отдельных видах потребительских кооперативов. Учредителям потребительского кооператива нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

    Для регистрации потребительского кооператива необходимо принять решение о его создании. Решение о создании потребительского кооператива принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении потребительского кооператива. Для некоторых видов потребительских кооперативов специальным законом предусмотрены особенности принятия решения о создании, особенности оформления решения.

    Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации потребительского кооператива нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации потребительского кооператива может быть отказано.

    Как заполнить заявление по форме Р11001?

    Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

    разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • Сведения о лице, действующем без доверенности от имени потребительского кооператива

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени потребительского кооператива без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

    Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании потребительского кооператива являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.

    Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью
  • При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 2000-3000 рублей.

    Размер госпошлины за регистрацию потребительского кооператива при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • протокол общего собрания о создании потребительского кооператива/иной документ о создании в соответствии со специальным законом (2 экз.)
    • устав (3 экз.)
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации потребительского кооператива подать заявление о применении УСН

    Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения потребительского кооператива. Заявителями являются учредители потребительского кооператива или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

    Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

    Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации потребительского кооператива?

    Для регистрации потребительского кооператива необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации потребительского кооператива в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве, при регистрации потребительского кооператива в Московской области — в Управление Минюста по Московской области).

    Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.

    По окончании регистрации потребительского кооператива вам выдадут:

    • документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ — лист записи по форме № Р50007
    • устав с отметкой регистрирующего органа
    • свидетельство о государственной регистрации потребительского кооператива, выданное Минюстом
    • документ о постановке на учет в налоговом органе

    Получением данных документов процедуру регистрации потребительского кооператива в Минюсте можно считать завершенной, однако для нормального функционирования НКО руководителю (учредителю) необходимо предпринять также ряд действий после регистрации. О том, что делать после регистрации компании читайте в статье по ссылке.

    В случае принятия решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган в тот же срок направляет вам свое решение об этом.

    119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

    1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

    1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

    1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

    1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

    • Фамилия, Имя, Отчество;
    • Адрес электронной почты;
    • Номер телефона;
    • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

    1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

    • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
    • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
    • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
    • в целях исследования рынка;
    • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
    • статистических целях;
    • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

    1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

    • сбор;
    • запись;
    • систематизацию;
    • накопление;
    • хранение;
    • уточнение (обновление, изменение);
    • извлечение;
    • использование;
    • передачу (распространение, предоставление, доступ);
    • обезличивание;
    • блокирование;
    • удаление;
    • уничтожение.

    2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

    2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

    3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

    3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

    • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
    • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

    3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

    3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

    3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

    3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

    3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу [email protected].

    4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

    4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

    4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

    • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
    • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
    • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
    • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

    4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

    4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

    4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

    4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

    4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

    4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

    5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

    5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

    5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

    Источник: https://www.dvitex.ru/poleznoe/biznes/registratsiya-kompaniy/registratsiya-potrebitelskogo-kooperativa-v-2020-godu-poshagovaya-instruktsiya-i-sroki/

    Регистрация сельскохозяйственного потребительского кооператива

    Сельскохозяйственный потребительский кооператив (СПК) — это сельскохозяйственный кооператив, который создается сельскохозяйственными товаропроизводителями или гражданами, которые ведут личное подсобное хозяйство, если они непосредственно принимают участие в хозяйственной деятельности данного потребительского кооператива в соответствии со статьей 4 ФЗ РФ № 193.

    В соответствии со статьей 12 ФЗ РФ № 129-ФЗ регистрация сельскохозяйственного потребительского кооператива требует предоставления следующих документов и сведений:

    • Заявление о государственной регистрации по форме, которая утверждается налоговыми органами. Данное заявление должно быть подписано заявителем;
    • Протокол, договор или другой документ, подтверждающий решение о создании юридического лица;
    • Копии и оригиналы учредительных документов юридического лица. Копии должны быть заверены у нотариуса;
    • Квитанция об уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 рублей;

    Заявителями о государственной регистраций юридического лица могут выступать следующие граждане:

    • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или другое лицо, которое обладает правом действовать от имени этого юридического лица без доверенности;
    • учредители юридического лица в момент его создания;
    • руководитель юридического лица, который выступает учредителем регистрируемого юридического лица;
    • руководитель ликвидационной комиссии или конкурсный управляющий в случае ликвидации юридического лица;
    • другое лицо, которое действует согласно полномочиям, предусмотренным федеральным законом, актом органа местного самоуправления или актом специально уполномоченного на это государственного органа.

    Источник: http://www.u-decision.ru/selskoxozyajstvennyj-potrebitelskij-kooperativ/

    Регистрация сельскохозяйственного потребительского кооператива

    Сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее СПоК) – это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства (ЛПХ) гражданами (при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива) на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

    Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы.

    К перерабатывающим относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельхозпродукции (производство мясных, рыбных, молочных, овощных и плодово-ягодных продуктов, хлебобулочных изделий, лесо- и пиломатериалов и др.).

    Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют сбор продукции у своих членов и её продажу, хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

    Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги.

    Снабженческие кооперативы образуются целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПоК

    Правовыми основами создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

    Действующим законодательством регламентированы следующие ограничения по созданию и деятельности потребительских кооперативов:

    * потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граждан;

    * не менее 50% от объема работ (услуг), выполняемых потребительскими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов;

    * наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «сельскохозяйственный потребительский кооператив».

    В СПоК могут быть члены и ассоциированные члены кооператива.

    Членами потребительского кооператива могут быть:

    * сельхозтоваропроизводители: сельхозорганизации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся растениеводством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    * несельскохозяйственные товаропроизводители: граждане и юридические лица, которые оказывают услуги потребительским кооперативам или сельскохозяйственным товаропроизводителям либо являются работниками учреждений социального обслуживания населения сельских поселений.

    Право и порядок приема в члены кооператива граждан или юридических лиц, не являющихся сельхозтоваропроизводителями, устанавливаются уставом кооператива. Число таких членов кооператива не должно превышать 20% от суммарного числа членов потребительского кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

    Ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.

    Органами управления в СПоК являются:

    * правление и (или) председатель кооператива;

    * наблюдательный совет кооператива.

    Правление кооператива можно не избирать, если число членов кооператива менее 25, а уставом кооператива предусмотреть избрание только председателя кооператива и его заместителя.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ СПоК

    Для создания и регистрации СПоК необходимо провести:

    1. создать инициативную группу и организационный комитет;

    2. разработать бизнес-план деятельности кооператива;

    3. разработать устав кооператива;

    4. подготовить и провести учредительное собрание кооператива;

    5. подготовить и сдать документы на регистрацию;

    7. открыть расчётный счет (п. 6 и 7 — после регистрации).

    ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ

    Созданием кооператива, как правило, занимается инициативная группа, которая должна обеспечить необходимое число членов, желающих организовать кооператив. После принятия решения о создании СПоК следует провести собрание для формирования организационного комитета, который:

    * подготавливает бизнес-план деятельности кооператива;

    * определяет размер и источники паевого фонда кооператива;

    * устанавливает размеры вступительных членских взносов;

    * подготавливает проект устава кооператива;

    * принимает заявления о вступлении в члены кооператива;

    * подготавливает общее организационное собрание членов СПоК.

    ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОБРАНИЯ

    На повестку дня общего организационного собрания кооператива выносятся следующие основные вопросы:

    * создание сельскохозяйственного потребительского кооператива;

    * приём в члены кооператива;

    * утверждение размеров паевого фонда, обязательного паевого взноса для членов и ассоциированных членов, размер вступительного взноса;

    * утверждение устава кооператива;

    * выборы органов управления кооперативом: председателя (правления), наблюдательного совета;

    * организация регистрации кооператива.

    Факт проведения собрания оформляется протоколом, который подписывается всеми его участниками.

    Устав кооператива должен содержать обязательные сведения, включающие в себя:

    1) наименование кооператива;

    2) место нахождения кооператива;

    3) срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива;

    4) предмет и цели деятельности кооператива. При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности кооператива с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых кооператив образован;

    5) порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе;

    6) условия о размере паевых взносов членов кооператива;

    7) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;

    8) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;

    9) условия образования и использования иных фондов кооператива;

    10) порядок распределения прибыли и убытков кооператива;

    11) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного законом;

    12) состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;

    13) права и обязанности членов кооператива и ассоциированных членов кооператива;

    14) характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию;

    15) время начала и конца финансового года;

    16) порядок оценки имущества, вносимого в счет паевого взноса, за исключением земельных участков;

    17) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе;

    18) порядок и условия реорганизации и ликвидации кооператива.

    ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ СПоК

    1) Устав кооператива – 2 экз. (прошитые и заверенные председателем);

    2) Протокол общего организационного собрания – 2 экз. (прошитые и заверенные председателем);

    3) Заявление по форме № Р11001;

    4) квитанция об оплате госпошлины (4000,0 рублей);

    5) документ о месте регистрации (юридический адрес) кооператива (свидетельство о собственности помещения, договор аренды помещения, гарантийное письмо от арендодателя).

    Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации юридических лиц.

    Государственная регистрация осуществляется в МИФНС России № 39 по Республике Башкортостан по адресу: г. Уфа, ул. Красина, 52 (справочная (347)229-02-09).

    Документы на госрегистрацию подаются всеми членами кооператива, либо представителем по доверенности.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ СПоК

    1) Гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива:

    * максимальный размер гранта — 70 млн. рублей. Размер гранта не превышает 60 процентов затрат;

    * цели, на которые выдается грант:

    * строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

    * приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, а также для оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции). Перечень указанных оборудования и техники утверждает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

    * приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Перечень указанной техники утверждает Министерство сельского хозяйства Российской;

    * уплату части взносов (не более 8 процентов общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки и транспортировки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции.

    2) Гранты на развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива для реализации доходогенерирующих проектов:

    * максимальный размер гранта — 3 млн. рублей. Размер гранта не превышает 91 процентов затрат;

    * цели, на которые выдается грант:

    * приобретение оборудования, техники, металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) сельскохозяйственного назначения, оказание услуг по пусконаладке указанного оборудования, техники и металлоконструкций для каркасно-тентовых ангаров (помещений) по следующим направлениям доходогенерирующих проектов:

    1. сбор, хранение, транспортировка, очистка и охлаждение молока для дальнейшей переработки;

    2.забой, хранение, разделка и фасовка мяса крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней, птицы, рыбы и кроликов;

    3. сбор, хранение, сортировка, очистка, измельчение и упаковка овощной продукции, картофеля, грибов, плодов, ягод, фруктов;

    4. сбор, хранение, гомогенизация, роспуск, фасовка меда и иной пчеловодческой продукции;

    5. сбор, сушка, измельчение и фасовка лекарственных трав и дикоросов;

    6. заготовка, хранение, переработка, транспортировка и оптово-розничная реализация сельскохозяйственной продукции;

    7. сбор, сортировка и первичная переработка шерсти, кожевенного сырья;

    8. хранение, транспортировка, переработка рыбоводческой продукции;

    9. переработка зерна, зернобобовых, семян масличных и иных культур для промышленного, продовольственного и фуражного производства;

    — создание производственной инфраструктуры доходогенерирующего проекта для растениеводства и животноводства, не являющейся объектом капитального строительства.

    подачи заявок для участия в первом этапе конкурсного отбора участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив

    Инициативная группа — граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и (или) крестьянские (фермерские) хозяйства, и (или) субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Башкортостан, планирующие создать сельскохозяйственный потребительский кооператив или стать (являющиеся) пайщиками существующего сельскохозяйственного потребительского кооператива;

    Для участия в первом этапе конкурса инициативная группа должна одновременно соответствовать следующим требованиям:

    а) наличие в составе инициативной группы не менее 5 членов;

    б) подача на конкурс не более одной заявки;

    в) запрет на участие в создании и деятельности других инициативных групп, а также в двух и более заявках на доходогенерирующий проект;

    г) обязанность осуществлять софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме в размере не менее 9 процентов от суммы доходогенерирующего проекта.

    Для участия в первом этапе Конкурса представитель инициативной группы представляет в Министерство в прошитом и пронумерованном виде заверенные подписью представителя инициативной группы документы, указанные в пункте 2.3 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июня 2018 года № 254:

    а) заявку на участие в первом этапе Конкурса по форме согласно приложению № 1 к Порядку конкурсного отбора участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее — Порядок конкурсного отбора, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 19 июля 2018 года № 150;

    б) копию паспорта представителя инициативной группы;

    в) протокол заседания инициативной группы;

    г) информацию о реализации продукции сельского хозяйства за прошлый год (при наличии) по каждому члену инициативной группы по форме согласно приложению № 2 к Порядку конкурсного отбора;

    д) выписку из похозяйственной книги (для членов инициативной группы — владельцев личных подсобных хозяйств с указанием периода ведения личного подсобного хозяйства);

    е) выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей — членов инициативных групп);

    ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц — членов инициативных групп);

    з) копию договоров (контрактов) на реализацию сельскохозяйственной продукции по каждому члену инициативной группы (при наличии);

    и) технико-экономическое обоснование доходогенерирующего проекта по форме согласно приложению № 3 к Порядку конкурсного отбора;

    к) план расходов Гранта на реализацию доходогенерирующего проекта по форме согласно приложению № 4 к Порядку конкурсного отбора (далее — план расхода); сумма Гранта должна соответствовать сумме запрашиваемых средств, указанной в итоговом протоколе заседания инициативной группы;

    л) обязательство осуществлять софинансирование доходогенерирующего проекта в денежной форме в размере не менее 9 процентов от суммы доходогенерирующего проекта по форме согласно приложению № 5 к Порядку конкурсного отбора.

    Инициативная группа вправе не представлять документы, указанные в подпунктах «д» — «ж». В случае непредставления документов, указанных в подпунктах «д» — «ж» , Министерство обеспечивает получение и проверку необходимых документов и (или) информации, содержащейся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявке и документах, несет заявитель.

    Заявка для участия в конкурсном отборе подается представителем инициативной группы.

    Заявитель самостоятельно несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей заявки.

    Заявитель вправе предоставить дополнительные материалы, включая фотографии, публикации в средствах массовой информации, рекомендательные письма и иные документы.

    Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении Конкурса, приему не подлежат.

    Заявка и документы, представленные на рассмотрение в Комиссию, возврату не подлежат.

    подачи заявок для участия во втором этапе конкурсного отбора участников на предоставление грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив

    Кооператив – сельскохозяйственный потребительский кооператив, созданный в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», в составе которого находятся члены инициативных групп;

    заявка на участие во втором этапе конкурсного отбора – документ, подготовленный сельскохозяйственным потребительским кооперативом, пайщиками которого являются члены инициативной группы, прошедшей первый этап конкурсного отбора, для участия во втором этапе конкурсного отбора по форме, утвержденной Министерством;

    заявитель на получение гранта – участник конкурса, прошедший первый этап конкурсного отбора на основании ранжированного списка, а также зарегистрировавший сельскохозяйственный потребительский кооператив для участия во втором этапе конкурса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Министерству законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год;

    Для участия во втором этапе конкурса кооператив должен одновременно соответствовать следующим требованиям:

    а) члены инициативных групп либо его пайщики являются победителями первого этапа конкурсного отбора согласно итоговому протоколу заседания инициативной группы, указанному в подпункте «в» пункта 2.3 Порядка предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах, по объединению в сельскохозяйственный потребительский кооператив, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июня 2018 года № 254 (далее – Порядок);

    б) внесение в паевой фонд кооператива целевого паевого взноса в денежной форме в размере не менее 9 процентов от суммы затрат, указанных инициативной группой в заявке на участие в первом этапе конкурсного отбора;

    в) наличие обязательства использовать грант в течение не более 18 месяцев с момента поступления средств на счет кооператива;

    г) наличие обязательства при получении гранта выполнить целевой показатель результативности – ежегодный прирост не менее 10 процентов объема товарной продукции в течение 3 лет с момента поступления средств на счет кооператива.

    Для участия во втором этапе конкурса заявители представляют в Министерство в прошитом и пронумерованном виде заверенные и скрепленные печатью (при наличии) и подписью руководителя кооператива следующие документы:

    а) заявку на участие во втором этапе конкурсного отбора;

    б) копию паспорта руководителя кооператива;

    в) копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

    г) копию устава кооператива в редакции, действующей на дату подачи документов на второй этап конкурса;

    д) копию решения общего собрания членов кооператива об утверждении бизнес-плана кооператива и письменные согласия членов кооператива о выполнении условий получения и расходования гранта;

    е) бизнес-план по развитию доходогенерирующего проекта с приложением правоустанавливающих документов на объекты производственной базы: землю, здания, сооружения, технику, оборудование (в случае непредставления указанных правоустанавливающих документов на землю, здания и сооружения Министерство обеспечивает получение и проверку необходимых документов и (или) информации, содержащейся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

    ж) план расходов, сумма которых должна соответствовать указанной в итоговом протоколе заседания первого этапа конкурса сумме запрашиваемых инициативной группой средств;

    з) выписку из расчетного счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств членов кооператива согласно итоговому протоколу заседания инициативной группы, указанному в подпункте «в» пункта 2.3 Порядка;

    и) обязательство при получении гранта выполнить целевой показатель результативности – ежегодный прирост не менее 10 процентов объема товарной продукции в течение 3 лет с момента поступления средств на счет кооператива по форме, утвержденной Министерством.

    Кооператив вправе не представлять документы, указанные в подпункте «в». В случае непредставления кооперативом указанных документов по собственной инициативе Министерство обеспечивает получение их или информации, содержащейся в них, у соответствующих уполномоченных органов и организаций в порядке, установленном законодательством, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

    Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявке и документах, несет кооператив.

    Подать заявку для участия в конкурсе кооперативы имеют право сами или через уполномоченных ими представителей.

    ЧЛЕНСТВО СПоК В РЕВИЗИОННОМ СОЮЗЕ

    СПоК обязан быть членом ревизионного союза, т.к. согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона о сельскохозяйственной кооперации, СПоК подлежит обязательной ревизии, проводимой ревизионным союзом, членом которого является кооператив.

    В ином случае кооператив подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации. Кооператив не вправе одновременно являться членом более чем одного ревизионного союза. Вышедший из ревизионного союза кооператив обязан в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе.

    Кооператив подлежит обязательной ревизии один раз в два года (по итогам каждого финансового года). Подлежат ревизии каждый год кооперативы, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

    Внеочередная ревизия должна осуществляться ревизионным союзом по требованию правления кооператива или наблюдательного совета кооператива или группы лиц, составляющих одну десятую от числа членов кооператива или одну третью от числа ассоциированных членов кооператива.

    В республике Башкортостан на 01.09.2018 г. три ревизионных союза:

    * РССК «Центральный Башкортостан» (Юр.адрес: 450079, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заводская, д. 11/1, директор Ишмаева Альфира Садрисламовна, тел. 8-917-768-33-63);

    * Башкирский РССК «АгроСтандарт» (Юр.адрес: 453856, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, 31 мкрн., д.5, директор Коломинова Анна Александровна, тел. 8-937-168-83-40).

    * РССК «БАРС», (Юр.адрес: 450081, Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Российская, дом 11, офис 8, председатель Байкова Елена Викторовна, тел. 8-987- 027-60-47).

    Источник: https://tanrb.rbsmi.ru/articles/auyl-khuzhaly-y/poryadok-sozdaniya-i-gosudarstvennaya-podderzhka-selskokhozyaystvennogo-potrebitelskogo-kooperativa/


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *