Мрот для расчета штрафов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мрот для расчета штрафов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Трудовой кодекс ТК РФ. Банк получателя __________________________________________________. Завещания, документы наследования.

Содержание:

МРОТ для штрафов в 2019-2020 году

mrot_dlya_shtrafov_v_2019-2020_godu.jpg

В 2000 году в связи с большими темпами инфляции все штрафы законодательно привязали к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Для этого была установлена базовая сумма, которая в 2000 году равнялась 83,49 рублям, а в 2001 году она повысилась до 100 рублей. Все штрафы назначались в кратном выражении к этой величине.

Каков в настоящее время МРОТ для штрафов и существует ли он вообще, можно узнать из этой статьи.

Что такое МРОТ для расчета штрафа

МРОТ, или базовая сумма, установленная для расчета штрафов, согласно действующему законодательству, составляет 100 рублей. Об этом сказано в статье 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19.06.2000 (далее – закон о МРОТ).

Здесь также отмечено, что базовая сумма будет действовать до момента ее изменения, либо внесения изменений в соответствующие законодательные акты. Данная статья присутствует в законе и по сей день. Таким образом, можно сказать, что последнее значение МРОТ (2019) для штрафов составляет 100 рублей. Но, тем не менее, в настоящее время эта величина потеряла свою актуальность и не применяется.

Действует ли МРОТ для штрафов в 2019-2020 году

Как уже было сказано выше, статья 5 закона № 82-ФЗ, устанавливающая размер МРОТ для штрафов, до сих пор не исключена и является действующей. Но вместе с тем появились новые законодательные нормы и изменения. В частности:

В статью 3 закона № 82-ФЗ в 2007 году было внесено дополнение, которое ограничивает сферу применения МРОТ только лишь оплатой за труд и расчетом социальных пособий. Отдельно указано, что запрещается использовать минимальную оплату труда для других целей.

В том же 2007 году был принят еще один федеральный закон, который полностью отменял базовую величину МРОТ для административных штрафов и вносил изменения во все статьи КоАП РФ, где упоминались санкции, кратные МРОТ (федеральный закон № 116-ФЗ от 22.06.2007). Также были внесены соответствующие изменения в Уголовный и Налоговый Кодексы РФ.

Таким образом, величина, указанная в статье 5 закона о МРОТ, становится неактуальной и больше не используется. Соответственно, такое понятие как МРОТ в 2020 году для штрафов будет некорректным, поскольку в действующем законодательстве такое понятие не применяется.

Как рассчитываются штрафы в 2019-2020 году

В настоящее время штрафы могут выражаться в следующих величинах:

В денежном измерении, выраженном в виде конкретной суммы в рублях. К примеру, за предоставление недостоверных сведений в документах, поданных в ИФНС налоговым агентом, полагается штраф 500 руб. за каждый такой документ (ст. 126.1 НК РФ).

В процентном исчислении от какой-либо базовой величины (например, 20% от суммы неуплаченного вовремя налога в связи с занижением налоговой базы – п. 1 ст. 122 НК РФ).

В величине, кратной какой-либо сумме (полученной выгоде, стоимости предмета, ставшего объектом правонарушения и т.д.).

В сумме, кратной доходу виновного лица за определенный период. Например, за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью предусмотрен штраф в размере зарплаты виновного за 1-3 года (ст. 170 УК РФ).

Кроме этого законодатель установил минимальные и максимальные пределы штрафов для различных групп субъектов права (физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и предприятия).

В соответствующих статьях кодексов указываются пределы штрафа, положенного за то или иное нарушение, конечная сумма определяется исходя из тяжести правонарушения и наступивших в его результате последствий.

В частности, установлено, что для административного наказания штраф не может быть менее 100 рублей, а при нарушении правил дорожного движения – 500 руб. (п. 2 ст. 3.5 КоАП РФ). При этом разрешается налагать штраф меньше нижнего предела, указанного в конкретной статье, если присутствуют особые обстоятельства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время базовый показатель для расчета сумм наказания за правонарушения не используется и значит, не применяется МРОТ для расчета штрафа в 2019 г. – в настоящее время действуют конкретные величины наказания в денежном выражении. Базовый МРОТ был введен для того, чтобы регулировать штрафы на надлежащем уровне по сравнению с быстрыми темпами инфляции, которыми отличались конец 90-х и начало 2000-х годов. В таких условиях штрафы, выраженные в конкретной сумме, быстро обесценивались. Но позднее штрафы, выраженные в МРОТ, стали неактуальными еще и потому, что сумма минимальной оплаты, используемая по прямому назначению (оплата за труд) превысила в десятки раз базовую величину.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник: https://spmag.ru/articles/mrot-dlya-shtrafov-v-2019-2020-godu

Сколько рублей составляет МРОТ по гражданско-правовым обязательствам

Что изменилось в 2019 году при определении размера штрафа

Величина минимального размера оплаты труда раньше имела две трактовки:

  • в трудовом праве она использовалась как периодически индексируемый показатель минимальной оплаты труда,
  • в остальных случаях служила условной единицей для начисления штрафов, налогов и сборов.

Двойственность этого показателя вносила определенную путаницу для граждан, пытавшихся самостоятельно рассчитать размер штрафов и других сборов в рублях.

Для определения размеров штрафов законодатель использовал минимальный размер оплаты труда. Чему равен 1 МРОТ для исчисления штрафа? Согласно ФЗ №82 с января 2001 года было установлено базовое значение «минималки» для расчета штрафов в сумме 100 руб.

Например, в старой редакции КоАП РФ статья 5.1 за нарушение прав гражданина в выборах и референдумах, предусматривала штраф в размере от 10 до 15 МРОТ. Сколько тогда составлял размер штрафа 10 МРОТ в рублях?

10 МРОТ х на базовый показатель 100 рублей = 1000 рублей.

Соответственно, 5 МРОТ = 500 рублей; 100 МРОТ = 10 000 рублей.

После принятия ФЗ №54 от 20.04.2007 г. статья 3 закрепила, что показатель МРОТ используется только для регулирования оплаты труда и расчета соцвыплат, для иных целей применение этого показателя не допускается. В связи с этим были внесены поправки в УК РФ, НК РФ, и штрафы пересчитали в рубли.

Переход штрафов от МРОТ к конкретным величинам

ФЗ №116 от 22.06.2007 г. внес изменения в КоАП РФ, и административные штрафы решили также выражать в рублевом эквиваленте (ст. 1 ФЗ №116):

  • для физлиц штраф не может превышать 5000 руб.;
  • для должностных лиц — не более 50 000 руб.;
  • для юрлиц административный штраф не может превышать 1 млн руб.

В настоящее время размеры штрафов установлены как конкретная сумма или процентное удержание не только в КоАП, но и Уголовном и Налоговом кодексах. Например, при умышленной неуплате налогов и страховых взносов взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Это позволяет привести штрафные суммы к единообразию и исключить двойное толкование норм права.

Однако в ГК РФ и ГПК РФ еще сохранились статьи, использующие МРОТ, как условную единицу. Например в ст. 446 ГПК пока продолжает использоваться значение «минималки» в базовом показателе по отношению взыскания с имущества, стоимость которого превышает 100 МРОТ.

В ГК РФ ссылка на минимальный размер оплаты труда осталась в ст.:

  • 226;
  • 887;
  • 899.

В августе 2018 года Минтруд обратился с обращением изменить эти нормы и установить конкретные суммы.

9 июня 2019 года вступили в действие поправки (ФЗ №105 от 29.05.2019 г.) в законы «О банках и банковской деятельности» (поправки в ст.11.1 и п.4 ст.20) и «О несостоятельности (банкротстве)» (в ст.189.64), согласно которым величина требований кредиторов также была отвязана от МРОТ. В законах заменена формулировка «тысячекратный размер МРОТ» на «сто тысяч рублей». Фактически сумма, которая позволяет возбудить дело о банкротстве, не изменилась, так как 1000 МРОТ и есть 100 000 рублей.

Таким образом, штрафы больше не коррелируются с «минималкой», а устанавливаются в фиксированном размере. Такие поправки устраняют необходимость делать перерасчеты из базового показателя в сто рублей и обратно. Для начисления соцвыплат, расчета доплат до действующего минимального размера зарплаты в 2019 году используется МРОТ в сумме 11 280 рублей.

Источник: https://credits.ru/publications/zarplata/skolko-rubley-sostavlyaet-mrot-po-grazhdansko-pravovym-obyazatelstvam/

Какой минимальный размер оплаты труда для штрафов по закону?

Ведение бизнеса в России должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, за нарушение которых предприниматель может подвергаться штрафу.

Два главных закона, регулирующих российское предпринимательство, это Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Оба закона содержат нормы, которые предусматривают штрафные санкции за их нарушения.

Действующее российское административное и налоговое законодательство складывалось в 1990-е годы, когда характерной чертой экономики была высокая инфляция.

Из-за этого штрафы, выраженные в абсолютных цифрах, довольно быстро устаревали и утрачивали значение для наказания недобросовестных граждан и организаций.

Чтобы наказание было актуальным и ощутим по своему денежному воздействию, было решено привязать его условной величине – минимальный размер оплаты труда для расчета штрафов.

Но поскольку минимальный размер был не таким уж маленьким, для штрафов был введена минимальная оплата труда для штрафов, условный, с 2001 г. равный ста рублям.

Органы назначающие

Налоговые и административные штрафы могут назначаться государственными органами и судами.

Перечень органов, которые уполномочены налагать штрафы на предпринимателей и организации, довольно велик, он перечислен в 23 главе КоАП РФ.

Это трудовые, санитарные, ветеринарные инспекции, пожарный, транспортный, строительный надзоры, ведомства по контролю за финансовыми и валютными операциями, а также налоговая инспекция, полиция, Роспотребнадзор, которые, в основном и занимаются выявлением нарушений в сфере торговли и сервиса.

К сожалению, объём требований, которые государство предъявляет к предпринимателям, достаточно велик, и очень часто нарушение происходит без умысла со стороны предпринимателя: он просто не знает об одной из обязанностей, не выполняет её и в результате зарабатывает штраф.

По счастью, не всегда знают об изменениях и сотрудники контролирующих органов, а даже если и знают, успевают проверить и наказать не всех предпринимателей.

К тому же существуют ограничения на проверки предпринимателей и фирм, которые в течение ближайших лет станут ещё строже (так называемые предпринимательские каникулы, период, в течение которого налоговое инспекция не может без особых оснований осуществлять выездную проверку у предпринимателя или в организации).

Пределы штрафных санкций

Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве понятие МРОТ для штрафов официально не упразднялось, фактически оно не используется.

После замедления инфляции в середине 2000-х годов федеральный законодатель последовательно заменил в кодексах штрафы, исчислявшиеся размер МРОТ для штрафов в рублях, которые периодически пересматриваются и поднимаются.

Административный кодекс предусматривает разные пределы штрафов для организаций (выше) и должностных лиц (ниже).

Индивидуальные предприниматели несут административное наказание как должностные лица.

Поскольку штрафы для ИП ниже, чем для фирм, многие начинающие предприниматели по этой причине, не желая рисковать большой ответственностью за невольно совершённое правонарушения, выбирают в качестве организационно-правовой формы не ООО, а ИП.

В некоторых случаях, если штраф слишком велик, несоразмерен тяжести правонарушения, контролирующий орган может назначить наказание ниже низшего предела административной санкции.

Если же контролирующий орган отказывается это сделать, предприниматель может обжаловать решение о штрафе в суде, где должен доказать, что не заслуживает настолько строгого наказания.

До перевода кодексов на суммы штрафов в рублях судьи и госорганы назначали штраф в пределах, которые умножались на МРОТ (большую часть времени он составлял 100 рублей).

Например, 2 МРОТ – 200 рублей, 5 МРОТ равнялся 500 рублям, 10 МРОТ – 1000 рублей, а штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда – 1000.

Например, статья 14.1 КоАП, наказывающая за предпринимательскую деятельность без регистрации и без лицензии, в период применения МРОТ предусматривала наказание для граждан: от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц (включая ИП): от 40 до 50 МРОТ и для юрлиц: от 400 до 500 МРОТ.

Кодекс об административных правонарушениях. Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

  1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
  2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
  3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Это значит, что гражданин, который занимался предпринимательством без регистрации, рисковал получить штраф в пределах от 2000 до 2500 рублей, предприниматель, который работал без лицензии: от 4000 до 5000 рублей, а фирма, работающая без лицензии, наказывалась штрафом от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

Ответственность за уклонение от выплаты

Неуплата административного штрафа наказывается двойным штрафом либо административным арестом в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях. Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

  1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, – влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
  2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста – влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
  3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
  4. Уклонение от отбывания обязательных работ – влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Административный арест – достаточно строгая мера, которая должна быть обоснована.

Если она предусмотрена в административном кодексе, это ещё не значит, что судья применит именно её.

Но не следует пропускать сроков уплаты штрафа.

Налоговый кодекс не предусматривает дополнительной ответственности за неуплаты налогового штрафа, однако налоговая инспекция вправе арестовать счёт и удержать с него сумму штрафа.

Но право на обращение в суд у него возникает только если предварительно он обжаловал решение налоговой инспекции в вышестоящем органе – региональном управлении ФНС.

Арбитражные суды довольно часто удовлетворяют жалобы предпринимателей на неправомерные действия налоговых органов, что порождает уже жалобы со стороны налоговых инспекторов.

Однако, именно предприниматели являются создателями национального богатства России.

Источник: https://101million.com/personal/zarabotnaya-plata/minimalnyj-razmer/dlya-shtrafov.html

Мрот для штрафов

Сколько рублей составляет МРОТ по гражданско-правовым обязательствам

Величина минимального размера оплаты труда раньше имела две трактовки:

  • в трудовом праве она использовалась как периодически индексируемый показатель минимальной оплаты труда,
  • в остальных случаях служила условной единицей для начисления штрафов, налогов и сборов.

Двойственность этого показателя вносила определенную путаницу для граждан, пытавшихся самостоятельно рассчитать размер штрафов и других сборов в рублях.

Для определения размеров штрафов законодатель использовал минимальный размер оплаты труда. Чему равен 1 МРОТ для исчисления штрафа? Согласно ФЗ №82 с января 2001 года было установлено базовое значение «минималки» для расчета штрафов в сумме 100 руб.

Например, в старой редакции КоАП РФ статья 5.1 за нарушение прав гражданина в выборах и референдумах, предусматривала штраф в размере от 10 до 15 МРОТ. Сколько тогда составлял размер штрафа 10 МРОТ в рублях?

10 МРОТ х на базовый показатель 100 рублей = 1000 рублей.

Соответственно, 5 МРОТ = 500 рублей; 100 МРОТ = 10 000 рублей.

После принятия ФЗ №54 от 20.04.2007 г. статья 3 закрепила, что показатель МРОТ используется только для регулирования оплаты труда и расчета соцвыплат, для иных целей применение этого показателя не допускается. В связи с этим были внесены поправки в УК РФ, НК РФ, и штрафы пересчитали в рубли.

ФЗ №116 от 22.06.2007 г. внес изменения в КоАП РФ, и административные штрафы решили также выражать в рублевом эквиваленте (ст. 1 ФЗ №116):

  • для физлиц штраф не может превышать 5000 руб.;
  • для должностных лиц — не более 50 000 руб.;
  • для юрлиц административный штраф не может превышать 1 млн руб.

В настоящее время размеры штрафов установлены как конкретная сумма или процентное удержание не только в КоАП, но и Уголовном и Налоговом кодексах. Например, при умышленной неуплате налогов и страховых взносов взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Это позволяет привести штрафные суммы к единообразию и исключить двойное толкование норм права.

Однако в ГК РФ и ГПК РФ еще сохранились статьи, использующие МРОТ, как условную единицу. Например в ст. 446 ГПК пока продолжает использоваться значение «минималки» в базовом показателе по отношению взыскания с имущества, стоимость которого превышает 100 МРОТ.

В ГК РФ ссылка на минимальный размер оплаты труда осталась в ст.:

В августе 2018 года Минтруд обратился с обращением изменить эти нормы и установить конкретные суммы.

9 июня 2019 года вступили в действие поправки (ФЗ №105 от 29.05.2019 г.) в законы «О банках и банковской деятельности» (поправки в ст.11.1 и п.4 ст.20) и «О несостоятельности (банкротстве)» (в ст.189.64), согласно которым величина требований кредиторов также была отвязана от МРОТ. В законах заменена формулировка «тысячекратный размер МРОТ» на «сто тысяч рублей». Фактически сумма, которая позволяет возбудить дело о банкротстве, не изменилась, так как 1000 МРОТ и есть 100 000 рублей.

Таким образом, штрафы больше не коррелируются с «минималкой», а устанавливаются в фиксированном размере. Такие поправки устраняют необходимость делать перерасчеты из базового показателя в сто рублей и обратно. Для начисления соцвыплат, расчета доплат до действующего минимального размера зарплаты в 2019 году используется МРОТ в сумме 11 280 рублей.

МРОТ для штрафов в 2019-2020 году

В 2000 году в связи с большими темпами инфляции все штрафы законодательно привязали к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Для этого была установлена базовая сумма, которая в 2000 году равнялась 83,49 рублям, а в 2001 году она повысилась до 100 рублей. Все штрафы назначались в кратном выражении к этой величине.

Каков в настоящее время МРОТ для штрафов и существует ли он вообще, можно узнать из этой статьи.

МРОТ, или базовая сумма, установленная для расчета штрафов, согласно действующему законодательству, составляет 100 рублей. Об этом сказано в статье 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19.06.2000 (далее – закон о МРОТ).

Здесь также отмечено, что базовая сумма будет действовать до момента ее изменения, либо внесения изменений в соответствующие законодательные акты. Данная статья присутствует в законе и по сей день. Таким образом, можно сказать, что последнее значение МРОТ (2019) для штрафов составляет 100 рублей. Но, тем не менее, в настоящее время эта величина потеряла свою актуальность и не применяется.

Как уже было сказано выше, статья 5 закона № 82-ФЗ, устанавливающая размер МРОТ для штрафов, до сих пор не исключена и является действующей. Но вместе с тем появились новые законодательные нормы и изменения. В частности:

В статью 3 закона № 82-ФЗ в 2007 году было внесено дополнение, которое ограничивает сферу применения МРОТ только лишь оплатой за труд и расчетом социальных пособий. Отдельно указано, что запрещается использовать минимальную оплату труда для других целей.

В том же 2007 году был принят еще один федеральный закон, который полностью отменял базовую величину МРОТ для административных штрафов и вносил изменения во все статьи КоАП РФ, где упоминались санкции, кратные МРОТ (федеральный закон № 116-ФЗ от 22.06.2007). Также были внесены соответствующие изменения в Уголовный и Налоговый Кодексы РФ.

Таким образом, величина, указанная в статье 5 закона о МРОТ, становится неактуальной и больше не используется. Соответственно, такое понятие как МРОТ в 2020 году для штрафов будет некорректным, поскольку в действующем законодательстве такое понятие не применяется.

В настоящее время штрафы могут выражаться в следующих величинах:

В денежном измерении, выраженном в виде конкретной суммы в рублях. К примеру, за предоставление недостоверных сведений в документах, поданных в ИФНС налоговым агентом, полагается штраф 500 руб. за каждый такой документ (ст. 126.1 НК РФ).

В процентном исчислении от какой-либо базовой величины (например, 20% от суммы неуплаченного вовремя налога в связи с занижением налоговой базы – п. 1 ст. 122 НК РФ).

В величине, кратной какой-либо сумме (полученной выгоде, стоимости предмета, ставшего объектом правонарушения и т.д.).

В сумме, кратной доходу виновного лица за определенный период. Например, за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью предусмотрен штраф в размере зарплаты виновного за 1-3 года (ст. 170 УК РФ).

Кроме этого законодатель установил минимальные и максимальные пределы штрафов для различных групп субъектов права (физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и предприятия).

В соответствующих статьях кодексов указываются пределы штрафа, положенного за то или иное нарушение, конечная сумма определяется исходя из тяжести правонарушения и наступивших в его результате последствий.

В частности, установлено, что для административного наказания штраф не может быть менее 100 рублей, а при нарушении правил дорожного движения – 500 руб. (п. 2 ст. 3.5 КоАП РФ). При этом разрешается налагать штраф меньше нижнего предела, указанного в конкретной статье, если присутствуют особые обстоятельства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время базовый показатель для расчета сумм наказания за правонарушения не используется и значит, не применяется МРОТ для расчета штрафа в 2019 г. – в настоящее время действуют конкретные величины наказания в денежном выражении. Базовый МРОТ был введен для того, чтобы регулировать штрафы на надлежащем уровне по сравнению с быстрыми темпами инфляции, которыми отличались конец 90-х и начало 2000-х годов. В таких условиях штрафы, выраженные в конкретной сумме, быстро обесценивались. Но позднее штрафы, выраженные в МРОТ, стали неактуальными еще и потому, что сумма минимальной оплаты, используемая по прямому назначению (оплата за труд) превысила в десятки раз базовую величину.

Какой минимальный размер оплаты труда для штрафов по закону?

Ведение бизнеса в России должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, за нарушение которых предприниматель может подвергаться штрафу.

Два главных закона, регулирующих российское предпринимательство, это Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Оба закона содержат нормы, которые предусматривают штрафные санкции за их нарушения.

Действующее российское административное и налоговое законодательство складывалось в 1990-е годы, когда характерной чертой экономики была высокая инфляция.

Из-за этого штрафы, выраженные в абсолютных цифрах, довольно быстро устаревали и утрачивали значение для наказания недобросовестных граждан и организаций.

Чтобы наказание было актуальным и ощутим по своему денежному воздействию, было решено привязать его условной величине — минимальный размер оплаты труда для расчета штрафов.

Но поскольку минимальный размер был не таким уж маленьким, для штрафов был введена минимальная оплата труда для штрафов, условный, с 2001 г. равный ста рублям.

Налоговые и административные штрафы могут назначаться государственными органами и судами.

Перечень органов, которые уполномочены налагать штрафы на предпринимателей и организации, довольно велик, он перечислен в 23 главе КоАП РФ.

Это трудовые, санитарные, ветеринарные инспекции, пожарный, транспортный, строительный надзоры, ведомства по контролю за финансовыми и валютными операциями, а также налоговая инспекция, полиция, Роспотребнадзор, которые, в основном и занимаются выявлением нарушений в сфере торговли и сервиса.

К сожалению, объём требований, которые государство предъявляет к предпринимателям, достаточно велик, и очень часто нарушение происходит без умысла со стороны предпринимателя: он просто не знает об одной из обязанностей, не выполняет её и в результате зарабатывает штраф.

По счастью, не всегда знают об изменениях и сотрудники контролирующих органов, а даже если и знают, успевают проверить и наказать не всех предпринимателей.

К тому же существуют ограничения на проверки предпринимателей и фирм, которые в течение ближайших лет станут ещё строже (так называемые предпринимательские каникулы, период, в течение которого налоговое инспекция не может без особых оснований осуществлять выездную проверку у предпринимателя или в организации).

Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве понятие МРОТ для штрафов официально не упразднялось, фактически оно не используется.

После замедления инфляции в середине 2000-х годов федеральный законодатель последовательно заменил в кодексах штрафы, исчислявшиеся размер МРОТ для штрафов в рублях, которые периодически пересматриваются и поднимаются.

Административный кодекс предусматривает разные пределы штрафов для организаций (выше) и должностных лиц (ниже).

Индивидуальные предприниматели несут административное наказание как должностные лица.

Поскольку штрафы для ИП ниже, чем для фирм, многие начинающие предприниматели по этой причине, не желая рисковать большой ответственностью за невольно совершённое правонарушения, выбирают в качестве организационно-правовой формы не ООО, а ИП.

В некоторых случаях, если штраф слишком велик, несоразмерен тяжести правонарушения, контролирующий орган может назначить наказание ниже низшего предела административной санкции.

Если же контролирующий орган отказывается это сделать, предприниматель может обжаловать решение о штрафе в суде, где должен доказать, что не заслуживает настолько строгого наказания.

До перевода кодексов на суммы штрафов в рублях судьи и госорганы назначали штраф в пределах, которые умножались на МРОТ (большую часть времени он составлял 100 рублей).

Например, 2 МРОТ — 200 рублей, 5 МРОТ равнялся 500 рублям, 10 МРОТ — 1000 рублей, а штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда — 1000.

Например, статья 14.1 КоАП, наказывающая за предпринимательскую деятельность без регистрации и без лицензии, в период применения МРОТ предусматривала наказание для граждан: от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц (включая ИП): от 40 до 50 МРОТ и для юрлиц: от 400 до 500 МРОТ.

Кодекс об административных правонарушениях. Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Это значит, что гражданин, который занимался предпринимательством без регистрации, рисковал получить штраф в пределах от 2000 до 2500 рублей, предприниматель, который работал без лицензии: от 4000 до 5000 рублей, а фирма, работающая без лицензии, наказывалась штрафом от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

Неуплата административного штрафа наказывается двойным штрафом либо административным арестом в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях. Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

Административный арест — достаточно строгая мера, которая должна быть обоснована.

Если она предусмотрена в административном кодексе, это ещё не значит, что судья применит именно её.

Но не следует пропускать сроков уплаты штрафа.

Налоговый кодекс не предусматривает дополнительной ответственности за неуплаты налогового штрафа, однако налоговая инспекция вправе арестовать счёт и удержать с него сумму штрафа.

Но право на обращение в суд у него возникает только если предварительно он обжаловал решение налоговой инспекции в вышестоящем органе — региональном управлении ФНС.

Арбитражные суды довольно часто удовлетворяют жалобы предпринимателей на неправомерные действия налоговых органов, что порождает уже жалобы со стороны налоговых инспекторов.

Однако, именно предприниматели являются создателями национального богатства России.

МРОТ — 2020: изменения

С 1 января 2020 года величина МРОТ увеличивается на 850 руб. и составит 12 130 руб. в месяц. На что это повлияет и возможна ли в принципе зарплата ниже МРОТ?

Заявленная сумма в 12 130 руб. в месяц составит 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличится на 7,5 %.

Известно, что соответствующий законопроект Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении.

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты ( ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Вы ИП и не разбираетесь в бухгалтерии? Электронный бухгалтер подготовит за вас отчётность и посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов.

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1. ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ.

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

МРОТ для расчета штрафов в 2020 году

С 01.01.2020 минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) равен 12 130 руб. (см. закон «О внесении изменений» от 27.12.2019 № 463-ФЗ). До этого времени его размер составлял 11 280 руб. Также в некоторых субъектах РФ устанавливается и так называемый региональный МРОТ (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Указанная величина применяется при определении размера заработной платы, расчета сумм пособий по нетрудоспособности, беременности и родам и прочих социальных выплат, предусмотренных законодательством (ст. 3 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ, далее — закон № 82-ФЗ).

Для определения же размеров налогов и штрафов, сумма которых находилась в зависимости от устанавливаемого МРОТ, ранее должна быть применена иная величина — базовая сумма. С 01.01.2001 ее размер не менялся и оставался равным 100 руб. (ст. 5 закона № 82-ФЗ).

Важно! В настоящий момент зависимость размеров штрафов от МРОТ упразднена полностью, и законодательство регламентирует их суммы уже в твердых величинах (см. закон «О внесении изменений…» от 22.06.2007 № 116-ФЗ).

Например, штрафы в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном или Налоговом кодексе рассчитываются уже не в количестве МРОТ за то или иное правонарушение, а выражены конкретной суммой либо процентом от суммы. Например, штраф за неуплату налогов без наличия вины составляет 20% от суммы неуплаченного налога (см. п. 1 ст. 122 НК РФ).

Итак, в настоящий момент штрафы, в соответствии с требованиями законодательства РФ, исчисляются в твердых суммах и не коррелируют с МРОТ. По этой причине базовая сумма, находившая применение при расчете штрафов, согласно ст. 5 закона № 82-ФЗ, в настоящий момент потеряла свою актуальность.

МРОТ используется при определении минимальных пределов зарплаты и вычисления сумм соцпособий. С 01.01.2020 он равен 12 130 руб. (а с 01.01.2019 по 31.12.2019 составлял 11 280 руб.).

Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

В субъектах РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, может быть установлен свой региональный МРОТ. Если он не установлен, то применяется федеральный МРОТ.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)

Размер штрафов надо привязать к МРОТ — депутат

До 2007 года в Административном кодексе штрафы были привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), однако затем исчисление штрафов было переведено на денежное выражение, говорится в письме депутата, разосланном в СМИ. Ярослав Нилов предлагает вернуться к изначальной практике.

Вопрос этот появился на повестке дня после опубликования проекта нового Кодекса об административных правонарушениях Минюста, где предлагается в несколько раз увеличить большинство штрафов и повысить сроки привлечения лиц к административной ответственности. Например, за превышение скорости на 20–40 км/ч предложено наказывать до 3 тыс. рублей (сейчас 500 рублей).

Общественность и ряд депутатов возмутились неадекватностью предложенных в виде штрафных санкций сумм, посчитав их сильно завышенными и ничем не обоснованными.

«Откуда и на каком основании возникли такие цифры? Что, с 2013 года, когда минимальный штраф был 100 рублей, в стране в шесть раз повысился МРОТ или величина прожиточного минимума? Может, уровень жизни резко поднялся? Скорее, обычный чиновничий зуд и абсолютное непонимание ситуации в регионах привело к таким предложениям» , — возмущается Ярослав Нилов.

Чиновники просто потеряли связь с реальностью, они не задумываются над тем, что страна сильно разнится и по уровню жизни, и по доходам в зависимости от субъекта, и доход на уровне МРОТ у нас получают порядка 5 миллионов граждан, а затем еще и платят 13% с этой суммы, кипятится депутат.

Парламентарий напоминает, что, обсуждая размер штрафов, стоит учитывать тот бардак, который творится на дорогах, когда знаки противоречат разметке, а система видеофиксации выдает невероятные ошибки.

И что люди предпочитают не связываться с властями и безуспешно доказывать свою правоту и платят минимальный штраф со скидкой. Но после запланированного шестикратного повышения автоштрафов всего одна поездка по дороге с неисправными комплексами или некорректной разметкой может обернуться для граждан «расставанием с месячной зарплатой».

Поэтому депутат и предлагает рассчитывать суммы административных штрафов в долях или процентах от МРОТ, ограничив максимальный размер 50%. И подходить к этому вопросу более тщательно и осознанно, с учетом множества факторов, а не вот та, наскоком. А перед этим не мешало бы провести полную инвентаризацию знаков, разметки и лимитов скорости, существующих на наших дорогах.

  • Новый КоАП, строгие изменения в который разработал Минюст, предположительно, должен начать действовать с 1 января.

В Госдуме предложили вернуть привязку штрафов к МРОТ

Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов предложил привязать сумму максимального штрафа к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в связи с ужесточением штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на заявление парламентария.

«В связи с опубликованными новыми штрафами, особенно для водителей, с учетом безобразно работающей системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, предлагаю вернуться к теме привязки максимального штрафа для физических лиц к определенному проценту от минимального размера оплаты труда», — заявил он.

Нилов пояснил, что в России МРОТ составляет 12 тыс. руб., таким образом, максимальный штраф не должен превышать 50% от этой суммы.

Ранее Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в котором предложено ужесточить наказание для нарушителей ПДД. Так, штраф за превышение скорости на 20–40 км/ч составит 3 тыс. руб. (в данный момент — 500 руб.), на 40–60 км/ч — 4 тыс. руб. (в данный момент до 1,5 тыс. руб.). Повторное превышение скорости на 40–60 км/ч грозит штрафом в размере 10 тыс. руб. и лишением прав на год.

Нилов назвал предложенные штрафы завышенными. По его мнению, авторы проекта нового КоАП не понимают текущую ситуацию в стране.

Так, за превышение скорости на 20–40 км/ч на участке трассы, где безобразно организовано движение и знаки противоречат разметке, водитель может лишиться четверти МРОТ, заключил парламентарий.

Новое предложение по дорожным штрафам — привязать их к МРОТ

Предложения Минюста по изменениям в КоАП — 30 января опубликован проект нового Кодекса по административным правонарушениям — вызвали активное обсуждение в стране. Особенно горячие споры спровоцировал размер предлагаемых Минюстом штрафов. Их сразу назвали «драконовскими» и очередной «кормушкой» для заинтересованных лиц, а авторов документа — людьми, оторванными от реальной жизни. Главный аргумент противников нововведений: штрафы необходимо сопоставлять с величиной прожиточного минимума и минимальной оплатой труда в стране.

Особенно горячей критике подверглись санкции, предлагаемые к применению нарушителям скоростного режима, о которых «АВТОСТАТ» уже писал ранее. Так, например, за незначительное превышение установленной скорости в новый КоАП заложено наказание — штраф до 3 тыс. рублей (шестикратный рост, на данный момент сумма штрафа за такое нарушение не превышает 500 рублей), а превышение на величину более 60 километров в час юристы предложили карать штрафом 5 тыс. рублей или лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами (от 4 до 6 месяцев). За повторное нарушение, связанное с грубым несоблюдением скоростного режима в Документ вписаны еще более жесткие санкции — штраф в 10 тысяч рублей или лишение права вождения автомобиля сроком на 1 год. Появившееся в Кодексе новое понятие «Опасное вождение» также предусматривает высокое наказание — штраф в размере 5 тысяч рублей.

Напомним, что весь прошлый год в России велись дискуссии по вопросам, связанным с камерами наблюдения на дорогах, приводилась яркая статистика выявленных нарушений со стороны организаций, устанавливающих системы автоматического учета и пр. На этом фоне шансы попасть под ошибку системы и лишиться из-за этого почти месячной зарплаты (сегодня минимальная оплата труда в России составляет 12 тыс. рублей) — достаточно велики.

«В связи с опубликованными новыми штрафами, особенно для водителей, с учетом безобразно работающей системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, предлагаю вернуться к теме привязки максимального штрафа для физических лиц к определенному проценту от минимального размера оплаты труда. Если сегодня у нас МРОТ зафиксирован на отметке 12 тысяч рублей, то максимальный штраф не может быть выше, чем 50% от МРОТ», — прокомментировал Кодекс для «РИА Новости» Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

Напомним, что до 2007 года в нашей стране «штрафная» привязка к МРОТ была, однако потом ее отменили, поскольку формулу начислений признали устаревшей. Сейчас представители ГосДумы и целый ряд общественных организаций предлагает эту привязку вернуть.

Быстро узнать актуальную стоимость автомобиля на рынке — с помощью калькулятора «Оценка авто».

Автор: Виктория Лобода , источник: АВТОСТАТ

  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  • Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  • Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  • История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  • Источник: https://premium-vs.ru/mrot-dlya-shtrafov/


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *