О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

stextbox id 1attention Мой муж два дня подряд ходил в соцзащиту, общался там с руководством, но безуспешно. stextbox id 1attention Сейчас мы с семьёй снова переехали, потому что я получил новую работу в Ростове-на-Дону. Хотите разведитесь.

Содержание:

Признание права на земельный участок

Признание права на участок, согласно статье 59 Земельного кодекса России, возможно в судебном порядке только теми, кто имеет законные права на этот участок.

Стоимость земельных участков с годами не становится ниже. Именно поэтому для многих весьма актуальным становится вопрос о том, как признать право на земельный участок. И регулируется данный процесс сразу несколькими нормативно-правовыми актами: Земельным и Гражданским кодексами России и федеральными законами РФ и Конституцией РФ.

Что означает термин «признание права на участок земли»

Согласно действующему земельному законодательству признание права на землю реализуется путем судебных тяжб. Само же право представляет собой возможность использовать, продавать, наследовать и владеть участком земли без каких-либо ограничений в том случае, если он был оформлен надлежащим образом.

Согласно Конституции РФ высшей ценностью гражданина являются его свободы и права, а значит, право на владение землей тоже к ним относится.

В Гражданском кодексе прописано, что защищать свои права надо путем их признания. Права на землю не являются неоспоримыми и нерушимыми, именно поэтому их требуется подтверждать, в том числе и в судебном порядке.

Право на владение и использование земельного участка, согласно статье 261 Гражданского Кодекса, подразумевает реализацию не только земли, но и всего, что на ней находится. А право собственности распространяется на все растения, водные объекты и верхний слой почвы.

Существующие способы признания прав на участок

Право на владение собственностью (гражданские права и обязанности) возникает по нескольким обстоятельствам, которые прописаны в статье 8 действующего после последних изменений Гражданского кодекса России:

  • после составления соответствующего договора или заключения сделки;
  • после законного приобретения;
  • на основании законодательных актов, составленных государственными органами власти;
  • на основании событий, которые предусматривают наступление гражданских прав, в том числе и на имущество;
  • в судебном порядке.

Признание права на участок, согласно статье 59 Земельного кодекса России, возможно в судебном порядке только теми, кто имеет законные права на этот участок. Используется этот способ в том случае, если право на собственность ставится под сомнение или же вообще отрицается это самое право. Это существенно затрудняет реализацию гражданских прав и свобод на участок: передачу его в аренду, продажу, обмен, дарение и наследование.

Признание права через суд. Предоставление доказательств

Признание права собственности на земельный участок в суде возможно только при наличии достаточных доказательств на это самое право. К ним могут относиться:

  • свидетельство о государственной регистрации права собственности;
  • выписка из единого государственного реестра недвижимого имущества;
  • свидетельство о праве собственности по старому образцу;
  • государственные акты, подтверждающие право наследования (пожизненного);
  • документы, подтверждающие право на срочное или бессрочное право пользования, старых образцов;
  • данные из первичной инвентаризации;
  • записи из похозяйственных книг;
  • государственные акты об отводе земель;
  • записи из земельно-шнуровых книг;
  • проекты организации товариществ и садоводческих участков.

Документы, которые выдавались еще до вступления в действие Земельного кодекса РФ, являются основанием и доказательством для признания права на конкретный участок.

Согласно нормам действующего законодательства решение, вынесенное судом, по делу о признании права на землю – это основание для того, чтобы соответствующие органы внесли записи в свой реестр о собственнике и его участке.

Органы Росреестра не могут отказать гражданину в его праве, однако представители имеют право оспорить решение в суде высшей юрисдикции.

Процедура подачи иска: предмет и стороны спора

Чтобы в суде было рассмотрено дело о признании права собственности на землю, необходимо подать соответствующий иск и приложить к нему все документы-доказательства.

Иск подается фактическим собственником для судебного разбирательства, где ответчиком будет являться тот, кто своими действиями или бездействием мешает гражданину в осуществлении его прав, то есть ответчиками могут выступать, например, как представители органов Росреестра, так и физические лица, которые не позволяют правильно реализовать собственнику его права на владение и использование земли.

Предметом иска является участок, по которому и ведется спор о признании права собственности. При этом подается заявление в судебные органы, которые территориально находятся там же, где и предмет спора. Чаще всего иск предъявляется на рассмотрение мировому судье в том случае, если стоимость земельного участка оценивается в сумму до 50 тысяч рублей. Во всех остальных случаях иск направляется районному судье.

Согласно статье 64 Земельного кодекса России обе стороны могут ходатайствовать о передаче дела до вынесения решения на рассмотрение из районного или мирового суда в третейский (негосударственный орган, разрешающий экономические или хозяйственные споры на договорной основе).

Независимо от того, кто выступает ответчиком по делу и в каком суде будет рассматриваться дело, в иске указываются следующие данные:

  • контактные данные сторон: как ответчика, так и истца;
  • ФИО сторон;
  • наименование судебного органа, которому на рассмотрение поступает заявление;
  • предмет спора: его фактическое нахождение, адрес, кадастровый номер, размер;
  • основания-доказательства права на участок: с какого времени находится во владении, на каком основании, чем подтверждается;
  • обстоятельства, в ходе которых права собственника были нарушены: чем отвечающая сторона мешает в реализации прав на владение и использование;
  • чем руководствуется заявитель при защите своих прав (чаще всего здесь приводятся нормы гражданского права и земельного законодательства).

Документы, которые необходимо приложить к заявлению:

  • квитанция об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий льготные условия подачи иска (например, гражданин имеет инвалидность).
  • документы-доказательства, перечень которых приведен выше.
  • доверенность, если от лица заявителя действует его представитель.

Как показывает практика, чаще всего признание права на землю требуется тогда, когда участок был приватизирован в советские времена, а на сегодняшний день требуется пройти переприватизацию, но компетентные в этом вопросе органы не выполняют свои обязанности. В этом случае документов, выданных во время первичной приватизации (обычно это похозяйственная книга или постановление местной администрации), достаточно для подтверждения права на владение земельным участком.

Суд не может не рассмотреть такие документы в качестве доказательств, поскольку изменившееся законодательство не отменяет этих документов.

Судебное решение как гарантия реализации права

После того как суд вынес решение в пользу признания права на землю гражданином, соответствующие органы не могут препятствовать в реализации этого права, а также в оформлении участка по всем правилам.

В случаях если одна из сторон не удовлетворена вынесенным решением, в кассационную инстанцию может быть направлен еще один иск на рассмотрение. Как показывает практика, такой порядок рассмотрения дел о признании прав на землю встречается крайне редко среди физических лиц. Чаще всего обостренные споры о земельных участках ведутся среди юридических лиц, которые заинтересованы в реализации земли в коммерческих целях.

Собственнику необходимо обратиться в Росреестр с копией решения суда, правоустанавливающими документами, паспортом и квитанцией об уплате государственной пошлины для регистрации земельного участка.

После этого сотрудники Росреестра проводят независимую проверку подлинности документов, вносят в единый государственный реестр соответствующую запись, выдают правоустанавливающие документы (свидетельство) собственнику.

Согласно последним изменениям такой порядок будет действителен до 2020 года, после чего собственнику на руки выдаваться свидетельства перестанут, их заменят выписками из единого реестра, то есть после регистрации собственности, в частности земли, для получения документов, подтверждающих право на землю или другую собственность, необходимо будет после уплаты государственной пошлины обратиться в Росреестр или многофункциональный центр для получения выписки.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/priznanie-prava-na-zemelnyj-uchastok.html

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, к неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.

Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация здесь.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html

Признание права собственности на земельный участок

Чтобы свободно владеть, пользоваться и распоряжаться определенным земельным участком нужно добиться признания права собственности. Эта процедура имеет множество нюансов и базируется на российском законодательстве. Обо всех моментах и поговорим далее.

В ст. 25 Земельного кодекса указано, что право собственности на землю может возникнуть только в соответствии с основаниями, утвержденными действующим законодательством. Для частной собственности, в соответствии со ст. 218 ГК РФ, такими основаниями являются:

  • сделка об отчуждении земли — купля-продажа, дарение, обмен;
  • наследование;
  • правопреемство при реорганизации компании;
  • приватизация земли у государства;
  • иные основания.

Сделки с земельными участками должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Право собственности на землю возникает именно с момента регистрации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник земельного участка имеет право:

  1. Владеть земельным участком, то есть считать его своим.
  2. Пользоваться — выращивать растения и деревья, возводить здания и сооружения, по-максимуму извлекать полезные свойства территории;
  3. Распоряжаться — подарить или обменять, продать, передать юридическому лицу в качестве взноса по уставному капиталу.

При этом действия собственника не должны противоречить действующим законам либо нарушать права и интересы других лиц. Находящиеся на участке ресурсы, включая почву, можно использовать лишь в рамках, определенных законом, без причинения ущерба окружающей среде.

Для каждого земельного участка определяется целевое назначение, которое должно соблюдаться собственником. Кроме того, он должен предпринимать меры по соблюдению экологических, санитарных, противопожарных, строительных и других нормативов, проводить мероприятия по охране окружающей среды, не допускать ухудшения состояния почвы, ее загрязнения, замусоривания. Несоблюдение этих требований грозит разными санкциями, от штрафов до лишения права собственности.

Право собственности на землю может быть ограничено, но лишь при наличии оснований, указанных в соответствующих ФЗ и ЗК РФ. Ими могут быть:

  1. Расположение земли в пределах санитарно-защитной зоны.
  2. Прокладка по территории участка магистралей, дорог общего пользования, инженерных коммуникаций.
  3. Необходимость в сохранении определенных растений или животных, проживающих на участке.

Могут быть и другие основания, указанные в соответствующих законах, в том числе региональных.

Ограничения права собственности могут быть установлены на определенный отрезок времени или стать бессрочными. При передаче права собственности другому лицу в результате купли-продажи, наследования или иных действия ограничения остаются в силе. Обжаловать их можно только в судебном порядке.

Потерять право собственности на землю, если не проводилось межевание, невозможно. Законы не обязывают владельца земли устанавливать границы и регистрировать данные в Росреестре. Однако лучше эту процедуру провести — в случае споров с соседями или представителями муниципалитета владельцу, чей участок оформлен должным образом, будет легче доказать свою правоту.

Для многих граждан РФ остается непонятным вопрос о праве собственности на землю под многоквартирным домом. В этом моменте есть множество нюансов. Например, если дом был введен в эксплуатацию до 2005 года, земельная территория под ним находится в общем долевом владении жильцов. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • территория имеет официальный план с обозначением границ;
  • землеустроительные работы были завершены до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то есть до 2005 года;
  • данные по участку внесены в Росреестр

В случае с многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 2005 года, земельный участок под ним будет находиться в собственности жильцов автоматически.

В вопросах определения права собственности на участок под многоквартирным домом много нюансов, обусловленных обширной законодательной базой, регулирующей этот вопрос. При возникновении сложностей и спорных ситуаций лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет разобраться в проблеме и подскажет наиболее оптимальные пути ее решения.

Формы (виды) права на землю

В ст. 9 Конституции РФ сказано, что земельный участок может быть в государственной, муниципальной, частной и иной собственности. Права всех собственников в соответствии с законом защищаются одинаково, кроме того законом признается частная собственность для граждан и их объединений.

Граждане РФ могут владеть земельным участком на праве индивидуальной, общей совместной и общей долевой собственности. Законодательством установлены следующие виды права собственности на землю:

  1. Частная собственность — право физических и юридических лиц, возникающее вследствие приватизации земель, принадлежащих муниципалитету или государству, а также в результате определенных сделок: купли-продажи, обмене, наследовании, дарении.
  2. Муниципальная собственность — принадлежит органам местного самоуправления.
  3. Государственная собственность — право собственности на земельные участки, не принадлежащие муниципалитету, физическим и юридическим лицам. Такая земля принадлежит РФ и ее субъектам.

В Конституции РФ указаны и иные формы собственности, но на законодательном уровне они в настоящее время не разработаны.

Разновидностью частной собственности является общая собственность, при которой земельным участком владеет группа лиц. При этом доля каждого из них может быть определена в установленном порядке, а может не определяться, тогда речь идет о совместной собственности. К последнему виду можно отнести собственность супругов, если земельный участок куплен в браке.

Земельным кодексом РФ установлен список земель, которые не могут находиться в частной собственности. К ним относятся:

  • участки на территории национальных парков;
  • участки на территориях общего пользования в границах населенного пункта;
  • участки в заповедниках.

На таких территориях земли могут оставаться в частной собственности, если соответствующее право у гражданина возникло до присвоения землям перечисленных статусов. Также существуют земельные участки с ограниченным оборотом, то есть их передача юридическому или физическому лицу возможна лишь в исключительных случаях, указанных в соответствующих законах.

ЗК РФ предусматривает право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Под этим термином понимают имущественное право на владение и пользование землей неограниченный временной отрезок в соответствии с указанным целевым назначением. При этом постройки, возведенные владельцем для использования в личных целях, являются его собственностью.

В 2020 году землю невозможно получить на праве постоянного пользования. Граждане, получившие ее до принятия Земельного кодекса РФ, могут продолжать пользоваться землей на прежних основаниях — владение и пользование участком для них сохраняется. На такие участки, можно оформить право собственности, каких-либо сроков для этого действия нет. Юридические лица, владение недвижимостью на таком праве, обязаны переоформить землю в собственность или заключить договор аренды. За нарушение установленных законами сроков переоформления участка им грозит штраф в размере от 20 до 100 тыс. руб.

Право собственности на землю и аренда — понятия абсолютно разные, но многие граждане их путают. На самом деле договор аренды, хоть и дает владельцу определенные права на участок, но они сильно ограничены и не сравнимы с правом собственности. Арендованную землю можно получить в собственность, для этого есть два варианта, применение которых зависит от конкретной ситуации.

Первый вариант — покупка земли, которую можно приобрести как в момент действия договора аренды, если такое условие в нем отражено, так и после окончания его срока. Купить можно землю и находящуюся в собственности у муниципалитета или государственного органа. В этом случае, в соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ, арендатор имеет преимущественное право на покупку земли, по окончании срока действия договора аренды.

Землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности и взятую в аренду, можно в последующем приватизировать — это второй вариант получения права собственности. Правда за свою жизнь гражданин может прибегнуть к такой возможности лишь один раз, это ограничение установлено законом.

Земли, полученный в аренду до 2001 года для ведения ЛПХ или под ИЖС, могут быть приватизированы бесплатно. В случаях, когда участок передан в аренду после 2001 года, оформить право собственности путем приватизации будет сложнее. Для земель под ЛПХ или ИЖС тут обязательным условием будет построенный и введенный в эксплуатацию жилой дом, для остальных земель, например выделенных в аренду для садоводства, будет достаточным имеющегося гараж или хозпостройки.

Если появилось желание получить арендованную землю в собственность, желательно сначала посоветоваться с юристом. Специалист поможет оценить, насколько велика вероятность успеха, поможет собрать нужные документы, при необходимости проведет переговоры с собственником земельного участка. Поступая таким образом человек, заинтересованный в получении права собственности, бережет время и экономит денежные средства.

Право частной собственности на землю — это право, которое дает возможность собственнику владеть земельным участком, использовать его в рамках целевого назначения и распоряжаться по своему усмотрению. Регулируется этот момент ГК РФ, а также рядом Федеральных законов. Например, Гражданский кодекс определяет основные моменты, при возникновении которых может возникнуть или прекратиться право на любое имущество, включая земельные участки.

Определение права частной собственности является одним из сложнейших моментов в юридической практике. Каждый случай уникален, имеет свои нюансы, а потому и решение каждый раз разное. Самый беспроигрышный вариант в этом случае — обратиться к грамотному юристу, и вместе с ним добиваться оформления земли в частную собственность.

Признание прав собственности юридического лица

Российскими законами признается право юридических лиц иметь имущество, включая земельные участки, в собственности. Соответствующее право может возникнуть в результате приватизации участка, ранее находящихся в собственности государства или муниципалитетов, купли участка, наследования, получения по договору дарения и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на землю юридического лица имеет ряд особенностей:

  • в собственности могут быть земельные участки, полученные в результате деятельности юридического лица или внесенные его участниками в качестве взноса;
  • юридическое лицо может распоряжаться землей по своему усмотрению, но с соблюдением законов, правовых актов и с учетом интересов других лиц;
  • правовой режим земельного участка, а также определение полномочий собственника, во многом регулируются учредительными документами.

При этом иностранные юридические лица, а также компании, доля учредителей-иностранцев в которых более половины, по закону не могут иметь землю в собственности. Добиться соответствующего права этой категории не получится даже в судебном порядке.

В случае с юридическими лицами признание права собственности может иметь множество нюансов. Так компания может попытаться оформить право собственности на земельный участок, не имеющий собственника или на землю, от которой владелец отказался либо утратил права на нее. Для признания права собственности в таких и ряде иных случаев юридическому лицу придется подавать иск в суд по месту расположения объекта недвижимости. Исход дела при этом будет во многом зависеть от уровня профессионализма юриста, составляющего исковое заявление и выбирающего способ защиты права собственности.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащие ему земельные участки переходит юридическому лицу-преемнику. Оно имеет право обратиться в государственный регистратор с заявлением о регистрации перехода права собственности по завершении реорганизации.

Признание права собственности для юридического лица может быть более сложным процессом, чем для обычного гражданина. Поэтому важно собрать все необходимые документы и обратиться с ними к юристу, который сможет вникнуть в нюансы дела и дать совет по стратегии поведения в суде. В противном случае вероятность положительного исхода дела крайне мала.

Экологическое право

Земельные участки относятся к природным объектам, а потому по отношению к ним применимо и экологическое законодательство. Любой собственник земли, вне зависимости от вида деятельности и целевого назначения участка, обязан рационально и бережно относиться к территории, не допуская загрязнения окружающей среды и не нарушая правила природопользования.

По отношению к земельному участку можно выделить два права природопользования — общее и специальное. В первом случае никаких разрешительных документов не требуется, например, ягоды можно спокойно собирать на собственном участке. Во втором случае требуется специальное разрешение, например, на строительство здания. Нарушение специального права природопользования может привести к потере права собственности.

В случаях признания права собственности экологическое право также будет учитываться. Например, п. 3 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает приватизацию земель, на территории которых имеются объекты, имеющие особое значение. Кроме того, передавая земельный участок в собственность местные власти должны учитывать экологические интересы, устанавливать целевое назначение, форму использования земли. Им вменяется в обязанность и осуществлять контроль за исполнением постановлений и правил природопользования. При выявлении отклонений и нарушений администрация муниципального образования может инициировать судебное разбирательство, исход которого может быть печальным для собственника.

Экологическое право имеет множество нюансов, которые нужно учитывать при разбирательствах, связанных с признанием права собственности. Подавая исковое заявление нужно ссылаться на законодательную базу, которая в этом случае будет довольно обширной. Чтобы повысить шансы на успешное разрешение проблемы, лучше обратиться к юристам, которые помогут составить юридически грамотный иск и подскажут, какой тактики лучше придерживаться для достижения желаемого результата.

Признание права собственности на участок

В случае, если земельный участок имел необходимую документацию, был правильно оформлен и предавался другому лицу без нарушений, зарегистрировать право собственности не составит труда, иногда достаточно лишь посещения нотариуса. Согласно ст. 8 ГК РФ право на владение земельным участком может возникнуть вследствие следующих обстоятельств:

  • заключение сделки (составление соответствующего договора);
  • приобретение участка на законном основании;
  • передача земли в соответствии с постановлениями органов государственной власти.

Проблем в этих случаях, обычно, не возникает, часто даже помощь юриста не нужна.

Сложнее, когда невозможно подтвердить право собственности предыдущего владельца земельного участка или процедура его передачи была проведена с грубыми нарушениями. В этом случае признание права собственности возможно только в суде. Инициировать судебное разбирательство может лицо, имеющее права на землю, а также лица, которые сомневаются в правомерности владения субъектом землей.

Чтобы суд признал право собственности на земельный участок, нужно подготовить документальные доказательства. В зависимости от конкретной ситуации это могут быть:

  • свидетельство о праве собственности;
  • выписка из ЕГРП;
  • документы о праве бессрочного пользования;
  • акты на право пожизненного наследования;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • выписка из земельно-шнуровой книги для участков, выданные в 30-е годы прошлого столетия;
  • акты об отводе земельного участка;
  • сведения о первичной инвентаризации.

Для признания права собственности на участки, выданные, приобретенные или полученные до вступления в силу ЗК РФ, достаточно предоставить любой документ, подтверждающий это право.

Если суд примет решение о признании права собственности, этот факт должен быть отображен в Росреестре. Отказать собственнику в этом представители государственных органов не имеют право, однако лицо, несогласное с решением суда, вправе его оспорить в установленном законом порядке.

Чтобы инициировать судебное рассмотрение вопроса о признании права собственности нужно подать исковое заявление, к которому приложить документ, подтверждающий наличие этого права (из списка выше). Истцом в этом случае будет владелец земельного участка. Ответчиком будет лицо, мешающее реализовывать право собственности — пользоваться участком, владеть им, распоряжаться по усмотрению собственника. Ответчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также органы государственной власти. Предметом искового заявления будет сам земельный участок.

В случае, если стоимость земельного участка не превышает 50 тыс. руб., обращаться нужно в мировой суд. На практике же земля стоит гораздо дороже, потому вопрос о признании права собственности разбирается районным судом, расположенным по месту нахождения земельного участка. Таково требование закона, исковое заявление, поданное по месту жительства истца (если земля находится в другом субъекте РФ) рассматриваться не будет.

Обе стороны имеют право подавать ходатайство о передаче разбираемого вопроса в третейский суд, занимающийся экономическими или хозяйственными спорами. Сделать это нужно до вынесения мировым или районным судом решения по признанию права собственности на земельный участок. Право ходатайствовать о передаче дела в третейский суд прописано в ст. 64 Земельного кодекса РФ.

В исковом заявлении нужно указать следующие данные:

  • контактную информацию истца и ответчика;
  • название судебного органа, в которое направляется заявление;
  • фамилию, имя и отчество сторон, либо наименования, если это юридические лица;
  • информацию о земельном участке, включая кадастровый номер (если есть, место расположения, площадь и т.д.;
  • доказательства о собственности — документы, свидетельские показания, иные материалы;
  • описание обстоятельств, которые мешают собственнику реализовывать права в отношении земельного участка;
  • законодательные нормы, на которые опирается заявитель.

К исковому заявлению прикладываются документы, которые могут подтвердить право собственности у физического или юридического лица, а также квитанцию об оплате государственной пошлины. В случае, если интересы истца в суде представляет доверенное лицо, потребуется приложить также нотариально заверенную доверенность.

Если в ходе рассмотрения искового заявления суд признает право собственности на землю у истца, его решение становится обязательным для исполнения. Ответчик, даже если он представляет орган муниципальной или государственной власти, не вправе препятствовать реализации прав собственности либо отказывать в регистрации земельного участка. Однако при несогласии с решением суда любая из сторон может подать иск в кассационную инстанцию о повторном рассмотрении вопроса. К такому варианту чаще прибегают юридические лица.

Для прохождения регистрации земли владельцу нужно подать в Росреестр паспорт, квитанцию об оплате пошлины, правоустанавливающие документы, а также копию решения суда по данному вопросу. Проще всего это сделать через МФЦ по месту проживания собственника. После проверки предоставленных документов в реестр будет внесена соответствующая запись, после чего собственнику выдают на руки выписку из ЕГРН

Бывает так, что предоставить какие-либо документы на земельный участок невозможно. Чаще подобное случается, когда земля была получена несколько десятилетий назад, не проводилась приватизация или участок никак не оформлялся. В этом случае признание права собственности возможно посредством приобретательной давности. Чтобы такой вариант стал возможным необходимо наличие ряда условий.

  1. С момента появления земельного участка у правообладателя должно пройти не менее 15 лет. Если же на земельный участок может претендовать юридический собственник, то срок отсчитывается с окончания исковой давности.
  2. Правообладатель должен на протяжение всех 15 лет непрерывно владеть земельным участком. Если он пользовался им от случая к случаю, либо передавал другим лицам, а затем забирал обратно, приобретательная давность не возникает. Исключением являются случаи, когда подобные ситуации возникали против воли правообладателя.
  3. Использование земли по назначению. Например, на земельном участке, предназначенном для ведения ЛПХ, все 15 лет выращивались животные, сажается огород, насаживался сад.
  4. В отношении земельного участка не было заключено никакого договора, например, аренды или безвозмездного пользования.
  5. Обязательна добровольность владения — владелец должен быть искренне убежден, что земля принадлежит ему, а не стороннему лицу или организации.

Чаще всего к приобретательной давности прибегают, когда земля была получена частным лицом от юридического лица, но не была соответствующим образом оформлена, например, не составлен договор купли-продажи.

Схожий способ поможет при вступлении в наследство, не оформленное должным образом. Зачастую родственники умершего продолжают пользоваться принадлежащим ему участком, не оформляя его как положено по незнанию. В этом случае для признания права собственности нужно обращаться в суд, но исход дела может быть непредсказуемым, а потому без помощи хорошего юриста в составлении искового заявления и сборе документов не обойтись.

Признание права собственности по приобретательной давности также происходит в судебном порядке. При этом истец не предоставляет документы о праве собственности, но может пригласить свидетелей — людей, которые могут подтвердить, что на протяжении 15 лет земельный участок был у истца в пользовании, использовался по назначению, нарушений действующего законодательства не допускалось. Если суд, рассмотрев обстоятельства, примет решение о признании права собственности, с его копией можно обращаться в Росреестр для регистрации права собственности на земельный участок.

В этом вопросе есть один важный момент: земельный участок должен быть идентифицирован. То есть в исковом заявлении нужно указать кадастровый номер, адрес нахождения, общую площадь территории. Если земля не состоит на кадастровом учете, то регистрация права собственности будет невозможна. Кроме того, земельный участок не должен находиться на территории, в отношении которой наложены определенные ограничения, например, в заповеднике, национальном парке, в санитарных зонах.

Признание права собственности может иметь множество сложностей, а потому даже в простой, на первый взгляд, ситуации лучше привлечь юриста. Специалист может оценить, каковы шансы на успешное решение проблемы, составит грамотный иск, опираясь на законодательство, подберет наиболее верную тактику действий и подскажет, какие документы нужно подготовить в конкретном случае. Граждане и юридические лица, воспользовавшиеся услугами профессиональных юристов, чаще выигрывают дело, при этом экономят время и денежные средства.

Источник: https://mpcvector.ru/zemelnye-spory/priznanie-prava-sobstvennosti-na-zemelnyy-uchastok

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Признание права собственности на земельный участок: в порядке наследования, в порядке приватизации, через суд

Порядок признания права собственности на земельный участок может существенно различаться, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Если для совершения гражданской сделки приобретения земли нужно составить договор и представить его на регистрацию, то для наследования или судебной процедуры гражданам предстоит соблюсти множество иных формальностей.

Право собственности на землю может возникать по различным основаниям, указанным в ЗК РФ и ГК РФ.

Поскольку земельные наделы входят в состав объектов недвижимости, для надлежащего подтверждения прав потребуется пройти регистрационную процедуру в службе Росреестра.

Порядок признания права собственности, а также его закрепление в госреестре ЕГРН, регламентирован в Федеральном законе № 218-ФЗ.

Согласно статье 14 Закона № 218-ФЗ, в состав оснований для регистрационных действий, помимо гражданских сделок, входят:

  • свидетельство о праве на наследство, которое выдается в нотариальной конторе;
  • документы по приватизационной сделке при оформлении земли в собственность граждан из муниципального фонда;
  • судебное решение, которым признано право собственности на земельный объект.

Для получения указанных документов и официального закрепления прав на землю, гражданам предстоит соблюсти все специальные требования законодательных актов, предусмотренные для процедур наследования, приватизации или судебного подтверждения.

Рассмотрим специальные нюансы для признания прав на земельные объекты, которые нужно учесть при наследовании участков, приобретении их в порядке приватизации в местный органах власти, а также по итогам судебных споров.

Наследственная процедура позволяет переоформить права на имущественные активы, принадлежавшие умершему гражданину. При этом порядок признания прав будет существенно различаться при наличии завещательного бланка или при наследовании по закону. Земля может выступать предметом наследования при следующих условиях:

  • если участок был надлежащим образом оформлен в собственность умершего гражданина, а на землю есть все правоустанавливающие документы (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • если надел принадлежал человеку не на праве собственности, а на ином бессрочном праве владения (например, бессрочное право пользования, которое при определенных условиях могло быть переоформлено на собственность);
  • если объект принадлежал покойному на праве пожизненно наследуемого владения (такая форма владения активно применялась до введения в действие ЗК РФ, в настоящее время участки на таком праве не выделяются).

Обратите внимание! По наследству не могут передаваться участки, на которые умерший гражданин имел временные права. Например, арендованный участок не может быть передан наследникам, однако члены семьи могут продолжать пользоваться землей до окончания срока аренды, после чего обратиться за его переоформлением в обычном порядке.

Если на земельный объект был официально зафиксировано право собственности, по итогам наследственного производства в нотариальной конторе наследники приобретают аналогичное право.

При этом, при наличии нескольких наследников, может быть изменена форма права на долевую.

Фактический раздел единого надела может происходить уже после получения свидетельства о праве на наследство и регистрации прав собственности на доли.

Оформление прав на землю будет происходить путем подачи заявления в нотариальную контору и подтверждения родственных отношений (в рамках завещательного распоряжения наличие родственных отношений не влияет на приобретения прав). По истечении шести месяцев, каждый заявитель-наследник получит часть имущественных активов или имущественных прав, в том числе на земельные участки.

Скачать заявление о вступлении в наследство на земельный участок (образец)

Если земля не принадлежала умершему гражданину на праве собственности, наследники приобретут только право владения участком. Дальнейшее оформление собственности будет происходить путем обращения в местные органы власти на основании полученного свидетельства о наследстве.

Для проведения регистрационных действий в службе Росреестра, каждый наследник должен представить свидетельство, выданное в нотариальной конторе.

Если участок получили несколько наследников, до обращения на регистрацию им нужно обратиться за изготовлением межевого плана, на котором будет отражены доли каждого совладельца.

По итогам регистрационной процедуры наследники получат выписку из госреестра ЕГРН с подтверждением права собственности.

Приватизационные сделки с землей заключаются в целях переоформления прав на муниципальные участки в собственность гражданам.

ЗК РФ предусматривает различные варианты приобретения муниципальных земель, в том числе на платной или безвозмездной основе.

Для признания права собственности в порядке приватизации гражданам нужно подтвердить законность своих требований путем обращения в местный орган власти.

Возможность бесплатного получения земли в собственность в рамках приватизационной процедуры доступна только для отдельных категорий граждан. Их перечень определен статьями 39.1 и 39.5 ЗК РФ и включает в себя:

  • субъекты, которым земля была выделена на безвозмездной основе для личного подсобного хозяйства или фермерства на срок не более шести лет – право на приватизацию возникает по истечении пяти лет, если гражданин соблюдал целевое назначение при владении участком;
  • лица, получившие землю на бесплатной основе для возведения частных домов на срок не более шести лет – приватизация возможна по истечении пяти лет целевого использования надела;
  • семьи с многодетным статусом – возможность переоформления прав на землю доступна только один раз;
  • иные категории владельцев, указанные в законодательных актах.

На протяжении срока безвозмездного владения граждане должны строго соблюдать категорию земли и вид разрешенного использования. Например, на участках под ИЖС не допускается возводить промышленные объекты. Выявленные факты нарушений не позволят претендовать на бесплатную приватизацию, а предоставленный участок может быть принудительно изъят до завершения срока договора.

Заявление о признании права собственности земельного участка в порядке приватизации подается в местный орган власти или иное уполномоченные учреждение. Для подтверждения законности требований представляются следующие документы:

  • заполненный бланк заявления с просьбой бесплатно переоформить права собственности;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • документ, подтверждающий законность владения земельным наделом – договор о передаче в безвозмездное пользование, распорядительный акт властного органа и т.д.;
  • межевой план на участок.

Если земля была выделена для целей частного строительства, необходимо подтвердить, что владелец использовал его по назначению – представить документы о проведении работ.

Рассмотрение заявления может продолжаться не более 30 дней, после чего выносится постановление о передаче земли в собственность граждан и оформляется приватизационный договор. С этими документами и межевым планом нужно обратиться в территориальный отдел Росреестра или Многофункциональный центр для проведения регистрационных действий.

Таким образом, признание права собственности в рамках приватизационной программы сопровождается подтверждением условий владения участков, а также соблюдения вида разрешенного использования земли.

В рамках судебных процессов могут рассматриваться дела, связанные с оспариванием или признанием прав собственности на недвижимость. Далеко не всегда такие дела связаны с возникновением споров между гражданами, нередко речь идет о подтверждении права на землю по причине отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов.

К числу наиболее распространенных случаев для обращения в суд можно выделить:

  1. отсутствие у заявителя документов, на основании которого он может надлежащим образом зарегистрировать свое право (например, если земля выделялась несколько десятилетий назад, а распорядительные документы утрачены и не могут быть восстановлены иным образом);
  2. отказ уполномоченного органа зарегистрировать право собственности на земельный надел;
  3. отказ местных властей оформить документы для приватизации земельного надела, если такое право у истца возникло по закону;
  4. невозможность оформить права на участок, если такие основания связаны с приобретательной давностью.

Нужно учитывать, что в судебном порядке происходит только признание существующего права, фактически возникшего еще до обращения в судебное учреждение. Такое право не может возникать на основании судебного акта, оно лишь находит свое подтверждение в ходе исследования доказательств.

Наиболее часто подтверждение прав происходит в рамках особого производства.

В этом случае изначально отсутствует спор о праве между несколькими лицами, а необходимость обращения в судебные инстанции связана с отсутствием обязательных документов или их ненадлежащим оформлением.

В ходе процесса будут устанавливаться факты, имеющие юридическое значение – законность приобретения прав на участок, законность владения землей на момент обращения в суд, законность оснований для признания права собственности.

При разбирательстве дел указанной категории могут использоваться следующие доказательства:

  • архивные выписки из органов БТИ или местной администрации, свидетельствующие о длительном неоспоренном владении участком;
  • переписка с местными властями, в которых прямо или косвенно подтверждается законность требований заявителя;
  • платежные документы, подтверждающие внесение обязательных сборов за законное владение участком (например, перечисление налоговых платежей).

Также основанием для признания права в судебном порядке будет являться законность владения объектом недвижимости на земле. Нередко граждане получают дома или иные строения, земля под которыми надлежащим образом не оформлена. Наличие правоустанавливающий документов на здания и строения будет являться доказательством законности владения землей.

Отказ уполномоченных органов переоформить права на землю в порядке приватизации также может быть оспорен в судебных учреждениях.

Для этого заявитель должен подтвердить, что выделение земли происходило с соблюдением требований законодательства, а период пользования участков превышает пять лет (если иные сроки не указаны в законе).

Также неправомерным будет являться требование о внесение платы за участок, если закон определяет безвозмездность этих действий.

Обязанность по доказыванию всех фактов и обстоятельств возложена на истца.

К участию в деле могут привлекаться представители уполномоченных муниципальных и регистрационных ведомств, владельцы смежных участков (их права могут затрагиваться при подтверждении прав на землю), кадастровые инженеры.

В судебном акте, помимо признания права собственности, должны быть определены характеристики спорного участка. Это нужно для последующих регистрационных действий в службе Росреестра.

Обращение на регистрацию права собственности по судебному акту происходит по общим правилам, регламентированным в Федеральном законе № 218-ФЗ. Решение должно вступить в силу, прежде чем правообладатель представит его в регистрационную службу.

По итогам проверки документов и судебного решения сведения о праве собственности будут внесены в госреестр ЕРГН, о чем заявитель получит в службе Росреестра или Многофункциональном центре соответствующий правоустанавливающий документ – выписку.

Верховный суд приобретательная давность земельный участок

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень неоднозначный способ. Не все, кто пользовался участком на протяжении 15 лет, смогут получить его в собственность.

Что это такое? Приобретательная давность на земельный участок — это такой способ получения права на землю, когда гражданин сначала долгое время пользуется землей, а потом может оформить ее в собственность.

Для того, чтобы получить участок, таким способом нужно:

  • получить землю от государства или муниципалитета на праве пользования;
  • непрерывно владеть земельным участком в течение 15-ти лет;
  • пользоваться как своим собственным во всех отношениях;
  • пользоваться им явно для всех;
  • добросовестно вносить плату и заботиться, как о своем собственном.

Если все эти признаки присутствуют, то владелец имеет право на защиту своего участка от третьих лиц.

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Согласно п.2 ст.

28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По мнению суда, в действиях истца отсутствует обязательный для приобретательной давности по ст. 234 ГК РФ признак – добросовестность владения.

Исключить такие спорные моменты можно только в том случае, если в отношении долевого имущества произвести выдел доли в натуре.

Ведь раздел дома в натуре или раздел участка в натуре позволяют сформировать самостоятельные объекты прав, что значительно сокращает вероятность возникновения спора о праве собственности на данный объект или его часть.

Важно Отметим, что признание права собственности в силу приобретательной давности в отношении долевой собственности судами стало практиковаться относительно недавно. Ранее суды отказывали в удовлетворении исковых требований, основанных на ст. 234 ГК РФ, в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности. Возможно в силу этого такой неоднозначный подход судов к таким делам.

Право собственности завершается с момента госрегистрации прекращения данного права. Когда права на землю зарегистрированы в установленном порядке и собственник не отказывался от своего права, то основания для признания участка бесхозяйным отсутствуют. Земля, как собственность физлица, не попадает под определение ст.225 ГК РФ и не может быть признана бесхозяйной.

Когда возникает право собственности? Объектом в этом случае будет земельный участок, субъектами могут стать как граждане РФ (физические лица), так и организации, предприятия (юридические лица). Таким образом, государство (государственные органы) и муниципалитеты (местные органы власти) не смогут претендовать на собственность таким способом.

Не все участки могут приобретаться по давности владения.
Внимание Это связано с назначением земель. Если категория, указанная в документах, не соответствует регистрации частной собственности, то участок отходит государству. Например, территория попала в одну из категорий — земли запаса.

В таком случае приобретение не будет рассматриваться, за исключением случаев, когда участок можно перевести из одной категории в другую.

Образец составления иска можно представить так:

  • данные судебного органа, куда подается заявление (наименование);
  • данные истца (адрес, Ф.И.О.);
  • ответчик;
  • цена иска;
  • наименование заявления;
  • изложение обстоятельств дела;
  • суть искового требования со ссылкой на соответствующие нормативы;
  • перечень приложенных документов;
  • дата подачи иска;
  • подпись заявителя.

Указание цены иска требуется для установления подсудности и размера пошлины.

При цене иска до 50 тысяч рублей дело рассматривает мировой судья по месту нахождения имущества, иск свыше этой суммы рассматривается в районном суде.

Цена иска обусловлена инвентаризационной стоимостью согласно документам из БТИ. Ответчиком должен стать прежний владелец, но поскольку в данном случае он неизвестен, то можно такового не указывать.

Подтверждением существования земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости. Материалами дела не подтверждается, что спорный земельный участок площадью 600 кв.

м прошел государственный кадастровый учет, был сформирован и идентифицирован в установленном порядке. Следовательно, он не является объектом гражданско-правовых отношений, что само по себе служит также основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При этом наличие в материалах дела сведений о проведении межевания земельного участка, площадью 1200 кв.м, данные выводы не опровергают.

Судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска (Дело № 33-1332-13, Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики).

Суд в иске отказал, сославшись на то, что истец знал, что все указанное время он пользуется участком чужого собственника. Также в Постановлении Пленума ВС РФ по ст.

234 ГК РФ указывается, что в срок приобретательной давности не входит период, когда истец осуществлял владение земельным участком на основе договора. К примеру, гражданин В.

просил суд признать его право собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, так как пользуется данным участком более пятнадцати лет.

В ходе судебного заседания было установлено, что земельный участок был передан истцу органами местной власти по договору долгосрочной аренды сроком на 49 лет. Таким образом, у истца отсутствует право на признание его собственником в силу приобретательной давности потому, что ему известен правовой статус данного земельного участка и его права на него. В удовлетворении иска было отказано.

Совет: для большей вероятности положительного решения по делу имеет смысл включить в исковое заявление примеры вынесенных ранее судебных решений по аналогичным ситуациям, желательно судами региона места обращения.

Другим спорным вопросом о признании права собственности в силу приобретательной давности являются самовольные постройки. Пленум ВС РФ указал, что положения ст.

234 ГК РФ не распространяются на постройки, возведенные на земельном участке, используемом без законных оснований.

Действующим законодательством предусматривается снос самовольной постройки, которая возведена на земельном участке лицом, не являющимся собственником данного земельного участка или его пользователем на иных законных основаниях.

Через 7 рабочих дней можно забрать готовую выписку, предварительно предъявив оригиналы документов.В МФЦ обращаются те, кто не любит стоять в очередях и график работы не позволяет посетить Росреестр. Вся процедура, сумма и способ оплаты у МФЦ и Росреестра идентичны. Только срок рассмотрения документов через центр увеличивается на 2 дня.

Пакет документов После вступления судебного решения в силу нужно обратиться в Росреестр для законной регистрации права собственности. Кроме заявления нужно иметь следующую документацию:

  • паспорт заявителя;
  • решение суда;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанция об оплате государственной пошлины (для физических лиц — 2000 рублей).

Как уже было сказано, участок должен состоять на кадастровом учете, иначе в регистрации будет отказано. Согласно закону, право собственности можно оформить только на определенный участок.

То есть начинать оформление земли по сроку давности надлежит с обращения в суд. Какой может быть срок В ст.234 ГК срок давности владения определен как пятнадцать лет. Но отдельные факты данный период могут изменить. Выше уже упоминалось о правопреемстве.

Если фактический владелец получил землю по наследству, приняв таковое фактически в силу закона, то периодом владения землей признается и то время, в течение какого ей владел наследодатель. Конечно при условии соблюдения необходимых условий владения.

Еще один момент касается возможности истребования имущества прежним владельцем. По ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого владения. Для этого подается иск в суд в течение трех лет.

И если истец сможет документально подтвердить законность права, то имущество возвращается. Препятствием не является и решение суда.

Условия Условия приобретения земельного участка в собственность таковы:

    Земельный участок должен находиться в пользовании не меньше 15-ти лет. В этот срок входит владение землей разными лицами, если один из них был правопреемником другого. Все обязанности в отношении этого объекта (земля) сохранятся.

Правопреемство устанавливает изменение, но не прекращение правоотношений. Таким образом, такой способ считается непрерывным.

Среди условий должны быть: открытость и добросовестность владения. Отношение к участку должно быть, как к своей собственности.

Часто люди, которые по закону воспользовались правом приобретательной давности, действительно думали, что они — собственники. Это происходило, как правило, в тех случаях, когда участок покупался без надлежащего оформления.

  • Непрерывность владения.
  • Признание права собственности на земельный участок

    Признание права на участок считается одним из путей защиты гражданских прав. Оно необходимо, когда в Росреестре отсутствуют сведения о том, кто именно является собственником определенной территории. Однако при этом у надела имеется человек, который считает себя владельцем.

    В статье рассмотрим, что такое признание права собственности на земельный участок, в каком порядке оно происходит и на каких основаниях.

    Телефоны бесплатной горячей линии

    Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.

    Земельный участок становится собственностью определенного человека в результате:

    • подписания договора или сделки;
    • приобретения на легальных основаниях;
    • издания соответствующих актов государством или местными органами власти;
    • юридически значимых событий, которым предусмотрено появление у лица гражданских прав на имущество;
    • признания права.

    Последнее снимает все имеющиеся сомнения по поводу того, кому на самом деле принадлежит надел.

    Соответственно, разрешается вопрос о признании права на участок только через суд, и никаких исключений из приведенной законодательной нормы – нет.

    Если лицо имеет обоснованные причины считать себя владельцем земельного участка, и его полномочия облечены в реальные документы (для подтверждения), он может обратиться в суд.

    Исковые заявления о признании права также нужны в тех случаях, когда в справках, выписках, иных документах на землю допущены ошибки.

    Регистрация прав владения, пользования и распоряжения в судебном порядке возможна, если на то есть обоснованная причина.

    • попытка признать завещание недействительным, либо обжаловать его положения, тогда иск подают на незаконного наследника участка;
    • при владении земли на протяжении долгого времени, в таком случае ответчиком выступает орган муниципальной власти;
    • приобретение недвижимого имущества в порядке купли-продажи до 90-го года, сопряженное с отказом Росреестра признать надел собственностью;
    • утеря полномочия наследовать территорию, ответчик по такому иску – местный муниципалитет;
    • наличие законного права собственности на надел и отказ администрации регистрировать его.

    В большинстве случаев признание владения землей нужно, когда участок был выдан человеку (или его родственнику) в советское время, а сейчас требуется пройти перерегистрацию, провести межевание, поставить территорию на учет.

    В таком случае обычно хватает информации о наделе из книг или постановлений муниципалитета.

    Суд вынесет решение в пользу истца, если тот предоставит достаточное количество убедительных и весомых доказательств. Среди них могут быть:

    • выписка из ЕГРН о земельном участке;
    • акты, подтверждающие получение имущества в порядке наследования;
    • данные прохождения инвентаризации;
    • выписка из хозяйственных книг местной администрации;
    • документы организации в СНТ;
    • свидетельство о регистрации права собственности нового или старого образца;
    • записи из старых земельных книг;
    • если есть жилой дом, то пригодится разрешение на строительство;
    • документы, дающие владельцу полномочие на право бессрочного (или ограниченного) пользования.

    Даже документы, справки и выписки, которые были получены еще до вступления в юридическую силу актуального Земельного Кодекса РФ, будут приняты и рассматриваются судом как доказательства в деле о признании права на территорию.

    Обращение в суд обычно делится на несколько последовательных стадий. На первой человек собирает всю важную документацию, которая может подтвердить, что именно он законно владеет земельным участком.

    После этого истец отправляет ответчику в письменном виде обоснованную претензию, одновременно уведомляя его о возможной подаче иска в судебный орган. Если срок, отмеченный в претензии истек, заинтересованное лицо передает исковое заявление в суд.

    Происходит это по месту, где находится земельный участок. Если вопрос решается положительно (в пользу истца), его право регистрируется. Иными словами, он наделяется всеми полномочиями собственника и сможет полноправно владеть участком, пользоваться его благами, а также решать дальнейшую судьбу.

    Для рассмотрения дела по существу и повышения шанса разрешить его в пользу истца он должен предоставить максимальное количество юридически значимых документов, доказывающих все факты, упомянутые в заявлении.

    Иск подает собственник, а ответчиком считается тот, кто мешает ему реализовывать комплекс прав собственника. Причем делать это можно как активно, так и пассивно, путем бездействия.

    Например, если администрация отказывается регистрировать участок, либо выдавать определенные выписки или справки. В целом, ответчиком может быть представитель Росреестра, депутат муниципалитета или физическое лицо (незаконный наследник).

    Предметом по делу будет являться спорный участок. Как уже было упомянуто, иск подается в судебный орган, который находится там же, где и указанный надел.

    Чаще всего заявление рассматривается мировым судьей. Однако, если стоимость иска превысит 50 тысяч, то его перенаправят в районный суд.

    Что обязательно нужно указать в заявлении? Следующие реквизиты и сведения рекомендованы и не зависят от того, кто является ответчиком:

    • данные обеих сторон (адреса, имена);
    • наименование суда;
    • участок, о котором ведется спор (его адрес, кадастровый номер, квадратура);
    • доказательства наличия права на землю;
    • в результате чего права владельца были нарушены, и кто мешает их реализации;
    • обоснованность требования с указанием статей законодательства.

    В большинстве случаев человеку понадобится помощь грамотного юриста, потому что без него трудно составить исковое заявление, правильно обосновать его и приложить доказательства.

    Лучше всего найти проверенного специалиста, чтобы он представлял интересы истца.

    Также стоит знать, какие документы рекомендуется приложить к исковому заявлению:

    1. Ксерокопию паспорта.
    2. Бумаги, на основании которых человек считает себя владельцем участка.
    3. Квитанцию, подтверждающую перечисление госпошлины.
    4. Доверенность, если человек не самостоятельно представляет свои интересы.
    5. Чеки о коммунальных платежах (желательно – за весь период владения).
    6. Копию претензии, отправленной ответчику, либо же иные документы, подтверждающие попытки разрешить спор в досудебном порядке.

    Отметим несколько основных моментов, связанных с судебными разбирательствами по данному вопросу.

    Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
    Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через онлайн-форму.

    Из актуальной судебной практики можно сделать вывод, что иск о признании права как способа восстановления и защиты полномочий владельца удовлетворяют при соблюдении одной маленькой, но важной детали.

    Человек должен фактически быть хозяином недвижимого имущества, однако не иметь правоустанавливающих документов от государства, подтверждающих это.

    Если истцом оказывается человек (или компания), которые не владеют имуществом фактически, по его заявлению положительного решения быть не может.

    Прежде всего, потому что в результате никакие полномочия собственника не восстанавливаются. Лишь создается двусмысленная и неопределенная ситуация.

    Рассмотрим пример СНТ подало иск на муниципальные власти Самары о признании права собственности на участок площадью 2 гектара в одном из районов города.

    В ходе рассмотрения дела суд решил, что подобный способ защиты права не может обеспечить восстановления прав в полном объеме.

    Причина тому – изъятие участка для нужд государства, на нем в тот момент уже строился мост.

    Также указанная территория никогда не состояла на кадастровом учете, поскольку вообще не считалась объектом земельных отношений.

    Следовательно, и прав по отношению к «несуществующему» по бумагам наделу быть не может и не возникает.

    Признание права происходит и тогда, когда полномочия возникли в результате так называемой приобретательной давности. Что обозначает этот термин?

    В соответствии с положениями ст.234 Гражданского Кодекса РФ, если человек или компания владеют недвижимостью в течение 15 лет, но не являются ее собственниками, то они приобретают легальное право собственности на указанное недвижимое имущество.

    Впрочем, не все суды согласны с тем, что данная гражданская норма применяется по отношению к земельным участкам. Почему так? В силу другой статьи этого же Кодекса.

    Статья 214 устанавливает режим определения владельца земли следующим образом: если территория не является частной, то она государственная. Третьего не дано.

    Поэтому разрешение таких споров не всегда однозначно. По мнению одних юристов право собственности на основе давности владения не может признаваться, если предметом иска является участок земли.

    Другие специалисты допускают это, но с важной оговоркой: когда надел все же ранее предоставили гражданину в частное владение. Он же по каким-то причинам не стал проводить его государственную регистрацию, но пользовался благами.

    Суды же придерживаются следующей позиции: если земля относится к государственной или муниципальной, то признания права собственности не состоится.

    А в резолютивной части решения будет сказано, что приобретается такая территория совсем в другом порядке (а не путем восстановления или защиты полномочий).

    Суд вынес решение в пользу истца, что делать после этого?

    Обычно необходимо будет закрепить успех в Росреестре. Новоиспеченный собственник обращается в территориальное отделение указанного органа с заявлением.

    К запросу прикладывается копия решения суда, чек о внесении пошлины, паспорт гражданина и правоустанавливающие документы.

    Далее сотрудники Росреестра проверяют все предоставленные бумаги, и, если с ними все нормально, вносят соответствующие изменения в сам реестр недвижимости. Затем они выдают заявителю выписку о праве собственности на участок.

    Важно понимать, что после вынесения решения никакие администрации и иные властные органы не вправе чинить препятствия истцу в реализации его права как собственника, а также в оформлении участка.

    Если же какая-то из сторон не согласна с результатом, она может потребовать направить дело на пересмотр в порядке кассации. Хотя согласно имеющейся практике такое происходит крайне редко.

    Таким образом, признание права осуществляется исключительно в судебном порядке. Оно необходимо, когда человек в течение долгого времени пользуется благами земельного участка и владеет им, но не имеет документального подтверждения права собственности.

    Следовательно, он не сможет и распоряжаться судьбой территории: продать, обменять, передать по наследству.

    Для разрешения спора придется подать иск, приложить все доказательства и ждать судебного разбирательства.

    Земельные споры достаточно сложны, поэтому лучше обратиться к квалифицированному юристу за помощью.

    Телефоны бесплатной горячей линии

    Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.

    Государственная собственность на землю


    Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Государственная собственность на землю

    Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства.

    Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

    Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

    Постулаты советского права:

    • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
    • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
    • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
    • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

    После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

    Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

    Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

    Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.

    Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

    Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

    • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
    • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.

    При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

    Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

    Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).

    Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:

    • общефедеральная;
    • субъектов РФ.

    На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:

    • родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
    • неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.

    Госсобственность любого из видов может возникать:

    • по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
    • вследствие разграничения госсобственности;
    • по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.

    В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила.

    Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города.

    Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.

    Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.

    Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.

    Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

    Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

    Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции.

    Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст.

    71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

    Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ).

    Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ).

    Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

    Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

    • объектами атомной энергии, космической деятельности;
    • федеральными энергетическими системами;
    • путями сообщения федерального значения;
    • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.

    Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

    • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
    • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

    Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

    Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

    Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

    Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

    По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

    В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории.

    В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

    Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

    Согласие не запрашивается:

    • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
    • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
    • в случае преобразования участков по решению суда;
    • при изъятия участка для публичных нужд.

    Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

    • проект межевания территории;
    • проектная документация лесного участка;
    • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

    Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

    • территории, подлежащей комплексному освоению;
    • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
    • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
    • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

    Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

    Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

    • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
    • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
    • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
    • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.

    Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

    • арендный договор;
    • договор безвозмездного пользования;
    • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
    • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.

    Источник: https://72mp.ru/2019/07/06/o-priznanii-prava-gosudarstvennoj-ne-razgranichennoj-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *